ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ И ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Таблица 19.1

Федеральная программа тестов физической подготовленности студентов подготовительного и основного учебных отделений

 

Тесты на скорость,

Силу и выносливость

Оценка в очках

 

5 4 3

2

1

Мужчин

Бег 100 м, с 13,2 13,6

14,0

14,3

14,6 Подтягивание на перекладине, число раз 15 12

9

7

5 Бег 3000 м, мин, с 12,00 12,35

13,10

13,50

14,30

Женщины

Бег 100 м, с 15,7 16,0

17,0

17,9 18,7 Поднимание туловища из п. «лежа на спине», кол-во раз 60 50

40

30 20 Бег 2000 м, мин, с 10,15 10,50

11,15

11,50 12,15                

 

Примечание. Упражнения и тесты по профессионально-прикладной физической подготовке, а также для студентов специального учебного отделения определяет кафедра физического воспитания.

 

Наиболее существенным разделом контроля физкультурного образова­ния студентов средних и высших учебных заведений является определение их физической подготовленности. Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (ст. 14) определено, что по итогам учебного года все образовательные организации, в том числе сред­ние и высшие учебные заведения, должны выставить оценку физической подготовленности каждому студенту. Приказом Минобразования «Об орга­низации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях» № 1025 всем высшим учебным заведениям предписано проводить ежегодное тестирование физической подготовленности студентов по тестам и контрольным нормативам, определенным действующими примерными го­сударственными программами (табл. 19.1). Для мужчин это бег на 100 и 3000 метров и подтягивание на перекладине (количество раз). Для жен­щин — бег на 100 и 2000 метров и поднимание туловища из положения «лежа на спине» в положение «сидя, руки за головой, ноги закреплены» (количество раз). Общее количество тестов рекомендуется не более 5.

При итоговой аттестации учитывается выполнение студентами практи­ческого раздела программы. Студенты, освобожденные от практических занятий на длительный срок, при сдаче зачета должны выполнить пись­менную тематическую контрольную работу, связанную с характером их заболевания.

Перевод физического воспитания на качественно новый уровень фун­кционирования обеспечивается опережающей подготовкой и повышением квалификации педагогических кадров.

Особенности методики занятий физическими упражнениями

В учебных отделениях вуза

Физическая культура, как учебная дисциплина в вузе, по содержанию, организации и проведению занятий существенно отличается от уро­ков по физкультуре в средней школе и предусматривает использование дифференцированных форм и методов обучения, в работе трех учебных отделений: основном (подготовительном), специальном и спортивном. Спе­цифика учебного процесса на данных отделениях связана с комплектова­нием учебных групп с учетом индивидуальных особенностей, потребное-тно-мотивационной сферы, физического развития и физической подготовленности студентов. Это предусматривает соответствующую регла­ментацию «должных» норм объема и интенсивности физических нагрузок, направленность и чередование различных видов и форм учебной работы.

Распределение студентов по учебным отделениям осуществляется в начале каждого учебного года по результатам педагогической диагностики и медицинского обследования, где определяется состояние их здоровья, физического развития и уровень физической и спортивно-технической под­готовленности.

На подготовительное учебное отделение зачисляются студенты, отнесенные по состоянию здоровья, уровню физического развития и подготов­ленности к основной и подготовительной медицинской группам. Содер­жание учебного процесса на данном отделении предусматривает сбалансированное педагогическое воздействие, направленное на совершен­ствование духовной, интеллектуальной и телесной сфер личности студента по трем направлениям. Первое направление связано с гуманитаризацией учебно-воспитательного процесса (формированием мировоззренческих и поведенческих стереотипов, углублением гуманитарных, общенаучных и профессиональных знаний студентов) на основе ценностного осознания потребностей студенческой молодежи. Второе направление связано с ин­теграцией в практику физического воспитания спортивно-педагогических технологий (так называемой «спортизацией» учебного процесса, форми­рующей интерактивное состояние студентов и направленность их на са­мосовершенствование). Третье направление предусматривает активиза­цию всех видов студенческого самоуправления, стимулирование потребности студентов в творческой деятельности на когнитивном, эмо­циональном и моторно-поведенческом уровнях. Повышение эффектив­ности учебно-воспитательного процесса связано с расширением возмож­ностей студентов в занятиях физическими упражнениями; максимальным использованием высокого научного и образовательного потенциала ка­федр физического воспитания; расширением фонда учебно-методическо­го обеспечения, методик организации и проведения учебно-тренировоч­ного процесса; формированием сервисной службы, обеспечивающей реализацию всех этапов процесса обучения, включая документирование хода учебно-тренировочного процесса; автоматизацией процесса управ­ления информационными ресурсами, обеспечивающей возможность по­лучения оперативной информации.

Содержание практических занятий в группах студентов подготовитель­ной медицинской группы включает программный материал, обязательный для всех учебных отделений, профессионально-прикладную физическую подготовку, а также элементы спортивной тренировки.

На специальное учебное отделение зачисляются студенты, отнесен­ные по данным медицинского обследования в специальную медицинскую группу. Учебный процесс направлен на укрепление здоровья студентов, повышение физической работоспособности, а также ликвидацию остаточ­ных явлений после перенесенных заболеваний и травм. Занятия в данной группе носят выраженную компенсаторную (профилактическую и реабилитационно-оздоровительную) специфику, связанную с повышением резистентности (увеличением психофизических резервов) к воздействию стресс-факторов учебной деятельности, созданием условий для повыше­ния их двигательной активности и расширением коммуникативной сферы. Используются комплексы физических упражнений, преимущественно аэробной направленности (например саrdio-step, АВТ, соmbо-stер, flех), а также различные оздоровительные методики самосовершенствования жизненно важных умений и навыков, с учетом индивидуального характера двигательных нарушений, особенностей адаптационных механизмов и моторно-психических состояний студентов. Повышение эффективности ра­боты специального отделения связано с разработкой новых теоретико-ме­тодологических подходов, определяющих: во-первых, специфику использования специальных средств, методов и организационных форм занятий физическими упражнениями реабилитационно-развивающей на­правленности с учетом индивидуального характера двигательных наруше­ний; во-вторых, систему научно-обоснованных критериев функциональ­ного контроля, позволяющих осуществлять педагогический мониторинг и прогнозирование динамики состояния студентов с учетом характера их за­болевания, и в-третьих, уточнение дифференцированных целей с учетом динамики достигнутой качественной ремиссии и нормативных требований государственного образовательного стандарта.

Учебные группы отделения спортивного совершенствования формиру­ются по видам спорта, куда зачисляются студенты основной медицинской группы, желающие углубленно заниматься избранным видом спортивной деятельности, культивируемым вузом. Учебный процесс на данном отде­лении направлен преимущественно на повышение спортивно-техническо­го мастерства на основе всесторонней психофизической подготовки. По­вышение эффективности работы отделения спортивного совершенствования связано с оптимизацией управления процессом функциональной адапта­ции (формированием специфических функциональных систем) организма с учетом всех модусов субъектной деятельности студентов. Это предусмат­ривает: 1) персонификацию программ спортивной тренировки путем не­прерывной коррекции текущих целей, уточнения педагогических задач, используемых средств с учетом состояния и психосоматических особенно­стей студентов; 2) информатизацию учебно-тренировочного процесса пу­тем использования компьютерных технологий при осуществлении педаго­гического мониторинга; 3) преодолением дискретности и экстенсивного характера учебно-тренировочного процесса путем повышения объема средств специализированной подготовки и соревновательной практики. Соответ­ственно указанным направлениям уточняется содержание комплекса ре­шаемых педагогических задач, обеспечивающих структурную целостность учебно-воспитательного процесса, усиление конвергентности междисцип­линарных связей и освоение достаточного, в пределах учебного курса, объе­ма информации.

Внеучебные занятия организуются и проводятся также в различных фор­мах: во-первых, при выполнении физических упражнений и рекреацион­ных мероприятий в режиме учебного дня (включая использование «малых форм» физической культуры); во-вторых, занятиях в спортивных клубах, секциях и группах по интересам; в-третьих, массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий.

Повышение эффективности, доступности и демократичности рассмот­ренных форм занятий достигается в рамках федеральной программы «Ин­теграция науки и высшего образования России на 2002—2006 годы», «Школа и общество», «Педагогика единого целостного мира» и связано с внедре­нием в практику новых обучающих информационных технологий. Всю со­вокупность новаций, используемых в физической культуре студентов, це­лесообразно подразделять на: 1) организационно-педагогические, предусматривающие использование интегративных методов организацион­ного развития физкультурного образования студентов; 2) технологические, предусматривающие внедрение в практику передовых обучающих техноло­гий, видов педагогического контроля (педагогического мониторинга); 3) социально-педагогические, определяющие динамику развития мотивационной сферы студентов; 4) прогностические, связанные с разработкой персо­нифицированных моделей их телесного, интеллектуального и духовного развития.

С учетом Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О высшем и послевузовском образовании», а также принятых в этой связи ряда законодательных актов, например, приказа Министерства общего и профессионального образования РФ «О мерах по созданию единой системы дистанционного обучения в регионах РФ» № 14-55-282 ин/15, особую роль в организации учебных и внеучебных форм занятий приобретают Internet-технологии. Использование с этой целью информационной среды WWW вузовской компьютерной сети RUNNET позволяет студентам самостоятельно в интерактивном режиме осваивать учебно-методические материалы, выполнять контрольные задания и про­водить самооценку состояния. На сегодняшний день она представляет тех­нологически отлаженную структуру, включающую более 500 WWW серве­ров телекоммуникационных сетей RBNET и RUNNET. Как одна из наиболее перспективных внеучебных форм занятий, дистанционное физ­культурное образование призвано осуществлять следующие функции:

- повышение уровня и качества физкультурного образования студентов;

- развитие единого образовательного пространства, обеспечивающе­го удовлетворение потребности студенческой молодежи в физкультурно-образовательных услугах;

- повышение социокультурной активности студентов, уровня их са­мосознания и расширение кругозора.

