Литературно-библиографическая информация: понятие, формы существования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса о том, что такое ЛБИ, хотелось бы дать общее представление что такое «литература», «библиография художественной литературы и литературоведения» или, как её чаще называют «литературная библиография».

Литература [от латинского lit(t)eratura буквально – написанное, от litera – буква] – один из основных видов искусства – искусства слова. Термином «литература» обозначают любые произведения человеческой мысли, закреплённые в письменном виде и обладающие общественным значением. Так различают литературу научную, публицистическую, справочную, эпистолярную и др. Однако, в более строгом смысле, литературой называют произведения художественной письменности.

Литература вбирает в себя все элементы общенародной речи, её словесный «материал» универсален. Она создаёт свою форму из слов и языка, который, имея материальное воплощение (в звуках и опосредованно в буквах), постигается в интеллектуальном понимании.

Всякое художественное произведение – это духовно-эмоциональное общение между людьми и вместе с тем новое явление, «сделанное», сотворённое человеком, а также нечто познанное, открытое им. Литература стоит на грани искусства и умственной деятельности. Её нередко называют «художественным исследованием» или «человековедением» (М. Горький) – за проблемность, аналитичность, пафос самопознания человека до сокровеннейших глубин его души.

Художественная литература – одно из самых могучих и эффективных средств воспитания человека. В ярких образах глубоко и правдиво показывает она различные стороны жизни, раскрывает сущность всех её явлений, объясняет и оценивает их, развивает в людях чувство прекрасного.

Задачу популяризации знаний в области художественной литературы помогает решать литературная библиография, или библиография художественной литературы и литературоведения.

Библиография художественной литературы и литературоведения носит отраслевой характер. Другими словами, «при библиографировании создаются источники информации о материалах по определённой отрасли знаний или практической деятельности, а также целому комплексу этих отраслей для содействия процессам исследования производства, потребления, управления» (15, с.33).

Для отраслевой библиографии характерен подход к материалу с точки зрения содержания: собирается, описывается, систематизируется определённая, ограниченная объективными рамками часть мировой печатной (либо существующей в электронной форме) продукции, и её границы совпадают с границами данной отрасли.

Литературная библиография отвечает эвристическим (помощь в разыскании литературы и иных документов), подытоживающим (суммирование вышедших публикаций), управленческим (влияние на выбор пользователей) потребностям.

В пределах литературной библиографии создаётся информация о печатных материалах, непосредственно относящихся к данной отрасли (изданиях и публикациях художественных произведений, документальных материалов – писем, воспоминаний, литературоведческих работ).

В то же время могут быть отражены публикации по другим отраслям знаний – например, по истории, этнографии в той мере, в какой это нужно для информационного обеспечения работы по проблемам художественной литературы и литературоведения.

Непосредственно объектом деятельности в этой области являются издания – книги, публикации в книгах и периодической печати. Но, анализируя суть литературной библиографии, можно сделать вывод, что опосредованный, но не менее важный её объект – явления художественной литературы, т.е. литературные произведения, творчество писателей, национальные литературы, мировая литература той или иной эпохи, а также связанные с ними литературоведческие проблемы (15, с.35).

Действительно, создавая рекомендательную библиографическую информацию о классиках зарубежной художественной литературы, библиотекарь прежде всего должен выяснить, каких писателей можно считать классиками: т.е. обратиться к авторитетным трудам по литературоведению. Прежде чем приступить к подготовке библиографической информации о литературоведческой проблеме, необходимо представить себе структуру проблемы, а затем подбирать литературу по каждому из вопросов.

Таким образом, непосредственный объект литературной библиографии – издания и публикации произведений художественной литературы, литературоведческих работ, а опосредованный – явления художественной литературы и литературоведения.

Специфика литературной библиографии связана со спецификой художественной литературы. Очень мало людей, которые никогда не читают или не читали литературных произведений.

Художественная литература в большей степени, литературоведение в меньшей степени представляют значительный общественный интерес, с этим связаны и особенности литературной библиографии, и, прежде всего, её просветительская, популяризаторская функция. В судьбе литературного явления значительную роль играют читатели художественной литературы, что оказывает влияние и на литературную библиографию.

