Характеристика отношения читателей к СМИ, как к каналу получения ЛБИ (анкетирование читателей)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Все компоненты СМИ обладают широкими и многообразными возможностями для создания и распространения ЛБИ. Любой человек так или иначе попадает под их влияние. Однако, воздействие каждого канала СМИ неодинаково, и многие читатели иногда используют содержащуюся в них информацию неосознанно.

Для того, чтобы определить, насколько СМИ помогают читателю в выборе книги, на базе библиотеки-филиала №3 («Библиотека Автограда») было проведено анкетирование читателей. Анкета прилагается (приложение 30).

В анкетировании приняли участие 35 человек в возрасте от 18 до 55 лет. Если это число принять за 100%, то процентное соотношение состава респондентов следующее:

- инженерно-технические работники – 20%;

- начальники цехов – 8%;

- рабочие – 35%;

- молодёжь в возрасте от 18 до 24 лет – 12%;

- студенты-заочники – 25%.

Из проведённого анкетирования видно, что больший процент посещающих библиотеку читателей – это рабочие, затем студенты и ИТР, потом молодёжь в возрасте от 18 до 24 лет, и, последние, начальники цехов.

Из них ЛБИ пользуются: инженерно-технические работники – 18%, начальники цехов – 8%, студенты – 20%. Остальные 7% в ней не нуждаются. Мы видим, что это люди с высшим образованием или студенты вузов.

На 9 вопросов анкеты они дали положительный ответ. На 10-й вопрос ответили, что лучше всего представлена ЛБИ в периодике, но они больше используют информацию на радио, т.к. имеют возможность слушать его и на работе, и за рулём автомобиля. Довольны сотрудничеством библиотеки-филиала с заводским радио, т.к. там проводятся радиообзоры периодики и литературных новинок, непосредственно находящихся в библиотеке-филиале. К СМИ, размещающих у себя литературную информацию, относятся положительно.

Опрошенные читатели выразили пожелания, чтобы библиотека почаще проводила литературные и радиообзоры. Литературные – хотя бы 1 раз в 2 месяца (вместо ежеквартального), а радиообзоры - ежемесячно.

В условиях жёсткого ограничения времени, ЛБИ помогает этой категории читателей в выборе книг, быстрой ориентации в современной журнальной прозе, а иногда и представляет нужную информацию об авторе.

А вот рабочие и молодёжь, за некоторым исключением, ответили, что знают «что такое ЛБИ», но практически не пользуются этой информацией, т.к. предпочитают читать: женщины – «романтическую» или, так называемую, «женскую прозу»; мужчины и молодёжь – детективы, приключения и фантастику.

Но пожелания были, в основном, те же, что и у первой группы читателей, плюс ещё проводить, по возможности, литературные обзоры на рабочих местах, т.е. непосредственно в цехах.

Проанализировав итоги анкетирования, библиотекари пришли к таким выводам:

- приобщить как можно больше число рабочих и молодёжи к использованию ЛБИ в СМИ для более полного удовлетворения своих читательских интересов;

- читателей, не знающих что такое ЛБИ, ознакомить с ней и научить ею пользоваться;

- проводить обзоры литературы, хотя бы 1 раз в 2 месяца, т.к. чаще может не получиться из-за несвоевременной доставки «толстых» журналов.

 



Заключение

В сложное и непростое время мы с вами живём. Долгие годы мы вполне обоснованно гордились огромными сдвигами в области развития культуры. Вместе с тем за победными рапортами мы немало упустили и даже потеряли из-за административно-командных методов руководства духовной сферой, остаточного принципа руководства культурой. В результате культурная жизнь усреднялась и обеднялась, теряла связи с духовным наследием прошлого и общемировыми традициями, резко снизились культурные запросы населения.

В этих условиях главная задача состоит в том, чтобы создать все условия для подъёма культурной сферы, для всемерной активизации интеллектуального и духовного потенциала. Никакая демократизация и никакие экономические преобразования в обществе не приведут нас к успеху без прогресса в области культуры.