Вместе с тем расширение возможностей использования новых ин­формационных технологий в учебно-тренировочном процессе предусмат­ривает коррекцию сложившихся представлений о качестве его программи­рования, которые должны отвечать следующим требованиям:

- достоверностью, целостностью и минимальной избыточностью со­здаваемых баз данных;

- унифицированными механизмами обработки информации в систе­ме информационных ресурсов;

- реализацией объектно-ориентированного подхода к программиро­ванию для организации информационных интерфейсов;

- интеграцией программно-методических комплексов, обеспечиваю­щей их универсальность.

19.4. Физическая культура в быту студентов и в каникулярное время

В организации активного досуга студенческой молодежи использу­ется широкий спектр различных внеучебных занятий физическими уп­ражнениями, включая утреннюю гигиеническую гимнастику, упражне­ния в течение учебного дня (проводимые в перерывах между учебными занятиями) и самостоятельные тренировочные занятия. Важное место в организации спортивно-массовой работы занимают факультетские и общеинститутские спартакиады, дни здоровья, массовые кроссы, физ­культурные праздники, вечера и конкурсы, соревнования по массовым видам спорта, матчевые встречи с командами других вузов и т.д. Они способствуют формированию привычки к здоровому проведению досуга и воспитанию устойчивого интереса к систематическим занятиям физи­ческими упражнениями, расширяя таким образом участие студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников в физкультурно-спортивных мероприятиях.

Далеко не последнее место в этой работе занимают физкультурно-оздоровительные мероприятия, проводимые в студенческом общежитии, где зачастую проживает от 30 до 60% общего количества студентов вуза. Они носят массовый характер и проводятся в доступных формах, включая утреннюю гигиеническую гимнастику, занятия отдельными видами спорта, спортивными играми с целью активного отдыха. Организация этой рабо­ты предусматривает создание необходимых материально-технических усло­вий, а также стимулирование работы студенческого самоуправления, вклю­чая подготовку волонтеров и физкультурного актива (совета физкультуры общежития). Как правило, данные физкультурно-спортивные мероприя­тия проводятся на спортивных площадках, построенных при студенческих общежитиях.

Во время летних и зимних каникул особое значение приобретает орга­низация физкультурно-спортивной работы в оздоровительных лагерях и студенческих строительных отрядах. Содержание данной работы включает проведение утренней гигиенической гимнастики и закаливающих проце­дур, проведение учебно-тренировочных занятий и соревнований по раз­личным видам спорта; организацию спортивно-массовых мероприятий (спортивных праздников, вечеров и показательных выступлений спортсме­нов). Возможность комплексного использования всех средств физического воспитания (физических упражнений, гигиенических и естественных фак­торов внешней среды) обеспечивают их высокий оздоровительный и зака­ливающий эффект.

19.5. Направления деятельности кафедры физического воспитания, спортивного клуба и спортивно-оздоровительного центра

Кафедра физического воспитания совместно со спортивным клубом осуществляет организацию учебного процесса по предмету «Физическая культура», а также управление спортивно-массовой работой в вузе и раз­витие самодеятельного спортивно-массового движения студенческой мо­лодежи в форме активного досуга. Являясь структурным подразделением вуза, кафедра помимо организации учебного процесса, реализует комп­лекс организационно-методических, физкультурно-оздоровительных, на­учных, воспитательных, спортивных и профилактических мероприятий в вузе по следующим приоритетным направлениям:

- патриотическое воспитание и развитие общественно значимых черт личности студента;

-формирование научного мировоззрения студенческой молодежи;

- формирование спортивно-технического мастерства студентов, за­нимающихся на отделении спортивного совершенствования;

- организация научных исследований по решению прикладных задач

физической культуры студентов;

- материально-техническое, финансовое, кадровое и информацион­ное обеспечение учебно-тренировочного процесса;

- оказание оздоровительных услуг студентам на хозрасчетной основе. Спортивный клуб вуза является первичной общественной спортивной организацией, объединяющей на добровольном членстве студентов, аспи­рантов, преподавателей и сотрудников. Его председателем избирается, как правило, один из преподавателей кафедры физического воспитания. Деятельность спортклуба связана с консолидацией администрации вуза, кафедры физического воспитания и спортивного актива по развитию и управлению спортивно-массовым движением, а также с созданием необходимых условий для гармонизации физического, интеллектуального и духовного воспитания студенческой молодежи.

Деятельность спортивного клуба вуза предусматривает реализацию сле­дующих мероприятий:

- внедрять различные современные формы физкультурно-спортивной работы в физическую культуру студентов;

- обеспечивать социальную поддержку и повышение уровня спортив­но-технического мастерства спортсменов;

- участвовать в проведении массовых физкультурных и спортивных мероприятий вуза (спартакиад, спортивных праздников и соревнований);

- организовывать спортивно-массовую работу в студенческих общежитиях;

- проводить работу по подготовке общественных физкультурных кадров;

- проводить агитационно-пропагандистскую работу по физической культуре и спорту;

- организовывать физкультурно-массовую и спортивную работу с деть­ми сотрудников и преподавателей вуза.

Рассмотренные виды работ осуществляются на принципах демокра­тии, гласности, самоуправления, широкой творческой инициативы сту­дентов, выборности руководящих органов и их отчетности перед коллек­тивом. Спортивный клуб создает таким образом необходимые организационно-методические условия для занятий различными форма­ми и видами физической культуры с учетом имеющихся ресурсов, тради­ций вуза и профилем подготовки специалистов. Он имеет право присва­ивать спортивные разряды и звания спортивного судьи, награждать студентов грамотами и памятными подарками за высокие спортивные достижения, организовывать летние и зимние спортивно-оздоровитель­ные лагеря.

При реализации этих целей спортивный клуб вуза координирует дея­тельность его членов по совершенствованию организации спортивно-мас­совой работы, оказывает информационные услуги в области физической культуры, принимает участие в подготовке студентов-спортсменов, нала­живает межвузовские и международные студенческие спортивные связи. В сфере внимания спортивного клуба находится работа по организации самостоятельных занятий студентов во внеучебное время, а также пропа­ганда ценностей физической культуры, здорового стиля жизни.

Коммерциализация физической культуры оказала существенное влия­ние на правовые и экономические механизмы развития физкультурного образования студентов, связанное с расширением сферы деятельности спортивного клуба. Результатом социально-экономических перемен яви­лось создание межвузовских физкультурно-оздоровительных (МФОЦ) и физкультурно-спортивных центров (МФСЦ).

Физкультурно-оздоровительные центры, с учетом профиля их деятель­ности подразделяются на три вида: 1) физкультурно-спортивные, деятель­ность которых связана с реализацией преимущественно задач повышения спортивного мастерства студентов; 2) центры общефизической подготов­ки, работа которых связана с решением оздоровительных задач; 3) комби­нированные центры, реализующие все известные формы оздоровительной работы со студентами.

Деятельность межвузовского физкультурно-спортивного центра значи­тельно шире. Он является структурным подразделением нескольких ву­зов, объединенных по территориальному признаку, и включает наряду с кафедрами физического воспитания спортивные клубы этих вузов, их ме­дико-профилактические и лечебные службы, инфраструктуру физической культуры, научно-исследовательскую лаборатория.

МФСЦ организует свою деятельность в соответствии с Законодатель­ством Российской Федерации, положением и другими регламентирующи­ми документами. Являясь юридическим лицом, МФСЦ активно занима­ется предпринимательской деятельностью в данной культурной сфере. Основными направлениями его деятельности являются:

- удовлетворение потребностей студентов, аспирантов и препода­вателей в занятиях различными видами спорта, оздоровительными сис­темами;

- внедрение в практику двигательных режимов, способствующих про­филактике заболеваемости и укреплению здоровья студентов;

- целенаправленные мероприятия по развитию студенческого спорта;

- планирование, организация и проведение прикладных научно-ис­следовательских работ, направленных на повышение эффективности учеб­но-тренировочного процесса;

- организация учебно-методических семинаров по проблемам физи­ческой культуры;

- издательская и маркетинговая деятельность;

- организация межвузовских, всероссийских и международных сту­денческих спортивных соревнований;

- коммерческая деятельность по оказанию спортивно-оздоровитель­ных услуг студентам и населению;

- финансирование оплаты работы преподавателей и тренеров, расхо­дов на проведение соревнований;

- приобретение современного спортивного оборудования: тренажеров, технических средств обучения, автоматизированных систем педагогичес­кого контроля, спортивной экипировки.

Резервами повышения эффективности работы МФСЦ являются: рас­ширение деятельности в сфере подготовки спортсменов высокого класса, организация всероссийских и международных студенческих соревнований, посредническая деятельность С целью расширения источников финанси­рования целесообразна активизация работы по оказанию рекламных и оз­доровительных услуг населению, издательской деятельности и гемблингу, организации выставок-продаж спортивного оборудования.

