Составление прогнозных финансовых документов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Целью планирования является составление прогноза баланса и отчета о прибылях и убытках. Основываясь на этих плановых документах, организация разрабатывает бюджеты.

Качество финансового планирования определяется уровнем бухгалтерского учета и финансового контроля. Финансовые отчеты организации должны включать такие ключевые позиции, как прибыльность, рыночная позиция, производительность, использование активов, инновации.

Для составления прогнозных финансовых документов применяются методы:

-прогнозирования объема продаж;

-сроков оборачиваемости;

-бюджета денежных средств;

-предварительных (плановых, прогнозных) балансов;

-процента от продаж;

-и некоторые другие [21, c. 83].

Каждый из этих методов представляет собой схему прогнозирования, более или менее приспособленную к определенной ситуации.

Метод прогнозирования объемов продаж.

Процесс финансового планирования обычно начинается с прогнозирования будущих продаж.

Правильно определенный прогноз продаж служит основой для:

-организации производственного процесса;

-эффективного распределения средств;

-должного контроля над запасами [23, c. 73].

Период прогноза продаж должен быть увязан с общим плановым периодом. Обычно прогнозы продаж составляются на 1 год и на 5 лет. Годичные прогнозы продаж разбиты на квартальные и месячные. Чем короче прогнозы продаж, тем точнее и конкретнее должна быть содержащаяся в них информация.

Прогнозы продаж могут быть выражены как в денежных, так и в физических единицах. В любом случае они являются хорошим инструментом менеджмента, помогающим определить влияние таких явлений, как цена, объем производства и инфляция, на потоки наличности фирмы [30, c. 244].

Величину будущих продаж можно определить при помощи следующих методов:

1. Оценки торговыми работниками. Это очень ценный источник информации, поскольку торговые работники наиболее тесно соприкасаются с нуждами и потребностями покупателей. Результат применения этого метода необходимо сравнить с другими результатами для выявления возможных расхождений.

2. Опросы потребителей. Они проводятся для определения планов их покупок в плановый период. Слабым местом этого метода является высокая вероятность неожиданных изменений рыночной конъюнктуры (например, появление новых видов товаров, на которые может переключиться внимание покупателей). Тем не менее, хорошо подготовленный обзор предположений покупателей о будущих покупках в состоянии предложить множество вариантов для анализа продаж.

3. Анализ временных рядов (регрессионный анализ). Этот метод необходим для учета временных колебаний величины продаж товара. Включает в себя анализ тенденций (экстраполяция трендов) [8, c. 61].

 Анализ тенденций помогает определить изменения продаж в течение выбранного периода времени.

Метод сроков оборачиваемости.

Существует несколько вариантов этого метода. Его цель — определить финансовые потребности, порожденные хозяйственным циклом. Эти потребности измеряются в днях и в процентах к объему продаж. Метод опирается на временной анализ цикла хозяйственной деятельности

Принцип метода

Финансовые потребности, порожденные хозяйственным циклом, возникают в результате временного расхождения между поступлениями и выплатами, связанными с различными операциями (закупка сырья и материалов, складирование, производство, продажа). Для временного решения проблемы, когда между поступлениями от продаж и выплатами по закупкам существует временной разрыв, предприятие может обратиться к долгосрочным источникам, чтобы обеспечить себя чистым оборотным капиталом.

С помощью этого метода можно рассчитать объем средств, которые позволят фирме своевременно оплатить планируемые закупки. Хозяйственный цикл создает одну и ту же потребность финансирования, которую можно измерить в днях: срок оборачиваемости запасов плюс срок оборачиваемости дебиторской задолженности клиентов минус срок оборачиваемости кредиторской задолженности поставщикам [39, c. 151].

Критика метода

Метод сроков оборачиваемости требует некоторых уточнений относительно его применения, полезности и самого принципа.

а) На практике не всегда легко применить этот метод, так как он требует расчета многочисленных сроков оборачиваемости и использования весов, определение которых редко бывает очевидно.

