Диагностика достижения воспитательных результатов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Основные результаты воспитательной деятельности Методы отслеживания прогресса в достижении воспитательных результатов
1. Усвоение норм социального поведения в обществе – усвоение правил поведения в коллективе: детском и смешанном (дети + взрослые). - Опрос участников программы на предмет понимания ими правил поведения в обществе в начале и в конце реализации программы - Ступенная система индивидуального оценивания - Оценка со стороны представителей ближайшего социального окружения -отзывы заинтересованных лиц (классных руководителей, социальных педагогов, родителей и т.д.)
2. Получение основных знаний о причинах и следствиях негативных явлений, а также профилактике их возникновения - Пред и пост - тестирование - Проведение итоговых игр, мероприятий, тренингов - Рефлексия
3. Повышение уровня творческих способностей у подростков - Участие ребят в акциях, мероприятиях, праздниках, играх
4. Вовлечение участников программы в трудовую деятельность - Организация и проведение трудовых акций, лагерей, мероприятий - Отзывы общественности
5. Повышение уровня патриотического воспитания у подростков - Опрос участников программы на данную тему - Участие подростков в акциях и праздниках, посвященных Дню Победы, 23 Февраля, Дню Города и т.д. - Участие в мероприятиях и лагерях с патриотической направленностью
6. Привитие навыков безопасного проживания и самообслуживания в условиях выездов, лагерей - Проведение итоговых лагерей - Проведение итоговой игры - Прохождение испытаний
7. Получение 1 ступени участниками программы - Положение о ступенной системе индивидуального оценивания
8. Ребята станут бережнее относиться к природе - Отзывы участников программы о природе в начале и в конце реализации программы - Анализ проведения выездных лагерей, экологической деятельности
9. Возникновение у подростков «чувства команды» - Организация и проведение общих дел, мероприятий - Опрос участников программы - Игра «Мы - команда»
10. Получение навыков пользования компьютерными технологиями. Создание сайта организации и мультимедийных презентаций. Тестирование на умение работать с сетью интернет, офисными приложениями, графическими редакторами.
11. Результативность программы по детям и подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации Занесение подростков в Банк данных УДО и контроль результативности программы на основе Банка.

 



Заключение

 

Тема дипломной работы «Социально-педагогическая работа с трудными подростками в учреждениях дополнительного образования».

Для достижения цели дипломной работы и проверки гипотезы нам необходимо было решить следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Изучить социально-педагогическую работу центра детского творчества «Темп» с трудными подросткам.

3. Разработать и апробировать программу по работе учреждения дополнительного образования с трудными подростками.

В ходе решения задач мы рассмотрели следующие вопросы: психолого-педагогические особенности трудных подростков и причины их трудновоспитуемости.

Прилив физических сил побуждает подростка к деятельности. Не у каждого подростка проявляется весь набор противоречий, но их нельзя игнорировать. источником нормативной регуляции и нравственной оценки поведения для подростков становятся социализированные нормы. Но это еще не есть полностью социальные, возрастные и безличные нормы – такие, которые принимаются взрослыми людьми. Для подростков это – лидерские или групповые нормы, принятые в референтных группах. Стремление к личному авторитету среди сверстников и физическому самосовершенствованию порождает у них активный поиск образца для подражания, который они находят среди старших по возрасту детей и взрослых людей одного с ними пола. Подростки начинают пробовать себя в различных жизненных ролях в компаниях сверстников и взрослых людей вне ситуаций совместных игр (роль лидера, роль знатока, роль умельца, просто роль взрослого в отличие от роли ребенка). Особенно подросткам нравится играть роль взрослых людей среди старших по возрасту. В работе с подростком следует учитывать главные возрастные и личностные особенности, основные психологические новообразования этого возраста.

Основные причины трудностей подростков: в неправильных отношениях в семье, в просчётах школы, изоляция от сверстников, в средовой дезадаптации вообще, стремлении утвердить себя любым способом и в любой малой группе. Часто действует совокупность, комплекс всех этих причин. Ещё одна из причин девиаций – возрастные особенности психики подростка.

Подростковый возраст многие психологи считают критическим на всём протяжении. Психические нарушения имеют определённыё этапы развития, проходя через которые они достигают наибольшей степени выраженности. Во время подросткового кризиса скорость этого болезненного цикла увеличивается, в результате чего какой-то из этапов может быть либо очень коротким, либо не обнаруживаться вообще.

