О БИОСФЕРЕ И О СЛОВЕСНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

С каждым новым проникновением вглубь экологических проблем открывается, увы, все более мрачные перспективы экологического падения людей. И уж поставлен диагноз: "биосфера вышла из состояния устойчивости с конца прошлого века", "Земля вступила в период катастрофы",1 "в результате деятельности человечества, происходит ускоренная деградация качества энергии, имеющейся в его распоряжении. Грубо говоря, деятельность человеческого общества в настоящее время является мощным каналом релаксации биосферы к тепловой смерти".2

Но, увы, ни эти, ни другие - все новые и новые - доводы не прибавляют человечеству ни разума, ни совести. И все же мы взываем к живым душам.

Взгляд из России.

Да, биосфера едина, как едины для всей планеты водный и воздушный океаны, магнитосфера.... Тем более приходится считаться с тем, что есть органическая связь того или иного народа с тем участком планеты (и, следовательно, с его недрами и ландшафтом...), где этот народ сформировался, пережил свою историю и продолжает насыщать землю своим теплом, трудом и любовью. И поэтому вовсе не безразлично, какая у народа культура, вера, язык.

Думая о России, мы вправе сказать, что наряду с общепланетарными факторами биосферы, есть вещи экологически значимые преимущественно лишь для России: это характер русских ландшафтов, лесов, геология русской платформы, но это и вера православная, русский язык, отечественная история и культура. Мы смотрим на биосферу глазами русских. Кто не порвал связь со своей землей - лучше видит не только свое и близкое, но и дальнее! Человек должен иметь свое отечество.

Но есть еще одна причина экологической "особости" России - она оказалась в центре столкновений мировых сил, которые стремятся превратить ее в экологического козла отпущения. Поэтому нельзя не согласиться с автором модели устойчивой мировой экологической системы А. Федотовым, когда он пишет: "Высокоразвитые капиталистические страны мира стали искать выход из катастрофы не на научно-практической основе - кардинальной реконструкции всей мировой системы, направленной на ее устойчивое развитие, а пошли по традиционному, теперь уже трагическому для человечества пути, за счет России, обладающей огромной территорией и природными ресурсами."3

Идет невиданная агрессия против России. И начинают экологическую свалку в России с разрушения ее духовного потенциала, т.е. с разрушения ее культуры, исторической памяти народа, русского языка и Православия.

Подобно тому, как фашизм был остановлен в России, так и экологическая агрессия, видимо, тоже должна быть остановлена в нашей стране.

1 А. Федотов "Эпоха глобальной экологической катастрофы и модель мировой системы, способы ей противостоять" "Диалог" N 2, стр. 48-49
2 С.И. Яковленко "Проблема качества энергии", "Вопросы философии", 1994, N9, стр. 101
3 А.Федотов, там же, стр. 53

 



О принципе целостности.

Экология по-своему открыла мир целостностей. Оказывается, целостностью обладают реки и леса, моря, почвы и геологические толщи земли; также целостны народ и язык, культура и вообще духовная сфера. Более того, народ, с его языком, культурой и верой вкупе с природой образует тоже нечто целостное. То, о чем писали в свое время, например, Плотин, а затем Вл. Соловьев и русские космисты, в наше время мы находим у Вернадского, Шипунова, Моисеева...

Да, все живое обладает целостностью. Благодаря Вернадскому стало очевидно, что целостность живой природы существует не сама по себе, а является функцией земного шара. То есть, ни образование, ни существование живых существ без жизненных условий биосферы, без особого "биополя" Земли невозможно. Чтобы могла образоваться живая клетка как целостность - необходимо целое всей планеты Земля! Меньшая целостность как таковая невозможна без существования большей целостности! Прежде было сказано: клетка - от клетки, все живое - от живого: теперь мы говорим: всякое целостное - от целостного.

Каждая живая клетка на Земле, как и сама Земля, нуждается, во-первых, в энергии космоса, и, во-вторых, в целостности космоса, в его организующем влиянии. Следуя Вернадскому, мы видим, что есть еще иная целостность, нежели земная. Это целостность космических сфер!