Представления о читателе возникают у автора уже тогда, когда литературное произведение существует ещё в виде замысла – автор сознательно или бессознательно имеет в виду тех читателей, для кого он пишет. Литературное произведение должно читаться – именно тогда оно живёт в обществе. «Читатель – лицо незаменимое, без него не только наши книги, но и все произведения Гомера, Данте, Шекспира, Пушкина – всего лишь немая и мёртвая груда бумаги», - писал С.Я. Маршак (35, с.67). Да, произведения Гомера и Пушкина существуют, если их не читают какое-то время. Придут другие времена и всё равно их книги будут востребованы.

Сегодня уже мы становимся свидетелями того, как недавно популярные книги оказываются за пределами читательского интереса и внимания, а то и вовсе перестают спрашиваться в библиотеках, а другие произведения, на долгое время забытые, вновь вызывают повышенный интерес взрослых и юных читателей.

Рекомендательная литературная библиография возникает в результате потребности в источниках информации о книгах со стороны читателей, знакомящихся с миром литературы. Задача рекомендательной библиографической информации (БИ) состоит в том, чтобы от одного или нескольких произведений литературы или литературоведения привести читателя к знакомству с другими произведениями, расширяющими, дополняющими, углубляющими знания художественной литературы и литературоведения. В соответствии с этим представляется органичным существование рекомендательной вторично- документальной информации в определённой связи с первичной.

Степень и характер связи с первичной информацией – это один из принципов, по которому различается рекомендательная БИ о художественной литературе и литературоведении.

Первичная информация способствует возникновению читательского интереса, подготавливает к восприятию вторично- документальной. Создатель БИ, исходя из характера первичной информации, определяет, какие представления о явлении литературы приобрёл читатель и в каких направлениях могут дополняться, углубляться эти представления. Такова рекомендательная БИ в литературных передачах по радио и телевидению, а также прикнижные библиографические списки в изданиях произведений художественной литературы и литературоведческих работ.

Значение рекомендательной БИ, непосредственно связанной с художественной литературой и литературоведением, недооценивать нельзя. Библиографические сведения в радио- и телепередачах, прикнижные библиографические списки могут стать первым знакомством любителей литературы с библиографией. Ведь библиографические сведения являются как бы продолжением самого содержания, нередко заключение к художественному произведению в повествовании литературоведа прямо приводит читателя к использованию БИ, поскольку говорит о месте произведения в творчестве писателя, кратко характеризует в связи с рассматриваемым произведением других творений писателя, направления в изучении его творчества.

ЛБИ выполняет свои, только ей присущие функции и имеет собственный основной объект – документы литературно-художественного, литературно- критического и литературоведческого циклов. Содействуя развитию литературной науки и эстетических вкусов читателей, активно пропагандируя литературно-эстетические ценности, ЛБИ выражает собственный контакт внутри системы «документ-потребитель», являясь средством информирования о документальных эстетических, литературно-художественных ценностях, о первичной и вторичной научной информации. Она позволяет целеустремлённо отобрать литературную информацию, придать ей более свёрнутую, унифицированную и формализованную форму, освободить читателя от личного, часто не квалифицированного поиска.

Основной функцией ЛБИ является информационная (коммуникативная). Выделение каких-либо других – условно, все они являются производными от информационной.

Основополагающее начало ЛБИ – вторичность, а всё первичное, непосредственно познавательное и образовательное обусловлено вторичностью, информативностью.

ЛБИ может быть связана с первичной информацией опосредованно, выступать в контексте с нею. Такая информация помещается в литературно- художественных и общественно-политических журналах в виде списка недавно вышедших произведений. ЛБИ в журнале связана с публикуемыми в нём художественными произведениями и литературоведческими работами, но не с материалами данного номера, а со всей той областью современного литературного процесса, которая отражается в журнале на протяжении ряда лет. ЛБИ, существующую в контексте с литературой и литературоведением, даёт тележурнал «Круг чтения», её могли бы давать телевизионные передачи для любителей определённого жанра литературы.

