Особенности методики занятий физическими упражнениями
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В учебных отделениях вуза

Физическая культура, как учебная дисциплина в вузе, по содержанию, организации и проведению занятий существенно отличается от уро­ков по физкультуре в средней школе и предусматривает использование дифференцированных форм и методов обучения, в работе трех учебных отделений: основном (подготовительном), специальном и спортивном. Спе­цифика учебного процесса на данных отделениях связана с комплектова­нием учебных групп с учетом индивидуальных особенностей, потребное-тно-мотивационной сферы, физического развития и физической подготовленности студентов. Это предусматривает соответствующую регла­ментацию «должных» норм объема и интенсивности физических нагрузок, направленность и чередование различных видов и форм учебной работы.

Распределение студентов по учебным отделениям осуществляется в начале каждого учебного года по результатам педагогической диагностики и медицинского обследования, где определяется состояние их здоровья, физического развития и уровень физической и спортивно-технической под­готовленности.

На подготовительное учебное отделение зачисляются студенты, отнесенные по состоянию здоровья, уровню физического развития и подготов­ленности к основной и подготовительной медицинской группам. Содер­жание учебного процесса на данном отделении предусматривает сбалансированное педагогическое воздействие, направленное на совершен­ствование духовной, интеллектуальной и телесной сфер личности студента по трем направлениям. Первое направление связано с гуманитаризацией учебно-воспитательного процесса (формированием мировоззренческих и поведенческих стереотипов, углублением гуманитарных, общенаучных и профессиональных знаний студентов) на основе ценностного осознания потребностей студенческой молодежи. Второе направление связано с ин­теграцией в практику физического воспитания спортивно-педагогических технологий (так называемой «спортизацией» учебного процесса, форми­рующей интерактивное состояние студентов и направленность их на са­мосовершенствование). Третье направление предусматривает активиза­цию всех видов студенческого самоуправления, стимулирование потребности студентов в творческой деятельности на когнитивном, эмо­циональном и моторно-поведенческом уровнях. Повышение эффектив­ности учебно-воспитательного процесса связано с расширением возмож­ностей студентов в занятиях физическими упражнениями; максимальным использованием высокого научного и образовательного потенциала ка­федр физического воспитания; расширением фонда учебно-методическо­го обеспечения, методик организации и проведения учебно-тренировоч­ного процесса; формированием сервисной службы, обеспечивающей реализацию всех этапов процесса обучения, включая документирование хода учебно-тренировочного процесса; автоматизацией процесса управ­ления информационными ресурсами, обеспечивающей возможность по­лучения оперативной информации.

Содержание практических занятий в группах студентов подготовитель­ной медицинской группы включает программный материал, обязательный для всех учебных отделений, профессионально-прикладную физическую подготовку, а также элементы спортивной тренировки.

На специальное учебное отделение зачисляются студенты, отнесен­ные по данным медицинского обследования в специальную медицинскую группу. Учебный процесс направлен на укрепление здоровья студентов, повышение физической работоспособности, а также ликвидацию остаточ­ных явлений после перенесенных заболеваний и травм. Занятия в данной группе носят выраженную компенсаторную (профилактическую и реабилитационно-оздоровительную) специфику, связанную с повышением резистентности (увеличением психофизических резервов) к воздействию стресс-факторов учебной деятельности, созданием условий для повыше­ния их двигательной активности и расширением коммуникативной сферы. Используются комплексы физических упражнений, преимущественно аэробной направленности (например саrdio-step, АВТ, соmbо-stер, flех), а также различные оздоровительные методики самосовершенствования жизненно важных умений и навыков, с учетом индивидуального характера двигательных нарушений, особенностей адаптационных механизмов и моторно-психических состояний студентов. Повышение эффективности ра­боты специального отделения связано с разработкой новых теоретико-ме­тодологических подходов, определяющих: во-первых, специфику использования специальных средств, методов и организационных форм занятий физическими упражнениями реабилитационно-развивающей на­правленности с учетом индивидуального характера двигательных наруше­ний; во-вторых, систему научно-обоснованных критериев функциональ­ного контроля, позволяющих осуществлять педагогический мониторинг и прогнозирование динамики состояния студентов с учетом характера их за­болевания, и в-третьих, уточнение дифференцированных целей с учетом динамики достигнутой качественной ремиссии и нормативных требований государственного образовательного стандарта.