Целостна ли космическая десница? Если живая клетка не смогла обойтись без планетарного целого, без биосферы, может ли биосфера в своей "самоорганизации" обойтись без пестующего влияния еще большего целого космических сфер? Одно целое зависит от другого целого, включающего его; меньшее целое - от большего. Представляется, что у целостностей имеется своя иерархия, восходящая к Творцу Вселенной. Именно благодаря этой иерархии целостностей. восходящей к Создателю, на Земле каждое мгновение осуществляется жизнь.

Но вернемся на Землю. Существуют большие целостности двоякого рода: планетарно-физические и планетарно-духовные. Кроме того, есть целостности личностей, народов, из которых и формируется человечество. Россия - тоже неповторимое целостное образование.

Будет ошибкой думать, что можно отделять задачи политические от экономических, а духовные от экологических. Нет, они решаются все вместе, в нерасторжимой связке. Всякое подлинное созидание идет по принципу целостности, ученые говорят - по принципу системности: нельзя сначала сделать клювик, затем глазик, а потом собрать всю птичку. Разрушители тоже знают этот закон. Чтобы разрушить целое, они не растаскивают его по частям, а бьют в самую душу, поражая в центр - и вместе с ним весь организм.

О целостности человека.

То, что человек целостен, практически, очевидно! Но что здесь главное? Как эта целостность взаимодействует с другими целостностями? Эти вопросы не всегда получают ответ.

Есть человеческое тело со всеми его индивидуальными особенностями: от генотипа до типа нервной системы. И есть душа, сознание, дух - тоже индивидуальные. А есть еще личность, не сводимая ни к чему из названного - она тоже индивидуальна. Сложнейшее соединение этих целостностей мы не беремся анализировать. Мы лишь попробуем вникнуть, как это создание входит в природу, как оно связано с биосферой.

Прежде всего, следует сказать, что максимальным проявлением человеческой целостности является личность. И что условием целостности человека - является наличие сложной системы других целостностей: биологической, семейной, отечества. А также другого, как бы параллельного, ряда целостностей духовной сферы: языка, культуры, вероисповедания.

Человек появился на земле как часть родового древа: он всегда имеет родителей. ("Пробирочные люди" - это знак возрастающей отъединенности от природы). Родовое древо уходит своими корнями в толщу древнейшей истории Земли. Не это ли отражено в мифологии народов мира, создавших символ "мирового древа"? И не проекция ли оно библейского Древа Жизни? Не должен ли дух через это древо растить на земле и жизнь, и мысль? Не соединяет ли это древо мысль и природу, небо и землю!

Это перекликается с представлениями Генона о том, что деревянный крест (именно деревянный!) - это символ воплощения. Деревянный крест - крестный путь воплощения Логоса. Да, древо, предназначенное расти, иссохло, принужденное нести распятого живого Бога. И, тем не менее, крест объединяет земное, природное, биосферное с культурой, словом, духом человеческим. Вот основа подхода христианства к экологическим проблемам.

Важны социальные условия человеческой целостности: семья и отечество. Целостность человека психически и физически может нарушиться, если попрана целостность его семьи. Но кроме того, человеческая личность не может осуществиться во всей своей полноте без народа (целостности еще большей). Народ и отечество дают человеку язык, традиции, историческую память, преемственность - целостность во времени. Без этого человек выпадает из временной цепи, из исторического бытия - и оказывается в ничейном, пустом времени, не согретом духовным теплом праотцев. Именно наши праотцы пустое и ничейное время, необузданное и рассыпающееся, увязали в нечто человеческое, осмысленное, сделали его нашей историей - единым потоком бытия нашего народа! (Не только человек, но и культура, и дух нуждается в отцовстве, в персонализированном родителе. Они не могут появиться в безродности чего-то случайного.)

Целостность человечества еще только складывается. Создается она целостностями народов. Их гармонией и согласием, взаимной дополнительностью жизненных целей, уважением друг друга. Важна не только иерархия, но и соборность народов.

* * *

Но увы, человеческая целостность далеко не безупречна, она страдает как и природная. Поэтому, если в старину философы писали о философии духа, души, культуры, то сейчас все чаще пишут об экологии культуры, духа, совести. И это не дань моде. Это предгрозовые признаки надвигающейся беды... Это всполохи истины в просветах сознания, той истины, что катастрофа природы - отображение катастрофы человеческого духа, ибо мировая порочная цивилизация - лишь выморочный плод бездуховного человечества.

