Библиотека Автограда»: связь со СМИ города
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Библиографический материал о художественной литературе и сами издания, быстрая и исчерпывающая информация на газетные и журнальные статьи могут быть представлены в библиотеке в различных формах.

В библиотеках Тольятти сложилась определённая система массовой работы по пропаганде художественной литературы, «толстых» и «тонких» журналов и газет.

Традиционно: книжные выставки такие, как «Новинки литературы» - где выставляются книги, вновь поступившие в библиотеку; «Художественная литература на страницах журналов и газет» - где читателей знакомят с новыми произведениями в периодической печати и библиографической информации о них; «Читаем, спорим, обсуждаем» - выставляются не только сами издания, но и рецензии на них, а если книги уже прочитаны посетителями библиотеки, то, по возможности, и мнения самих читателей в письменном виде; интересны также и другие выставки: «Рекомендует библиотекарь», «Круг вашего интереса».

Всегда интересны выставки: одного журнала или одной книги. Например, «Именем столицы наречённый…» - выставка посвящена литературно- художественному журналу «Москва». Она содержит сведения об истории названия журнала и истории его создания. Разделы выставки содержат название постоянных и ведущих рубрик журнала. Цель выставки – раскрыть специфику журнала и привлечь к нему внимание наибольшего числа читателей. Выставка также содержит сведения о журнале (дата основания, периодичность выхода в свет, читательский адрес). Выставка дополняется материалами из других источников – книг, газет, журналов, содержащими материалы о «Москве».

Очень интересна выставка одной книги, посвящённая четырёхсотлетию первого издания В. Шекспира «Гамлет». Автор и оформитель выставки - библиотекарь сектора иностранной литературы Шалагина Н.В. Выставка называлась «Hamlet, Prince of Denmark». На выставке присутствовали издания как на русском языке, так и на языке Шекспира. Рассказана история создания произведения и интересные случаи, связанные с ним. Выставка дополнена художественными иллюстрациями, выполненными с помощью сканирования и разретуширования Шалагиной Н.В. (приложение 25).

За время своего существования выставка вызвала широкий интерес читателей и благодарность её автору. Ведь многие из них по-новому открыли для себя это произведение.

Выставка «Наши истоки» (автор: коллектив библиотеки-филиала №3, заведующая – Балашова Л.Н.) хоть и имеет социальную направленность, но на мой взгляд универсальна, т.к. в каждом разделе выставки можно выставлять как художественную литературу, так и литературу других жанров (приложение 26).

В разделе выставки «Наш дом» можно выставить и художественную литературу на «бытовые» темы, и выставить издания такой направленности, как «Домострой», «Русский дом», «Жизнь и быт русского народа» и др.

В разделах»Наша земля» и «Наш язык» можно выставлять художественные произведения местных авторов и местные художественные журналы.

В рубрике «Наша история» - книги об истории нашего края или города.

Все эти мероприятия анонсируются и освещаются в СМИ города.

Информационно-библиографический отдел (ИБО)«Библиотеки Автограда» выпускает ежемесячный бюллетень «Новые книги» (приложение27). В него включены издания, поступившие в библиотеку впервые. ИБО делает также ежемесячный обзор по страницам периодической печати «А вы читали…?» (приложение 28), где кроме других разделов, освещающих наиболее интересное в периодике, есть и раздел «Новое в литературно-художественных журналах. Художественная проза.»

«Библиотека Автограда» , и, в частности, её Литературная гостиная, выходит на радиостанцию «Новый век» телерадиокомпании ВАЗа при Дирекции по связям с общественностью на волне 107,9 FM – базовый канал «Эхо Москвы».

Постоянное освещение и проведение таких программ, как:

- «Литературная гостиная приглашает» - анонсы на радио мероприятий, проводимых в течение месяца;

- «Встречи для Вас» - репортажи о встречах с выдающимися людьми города, в том числе с поэтами и прозаиками;

- авторская программа Н. Пружанской «Гитара времени» - знакомство с поэтами-песенниками и бардами г. Тольятти;

- «Антракт» - встречи с местными писателями и знакомства с их новыми книгами;

- проходят радиопрезентации художественных выставок;

- постоянные литературные обзоры.

