Роль государства в Регулирование банковского сектора
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основной нормативно-правовой акт, определяющий и регулирующий банки и банковскую деятельность, - Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-I "О банках и банковской деятельности". В целом же банковский надзор - это надзор, осуществляемый уполномоченными государством организациями за соблюдением банками и другими кредитными организациями определенных правил устройства и функционирования банковской системы. Говоря точнее - это надзор со стороны Банка России за соблюдением кредитными организациями в своей деятельности федеральных законов и нормативных актов ЦБ РФ

Общей целью банковского надзора является:

- поддержание денежной и финансовой стабильности и принятие в случае необходимости мер по финансовому оздоровлению и санированию банков;

- обеспечение эффективности банковской деятельности путем установления требований к качеству капитала и активов. Банковский надзор включает также оценку внутреннего контроля, качества управления рисками, внутренних банковских операций и финансового положения;

- защита интересов вкладчиков. Осуществление надзора за деятельностью банков, и особенно тех, которые не могут выполнить свои обязательства по отношению к вкладчикам.

Банковские системы различных стран следуют одной из двух возможных схем организации регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций: первая – надзорные функции выполняет только центральный банк страны; вторая – надзорные функции наряду с центральным банком выполняет созданный для этого орган. В свою очередь вторая схема может распадаться на несколько типов, в зависимости от степени и характера участия в процессе надзора центрального банка.

Центральный Банк Российской Федерации является единственным органом, осуществляющим регулирование и надзор за банковской деятельностью. Главной функцией ЦБР выступает надзор за негосударственными банками и поддержание стабильности и надежности банковской системы в целом. Среди основных целей Банка России названы (ст.3 ФЗ «О ЦБ РФ»):

- защита и обеспечение устойчивости рубля;

- развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

- обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Действующим на постоянной основе органом, через который Банк России осуществляет установленные законом регулирующие и надзорные функции, является Комитет банковского надзора Банка России. Данный комитет действует согласно Положению о Комитете банковского надзора Банка России (утв. решением Совета директоров ЦБР от 10 августа 2004 г., протокол N 21) (с изменениями от 21 января, 14 июня 2005 г., 27 марта 2006 г.) В структуре комитета выделен Департамент банковского регулирования и надзора.

Помимо прочего, он рассматривает проекты нормативных актов Банка России, введение которых может повлиять на достижение целей банковского регулирования и банковского надзора, установленных законодательством РФ, и/или на выполнение Банком России функций органа банковского регулирования и банковского надзора.

К компетенции Комитета относятся также вопросы, связанные с осуществлением:

- регулирующих и надзорных функций Банка России, в том числе совершенствованием методологии банковского надзора и регулирования деятельности кредитных организаций;

- государственной регистрации кредитных организаций при их создании и проч.

 22 Экономическое содержание страхования. Функция страхования

1. Экономическое содержание страхования

Экономическая категория страхования – составная часть категории финансов. Однако если финансы в целом связаны с распределением и перераспределением финансовых ресурсов, страхование охватывает только сферу перераспределительных отношений.

Для определения экономического содержания страхования можно выделить отличительные признаки:

1) при страховании возникают денежные перераспределительные отношения, обусловленные наличием вероятности наступления непредвиденных неблагоприятных событий, влекущих за собой возможность нанесения материального или иного ущерба экономическим субъектам;

2) при страховании осуществляется раскладка нанесенного ущерба между участниками страхования, которая всегда носит замкнутый характер.

Возникновение таких отношений обусловлено тем, что случайный характер нанесения ущерба влечет за собой потери, которые, как правило, охватывают не все хозяйства, не всю территорию данной страны или региона, а лишь их часть. Это создает условия для возмещения ущерба путем солидарной раскладки потерь одних хозяйств между всеми заинтересованными экономическими субъектами.

Чем шире круг участников страхования, тем меньшая доля ущерба приходится на каждого страхователя. Тем самым обеспечивается достаточная концентрация денежных средств в едином фонде и становится возможным возмещение максимального ущерба при минимальных затратах каждого участника;

3) при страховании происходит перераспределение ущерба в пространстве и во времени. Для эффективного территориального перераспределения средств страхового фонда в рамках одного года требуются большая территория и значительное число объектов.

