Политика в условиях финансовой нестабильности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

За годы независимости в Казахстане проведены экономические реформы, направленные на развитие рыночных отношений. За этот период была проведена приватизация, реформирование государственных финансов и финансового сектора, проведена пенсионная реформа. О результативности проведенных реформ говорит быстрый темп роста экономики. Если 10 лет назад ВВП на душу населения составлял чуть более 700 долларов США, то в конце 2004 года он достиг 2700 долларов, а по итогам 2007 года составил 6669 долларов. По классификации Всемирного Банка, Казахстан уже в 2005 году (при уровне 3771 долларов на душу населения) был отнесен к группе стран, имеющих доходы выше среднемирового уровня.

Одной из составляющей экономических успехов казахстанской экономики является денежно-кредитная политика Национального Банка Республики Казахстан (далее Национальный Банк). Возможность проведения самостоятельной денежно-кредитной политики Казахстан получил с введением в 1993 года национальной валюты – тенге.

Денежно-кредитная политика Национального Банка более половины своей пятнадцатилетней истории тенге проводилась в условиях финансовой нестабильности.

В первую очередь определим, что мы понимаем под финансовой нестабильностью?

Очевидно, что финансовая стабильность означает полное выполнение финансовой системой своих прямых задач, а именно, успешное финансирование инвестиционных проектов и эффективное сглаживание скачков потребления ресурсов. Составляющими финансовой стабильности являются денежная стабильность, наличие доверия рыночных агентов к финансовым учреждениям и рынкам, отсутствие резких колебаний цен на реальные или финансовые активы.

С этой точки зрения периодами финансовой нестабильности со времени ведения тенге были периоды с ноября 1993 года по 1999 год и с августа 2007 года по сегодняшний день.

Охарактеризуем денежно-кредитную политику в каждом из этих периодов.

Период с ноября 1993 года по 1995 год – период обуздания гиперинфляции. К моменту введения тенге экономика Казахстана находилась в тяжелейшем состоянии. В 1993 году инфляция составила 2265%, а в целом за 1991-1995 годы производство упало почти на 50%. В целях приостановления падения производства, вызванного распадом Советского Союза и разрывом межхозяйственных связей, Национальный Банк фактически выполнял функции коммерческих банков: выдавал напрямую кредиты предприятиям, осуществлял прямое финансирование дефицита государственного бюджета.

Первоочередными задачами в этих условиях для Правительства Республики Казахстан (далее Правительство) и Национального Банка стали снижение инфляции и приостановление падения производства.

Для решения этих задач был взят курс на проведение жесткой макроэкономической политики, что включало значительное сокращение бюджетного дефицита и ограничение кредитной экспансии.

В 1994 году была прекращена практика выдачи льготных кредитов и рассмотрения прямых обращений предприятий за кредитами в Национальный Банк. Кредиты Правительству на покрытие бюджетного дефицита стали предоставляться на платной основе. В 1995 году была прекращена выдача Национальным Банком кредитов экономике по решению Правительства. Существенно изменился механизм рефинансирования банков: кредитные ресурсы стали размещаться Национальным Банком посредством кредитных аукционов и на ломбардной основе. В 1995 году был принят закон о Национальном Банке, согласно которому законодательно была определена независимость Национального Банка, а целью ставилось обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной валюты.

Передав функции кредитования экономики банкам второго уровня и получив независимость в пределах своих полномочий, Национальный Банк продолжил работы по созданию современной банковской системы, основанной на рыночных принципах, эффективного банковского надзора. Другой важной задачей Национального Банка было развитие самой денежно-кредитной политики, направленной на снижение инфляции. В этот период наряду со ставкой рефинансирования и нормативом минимальных резервных требований, были введены новые инструменты, такие как операции покупки и продажи на внутреннем валютном рынке, ломбардные кредиты, краткосрочные ноты Национального Банка.

В 1993-1995 годы инфляция снизилась с 2165% до 60%, однако падение производства продолжалось и в среднем за период превышало 10% (рисунок 26).