На радиоволне «Городское радио» - освещается социокультурная деятельность библиотеки. Проводятся прямые эфиры с читателями и слушателями, интерактивные опросы жителей города на самые разные темы.

На базе Литературной гостиной существует «Театр книги», где происходят оригинальные представления книг на сцене силами коллектива библиотеки. Проводятся также «Конкурсы чтецов».

Литературная гостиная даёт «путёвку в жизнь» молодым авторам г. Тольятти. Это одно из тех мест, где формируется культурное пространство нашего города.

Но не только в центральной библиотеке проводятся все эти мероприятия. Их проводят как библиотеки-филиалы, так и на волнах городского радио.

Практически те же выставки, что проводит центральная библиотека, проводит и библиотека-филиал №3 (где непосредственно работает автор дипломной работы). Филиал находится на территории сборочно-кузовного производства ВАЗа, и пользуется большой популярностью как у сотрудников СКП, так и у сотрудников других производств.

Хотелось бы немного подробнее остановиться на радио- и литературных обзорах, проводимых сотрудниками библиотеки.

Литературные обзоры проводятся с целью познакомить читателей с последними новинками журнальной прозы, рассказать об авторах произведений, дать возможность участникам-читателям высказать своё мнение о прочитанном, обсудить заинтересовавшие материалы.

Проводятся такие обзоры в клубной форме: один раз в три месяца, т.е. ежеквартально, приглашаются читатели, интересующиеся журнальной прозой, и в непринуждённой обстановке, за чашкой чая проводят вместе час общения.

Перед ответственным за проведение литературных обзоров стоят следующие задачи:

- ознакомить с периодическими изданиями (в данном случае это «толстые» журналы);

- информационно-библиографическое описание произведений;

- изучение творческих биографий авторов;

- отбор периодики для обзора и т.д.

При изучении творческой биографии автора, рецензий на его опубликованные произведения хорошо использовать систематическую картотеку статей, позволяющую отследить публикацию отдельных авторов, в каком году они были напечатаны, какой резонанс имели, критические отзывы и т.д. Многие журналы помещают краткую информационную статью об авторе на колонтитулах, что освобождает читателя от дополнительных поисков информации об авторе.

В условиях заводской библиотеки такие обзоры проходят во время обеденного перерыва в течение 40-50 минут.

Считаю проведение литературных обзоров в заводской библиотеке необходимым, т.к. они позволяют в условиях жёсткого ограничения времени быстро сориентировать читателя при выборе современной журнальной прозы, познакомить его с последними новинками в мире литературы, предоставить информацию об авторах.

Радиообзоры проводятся как на волнах радиостанции «Новый век», так и по заводскому радио. Проводит эти обзоры главный библиотекарь филиала №3 Беляева Ольга Владимировна. По сути, это её авторская программа.

Передача «Новости в обложке» существует ровно год, её первый выход в эфир состоялся в январе 2002 года после двух предварительных анонсов. сделано 15 выпусков. Передача может выходить в двух режимах:

- еженедельно в течение 3-х минут, посвящена 1-2-м авторам с кратким анализом произведений, т.е. предоставлен к обзору один номер какого-либо журнала;

- ежемесячно в течение 5-7 минут представляет все номера «толстых» журналов за истекший месяц, расставляя акценты на наиболее интересных произведениях, рубриках, интервью.

Программа выходит в эфир на радиостанции «Новый век».

Передача «Новости в обложке» оформлена музыкальной заставкой, содержащей текстовую информацию (название), что позволяет делать её узнаваемой в эфире для радиослушателей. Также в течение всего радиообзора текст сопровождается мелодией, позволяющей подчеркнуть его эмоциональное содержание.

Цели и задачи передачи аналогичны традиционным литературным обзорам, с той лишь разницей, что радиообзор должен нести информацию о том, где, в каких библиотеках читатель сможет получить заинтересовавшие его издания. Указание учреждения культуры («Библиотека Автограда»), его адреса и услуг, предоставляемых библиотекой (а этой информацией заканчивается каждый выпуск радиопередачи) можно считать рекламой учреждения, повышающей его статус в общественной и культурной среде, привлекающей новых читателей.

