ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Влияние периодической печати на формирование агрессивного поведения подростков.
Автор работы:
студентка 6 курса, группы «Б»
заочного отделения социальной педагогики.
Научный руководитель:
Рецинзент:
ст. Ленинградская
2005 год
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретическая часть. Теоретические основы агрессивного поведения подростков, вызванного влиянием СМИ.
1.1 Понятие о средствах массовой коммуникации и влияние их на психическое состояние подростков
1.2 Проявление агрессивности в подростковом возрасте
1.3 Влияние средств массовой информации на сознание подростка
Глава 2. Практическая часть. Опытно-педагогическая работа по программной разработке и апробации работы социального педагога по профилактике и предупреждению агрессивного поведения среди подростков.
Выводы и предложения
Заключение
Приложение
Библиография
Введение
В настоящее время средства массовой информации являются мощным инструментом по влиянию на подсознание людей, а отсюда и по формированию их поведения.
Новые информационные технологии разрушают естественный процесс информационного воздействия социокультур. В чьих руках окажется этот «шприц информационных инъекций», тот и будет управлять миром. Атрибут управления - информация - становится главным атрибутом власти в социуме. Во второй половине XX века в связи с развитием мощнейших средств информации разворачивались «битвы» за обладание именно средствами информации- телеканалами, радиостанциями, газетами, журналами, кино, театрами и, конечно, системой образования. Как известно, информацию сегодня все чаще определяют как оружие массового поражения (по своему воздействию на социосистемы). Понятно, что такое оружие должно быть подконтрольно системе, как и ядерное, иначе оно начинает работать против нее. Но в отличие от оружия, физически разрушающего человека и материальные ценности, им созданные, информационное оружие физически материальные ценности не разрушает. Оно воздействует на мозг человека, на его информационную базу, информационные модели мира, обуславливающие мысли и деяния, адаптивность человека. Этот по сути своей насильственный процесс формирования тех или иных информационных моделей окружающего мира составляет основу нашего быта и называется обучением. Битвы идут и сейчас, но если прежде система образования оказывала определяющее информационное воздействие на социум, формируя человека-созидателя, защитника, патриота своей Родины, народа, то сегодня с помощью СМИ можно сформировать в людях прямо противоположные модели отношения к окружающему миру.
Актуальность и значимость проблемы на современном этапе и повлияло на выбор темы курсовой работы «Влияние периодической печати на агрессивное поведение подростков»
Рассмотреть историю возникновения СМИ, методику их работы, а также сделать попытку анализа их влияния на людей, а в конечном итоге сделать выводы - вот цель данной курсовой работы.
В соответствии с темой работы, была сформулирована проблема исследования: каковы пути преодоления влияния периодической печати на агрессивное поведение подростков.
Объект исследования: дети - подростки.
Глава 1. Теоретические основы агрессивного поведения подростков, вызванного влиянием средств массовой информации
Глава 2. Практическая часть
Выводы и предложения
Итак, решение проблемы негативного влияния средств массовой коммуникации на поведение подростка является сложным и комплексным.
Подростковый возраст характерен тем, что именно в этом возрасте молодой человек переходит из состояния детства к взрослому состоянию, то есть меняет способы и варианты взаимодействия с внешним миром.
Одним из ведущих способов для детей и подростков узнать то, какие именно нормы действуют в обществе, заключается в том, чтобы попробовать различные виды деятельности в обществе и непосредственно столкнуться с теми ограничениями, которые налагаются нормами в данном обществе и ознакомиться с теми санкциями, которые возникают за их нарушения.
Для того, чтобы исследовать подробнее и детальнее механизмы влияния СМИ на детей и подростков было проведено тестирование, результаты которого мы проанализировали. Профилактическая и коррекционная работа с подростками, а особенно с детьми младшего школьного возраста поможет нам если не решить, то смягчить угрожающую проблему влияния СМИ на девиантное поведение и на сознание.
Для этого проведены родительские собрания, которые помогли родителям получить рекомендации и некоторые правила по устранению негативного влияния телевидения и агрессивности детей по отношению к взрослым, своим одноклассникам, друзьям и к природе.
Совместные родительские и детские собрания дали свои положительные результаты. Совместная деятельность благотворно влияет на отношения между детьми и их родителями. Происходит общение, которого так не хватает в домашних условиях детям, недостаток которого дети и подростки восполняют с помощью средств массовой информации, все более отдаляющих детей от их родителей. Поэтому и возникает непонимание, ссоры, рождается враждебность, агрессия.