19.6. Специфика деятельности преподавателя физического воспитания в средних специальных и высших учебных заведениях

Работа преподавателя физического воспитания строится из нескольких видов деятельности, в число которых входит: учебная, методическая, орга­низационно-методическая, научно-исследовательская, спортивно-массовая и оздоровительная. Поэтому в практической деятельности ему необходимо решать целый комплекс педагогических, организационных и управленческих задач. Не ограничиваясь проведением академических за­нятий, он активно занимается тренерской работой, выступает в роли орга­низатора массовых спортивных мероприятий, выполняет функции спортив­ного судьи, инструктора-методиста, участвует в научно-исследовательской и учебно-методической работе, а также в предпринимательской работе ка­федры и спортивного клуба. Помимо этого, преподаватель выполняет кон­тролирующие функции, осуществляя текущую педагогическую диагности­ку и принимая контрольные нормативы и зачет. Важное место в его работе занимает организация самостоятельных занятий студентов во внеучебное время. Эта работа осуществляется как на спортивной базе кафедры, так и в студенческом городке. Круг профессиональных обязанностей преподава­теля физического воспитания обусловлен его профессиональным статусом.

В обязанности ассистента входит проведение академических занятий, индивидуальная работа с отстающими в физическом развитии студента­ми, прием контрольных нормативов, учебно-методическая работа, орга­низация и проведение спортивно-массовых мероприятий, целенаправлен­ная работа по повышению спортивно-технического мастерства студентов-спортсменов.

В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта предельный объем нагрузки студента не должен превышать 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной и учеб­ной работы. Годовой бюджет рабочего времени определяется исходя из 36-часовой рабочей недели и составляет 1550 часов. В пределах годового бюджета времени и 6-часового рабочего дня для штатных преподавателей кафедра физического воспитания обеспечивает проведение всех видов учеб­ной, методической и научной работы (табл. 19.2).

Решением Ученого совета вуза определяются расчетные нормы годо­вой учебной нагрузки преподавательского состава в зависимости от квали­фикации и специфики его деятельности (но не более 900 часов в год). По решению заведующего кафедрой штатные преподаватели могут выполнять педагогическую работу сверх установленной нормы годовой учебной на­грузки с почасовой оплатой в объеме до 240 часов в учебном году или в объеме 0,5 ставки преподавателя.

Таблица 19.2

  Нормы времени для определения педагогической нагрузки

Виды работы Объем работы Нормы времени
1 2 3 4

Учебная работа

1 Лекции Один лекционный поток В соответствии с учебным план 2 Практические занятия На одну учебную группу В соответствии с учебным планом 3 Групповые консультации До 5% на одну учебную группу От общего числа лекционных часов 4 Индивидуальные консультации 0,25 часа на одного студента В соответствии с перечнем дисциплин учебного плана   5 Зачет 0,25 часа на одного студента В соответствии с учебным план 6 Руководство аспирантами 50 часов в год на одного аспиранта Допускается: для профессора, доктора наук - 5 аспирантов; кандидат наук - 3 аспиранта 7 Руководство соискателями 25 часов в год на одного соискателя   8 Руководство кафедрой Штатному заведующему: 40—60 часов в год  

Методическая работа

9 Подготовка к лекциям На 1 час лекций один раз в год По новым материалам - до 3 часов; по ранее чи­тавшимся — до 1 часа 10 Подготовка к практическим занятиям На 1 час занятий один раз в год По новым — 2 часа; по ранее проводившимся — до 1 часа 11 Разработка лекций по вновь вводимой учебной дисциплине и подготовка их к изданию На 1 двухчасовую лекцию До 70 часов 12 Переработка лекций и подготовка их к изданию На 1 двухчасовую лекцию Не более 50% от нормы времени на ее разработку 13 Разработка методических указаний На один авторский лист До 40 часов 14   Разработка и подготовка к изданию учебно-методических материалов На каждое 2-часовое занятие До 12 часов на материалы, издаваемые впервые; и до 6 часов при переиздании 15 Разработка учебных программ по вновь вводимым видам и подготовка их к изданию На 100 часов учебной дисциплины До 50 часов 16 Переработка учебных программ и подготовка их к изданию На 100 часов учебной дисциплины Не более 20 часов 17   Разработка учебно-наглядных пособий (плакатов, схем, стендов, макетов) На одного преподавате­ля в год Учитываются фактичес­кие затраты времени 18 Участие в работе пред­метно-методических ко­миссий На одного участника в год Учитываются фактичес­кие затраты времени

Задачи ППФП

- развитие физических способностей;

- формирование необходимых в данной профессии (специальности) двигательных навыков;

- воспитание воли, настойчивости, организованности, трудолюбия;

- создание основ для противодействия влияния неблагоприятных факторов и условий труда на человека;

- формирование теоретических основ знаний о роли и значения физической культуры для сохранения здоровья человека и повышения произво­дительности его труда.

На основе современных исследований проблем труда и профессиональной деятельности определяется рейтинг (последовательность степени важности, преимуществ), физических упражнений и других средств ППФП.

Для одних профессий приоритетными являются силовые или скоростно-силовые способности, для других - координационные, для третьих - выносливость, для четвертых - гибкость и т.п.

Нередко трудовая деятельность проходит в довольно сложных небла­гоприятных условиях, отрицательно действуют на человека (задымленность, вибрация, высокие или низкие температуры в зоне труда), или частая и резкая их смена (кузнецы, металлурги, шахтеры), задымленность, высо­кий уровень шума (ткацкое производство).

Все это необходимо учитывать при определении порядка и приорите­тов в развитии физических способностей.

Базой ППФП является общая физическая подготовка (ОФП). Чем она выше, тем лучше в физическом отношении подготовлен человек и тем быстрее развиваются его приоритетные для конкретной специальности физические качества и способности. Более того, на базе достаточно высо­кой ОФП быстрее и эффективнее формируются и развиваются специфи­ческие профессиональные двигательные навыки. Особенно большое зна­чение в этом аспекте имеет опыт, сформированный в сфере спортивных игр (волейбол, баскетбол, футбол и др.).

Теория и методика ППФП основывается на общей теории и методики физкультурного образования. В ППФП используются в основном те же средства, что и в ОФП, те же методы, методические приемы. Однако они реализуются в специфическом плане с учетом особенностей профес­сии, специальности, которая содержит характеристику данной профес­сии, ее специфику, требования к специалистам данного профиля и т.п. Из бесчисленного количества физических упражнений используются по преимуществу такие, которые развивают физические качества, необходи­мые в данной профессии. МЧС — лазанье, преодоление препятствий, упражнения, развивающие силу, силовую выносливость, быстроту. Для ППФП подразделений правоохранительных органов используются такие виды спорта, как различные виды борьбы, бокса и т.п.

Содержание ППФП излагается в учебных программах по теории и ме­тодики физической культуры и в практическом аспекте ориентируются на специфику конкретных профессий. Но поскольку профессий сотни и ты­сячи, то они сводятся в определенный блок (газовики и нефтяники, мон­тажники, такелажники и грузчики и т.п.).

Физкультурное образование по ППФП получают специалисты в про­цессе обучения в средних и высших специальных физкультурных заведени­ях, после окончания которых они могут работать по ППФП на предприя­тиях, в фирмах, учреждениях и т.п. в качестве инструкторов, методистов, организаторов работы в данном направлении.

Что касается непосредственных членов производственных коллекти­вов, различных учреждений, учебных заведений, сфер обслуживания, подразделений медицины и т.п. личного состава вооруженных сил, команд и подразделений пожарных и др., то их ППФП осуществляется либо под руководством специалистов, имеющих соответствующее образование, либо самостоятельно, индивидуально по системе неспециального (непрофесси­онального) физкультурного образования.

Его содержание формируется на основе личного опыта профессиональ­ной деятельности или опыта других, в процессе наблюдений, информа­ции, полученной из газет, журналов, телевизионных или радиопередач, а также в процессе индивидуальной или групповой рекреационной деятель­ности. Но поскольку сбор, обработка, систематизация и реализация всей этой информации, полученной из различных источников, носит несисте­матический, порой случайный характер, то практический эффект ее весь­ма высок.

Дело усугубляется еще и тем, что в этом случае, как правило, информация ложиться на слабую теоретическую платформу или ее полное отсутствие.

Все это приводит к тому, что процесс адаптации человека и своей профессиональной деятельности затягивается, совершенствование профес­сионально-прикладных навыков осуществляется медленно, человек быстрее устает в процессе работы и медленнее восстанавливается, а качество результатов его профессиональной деятельности остается на довольно низ­ком уровне. Это часто отражается и на величине заработной платы, а порой и в увольнении работника в связи с его профнепригодностью.

20.2.2. Физическая рекреация

Физическая рекреация (рекреация - отдых, развлечение) — исполь­зование любых видов двигательной активности (физические упражнения, игры, физический труд и т.п.) в целях физического развития и укрепления здоровья. Особенностью ее является полное подчинение интересам, вкусам, наклонностям данного человека или группы людей. В связи с этим - полная свобода выбора вида и характера занятий, их периодичности и про­должительности, времени суток, содержания, средств, методов и форм организации. Здесь человек сам конструктор и архитектор, методист и тренер, контролер и ответчик. Все это как раз и является одним из крите­риев и показателей его общей и физической культуры.

Общая цель физической рекреации укрепление физического и психи­ческого здоровья, создание базы для плодотворного умственного и физи­ческого труда. Частные ее задачи весьма разнообразны и зависят от лич­ных вкусов и желаний занимающихся. К ним можно отнести следующие:

Активный отдых. Эта задача может решаться как потребность в крат­ковременной реализации отдыха в течение 5—15 мин в процессе труда (физкультпаузы, физкультминутки, активный отдых в обеденный перерыв). Это относится и к занятиям после окончания рабочего дня. В этом случае продолжительность занятий будет больше. Наконец занятия в конце неде­ли, в выходные и праздничные дни могут продолжаться несколько часов.

