Бюджетный федерализм — система государственного финансирования общественно-значимых услуг в стране с многоуровневой бюджетной системой, основанная на децентрализации бюджетно-налоговых прав и полномочий между участниками.
Понятие бюджетного федерализма впервые ввели американские ученые, понимая под ним автономное функционирование бюджетов отдельных уровней власти и бюджетные взаимоотношения, основанные на четко сформулированных нормах.
Существуют две основные модели бюджетного федерализма: децентрализованная и кооперативная (см. табл. 5.1).
Особенностями децентрализованной модели (Канада, США, Великобритания, Япония) являются следующие:
§ региональные власти получают высокую степень финансовой самостоятельности;
§ финансовым обеспечением независимости и самостоятельности является право регионов (штатов и т.п.) устанавливать собственные налоги или определять порядок налогообложения;
§ четкое разделение и закрепление соответствующих налогов и доходов за каждым уровнем бюджетной системы. Как правило, налоговыми источниками центрального бюджета являются подоходные налоги физических и юридических лиц, таможенное налогообложение. Налоговыми источниками региональных и местных бюджетов выступают налоги на товары и услуги, имущество, земельные участки (второстепенные налоги);
§ центральное правительство не контролирует бюджетную деятельность региональных органов и безразлично относится к проблеме горизонтальных дисбалансов;
§ система бюджетного выравнивания развита слабо. Как правило, федеральные средства предоставляются в виде целевых перечислений на финансирование конкретных программ;
§ центральное правительство снимает с себя ответственность по долгам региональных правительств и не отвечает за дефицит их бюджетов. Региональные правительства самостоятельно изыскивают средства для погашения дефицита бюджета.
Кооперативная модель бюджетного федерализма получила в настоящее время более широкое распространение в мировой практике. Она существует в большинстве европейских стран и характеризуется следующими основными чертами:
§ широким участием региональных властей в перераспределении национального дохода;
§ наличием собственных и регулирующих налогов и доходов для каждого уровня бюджетной системы;
§ введением местных ставок к федеральным и территориальным налогам;
§ повышенной ответственностью центра за состояние региональных финансов (дефицит бюджета, наличие долга);
§ ограничение самостоятельности региональных властей в вопросах внешних заимствований. Как правило, внешними заимствованиями могут заниматься только органы федеральной власти, тогда как региональные власти — внутренними заимствованиями;
§ наличие развитого механизма перераспределения денежных средств между уровнями бюджетной системы через субсидии, дотации, субвенции и т.п.
Кооперативная модель, как правило, используется там, где существуют весьма значительные различия в уровнях бюджетной обеспеченности разных регионов. Поэтому именно для кооперативной модели большое значение приобретает вертикальное выравнивание за счет дотаций, субсидий, субвенций. Широко используется при этом деление всех доходов на собственные и регулирующие.
Таблица 5.1. - Модели бюджетного федерализма
Американская (бюджетно-налоговый или конкурентный федерализм) | Германская (фискальный федерализм) |
1. собственные налоги («один налог — один бюджет») | 1. совместные налоги («один налог — три бюджета») |
2. самостоятельность в расходах | 2. совместное регулирование расходов |
3. непринятие «мандатов» | 3. «финансируемые мандаты» |
4. слабое выравнивание | 4. сильное выравнивание |
5. свобода заимствований | 5. ограничения заимствований |
6. возможность «банкротства» | 6. помощь кризисным регионам |
Дата: 2019-05-29, просмотров: 242.