ЛБИ во всей системе «толстых» журналов, а также в системе литературных теле- и радиопередач, призвана помочь читателю познать современный литературный процесс.

Она способна расширить представление читателя о художественной литературе, поддержать его интерес к ней, нацеливать на расширение кругозора, активное отношение к узнаваемому, указывать пути приобретения – через печатные материалы – знания о современной литературе. В этом смысле ЛБИ служит образованию, самообразованию, пропаганде знаний.

Принципы подхода литературной критики, литературоведения и библиографии к художественной литературе имеют свои специфические отличия, исходящие из целей их деятельности, из общественного бытования и функционирования. Объектом литературоведения является литературный процесс, его явления и закономерности; литературная критика более всего ориентирована на оценочную деятельность; литературная библиография имеет задачей точные и полные отражения всех документов, относящихся к отрасли.

Близость ЛБИ и литературно-критической информации заметна при рассмотрении их жанров и форм. Три опорных жанра критики – это рецензия, творческий портрет, статья.

Из-за распространённости и многоликости рецензия занимает одно из первых мест среди жанров литературной критики. Отличительная черта рецензии на художественное произведение – его анализ и оценка. В этом и состоит ведущее и коренное начало рецензии как жанра литературно-художественной критики.

Критическая рецензия среди жанров критики наиболее зримо выявляет близость к библиографической аннотации.

Особенности ЛБИ достаточно хорошо видны при сравнении с другим жанром литературно-художественной критики – статьёй.

Статья в той или иной степени всегда имеет научно-публицистическое начало как ведущее, кардинальное. В ней содержится актуальная, идейная, нравственная, эстетическая проблема.

Наиболее близки к ЛБИ обзорные статьи. Главное отличие литературно-критического обзора состоит в выполняемых им функциях. Он представляет собой совокупность конкретных критических анализов, содействующих развитию художественной литературы, критики и литературоведения. Обзор может содержать идеи и наблюдения. В формах обзора нет жёсткости, структура его весьма подвижна.

Главная цель библиографического обзора – способствовать распознаванию любой из включённых в обзор книг, оказывать воздействие на читательский интерес, играть ориентировочную роль при выборе книги. Нет абсолютной точности деления литературно-критических и библиографических обзоров. Они адресованы и различным категориям читателей, и каждому читателю отдельно, призваны удовлетворить потребности читателей в художественно-культурных ценностях, пробудить, формировать их.

В системе информационных коммуникаций наиболее близка к литературно-критическим жанрам вторичная научная информация – реферат, обзор.

Реферат и обзор вторичной научной информации точно соответствует смысловому содержанию литературно-критических и литературоведческих работ. Их тематика, насыщенность и глубина содержания, суть отобранных данных, читательская направленность находятся в полной зависимости от темы, содержания и читательского адреса оригинала. По мере изложения, доказательности, обстоятельности и убедительности реферат и обзор не могут заменить ни оценочной рецензии, ни обзорной статьи, т.к. они содержат новые аргументированные литературно-критические, публицистические суждения. Именно здесь и проходит граница между литературной критикой, литературоведением и вторичной научной информацией.

Разграничивая вторичную научную информацию и БИ, важно, что при оценочном отборе материала и его характеристик, они руководствуются информационной полнотой, оперативностью и дифференцированным распространением сведений о наиболее ценных источниках. Прямая взаимозависимость научной информации и БИ – важный фактор развития вторичной информации в целом.

БИ – это разновидность вторичной информации, а ЛБИ – подсистема отраслевой БИ. Она не создаёт нового научного знания, а способствует информационному документальному поиску, распространению и пропаганде уже накопленного наукой литературного знания. Качественная оценка истинности, полезности и новизны литературно-художественной информации осуществляется эстетикой, критикой и литературоведением.

ЛБИ обладает признаками, которыми наделены массовые и научные коммуникации. Родовые признаки массовой коммуникации несёт в себе, прежде всего, рекомендательная БИ. Главный круг задач этой информации - инициативное участие в социально-коммуникативных процессах, активная передача «материализованного» знания в обществе.

