Экономическая сущность и понятие товара в гражданском и налоговом законодательстве
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Описание учета товаров в коммерческой организации необходимо начать с определения сущности товара как такового.

Представим отраженные в экономической, нормативной и иной литературе понятия дохода в таблице 1.

 

Таблица 1 - Определение авторами сущности товара

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ" (принят ГД ФС РФ 08.07.2006) Товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот
НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ " (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 17.05.2007) Товаром для целей настоящего Кодекса признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое Таможенным кодексом Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 21.07.2007) "О РЕКЛАМЕ" (принят ГД ФС РФ 22.02.2006) Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 02.02.2006) "ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" (принят ГД ФС РФ 21.11.2003) Товар - являющиеся предметом внешнеторговой деятельности движимое имущество, отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и смешанного (река - море) плавания и космические объекты, а также электрическая энергия и другие виды энергии. Транспортные средства, используемые по договору о международных перевозках, не рассматриваются в качестве товара

 

Товарная продукция - объем всей произведенной предприятием за определенный период (чаще всего за год) конечной продукции, исчисленный в денежном выражении; термин плановой экономики.

Товарные запасы - количество товаров определенного вида, находящихся в данный момент в сфере товарного обращения, в перевозке и на складах, в хранилищах.

Наличие товарных запасов служит важным условием непрерывности процесса производства и обращения товаров, в то же время запасы не должны быть избыточными, так как при этом увеличиваются издержки производства и обращения.

Итак, в соответствии с п. 3 ст. 38 НК РФ товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.

НК РФ также определяет понятие имущества: под ним понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ (п. 2 ст. 38 НК РФ).

Поскольку НК РФ дает прямую отсылку к ГК РФ, то в первую очередь следует обратиться к нормам, определяющим общие понятия объектов гражданских прав, в частности к ст. 128 ГК РФ.

К объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

Перечень видов имущества является открытым. К имуществу относятся вещи, деньги, ценные бумаги, имущественные права, иное имущество, например предприятие как имущественный комплекс.

Термин "товар" употребляется в договорах купли-продажи. Согласно ст. 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Но в данной статье нет понятия товара, поэтому следует обратиться к общим положениям, содержащимся в § 1 гл. 30 ГК РФ.

Норма, содержащаяся в п. 1 ст. 455 ГК РФ, приравнивает понятие вещи как предмета договора купли-продажи к понятию товара. В соответствии со ст. 129 ГК РФ, к которой отсылает названный пункт, под понятие товара подпадают вещи полной и ограниченной оборотоспособности.

В последующих параграфах и статьях гл. 30 ГК РФ термин "вещь" не употребляется. В § 1 - 4 он заменяется термином "товар" и, соответственно, все качественные и количественные характеристики предмета договора определяются через призму экономико-рыночных категорий.

В остальных параграфах этой главы вместо термина "товар" используются вещно-видовые наименования предмета договора: сельскохозяйственная продукция (§ 5), энергия (§ 6), недвижимость (§ 7), предприятие (§ 8).

Традиционно различают оптовую и розничную торговлю, идентификация которых легко осуществлялась до появления налогового законодательства в его нынешнем виде с помощью Гражданского кодекса РФ и Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД, утв. Постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 6 ноября 2001 г. N 454-ст).

Пунктом 1 ст. 492 ГК РФ устанавливалось, что по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Отличие розничной торговли от оптовой можно было установить, сопоставив ст. ст. 492 и 506 ГК РФ. Согласно ст. 506 ГК РФ, по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Очевидно, что из содержания указанных статей однозначно следовало, что основным критерием, позволяющим различать розничную и оптовую торговлю, является конечная цель использования приобретаемого покупателем товара. Если товар приобретается для личного пользования - это розничная торговля, если для использования в предпринимательской деятельности - опт.

Для учетно-статистических целей понятия оптовой и розничной торговли сформулированы в ОКВЭД.

