Нормативное регулирование учета товаров
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Основой нормативного регулирования учета товаров является Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 03.11.2006 N 183-ФЗ, который распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также на филиалы и представительства иностранных организаций.

Приведем пример действия Федерального закона на практической ситуации.

"Имущество, являющее собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации."

Такое правило установлено п. 2 ст. 8 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Следовательно, имущество, поступающее на хранение, организация-хранитель, согласно Плану счетов бухгалтерского учета, должна отражать на забалансовом счете 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение". Товарно-материальные ценности учитываются на этом счете в ценах, указанных в акте о приеме-передаче товарно-материальных ценностей на хранение (форма N МХ-1), аналитический учет к счету 002 необходимо организовать по поклажедателям, видам имущества, переданного на хранение, местам хранения.

Гражданское нормативное регулирование учета товаров осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом РФ, принятым Государственной Думой от 26.06.2007 N 118-ФЗ.

Гражданским кодексом РФ вводится нормативное регулирование права товаров свободно перемещаться на всей территории Российской Федерации, а также все основные аспекты гражданского регулирования товаров.

Действующая редакция Налогового кодекса (от 17.05.2007 N 84-ФЗ) регулирует все налоговые аспекты движения товаров на предприятии.

Например, в соответствии со ст. 156 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие деятельность в интересах другого лица, определяют налоговую базу по НДС как сумму дохода, полученного ими в виде вознаграждений (любых иных доходов) при исполнении этих договоров.

Однако данное правило не распространяется на посреднические услуги, связанные с реализацией товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению в соответствии со ст. 149 НК РФ; не распространяется освобождение от налогообложения, за исключением следующих услуг по реализации:

- сдача в аренду помещений иностранцам;

- реализация медицинских товаров;

- ритуальные услуги;

- реализация изделий народных художественных промыслов.

Организации-комиссионеры при формировании состава доходов и расходов, принимаемых для целей налогообложения, должны учитывать следующие особенности.

В соответствии со ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль в состав доходов не включаются средства, поступившие комиссионеру в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером за комитента, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера в соответствии с условиями заключенного договора. К таким доходам не относится комиссионное вознаграждение.

В состав расходов, учитываемых в целях налогообложения, не включаются расходы в виде имущества (включая денежные средства), переданного комиссионером в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, а также в счет оплаты затрат, произведенных комиссионером за комитента, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера в соответствии с условиями заключенного договора.

Таким образом, в состав доходов комиссионера для целей исчисления налога на прибыль включаются суммы причитающегося ему вознаграждения (без учета НДС), поскольку согласно ст. 249 НК РФ указанный доход признается доходом от реализации. В состав его расходов, принимаемых для целей исчисления налога на прибыль, включаются любые обоснованные и документально подтвержденные расходы, связанные с осуществлением хозяйственной деятельности организации.

Нормативное бухгалтерское регулирование учета товаров определяется также Положениями по бухгалтерскому учету.

Например, согласно п. 2 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н "Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашение обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вклада участников".

Доходами от обычных видов деятельности согласно п. 5 ПБУ 9/99 являются выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг.

Нормативное регулирование учета товаров определяется также Методическими рекомендациями по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, которые утверждены письмом Комитета РФ по торговле от 10.07.96 N 1-794/32-5.

Данные рекомендации устанавливают правила документального оформления приема, хранения, отпуска товаров и отражения товарных операций в бухгалтерском учете и отчетности.

Рекомендации являются элементом системы нормативного регулирования бухгалтерского учета товарно - материальных ценностей в Российской Федерации.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, поименованные в указанной статье.

Что касается регулирования первичной документации операций с товарами, необходимо упомянуть утвержденные Постановлением Госкомстата России от 9 августа 1999 г. N 66 Унифицированные формы первичной учетной документации по учету продукции, товарно-материальных ценностей в местах хранения.

Данный Альбом унифицированных форм первичной учетной документации разработан НИПИстатинформом Госкомстата России на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года N 835.

Применение унифицированных форм первичной учетной документации регламентируется "Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации", утвержденным Министерством финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 года N 34н.

В настоящий альбом включены унифицированные формы первичной учетной документации по учету продукции, товарно-материальных ценностей в местах хранения, к формам даны краткие указания по их применению и заполнению.

Ведение первичного учета по унифицированным формам первичной учетной документации, включенных в настоящий альбом, распространяется на юридические лица всех организационно - правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в отраслях экономики.

Помимо Унифицированных форм первичной учетной документации по учету продукции, товарно-материальных ценностей в местах хранения разработаны также Унифицированные формы первичной учетной документации по учету торговых операций, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 25.12.98 N 132.

В настоящий альбом включены унифицированные формы первичной учетной документации по учету торговых операций (общие), к формам также даны краткие указания по их применению и заполнению.

Рекомендуемый формат форм указан в перечне форм первичной учетной документации.

В формах предусмотрены зоны кодирования информации. Коды, по которым нет ссылок на общероссийские классификаторы, предназначены для обобщения и систематизации информации при обработке данных средствами вычислительной техники и проставляются по системе кодирования, принятой в организации.

В заключение необходимо отметить неоднозначность налогового регулирования учета товаров.

Например, с приобретением товаров непосредственно связаны расходы на их доставку, причем организация может для этого использовать как собственный транспорт, так и привлекать транспортные компании.

Налогоплательщики вправе учесть данные затраты в целях налогообложения прибыли.

В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 254 Налогового кодекса, в составе материальных расходов учитываются расходы на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемые сторонними организациями или подразделениями фирмы.

При этом к работам производственного характера относят также и транспортные услуги по доставке продукции. Такие затраты уменьшают налогооблагаемую прибыль.

Однако специалисты финансового ведомства в Письме от 19 марта 2007 г. N 03-03-06/1/157 пояснили, что учесть эти суммы в налоговой себестоимости можно только в том случае, если доставка включена в цену товара, а покупатель возмещает поставщику стоимость данных услуг.

Так как в этой ситуации фирма получит доход, который будет отражен в составе выручки от реализации.

Таким образом, необходимо подытожить, что помимо Налогового кодекса бухгалтеру приходиться пользоваться комментариями Министерства и финансов и Федеральной Налоговой Службы, изложенными в Письмах.



Дата: 2019-05-29, просмотров: 250.