Человек интуитивно чувствует, что он не вполне целостен без мира природы, без внутренней связи с ним. Этот мир рядом с нами: животные, растения. Только их обязательно надо воспринимать внутренне, субъектно, а не как нечто внешнее, не как объект. Человек подчиняется глубоко сидящей в нем, неискоренимой потребности иметь рядом с собой душу живую. Ему присуще вести любовный диалог с каждой травинкой, с каждой божьей тварью, видеть вокруг себя разнообразный мир творений.

Сознание имеет силу губить или возрождать. Человек должен восстановить теплое, душевное отношение к природе. Творческая активность, творящее слово не могут примириться с экологическим бесчинством. Природа чувствует любовное и бережное отношение к ней, она воспринимает токи мысли-любви, она ответнолюбяще воспринимает благородство человека. Каждый высокодуховный человек - это облегченный вздох природы. Она заряжается излучением любящего духа и возрождается благодаря ему. Единство человека и природы осуществляется прежде всего в духе. На первом месте духовное взаимодействие, а потом уже целесообразность, прагматика, научные изыскания. Высокодуховный человек не замыкает природу в свои границы, а, наоборот, устанавливает пределы своему произволу. Такой человек понимает, что у него есть большое планетарное тело, являющееся его неотторжимым продолжением.

 

Слово и природа

Шелест листьев, -шелест слов... не одним ли языком говорят они? В пламени зелени тайна жизни, в струении слов тайна человеческого духа - тайна истины, добра и красоты. Слова и страницы подобны листьям, а листья - словам, ибо тайны их -от Единого. Вот и тяготеют они друг к Другу, и хотят понять себя в другом. И говорит человек: я как дерево. И говорит дерево: слова мои, куда вы разлетелись! И не вырастают ли в чащобе томов слова о лесах? Вот Достоевский очень любил лес и в последние свои дни говорил жене: "Пусть все продают, а я не продам, из принципа не продам, чтобы не безлесить Россию. Пусть мне выделят лесом, и я его стану растить и к совершенолетию детей он будет большим."4

Другой русский гений сказал: "Книги - суть реки, напояющие Вселенную" (Нестор). Поистине, словом напоена Вселенная! Где же берут начало эти реки? Откуда приходит слово? Сказать: из головы - ничего не сказать. Поле словес вокруг нас, и не только в людях, книгах, айв храмах, в садах, в самой природе. Ю.М. Лотман ввел понятие "семиосферы" -информационной сферы в самом широком смысле слова. Он писал: "Семиосфера современного мира, неуклонно расширяясь в пространстве на протяжении веков, приняла ныне глобальный

характер, включает в себя и позывные спутников, и стихи поэтов, и крики животных. Взаимосвязь этих элементов семиотического пространства не метафора, а реальность".5 Без семиосферы язык не только не работает, но и не существует.

Каждому человеку дано свое слово. И оно не ниоткуда, оно, как дерево, вырастает в человеке на почве земной семиосферы, т.е. в условиях языка природы, родного народа и всечеловеческой культуры. И каждый человек, должен произнести свое слово, которое не случайно, так же как не случайна ни одна жизнь, ни одна тварь, ни один народ - всякое слово должно быть сказано и услышано! "Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих" (Мф.4:4).

4 А.Г. Достоевская "Воспоминания"
5 Ю.М. Лотман "Избранные статьи", кн. 1, Таллин, 1992, стр. 20

 


Гений и смоковница.

Странные строки Евангелия о смоковнице, засохшей от слов Христа, толкуют по-разному, часто весьма иносказательно. Эти строки заставляют задуматься о взаимосвязи слова и природы, слова и биосферы в духовном контексте. Эта взаимосвязь иногда удивительно приоткрывается в творчестве русских поэтов.