Перемена вида и характера деятельности. Например, с отдыха на дея­тельность, с умственной на двигательную или с одной двигательной на двигательную деятельность другого характера. В первом случае это может быть смена работы за письменным столом на физические упражнения, в другом — смена упражнений одного вида спорта на упражнения другого (боксер плавает, штангист играет в теннис, лыжник — в баскетбол или наоборот и т.п.). Активный отдых и перемена видов деятельности способ­ствуют более быстрому восстановлению организма после утомления. Это особенно важно в тех профессиях, в которых люди значительное время находятся без движения (работники умственного труда и др.) либо выпол­няют однообразные, монотонные движения (на конвейерах, ткацких станках и т.п.). Спортсмену в процессе напряженной тренировки целесообразно менять характер движений, их интенсивность и темп. Оба эти вида широ­ко применяются на производстве, в конструкторских бюро, НИИ и других учреждениях (производственная гимнастика).

Формирование фигуры, объемов частей тела, регулирование веса явля­ются важной потребностью людей разных возрастов. Чаще всего эти заня­тия начинаются с подражания идеалу, образцу, исходя из критической оценки недостатков собственного телосложения. Мужчины озабочены формированием атлетической фигуры, желанием развить рельефную мус­кулатуру, убрать живот и т.п. Женщины — быть стройной, гибкой, изящ­ной, привлекательной, иметь красивую фигуру, непринужденную поход­ку и осанку. Для этого используются индивидуальные и групповые занятия, которые могут проводиться дома, в спортивных, тренажерных залах с ис­пользованием как подручных средств (собственный вес, гантели, эспанде­ры и т.п.), так и специальных тренажеров. Как мужчины, так и женщины зачастую озабочены сгонкой веса, в чем им так же помогают физические упражнения.

Борьба против старения и сдерживание процессов инволюции так же является одной из задач физической рекреации. Двигательная деятельность активизирует деятельность организма и способствует не только сохране­нию его биологических функций, но и их совершенствованию, что ведет к заметному снижению темпов инволюции. Эта проблема решается с людь­ми зрелого и старшего возраста, решается как индивидуально, на основе собственного непрофессионального физкультурного образования, так и в группах здоровья, физкультурно-оздоровительных центрах.

Весьма важной задачей и стимулом для занятий физическими упраж­нениями для взрослого, особенно пожилого населения, является возмож­ность общения, которое происходит в местах групповых занятий. В их процессе, перед началом и по окончании, люди могут обменяться мнени­ями, рассказать о своих радостях, недугах, проблемах; особенно это отно­сится к людям, потерявшим близких и оставшихся в одиночестве, этому способствует физической рекреации.

Многим видам физической рекреации сопутствует большое удоволь­ствие от двигательной деятельности. Это связано прежде всего с различны­ми играми (с мячом, шайбой, воланом, шарами и т.п.). Их высокая эмо­циональность является большим стимулом для занятий физическими упражнениями. Они проводятся как стихийно, самостоятельно, по ини­циативе самих играющих, так и в группах, секциях, командах.

Развитие индивидуально привлекательных физических способностей. Одни - «качают» силу, другие развивают по преимуществу гибкость, тре­тьи - выносливость и т.д. В целом же люди развивают в комплексе все свои физические способности и бытовые двигательные навыки (ходьба, бег, прыжки, метания), овладевают новыми для них - гребля, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, бег на коньках, владение ракеткой и т.п.

За последние годы появились новые увлечения, которые носят рекре­ационный характер - дельтаплан, летающие тарелки, виндсерфинг, аэро­бика, шейпинг и т.п. Средствами физической рекреации являются любые физические упражнения, игры, развлечения, а также рекреационный спорт, который удовлетворяет указанные выше потребности. Занятия им организуются в вузах и средних специальных учебных заведениях, на фаб­риках и заводах, предприятиях и учреждениях, в офисах, фирмах, раз­личных организациях. Главной его целью является организация досуговой деятельности в интересах укрепления здоровья, а не достижение предель­ных показателей в двигательной деятельности.

Физическая рекреация может осуществляться в организованных фор­мах. Однако зачастую она не нуждается в них. Ее содержание и формы легко могут быть приспособлены к потребностям и возможностям лю­бой общественной среды - одиночек или группы людей, их пола, воз­раста и внешним условиям и субъективным потребностям каждого из занимающихся. Главное ее значение состоит в том, что она, удовлетворяя потребности людей в двигательной деятельности, создает предпосылки для нормального функционирования человеческого организма в других видах деятельности (учеба, труд). Воспитание этих потребностей и есть одна из главных задач физической культуры и неспециального физкультурного образования людей всех возрастов. Это один из крите­риев культуры личности.

В официальных документах, в сообщениях средств массовой инфор­мации эту область деятельности часто называют массовой физкультурой. Это неверно. Во-первых, самой массовой является та деятельность по физической культуре, которая осуществляется в учебных заведениях и ар­мии. Именно там присутствует масса. Во-вторых, физическая рекреация должна ориентироваться не на массу, а на каждого человека, исходя из его вкусов, интересов, наклонностей, и именно он лично определяет виды, формы, продолжительность занятий физическими упражнениями.

Можно согласиться с тем, что существуют массовые формы физической культуры, которые ориентированы на привлечение большого количества людей как в качестве участников, так и зрителей (спартакиады, забеги, праздники и т.п.). Они выполняют важную агитационно-пропагандистс­кую функцию, способствуют вовлечению в занятия двигательной деятель­ностью многих людей.

В сфере физической рекреации используются общие методы, однако с акцентом на индивидуальные особенности (пола, возраста, наклоннос­тей, вкусов, состояния здоровья и степени физического развития занима­ющихся) и строгим дозированием нагрузки. Особое значение при инди­видуальных занятиях физическими упражнениями и в группах старшего и пожилого возраста, в специальных медицинских группах в местах обще­ственного отдыха и лечения приобретает постоянный самоконтроль и регу­лярный медицинский контроль.

Основными формами занятий физическими упражнениями взрослых в рекреации являются: гигиеническая гимнастика, шейпинг, аэробика, прогулки (на лыжах, велосипедах, пешком), туризм, учебные занятия в группах здоровья и спортивных секциях, производственная гимнастика, плавание, катание на коньках, различные игры с мячами (футбол, волейбол, тен­нис), воланами (бадминтон), шарами (биллиард) и т.п.

Все виды и формы физической рекреации осуществляются на дому, в спортзалах, бассейнах, саунах, клубах, местах отдыха, на производствен­ных предприятиях, в местах отдыха и лечения, во время службы в армии.

Людям старшего и пожилого возраста следует уделить больше внима­ния дыхательным упражнениям, локомоциям, быть предельно осторож­ными с упражнениями, связанными с наклонами, резкими движениями, вращениями. Продолжительность бега может быть от 5 до 30 мин, рассто­яние от 1 до 5 км. При появлении одышки упражнения следует немедлен­но прекратить и восстановить нормальное дыхание или обратиться к врачу.

В группах здоровья целесообразно использовать комплексно различ­ные виды упражнений (гимнастика — легкая атлетика — игры).

Одна из главных задач физической культуры в пожилом и старческом возрасте — сдерживание старения, процессов инволюции в организме,

создать основы для нормальной, активной по возрасту деятельности человека.

Для пожилых людей весьма важно сохранить и проявлять доброжелательность, положительные эмоции, «держать себя в руках», не поддаваясь пессимизму, который возникает из-за недугов, частичной потери обще­ния, неустроенности жизни. Необходимо беречь родственные связи и дру­зей, коллег, бороться с чувством одиночества, отчужденности.

В решении многих из этих проблем огромное значение имеет физическая рекреация, ибо она связана с положительными эмоциями, с удоволь­ствием от движений, с общением, радостью бытия, несмотря на трудности и проблемы. Это не означает, что она в полной мере решает их, но она помогает в значительной степени снизить их негативное воздействие на по­жилого человека, не замыкаться в себе, на своих бедах и неприятностях.

Важное значение для пожилых людей имеет уровень их фактического неспециального физкультурного образования, т.е. совершенствования их физических способностей, двигательных навыков как бытовых (ходьба, бег, плавание), так и более сложных (езда на велосипеде, гребля и т.п.), зна­ние элементарных, простейших основ теории и методики физической рек­реации, гигиены, режима труда, питания, отдыха. Двигательная деятель­ность, посильный бытовой труд (уборка снега, заготовка дров, работа на садоводческом участке) имеют важнейшее значение для сохранения здо­ровья и борьбы со старением.

Физические упражнения и двигательная деятельность в целом благо­творно влияют на психику, на все вегетативные функции — газообмен, пищеварение, сердечно-сосудистую и выделительную системы, железы внутренней секреции. Они создают основу для здорового образа жизни, помогают бороться с вредными привычками и увеличивают способности организма сопротивляться утомлению и болезням.

Наиболее общими положениями методики физических упражнений, которыми совершенно необходимо руководствоваться пожилым людям, являются следующие.

Перед началом занятий гигиенической гимнастикой необходимо на­строиться, расслабить мускулатуру, провести несколько дыхательных дви­жений и потягиваний. Чередование упражнений для рук, ног, туловища, начиная с мелких и постепенно вовлекая крупные группы мышц (например, начиная с упражнений для шеи, кистей рук, а позднее — для рук, ног, туловища). Повышать и снижать нагрузку следует постепенно, пик ее должен быть в середине или в самом начале последней трети занятий.

Этими рекомендациями необходимо в общих чертах пользоваться и при всех других занятиях физическими упражнениями (бег трусцой, плавание, гребля, ходьба на лыжах, езда на велосипеде).

