Роль периодической печати в формировании и проявлении агрессивного поведения у подростков
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Агрессивное поведение – физическое или вербальное поведение, направленное на причинение вреда кому-либо.

Проблема формирования у подростков правопослушного социально-адекватного поведения является сложной и комплексной.

Подростковый возраст характерен тем, что именно в этом возрасте молодой человек переходит из состояния детства к взрослому состоянию, то есть меняет способы и варианты взаимодействия с внешним миром.

Одним из ведущих способов для подростков узнать то, какие именно нормы действуют в обществе и непосредственно столкнуться с теми ограничениями, которые налагаются нормами в данном обществе и ознакомиться с теми санкциями, которые возникают за их нарушения.

Основным механизмом взросления является присвоением каких-либо ценностей, правил, образцов поведения. Выбирая образец поведения и способ взаимодействия с внешним миром, подросток ориентируется в первую очередь на успешность демонстративного варианта поведения и, что немаловажно, на легкость копирования представленных образцов.

Одним из инструментов социализации являются средства массовой информации, в особенности - периодическая печать. Именно СМИ во многом определяют те образцы поведения, которым склонны подражать подростки и молодые люди. Все сказанное делает СМИ мощным инструментом социального управления и формирования различных социальных норм. Остановимся немного подробнее на вопросе о том, почему таким средствам массовой информации как периодическая печать удается оказывать столь сильное взаимодействие на молодое поколение, и какими механизмами воздействия это достигается.

В настоящее время наблюдается широкое внедрение криминализованных норм в обычное общество. Путей проникновения таких норм насчитывается множество, и едва ли не основным являются СМИ, конкретно – периодическая печать. Тот факт, что СМИ в последнее время играют ведущую роль в формировании общественного мнения, не вызывают сомнения. Согласно закону «О средствах массовой информации» от 27.12.1991года, под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. [Закон РФ, 10].

Таким образом, СМИ являются основным и, зачастую, единственным источником информации для населения, не имея в этом деле конкурентов. Соответственно, образы на состояние общества.

Для рассмотрения нами случая присвоения образцов поведения необходима некая совокупность условий. Во-первых, неуспешность подростка, неэффективность реализуемых им способов социального взаимодействия, психологический дискомфорт и прочее, то есть то, что побуждает его искать новых путей самореализации. Во-вторых, явная успешность демонстрируемого поведения, его неоспоримая социальная ценность, привлекательность и яркая эмоциональная окраска. В-третьих, возможность легко скопировать указанное поведение.

Важным фактором указанной проблемы является то, что реализация внешних признаков может привести (а за частую и приводит) к присвоению мотивов, ценностных установок и мировоззрения на которых было основано копируемое поведение.

Таким образом, СМИ существенно упрощают появление первичной преступности и, вероятно, являются одной из формирующих криминальной субкультуры. В свою очередь, криминальная субструктура является связующим элементом первичной и рецидивной правонарушающей деятельности.

Не вызывает сомнения то обстоятельство, что на формирование правопослушного и правонарушающего поведения оказывает влияние большой комплекс различных факторов, и средства массовой информации среди них занимают вполне определенное место.

СМИ является одним из основных источников демонстраций различных образцов поведения (понимаемого весьма широко – от поведения непосредственно, форм и даже фигур речи до стиля жизни). Очевидно, что условно, но достаточно точно все демонстрируемые образцы можно разделить на три группы: положительные, отрицательные и нейтральные. Образы первых двух групп могут быть представлены через специфические образы, которые непосредственно навязываются читателям. Такое навязывание возникает в случаях, когда представленные образы удовлетворяют трем условиям: регулярность опубликования таких образцов, демонстрации высокой социальной ценности (как позитивной, так и негативной) этих образцов, и, наконец, однородность демонстрируемых образцов в различных публикациях.

Нейтральные образы играют весьма важную роль в формировании ценностных установок и мотивации поведения: они формируют контекст. Говоря о навязывании, имеется в виду тот факт, что реципиент начинает следовать предлагаемому образу, опираясь не на рациональные представления о тех или иных качествах этого образа, а действуя во многом бессознательно.