Читая Рубцова и вникая в обстоятельства, сопутствовавшие написанию того или иного стихотворения, мы вдруг осознаем, что не только в самом авторе, а и вокруг него присутствует некая тайна. Эта тайна в сопряжении, в сопричастии, в творческом со-бытии его мечты, души и тех деревенек, пажитей, елок, холмов и небес, без которых он не мыслил своего существования, и к которым он тяготел, как к своему продолжению, к тому, что является им самим, распростертым на все окрест.

Душа, как лист, звенит, перекликаясь
Со всей звенящей солнечной листвой,...

Он ощущал, что все это - он сам, такой открытый и чуткий! Словно гений его скрывался в этих елях, избах, осенних сумерках; словно бы за его спиной стоял русский лес и поверял ему свои думы.

А Пушкин? Разве тайна его "Евгения Онегина" не связана с неуловимой тайной Михайловского? Или его "Маленькие трагедии" - с тайной осеннего Болдино? Что-то ведь есть в самой земле и небесах, что наполняет гения силой. Не зря же он за тысячу верст скакал в Болдино!

Гений — это не только гений человека, но это гений и той природы, которой он доверился, и которая стала с ним единым целым. И они вступают в диалог. Если же диалог прерывается, то исчезает гармония. И тогда смоковница не дает плодов, и душа Болдино не нашептывает Пушкину, и не играют речные блики в душе Рубцова. Дух природы дружен с духом человека - Христос заповедал гармонию их.

 


О слове поэта

Мир словесен. Но об этом не кричит. Он молча позволяет называть его. И откликается лишь на слово душевное, сокровенное, которое угадывает истинное его имя и призвание. О, это дается только истинным поэтам и великим праведникам, людям с душой такой живой, что она во всем чувствует жизнь, и сливается с ней, ее любя!

С каждой избою и тучею,
С громом готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
(Рубцов)

Мир ждет этого слова, ждет этой любви. Он жаждет самовыражения, чтобы помогли ему заговорить, высказаться "березовым веселым языком"! Он жаждет выйти навстречу человеку, но не знает как это сделать.

* * *

Русская поэзия. Она доброжелательна, жертвенна и сострадательна: "Россия, Русь, храни себя, храни!" Русская поэзия выходит навстречу миру и заклинает его: "Живи, живи! Лучше я погибну, но ты живи, пребудь вовеки, ибо я люблю тебя!" Поэтому так много жертв среди русских поэтов и прошлого и нашего веков. На Руси всегда верили в особую, вещую силу слова. Поэтому в России поэт всегда больше, чем поэт. Потому так и боялись их слова - поэты были едва ли не повелителями стихий. Достаточно вспомнить, как слушали слово Достоевского, плакали и братались после его слова на Пушкинском торжестве.

В чем суть словесно-художнического феномена? В чем суть поэтического творчества? Разве в том, чтобы подобрать удачные слова, "одеть" ими вещь или явление? Нет, это лишь тысячная доля дела: слова - в меньшей мере "средство выражения", скорее они - цель художественного произведения. Не писатель и поэт описывают вещи - наоборот, каждая вещь сама говорит своим языком. Всякая вещь имеет свой голос, свои краски, свои формы и объемы - это ее язык, которым она заявляет о себе в этом мире, и благодаря которому входит в содружество мира бытийного.

Поэт должен уловить язык, которым стремится сказаться вещь в надежде стать словом. Он угадывает, порождает то слово, через которое хотела бы открыться вещь, чтобы высказаться в нем. Поэт ловит вселенский ритм дирижирования Творца. И язык бытийствующей вещи (текучей и преходящей) благодаря поэтическому гению переведен в слово - язык цветной и временной становится нетленным словом, вословлен!

Но и слову нужен язык вещей. Вечное нуждается во временном. Слово должно наполниться вещью, исполниться ею. Происходит процесс взаимопроникновения: слово идет к вещи, вещь тянется к слову. Поэт именно устрояет встречу вещи и слова. Он идет со словом к вещи, чтобы словом доделать вещь, дополнить, довершить ее; он идет встретить вещь и, взяв ее за руку, привести из мира юдольного в мир совершенства, в горний мир. Это встреча горнего мира с земным. Выговоренное гением слово - это полнота вещи! Это стезя восхождения к Богу. Слово ведет к вечности.

