Статья 9 ЛК РФ предусматривает виды прав, на основании которых осуществляется использование лесных участков:
1. право аренды лесных участков;
2. право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками;
3. право безвозмездного срочного пользования лесными участками.
4. право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут);
При этом юридическим лицам лесные участки предоставляются:
- в постоянное (бессрочное) пользование;
- в аренду;
- в безвозмездное срочное пользование;
гражданам:
- в аренду;
- в безвозмездное срочное пользование (п.1 ст.71 ЛК РФ).
Лесной Кодекс РФ подразделяет виды использования лесных участков в зависимости от того, предоставляется лесной участок или нет:
а) с предоставлением лесных участков;
б) без предоставления лесных участков;
в зависимости о того, изымаются лесные ресурсы или нет:
а) с изъятием лесных ресурсов;
б) без изъятия лесных ресурсов.
При этом права на лесные участки лесного фонда возникают и прекращаются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Лесным Кодексом РФ, Гражданским и Земельное кодексами РФ.
Использование лесов может ограничиваться только в случаях и в порядке, которые предусмотрены ЛК РФ и другими федеральными законами.
Допускается установление следующих ограничений использования лесов:
1) запрет на осуществление одного или нескольких видов использования лесов;
2) запрет на проведение рубок;
3) иные установленные ЛК РФ и другими федеральными законами ограничения использования лесов (ст.27 ЛК РФ).
Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов, в том числе в части охраны и защиты лесов (п.3 ст.51 ЛК РФ), в части воспроизводства лесов (п.4 ст.61 ЛК РФ) – основание для:
- досрочного расторжения договоров аренды лесного участка;
- досрочного расторжения договоров купли-продажи лесных насаждений;
- принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком;
- принудительного прекращения права безвозмездного срочного пользования лесным участком (п.2 ст.24 ЛК РФ).
Что касается субъектов, управомоченных в области использования лесных участков лесного фонда, то РФ передает органам государственной власти субъектов РФ осуществление следующих полномочий в области лесных отношений:
1. предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков:
- в постоянное (бессрочное) пользование,
-в аренду,
- в безвозмездное срочное пользование.
2. заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организацию и проведение соответствующих аукционов.
За нарушение предусмотренных Лесным законодательством правил использования лесов, административный кодекс РФ предусматривает ответственность, как для пользователей-нарушителей, так и для должностных лиц, нарушающих порядок предоставления лесных участков.
КоАП РФ предусматривает ответственность за следующие виды нарушений при использовании лесов:
- самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков (ст.7.9.);
- самовольная переуступка права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом, самовольная переуступка права пользования лесным участком, а равно самовольный обмен лесного участка (ст.7.10);
- нарушение правил заготовки древесины;
- нарушение порядка проведения рубок лесных насаждений;
- нарушение правил заготовки живицы, заготовки пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), сбора лекарственных растений, заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов;
- использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного срочного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки (ст.8.25.);
- лесами, правил лесного семеноводства (ст.8.27.);
- незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан (ст.8.28.);
- уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов, пастбищ (8.30.);
- нарушение правил санитарной безопасности в лесах;
- загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса (ст.8.31.);
- нарушение правил пожарной безопасности в лесах (ст.8.32.).
Нарушения должностных в сфере предоставления лесных участков:
- нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам земельных участков, а равно порядка предоставления лесов для их использования как с предоставлением, так и без предоставления лесных участков в водоохранных зонах (ст.8.12.);
- нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования, нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования как с предоставлением, так и без предоставления лесных участков (ст.8.24.).
Что касается видов административной ответственности, то мерой взыскания является штраф. При этом в большинстве случаев он ограничивается для лесопользователей физических лиц – 1000 рублей, для должностных лиц – 2000 рублей, а для юридических лиц – 20000 рублей. Максимальный размер наказания предусмотрен за нарушение правил пожарной безопасности в лесах – штраф до 30000 рублей[29].
На практике имеют место злоупотребления административных органов при применении к хозяйствующим субъектам мер административной ответственности за нарушения лесного законодательства. Например, Федеральный Арбитражный Суд Восточно-Сибирского округа оставил без изменения решение арбитражного суда первой инстанции, которым было удовлетворено заявление индивидуального предпринимателя о признании незаконным и отмене постановления Таштыпского лесхоза №1 о наложении административного штрафа за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 ст.8.26 КоАП РФ (побочное лесопользование без лесорубочного билета). Федеральный Арбитражный Суд Восточно-Сибирского округа указал, что индивидуальный предприниматель, осуществлявший закупку папоротника у населения, не осуществлял лесопользование, поскольку указанный вид деятельности не включен в действовавший на момент привлечения предпринимателя к административной ответственности перечень дополнительных видов побочного лесопользования в лесном фонде РФ, а значит получения лесорубочного билета не требовалось[30].
Дата: 2019-05-29, просмотров: 200.