Поэтому очень часто патологическая жестокость подростка является для его близких, знакомых, сверстников и очевидцев совершенно неожиданной, ничем не объяснимой.

Ускорение биологических и психологических процессов в период кризиса приводит к тому, что отклонение в поведении возникают как бы внезапно. Так у вполне благополучного подростка неожиданно для окружающих вдруг появляется эмоциональная чёрствость, жестокость, склонность к агрессии, насилию.

Девиантные поступки увеличивают привлекательность совершающего их подростка для других, которые принимают такой стиль поведения; совершая антинормативные поступки, подросток привлекает к себе внимание. Вместе с тем девиантные поступки усиливают потребность подростка в социальном одобрении группы. Наконец, девиантные действия вызывают отрицательное отношение к санкции со стороны «нормальных» других, вплоть до исключения девиантного подростка из общения с ним. Это способствует активизации общения подростка с девиантной средой, уменьшает возможности социального контроля и способствует дальнейшему усилению девиантного поведения и склонности к нему. Для этой ситуации характерно формирование обратной зависимости между отношениями подростка в семье и степенью его вовлечённости в девиантные группы. В результате девиантные поступки из немотивированных становятся мотивированными.

Перед школой и общественностью стоит важная задача – организовать разносторонний практический опыт детей. В противном случае все словесные воспитательные воздействия окажутся бесполезными, неэффективными, лишенными реальной практической базы. Слабости и недостатки положительного опыта ведут к отрицательному: обману родителей и учителей, бесцельному время препровождению, хулиганским действиям, употреблению спиртных напитков и др. Асоциальный опыт деятельности и поведения всегда вытекает из педагогических ошибок, недостатков в работе школы: ученику теряет интерес к учению из-за своих неудач, неумения учиться, думать и поступать самостоятельно, критически относиться к отрицательному опыту некоторых взрослых. Асоциальный опыт включает в себя безнадзорное поведение, неподчинение, своеволие, бесцельное времяпрепровождение, устойчивую конфликтность с окружающими, нездоровый образ жизни.

В новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность учреждений дополнительного образования детей как открытых социально-педагогических институтов, наиболее полноценно и эффективно реализующих социально-педагогический потенциал свободного времени детей, в котором реализуются запросы социальной практики и существенно расширяются традиционные направления, формы, технологии работы с детьми и подростками. Все это обусловливает необходимость оптимизации содержательных видов наполнения свободного времени детей, повышения качества деятельности учреждений дополнительного образования детей в социуме.

В настоящее время профессия социального работника и ее мастерство остро востребованы. Нужен, по сути, специалист широкого профиля, владеющий основами юридических, медицинских, психологических знаний. Таким специалистом является социальный работник, в основные трудовые операции которого входит:

· Сбор и анализ информации о личности;

· Диагностика микросреды;

· Прогноз дальнейшего развития и социализации личности;

· Профилактика и социальная терапия негативных явлений окружающей среды;

· Организационно-коммуникативная педагогизация среды;

· Охранно-правовая защита;

· Образовательно-воспитательные задачи;

· Составление и ведение документации;

· Работа с педагогическим коллективом.

Теперь это стало реально, но возникла новая проблема – угроза дискредитации профессии.

Руководители учреждений, определяя должностной круг обязанностей социального работника, исходят из потребностей своего учреждения. Но, как это часто бывает, пытаются охватить все предметное поле профессии. Поэтому широко распространилась практика «латания дыр». Задача же специалиста социальной работы не в этом, она звучит так:

«Своевременно выявить возникающие проблемы в сфере ближайшего окружения; понять и устранить причины, порождающие их; обеспечить профилактику различных негативных явлений, могущих выявиться в микросреде». При этом социальный работник не должен ждать, когда к нему обратятся за помощью. В этически допустимой форме он сам «выходит на контакт» с человеком и его семьей».

Проблемное поле социальной работы огромно и вбирает в себя все многообразие жизненных ситуаций и коллизий людей разных возрастов и социального положения. Проблемное поле социального работника конкретного учреждения формируется на основе реального социального заказа, специфики контингента учреждения, его ведомственной подчиненности, типа и вида, а также профессионального багажа специалиста.

Принципиальное отличие дополнительного образования от общего заключается в том, что, благодаря отсутствию жестких образовательных стандартов, работающие в его системе педагоги имеют возможность трансформировать передаваемые учащимся способы деятельности (знания-умения-навыки) из цели обучения в средство развития способностей учащихся - телесных, познавательных, личностных, духовно-нравственных.