* * *

Итак, при общении с природой надо не крушить и насиловать ее "в интересах" науки, промышленности, житейской практики. Человек должен заговорить с природой ее языком! Найти этот язык. В этом первейшая задача экологического подхода к природе. Чтобы найти этот "природный" язык - надо сперва свой человеческий язык привести в должное состояние: живоносное, благодатное, истинное - в состояние высокой духовности и целостности!

 





Жизнь слова

В языке все должно быть на своем месте: возвышенные слова для молитв, неприхотливые житейские слова для обыденного общения, научные термины для науки. Язык имеет различные уровни и слои, предназначенные для множества разнообразных сфер применения. Жизненно необходима иерархия страт (слоев): каждый слой языка должен знать свое место и свое назначение. Присутствие в нем всей полноты, сохранение и уравновешенность страт живительно, благотворно влияет на весь язык в целом. Только при этом условии он может быть здоров, прекрасен, живоносен.

Язык похож на все вбирающий в себя океан и, как и он, имеет в себе разные слои, течения, глубины и мелководья и, как океан, тоже небезграничен, он не в состоянии принимать и усваивать все отходы человеческой деятельности.

Высшая страта русского языка - церковпо-славянский язык. Если шире войдет в нашу жизнь церковно-славянский язык, если отношение к нему будет исполнено почитания и благоговения, тогда и в повседневной речи будет больше живости, красоты, разнообразия, благородства и благожелательности. И напротив, выпадение и разрушение высших страт языка сразу исказит глубинную иерархию ценностей народа и ввергнет его в бедствие, едва ли поправимое. Церковно-славянский язык имеет еще и то ничем незаменимое значение, что исполняет роль эталона, камертона и даже ковчега, уберегающего русский язык и культуру, русский народ и его душу, его православную веру от распада. Фундаментальные исследования нашего замечательного филолога Н.И. Толстого в книге "История и структура славянских литературных языков" обосновывают это утверждение: без церковно-славянского языка у нас не было бы и нашего прекрасного и удивительного литературного языка. Поэтому нам следует свято сохранять церковно-славянский пласт нашего языка, как и литературный, религиозно-философский, научный и другие его слои.

* * *

Страдание и гибель слова случается прежде всего оттого, что на него смотрят как на нечто неживое, как на некий механизм, который можно сконструировать и смонтировать подобно технической поделке. Техницизм, рационализм в отношении к слову - наипервейший враг живого слова! Беда, что в слове часто видят лишь техническое средство связи, лишь некие информационные блоки, которые можно передавать по компьютерной связи. Надвигается роботизация и человека, и его слова.

Как все живое, слово не собирается на конвейере, оно рождается. Здесь тоже действует закон: целое от целого. Слово -это целое. Новое слово появляется сразу целиком, а не по частям. Так, например, по свидетельству Н.Н. Страхова слово "нигилист" впервые появилось из-под пера Тургенева. Рождения этого слова ждали, но пока Тургенев не произвел его на свет - его не было. Итак, слово появилось на свет. Теперь, как и все живое, слово-младенец должно быть вскормлено в среде себе подобных, т.е. оно должно возрастать среди своих же единокровных слов-братьев - тогда будет полноценное развитие. Среди слов-волков, слов-чужаков вырастет слово-маугли. Слово же должно вырасти словом, а не волчонком. Чтобы слово "достигло возраста мужа", нужны мудрые воспитатели: слово мужает в добрых, умных, высокохудожественных текстах. Полноценные слова расцветают, как цветы, на родной почве своего языка, языка не загрязненного, не зараженного, не опустошенного.

Слово должно созреть и дать плод, плод духовный. Слово возрастает под лучами духовного солнца. В живом слове, как во всяком плоде жизни, запечатлена энергия света. Плод слова -духовное делание, устремленное к совершенству, прекрасная жизнь, которая в идеале ведет ко Христу!

Но жизнь слова, как и всякая жизнь, увы, трудна. Не так просто слову оставаться и быть живым: много всякого может случиться с ним на его жизненном пути. Оно может и погибнуть. Как говорил о. Павел Флоренский, трудна "передача вещей и переживаний, жгучих по силе своей реальности и потому опаляющих слово, которое берется облечь их собою."