Раскладка ущерба во времени связана со случайным характером возникновения чрезвычайных событий: несколько лет подряд чрезвычайных событий может и не быть, поэтому неизвестно точное время их наступления;

4) замкнутая раскладка ущерба обусловливает безвозвратность средств, мобилизованных в страховой фонд. Страховые платежи каждого субъекта, вносимые в страховой фонд, имеют одно назначение – возмещение вероятной суммы ущерба в определенном территориальном масштабе и в течение определенного периода.

Поэтому сумма страховых платежей не подлежит возврату при отсутствии непредвиденных и неблагоприятных обстоятельств.

Исходя из этого, можно дать следующее определение. Страхование – это совокупность экономических отношений, возникающих на основе замкнутого, безвозвратного перераспределения финансовых ресурсов во времени и в пространстве по поводу формирования страхового фонда и его использования для возмещения вероятного ущерба, нанесенного экономическим субъектам в результате непредвиденных неблагоприятных событий.

Экономическая категория страхования на практике является одним из методов формирования и использования страхового фонда. Возможны и другие методы – централизованный и децентрализованный.

Централизованный метод связан с прямым законодательным выделением в бюджетной системе государства определенных финансовых резервных фондов. Именно с помощью указанного метода формируются резервные фонды отдельных бюджетов и внебюджетных фондов.

Децентрализованные финансовые резервы создаются в организациях для возмещения локального ущерба и покрытия различных убытков.

Экономическая необходимость использования категории страхования для формирования и использования страхового фонда появляется тогда, когда у государства нет возможности свободного маневрирования финансовыми ресурсами организаций и тем более средствами отдельных граждан.

В условиях плановой экономики, когда у государственных предприятий не было экономической самостоятельности и государство могло широко маневрировать их финансовыми ресурсами, не было острой необходимости использовать страхование как особый метод защиты имущества и доходов указанных предприятий. Переход к рыночной экономике делает страхование необходимым.

Страхование также связано с возмещением материального ущерба и потерь в семейных доходах.

Потери в семейных доходах, появляющиеся в связи с нетрудоспособностью граждан в период болезни, инвалидности, лечения после получения травмы от несчастного случая, в связи с достижением пенсионного возраста, с наступлением смерти кормильца или другого члена семьи, влекут за собой значительные расходы всего общества.

Поэтому страхование этих доходов осуществляется в первую очередь путем организации социального страхования за счет общества, т. е. за счет финансовых ресурсов граждан и работодателей.

Уровень соответствующих пособий и пенсий зависит от финансовых возможностей государства на каждом этапе развития общества.

Оно стремится поддерживать с помощью социального страхования определенный, минимально возможный жизненный уровень семей посредством полного или частичного возмещения потерь доходов.

Широко используется личное страхование, страховые взносы по которому уплачиваются за счет семейных доходов. Оно предоставляет гражданам возможность сверх или помимо выплат и льгот по социальному страхованию удовлетворять свои социальные потребности.

По личному страхованию, как и по социальному, происходит возмещение материального ущерба и оказывается денежная помощь гражданам и их семьям, позволяющая полностью или частично покрыть потери в доходах в связи с утратой здоровья застрахованным лицом или наступлением смерти члена семьи.

В качестве объекта страхования может выступать и ответственность организаций или граждан, связанная с возможностью нанесения ими вреда другим лицам или с другими обязательства ми. Необходимость страхования ответственности является следствием потребности в возмещении понесенных потерь.

Функции страхования

Сущность страхования проявляется в его функциях. Они позволяют выявить особенности страхования в составе финансов. Известно, что категория финансов выражает свою сущность через распределительную функцию, которая специфически проявляется в функциях, присущих страхованию, – рисковой и предупредительной.

Главной является рисковая функция, поскольку страховой риск непосредственно связан с основным назначением страхования по оказанию денежной помощи пострадавшим экономическим субъектам.

Именно при осуществлении рисковой функции происходит перераспределение финансовых ресурсов среди участников страхования в связи с последствиями случайных событий. Страхование имеет также предупредительную функцию, которая связана с использованием части средств страхового фонда на уменьшение степени и последствий страхового риска.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 187.