Параллельно с достижением стабильности цен, в стране решались задачи становления молодой национальной валюты. Тенге изначально была введена как конвертируемая по текущим операциям валюта. Что касается конвертируемости тенге по капитальным операциям, то с момента введения тенге лицензированию подлежали валютные операции, предусматривающие переход капитала от резидентов в пользу нерезидентов, в то время как приток капитала только регистрировался с целью статистического учета. Это было обусловлено значительным дефицитом внутренних источников предложения иностранной валюты. С целью увеличения предложения иностранной валюты на внутреннем рынке, как временная мера, была введена обязательная продажа на валютной бирже 50% экспортной выручки.


Рисунок 26. Изменение инфляции за 1993-1995 гг.

 

Период 1996 года по 1999 год (период достижения макроэкономической стабилизации). В январе 1998 года прекратилась практика прямого кредитования дефицита республиканского бюджета Национальным Банком (законодательно запрет оформлен с 2004 года). Дефицит республиканского бюджета стал финансироваться за счет выпуска ценных бумаг, что привело к развитию рынка ценных бумаг.

 

Рисунок 27. Макроэкономические показатели в 1996-2007 гг.

 

В целом для экономики это был период позитивных перемен. Инфляция продолжала стремительно падать и снизилась с 60,3% в 1995 году до 1,9% в 1998 году. Соответственно, темп падения производства значительно замедлился. Если в целом за 1993-1995 годы производство ежегодно падало в среднем на 10%, то в 1996-1999 годы наблюдался среднегодовой рост производства на 0,75% (рисунок 27). /18/

В этом периоде было продолжено проведение жесткой денежно-кредитной, развивались и совершенствовались инструменты денежно-кредитной политики, в частности, были введены такие инструменты, как операции репо, кредиты «овернайт».

В конце этого периода финансовый кризис в Юго-Восточной Азии и падение мировых цен на нефть подвергли своеобразному испытанию на прочность молодую национальную валюту. В результате значительной девальвации национальных валют целого ряда стран-торговых партнеров Казахстана в результате глобальных изменений на мировых финансовых рынках она в 1998-1999 годах подверглась сильнейшему девальвационному нажиму, а инфляция в 1999 году выросла до 17,8%.

Это создало для денежно-кредитной политики экстремальную ситуацию. Для восстановления конкурентоспособности тенге в апреле 1999 года был введен режим свободно плавающего обменного курса тенге. Выбор времени для отпуска тенге в свободное плавание был не случайным - это время стабилизации финансовой ситуации в России и снижение в Казахстане девальвационных ожиданий. Принятые меры по поддержке валютного рынка (временное введение обязательной продажи 50% экспортной валютной выручки, снижение резервных требований) позволила банковской системе и межбанковскому рынку продолжать стабильно функционировать. Меры по защите вкладов физических лиц и депозитов юридических лиц в банках второго уровня и социальной защите позволили избежать бегства клиентов банковской системы и сохранить жизнеспособность банковской системы. Курс тенге стабилизировался в течение нескольких дней.

Период с 2000 года по 2006 год – период финансовой стабильности и бурного развития экономики. Начиная с 2000 года, стабилизация мировых финансовых рынков, благоприятная ценовая конъюнктура на мировых товарных рынках, оживление мировой экономики оказали положительное влияние на макроэкономическую ситуацию в Казахстане.

В этот семилетний период в стране бурно развивалась финансовая система (созданы фонд гарантирования депозитов населения, система ипотечного кредитования в сфере жилищного строительства, развиваются страховой и фондовый рынок, запущена вексельная программа).

Наблюдаются значительный приток капитала, большие темпы роста вкладов населения в банки и кредитов банков экономике. Весь период инфляция поддерживается на уровне, измеряемом однозначной цифрой (6,4%-8,4%), а среднегодовой рост ВВП составил 10,3% (рисунок 2).

В области развития собственно денежно-кредитной политики важную роль сыграло создание в 2004 году Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (далее АФН) и выделение соответствующих полномочий из прерогативы Национального Банка. Это позволило с 1 января 2004 года в качестве основной цели Национального Банка законодательно объявить цель по обеспечению стабильности цен. Задачами Национального Банка, реализующими поставленную цель, были объявлены: разработка и проведение денежно-кредитной политики государства, обеспечение функционирования платежных систем, осуществление валютного регулирования и валютного контроля, содействие обеспечению стабильности финансовой системы.

