Все компоненты СМИ обладают широкими и многообразными возможностями для создания и распространения ЛБИ. Любой человек так или иначе попадает под их влияние. Однако, воздействие каждого канала СМИ неодинаково, и многие читатели иногда используют содержащуюся в них информацию неосознанно.
Для того, чтобы определить, насколько СМИ помогают читателю в выборе книги, на базе библиотеки-филиала №3 («Библиотека Автограда») было проведено анкетирование читателей. Анкета прилагается (приложение 30).
В анкетировании приняли участие 35 человек в возрасте от 18 до 55 лет. Если это число принять за 100%, то процентное соотношение состава респондентов следующее:
- инженерно-технические работники – 20%;
- начальники цехов – 8%;
- рабочие – 35%;
- молодёжь в возрасте от 18 до 24 лет – 12%;
- студенты-заочники – 25%.
Из проведённого анкетирования видно, что больший процент посещающих библиотеку читателей – это рабочие, затем студенты и ИТР, потом молодёжь в возрасте от 18 до 24 лет, и, последние, начальники цехов.
Из них ЛБИ пользуются: инженерно-технические работники – 18%, начальники цехов – 8%, студенты – 20%. Остальные 7% в ней не нуждаются. Мы видим, что это люди с высшим образованием или студенты вузов.
На 9 вопросов анкеты они дали положительный ответ. На 10-й вопрос ответили, что лучше всего представлена ЛБИ в периодике, но они больше используют информацию на радио, т.к. имеют возможность слушать его и на работе, и за рулём автомобиля. Довольны сотрудничеством библиотеки-филиала с заводским радио, т.к. там проводятся радиообзоры периодики и литературных новинок, непосредственно находящихся в библиотеке-филиале. К СМИ, размещающих у себя литературную информацию, относятся положительно.
Опрошенные читатели выразили пожелания, чтобы библиотека почаще проводила литературные и радиообзоры. Литературные – хотя бы 1 раз в 2 месяца (вместо ежеквартального), а радиообзоры - ежемесячно.
В условиях жёсткого ограничения времени, ЛБИ помогает этой категории читателей в выборе книг, быстрой ориентации в современной журнальной прозе, а иногда и представляет нужную информацию об авторе.
А вот рабочие и молодёжь, за некоторым исключением, ответили, что знают «что такое ЛБИ», но практически не пользуются этой информацией, т.к. предпочитают читать: женщины – «романтическую» или, так называемую, «женскую прозу»; мужчины и молодёжь – детективы, приключения и фантастику.
Но пожелания были, в основном, те же, что и у первой группы читателей, плюс ещё проводить, по возможности, литературные обзоры на рабочих местах, т.е. непосредственно в цехах.
Проанализировав итоги анкетирования, библиотекари пришли к таким выводам:
- приобщить как можно больше число рабочих и молодёжи к использованию ЛБИ в СМИ для более полного удовлетворения своих читательских интересов;
- читателей, не знающих что такое ЛБИ, ознакомить с ней и научить ею пользоваться;
- проводить обзоры литературы, хотя бы 1 раз в 2 месяца, т.к. чаще может не получиться из-за несвоевременной доставки «толстых» журналов.
Заключение
В сложное и непростое время мы с вами живём. Долгие годы мы вполне обоснованно гордились огромными сдвигами в области развития культуры. Вместе с тем за победными рапортами мы немало упустили и даже потеряли из-за административно-командных методов руководства духовной сферой, остаточного принципа руководства культурой. В результате культурная жизнь усреднялась и обеднялась, теряла связи с духовным наследием прошлого и общемировыми традициями, резко снизились культурные запросы населения.
В этих условиях главная задача состоит в том, чтобы создать все условия для подъёма культурной сферы, для всемерной активизации интеллектуального и духовного потенциала. Никакая демократизация и никакие экономические преобразования в обществе не приведут нас к успеху без прогресса в области культуры.