Учебные группы отделения спортивного совершенствования формиру­ются по видам спорта, куда зачисляются студенты основной медицинской группы, желающие углубленно заниматься избранным видом спортивной деятельности, культивируемым вузом. Учебный процесс на данном отде­лении направлен преимущественно на повышение спортивно-техническо­го мастерства на основе всесторонней психофизической подготовки. По­вышение эффективности работы отделения спортивного совершенствования связано с оптимизацией управления процессом функциональной адапта­ции (формированием специфических функциональных систем) организма с учетом всех модусов субъектной деятельности студентов. Это предусмат­ривает: 1) персонификацию программ спортивной тренировки путем не­прерывной коррекции текущих целей, уточнения педагогических задач, используемых средств с учетом состояния и психосоматических особенно­стей студентов; 2) информатизацию учебно-тренировочного процесса пу­тем использования компьютерных технологий при осуществлении педаго­гического мониторинга; 3) преодолением дискретности и экстенсивного характера учебно-тренировочного процесса путем повышения объема средств специализированной подготовки и соревновательной практики. Соответ­ственно указанным направлениям уточняется содержание комплекса ре­шаемых педагогических задач, обеспечивающих структурную целостность учебно-воспитательного процесса, усиление конвергентности междисцип­линарных связей и освоение достаточного, в пределах учебного курса, объе­ма информации.

Внеучебные занятия организуются и проводятся также в различных фор­мах: во-первых, при выполнении физических упражнений и рекреацион­ных мероприятий в режиме учебного дня (включая использование «малых форм» физической культуры); во-вторых, занятиях в спортивных клубах, секциях и группах по интересам; в-третьих, массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий.

Повышение эффективности, доступности и демократичности рассмот­ренных форм занятий достигается в рамках федеральной программы «Ин­теграция науки и высшего образования России на 2002—2006 годы», «Школа и общество», «Педагогика единого целостного мира» и связано с внедре­нием в практику новых обучающих информационных технологий. Всю со­вокупность новаций, используемых в физической культуре студентов, це­лесообразно подразделять на: 1) организационно-педагогические, предусматривающие использование интегративных методов организацион­ного развития физкультурного образования студентов; 2) технологические, предусматривающие внедрение в практику передовых обучающих техноло­гий, видов педагогического контроля (педагогического мониторинга); 3) социально-педагогические, определяющие динамику развития мотивационной сферы студентов; 4) прогностические, связанные с разработкой персо­нифицированных моделей их телесного, интеллектуального и духовного развития.

С учетом Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О высшем и послевузовском образовании», а также принятых в этой связи ряда законодательных актов, например, приказа Министерства общего и профессионального образования РФ «О мерах по созданию единой системы дистанционного обучения в регионах РФ» № 14-55-282 ин/15, особую роль в организации учебных и внеучебных форм занятий приобретают Internet-технологии. Использование с этой целью информационной среды WWW вузовской компьютерной сети RUNNET позволяет студентам самостоятельно в интерактивном режиме осваивать учебно-методические материалы, выполнять контрольные задания и про­водить самооценку состояния. На сегодняшний день она представляет тех­нологически отлаженную структуру, включающую более 500 WWW серве­ров телекоммуникационных сетей RBNET и RUNNET. Как одна из наиболее перспективных внеучебных форм занятий, дистанционное физ­культурное образование призвано осуществлять следующие функции:

- повышение уровня и качества физкультурного образования студентов;

- развитие единого образовательного пространства, обеспечивающе­го удовлетворение потребности студенческой молодежи в физкультурно-образовательных услугах;

- повышение социокультурной активности студентов, уровня их са­мосознания и расширение кругозора.

Вместе с тем расширение возможностей использования новых ин­формационных технологий в учебно-тренировочном процессе предусмат­ривает коррекцию сложившихся представлений о качестве его программи­рования, которые должны отвечать следующим требованиям:

- достоверностью, целостностью и минимальной избыточностью со­здаваемых баз данных;

- унифицированными механизмами обработки информации в систе­ме информационных ресурсов;

- реализацией объектно-ориентированного подхода к программиро­ванию для организации информационных интерфейсов;

- интеграцией программно-методических комплексов, обеспечиваю­щей их универсальность.

