Результаты обследования речи детей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Осенью 2001 года нами было проведено обследование речи 10 детей подготовительной группы, имеющих нарушения речевого развития. При проведении диагностики были получены результаты, представленные в таблице 1 и на рисунке 1.

В процессе обследования звукопроизношения детей мы выявили, что никто из ребят подготовительной группы не имеет высокого уровня развития звукопроизношения. У 6 детей (60%) выявлен средний уровень развития звукопроизношения.4 ребенка (40%) не справились с заданиями логопеда и показали наличие низкого уровня развития звукопроизношения.

 

Таблица 1. Результаты обследования речи детей с ФФНР подготовительной группы ДОУ "Улыбка" (сентябрь 2001 года)

 

Имя ребенка

Логопедический диагноз

Параметры обследования

 

Результат

I II III IV V

I подгруппа

           
1. Лена Б. ФФНР стертая дизартрия Средний уровень   Средний уровень   Средний уровень   Средний уровень   Средний уровень   Средний уровень  
2. Саша Г. ФФНР стертая дизартрия Средний уровень   Низкий уровень Средний уровень   Средний уровень   Средний уровень   Средний уровень  
3. Зина И. ФФНР стертая дизартрия Низкий уровень Низкий уровень Низкий уровень Низкий уровень Низкий уровень Низкий уровень
4. Андрей К. ФФНР стертая дизартрия Средний уровень   Средний уровень   Средний уровень   Низкий уровень Средний уровень   Средний уровень  
5. Антон К. ФФНР стертая дизартрия Низкий уровень Средний уровень   Низкий уровень Средний уровень   Средний уровень   Средний уровень  

II подгруппа

           
1. Таня К. ФФНР стертая дизартрия Низкий уровень Низкий уровень Низкий уровень Низкий уровень Низкий уровень Низкий уровень
2. Семен Л. ФФНР стертая дизартрия Средний уровень   Средний уровень   Средний уровень   Средний уровень   Средний уровень   Средний уровень  
3. Айрат М. ФФНР стертая дизартрия Низкий уровень Средний уровень   Средний уровень   Низкий уровень Средний уровень   Средний уровень  
4. Лена П. ФФНР стертая дизартрия Средний уровень   Низкий уровень Средний уровень   Средний уровень   Средний уровень   Средний уровень  
5. Саша Ю ФФНР стертая дизартрия Средний уровень   Низкий уровень Средний уровень   Средний уровень   Низкий уровень Средний уровень  
Общий результат   Сред. ур. -60% Низ. ур. - 40% Сред. ур. - 50% Низ. ур. - 50% Сред. ур. - 70% Низ. ур. - 30% Сред. ур. - 60% Низ. ур. - 40% Сред. ур. - 70% Низ. ур. - 30% Сред. ур. - 80% Низ. ур. - 20%

 

Примечание:

I - звукопроизношение

II - фонематические процессы

III - языковой анализ и синтез

IV - лексико-грамматические категории

V - связная речь

При обследовании уровня сформированности фонематических процессов высокого уровня их развития в группе детей выявлено не было. По 5 ребят (по 50%) показали наличие среднего и низкого уровней сформированности фонематических процессов.

При выявлении уровня развития у детей звукового анализа и синтеза: у 7 детей (70%) выявлен средний уровень развития, и 3 ребенка (30%) показали низкий уровень развития звукового анализа и синтеза. Высокого уровня сформированности звукового анализа и синтеза у детей выявлено не было.

В процессе исследования лексико-грамматических категорий 6 ребят (60%) показали наличие среднего уровня развития, также у 4 детей (40%) выявлен низкий уровень сформированности лексико-грамматических категорий.

При диагностике развития связной речи у детей подготовительной группы было выявлено 7 детей (70%) со средним и 3 ребенка (30%) с низким уровнями ее развития.

 

Рис.1. (в %)

 

Таким образом, в процессе проведения обследования речи детей с ФФНР подготовительной группы у 8 детей был выявлен средней уровень сформированности языковых средств, 2-е детей показали наличие низкого уровня. Высокого уровня в данной группе выявлено не было. В соответствии с полученными результатами преобладающим уровнем является средний уровень сформированности языковых средств.

Результаты проведенного обследования позволили выявить основные трудности, с которыми столкнулись дети при диагностике. Так, наибольшие трудности возникли у детей при обследовании сенсомоторного уровня речи, который включает в себя фонематический слух, уровень развития звукопроизношения, сформированность артикуляционной моторики и навыки звукослоговой структуры слова. Наибольшую сложность представляли для детей задание на исследование фонематического слуха и задание на исследование сформированности звукослоговой структуры слова. Выполнить предложенные задания дети смогли только при замедленном воспроизведении и стимулирующей помощи логопеда.

При исследовании лексико-грамматических процессов наибольшую сложность для детей представляли пробы на составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме. При ответах детей наблюдалось нарушение порядка слов в составленных предложениях, а также частые пропуски и замены некоторых из предложенных слов.

При обследовании словаря и навыков словообразования наибольшие трудности у детей с ФФНР возникли при проведении пробы на образование качественных прилагательных от существительных. Никто из детей не справился с заданием даже после стимулирующей помощи логопеда. В тоже время при образовании относительных и качественных прилагательных таких трудностей у детей не возникало.