Слово трагично, как и человек, произносящий его. Оно так же страдает от ущербности, нереализуемости, изломанности.

Слово стремится к индивидуальности самосознания, доходящей до полноты целостности, до личностности.

Надо любить слово, радоваться ему, жалеть его как живое существо!

 

"Из пламя и света рожденное слово"

( о природе в русской поэзии)

Природа русская, какое волшебство в тебе, какая сила! Как любит твои просторы, твои леса и реки, твои небо и землю конь русской поэзии. О, конь мой летучий, конь сказочный-огневой, куда ты мчишься? Али не ведаешь, какой разбой творится на Руси, и все летишь земли не чуя. Ах, друг сердечный, ты говоришь, что не все разбой да визг, а есть и горний луга, ключи и леса русской поэзии. Русский стих звучит не умирая... Ну так поехали.

Синеют горы: Бештау, Машук... Что за всадник в белом картузе скачет по горной тропе? Знойное небо над головой, над далями до самых белоснежных гор слепит глаза. Ни единого облачка. Любимый Кабардинец привез его на полянку на склоне горы, И здесь убили его! И содрогнулась "равнодушная" природа: налетела буря, смяла кусты, всклубила пыль. И что-то темное нависло над Машуком, загрохотало, засверкало, засвистало; вода и ветер обрушились на участников дуэли. А на траве, под струями дождя, лежал мокрый, убитый Лермонтов. И конь его сиротливо ржал и взрагивал от раскатов грома.... Природа бурей ответила на убийство Лермонтова и сокрушенно оплакивала своего любимца, знавшего как чувствует себя "малиновая слива под тенью сладостной зеленого листка", и как "пустыня внемлет Богу," и как "звезда с звездою говорит",

Где это видано, чтобы природа убивалась о поэте? На Руси так! Поэт и природа слышат и понимают друг друга - едино они совершают свой подвиг перед Богом. С каких же пор это повелось? О, давно, со времен Киевской Руси.

Конь мой долглогривый, помчим на Киевскую Русь! Слышишь гул конницы? Это витязи князя Игоря скачут на половцев. Но природа предостерегает князя Игоря: "Солнце ему тьмою путь заступаше; нощь стонуще ему грозою птичь убуде; свист зверин въста близ. Див кличет..."6

И вот Игорь побежден и пленен. Природа сочувствует ему и хочет помочь. "Уныша цветы жалобою, и древо с тугою к земле преклонилось." "Дятлы стуком путь к реке кажут, соловьи веселыми песнями рассвет вещают."7 И Ярославна, жена Игоря, плача, вопрошает солнце как разумное существо:

Светлое и трисветлое слънце!
Всем тепло и красно еси:
Чему, Господине, простре горячуюю
Свою лучу на ладе вой?

Древнерусский поэт глазами и ушами всей природы следит за своим героем. И говорит "Слово" голосами природы. Поэтический гений Древней Руси задал тон всей последующей русской поэзии. Природа разделяет с человеком его судьбу, судьбу воина и поэта, сеятеля и молитвенника - вместе с ним страдает и радуется.

Шли века. Новые удары обрушивались на Россию, на людей, и на ее природу. И рождались новые поэты. О, конек мой быстроногий, не скачи так шибко: уж промелькнули татарские орды, прогремели баталии Петра Великого, отшумела Бородинская битва. И поэты снова могли прислушиваться к задушевному голосу природу. Пушкин и поэты его времени увидели природу столь значительной, что иной раз она как-бы вытесняла человека. В самом деле, в пушкинском стихотворении "Буря мглою небо кроет", не няня главный герой и не автор, а именно сама буря - настолько ощутимо ее присутствие.

У Лермонтова природные явления олицетворяют самые сокровенные, самые глубокие движения человеческой души.

Ночевала тучка золотая
На груди утеса великана...

Легковесная тучка ничего не обещала великану. А великан в каком-то давнем-давнем, застарелом горе - разбудила его тучка, "задумался глубоко и тихонько плачет он в пустыне"', безутешный. Она не виновата, но разве и он не прав? Жаждет он любви и готов поверить даже мимолетному намеку на нее. Сколько здесь и человеческого и вселенского!