По-новому взглянуть на роль дополнительного образования позволили Закон Российской Федерации «Об образовании», принятый в 1992 году; Концепция Модернизации Российского образования на период до 2010 года. Названные документы привели нас к пониманию необходимости изменения содержания, методов, форм работы УДО. В связи с этим, главной целью дополнительного образования является: создание условий для самоопределения, самореализации и саморазвития ребенка, приобщения его к мировой, отечественной, национальной культуре, включения в социальное творчество.

Исследовательская работа проходила на базе центра детского творчества «Темп» г. Амурск. Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества «Темп» в г. Амурск создано в 1999 году. Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей центр детского творчества «Темп» г. Амурска – многопрофильный, разноуровневый, образовательно-досуговый комплекс, включающий 111 объединений с охватом детей в количестве 1732 человек.

Целью работы центра детского творчества «Темп» г. Амурска является создание оптимальных условий становления и развития социокультурно ориентированной личности – физически, психически и духовно здоровой, готовой жить по законам общества, выполнять свое гражданское и человеческое предназначение и способной к творческой самореализации.

Наши исследования показывают позитивные результаты воздействия центра детского творчества «Темп» на социо-культурную ситуацию в г. Амурске. Так, отмечается снижение процента детей, не занятых в свободное время. Выросла занятость детей в различных программах центра детского творчества «Темп». Остаётся актуальной потребность в организации занятости детей и молодёжи в выходные дни и вечернее время.

В центре детского творчества «Темп» разработано и реализуется 30 образовательных программ по 6 направленностям:

· Социально-педагогическое

· Культурологическое

· Художественно-эстетическое

· Физкультурно-спортивное

· Спортивно-техническое

· Туристско-краеведческое

На сегодняшний день в подростковой и молодежной среде можно выделить следующие основные социальные проблемы:

· алкоголизация подростков и молодежи

· раннее начало половой жизни, низкий уровень межполовой культуры

· употребление токсических и наркотических веществ

· вовлечение подростков и молодежи в правонарушения

В связи с этим отмечается высокий уровень подростковой криминногенности. Для примера мы приводим данные 2007 – 2008 г.г по г. Амурску:

· Дети, состоящие на учете в КДН (комиссии по делам несовершеннолетних): 46 чел.

· Количество семей социального риска: 84 (по школам) + 77 (поликлиника)

· На школьном учете состоит: 182 ребенка (из них: 64% - грубые нарушения Устава школы, 44% – совершение правонарушений, 39% – непосещение школы, 31% – употребление ПАВ, 36% – бродяжничество, 10% – попрошайничество, 6% – условное осуждение).

Все это еще раз подтверждает высокий уровень негативных явлений в молодежной среде.

Совместно с педагогом Деревцовой Н.Ф. (Стаж работы 32 года, стаж работы соцпедагогом – 12 лет), учитывая опыт работы центра детского творчества «Темп» с подростками и молодежью в период сентябрь 2006 – август 2008г., опыт участия в социальных проектах, можно сделать следующие выводы:

· Основной причиной вовлечения подростков и молодежи в негативные явления является то, что они не вовлечены в социально значимую деятельность, имеют много свободного времени и не знают чем себя занять. С учетом возрастных особенностей подросткового возраста, ребят легко спровоцировать на асоциальную деятельность.

· Эффективность работы с подростками категории социального риска возрастает при наличии волонтерского состава и активных форм работы с ребятами (акции, лагеря, тренинги, использование компьютерных технологий и т.д.)

Основываясь на сделанных выводах, нами (совместно с Деревцовой Н.Ф.) была разработана программа работы с трудными подростками «Альтернатива +».

Данная программа «Альтернатива +» направленная на снижение негативных явлений в молодежной среде путем вовлечения подростков и молодежи в социально значимую деятельность.

Программа «Альтернатива +» предоставляет детям и подросткам (в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации) возможность попробовать себя в различных видах деятельности (участие в социальных акциях и проектах, трудовая деятельность, игры, тренинги и т.д.) испытать новые ощущения (походы, выезды, сплавы и т.д.), не нарушая закон и не нанося вреда себе и окружающим, почувствовать себя востребованными (организация и участие в различных социально значимых акциях, мероприятиях, проектах).