Недопустимы максимальные нагрузки, появления глубокого чувства усталости, изнурения («ноги-руки дрожат»), чрезмерные эмоциональные нагрузки, натуживания, быстрые изменения позы, повороты, наклоны, ускорения. Драматизм старости заключается в том, что желания сохраня­ются, а возможности угасают, поэтому нельзя увлекаться, переоценивать свои возможности, ибо это ведет порой к трагическим последствиям (ин­сульты, инфаркты, разрывы мышц и связок, переломы).

Физические упражнения, любые виды двигательной деятельности сле­дует сочетать с водными и закаливающими процедурами (душ, ванна, ку­пание), массажем, тепловыми процедурами (сауна, русская баня).

Недопустимо активное занятие пожилых людей физическими упраж­нениями без постоянного врачебного контроля и самоконтроля, их гра­мотного, сознательного отношения к состоянию своего здоровья. В со­держание самоконтроля входят общеизвестные положения — наблюдение за самочувствием, сном, аппетитом, весом, частотой сердечных сокра­щений (пульс). В покое он составляет 60 - 80, а при пике нагрузки 100— 120 уд/мин. Весьма интересно и полезно вести дневник самоконтроля, в котором фиксировать динамику функционирования организма, необыч­ность субъективных ощущений.

Большую популярность имеют у людей зрелого возраста и молодых индивидуальные, самостоятельные занятия физическими упражнениями (аэробика, шейпинг, бег трусцой, атлетическая гимнастика). Они прово­дятся в домашних условиях, в учреждениях и на предприятиях, в трена­жерных залах и бассейнах. Их содержание и форма подбираются по вкусу самих занимающихся и проводятся в удобное для них время.

Особенно важное значение здесь приобретает умение контролировать нагрузку, «слушать» свой организм, постоянно осуществлять самоконтроль и вовремя обращаться за консультацией к специалисту или врачу, Элементарной формой самоконтроля является наблюдение за пульсом, его нормальными (в покое) и максимальными величинами, У человека среднего возраста и среднего физического развития они составляют от 63 уд/мин в покое до 140-160 (у пожилых до 130-140) уд/мин после нагрузки. Кроме этого, весьма информативной является методика подсчета пульса спустя 1, 3, 5 мин после окончания занятий физическими упражнениями. При нормальной, не болезненной реакции частота пульса постепенно снижа­ется и после 3-5 мин покоя приходит в норму.

Индивидуальные занятия проводятся в полном соответствии с состоянием здоровья, степенью физического развития, полом, возрастом зани­мающихся. В настоящее время существует обширная литература, в кото­рой излагаются вопросы содержания, методики самостоятельных занятий.

В занятиях, в которых преследуется цель увеличения мышечной мас­сы, используются средние отягощения (50-60% от максимально возмож­ных), позволяющие выполнить упражнение 5-7 раз. Для увеличения силы мышц целесообразно использовать отягощения 75-85% от максимально возможного и выполнять движения 2-3 раза. Для снижения объема жиро­вой ткани в теле целесообразно использовать небольшое отягощение (20-40% от максимума) и выполнять в быстром темпе 10-12 движений. Каж­дое упражнение выполнять в 2-4 подходах. Для женщин целесообразно использовать упражнения на «растягивание», ритмические под музыку, с предметами на голове, у балетного станка (стула, стола, стенки), по возможности перед зеркалом. Это позволяет совершенствовать осанку, уве­личивать гибкость, подвижность в суставах, гармоничность и пластичность движений.

Каждому занимающемуся целесообразно и интересно вести дневник самоконтроля, в котором он отмечает свое самочувствие, динамику раз­вития физических способностей (силы, гибкости, выносливости), сон, аппетит, объемы частей тела (рук, ног, талии, груди). В дневник можно записывать самозадания (план) на занятия физическими упражнениями и подводить итоги за неделю, месяц, год.

Одной из важных проблем, которые решает человек в течение рабоче­го дня, является сохранение физической и умственной работоспособнос­ти, противодействие психическому утомлению. Одним из важнейших средств ее решения является смена характера деятельности, отвлечение от ее профессиональных видов и форм, переключение на другие виды. По­этому существуют различные виды занятий физическими упражнениями, имеющие сугубо рекреационный характер. К ним относятся вводная гим­настика, физкультпаузы, физкультминутки, занятия физическими упраж­нениями в обеденный перерыв и после работы.

В достаточно богатых учреждениях, на предприятиях существуют спе­циальные места для таких занятий, оборудованные инвентарем и оборудо­ванием (площадки для игры в волейбол, столы для настольного тенниса, тренажеры, велоэргометры, бильярд).

Вводная гимнастика проводится в течение 5-10 мин перед началом работы. При подборе упражнений в ней ориентируются на характер труда и биомеханику трудовых действий и движений, характер рабочих поз. Поэтому включаются упражнения, способствующие быстрейшей адаптации, врабатываемости, повышающие физиологические функции организма.

Физкультпаузы и физкультминутки вводятся для предупреждения раз­вития утомления и действуют по механизму смены вида деятельности. Они проводятся за час-два до обеденного перерыва или окончания рабочего дня и способствуют улучшению функционального состояния организма, под­держиванию внимания, позволяют снизить неблагоприятное влияние ра­бочей позы («расправиться, потянуться»), снизить влияние гиподинамии, обездвиженности. Необходимо заранее определить время рабочего дня, когда выполнение движений даст наилучший эффект. Влияние упражнений усилится, если они будут сопровождаться музыкой. Необходимо учитывать пол, возраст и степень физической подготовленности занимающихся.

Упражнения выполняются в медленном или умеренном темпе, с глу­боким и акцентированным на выдохе дыхании. Их комплексы целесооб­разно менять один раз в месяц.

В ряде профессий невозможно сделать перерыв даже на 3—5 мин (дис­петчеры, машинисты). В таких случаях целесообразно провести два-три упражнения в течение 1—2 мин, направленных на те группы мышц, которые требуют смены характера их функционирования. Целесообразно использовать, с учетом рабочей позы и характера функционирования групп мышц, упражнения в потягивании, наклонах, поворотах, маховые дви­жения с широкой амплитудой.

В обеденный перерыв предпочтительно организовать активный отдых. В его содержание можно включить упражнения и игры. Комплекс может состоять из 5—7 упражнений, выполняемых в медленном или умеренном темпе вместе с глубоким и акцентированным дыханием, и ходьбы в тече­ние 10—20 мин. В качестве игр можно использовать бадминтон, настоль­ный теннис, бильярд. Игры заканчивать за 5—10 мин до конца обеденно­го перерыва. В содержание активного отдыха можно включать водные процедуры, самомассаж, аутотренинг.

После работы также в целях перемены вида деятельности и рекреации (в широком смысле слова), либо на рабочем месте, либо в специально отведенных помещениях (площадках, бассейнах, тренажерных залах, в профилакториях) полезно заняться физическими упражнениями, играми, развлечениями в свое удовольствие и по своему вкусу. Это могут быть как организованные, так и самостоятельные занятия, групповые или индиви­дуальные. Они могут с достаточной эффективностью проводиться и дома, тем более если есть видео или магнитофонные записи упражнений (шей-пинг, аэробика, цигун) ритмической и привлекательной музыки.

Большие возможности для физической рекреации имеются в домах и базах отдыха и санаториях. Там индивидуально или группами проводятся все указанные выше виды и формы занятий физическими упражнениями, играми, развлечениями. Преимущество заключается в том, что там боль­ше свободного времени и реальных возможностей для этого, включая пла­вание, терренкуры, пешие и лыжные походы, возможность заниматься в группах здоровья.

Спорт

Как самостоятельный вид физической культуры рассматривается: спорт высших достижений, «олимпийский», «элитарный» и, в сущности, профессиональный спорт. Его главная цель — раскрытие биологических ре­зервов, адаптационных возможностей организма на предельных или око­лопредельных уровнях. Его социально-политическое значение заключатся в утверждении престижа, соответствующего рейтинга национальных ко­манд. Вместе с тем он является важным средством международного обще­ния и сопереживания людей, взаимопонимания, борьбы за мир. Спорт в ряде случаев напрямую, непосредственно не отражает уровень культуры государства, которое представляют его спортсмены. Вместе с тем он дает возможность спортсменам любых по уровню развития культуры стран бо­роться за призовые места.

На первых ступенях профессионального спорта стоят специализиро­ванные детско-юношеские школы спорта (ДЮСШ), школы олимпийского резерва (ДЮСШОР) и другие организации. Несмотря на то что в них дается общее среднее образование, психологической доминантой учащих­ся является спорт.

Спортивные тренировки проводятся порой 2—3 раза в день и 5—6 дней в неделю. Это требует особого режима, настроя, организованности и воли, которые, не идут ни в какое сравнение с рекреационным спортом в вузах, армии, на предприятиях и учреждениях.

В последние годы в разряд элитного спорта вошел и спорт инвали­дов, по которому проводятся первенства стран и даже специальные Олим­пийские игры.

Профессиональные спортсмены участвуют в розыгрыше первенств своей страны, континентов, мира и Олимпийских игр. Структура спорта по его видам достаточно сложна: его средства, содержание, методы спортивной тренировки изложены в соответствующих главах данного учебника. Необ­ходимо только указать на то, что в существующей литературе есть различ­ные точки зрения на спорт, классификацию его видов, соотношение по­нятий физической культуры. Некоторые авторы, органы управления и средства массовой информации считают их однопорядковыми явлениями («физкультура и спорт»). С этим нельзя согласиться. Исходя из теории деятельности и реального положения можно утверждать, что элитный, профессиональный спорт является самостоятельным видом физической культуры. Он имеет свои специфические функции, свои структуру и функции, цели, задачи и место в сфере физической культуры. Он своими сред­ствами удовлетворяет такие конкретные потребности личности и общества, какие никакой другой вид физической культуры удовлетворять не может.