Важная роль в этом принадлежит СМИ, без которых трудно рассчитывать на эффективность современной культурной политики.

Изучив материалы различных исследований по вопросу влияния СМИ на формирование культурной и духовной среды, автор дипломной работы пришёл к выводу, что:

- у СМИ большие возможности в области предоставления ЛБИ читателям;

- опыт «Библиотеки Автограда» г. Тольятти убедительно свидетельствует о положительных тенденциях использования СМИ в различных формах информационно-библиотечной работы;

- использование СМИ в библиотеке предполагает наличие материально-технической базы, а также творческих контактов с сотрудниками СМИ;

- позитивное отношение читателей к СМИ, как источнику информации подтверждается данными опроса, и это мнение следует учитывать при планировании дальнейшего развития библиотечных форм и методов работы;

- восприятие и интерпретация важнейших явлений и событий, происходящих в стране и в мире, в том числе и в области культуры, осуществляется через и с помощью СМИ;

- чем выше будет уровень российских СМИ, тем качественнее будет российское общество;

- на людях, работающих в системе массовых коммуникаций, лежит огромная ответственность за те информационные потоки, которые воздействуют на человека и общество в целом;

- при взаимодействии и партнёрстве библиотек, учреждений культуры и СМИ города, будут созданы условия по формированию творческого потенциала и тенденций развития процессов в сфере культуры;

- чем больше будет СМИ, профессионально поддерживающих культуру, выполняющих культурно-просветительскую миссию, тем качественнее станет культурная и духовная среда общества.

 



Список использованной литературы

1. Алёшина, И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров: Учебник/ И.В. Алёшина.-М.: ЭКСМО, 2002.-480с.

2. Андрунас, Е.И. Информационная элита: корпорации и рынок новостей/ Е.И. Андрунас.-М., 1999.-102с.

3. Бавин, С.П. Ещё раз о рекомендательной библиографии/ С.П. Бавин// Мир библиогр.-2001.-№2.-С.39-40.

4. Бавин, С.П. Популярная литературная библиография и информационная культура личности. Моногр./ С.П. Бавин.-М.: РГБ; 1996.-92с.

5. Бавин, С.П. Литературная библиография (день нынешний и день грядущий)/ С.П. Бавин.// Сов. библиотековедение.-1991.-№3.-С.48-53.

6. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: т. 5./ В.Г. Белинский.-М., 1954.-380с.

7. Бореев, В.Ю. Культура и массовые коммуникации/ В.Ю. Бореев.-М., 1984.-115с.

8. Борецкий, Т.Г. Телевизионная журналистика/ Т.Г. Борецкий.-М., 1994.-198с.

9. Булюкина, Н.В. «Библиотека Автограда» в современной системе информации/ Н.В. Булюкина// Менеджер-Тольятти.-2001.-№3.-С.83-85.

10. Ванеев, А.И. К дискуссии о руководстве чтением/ А.И. Ванеев//Науч. и техн. б-ки.-1992.-№6.-С.24-29.

11. Вестник Департамента культуры г. Тольятти: Спецвыпуск.-1999.-№1.-56с.

12. Вестник Департамента культуры г. Тольятти: Спецвыпуск.-2002.-№1.-56с.

13. Виноградова, Л.А. История книжной торговли/ Л.А. Виноградова, А.А. Говоров.-М.: Книга, 1982.-290с.

14. Давыдова, М.И. Принципы классификации литературной рекомендательной библиографической информации/ М.И. Давыдова// Сов. библиогр.-1982.-№2.-С.12-22.

15. Давыдова, М.И. Литературная библиография: объект, специфика, функции/ М.И. Давыдова// Мир библиогр.-2001.-№3.-С.32-38.

16. Давыдова, М.И. В мире художественной литературы/ М.И. Давыдова// Мир библиогр.-2001.-№4.-С.71-74.