Отличительной особенностью данной программы является то, что она комплексная (совмещает в себе самые разнообразные направления работы с подростками) и реализуется с учетом категории подростков (находящихся в трудной жизненной ситуации), возрастных и индивидуальных особенностей участников.

 


Библиографический список:

 

1. Антикризисное поведение. Сущность, проблемы, тенденции. ИПК-ПРО, Ульяновск, 2000 год.

2. Ануфриева А.Ф., Костромина С.Н. как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: изд. «Ось-89», 2000. - с. 36, 40

3. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития. - Внешкольник, №9, 1997, с. 6-8

4. Быков С.А. Наркомпния среди молодежи как показатель дезадаптированности // Социологические исследования 2005 год № 4

5. Васильев В. Л. Юридическая психология. - СПб., 1997

6. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалахотечественного образования) 2-ое изд. Изд-во ГФ “Полиграф.ресурсы”. - М., 1998, с.424

7. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов пед. Институтов. Под ред. проф. А.В. Петровского. - М., Просвещение, 1973, с. 86

8. Вопросы социологии и социальной педагогики под ред проф. А. Н. Ростовцева. – Рязань: Изд-во РГПУ, 2006. – 88 с.

9. Воспитание юного москвича в системе дополнит. образования. Материалы городской научно-практической конференции (Москва, 19 февраля 1997). - М., 1997

10. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория / Соц. исследования –2000 г.№ 4.

11. Горхова В.А., “Комплексная диагностика в реабилитационном центре”. //“ Семья в России” №1 –1997год, Стр. 74-83.

12. Драгунова Т.В. Подросток. М.: Знание, 1998.- 143 с.

13. Журавлева Л.А.“ Факторы и условия наркотизации молодежи”.// Социологические исследования-2000 год № 5

14. Иващенко Г.М. Из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации социально дезадаптированных детей и подростков Государственный НИИ семьи. Научно-методическое издание И-99год.

15. Калиш И.В. От внешкольной работы - к дополнительному образованию детей: Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей. / Под ред. А.К. Бруднова. - М.: Владос, 2000.- с. 11

16. Кан-Калик В.А. Техника педагогического общения./ Учителю опедагогической технике. – М.: 1987

17. Кезина Л.П. Социально-психологические основы развития образования. Дисс. канд. психол. наук. - М., 1995

18. Ковалева Т.В., Степанова О.К. “ Подростки смутного времени”.// Социологические исследования,2003год № 8

19. Кон И. С. Психология старшеклассника. - М., 1980

20. Краевая целевая программа “ Развитие социального обслуживания семьи и детей”.

21. Краевая целевая программа “Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”

22. Линг С. По лезвию бритвы: социально-психологический анализ преднамеренного риска / Социльные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Социология 1993г.№ 2.

23. Личко А. Е. Эти трудные подростки: записки психиатра. - Л., 1983

24. Локк Д. Мысли о воспитании. /Пед. наследие/. Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. - М., Педагогика, 1989, с. 145, 179

25. Майерс Д. Социальная психология. СПб: Питер, 2001. – 458 с.

26. Мардахаев Л. В. Основы социально-педагогической технологии: Учебное пособие. – Рязань, 1999. – 92 с.

27. Мардахаев Л. В. Дипломная работа по социальной педагогике (методическое пособие), М –1999. – 56 с.

28. Мирсагатова М.Н. Роль и место специализированных социально-реабилитационных учреждений в государственной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Свердловск, 1985

29. Можгинский Ю. Б. Агрессия подростка: эмоциональный и кризисный механизм. - СПб., 1999

30. Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Социальный педагог:введение в должность: Сб. материалов – СПб.: КАРО, 2000. – 272 с.

31. Осипова О.С.“ Девиантное поведение: благо или зло”.// Социологические исследования, № 8 2001год

32. Плоткин М.М., Ширинский В.И.“Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения детей”// “ Семья в России” №1 –2007год, стр. 90-102.

33. Президентская программа “ Дети России”, М.-1999год.

34. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением. Редакционно-издательский центр Консорциума “ Социальное здоровье России” М-99г. (Социальное здоровье России).

35. Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 1987

36. Северный А.А. О развитии образовательной деятельности по социальной педагогике и социальной работе в регионах России // Социальная работа как профессия: современный опыт и тенденции развития / материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Ставрополь, 1999. - С.22-27.