Рекреационный спорт не является самостоятельным видом физической культуры, поскольку он удовлетворяет те потребности общества и личнос­ти, которые лежат в сфере физической рекреации (перемена деятельнос­ти, активный отдых, удовольствие от движений и т.п.). Он не является видом профессиональной деятельности, им занимаются в свободное от непреложных занятий время, решая оздоровительные задачи, разумного использования досуга и физического совершенствования людей на опти­мальном уровне для их жизни и труда.

Двигательная реабилитация

Двигательная реабилитация (реабилитация — восстановление) удов­летворяет потребности людей в лечении различных травм, ушибов, пси­хических срывов в результате стрессовых ситуаций и т.п. Многолетний опыт, особенно опыт Великой Отечественной войны, показывает, что использование движений, физических упражнений, наряду с хирургичес­кими и фармацевтическими методиками, позволяет быстрее и эффектив­нее восстанавливать здоровье травмированных людей.

Первой особенностью двигательной реабилитации является прямая за­висимость ее средств и методов от характера, тяжести травмы и этапов лечения (начальный, последующий, завершающий).

Вторая особенность заключается в том, что специалист по физической культуре либо сам должен иметь медицинское образование, либо обеспечить регулярный и постоянный контроль врача по лечебной физкультуре. Вместе с этим необходимо обучать пострадавших методам осуществления самоконтроля. В содержание занятий включаются сведения из области неспециального физкультурного образования, общеразвивающие упраж­нения и специально, точно сориентированные на характер и состояние травмы или психического состояния больного.

На первом этапе реабилитации ставится задача постепенной адапта­ции организма и личности больного к ее средствам и методам. В дальней­шем идет реальное освоение и сознательное использование всего комплек­са процедур, связанных с лечением. В их число могут входить лекарства, движения, массаж, барокамера, тепловые процедуры (баня, сауна, ван­ны), физио- и электротерапия (соллюкс, искусственное солнце и т.п.).

Спецификой методики двигательной реабилитации является строгая регламентированность упражнений, точная дозировка нагрузки и отдыха, осторожное повышение нагрузки с учетом динамики состояния травмиро­ванного человека. На каждом занятии должен осуществляться грамотный педагогический и медицинский контроль.

Двигательная реабилитация может осуществляться в диспансерах, боль­ницах, госпиталях. В редких случаях, когда травмы не сложные и не требуют госпитализации, реабилитация может осуществляться и по месту жительства, в поликлиниках (амбулаторно).

Мотивы выбора способов использования своего свободного времени у людей связаны с уровнем их общей культуры, с творческими качествами личности, степенью ее социальной зрелости. Содержание и формы про­ведения досуга, использование в нем в разумных пределах физических уп­ражнений, игр, развлечений — показатель общей и нравственной культу­ры людей. Двигательная деятельность в свободное время характеризуется полной свободой выбора содержания, времени, места проведения заня­тий, их продолжительности, партнеров. В основе мотивации таких заня­тий лежат сугубо личные, индивидуальные вкусы, интересы, потребнос­ти. Весьма привлекательным является сочетание элементов игры и соревнования, простота инвентаря и оборудования, отсутствие строгого регламента. Однако, несмотря на все это, интерес к двигательной дея­тельности снижается.

Основными причинами снижения интереса людей к занятиям физическими упражнениями являются недостаточная физкультурная образованность, недостаток свободного времени или неумение рационально его организовать и использовать, отсутствие достаточно комфортных условий для занятий, слабое обеспечение спортивными базами, инвентарем и оборудованием, одеждой и обувью, неустроенность быта, серьезные экономические трудности и некоторые другие причины. Все это затрудняет внедрение физических упражнений в быт. Достигнутым надо считать только то, что вошло в культуру, в быт, в привычку.

В конце XX века из двигательной реабилитации отпочковывались самостоятельная учебно-научная дисциплины «адаптивная физическая культура» (АФК), которая имеет свои цели, задачи, содержание, методы, структуру.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ И ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

19.1. Содержание и функции физической культуры студентов в структуре профессионального образования

 

Организационно систему профессионально-технического (ССУЗов) и высшего (ВУЗов) образования составляют колледжи, лицеи, техникумы, профессионально-технические училища, а также высшие учебные заведения, деятельность которых связана с подготовкой различных специалистов для народного хозяйства.

Физическая культура студентов средних специальных и высших учеб­ных заведений, являясь частью гуманитарного образования, выступает результирующей мерой комплексного воздействия различных организаци­онных форм, средств и методов общей и профессионально-прикладной физической подготовки на личность будущего специалиста в процессе формирования его профессиональной компетентности. Как учебная дис­циплина, обязательная для всех специальностей, она служит целям ук­репления здоровья, физического, интеллектуального и духовного совер­шенствования учащихся, является характеристикой ее общей и профессиональной культуры.

В основе учебно-воспитательного процесса заложен системный харак­тер образования, воспитания и профессиональной подготовки будущих специалистов, в которых проявляется целостность формирования миро­воззрения, трудового, физического, нравственного, эстетического и дру­гих видов воспитания. Это связано с формированием здорового образа жизни студенческой молодежи, предусматривающим оптимизацию режи­ма труда и отдыха студентов, организацию их двигательной активности, проведение гигиенических и закаливающих мероприятий, профилактику вредных привычек и психофизическую регуляцию организма. В системе образования, воспитания, организации труда и досуга физическая культу­ра, таким образом, не только проявляет традиционно образовательно-вос­питательное и оздоровительное значение, но и оказывает существенное влияние на молодежную политику в сфере воспроизводства культурных ценностей. Ее содержание предусматривает целенаправленное воздействие на физиологические системы организма занимающихся, а также совер­шенствование психофизических, моральных и волевых качеств, на мен­тальную и эмоциональную сферы студентов. В связи с получением стату­са гуманитарной составляющей высшего и среднего специального образования социокультурная значимость физической культуры существенно возросла. Укрепление гуманистических основ физической культуры сту­дентов связано с формированием научно обоснованного позитивного со-циокультурного образа гармонически развитого человека и предусматрива­ет в этой связи коррекцию целей, принципов, ценностных ориентиров и педагогических задач, способствуя формированию молодежной моды на здоровье и физическое совершенство.

Направленность и особенности содержания физической культуры в средних и специальных учебных заведениях обусловлены выполнением ряда общекультурных и специфических функций, реализуемых с учетом специ­фических требований избранной профессии:

- биокомпенсаторной , связанной с созданием оптимальных условий, обеспечивающих достаточную двигательную активность студентов в профилактике заболеваний;

- преобразовательно -созидательной, связанной с оптимизацией физического развития студенческой молодежи, совершенствованием лич­ности, укреплением ее здоровья и подготовкой к профессиональной деятельности;

- интегративно-организационной, объединяющей студентов в клубы для совместной физкультурно-спортивной деятельности;

- информационно-гедонистической (получение удовольствия от инфор­мации), обеспечивающей освоение знаний, накопленных в сфере физи­ческой культуры;

- проективно-творческой, стимулирующей творческие способности студентов в самосовершенствовании;

- проективно-прогностической, обеспечивающей реализацию сформированного потенциала физической культуры в последующей профессио­нальной деятельности;

- ценностно-ориентационной, связанной с формированием профес­сионально-ценностных ориентации студентов;

- коммуникативно-регулятивной, определяющей особенности взаимо­действия студентов в физкультурно-спортивной деятельности;

- социализации, в процессе которой происходит включение студентов в систему общественных отношений.

Их реализация обеспечивает повышение профессионально-прикладной направленности учебного процесса, его устойчивую ориентацию на ко­нечные результаты, что позволит студентам овладеть системными знания­ми, умениями ставить и решать творческие задачи с использованием средств физической культуры, методически правильно организовать свой досуг, то есть — сформировать природосообразные стереотипы поведения, со­ответствующие мотивы и потребности. Учебному процессу по физической культуре свойственны, таким образом, не только описательные и объясни­тельные функции, но и прогностические, направленные на достижение целостности знаний о человеке, его возможностях и жизненных ценностях.

Стратегия приоритетных направлений государственной политики в сфере физкультурного образования студентов, отражающая возрастание количество сверхсложных систем и технологий, информатизацию всех сфер жизни общества, определяет новые требования к творческой подготовке будущего специалиста, его готовность к высокопроизводительному труду. Их реализация связана с раскрытием психофизических возможностей сту­денческой молодежи, гармоническим развитием ее физических, интел­лектуальных и духовных сил путем использования физических упражне­ний, различных видов двигательной активности, рационального питания, природосообразного режима труда и отдыха. Используемая с этой целью физкультурная деятельность связана с физическим упражнением, сущность которого отражает целенаправленно выполняемые двигательные действия, включающими как моторно-исполнительные (операционные механизмы), так и познавательные, проектно-смысловые и эмоционально-оценочные аспекты.

Таким образом, свои развивающие и формирующие функции физическая культура студентов наиболее полно реализует в системе физи­ческого воспитания, направленного на решение следующих основных задач:

- всестороннее развитие физических способностей и на этой основе укрепление здоровья и обеспечение высокой работоспособности;

- овладение техникой двигательных действий различных видов спорта;

- овладение специальными знаниями, формирование потребности систематически заниматься физическими упражнениями;

- обеспечение необходимой физической подготовленности в соответ­ствии с требованиями избранной профессии;

- освоение организаторских умений и навыков по проведению само­стоятельных форм занятий физической культурой.