19.4. Физическая культура в быту студентов и в каникулярное время

В организации активного досуга студенческой молодежи использу­ется широкий спектр различных внеучебных занятий физическими уп­ражнениями, включая утреннюю гигиеническую гимнастику, упражне­ния в течение учебного дня (проводимые в перерывах между учебными занятиями) и самостоятельные тренировочные занятия. Важное место в организации спортивно-массовой работы занимают факультетские и общеинститутские спартакиады, дни здоровья, массовые кроссы, физ­культурные праздники, вечера и конкурсы, соревнования по массовым видам спорта, матчевые встречи с командами других вузов и т.д. Они способствуют формированию привычки к здоровому проведению досуга и воспитанию устойчивого интереса к систематическим занятиям физи­ческими упражнениями, расширяя таким образом участие студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников в физкультурно-спортивных мероприятиях.

Далеко не последнее место в этой работе занимают физкультурно-оздоровительные мероприятия, проводимые в студенческом общежитии, где зачастую проживает от 30 до 60% общего количества студентов вуза. Они носят массовый характер и проводятся в доступных формах, включая утреннюю гигиеническую гимнастику, занятия отдельными видами спорта, спортивными играми с целью активного отдыха. Организация этой рабо­ты предусматривает создание необходимых материально-технических усло­вий, а также стимулирование работы студенческого самоуправления, вклю­чая подготовку волонтеров и физкультурного актива (совета физкультуры общежития). Как правило, данные физкультурно-спортивные мероприя­тия проводятся на спортивных площадках, построенных при студенческих общежитиях.

Во время летних и зимних каникул особое значение приобретает орга­низация физкультурно-спортивной работы в оздоровительных лагерях и студенческих строительных отрядах. Содержание данной работы включает проведение утренней гигиенической гимнастики и закаливающих проце­дур, проведение учебно-тренировочных занятий и соревнований по раз­личным видам спорта; организацию спортивно-массовых мероприятий (спортивных праздников, вечеров и показательных выступлений спортсме­нов). Возможность комплексного использования всех средств физического воспитания (физических упражнений, гигиенических и естественных фак­торов внешней среды) обеспечивают их высокий оздоровительный и зака­ливающий эффект.

19.5. Направления деятельности кафедры физического воспитания, спортивного клуба и спортивно-оздоровительного центра

Кафедра физического воспитания совместно со спортивным клубом осуществляет организацию учебного процесса по предмету «Физическая культура», а также управление спортивно-массовой работой в вузе и раз­витие самодеятельного спортивно-массового движения студенческой мо­лодежи в форме активного досуга. Являясь структурным подразделением вуза, кафедра помимо организации учебного процесса, реализует комп­лекс организационно-методических, физкультурно-оздоровительных, на­учных, воспитательных, спортивных и профилактических мероприятий в вузе по следующим приоритетным направлениям:

- патриотическое воспитание и развитие общественно значимых черт личности студента;

-формирование научного мировоззрения студенческой молодежи;

- формирование спортивно-технического мастерства студентов, за­нимающихся на отделении спортивного совершенствования;

- организация научных исследований по решению прикладных задач

физической культуры студентов;

- материально-техническое, финансовое, кадровое и информацион­ное обеспечение учебно-тренировочного процесса;

- оказание оздоровительных услуг студентам на хозрасчетной основе. Спортивный клуб вуза является первичной общественной спортивной организацией, объединяющей на добровольном членстве студентов, аспи­рантов, преподавателей и сотрудников. Его председателем избирается, как правило, один из преподавателей кафедры физического воспитания. Деятельность спортклуба связана с консолидацией администрации вуза, кафедры физического воспитания и спортивного актива по развитию и управлению спортивно-массовым движением, а также с созданием необходимых условий для гармонизации физического, интеллектуального и духовного воспитания студенческой молодежи.

Деятельность спортивного клуба вуза предусматривает реализацию сле­дующих мероприятий:

- внедрять различные современные формы физкультурно-спортивной работы в физическую культуру студентов;

- обеспечивать социальную поддержку и повышение уровня спортив­но-технического мастерства спортсменов;

- участвовать в проведении массовых физкультурных и спортивных мероприятий вуза (спартакиад, спортивных праздников и соревнований);

- организовывать спортивно-массовую работу в студенческих общежитиях;

- проводить работу по подготовке общественных физкультурных кадров;

- проводить агитационно-пропагандистскую работу по физической культуре и спорту;

- организовывать физкультурно-массовую и спортивную работу с деть­ми сотрудников и преподавателей вуза.