Только совместная деятельность и комплексный подход поможет нам решить проблему профилактики девиантного поведения подростков.
Работа должна вестись систематически через работу классных часов и с подключением специалистов: медиков, психологов.
Заключение
В последнее время одним из главных внешних факторов, влияющих не только на поведение, но и на сознание, вариативность восприятия, чувства и переживания, формирующих личность человека и направляющих его жизнедеятельность, стали технологии воздействия. Их умелое использование может способствовать как позитивным, так и негативными целями.
Что важнее - манипулирования общественным сознанием или его цивилизованное, нравственное развитие? Это дилемма не только для руководства страны, но и для всего общества. Воспитывать «серость» или интеллектуальную элиту, а может просто достаточно образованных, просвещённых людей – эти вопросы не могут не волновать нас на пороге нового тысячелетия.
Глобализация средств mass-media, распространение Internet и других информационных сетей позволяет их пользователям напрямую общаться между собой (развиваются коммуникативные возможности), а также задействовать сети для получения разнообразных знаний (когнитивная функция), релаксации (отдых и развлечения), трансляции, взаимообмена и поиска как новой информации, так и других пользователей.
В нашей стране повсеместное развитие подобных сетей – дело будущего.
Пока они существуют локально, главным образом в столицах и крупных мегаполисах. Поэтому основным средством воздействия среди других электронных средств массовой информации еще долгое время будет оставаться телевидение.
Особое влияние оно имеет на молодежное сознание. Рассмотрим запросы и потребности молодежной аудитории, которые были выявлены в опросах и анкетированиях. Лидирующее место по популярности занимают художественные фильмы, следом – молодежные и музыкальные программы, далее игры, программы для широкого круга зрителей (различные ток-шоу, информационные и просветительские передачи). Отдельно можно сказать о воздействии рекламы на молодежное сознание. Подросткам нравится «агрессивная», т.е. заставляющая покупать товар реклама сникерсов, стиморола и «побудительная реклама», убеждающая сделать правильный выбор – «жвачек Ригли», колготок «Леванте» и т.д. Реклама отдыха и путешествий, а также дорогостоящих крупногабаритных товаров или недвижимости популярна далеко не у всех. Это объясняется часто встречающейся финансовой несамостоятельностью молодых людей, так и возможностями неудовлетворения возникающих потребностей. Раздражающим фактом является вторжение рекламы в фильмы и другие телепередачи, не только разрушающее целостность их восприятия, но и отрицательно воздействующее на нервную систему зрителей. Однако исторические ролики банка «Империал» и «оживающие картинки» русских художников в эфире ВГТРК вызывают у молодых людей только положительные эмоции. Следовательно, можно найти удачный компромисс между бизнесом и популяризацией национальной истории и культуры. Необходимо не только развлекать молодежь, но и обсуждать с ней откровенно, серьезно волнующие ее проблемы; просвещать, а не только угождать. Тогда изменится и отношение самой молодежи к телепрограммам.
В настоящее время молодежное вещание характеризуется отсутствием единой культурной политики, неадекватностью оценок. Нет взаимопонимания между производителем и слушателем, смешиваются различные системы ценностей.
В каждой стране существуют свои национально–культурные образовательные традиции. Остановим наше внимание на таком отечественном историческом наследии, как авторитарность в образовании. Часто ли современному школьнику предлагается критически отнестись к газетному тексту, к учебнику, телепередаче или другому СМИ? Предлагается ли ребенку попытаться уловить и «вскрыть» смысл того или иного информационного сообщения, понять «кому это выгодно»? Этот аспект проблемы требует весьма существенного внимания со стороны школы с учетом того, что влиять на СМИ школа практически не может.
Проблема защиты человеческого сознания от манипулирования им СМИ все более и более обостряется. Аспект этой проблемы, обозначенный как «Школа и СМИ», мы предлагаем решить с помощью медиаобразования, интегрированного с гуманитарными и естественнонаучными школьными дисциплинами и призванного выполнять уникальную функцию подготовки школьников к жизни в информатизированном пространстве. У современного человека необходимо с детства вырабатывать навыки восприятия информации, умения конструировать вербальные копии визуальных образов, понимать семантические особенности информации и применять ее в практической деятельности.