Одной из важнейших задач в преподавании учебной дисциплины «Фи­зическая культура» является внедрение в молодежную среду ценностей физического воспитания, которое рассматривается как базовый фактор физкультурного образования, способствующий общему и профессиональ­ному развитию личности.

Рассматривая физическую культуру в ценностном аспекте следует вы­делять следующие группы ценностей: интеллектуальные (знания о методах и средствах развития физического потенциала человека), двигательные (луч­шие образцы моторной деятельности, достигаемые в процессе физическо­го воспитания и спортивной подготовке), технологические (комплексы ме­тодических руководств, практических рекомендаций, методики оздоровительной и спортивной тренировки, формы организации физичес­кой активности, ее ресурсного обеспечения); интенционные (сформиро-ванность общественного мнения, престижность физической культуры в обществе) и мобилизационные (способность к рациональной организации бюджета времени).

Физическая культура и спорт воспитывают у студентов потребность в организации здорового стиля жизни, что тесно связано с воспитанием их ценностного отношения к предмету путем развития клубной деятельности (объединяющей студентов по интересам), способствуя активизации их твор­ческой деятельности в овладении навыками продуктивной самостоятель­ной работы. Это предусматривает создание физкультурного пространства (инфраструктуры физической культуры), способствующей объединению студенческого актива, привлечению из студенческой среды волонтеров, участвующих в организации массовых физкультурных мероприятий (спортив­ных вечеров, массовых соревнований), в целом обеспечивающих усиление роли различных форм студенческого самоуправления, развития демокра­тических основ творческой самореализации студенческой молодежи.

19.2. Программно-нормативное, организационное и ресурсное обеспечение физкультурного образования студентов

В Основах законодательства Российской Федерации физическая куль­тура студенческой молодежи определяется в качестве одного их основопо­лагающих направлений среднего и высшего гуманитарного образования. Содержание федерального Закона «О физической культуре и спорте в РФ», вступившего в силу 6.05.99 г., определяет программное и нормативно-пра­вовое обеспечение физкультурного образования студентов средних и выс­ших учебных заведений. Физическое воспитание здесь определяется как «педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически и духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения, укрепления здоровья, повышения работоспособности, твор­ческого долголетия и продления жизни человека». Основу преподавания физической культуры во всех образовательных учреждениях составляет куль­турологический подход, способствующий всестороннему раскрытию спо­собностей личности человека. Статья 14 данного Закона дает право обра­зовательным учреждениям самостоятельно, с учетом имеющихся ресурсов и условий определять формы занятий физической культурой, средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность учебных занятий на основе федеральных государ­ственных образовательных стандартов и нормативов подготовленности.

Приказ Минобразования РФ № 1025 «Об организации процесса физи­ческого воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования» обязывает ректоров вузов обес­печить организацию процесса физического воспитания в соответствии с действующими государственными образовательными стандартами и пре­дусмотреть в учебных планах по всем направлениям и специальностям выс­шего образования в цикле общих гуманитарных и социально-экономичес­ких дисциплин выделение 408 часов на дисциплину «Физическая культура». Распределение учебной нагрузки осуществляется следующим образом: на первом и втором курсах обучения — 4 часа в неделю, на третьем и четвер­том курсах — по 2 часа. При необходимости этот обязательный курс может быть дополнен 1—2 часами в неделю для занятий другими видами спорта или системами физических упражнений. Организационно-методические мероприятия с участием органов управления физической культурой осу­ществляется при проведении дополнительных элективных и факультатив­ных занятий с целью увеличения двигательной активности студентов до 5— 6 часов в неделю.

Учебная программа для высших учебных заведений по предмету «Фи­зическая культура», а также инструкции по организации и содержанию работы кафедр физического воспитания вузов, утвержденные Приказом Государственного комитета РФ по высшему образованию № 777 от 26.07.1994 г., определяют требования, предъявляемые к обязательному минимуму содержания и уровню подготовленности выпускников и предусматривают формирование устойчивой мотивации и потребности в здоро­вом образе жизни, личного опыта использования средств и методов физи­ческой культуры, достижения и поддержания своей психофизической подготовленности на высоком уровне. Характерными особенностями со­держания учебной программы являются ее общеобразовательная направ­ленность, наличие методико-практических занятий и итоговой аттестации.

Профессионально-прикладная направленность образовательно-воспитатель­ного процесса по физической культуре отражена во всех ее разделах, вы­полняя таким образом интегративную функцию. Вместе с тем расширение объема гуманитарных знаний обеспечивает возможность преодоления технократичности мышления будущего специалиста и помогает сформировать духовно богатую творческую личность. Нормативное и программно-мето­дическое обеспечение физкультурного образования студентов формируется с учетом требований федерального компонента государственного образовательного стандарта, устанавливающего минимальные требования к содержанию и уровню подготовленности студентов по физической культу­ре, и регионального компонента, позволяющего существенно расширить академические свободы кафедр физического воспитания по разработке со­держания учебных планов и программ физкультурного образования.

Инструкция отражает требования к организации врачебного контро­ля, врачебно-педагогических наблюдений, проведения различных внеучебных форм занятий физической культурой, раскрываются должностные обязанности преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала кафедры физического воспитания. Кафедра физического воспитания пре­доставляет студентам широкие возможности для освоения различных оздоровительных систем и видов спорта, для чего рекомендовано использовать вариативные, элективные (авторские, интегративные и междисциплинар­ные) частные методики и программы, отвечающие потребностям студен­тов в их познавательной и практической деятельности.

На основании данной государственной программы кафедрами физи­ческого воспитания разрабатываются рабочие программы, в которых отра­жаются особенности ресурсного, материально-технического и кадрового обеспечения учебного процесса с учетом имеющихся на кафедрах усло­вий, развитости инфраструктуры физической культуры, ресурсного и кад­рового обеспечения учебного процесса. Она ориентирована на оптимиза­цию учебно-воспитательного процесса в направлении широкой просветительской работы среди студенческой молодежи и включает введе­ние, цель и задачи физического воспитания, организационные формы за­нятий, распределение студентов по учебным отделениям, содержание учеб­ного материала, зачетные требования. Поэтому многоуровневая структура подготовки специалистов среднего и высшего звена связана, прежде все­го, с интеграцией общекультурной и общественно-научной подготовки выпускников при формировании у них профессионально значимых умений и навыков. На основе данных программных материалов на кафедрах физи­ческого воспитания разрабатываются учебные планы, в которых программ­ные требования реализуются по годам обучения.

Целью физкультурного образования студентов средних и высших учеб­ных заведений является формирование физической культуры будущего ква­лифицированного специалиста. Данная цель, выполняя стимулирующую роль, осуществляет программирующую функцию и определяет интегративную специфику педагогической деятельности при решении следующих воспитательных, образовательных и оздоровительных задач:

- понимание роли физической культуры в развитии личности в под­готовке ее к профессиональной деятельности;

- освоение научно-практических основ физической культуры и здо­рового стиля жизни;

- формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к физической культуре, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями;

- овладение системой практических умений и навыков, обеспечива­ющих сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических спо­собностей;

- обеспечение профессионально-прикладной физической подготовлен­ности студентов к будущей профессии;

- приобретение опыта использования физкультурно-спортивной дея­тельности для достижения профессионально значимых целей.

Отличительной особенностью содержания занятий физической куль­турой студентов вузов является наличие трех квалификационных уровней — бакалавра, магистра и аспиранта.

Квалификация «бакалавр» (от латинского корня — первая ученая сте­пень) предусматривает владение профессиональными навыками самостоя­тельной деятельности на базе широкой и систематизированной фундамен­тальной подготовки.

В учебных программах по физической культуре всех уровней образова­ния существенное место отводится образовательным технологиям, обеспечивающим усиление образовательного аспекта учебного процесса. Учеб­ная программа обеспечивает взаимосвязь с программами для учащихся об­щеобразовательной школы, профессионально-технических училищ и кол­леджей по преемственности учебного материала и последовательности его изложения.

В обязательный минимум содержания дисциплины «Физическая куль­тура» на уровне подготовки бакалавра определен ряд положений, освоение которых предусмотрено тематикой теоретического, практического и конт­рольного учебного материала.

Теоретический материал носит опережающий характер по отношению к другим формам занятий и формирует мировоззренческую систему науч­но-практических и специальных знаний, обеспечивающую понимание це­лостности природных, социальных и социокультурных процессов функци­онирования физической культуры общества и личности. Содержание теоретического раздела программы включает следующие разделы:

1) физическая культура в общекультурной и профессиональной подго­товке студентов. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Физическая культура личности. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте;

2) социально-биологические основы физической культуры. Основы здорового стиля жизни студента. Использование средств физической куль­туры для оптимизации работоспособности;

3) общая и специальная подготовка в системе физического воспита­ния. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений;

4) профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего здоровья.

Формирование мировоззренческих позиций студента определяется уров­нем его общей образованности и предусматривает освоение знаний по орга­низации индивидуальной физической активности и общественно-физкуль­турной практике. Поэтому важным критерием эффективности процесса физкультурного образования студенческой молодежи становится переход его в процесс самообразования и самосовершенствования.

Бакалавр обязан понимать роль физической культуры в общекультур­ной и профессиональной подготовке студентов, хорошо ориентироваться в вопросах, раскрывающих социально-биологические основы физической культуры и здорового стиля жизни, а также владеть системой практических умений и навыков профессионально-прикладной физической подготовки. обеспечивающих укрепление здоровья, развитие психофизических способ­ностей и качеств.