Важная роль в этом принадлежит СМИ, без которых трудно рассчитывать на эффективность современной культурной политики.
Изучив материалы различных исследований по вопросу влияния СМИ на формирование культурной и духовной среды, автор дипломной работы пришёл к выводу, что:
- у СМИ большие возможности в области предоставления ЛБИ читателям;
- опыт «Библиотеки Автограда» г. Тольятти убедительно свидетельствует о положительных тенденциях использования СМИ в различных формах информационно-библиотечной работы;
- использование СМИ в библиотеке предполагает наличие материально-технической базы, а также творческих контактов с сотрудниками СМИ;
- позитивное отношение читателей к СМИ, как источнику информации подтверждается данными опроса, и это мнение следует учитывать при планировании дальнейшего развития библиотечных форм и методов работы;
- восприятие и интерпретация важнейших явлений и событий, происходящих в стране и в мире, в том числе и в области культуры, осуществляется через и с помощью СМИ;
- чем выше будет уровень российских СМИ, тем качественнее будет российское общество;
- на людях, работающих в системе массовых коммуникаций, лежит огромная ответственность за те информационные потоки, которые воздействуют на человека и общество в целом;
- при взаимодействии и партнёрстве библиотек, учреждений культуры и СМИ города, будут созданы условия по формированию творческого потенциала и тенденций развития процессов в сфере культуры;
- чем больше будет СМИ, профессионально поддерживающих культуру, выполняющих культурно-просветительскую миссию, тем качественнее станет культурная и духовная среда общества.
Список использованной литературы
1. Алёшина, И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров: Учебник/ И.В. Алёшина.-М.: ЭКСМО, 2002.-480с.
2. Андрунас, Е.И. Информационная элита: корпорации и рынок новостей/ Е.И. Андрунас.-М., 1999.-102с.
3. Бавин, С.П. Ещё раз о рекомендательной библиографии/ С.П. Бавин// Мир библиогр.-2001.-№2.-С.39-40.
4. Бавин, С.П. Популярная литературная библиография и информационная культура личности. Моногр./ С.П. Бавин.-М.: РГБ; 1996.-92с.
5. Бавин, С.П. Литературная библиография (день нынешний и день грядущий)/ С.П. Бавин.// Сов. библиотековедение.-1991.-№3.-С.48-53.
6. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: т. 5./ В.Г. Белинский.-М., 1954.-380с.
7. Бореев, В.Ю. Культура и массовые коммуникации/ В.Ю. Бореев.-М., 1984.-115с.
8. Борецкий, Т.Г. Телевизионная журналистика/ Т.Г. Борецкий.-М., 1994.-198с.
9. Булюкина, Н.В. «Библиотека Автограда» в современной системе информации/ Н.В. Булюкина// Менеджер-Тольятти.-2001.-№3.-С.83-85.
10. Ванеев, А.И. К дискуссии о руководстве чтением/ А.И. Ванеев//Науч. и техн. б-ки.-1992.-№6.-С.24-29.
11. Вестник Департамента культуры г. Тольятти: Спецвыпуск.-1999.-№1.-56с.
12. Вестник Департамента культуры г. Тольятти: Спецвыпуск.-2002.-№1.-56с.
13. Виноградова, Л.А. История книжной торговли/ Л.А. Виноградова, А.А. Говоров.-М.: Книга, 1982.-290с.
14. Давыдова, М.И. Принципы классификации литературной рекомендательной библиографической информации/ М.И. Давыдова// Сов. библиогр.-1982.-№2.-С.12-22.
15. Давыдова, М.И. Литературная библиография: объект, специфика, функции/ М.И. Давыдова// Мир библиогр.-2001.-№3.-С.32-38.
16. Давыдова, М.И. В мире художественной литературы/ М.И. Давыдова// Мир библиогр.-2001.-№4.-С.71-74.