2007 год – период финансовой нестабильности. Несмотря на бурный рост экономики в начале текущего столетия, в 2006 году намечается тенденция роста инфляционного давления, обусловленная высоким притоком иностранного капитала, избытком ликвидности на внутреннем финансовом рынке, ростом расходов государственного бюджета. В 2006 году впервые с 2001 года инфляция превышает уровень 8%. Для раннего выявления проблем в финансовой системе Национальный Банк совместно с АФН с 2006 года стал выпускать ежегодные отчеты о финансовой стабильности. Уже отчет за 2006 год среди наиболее существенных факторов уязвимости финансовой системы назвал рост внешних займов банков.

Экономическое развитие Казахстана в 2007 году можно разделить на два этапа. В первой половине года сохранились положительные тенденции, которые наблюдались в предыдущие годы (высокие темпы развития промышленности, рынка недвижимости, строительства, торговли, рынка банковских услуг). За первые полгода кредиты экономике увеличились почти на 47%, депозиты резидентов в банковской системе – на 24%.

В августе 2007 года кризис на рынке ипотечных займов в США, который возник в начале 2007 года, перерос из локального в глобальный, оказав значительное воздействие на ситуацию на мировых финансовых рынках. Мировые рынки испытывали недостаток ликвидности, и ряд центральных банков, в частности Федеральная резервная система, Европейский центральный банк, проводили кредитные интервенции для поддержания банковских систем своих стран. В этих условиях процентные ставки на мировых рынках повысились. Портфельные инвесторы стали выводить капитал с развивающихся рынков. В результате для большинства развивающихся рынков доступ к внешним заимствованиям оказался практически закрыт.

Некоторое затруднение испытали казахстанские банки, которые в предшествующий период сделали существенные внешние заимствования. Однако, в основном доступ был закрыт к заимствованиям на рынках непрофессиональных инвесторов, т.е. через выпуск облигаций, проведение IPO, тогда как возможность привлечения синдицированных займов профессиональных инвесторов сохранилась. Однако, несмотря на некоторое снижение темпов роста банковского сектора (незначительный отток депозитов, повышение ставки по выдаваемым кредитам), отечественные банки не приостановили кредитование экономики. В ближайшие годы, вследствие неопределенности перспектив развития мировых финансовых и товарных рынках, в стране ожидается замедление роста экономики, особенно в таких отраслях, как строительство и финансовая деятельность. Темпы роста строительной отрасли будут тормозиться из-за недостатка кредитов, а финансового сектора – из-за ограничения доступа к внешним заемным ресурсам.

В 2007 году негативное влияние на казахстанскую экономику оказали также потрясения мировых рынков продовольствия. Так, в результате низкого урожая в странах – основных производителях зерновых культур, роста мирового производства альтернативных видов топлива на растительном сырье (биоэтанола) выросли мировые цены на пшеницу, подсолнечное масло. Все это послужило фактором роста инфляционного давления в стране.

Таким образом, в 2007 году одновременно наблюдался недостаток банковской ликвидности при одновременном росте инфляционного давления. В этих условиях Национальный Банк оказался перед необходимостью установления приоритета между мерами по поддержанию устойчивости банковской системы и мерами по сохранению стабильности цен. Проблема заключалась в том, что эти меры в данной ситуации противоречили друг другу. Для поддержания устойчивости банковской системы требовалось вливание ликвидности, а для снижения инфляционного давления – его абсорбирование. В этих условиях Национальный Банк определил приоритетность цели по сохранению устойчивости банковской системы перед целью поддержания стабильности цен. При этом учитывалось, что возникновение нестабильности банковской системы чревато не только банковской паникой, кризисом неплатежей, бегством вкладчиков, но и отрицательным влиянием на устойчивость других сегментов финансового рынка, подверженных системному кризису из-за того, что часть субъектов финансового сектора является дочерними организациями банков или входит в состав банковских конгломератов. Особенно могут пострадать накопительные пенсионные фонды (вследствие значительной доли присутствия финансовых инструментов банков в инвестиционном портфеле НПФ).