17. Добрынина, М. В защиту рекомендательной библиографии/ М. Добрынина// Сов. библиогр.-1990.-№8.-С.21-23.

18. Есин, Б.И. Идеологическая направленность в современных СМИ и русская традиция/ Б.И. Есин// Вестник Московского универс-та: социология, политология.-1999.-№3.-С.3-6.

19. Еськова, Т.И. Литературный марафон/ Т.И. Еськова// Мир библиогр.-2000.-№5.-С.52-55.

20. Засурский, Я.Н. Массовая коммуникация в современном мире/ Я.Н. Засурский// Вестник Московского универс-та: социология, политология.-1999.-№3.-С.7-9.

21. Засурский, И.И. Взаимоотношения СМИ и общества в России 1990-х годов/ И.И. Засурский// Вестник Московского универс-та: журналистика.-2001.-№1.-С.25-28.

22. Засурский, Я.Н. Российские медиа в ХХ в./ Я.Н. Засурский// Вестник Московского универс-та: журналистика.-2001.-№3.-С.3-6.

23. «Звезда»: Лит.-худож. журн.-М., 2001.-№№1-12; 2002.№№1-11.

24. «Знамя»: Лит.-худож. журн.-М., 2001.-№№1-12; 2002.№№1-11.

25. Зоркая, Н. Чтение 90-х: другой читатель/ Н. Зоркая// Кн. обоз-ние.-1999.-№11.-С.20.

26. «Иностранная литература»: Лит. журн.-М., 2001.-№№1-12; 2002.-№№1-10.

27. Итоги маркетингового исследования местных СМИ среди тольяттинцев// Центр социальных технологий.-2001.-№8.-С.2-3.

28. Итоговый годовой обзор результатов анализа материалов местных газет// Центр социальных технологий.-2001.-№12.-С.4-5.

29. Кизилов, Н. В пространстве культуры// Б-ка.-2002.-№6.-с.82-83.

30. «Книжное обозрение»: газ.-М., 2001; 2002.

31. Лауфер, Ю.М. Характерные черты литературно-библиографической информации/ Ю.М. Лауфер// Современные проблемы библиографии и библиографоведения: Межвуз. сб. науч. тр.-М., 1985.-С.44-56.

32. Лауфер, Ю.М. Теория и методика советской литературной библиографии: Историографический очерк/ Ю.М. Лауфер.-М.: Книга, 1978.-280с.

33. «Литературная газета»: Газ.-М., 2001; 2002.

34. Ляшенко, Б.Б. Радио без тайн/ Б.Б. Ляшенко.-М.: Искусство, 1999.-222с.: ил.

35. Маршак, С.Я. Воспитание словом: статьи, заметки, воспоминания/ С.Я. Маршак.-М., 1975.-99с.

36. «Москва»: Журн. русск. культуры.-М., 2001.-№№1-12; 2002.-№№1-12.

37. Нардестренг, К. Роль СМИ в обществе: уроки России/ К. Нардестренг// Вест. Московс. ун-та: Журналистика.-2001.-№3.-С.4-6.

38. «Новый мир»: Журн. худ. лит. и обществ.-полит. мысли.-М., 2001.-№№1-12; 2002.-№№1-12.

39. Обризан, А.И. Для читающей России/ А.И. Обризан// Библиогр.-2001.-№1.-С.28-33.

40. «Октябрь»: Лит.-худож. журн.-М., 2001.-№№1-12; 2002.-№№1-11.

41. Полищук, Ю. Характер информационных потребностей читателей сегодня/ Ю. Полищук// Науч.-техн. б-ки.-1999.-№8.-С.46-81.

42. Поэтика телевизионного театра/ Под ред. Ю. Богомолова.-М.: Искусство, 1989.-239с.

43. Программа развития культуры г. Тольятти на 2002-2004 гг.// Вест. Департамента культуры г. Тольятти.-1999.-№12.-С.3-18.