17. Добрынина, М. В защиту рекомендательной библиографии/ М. Добрынина// Сов. библиогр.-1990.-№8.-С.21-23.
18. Есин, Б.И. Идеологическая направленность в современных СМИ и русская традиция/ Б.И. Есин// Вестник Московского универс-та: социология, политология.-1999.-№3.-С.3-6.
19. Еськова, Т.И. Литературный марафон/ Т.И. Еськова// Мир библиогр.-2000.-№5.-С.52-55.
20. Засурский, Я.Н. Массовая коммуникация в современном мире/ Я.Н. Засурский// Вестник Московского универс-та: социология, политология.-1999.-№3.-С.7-9.
21. Засурский, И.И. Взаимоотношения СМИ и общества в России 1990-х годов/ И.И. Засурский// Вестник Московского универс-та: журналистика.-2001.-№1.-С.25-28.
22. Засурский, Я.Н. Российские медиа в ХХ в./ Я.Н. Засурский// Вестник Московского универс-та: журналистика.-2001.-№3.-С.3-6.
23. «Звезда»: Лит.-худож. журн.-М., 2001.-№№1-12; 2002.№№1-11.
24. «Знамя»: Лит.-худож. журн.-М., 2001.-№№1-12; 2002.№№1-11.
25. Зоркая, Н. Чтение 90-х: другой читатель/ Н. Зоркая// Кн. обоз-ние.-1999.-№11.-С.20.
26. «Иностранная литература»: Лит. журн.-М., 2001.-№№1-12; 2002.-№№1-10.
27. Итоги маркетингового исследования местных СМИ среди тольяттинцев// Центр социальных технологий.-2001.-№8.-С.2-3.
28. Итоговый годовой обзор результатов анализа материалов местных газет// Центр социальных технологий.-2001.-№12.-С.4-5.
29. Кизилов, Н. В пространстве культуры// Б-ка.-2002.-№6.-с.82-83.
30. «Книжное обозрение»: газ.-М., 2001; 2002.
31. Лауфер, Ю.М. Характерные черты литературно-библиографической информации/ Ю.М. Лауфер// Современные проблемы библиографии и библиографоведения: Межвуз. сб. науч. тр.-М., 1985.-С.44-56.
32. Лауфер, Ю.М. Теория и методика советской литературной библиографии: Историографический очерк/ Ю.М. Лауфер.-М.: Книга, 1978.-280с.
33. «Литературная газета»: Газ.-М., 2001; 2002.
34. Ляшенко, Б.Б. Радио без тайн/ Б.Б. Ляшенко.-М.: Искусство, 1999.-222с.: ил.
35. Маршак, С.Я. Воспитание словом: статьи, заметки, воспоминания/ С.Я. Маршак.-М., 1975.-99с.
36. «Москва»: Журн. русск. культуры.-М., 2001.-№№1-12; 2002.-№№1-12.
37. Нардестренг, К. Роль СМИ в обществе: уроки России/ К. Нардестренг// Вест. Московс. ун-та: Журналистика.-2001.-№3.-С.4-6.
38. «Новый мир»: Журн. худ. лит. и обществ.-полит. мысли.-М., 2001.-№№1-12; 2002.-№№1-12.
39. Обризан, А.И. Для читающей России/ А.И. Обризан// Библиогр.-2001.-№1.-С.28-33.
40. «Октябрь»: Лит.-худож. журн.-М., 2001.-№№1-12; 2002.-№№1-11.
41. Полищук, Ю. Характер информационных потребностей читателей сегодня/ Ю. Полищук// Науч.-техн. б-ки.-1999.-№8.-С.46-81.
42. Поэтика телевизионного театра/ Под ред. Ю. Богомолова.-М.: Искусство, 1989.-239с.
43. Программа развития культуры г. Тольятти на 2002-2004 гг.// Вест. Департамента культуры г. Тольятти.-1999.-№12.-С.3-18.