«Библиотека Автограда» тесно сотрудничает с редакциями газет: «Волжский автостроитель», «Площадь Свободы», «Деловая среда», «Презент», «Презент-центр», «Тольяттинское обозрение», а также с редакциями журналов «Мой мир», «Тольятти-менеджер», они поддерживают библиотеку в её творческих начинаниях, публикуют статьи, как о самой библиотеке, так и о её работе. Анонсируют литературные мероприятия библиотеки. Печатают списки новых поступлений и литературные обзоры, подготовленные библиотекой. предоставляют свои страницы для встреч с местными поэтами и прозаиками.

Не первый год библиотека сотрудничает с ТВ ВАЗа и другими телекомпаниями города.

Сотрудничество библиотеки с ТВ ВАЗа приобрело различные формы, но при всём их многообразии можно выделить два направления: оказание помощи тележурналистам в подборе материала и непосредственное участие в телепередачах.

Сотрудники телевидения обращаются в библиотеку при подготовке, как обзорных информационных программ, так и тематических. Например, подборка для обзора новостей интересных публикаций в периодике.

Но наиболее интересны для библиотеки те телевизионные передачи, в которых принимают участие её сотрудники. Диапазон этих программ чрезвычайно широк: от литературно-библиографических обзоров до трансляций массовых мероприятий.

Оказалось, что трансляции таких обзоров литературы по телевидению получает заметный резонанс и приводит к резкому повышению спроса на книги и журнальные публикации.

При сотрудничестве с ТВ ВАЗа библиотека получила возможность показывать заседания литературных объединений и Литературной гостиной, клубов по интересам.

Но главным в достижении сотрудничества «Библиотеки Автограда» с ТВ ВАЗа была и остаётся программа «Книжная лавка».

Невозможно рассказать обо всех выпусках передачи «Книжная лавка», в год в среднем выходит 30 выпусков, в их числе и специальные праздничные. Много пожеланий и предложений в адрес этой передачи приходит от постоянных читателей и телезрителей, а это лучшее доказательство того, что она нужна горожанам – любителям книги и чтения.

Поскольку передача «Книжная лавка» является авторской программой работников «Библиотеки Автограда», в оформлении передачи присутствуют детали библиотечного оборудования. Это способствует созданию соответствующей обстановки для книг и журналов.

«Книжная лавка» представляет читателям новинки литературы, проводит встречи с авторами и гостями города. Представляет литературно- библиографические обзоры.

Телепередача «Книжная лавка» имеет своё постоянное время в сетке программ ТВ ВАЗа. Она выходит в эфир каждое воскресенье в 18 часов. Время показа удобно для просмотра. Передача – уже сложившаяся традиция, её хорошо знают и ждут представители читающей интеллигенции нашего города.

Особо хочется отметить творческий проект «Книга на телеэкране». Автор проекта Кишкурно Александра Владимировна, главный библиотекарь МУК «Библиотека Автограда». Авторский проект «Книга на телеэкране» получил грант (бюджетный) в 34000 рублей. Деньги пошли на реализацию этого проекта (приложение 29).

Здесь же идет «Отчёт по реализации творческого проекта «Книга на телеэкране»».

Несмотря на то, что проект проводился в течение 2001 года и захватил лишь 5 месяцев 2002 года, он продолжает работать и сегодня, это видно из целей и задач проекта. На эти средства приобретены новые книги и оборудование, которые «работают» и сейчас. Поэтому проект «Книга на телеэкране» продолжает действовать и творчески развиваться.

Опыт сотрудничества библиотеки и телевидения нужно и населению, и библиотеке. Если несколько лет назад считалось, что «на пути книги к читателю встало телевидение», имея ввиду дефицит свободного времени, то теперь можно сказать совсем по-другому: «Телевидение стало надёжным помощником в продвижении книги к читателю».

Дата: 2019-05-29, просмотров: 210.