44. Радиоискусство: теория и практика.-М.: Искусство, 1991.-198с.

45. Резников, Г.Р. Литературный экран: заметки режиссёра/ Г.В. Резников.-М.: Искусство, 1989.-128с.

46. Ромат, Е.В. Реклама: Учеб./ Е.В. Ромат.- СПб: Питер, 2001.-496с.

47. Сабашникова, Е.С. О литературе с экрана ТВ/ Е.С. Сабашникова.-М.: Знамя, 1990.-94с.

48. Саппак, В.М. Телевидение и мы: четыре беседы/ В.М. Саппак; Предисл. П.Л. Кравченко.-М.: Искусство, 1998.-167с.

49. Сафиуллина, В.А. Ценностные библиографические ориентации читателей/ В.А. Сафиуллина// Библиогр.-1994.-№1.-С.3-10.

50. Сеулова, Э.П. Кто покупает книги в России: покупательский спрос на книги различных слоёв населения/ Э.П. Сеулова// Кн. дело.-1997.-№2-3.-С.65-72.

51. Сляднева, Н.А. Библиографическая эвристика художественной литературы и литературоведения: Учеб. пособие/ Н.А. Сляднева.-М.: МГИК, 1997.-96с.

52. Телевидение и литература/ Сост. Е.В. Гальперина.-М.: Искусство, 1985.-216с.

53. Трубников, С.А. Литературная библиография как средство эстетического развития читателя/ С.А. Трубников.-М.: Книга, 1970.-238с.

54. Трубников, С.А. Библиография художественной литературы и литературоведения: Учеб./ С.А. Трубников, Н.А. Сляднева, А.А. Туровская; под ред. С.А. Трубникова.-М.: Книга, 1985.-335с.

55. Урусова, Л.Н. Литературная рекомендательная библиография и популярное литературоведение/ Л.Н. Урусова// Мир библиогр.-2000.-№5.-С.23-27.

56. Фирсов, В.В. Чтение в новой реальности на исходе эпохи/ В.В. Фирсов// Звезда.-1997.-№10.-С.236-238.

57. Шишкин, И.С. У истоков теории литературной библиографии/ И.С. Шишкин// Сов. библиогр.-1985.-№1.-С.50-58.



Список сокращений

БИ – библиографическая информация;

ИЛ – «Иностранная литература»;

ЛБИ – литературно-библиографическая информация;

МУК – муниципальное учреждение культуры;

ТВ – телевидение;

 



Приложение

 

Дорогие читатели!

Просим Вас ответить на наши вопросы, заполнив эту анкету. Ваши ответы помогут нам в более полном представлении Вам литературно- библиографической информации (ЛБИ); информации о новинках литературных произведений в периодике, на радио и телевидении; о новых книгах; т.е. в более качественном удовлетворении Ваших читательских потребностей. Результаты анкеты будут нужны при подготовке литературных обзоров, разработке и оформлении выставок.

1. Немного о себе:

Ф.И.О. (заполняется по желанию)____________________________

Пол_______________________________________________

Возраст____________________________________________

2. Образование______________________________________

3. Профессия________________________________________

Рабочие____________________________________________

ИТР________________________________________________

Студенты___________________________________________

4. Знаете ли Вы, что такое литературно-библиографическая информация да, это____________________________________________

нет______________________________________________________

5. Где, по Вашему мнению, она представлена лучше всего; Ваше отношение к этому:

периодика (газеты, журналы)_________________________________

радио___________________________________________________

телевидение_______________________________________________

6. Помогает ли Вам ЛБИ в выборе новинок художественной литературы или «толстого» журнала; литературных теле- и радиопрограмм:

__________________________________________________________

7. Ваши пожелания библиотеке в плане работы предоставления ЛБИ:

________________________________________________________

Спасибо за ответ.

С уважением, коллектив библиотеки-филиала №3.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 166.