Рассмотренные виды работ осуществляются на принципах демокра­тии, гласности, самоуправления, широкой творческой инициативы сту­дентов, выборности руководящих органов и их отчетности перед коллек­тивом. Спортивный клуб создает таким образом необходимые организационно-методические условия для занятий различными форма­ми и видами физической культуры с учетом имеющихся ресурсов, тради­ций вуза и профилем подготовки специалистов. Он имеет право присва­ивать спортивные разряды и звания спортивного судьи, награждать студентов грамотами и памятными подарками за высокие спортивные достижения, организовывать летние и зимние спортивно-оздоровитель­ные лагеря.

При реализации этих целей спортивный клуб вуза координирует дея­тельность его членов по совершенствованию организации спортивно-мас­совой работы, оказывает информационные услуги в области физической культуры, принимает участие в подготовке студентов-спортсменов, нала­живает межвузовские и международные студенческие спортивные связи. В сфере внимания спортивного клуба находится работа по организации самостоятельных занятий студентов во внеучебное время, а также пропа­ганда ценностей физической культуры, здорового стиля жизни.

Коммерциализация физической культуры оказала существенное влия­ние на правовые и экономические механизмы развития физкультурного образования студентов, связанное с расширением сферы деятельности спортивного клуба. Результатом социально-экономических перемен яви­лось создание межвузовских физкультурно-оздоровительных (МФОЦ) и физкультурно-спортивных центров (МФСЦ).

Физкультурно-оздоровительные центры, с учетом профиля их деятель­ности подразделяются на три вида: 1) физкультурно-спортивные, деятель­ность которых связана с реализацией преимущественно задач повышения спортивного мастерства студентов; 2) центры общефизической подготов­ки, работа которых связана с решением оздоровительных задач; 3) комби­нированные центры, реализующие все известные формы оздоровительной работы со студентами.

Деятельность межвузовского физкультурно-спортивного центра значи­тельно шире. Он является структурным подразделением нескольких ву­зов, объединенных по территориальному признаку, и включает наряду с кафедрами физического воспитания спортивные клубы этих вузов, их ме­дико-профилактические и лечебные службы, инфраструктуру физической культуры, научно-исследовательскую лаборатория.

МФСЦ организует свою деятельность в соответствии с Законодатель­ством Российской Федерации, положением и другими регламентирующи­ми документами. Являясь юридическим лицом, МФСЦ активно занима­ется предпринимательской деятельностью в данной культурной сфере. Основными направлениями его деятельности являются:

- удовлетворение потребностей студентов, аспирантов и препода­вателей в занятиях различными видами спорта, оздоровительными сис­темами;

- внедрение в практику двигательных режимов, способствующих про­филактике заболеваемости и укреплению здоровья студентов;

- целенаправленные мероприятия по развитию студенческого спорта;

- планирование, организация и проведение прикладных научно-ис­следовательских работ, направленных на повышение эффективности учеб­но-тренировочного процесса;

- организация учебно-методических семинаров по проблемам физи­ческой культуры;

- издательская и маркетинговая деятельность;

- организация межвузовских, всероссийских и международных сту­денческих спортивных соревнований;

- коммерческая деятельность по оказанию спортивно-оздоровитель­ных услуг студентам и населению;

- финансирование оплаты работы преподавателей и тренеров, расхо­дов на проведение соревнований;

- приобретение современного спортивного оборудования: тренажеров, технических средств обучения, автоматизированных систем педагогичес­кого контроля, спортивной экипировки.

Резервами повышения эффективности работы МФСЦ являются: рас­ширение деятельности в сфере подготовки спортсменов высокого класса, организация всероссийских и международных студенческих соревнований, посредническая деятельность С целью расширения источников финанси­рования целесообразна активизация работы по оказанию рекламных и оз­доровительных услуг населению, издательской деятельности и гемблингу, организации выставок-продаж спортивного оборудования.