Вторая, более высокая ступень профессионального обучения на сте­пень «магистра» (от латинского корня — мастер, учитель) предусматрива­ет углубленное профессионально-теоретическое обучение, в значительной степени ориентированное на способных студентов. В области знаний по физической культуре магистр должен иметь глубокие профессиональные знания по теории, методике и практике оздоровительных систем и техно­логий, профессионально-прикладной физической подготовке.

Дальнейшее повышение квалификации в области научной деятельнос­ти в аспирантуре осуществляется на основе магистерской степени и предусматривает высший духовно-творческий уровень осмысления знаний, накопленных человечеством в сфере физической культуры.

Практический раздел программы физического воспитания студентов отражает содержание примерной учебной программы по физической куль­туре и представлен в двух формах занятий: во-первых, обязательных уроч­ных (методико-практических) занятий, направленных на освоение знани­ями, методами, обеспечивающими достижение практических результатов по физической культуре; во-вторых, учебно-тренировочных занятий, на­правленных на достижение и поддержание оптимального уровня физической подготовленности студентов, а также формирование устойчивого мотивационно-ценностного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности.

Учебные (академические) занятия являются основной формой физического воспитания, включая:

- теоретические, практические и контрольные;

- элективные практические занятия (по выбору) и факультативные;

- индивидуальные и индивидуально-групповые дополнительные за­нятия (консультации);

- самостоятельные занятия по заданию и под контролем преподавателя. В методико-практической подготовке студентов могут быть использо­ваны ролевые, имитационные игры, проблемные ситуации, тематические задания для самостоятельного выполнения. Индивидуальные, индивиду­ально-групповые дополнительные занятия (консультации) проводятся для студентов, желающих углубить свои знания по данной учебной дисципли­не. Они обеспечивают освоение методов и способов физкультурно-спортив­ной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизнен­но важных целей личности. Данный раздел раскрывает содержание частных методик тренировки с использованием ходьбы, бега, ходьбы на лыжах, плавания, атлетической, ритмической гимнастики и кондиционной тре­нировки «Body condition», аэробики К. Купера, дыхательной гимнастики К. Бутейко и А. Стрельниковой, нетрадиционных оздоровительных сис­тем «Ушу», «Хатха Йога», «Ци гун», «Су джок». Занятия предусматрива­ют освоение методики оценки физической подготовленности, оценку те­лосложения и конституции человека, определение аэробных и анаэробных возможностей студентов, функционального состояния сердечно-сосудис­той и дыхательной систем, оценки количества (качества) здоровья. В части профессионально-прикладной физической подготовки предусмотрено освоение методики составления комплексов утренней зарядки, про­изводственной гимнастики, индивидуальных тренировочных программ.

Учебно-тренировочные занятия связаны с приобретением необходи­мого опыта творческой практической деятельности, развитием самодея­тельности в физической культуре и спорте в целях достижения гармонии физического развития, повышения уровня функциональных и двигатель­ных возможностей, направленного формирования свойств личности. Они носят преимущественно тренировочную (профессионально-прикладную) направленность по разностороннему развитию кондиционных (силовых, скоростных, скоростно-силовых способностей, выносливости, гибкости) и координационных (быстрота перестроения и согласования двигательных действий, произвольное расслабление мышц, вестибулярная устойчивость) способностей и их сочетаний с учетом требований будущей профессиональной деятельности. Одновременно совершенствуются техника двига­тельных действий и тактика соревновательной деятельности, формируют­ся навыки по их использованию в различных условиях. Выбор средств ППФП осуществляется с учетом требований трех принципов: максималь­ной реализации задач ППФП; адекватности и наибольшего переноса ка­честв и навыков; обеспечения комплексности решения задач физического воспитания.

Совокупность используемых в учебном процессе физических упраж­нений ППФП, с учетом требований рассмотренных принципов, клас­сифицируют по следующим группам: 1) упражнения, развивающие сердечно-сосудистую, дыхательную системы, вестибулярный аппа­рат; 2) упражнения, развивающие физические способности студентов (ко­ординационные, силовые, скоростные, выносливость, гибкость, воле­вые качества, внимание и т.д.); 3) упражнения, формирующие прикладные двигательные навыки (переноска грузов, лазанье, преодоление препят­ствий, работа на высоте и т.д.); 4) упражнения, имеющие эффект неспе­цифического воздействия (недостаток кислорода, резкие перепады темпе­ратуры и атмосферного давления.

Внеучебные (самостоятельные) занятия организуются в форме: выпол­нения физических упражнений и рекреационных мероприятий в режиме учебного дня; занятий в спортивных клубах, секциях, группах по интере­сам; самодеятельных занятий физическими упражнениями, спортом, ту­ризмом; массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных меропри­ятий. Выделяют гигиеническое, оздоровительно-рекреативное, общеподготовительное, спортивное, профессионально-прикладное и лечеб­ное направления деятельности при организации самостоятельных занятий.

Занятия спортом в элективном курсе физического воспитания предус­матривают самостоятельный выбор вида спорта или системы физических упражнений (например, атлетической гимнастики, восточных единоборств, шейпинга и т.д.) из числа культивируемых кафедрой физического воспи­тания. Эти занятия проходят в спортивных секциях в свободное время и направлены, во-первых, на укрепление здоровья и коррекцию телосложе­ния, повышение функциональных возможностей организма студентов; во-вторых, на психофизическую подготовку к будущей профессиональной деятельности; в-третьих, на достижение наивысших спортивных результа­тов. Учебно-воспитательный процесс отражает, таким образом, взаимо­связь учебных и внеучебных форм физкультурно-оздоровительной и спортив­ной работы, с тенденцией к возрастанию роли и значимости сферы студенческого спорта (развитие системы спортивных секций, клубов, объе­динений по интересам). Ориентация студентов к постепенному переходу от обязательных регламентированных занятий по физической культуре к индивидуальным самостоятельным занятиям является одной из важных за­дач всего учебного процесса по этой дисциплине. Самостоятельная физкультурно-спортивная деятельность как высшее проявление сознательной активности студентов является критерием, позволяющим оценить каче­ственную сторону образовательного процесса в решении практических за­дач физкультурного образования студенческой молодежи.

Единство рассмотренных форм учебных и внеучебных занятий обеспе­чивает необходимые условия для реализации объема двигательной актив­ности не менее 5 часов в неделю. Академические занятия регламентируются учебным планом вуза в объеме 4 часов в неделю на первом и втором курсе (140 часов) и 2 часа в неделю на третьем и четвертом курсах.

Содержание работы спортивного отделения определяется рабочими программами по видам спорта. Объем учебных часов для групп, включаю­щих спортсменов младших разрядов, не превышает 6 часов в неделю (240 часов в год); для подготовки квалифицированных спортсменов: 8—12 часов в неделю, в межвузовских группах спортивного совершенствования объем возрастает до 16—20 часов в неделю.

Контрольный раздел обеспечивает получение оперативной (о ходе вы­полнения студентами конкретного раздела, вида учебной работы), теку­щей (степени освоения раздела, темы) и итоговой (зачет, экзамен) ин­формации о качестве освоения теоретико-методических знаний, о динамике физического развития студентов и их профессионально-прикладной подго­товленности. Студенты всех учебных отделений обязаны сдать зачет по физической культуре, отражающий уровень их подготовленности по трем разделам: 1) теоретико-методической подготовленности; 2) общей физи­ческой и спортивно-технической подготовленности; 3) сформированнос-ти профессионально-значимых умений и навыков. К итоговой аттестации студенты могут быть допущены при условии выполнения контрольных тес­тов по физической, спортивной и профессионально-прикладной физичес­кой подготовке.

Таблица 19.1

Федеральная программа тестов физической подготовленности студентов подготовительного и основного учебных отделений

 

Тесты на скорость,

Силу и выносливость

Оценка в очках

 

5 4 3

2

1

Мужчин

Бег 100 м, с 13,2 13,6

14,0

14,3

14,6 Подтягивание на перекладине, число раз 15 12

9

7

5 Бег 3000 м, мин, с 12,00 12,35

13,10

13,50

14,30

Женщины

Бег 100 м, с 15,7 16,0

17,0

17,9 18,7 Поднимание туловища из п. «лежа на спине», кол-во раз 60 50

40

30 20 Бег 2000 м, мин, с 10,15 10,50

11,15

11,50 12,15                

 

Примечание. Упражнения и тесты по профессионально-прикладной физической подготовке, а также для студентов специального учебного отделения определяет кафедра физического воспитания.

 

Наиболее существенным разделом контроля физкультурного образова­ния студентов средних и высших учебных заведений является определение их физической подготовленности. Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (ст. 14) определено, что по итогам учебного года все образовательные организации, в том числе сред­ние и высшие учебные заведения, должны выставить оценку физической подготовленности каждому студенту. Приказом Минобразования «Об орга­низации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях» № 1025 всем высшим учебным заведениям предписано проводить ежегодное тестирование физической подготовленности студентов по тестам и контрольным нормативам, определенным действующими примерными го­сударственными программами (табл. 19.1). Для мужчин это бег на 100 и 3000 метров и подтягивание на перекладине (количество раз). Для жен­щин — бег на 100 и 2000 метров и поднимание туловища из положения «лежа на спине» в положение «сидя, руки за головой, ноги закреплены» (количество раз). Общее количество тестов рекомендуется не более 5.

При итоговой аттестации учитывается выполнение студентами практи­ческого раздела программы. Студенты, освобожденные от практических занятий на длительный срок, при сдаче зачета должны выполнить пись­менную тематическую контрольную работу, связанную с характером их заболевания.

Перевод физического воспитания на качественно новый уровень фун­кционирования обеспечивается опережающей подготовкой и повышением квалификации педагогических кадров.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 327.