б) Более того, нельзя ограничиваться расчетом сроков складирования, кредитов поставщиков и кредитов клиентам. Принято корректировать эти сроки и зависимости от значений, предусматриваемых в ходе управления запасами, дебиторской задолженностью клиентов и кредиторской задолженностью поставщиков; такой-то срок будет удлинен, такой-то сокращен.

в) Этот метод определяет только циклическую финансовую потребность предприятия. Метод позволяет измерять, в некотором роде, минимальную потребность.

г) К тому же эта потребность называется средней потребностью, основанной на оценке средних сроков оборачиваемости. Это приводит к мысли о том, что данный метод применяется должным образом только на тех предприятиях, где деятельность развивается ритмично на протяжении всего года [47, c. 86].

Метод бюджета денежных средств.

Бюджет денежных средств — это детальный план (обычно по месяцам) денежных поступлений и выплат предприятия по всем видам его деятельности.

Сбор информации.

Польза бюджета денежных средств напрямую связана с качеством информации, которая в нем записана.

Когда предприятие располагает полной системой бюджетов, прогнозы поступлений и выплат бюджета денежных средств базируются на прогнозах бюджетов хозяйственной деятельности, а также инвестиционного и финансового бюджета. Напомним, что последний показывает детально инвестиционные выплаты, а также их источники, предусмотренные для данного года в инвестиционном и финансовом плане.

В противном случае, если предприятие имеет неполную систему бюджетов или не имеет ее вовсе, то казначей должен самостоятельно собирать необходимую ему информацию. И бюджет, естественно, будет более приблизительным. Чтобы сохранить взаимосвязь бюджетов, стараются добиться соответствия между хозяйственными поступлениями и выплатами, с одной стороны, и доходами и расходами (выплаченными), записанными в счет эксплуатации, с другой [37, c. 195].

Остаток денежных средств.

Расчет ежемесячных и совокупных отклонений в виде разности между поступлениями и выплатами показывает планируемое изменение денежных средств и создает основу для их анализа и принятия регулирующих решений.

Если наблюдаемое отклонение представляет собой дефицит денежных средств, то, исходя из его величины и продолжительности, казначей будет выбирать между увеличением чистого оборотного капитала и обращением за краткосрочным банковским кредитом.

Если отклонение представляет собой излишек денежных средств, то казначей будет изучать возможные способы использования этого излишка: приобретение акций других компаний, предоставление отсрочки платежа своим клиентам, погашение задолженности поставщикам, т.е. уменьшение чистого оборотного капитала [42. c. 137].

Разработка бюджета денежных средств.

1) Планирование поступлений от хозяйственной деятельности.

Планирование поступлений включает главным образом поступления от продаж. Следовательно, именно на основе плана ежемесячных продаж, который разрабатывается коммерческими службами, можно рассчитать эти поступления, однако, принято учитывать способ, которым рассчитываются клиенты

Изучение способа, которым рассчитываются клиенты, возложено на бухгалтерские и финансовые службы и состоит в статистическом ведении картотеки кредитов, предоставляемых клиентам [28, c. 182].

2) Планирование выплат на хозяйственную деятельность.

Эти выплаты соответствуют различным рубрикам выплаченных расходов счета результата: закупки, прочие внешние расходы, расходы по заработной плате, налоги и сборы, финансовые расходы. В бюджете денежных средств нет амортизационных отчислений, потому что амортизация измеряет реальный расход, а не выплаченный.

Расходы по закупке. Они планируются на основе прогнозов закупок, и здесь также нужно учитывать сроки платежей, предоставленные поставщиками. Чаще всего прогнозы закупок (материалов, товаров, различных комплектующих изделий и т.п.) опираются на прогнозы продаж или производства с учетом временного расхождения, связанного с условиями складирования [27, c. 58].