Согласно Классификатору, розничная торговля включает деятельность по продаже товаров для личного потребления или домашнего использования, а именно:

- перепродажу (продажу без изменения) новых и бывших в употреблении товаров широким слоям населения для личного потребления или для домашнего пользования;

- ремонт и установку бытовых изделий и предметов личного пользования, производимых как в сочетании с розничной торговлей, так и независимо от нее;

- розничную торговлю через агентов.

В понятие оптовой торговли ОКВЭД включает деятельность по продаже товаров розничным торговцам, промышленным, коммерческим, учрежденческим или профессиональным пользователям или же другим оптовым торговцам, а именно:

- внутреннюю и внешнюю торговлю (включая перепродажу, продажу без изменения) новых или бывших в употреблении товаров розничным торговцам, производственным, торговым, учрежденческим или профессиональным пользователям или другим оптовым торговцам;

- деятельность агентов по покупке товаров от имени подобных лиц или компаний, а также по продаже им товаров;

- деятельность оптовых торговцев, комиссионеров, посредников, оптовых фирм по сбыту промышленных товаров, экспортеров, импортеров, закупочных кооперативных объединений, товарных брокеров, агентов, оптовиков-скупщиков, а также кооперативных организаций, занимающихся сбытом сельскохозяйственной продукции.

Группировки ОКВЭД 51.2 - 51.7 включают только оптовую торговлю от своего имени (за собственный счет, без посредников).

Последние группировки включают в себя:

- операции, связанные с оптовой торговлей: сборка, сортирование крупных партий товаров, их деление на более мелкие партии, переупаковывание, фасование и розлив по бутылкам, хранение, охлаждение, доставка и установка товаров за собственный счет.

Кроме того, понятия оптовой и розничной торговли, а также понятия всех используемых в торговле терминов и определений содержатся в Государственном стандарте РФ ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения" (утв. Постановлением Госстандарта России от 11 августа 1999 г. N 242-ст).

Таким образом, определяющим в разграничении понятий оптовой и розничной торговли была конечная цель использования товара.

Поскольку продавец не в состоянии проследить, использование товара покупателем возможным не представляется, а запрет на использование в производственных целях товаров, приобретенных в розничной торговле, противоречит принципам рыночной экономики, для целей налогового учета были введены другие понятия розничной торговли.

Для целей гл. 26.3 Налогового кодекса РФ под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи (ст. 346.27 НК РФ). Причем до 1 января 2006 г. основным признаком розничной торговли для налоговых целей был признак формы расчета за товар.

Если товар приобретался за наличный расчет (или с помощью пластиковых карт), торговля признавалась розничной, вне зависимости от конечной цели использования товара, теперь признак розничной торговли (а следовательно, и возможность в отдельных регионах применять отличный от общего режим налогообложения) - наличие договора розничной купли-продажи.

В ст. 493 ГК РФ установлено, что договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара.

Более того, отсутствие у покупателя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий. Однако, чтобы налоговые органы признали правомерность расходов покупателя, ему необходимо иметь кассовый и товарный чеки.

В отдельных случаях в обязательном порядке заключаются письменные договоры купли-продажи (помимо выдачи товарного чека), например при продаже товара в кредит (Постановление Правительства РФ от 9 сентября 1993 г. N 895), при продаже товаров по образцам (ст. 497 ГК РФ), при продаже сложной бытовой техники, с последующим гарантийным обслуживанием.

Необходимость составления договора в письменной форме в розничной торговле, как правило, зависит от совпадения моментов заключения и исполнения договора. Если исполнение договора не совпадает по времени с его заключением (например, при продаже товара в кредит - товар покупателем получен, но договор до конца не исполнен, т.к. оплата поступит позже), то письменная форма договора должна быть соблюдена в обязательном порядке. В случаях, когда момент передачи товара и момент полной его оплаты совпадают, наличие товарного и кассового чека приравнивается к заключению договора розничной купли-продажи.

Однако все вышесказанное относится к рознице. В оптовой торговле при продаже юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям товаров не для личного пользования заключение договора купли-продажи (поставки) в простой письменной форме является обязательным условием (ст. 161 ГК РФ).

Дата: 2019-05-29, просмотров: 275.