19.6. Специфика деятельности преподавателя физического воспитания в средних специальных и высших учебных заведениях

Работа преподавателя физического воспитания строится из нескольких видов деятельности, в число которых входит: учебная, методическая, орга­низационно-методическая, научно-исследовательская, спортивно-массовая и оздоровительная. Поэтому в практической деятельности ему необходимо решать целый комплекс педагогических, организационных и управленческих задач. Не ограничиваясь проведением академических за­нятий, он активно занимается тренерской работой, выступает в роли орга­низатора массовых спортивных мероприятий, выполняет функции спортив­ного судьи, инструктора-методиста, участвует в научно-исследовательской и учебно-методической работе, а также в предпринимательской работе ка­федры и спортивного клуба. Помимо этого, преподаватель выполняет кон­тролирующие функции, осуществляя текущую педагогическую диагности­ку и принимая контрольные нормативы и зачет. Важное место в его работе занимает организация самостоятельных занятий студентов во внеучебное время. Эта работа осуществляется как на спортивной базе кафедры, так и в студенческом городке. Круг профессиональных обязанностей преподава­теля физического воспитания обусловлен его профессиональным статусом.

В обязанности ассистента входит проведение академических занятий, индивидуальная работа с отстающими в физическом развитии студента­ми, прием контрольных нормативов, учебно-методическая работа, орга­низация и проведение спортивно-массовых мероприятий, целенаправлен­ная работа по повышению спортивно-технического мастерства студентов-спортсменов.

В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта предельный объем нагрузки студента не должен превышать 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной и учеб­ной работы. Годовой бюджет рабочего времени определяется исходя из 36-часовой рабочей недели и составляет 1550 часов. В пределах годового бюджета времени и 6-часового рабочего дня для штатных преподавателей кафедра физического воспитания обеспечивает проведение всех видов учеб­ной, методической и научной работы (табл. 19.2).

Решением Ученого совета вуза определяются расчетные нормы годо­вой учебной нагрузки преподавательского состава в зависимости от квали­фикации и специфики его деятельности (но не более 900 часов в год). По решению заведующего кафедрой штатные преподаватели могут выполнять педагогическую работу сверх установленной нормы годовой учебной на­грузки с почасовой оплатой в объеме до 240 часов в учебном году или в объеме 0,5 ставки преподавателя.

Таблица 19.2

  Нормы времени для определения педагогической нагрузки

Виды работы Объем работы Нормы времени
1 2 3 4

Учебная работа

1 Лекции Один лекционный поток В соответствии с учебным план 2 Практические занятия На одну учебную группу В соответствии с учебным планом 3 Групповые консультации До 5% на одну учебную группу От общего числа лекционных часов 4 Индивидуальные консультации 0,25 часа на одного студента В соответствии с перечнем дисциплин учебного плана   5 Зачет 0,25 часа на одного студента В соответствии с учебным план 6 Руководство аспирантами 50 часов в год на одного аспиранта Допускается: для профессора, доктора наук - 5 аспирантов; кандидат наук - 3 аспиранта 7 Руководство соискателями 25 часов в год на одного соискателя   8 Руководство кафедрой Штатному заведующему: 40—60 часов в год  

Методическая работа

9 Подготовка к лекциям На 1 час лекций один раз в год По новым материалам - до 3 часов; по ранее чи­тавшимся — до 1 часа 10 Подготовка к практическим занятиям На 1 час занятий один раз в год По новым — 2 часа; по ранее проводившимся — до 1 часа 11 Разработка лекций по вновь вводимой учебной дисциплине и подготовка их к изданию На 1 двухчасовую лекцию До 70 часов 12 Переработка лекций и подготовка их к изданию На 1 двухчасовую лекцию Не более 50% от нормы времени на ее разработку 13 Разработка методических указаний На один авторский лист До 40 часов 14   Разработка и подготовка к изданию учебно-методических материалов На каждое 2-часовое занятие До 12 часов на материалы, издаваемые впервые; и до 6 часов при переиздании 15 Разработка учебных программ по вновь вводимым видам и подготовка их к изданию На 100 часов учебной дисциплины До 50 часов 16 Переработка учебных программ и подготовка их к изданию На 100 часов учебной дисциплины Не более 20 часов 17   Разработка учебно-наглядных пособий (плакатов, схем, стендов, макетов) На одного преподавате­ля в год Учитываются фактичес­кие затраты времени 18 Участие в работе пред­метно-методических ко­миссий На одного участника в год Учитываются фактичес­кие затраты времени

Дата: 2019-05-29, просмотров: 210.