С помощью рекомендательной библиографии распространяется литературная информация (литературные знания, духовные ценности, эстетическая культура, моральные нормы). В ЛБИ имеются элементы структуры, помогающие переработать информацию одного порядка (эстетическую), имеющую содержание какого-либо документа, в информацию другого порядка (логическую).

В системе документальных коммуникаций ЛБИ выполняет некоторое ориентировочное, нацеливающее и направляющее воздействие на характер и содержание литературоведческих исследований.

ЛБИ – важный компонент и результат самых различных видов человеческой деятельности, действующая в самых разных каналах, концентрируется и образует источники 4 основных видов: специальные, комплексные, синтетические и косвенные (55, с.59-70).

Специальные источники – это пособия литературной библиографии, текущие и ретроспективные, рекомендательные и научно-вспомогательные, отражающие определённые разделы отраслевого документального массива в соответствии с библиографическими запросами читателей. Целенаправленно создаваемые для решения определённого круга поисковых задач литературно-библиографического пособия, становятся центральными источниками для различных разысканий, выполнения справок, руководства чтением.

Комплексные источники – библиографические пособия, в которых ЛБИ объединяется с БИ по другим отраслям знаний или другими (небиблиографическими) видами информации. Это указатели литературы универсального охвата, проблемно-тематического пособия межотраслевого характера. Комплексными источниками, объединяющими научную литературоведческую и литературно-библиографическую информацию, являются списки литературы в приложении к диссертациям, монографиям, статьям в журнале. Библиографическое оснащение отраслевых энциклопедий и словарей – пример объединения фактографической и библиографической информации. Списки литературы, включённые в учебные и методические пособия – пример слияния учебной и библиографической информации. Они широко применяются в поисковой деятельности, потому что существенно дополняют систему специальных пособий.

Синтетические источники – работы, где научная литературоведческая и литературно-критическая информация представлена в единстве с библиографической. К таким источникам относятся историографические труды, в которых прослеживается история исследования определённой литературоведческой проблемы, историографические и аналитико-синтетические обзоры, посвящённые новейшей литературе, материалы научной критики – заметки о книгах, близкие к аннотации, рецензии и критические обзоры, обозрения. Синтез научной и библиографической информации имеет место и в работах представителей определённых жанров (направлений) литературоведческих исследований.

Распространённость синтетических жанров в литературоведении, литературной критики и литературной библиографии позволяет использовать их как источника БИ, поскольку каждый такой источник (литературно-критический обзор новых произведений, исследование истории перевода литературного шедевра на иностранный язык, истории его восприятия за рубежом) является уникальной частью отраслевого документального массива, библиографические данные в котором дополнены оценкой и анализом.

Синтетические источники используются и в профессиональном и в непрофессиональном поиске.

Косвенные источники – помогающие в решении определённых, наиболее творческих задач весьма разнообразны. Они не содержат в явном виде БИ, а если да – то во фрагментарном виде, но дают косвенный информационно-библиографический эффект. Например, статьи, опубликованные в периодике (интервью с писателем, репортаж о событии литературной жизни, рецензия на спектакль или экранизация произведения писателя, публикации библиографических писем, воспоминаний и т.д.) могут не содержать никаких библиографических ссылок на публикации произведений, но косвенным способом дать толчок к поиску информации, либо стать стимулом для возникновения читательского интереса и выбора. Косвенные источники помогают решить те или иные поисковые задачи: такие, как от факта участия писателя в работе журнала, его переводческой или научной деятельности и т.д., могут потом строится долгосрочные стратегии.

В качестве косвенных источников используются самые разнообразные материалы и издания: адресные книги, памятные и справочные книги различных губерний и областей, переписка и мемуары. Личная эрудиция библиографа – тоже может стать своеобразным источником. Таким же источником может служить и профессиональная память библиотекаря.

Специальные, комплексные, синтетические, а также косвенные источники помогают эффективной профессиональной поисковой деятельности библиографа, непрофессиональной поисковой деятельности литературоведов, критиков и других специалистов, а также широких кругов любителей литературы.

 



Дата: 2019-05-29, просмотров: 149.