Финансовый рынок: сущность, структура, функции, участники, механизм функционирования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Финансовый рынок – это сфера проявления экономических отношений между продавцами и покупателями финансовых (денежных) ресурсов и инвестиционных ценностей (то есть инструментов образования финансовых ресурсов), между их стоимостью и потребительной стоимости.

Структура: 1.Денежный рынок (рынок краткосрочных кредитных операций (до одного года). В свою очередь денежный рынок подразделяется на обычный, на учетный (основными инструментами являются казначейские и коммерческие векселя, другие виды ценных бумаг, главная характеристика которых - высокая ликвидность и мобильность), межбанковский (часть рынка ссудных капиталов, где временно свободные денежные ресурсы кредитных учреждений привлекаются и размещаются банками между собой) и валютный рынки (обслуживают международный платежный оборот, связанный с оплатой денежных обязательств юридических и физических лицразных стран).2. Рынок капиталов. охватывает средне - и долгосрочные кредиты, а также акции и облигации. Он подразделяется на рынок ценных бумаг и рынок средне- и долгосрочных банковских кредитов.

Функции: Мобилизация временно свободных денежных средств через продажу ценных бумаг; Финансирование воспроизводственного процесса; Распределительная функция - способствует переливу капитала между отраслями, компаниями; Повышение эффективности экономики в целом; информационная (Она состоит в том, что ситуация на финансовом рынке сообщает инвесторам информацию об экономической конъюнктуре в стране и дает им ориентиры для вадывания своих капиталов)

С учетом принципиальных форм заключения сделок на финансовом рынке основные его участники подразделяются на две группы: 1) продавцы и покупатели финансовых инструментов (услуг); 2) финансовые посредники.

Функционирование финансового рынка подчинено действию определенного экономического механизма, основу которого составляет взаимосвязь его элементов. Основными из этих элементов, которые определяют состояние и развитие как финансового рынка в целом, так и отдельных его видов, являются спрос, предложение и цена. Механизм функционирования финансового рынка направлен на обеспечение его равновесия, которое достигается путем взаимодействия отдельных его элементов. В основном это равновесие в условиях экономики рыночного типа достигается за счет саморегуляции финансового рынка и частично -- за счет государственного его регулирования. Однако в реальной практике абсолютное равновесие финансового рынка, т.е. полная сбалансированность отдельных его элементов, достигается крайне редко, а если достигается, то на очень непродолжительный период. Особенности механизма функционирования рынка ценных бумаг заключается а том, что спрос на нем формируют инвесторы, а предложение -- эмитенты различных фондовых инструментов. Соответственно уровнем цен на этом рынке выступают котируемые рыночные цены на отдельные виды ценных бумаг.

           13 финансово – кредитная система понятия . содержание и Принципы формирования .

Финансово-кредитная система - в макроэкономике - система, обеспечивающая финансовую и кредитную политику гос-ва и все аспекты фин-го рынка.

Осн-ми принципами формирования ФКС являются следующие:• наличие собственной фин-ой базы (т.е. у каждого из подсистем, фин-ой и кредитной, имеется свои собственные средства для осущ-ии своих ф-ии);

• единство и взаимодействие всех элементов ФКС(т.е. единство правовой базы, денеж. системы, форм документации, единый порядок финансирования доходов и расходов);

• функциональное назначение каждой подсистемы и ее звеньев (т.е. каждая подсистема имеет свое назначение и должна функционировать по свою назначению).

14 роль государства в регул. Финансово- кредитной системы Государственное регулирование кредитно-финансовых институтов — один из важнейших элементов развития и формирования кредитной системы.

Основными направлениями государственного регулирования являются:

· • политика Центрального банка в отношении кредитно-финансовых институтов;

· • налоговая политика государства;

· • участие государства в смешанных или государственных кредитных институтах;

· • законодательное регулирование деятельности различных институтов кредитно-финансовой системы.

В большинстве промышленно развитых стран политика Центрального банка распространяется главным образом на коммерческие и сберегательные банки и осуществляется в следующих формах.

Учетная политика Центрального банка заключается в учете и переучете коммерческих векселей, поступающих от коммерческих банков, которые, в свою очередь, получают их от промышленных, торговых и транспортных компаний. Центральный банк выдает кредитные ресурсы на оплату векселей и устанавливает так называемую учетную ставку. Учетная политика обычно сочетается с государственным регулированием процентных ставок по вкладам и кредитам.

Важной формой является определение Центральным банком нормы обязательных резервов для коммерческих банков. Смысл этой формы регулирования заключается в том, что коммерческие банки обязаны хранить часть своих кредитных ресурсов на беспроцентных счетах в Центральном банке. Изменяя норму резервирования, Центральный банк расширяет или ограничивает кредитную экспансию коммерческих банков на кредитном рынке страны

Формой регулирования являются операции Центрального банка на открытом рынке с государственными организациями путем их купли-продажи кредитно-финансовым институтам. При этом все кредитно-финансовые институты, согласно законодательству, обязаны покупать у Центрального банка определенную часть государственных облигаций, финансируя таким образом дефицит государственного бюджета.

И, наконец, формой регулирования является прямое воздействие Центрального банка на кредитную системупутем прямых инструкций, директив, предписаний и писем, а также применения санкций за их нарушение.

Основные инструменты и методы денежно-кредитной политики ЦБ РФ принципиально не отличаются от инструментов и методов ЦБ большинства развитых стран мира. В частности, они сформулированы в ст. 35 Закона о Банке России (от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ):

· • процентные ставки по операциям Банка России;

· • нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России;

· • операции на открытом рынке;

· • рефинансирование кредитных организаций;

· • валютные интервенции;

· • установление ориентиров роста денежной массы;

· • прямые количественные ограничения;

· • эмиссия облигаций от своего имени.

Механизм методов денежно-кредитной политики ЦБ РФ раскрывается в подразд. 16.3 гл. 16.

Как уже было отмечено, к основным направлениям государственного регулирования кредитно-финансовых институтов, кроме механизма Центрального банка, относятся следующие.

Налоговая политика государства. Она заключается в изменении налоговых ставок на прибыль, получаемую кредитно-финансовыми институтами. Так, увеличение налоговых ставок может способствовать уменьшению кредитно-ссудных операций и повышению процентных ставок. Наоборот, снижение налоговых ставок ведет к расширению подобных операций и снижению процентных ставок.

Участие государства в деятельности кредитно-финансовых учреждений. Посредством данного метода государство оказывает достаточно эффективное воздействие на функционирование всей кредитной системы страны. Этот метод достаточно широко распространен в странах Западной Европы и развивающихся странах.

Законодательные меры, осуществляемые центральным правительством и местными органами власти. Они разрабатывают пакеты законов и инструкций, регламентирующих различные сферы деятельности кредитно-финансовых институтов.

Таким образом, государственное регулирование кредитной системы представляет сложный, в определенной мере эффективный и достаточно противоречивый механизм, прошедший в своем становлении большое количество сложных этапов адаптации и серьезных структурных изменений.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 244.