При исследовании связной речи была выявлена стереотипность оформления рассказа, случаи поиска слов и неточное их употребление. Однако в целом, все дети справились с заданиями.

Полученные результаты свидетельствовали о необходимости проведения коррекционных занятий по развитию речи детей данной группы.

С целью ликвидации выявленных нарушений речи была составлена коррекционная программа. При этом группа детей из 10 человек с фонетико-фонематическим недоразвитием речи была разделена на 2 подгруппы (по 5 человек). С 1-ой подгруппой (экспериментальная группа) коррекционные занятия проводились по специально разработанной коррекционной системе, основанной на применении игр и игровых приемов при коррекции звукопроизношения детей. Занятия со 2-ой подгруппой (контрольная группа) проводились по традиционной методике.

Целью специальной коррекционной системы являлось решение следующих задач:

Устранение нарушение звукопроизношения.

Развитие фонематического слуха.

Развитие мелкой и общей моторики.

Воспитание развернутой, грамматически правильной речи.

Развитие связной речи.

Подготовка детей к школе.

Коррекционные занятия осуществлялись в соответствии с разработанным перспективным планом логопедической работы. Перспективный план работы по разработанной коррекционной системе, основанной на применении в логопедической работе игр и игровых приемов, приведен в Приложении.

Коррекционные занятия проводились как индивидуально, с подгруппой, так и фронтально.

I. На индивидуальных и подгрупповых занятиях решались следующие задачи:

Артикуляционная и пальчиковая гимнастики.

Постановка отсутствующих звуков.

Автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях, скороговорках, чистоговорках, стихах и т.д.

Дифференциация звуков.

Развитие фонематического слуха (игры и упражнения).

Для решения поставленных целей и задач групповые логопедические занятия с детьми проводились 3 раза в неделю. При этом использовались практические, наглядные и словесные методы.

II. На фронтальных занятиях проводились:

Игры и упражнения для развития фонематического слуха.

Звукобуквенный анализ.

Звуко-слоговой анализ.

Формирование лексико-грамматических категорий.

Обучение связной речи.

Составление схемы предложения.

Знакомство с предлогами. Умение правильно употреблять предлоги.

Чтение и печатание слов.

Вывод по 2 главе:

Целью проводимого обследования являлось изучение особенностей развития речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

В констатирующем эксперименте участвовала группа детей, состоящая из 10 ребят 6 - 7-летнего возраста, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи, посещающих подготовительную группу детского дошкольного учреждения "Улыбка", расположенного в п. Пангоды Надымского района Ямало-Ненецкого автономного округа. .

При обследовании речи детей использовалась традиционная в логопедии методика (методика Л.А. Лопатиной). Обследование проводилось по следующим параметрам: звукопроизношение; фонематические процессы; языковой анализ и синтез; лексико-грамматические категории; связная речь.

В процессе проведения обследования речи детей с ФФНР подготовительной группы было выявлено, что у 8 детей группы наблюдается средней уровень сформированности языковых средств, 2-е детей показали наличие низкого уровня. Высокого уровня в данной группе выявлено не было. В соответствии с полученными результатами преобладающим уровнем является средний уровень сформированности языковых средств.

Результаты проведенного обследования позволили выявить основные трудности, с которыми столкнулись дети при диагностике. Так, наибольшие трудности возникли у детей при обследовании сенсомоторного уровня речи, который включает в себя фонематический слух, уровень развития звукопроизношения, сформированность артикуляционной моторики и навыки звукослоговой структуры слова. Наибольшую сложность представляли для детей задание на обследование фонематического слуха и задание на исследование сформированности звукослоговой структуры слова. Выполнить предложенные задания дети смогли только при замедленном воспроизведении и стимулирующей помощи логопеда.

При обследовании лексико-грамматических процессов наибольшую сложность для детей представляли пробы на составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме. При ответах детей наблюдалось нарушение порядка слов в составленных предложениях, а также частые пропуски и замены некоторых из предложенных слов.

При обследовании словаря и навыков словообразования наибольшие трудности у детей с ФФНР возникли при проведении пробы на образование качественных прилагательных от существительных. Никто из детей не справился с заданием даже после стимулирующей помощи логопеда. В тоже время при образовании относительных и качественных прилагательных таких трудностей у детей не возникало.

При исследовании связной речи была выявлена стереотипность оформления рассказа, случаи поиска слов и неточное их употребление.

Полученные результаты свидетельствовали о необходимости проведения коррекционных занятий по развитию речи детей данной группы.

С целью ликвидации выявленных нарушений речи была составлена коррекционная программа. При этом группа детей из 10 человек с фонетико-фонематическим недоразвитием речи была разделена на 2 подгруппы (по 5 человек). С 1-ой подгруппой (экспериментальная группа) коррекционные занятия проводились по специально разработанной коррекционной системе, основанной на применении игр и игровых приемов при коррекции звукопроизношения детей. Занятия со 2-ой подгруппой проводились по традиционной методике. Коррекционные занятия осуществлялись в соответствии с разработанным перспективным планом логопедической работы.



Дата: 2019-05-29, просмотров: 375.