В течение 2007 года, вслед за изменением финансовой ситуации, претерпела определенные изменения и денежно-кредитная политика.

Так, если в течение первых 7 месяцев проводилась денежно-кредитная политика, направленная на изъятие избыточной ликвидности банков второго уровня, то во второй половине 2007 года стали снижаться объемы изъятия ликвидности путем снижения объемов выпусков нот и их досрочного погашения. С августа 2007 года Национальный Банк увеличил предоставление ликвидности банков через операции обратного РЕПО и операции валютного СВОП. Кроме того, был введен новый вид займов рефинансирования, а именно краткосрочные займы под залог остатков на корреспондентских счетах банков в Национальном Банке.

Введение принятых в первой половине года изменений в нормативы минимальных резервных требований, направленных на дополнительное связывание части избыточной ликвидности банков было перенесено на 2008 год. Более того, с 9 октября 2007 года был введен в действие новый механизм минимальных резервных требований, направленный на сокращение базы резервных обязательств и расширение структуры резервных активов.

В 2007 году было подписано Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии по вопросам предоставления банковских займов между Национальным Банком, АФН и банками второго уровня. Согласно этому соглашению банки добровольно соглашаются ограничить рост внешних активов и внешних обязательств, а также проводить консервативную кредитную и умеренную депозитную политику.

В области процентной политики в течение всего года проводилась политика «дорогих денег». На протяжении 11 месяцев 2007 года официальная ставка рефинансирования оставалась на уровне 9,0%, а с 1 декабря 2007 года была повышена до 11,0%. Тем самым был задан желаемый коридор рыночных ставок (рисунок 28), с верхней границей, определяемой ставкой по кредитам (равной ставке рефинансирования), и нижней границей, определяемой ставкой по привлекаемым депозитам (равной . ставки рефинансирования). Более точное позиционирование рыночной ставки внутри коридора призвана задавать ставка по нотам, средневзвешенное значение которой возросло с 4,69% в декабре 2006 года до 5,64% в декабре 2007 года.

 

Рисунок 28. Процентная политика Национального банка Республики Казахстан

 

В целом, сложная макроэкономическая ситуация, а также выбор приоритетности цели по сохранению устойчивости банковской системы перед целью поддержания стабильности цен привели к тому, что, несмотря на принятые меры по снижению инфляции, прогнозные ориентиры по инфляции на 2007 год не были выдержаны. Среднегодовая инфляция за 2007 год составила 10,8%, тогда как прогнозный коридор по сценарию высоких мировых цен на нефть, определенный Основными направлениями денежно-кредитной политики на 2007-2009 годы, составлял 8,2-9,2%.

Ожидается, что в ближайшие годы при условии отсутствия шоковых факторов влияния уровень годовой инфляции существенно замедлится.

В области денежно-кредитной политики в 2008 году Национальный Банк Республики Казахстан определяет приоритетным направлением своей деятельности осуществление денежно-кредитной политики, ориентированной на обеспечение низкого уровня среднегодовой инфляции, а также на поддержание стабильного функционирования финансовой системы. (Приложение)

Установление официальной ставки рефинансирования будет производиться в зависимости от ситуации на денежном рынке и уровня инфляции таким образом, чтобы ее уровень оставался положительным в реальном выражении и являлся верхним уровнем ставок на денежном рынке краткосрочных инструментов. Для дальнейшего совершенствования механизма регулирования ликвидности на внутреннем рынке Национальным банком проводятся операции валютного СВОП, что вызывает большой интерес со стороны банков второго уровня.

Будет продолжено совершенствования аналитических подходов в рамках Отчета по финансовой стабильности и разработке системы индикаторов раннего оповещения валютных и финансовых кризисов. Национальным Банком будет продолжено регулярное обследование банков, начатое в 2007 году, с целью анализа качественных характеристик развития кредитного рынка и факторов.


Дата: 2019-05-29, просмотров: 224.