О, конь летучий, отдохни: смотри какое поле, какое множество цветов, какой простор! Что за страна? Да та же все Россия - век XIX уже. О, русские Баяны, как своеобычны вы и как едины в одном - в слиянии с природой, с мирозданием.

Я долго стоял неподвижно,
В далекие звезды вглядясь,
Меж теми звездами и мною
Какая-то связь родилась.8

Это А.А. Фет. Любовь к звездам проникает всю поэзию Фета. И еще одна черта отличает его творчество: человеческое у него настолько связано с природным, что трудно различить, где кончается одно и начинается другое. Похожее у Бунина:

Ты раскрой мне природа объятия,
Чтоб я слился с красою твоей!9

У русских поэтов природа сама поет и говорит в словах и звуках стихотворной речи, сама протягивает руки к поэзии, животворя ее: природа создает поэтов, а поэты - свою особую природу. И глас Божий слышен в природе благодаря поэтам. Но у русской поэзии есть еще и другая миссия в отношении природы. Высказывать ее нужды, беды, ее трепет и жажду бытия, жажду солнца и Неба. О, природа внемлет Богу! Но она не может высказаться перед Богом и людьми. И тут ей подает руку поэт, он дерзает говорить о ней с Богом. Он жаждет Вечного и природу возводит в его чертог.

... Так связан, съединен от века
Союзом кровного родства
Разумный гений человека
С творящей силой естества...
Скажи заветное он слово -
И миром новым естество,
Всегда откликнуться готово
На голос родственный его.10

Это чутко улавливали как повеление Божие и Ф. Тютчев, и, уже в нашем веке, веке катастроф и революций, погибший от рук большевиков, Н.С. Гумилев. В стихотворении "Естество" он прозревает, что мы должны обрести бессмертие не в эгоистической обособленности, а вкупе с природой. И достигается это преображением естества.

... в этих медленных инертных
Преображеньях естества -
Залог бессмертия для смертных,
Первоначальные слова.
Поэт, лишь ты единый в силе
Постичь ужасный тот язык...11

Но не разрушая природу, не нарушая ее естества - человек должен любовным соработничеством помогать природе расти и цвести, ибо заново ее создать он не может.

Деревья, избы, лошадь на мосту,
Цветущий луг — везде о них тоскую.
И, разлюбив вот эту красоту,
Я не создам, наверное, другую.
(Н. Рубцов)

 

* * *

Конь мой дорогой, ты довез нас в XX век. Теперь коней не жалуют - машинный, смрадный век. Как еще ты уцелел в гражданскую, в отечественную и в нынешнее лихолетье? Но, слава Богу! - ты жив. Видать, не случайно лошадей любили Пушкин и Лермонтов, Толстой и Блок, Есенин и Рубцов. Может статься, русские поэты и спасли тебя...

Конь мой верный! Послужи России и сейчас. Носи ее поэтов в горний луга. А русские поэты свой гений и свое сердце всегда отдавали России — средоточию их творчества, В душе России нерасторжимы братски: шелест трав, мерцанье звезд, движенье сердца и дерзание мыслей. И именно в России лучше всего понимают, что слово, чистое, Божие слово, возвещенное не только с амвона, а и устами поэта, спасительно для целокупного земного мира.

И бысть день, и бысть час, и бысть слово поэта, рожденное из огня и света. Слово поэта — это и молнии, и гром, и Божие слово.

6 " Слово о полку Игореве.", М. 1978, стр. 184, 112, 239
7 А.А. Фет "Стихотворения, поэмы", М. 1989, стр. 112
8 И.А. Бунин "Стихотворения.", М. 1989, стр. 85
9 Ф.И. Тютчев "И солнце нити золотит", Тула 1979, стр. 44
10 Н. С. Гумилев Стихотворения и поэмы. М. 1991, стр. 231
11 Н. Рубцов " Подорожники" М. 1975, стр. 34

 






























СЛОВО О СЛОВЕ

(заключительные штрихи)

"В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог ". Эта величайшая тайна. И вместе с тем указание на то, что всякое слово исходит от этого Слова, и по мере удаления от него все более умаляется, разбавляется и искажается, даже до противоположности, до неузнаваемости. Слово вездесуще. Оно входит в человека, в живые существа, в природу. Становясь плотью, слово живет полной жизнью вкупе с материей, все более и более овладевая ею.