Интеграция медиаобразования с базовым может быть достигнута органичным для каждой учебной дисциплины медиаобразовательным целеполаганием и достижением поставленных целей на фактическом материале той или иной дисциплины. Следует находить как можно больше точек соприкосновения учебного предмета и «внешних» информационных потоков. Важные для достижения медиаобразовательных целей действия - это включение внешкольной информации в систему формируемых в школе знаний и использование школьных знаний при восприятии в критическом осмыслении продуктов СМИ. В процессе медиаобразования формируются следующие умения: интерпретировать информацию, понимать ее суть, адресную направленность, цель, принимать личностную позицию по отношению к скрытому смыслу, находить требуемую информацию в различных источниках; систематизировать ее по заданным признакам; визуальную информацию переводить в вербальную знаковую систему и наоборот; трансформировать информацию, видоизменять ее объем, форму, знаковую систему, носитель и др исходя из цели коммуникативного взаимодействия и особенностей аудитории, для которой она предназначена; аргументировать собственные высказывания, находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению; воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы за против каждой из них; устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями; вычислять главное в информационном сообщении, отчленять его от «белого шума» и др.
Поиску новых подходов и направлений в молодежной и культурной программной политике телевидения могли бы способствовать психологи. Их привлечение к созданию телепрограмм помогло бы наладить контакт со зрительской аудиторией и вызвать у нее в итоге ответный интерес.
Подводя итоги нельзя не обратить внимание не актуальность и значимость проблемы, раскрытой в курсовой работе. Мы рассмотрели историю возникновения СМИ, методику их работы, подобрали и провели серию диагностических методик по изучению влияния СМИ на девиантное поведение подростков. Так же были разработаны рекомендации для педагогов и родителей по проблеме снижения негативного влияния средств массовой коммуникации.
Библиография
1. Андреева Г. М. Социальная психология. –М., 1988.
2. Батыгин Г. С. Стереотипы поведения; распознавание и интерпретация. –М., 1990.
3. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. –М., «Социальное здоровье России», 1993.
4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Красноярск, Библиотека психологии и психотерапии, 1994.
5. Богомолова Н. Н. Социальная психология печати, радио, телевидения. –М., 1990.
6. Гилинский Я. И., Афанасьев В. Ф. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения. Спб., С. –Петербургский филиал института социологии РАН, 1993.
7. Дереклеева Н. И. Родительские собрания в 1-11 кл. «Вербум-М», М., 2001
8. Зазнобина Л. С. Школа и СМИ. //Педагогика, №5, 1999.
9. Зазыкин В. Психология в рекламе. –М.: Дата Стром, 1990.
10. Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27. 12. 91 №2124 1 (в ред. Федеральных законов от 13.01.95 №6- ФЗ, от 06.06.95 №87- ФЗ, от 19.07.95 №114- ФЗ).
11. Кле М. Психология подростка. –М., 1991.
12. Кондратьев Д. Н. Молодежное вещание на телевидении: проблемы и тревоги. // Педагогика, №4, 1998.
13. Круглов Б. С. Роль ценностных ориентаций в формировании личности школьника. – М., 1983.
14. Лайне Матти. Криминология и социология отклоняющегося поведения. Хельсинки. 1984.
15. Майерс Д. Социальная психология. – Спб.: Питер, 2003. – 752 с.
16. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. М. 1994.
17. Орлов Ю. М. Самопознание и самовоспитание характера. М., 1987.
18. Петровский А. В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии // Вопросы психологии. 1984. № 4.
19. Пирожков В. Ф. Психология подростковой преступности. Криминальная психология. М., 1998.
20. Райнпрехт Х. Воспитание без огорчений. М.: «Семья и школа», 2000. – 256 стр.
21. Фельдштейн Д. И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте. // Вопросы психологии. 1988. № 6.
22. Фридман Л. М. Психология детей и подростков. Справочник для учителей и воспитателей. – М.: Издательство Института Психиатрии, 2003. – 480 стр.
23. Цилуйко М. В. Влияние СМИ на формирование противоправного поведения подростков.
24. Черников В. СМИ: обучение человека и социума. // Народное образование, №1, 2002.
25. Шерковин Ю. А. Психология проблемы массовых информационных процессов. –М., 1973.
26. Шнайдер Г. Преступность и средства массовой информации. «Советское государство и право», 1990, №7. С. 119-123.
27. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. –М., 1987.
Приложение 1.
Рисунок 1. Рейтинг среди основных видов СМК.
Рисунок 2. Рейтинг среди телепередач.
Приложение 2
Тест «Телевидение – ваш друг или враг?»