Такие (расщепленные) представления усугубляются тем, что на взгляд подавляющего числа взрослых, ребенок не способен отличить насильственные действия и жестокость во имя добра от таких же действий во имя зла. Таким образом, поддерживается и поощряется замедление взросления и формирования чувства ответственности. Представление взрослых о безусловно отрицательном влиянии периодической печати на подростков, тем не менее, является одним из механизмов опосредованного влияния СМИ на формирование агрессивного поведения в подростковой среде.

Это отрицательное влияние проявляется в том, что формат и содержание наиболее предпочитаемой, а также рассчитанной на молодежную аудиторию периодики, не соответствует реальному уровню взрослости подростков.

Итак, отметим, что влияние периодической печати на формирование агрессивного поведения подростков проявляется в первую очередь в том, что подростки именно в них черпают свои представления о структуре и функционировании криминального мира. Эти представления, как показал проведенный анкетный опрос, весьма далеки от реальности. Более того, их осведомленность о структуре криминализованных обществ гораздо ниже, чем это принято считать.

Другим важным фактором влияния СМИ на формирование агрессивного поведения подростков является то, что эти подростковые представления о криминальном мире формируются не на основе реальных фактов, либо аналитических образов (специализированных статей, порнографических журналов, криминальных хроник и т. п.).

Не вызывает сомнения тот факт, что такого рода периодика подает криминалогический материал в чрезвычайно специальном формате, очень отличающемся от реальности. Все это не может не вести к искажениям в формировании подростковых представлений о криминально мире.

Еще одним фактором влияния периодической печати на формирование агрессивного поведения является очень высокий процент предоставленного печатного текста , уделяемого криминальным темам. Более того, эти печатные издания довольно доступны для детей и подростков любых возрастов. В этом же ряду факторов стоят и появившиеся недавно специализированные детские и подростковые журналы, комиксы, детективы, газеты.

Как уже указывалось выше, очень часто в криминальных хрониках и иных статьях, сообщающих о преступлениях, в особенности тяжких, искажена оценка этих событий.

В самом конце космического, научно-технического, информационно-революционного ХХ века высокоразвитые страны были застигнуты врасплох скандальным открытием: люди разучились читать! Социологи установили, что чуть не половина взрослых не берут в руки книг, а многие выпускники школ читают по складам. Хотя, собственно, что удивительного? Напряженная деловая жизнь и безбрежная индустрия развлечений неминуемо должны были отбить охоту к чтению. Ну а в России? В чести ли книга у молодого поколения самой читающей нации в мире? Особенно популярны у нынешних детей и подростков развлекательные журналы. Малыши обожают комиксы и диснеевские брошюрки, подростки читают «Cool», «Молоток», «Штучку», «Спид-Инфо», «Coolgirl», «Марусю». По мере взросления мальчики тянутся к технической и спортивной периодике, девочки – к женским журналам и любовным романам. Имена Дюма, Марка Твена, Конан Дойла большинству детей незнакомы. Из всей попадающей в библиотеке печатной продукции – а это почти исключительно периодика – лишь десятая доля носит некоммерческий характер и может служить для самообразования и развития личности.

Зато телевидение проникает в самые отдаленные уголки и за последнее десятилетие прочно заняло первое место в перечне ежедневных досуговых занятий как у городских, так и у сельских детей. По мнению исследователей из РГДБ, влияние электронной культуры на детское чтение проявляется в том, что восприятие печатного текста становится мозаичным, «клиповым», не настроенным на длинные повествования; теледети всех возрастов предпочитают книги и журналы, где картинок больше, чем слов (отсюда любовь к комиксам); содержание телепрограмм определяет и книжный репертуар (тяга к чисто развлекательной, остросюжетной литературе, бумажным «кинороманам»).

Следствие всего этого – примитивная, огрубленная, неразвитая речь, которая, как известно, есть зеркало мышления. И, наконец, элементарная безграмотность.

Итак, мы выявили, что на формирование агрессивного поведения подростков оказывает влияние большой комплекс различных факторов, и средства массовой информации, в частности периодическая печать, среди них занимают вполне определенное место.

 



Глава 2. Практическая часть

Дата: 2019-05-29, просмотров: 171.