44. Радиоискусство: теория и практика.-М.: Искусство, 1991.-198с.
45. Резников, Г.Р. Литературный экран: заметки режиссёра/ Г.В. Резников.-М.: Искусство, 1989.-128с.
46. Ромат, Е.В. Реклама: Учеб./ Е.В. Ромат.- СПб: Питер, 2001.-496с.
47. Сабашникова, Е.С. О литературе с экрана ТВ/ Е.С. Сабашникова.-М.: Знамя, 1990.-94с.
48. Саппак, В.М. Телевидение и мы: четыре беседы/ В.М. Саппак; Предисл. П.Л. Кравченко.-М.: Искусство, 1998.-167с.
49. Сафиуллина, В.А. Ценностные библиографические ориентации читателей/ В.А. Сафиуллина// Библиогр.-1994.-№1.-С.3-10.
50. Сеулова, Э.П. Кто покупает книги в России: покупательский спрос на книги различных слоёв населения/ Э.П. Сеулова// Кн. дело.-1997.-№2-3.-С.65-72.
51. Сляднева, Н.А. Библиографическая эвристика художественной литературы и литературоведения: Учеб. пособие/ Н.А. Сляднева.-М.: МГИК, 1997.-96с.
52. Телевидение и литература/ Сост. Е.В. Гальперина.-М.: Искусство, 1985.-216с.
53. Трубников, С.А. Литературная библиография как средство эстетического развития читателя/ С.А. Трубников.-М.: Книга, 1970.-238с.
54. Трубников, С.А. Библиография художественной литературы и литературоведения: Учеб./ С.А. Трубников, Н.А. Сляднева, А.А. Туровская; под ред. С.А. Трубникова.-М.: Книга, 1985.-335с.
55. Урусова, Л.Н. Литературная рекомендательная библиография и популярное литературоведение/ Л.Н. Урусова// Мир библиогр.-2000.-№5.-С.23-27.
56. Фирсов, В.В. Чтение в новой реальности на исходе эпохи/ В.В. Фирсов// Звезда.-1997.-№10.-С.236-238.
57. Шишкин, И.С. У истоков теории литературной библиографии/ И.С. Шишкин// Сов. библиогр.-1985.-№1.-С.50-58.
Список сокращений
БИ – библиографическая информация;
ИЛ – «Иностранная литература»;
ЛБИ – литературно-библиографическая информация;
МУК – муниципальное учреждение культуры;
ТВ – телевидение;
Приложение
Дорогие читатели!
Просим Вас ответить на наши вопросы, заполнив эту анкету. Ваши ответы помогут нам в более полном представлении Вам литературно- библиографической информации (ЛБИ); информации о новинках литературных произведений в периодике, на радио и телевидении; о новых книгах; т.е. в более качественном удовлетворении Ваших читательских потребностей. Результаты анкеты будут нужны при подготовке литературных обзоров, разработке и оформлении выставок.
1. Немного о себе:
Ф.И.О. (заполняется по желанию)____________________________
Пол_______________________________________________
Возраст____________________________________________
2. Образование______________________________________
3. Профессия________________________________________
Рабочие____________________________________________
ИТР________________________________________________
Студенты___________________________________________
4. Знаете ли Вы, что такое литературно-библиографическая информация да, это____________________________________________
нет______________________________________________________
5. Где, по Вашему мнению, она представлена лучше всего; Ваше отношение к этому:
периодика (газеты, журналы)_________________________________
радио___________________________________________________
телевидение_______________________________________________
6. Помогает ли Вам ЛБИ в выборе новинок художественной литературы или «толстого» журнала; литературных теле- и радиопрограмм:
__________________________________________________________
7. Ваши пожелания библиотеке в плане работы предоставления ЛБИ:
________________________________________________________
Спасибо за ответ.
С уважением, коллектив библиотеки-филиала №3.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 196.