* * *

Мы живем в удивительном мире, мире слов. Нам дана языковая среда, которая для нас не менее важна, чем воздух для всего живого. Но что есть слово? Что-то невидимое, неуловимое, эфемерное, почти нереальное, как призрак, как сон? И да, и нет: слово — реальность нашего земного мира и мира иного. Оно -"предмет" смыслового, духовного мира. Слово - не просто некая единица информации, оно числом неисчислимо. Слова - это единицы смысла, кванты разума, духовные средоточия, многослойный смысл которых способен уразумевать, прочитывать, декодировать и претворять только человек, ибо слова неотъемлемы от человека, продолжение сути его, плоть от духа его.

Дух проникает всюду. Слово - тоже. Оно словно слепок духа, словно ипостась его: оно более, чем другие виды человеческой информации, господствует над материалом, над веществом. Чтобы удержать его, не нужен громоздкий материал, оно слетает с кончика языка и "укладывается" в любой записи: иероглифами, буквами, магнитными лентами, пленками и т.д. Иные виды творческой деятельности, такие, например, как живопись, ваяние, зодчество требуют много материала, труднее поддаются записи. Но самое главное - они не могут заменить слово, ибо слово первично: соборы и симфонии суть продолжения сказаний и поэм. Недаром у древних греков главной музой считалась Каллиопа - муза эпического слова.

Господь Нисус Христос имел небывалую силу слова. Он творил множество самых поразительных чудес: ходил по морю, исцелял, воскрешал - и все это словом. Словом и учил. Каждое слово Его, как полноценное зерно, ложится в душу, словно в приготовленную почву.

Слово обладает творческой энергией. Человек произносит слово, - и идут в смертный бой войска; говорит другое - и друг протягивает тебе руку; волнуясь, выговаривает третье - и расцветает любовь; ребенок впервые лепечет его - и мать наполняется счастьем! И все это творит сила, красота, правда Слова! Удивителен его мир, непроста его "материя".

Благодаря гениальным, божественным словам обрели бессмертие сказки и песни, поэмы Гомера, Веды, пережившие тысячелетия. Где Вавилон, где Мемфис? Где созданные тысячелетия назад шедевры зодчества, ваяния, живописи? Их стерло время. Слово остается. И прав Шекспир:

Разлукой смерть не угрожает нам.
Пусть я умру, но я в стихах воскресну.
Слепая смерть грозит лишь племенам
Еще не просветленным, безсловесным.

Слово, благодаря поэтам, становится главным героем. Но что есть слово в метафизическом, духовном отношении? Слово - не самая очевидная вещь, хотя и на виду. Оно - тайна. Как писал наш современник, священник Роберт Слесинский: "Слово в себе и от себя... Оно является "несводимым данным", попытки свести его или к чистой деятельности, или к вещности не могут не потерпеть поражения". А Павел Флоренский уточняет: "Слово есть синергия познающего и вещи, особенно при познании Бога".

Но еще удивительнее то, что слово, видимо, единственное, что может быть и в сознании и вне его, входить и выходить из него, и вновь входить в другие сознания: быть снаружи и внутри: быть в человеке, воздействуя на него, - и покоиться отчужденно и мертвенно в книгах, дискетах, и других кристаллизаторах слова. Слово через человеческое сознание беспрерывно воплощается, пронизывая все большие и большие слои материи, все более окультуривая и одухотворяя ее.

Слово существует от века. Рассеянное в мире, оно наиболее сильно проявляется в человеке, чтобы человек через слово узнал Бога. Русский философ А.Ф. Лосев утверждал, что "язык - это онтологически-коммуникационное отражение личностного стержня бытия, связующего Абсолютную Личность Творца с тварной личностью человека", (цит. по Гоготишвили)

Далее пойдет речь о взаимодействии слова и природы, слова и народа, слова и личности.




Дата: 2019-05-29, просмотров: 166.