(Ф.И.О.____________________________ возраст__________ пол- м / ж)
Ответьте Да или Нет
1. Вы изучаете программу телевидения в газетах
и выбираете передачи, которые вам интересны. ______/_____
2. Каждую неделю вы смотрите передачи, которые
считаются образовательными или просветительскими. ______/_____
3. В основном вы смотрите какую-либо определенную
передачу (например вестерны, детективы, эстрадные
шоу, сериалы). _____/_____
4. Вы часто забываете про уроки, когда хотите посмотреть
телевизор. ______/____
5. Вы совмещаете телевидение с другими видами умствен-
ной деятельности, такими как учеба, чтение или напи-
сание письма. ______/____
6. Вы предпочитаете ходить туда, где есть телевизор. ______/____
7. В вашей семье бывают частые ссоры из-за того, какую
передачу выбрать и сколько времени проводить у
телевизора. ______/____
8. Когда к вам в гости приходят друзья, вы выключаете
телевизор, если только они не выразили интереса к
какой-либо передаче. _____/_____
9. Телевизор во время еды – это замечательный способ
заставить детей вести себя тихо и хорошо. _____/______
10. Вы стремитесь купить последнюю модель телевизора,
даже если это вам не по карману. _____/______
11. Никого не должно касаться, как громко у вас включен
телевизор. _____/______
12.Телевидение заменило много других увлечений и спо-
собов отдыха, от которых люди получали удовольствие
в детстве. _____/______
13. Иногда вы сомневаетесь в некоторых фактах или
утверждениях, услышанных по телевидению. _____/______
14. Когда никто другой не смотрит телевизор, вы часто,
включив его, уже не выключаете. _____/______
_____________________________________________________________
Оцените каждый ответ в соответствии с этой таблицей. Если у вас нет ответа, поставьте себе 0.
1.Да-5 2.Да-10 3.Нет-5 4.Нет-10 5.Нет-5
6.Нет-5 7.Нет-10 8.Да-10 9.Нет-10 10.Нет-10
11.Нет-10 12.Нет-10 13.Да-5 14.Нет-10
_____________________________________________________________
Кол-во баллов ___________
Приложение 3
Приложение 4
Вопросы для обсуждения
1.Анализ проблемы агрессивности.
2.Роль семьи в проявлении детской агрессивонсти.
3.Поощрение, наказание в семье.
4.Законы преодоления детской агрессивности.
5.Экспресс-анкетирование родителей по проблеме собрания.
Вариант выступления классного руководителя
Уважаемые мамы и папы, дедушки и бабушки!
Тема нашей новой встречи серьёзна и трудна. Эта тема проявления нашими с вами детьми жестокости и агрессии. К сожалению, эти явления живут среди нас, взрослых, и среди наших детей. Что же это за явление и стоит ли нам о нём говорить? Вы правы, стоит. А раз так, давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть её.
Агрессия в более или менее развитом обществе всегда находится под контролем, но контроль этот будет эффективен настолько, насколько развито в о обществе сопротивление агрессии.
Что такое агрессия? Агрессия – это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей. Агрессия может проявляться физически (ударили) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства).
В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную. Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения определённых целей. Она очень часто выражается у младших детей
(я хочу забрать игрушку, предмет и т.д.). У старших, то есть у наших с вами детей, больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль.
Очень часто агрессию, её проявление путают с настойчивостью, напористостью. Как вы считаете, это равнозначные качества. Что вас больше обрадует в вашем ребёнке: настойчивость или агрессивность. Безусловно, настойчивость. Это качество в сравнении с агрессивностью имеет социально приемлемые формы, так как не допускают оскорбления, издевательства и т.д.
Уровень агрессивности детей меняется в большей или меньшей степени в зависимости от ситуации, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для этого поведения много: положение ребёнка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем и т.д.
Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что оно иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное. К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, который культивируется в семье и средствах массовой информации.
Можно предварительно исследовать отношение детей к телепрограммам.
Вопросы записываются на доске. Ответы анализируются классным руководителем.
1. Какие телепередачи ты выбираешь для просмотра;
2. Что тебе в них нравится;
3. Советуют ли тебе родители при выборе телепередач;
4. Какие передачи привлекают твоих родителей;
5. Какие передачи вы смотрите всей семьёй;
| Номера вопросов | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Мальчики | |||||
Девочки | |||||
Папы | |||||
Мамы |
Очень часто причиной детской агрессии является семейная ситуация.
Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упрёки и оскорбления. Психологи считают, что ребёнок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно, и где она стала нормой его жизни.
Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. Эта методика воспитания детей отвратительна тем, что у детей не формируется нравственный стержень поведения:
сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту
линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это
другое вновь навязывается детям. Это приводит к растерянности,
озлоблению, агрессии против родителей и других людей.
