Показатели рентабельности, их расчет и методы анализа
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Рентабельность является результатом производственного процесса, она формируется под влиянием факторов, связанных с повышением эффективности оборотных средств, снижением себестоимости и повышением рентабельности продукции и отдельных изделий.

Методика анализа общей рентабельности:

1) по факторам эффективности;

2) в зависимости от размера прибыли и величины производственных факторов.

Задачей анализа рентабельности являются несколько положений: оценить динамику показателя рентабельности с начала года, степень выполнения плана, определяют и оценивают факторы, влияющие на эти показатели, и их отклонения от плана; выявляют и изучают причины потерь и убытков, вызванных бесхозяйственностью, ошибками в руководстве и другими упущениями в производственно-хозяйственной деятельности организации; вскрывают и подсчитывают резервы возможного увеличения прибыли или дохода организации.

Рентабельность производства показывает, насколько результативно используется имущество организации; она определяется как процентное отношение годовой прибыли (балансовой) к среднегодовой стоимости основных фондов и сумме оборотных средств:

 

Ро =  * 100%,

 

где Ро – рентабельность производства;

Пб – балансовая прибыль;

Фо – среднегодовая стоимость основных фондов;

Фоб – величина оборотных средств. Рентабельность продукции показывает результативность текущих затрат; она определяется отношением прибыли от реализации товарной продукции к себестоимости продукции:

 

Рп =  * 100%,

 

где Рп – рентабельность реализуемой продукции;

Пп – прибыль от реализации продукции;

Сп – себестоимость реализуемой продукции.

Рентабельность продукции можно определять как в целом по всей продукции, так и по отдельным ее видам. В настоящее время для определения состояния «здоровья» организации рекомендуется использование ряда новых показателей, применяемых в странах с развитой рыночной экономикой:

1. Основной коэффициент доходности – ROE (return on еquity) коэффициент рентабельности собственного капитала.

 

              чистая прибыль

ROE = –––––––––––––––––––––––––––– * 100%

    средний собственный капитал

 

Коэффициент, выраженный процентом, показывает степень возмещения собственного капитала и характеризует необходимое условие существования и развития организации. Знаменатель получен как среднее данное начала и конца периода.

Следующие коэффициенты прибыльности, хотя и важны, но имеют частичное значение и объединены в показателе ROE.

ROI (return on investiment) – это коэффициент прибыльности инвестированного капитала.

 

              оперативный характерный результат

ROI = –––––––––––––––––––––––––––––––––––––– * 100%

              средний инвестированный капитал

 

Коэффициент (ROI) выражает в процентном соотношении среднюю ставку прибыльности инвестированного капитала (инвестированный капитал равен оборотному плюс основной капитал), независимо от формы использования финансовых вложений организации. Его значимость состоит в том, что он позволяет судить об экономической эффективности главного оперативного оборота.

Тем не менее, этот коэффициент носит частный характер, поскольку не отражает, как идут другие оперативные обороты (такие, как финансовые вложения заемного капитала, финансовые вложения собственного капитала).

Другой коэффициент рентабельности – это ROS (return on sale), коэффициент прибыльности:

 

              результат оперативного характера

ROS = ––––––––––––––––––––––––––––––––––– * 100%

              чистые доходы от продаж

 

Коэффициент ROS выражает в процентном виде долю заработка от продаж, показывая существующие отношения между расходами и доходами, и, следовательно, эффективность производства (использованные ресурсы по отношению к полученным результатам).

 

 



Дата: 2019-05-29, просмотров: 156.