Расходы на заработную плату. Планирование расходов на заработную плату опирается часто на сумму соответствующих расходов, фигурирующую в счете результата последнего отчетного периода. Эта сумма исправляется в зависимости от планируемого роста численности персонала и роста самой заработной платы, а затем распределяется на двенадцать месяцев. Распределение необязательно производится равномерно, особенно там, где расходы на заработную плату могут включать долю, которая зависит от ежемесячного объема деятельности; в этом случае ежемесячное планирование расходов на заработную плату будет дифференцировано.

Прочие расходы. Как и расходы на заработную плату, планирование прочих расходов (прочие внешние расходы, налоги, сборы и подобные выплаты) опирается на данные последнего счета результатов и пересматривается в зависимости от предполагаемой деятельности будущего отчетного периода. Их годовая плановая сумма затем распределяется на двенадцать месяцев отчетного периода равномерно или дифференцированно, когда речь идет о полупеременных расходах. Отметим, что многие расходы оплачиваются именно в том месяце, когда по ним возникло обязательство [5, c. 89].

3) Поступление и оплата НДС: влияние на денежные средства предприятия.

В действительности НДС имеет очень тесную связь с денежными средствами; поэтому нужно напомнить об условиях возникновения задолженности и ее погашения.

Условия возникновения задолженности по НДС. Рассмотрим два основных случая: о товарных операциях и об операциях по предоставлению услуг.

При продаже товаров задолженность по НДС, который поступает к поставщику, возникает, как только товар отпущен; и, наоборот, в тот же момент клиент может возместить сумму налога, которую он уплатил. На практике чаще всего имеют в виду дату бухгалтерской записи, которая делается непосредственно после поставки или выписки счета-фактуры.

В случае предоставления услуг, а также работ с недвижимостью задолженность по НДС, который собирается поставщиком, возникает, как только услуги оплачены. И наоборот, клиент может возместить налог, как только он заплатил за предоставленные услуги [3].

4) Оформление бюджета денежных средств.

Сходные различные прогнозы поступлений и выплат представляются в виде таблицы.

В колонках указывается выбранный интервал прогноза (3, 6 или 12 месяцев) по периодам, которыми могут быть месяц, полмесяца, даже неделя. Поступления и выплаты соответствуют выбранному периоду в зависимости от даты оплаты. Такое соответствие следует соблюдать с осторожностью: если, например, выбран период в один календарный месяц, а оплата поставщикам осуществляется 5-го числа каждого месяца, то предпочтительнее включить этот платеж в предыдущий месяц [16, c. 53].

Информатизация бюджета денежных средств.

Разработка и моделирование бюджета денежных средств сегодня намного облегчена применением вычислительной техники.

Предприятие может запрограммировать свой бюджет, но гораздо дешевле для него использовать многочисленные программы, которые существуют в продаже: табличные процессоры или системы финансового моделирования.

Табличные процессоры — это электронные таблицы, выводимые на экран и состоящие примерно из шестидесяти колонок и двухсот пятидесяти строк. Системы финансового моделирования, разработанные первоначально для оборудования большой мощности, а сегодня используемые на компьютерах, имеют некоторое преимущество перед электронными таблицами. Благодаря этим системам легче объединять различные подтаблицы: разработка бюджета денежных средств заключается в том, чтобы составить и объединить несколько подтаблиц для получения конечной таблицы [4, c. 150].

Метод процента от продаж.

Этот метод позволяет вывести каждый элемент планового баланса и отчета о прибылях и убытках исходя из запланированной величины продаж. Таким образом, при помощи метода процента от продаж можно определить конкретное содержание pro forma документов.

Суть метода заключается в том, что каждый из элементов документов рассчитывается как определенное соотношение от установленной величины продаж [17, c. 141].

В основе определения процентного соотношения лежат:

-процентные соотношения, характерные для текущей деятельности фирмы (т.е. в текущий период издержки составляют 80 % от продаж);

-процентные соотношения, рассчитанные на основе ретроспективного анализа как средняя за последние несколько лет;

-заключения менеджмента, особенно в тех случаях, когда сложившиеся процентные соотношения не удовлетворяют управляющих, и они хотели бы изменить их для улучшения финансовых показателей.



АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «МОНТАЖСТРОЙ»

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 232.