Управление по гибкому алгоритму, ставящее в центре взаимодействия личности, её потребности, несовместимо с агрессивностью участников делового или социального взаимодействия. Новая парадигма управления исключает агрессивность как личное или ситуативное качество руководителя и персонала. При подборе кадров и работе с ними уровень агрессивности является одним из показателей профессиональной пригодности.
В общей психологии и психологии личности агрессивность определяется как повышенная активность, не мотивируемая ситуацией, стремление доминировать, подавлять и решать конфликты силовыми методами.
Нормальное развитие личности приводит к тому, что формирует у человека способность к определению препятствий и стремление справиться с фрустрационными состояниями. Для выживания в социуме каждая личность должна, по мнению психологов, иметь определённый уровень агрессивности. Шкала опросника Басса-Дарки:
1) физическая агрессия – использование физической силы против другого лица;
2) косвенная агрессия - агрессия, которая окольным путем направлена на другое лицо (сплетни, шутки), и агрессия без направленности (крик, топанье ногами, битьё кулаками по столу);
3) раздражительность – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивость, резкости, грубости;
4) негативизм - оппозиционная форма поведения, направленная против авторитета или руководства. Это поведение в границах от пассивного сопротивления до активной борьбы против устоявшихся традиций или законов;
5) обида – зависть или ненависть к окружающим, обусловлена чувством гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания;
6) подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности отношению к людям до убеждения в том, что окружающие намерены причинить вред;
7) вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через звуковую форму (визг, крик), так и через содержание словесных фраз (проклятия, ругань, брань);
8) чувство вины – убеждение индивида в том, что он является плохим человеком наличие у него угрызений совести (так называемая агрессия вовнутрь).
К.Томас выделил пять способов регулирования конфликта:
1.Соревнования (конкуренция) – стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.
2. Приспособления – принесение в жертву собственных интересов ради другого.
3. Компромисс.
4. Избегание – отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.
5. Сотрудничество – участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
Предлагаемый тест Томаса имеет целью определить характерную для Вас тактику поведения в конфликтных ситуациях. Он состоит из 30 пунктов, в каждом из которых имеется два суждения, обозначенные буквами А и Б (они иногда повторяются в разных пунктах). Сравнивая указанные в пункте два суждения, каждый раз выбирайте из них то, которое является более типичным для Вашего поведения. В бланке для ответов под номером пункта поставьте А или Б в соответствии с Вашим выбором.
Тестовый материал Томаса в приложении 1 на странице 145.
Статистическая обработка в приложении 2 на странице 168.
Бланк для ответов
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
| 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| Доминирование | Сотрудничество | |
| Компромисс | ||
| Избегание | Приспособление |
КЛЮЧ
| ? | Доминиро- вание | Сотрудни- чество | Компромисс | Избегание | Приспособ- ление |
| 1 | А | Б | |||
| 2 | Б | А | |||
| 3 | А | Б | |||
| 4 | А | Б | |||
| 5 | А | Б | |||
| 6 | Б | А | |||
| 7 | Б | А | |||
| 8 | А | Б | |||
| 9 | Б | А | |||
| 10 | А | ||||
| 11 | А | Б | |||
| 12 | Б | А | |||
| 13 | Б | А | |||
| 14 | Б | А | |||
| 15 | Б | А | |||
| 16 | Б | А | |||
| 17 | А | Б | |||
| 18 | Б | А | |||
| 19 | А | Б | |||
| 20 | А | Б | |||
| 21 | Б | А | |||
| 22 | Б | А | |||
| 23 | А | Б | |||
| 24 | Б | А | |||
| 25 | А | Б | |||
| 26 | Б | А | |||
| 27 | А | Б | |||
| 28 | А | Б | |||
| 29 | А | Б | |||
| 30 | Б | А | |||
| Всего |
Дата: 2019-05-29, просмотров: 327.