В воспитании можно выделить два фактора, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности: расположение и неприятие.
Преодолению агрессивности ребёнка помогает расположение, использующее в своём арсенале умение слушать, теплоту общения, доброе слово, ласковый взгляд.
Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется безразличием, устранением от общения. Нетерпимостью и властностью, враждебностью к факту существования ребенка. Неприятие ребенка приводит к проявлению такого заболевания как детский госпитализм. Что это такое? Одиночество, отсутствие желания общаться с родными людьми, отсутствие в семье традиций, обычаев, законов.
Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом, жестом, действием. Очень значимо для человека и наказание, если:
- оно следует немедленно за проступком;
- объяснено ребенку;
- оно суровое, но не жесткое;
- оно оценивает действия ребенка, а не его человеческие качества.
Наказывая ребенка, отец или мать проявляют терпение, спокойствие и выдержку.
Предварительное анкетирование учащихся по проблемам класса
(аналитическая справка)
Если тебя наказывают, то как… | Если тебя поощряют, то как… | Четыре «нельзя», которые бы ты хотел иметь в своей семье, когда тебя наказывают |
Подходит к концу наша очередная встреча. Хочется, чтобы она оказалась для вас полезной, вызвала раздумья, желания построить взаимоотношения в своей семье по-новому.
И по традиции каждый из вас получает «золотые» правила воспитания, связанные с темой данного собрания:
1. Учитесь слушать и слышать своего ребенка.
2. Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.
3. Не запрещайте детям выражать свои отрицательные эмоции.
4. Умейте принять и любить его таким, каков он есть.
5. Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.
6. К агрессивным проявлениям в поведении ребенка приводит агрессивность семьи.
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Влияние периодической печати на формирование агрессивного поведения подростков.
Автор работы:
студентка 6 курса, группы «Б»
заочного отделения социальной педагогики.
Научный руководитель:
Рецинзент:
ст. Ленинградская
2005 год
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретическая часть. Теоретические основы агрессивного поведения подростков, вызванного влиянием СМИ.
1.1 Понятие о средствах массовой коммуникации и влияние их на психическое состояние подростков
1.2 Проявление агрессивности в подростковом возрасте
1.3 Влияние средств массовой информации на сознание подростка
Глава 2. Практическая часть. Опытно-педагогическая работа по программной разработке и апробации работы социального педагога по профилактике и предупреждению агрессивного поведения среди подростков.
Выводы и предложения
Заключение
Приложение
Библиография
Введение
В настоящее время средства массовой информации являются мощным инструментом по влиянию на подсознание людей, а отсюда и по формированию их поведения.
Новые информационные технологии разрушают естественный процесс информационного воздействия социокультур. В чьих руках окажется этот «шприц информационных инъекций», тот и будет управлять миром. Атрибут управления - информация - становится главным атрибутом власти в социуме. Во второй половине XX века в связи с развитием мощнейших средств информации разворачивались «битвы» за обладание именно средствами информации- телеканалами, радиостанциями, газетами, журналами, кино, театрами и, конечно, системой образования. Как известно, информацию сегодня все чаще определяют как оружие массового поражения (по своему воздействию на социосистемы). Понятно, что такое оружие должно быть подконтрольно системе, как и ядерное, иначе оно начинает работать против нее. Но в отличие от оружия, физически разрушающего человека и материальные ценности, им созданные, информационное оружие физически материальные ценности не разрушает. Оно воздействует на мозг человека, на его информационную базу, информационные модели мира, обуславливающие мысли и деяния, адаптивность человека. Этот по сути своей насильственный процесс формирования тех или иных информационных моделей окружающего мира составляет основу нашего быта и называется обучением. Битвы идут и сейчас, но если прежде система образования оказывала определяющее информационное воздействие на социум, формируя человека-созидателя, защитника, патриота своей Родины, народа, то сегодня с помощью СМИ можно сформировать в людях прямо противоположные модели отношения к окружающему миру.
Актуальность и значимость проблемы на современном этапе и повлияло на выбор темы курсовой работы «Влияние периодической печати на агрессивное поведение подростков»
Рассмотреть историю возникновения СМИ, методику их работы, а также сделать попытку анализа их влияния на людей, а в конечном итоге сделать выводы - вот цель данной курсовой работы.
В соответствии с темой работы, была сформулирована проблема исследования: каковы пути преодоления влияния периодической печати на агрессивное поведение подростков.
Объект исследования: дети - подростки.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 249.