37. Селевко Г.К. Социально-воспитательные технологии. Учебное пособие для студ., обуч. по специальностям "Социальная работа" и "Социальная педагогика". - М., 2002. - 196 с

38. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальностям "Педагогика и психология" и "Социальная педагогика". М.,2000. - 336 с.

39. Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. М., 1986.

40. Сластенин В.А. Социальный педагог и социальный работник: личность и профессия // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. - М., Тула, 1993

41. Смелзер Н.Дж., Социология, М.,1994год.

42. Социальная педагогика. Курс лекций / Под ред. М.А. Галагузовой. - М., 2000.

43. Социальная работа/ Под ред. Курбатова В.И., Ростов-на-Дону, М.2000 г.

44. Социальная энциклопедия / Под ред. А.П.Горнина, Г.Н. Кареловой, Е.Д. Катульского и др. М: Большая Российская энциклопедия, 2000 год.

45. Социальные технологии: Толковый словарь/ Ответ. ред. Иванов В.Н. , Москва – Белгород, 1995год.

46. Справочное пособие по социальной работе. Отв. редакторы А.М.Панов и Е.И.Холостова.

47. Степанов В. Г. Психология трудных школьников. – М., 1988

48. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000

49. Толстых А.В. Возрасты жизни. М.: Знание, 1998

50. Трудный подросток: причины и следствия / Под редакцией Тельнова Ж.Н. - Омск, 2005

51. Федеральный закон « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений» № 120 –ФЗ от 24.06.1999 г.

52. Федеральный закон. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». - М.: Издательство «Ось-89», 1997, с. 22

53. Харчев А.Г. Социология воспитания. Проблемы воспитания личности. М. «Политиздат», 1990 г.

54. Цилуйко М.В.“ Влияние средств массовой информации на формирование противоправного поведения подростков”.//Вестник психосоциальной и коррекционной работы 2006 год № 4.

 




Приложения

Приложение 1

 

Темы тренингов

Конфликты и причины их возникновения
Разрешение конфликтов без насилия.
Проблемы молодежи глазами молодежи
Создание древа молодежных проблем: причины, проблемы, возможности решения
Анализ проблемных ситуаций среди молодежи
Как избежать проблемных ситуаций
«Альтернатива – негативу»
Молодежь – против СПИДа!
ВИЧ/СПИД, ИППП: профилактика, культура отношений, забота о себе и своем партнере
Танцуй ради жизни! Танцуй – против СПИДа!
Толерантное отношение к ВИЧ – инфицированным людям.
«Альтернатива – негативу!» - решим свои проблемы сами!
ЗОЖ. Профилактика негативных явлений в молодежной среде.
Что такое ЗОЖ?
Я выбираю ЗОЖ… Для чего и для кого я это делаю?
Наркотики, наркозависимость. Как этого избежать.
Умей отказаться от наркотиков!
Наркотики и закон.
Репродуктивное здоровье сегодня и в будущем.
Культура взаимоотношений между девушками и юношами.
Будьте здоровы!!!

 



Приложение 2

 

Специфика реализации программы «Альтернатива +»

Специфические особенности программы «Альтернатива» Необходимые условия для эффективной реализации программы «Альтернатива»
1. Сложность в управлении и контроле группы при большом количестве детей и подростков, НТЖС Численный состав группы не должен превышать 10- 12 человек.
2. Невозможность полностью контролировать группу, продуктивно реализовывать программу при наличии одного руководителя. По необходимости - работа в группе двух педагогов одновременно. Создание волонтерского отряда для помощи в реализации программы.
3. Подростки из группы ЗПР и ребята с явными нарушениями поведенческих реакций не могут воспринимать программу в том объеме и содержании, который рекомендован для их возраста. Тяжело воспринимаются традиционные формы подачи материала (беседа, лекция и т.д.) Программа составлена с учетом специфики контингента, в ней предусмотрены необходимые перерывы между занятиями, преобладают наглядные и активные формы работы. Преобладание в программе практических часов над теоретическими. Привлечение компьютерных технологий.
4. Специфическое отношения ребят к помещению, где проходят занятия (небрежное отношение к чужим вещам, боязнь находиться в помещении, где занимаются не только сами ребята, но и кто-то еще, дискомфорт от возможности появления кого-то чужого, незнакомого и т.д.) Многие дети нежеланны дома или находятся в условиях некомфортабельных для проживания, поэтому необходимо создать максимум условий для спокойствия и уюта подростков. Это обусловлено и многими психологическими особенностями данной категории детей: высоким уровнем тревожности, многочисленными комплексами неполноценности, недоверием к окружающим и т.д. Необходимо наличие отдельного помещения, где ребята чувствовали бы себя хозяевами, делали в системе что-либо для его обустройства. Помещение необходимо оборудовать так, чтобы оно было по максимуму комфортно для подростков и при необходимости хотя бы частично заменяло им дом.   Также по программе планируется покупка технических средств, поэтому наличие «своего» помещения обусловлено еще и финансовой ответственностью.
5. Постоянное нахождение в замкнутом пространстве неблагоприятно влияет на психику подростков данной группы, стимулирует девиации поведения, провоцирует выплески негативной энергии и т.д. В программе предусмотрены выезды с участниками программы в природные условия (один – два раза в месяц). По опыту работы с данным контингентом замечено, что это способствует созданию позитивного настроя, проявлению лучших качеств у подростков, снимает стресс и агрессию. У педагогов, работающих по программе - 9-часовая нагрузка на группы.
6. Низкий материальный уровень у ребят данной категории, незаинтересованность и нежелание родителей сотрудничать в рамках реализации программы. Привлечение средств из других источников: проектная деятельность, сотрудничество с различными организациями, спонсорская и др. помощь.
7. Недостаточный объем информации о подростках: их семьях, среды и ближайшего окружения, их жизненных проблемах, причинах девиантности их поведения и т.д. Все это обусловлено скрытностью подростков или их нежеланием выставлять себя и своих близких в дурном свете. Взаимодействие с заинтересованными лицами и службами, которые могут предоставить дополнительную информацию о ребятах и помочь в разрешении их проблем (классные руководители, социальные педагоги и психологи школ, специализированные организации, учреждения, службы и т.д.)
  Программа отличается большим количеством активных форм работы с подростками и молодежью, периодически она направлена не только на прямых участников программы, но и на косвенных (подростки из уличных группировок, претенденты в волонтеры, классы, педагоги и т.д.) Привлечение молодежи для работы по социальным проектам в качестве волонтеров. Обучение их с учетом специфики контингента, особенности программы. Привлечение дополнительных человеческих ресурсов для реализации программы.


Приложение 3

 

Учебно-тематический план

Тема

Общее количество часов (9 часов в неделю)

В том числе:

Теоретические часы Практические часы
1. «Альтернатива +» - для тебя. 18 12 6
2. Общение со взрослыми и сверстниками: 30 12 18
3. Проблемы молодежи глазами молодежи 11 5 6
«Альтернатива – негативу» 19 5 14
4. Компьютерные технологии 20 7 13
5. Создание позитивных дружеских отношений в коллективе: 19 5 14
6. Экология в жизни людей 14 4 10
7. Хочешь изменить мир – начни с себя! 15 5 10
8. Правила техники безопасности в условиях города 9 6 3
9. Относись к людям так, как хотел бы, чтоб они относились к тебе 15 6 9
10. Основные правила самообслуживание в условиях выездного лагеря 30 12 18
11. Береги природу – мать нашу! 24 12 12
12. Правила безопасного проживания в лесных условиях 11 3 8
13. Социальный проект «Джуманджи»: играем с пользой! 28 10 18
13. ЗОЖ. Профилактика негативных явлений в молодежной среде. 31 10 21
14. Великая Отечественная Война. 20 6 14
15. Подводим итоги 10 4 8
Итого: 324 138 186


Приложение 4

Содержание тематического планирования:

Тема занятия
1. «Альтернатива +» - для тебя.
1.1 Программа «Альтернатива +»: возможности для подростков и молодежи.
1.2 Твое участие в программе. Основные социальные акции и проекты в 2008 – 2009 г.г.
1. 3 Давайте познакомимся!
2. Общение со взрослыми и сверстниками:
2.1 Правила общения
2.2 Конфликты и причины их возникновения
Разрешение конфликтов без насилия.
3. Проблемы молодежи глазами молодежи
3.1 Создание древа молодежных проблем: причины, проблемы, возможности решения
3.2 Анализ проблемных ситуаций среди молодежи
3.3 Как избежать проблемных ситуаций
4. «Альтернатива – негативу»
4.1 Молодежь – против СПИДа!
4.2. ВИЧ/СПИД, ИППП: профилактика, культура отношений, забота о себе и своем партнере
Танцуй ради жизни! Танцуй – против СПИДа!
4.4 Толерантное отношение к ВИЧ – инфицированным людям.
4.4 «Альтернатива – негативу!» - решим свои проблемы сами!
4.5 «В Новый год – с добрым сердцем!»
5 Создание позитивных дружеских отношений в коллективе:
5.1 Что такое «дружба»?
5.2 Нет границ в общении (сотрудничество между ребятами из города и поселка)
5.3 «Могу! Ты – можешь! Мы вместе можем все!»
6. Хочешь изменить мир – начни с себя!
6.1 Социальный проект «Джуманджи»: играем с пользой!
6.2 Разработка и реализация социально значимого мини – проекта.
6.3 Быть волонтером – модно и престижно!
6.4 Молодые патриоты.
7. ЗОЖ. Профилактика негативных явлений в молодежной среде.
7.1 Что такое ЗОЖ?
7.2 Я выбираю ЗОЖ… Для чего и для кого я это делаю?
7.3 Наркотики, наркозависимость. Как этого избежать.
7.4 Умей отказаться от наркотиков!
7.5 Наркотики и закон.
7.6 Репродуктивное здоровье сегодня и в будущем.
7.7 Культура взаимоотношений между девушками и юношами.
7.8 Будьте здоровы!!!
8. Великая Отечественная Война.
8.1 Солдатская песня в войну и сейчас.
8.2 Чем живешь, солдат, сегодня?
9. Подводим итоги
9.2 Что нового узнал(а) и чему научился(лась) я за этот год, благодаря программе «Альтернатива +»?
9.3 Итоги твоего участия в социально значимых акциях, проектах.
9.4 Когда изменяемся мы – изменяется мир…
Экология в жизни людей
9.1 Мы и экология.
9.2 Экология в Хабаровском крае – основные проблемы и причины их возникновения.
9.3 Экологическая ситуация в родном крае. Возможна ли помощь?
10.Правила техники безопасности в условиях города
10.1 Безопасность перехода от дома до школы. Что важно учесть.
10.2 Переход через дорогу – будь внимателен!
11. Основные правила самообслуживание в условиях выездного лагеря
11.1 Специфика проживания в лесных условиях
11.2 Что следует учесть в лесу.
11.3 Будьте как дома, но не забывайте, что вы в лесу.
11.4 Обслужи себя сам!
11.5 Как помочь себе и товарищу.
12. Относись к людям так, как хотел бы, чтоб они относились к тебе
12.1 Поделись улыбкою своей…
12.2 Если друг оказался вдруг.
12.3 Будьте вежливы!
13. Береги природу – мать нашу!
13.1 Правила поведения в лесу.
13.2 Убираем за собой и за другими.
13.3 Как не навредить родному лесу.
13.4 Мы уйдем из леса. Он останется…
14. Правила безопасного проживания в лесных условиях
14.1 ТБ у воды, в лесу, у огня.
14.2 Первая мед/помощь в лесных условиях.
15. Компьютерные технологии 15.1 Пользование сетью Интернет
15.2 Основы работы с графическими редакторами
15.3 Использование фото и видео аппаратуры для создания презентаций
15.4 Основы создания видео-и мультимедийных презентаций, фильмов.

 



Приложение 5

 

Тема "Каждый правый имеет право"

Цель:

· повышение социально - правовой компетентности старшеклассников посредством обучения практическим навыкам реализации и защиты своих прав.

Ожидаемый результат:

· осознание социальной ценности права как средства защиты личности и общества;

· усвоение совокупности конкретных правил поведения в семье, в школе, на улице, в учреждениях культуры, местах отдыха, ориентированных на уважение к правам и свободам других граждан;

· приобретение практического опыта применения прав человека, самостоятельного решения конкретных жизненных ситуаций, связанных с нарушением прав подростка.

Предварительная работа.

Исследовательская работа с Законами РФ и подготовка пакета документов – выдержек из Федеральных Законов и нормативных актов:

· Гражданский Кодекс РФ, Закон РФ “О занятости населения”;

· Жилищный Кодекс;

· Кодекс об Административных правонарушениях;

· Конвенция ООН о правах ребенка;

· Закон РФ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”;

· Семейный Кодекс;

· Уголовный Кодекс РФ;

· Ф. Закон “Об образовании”;

· Закон РФ “О защите прав потребителей”;

· Федеральный Закон РФ “О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений”;

· Закон РФ “Об общественных объединениях”, Правила дорожного движения;

· Правила поведения в общественных местах.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 221.