Литературно-библиографическая информация в СМИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Министерство Культуры Российской Федерации

Самарская государственная академия культуры и искусств

Факультет информационных и культурных связей

Кафедра библиографии

 

Дипломная работа.

Литературно-библиографическая информация в СМИ

 

Исполнитель: Рыхлик Марина Викторовна

студентка группы Б-47

Заочного отделения

Научный руководитель: Кузичкина Г.А.

 

 

Самара 2003



Оглавление

 

Введение

Глава 1. СМИ в России. Литературно-библиографическая информация

1.1 Анализ СМИ в современной России

1.2 Литературно-библиографическая информация: понятие и формы существования

Глава 2. Литературно-библиографическая информация в СМИ

2.1 ЛБИ в периодической печати

2.2 ЛБИ на телевидении

2.3 ЛБИ на радио

Глава 3. Взаимодействие библиотек и СМИ: на примере работы МУК «Библиотека Автограда» (г. Тольятти)

3.1 «Библиотека Автограда» - городской общедоступный центр информации

3.2 «Библиотека Автограда»: связь со СМИ города

3.3 Характеристика отношения читателей к СМИ, как каналу получения ЛБИ

Заключение

Список использованной литературы

Список сокращений

Приложение



Введение

 

Одной из отличительных особенностей жизни в современном обществе является гигантское развитие средств массовой информации (СМИ): газет, журналов, телевидения, радио. Поставленные современными научно-техническими разработками на качественно новый уровень и объединённые средствами связи в мировые информационно-коммуникационные сети, они оказывают чрезвычайно сильное влияние на громадные массы людей.

Развитию СМИ во многом способствует процесс информатизации общества. Появление новых технических средств, информационных технологий, телекоммуникаций обеспечивает своевременный сбор, накопление, оперативную обработку и передачу информации в любую точку мирового пространства. Как следствие, становится возможным целенаправленное воздействие на общество – это одна из причин, по которым правительства передовых стран стали уделять большое внимание развитию информационной сферы производства.

Информация – важнейший инструмент прогресса, главный и наиболее дефицитный ресурс развития современного общества, одна из основных общечеловеческих и национально-государственных ценностей. Однако, как показывает жизнь, при бесконтрольном использовании она может превратиться в средство, крайне опасное в социальном отношении, негативно действующее на экономику, идеологию, политику, культуру, литературу и человеческое поведение.

Именно информационные ресурсы и процессы являются первопричиной многих глобальных катастроф и социальных катаклизмов. Стало очевидным, что нарушение информационных законов мироздания может оказаться роковым для существования самого человечества. А между тем, именно эти законы наименее изучены, что даёт основание для самых пессимистических прогнозов.

Дело в том, что отрезок исторического времени, в течении которого люди стали фиксировать информацию, а затем обрабатывать и использовать её, не составляет и одного процента человеческой цивилизации. Почти 99% своего исторического пути люди имели дело по преимуществу с материальными объектами. В новой сфере информационной деятельности имеющийся опыт и глубина интуиции человека на несколько порядков слабее, чем в сфере традиционного материального производства. При переходе же к этой новой деятельности уровень культуры, информационные технологии и личностные качества становятся основой движения к открытому информационному обществу, требуются новые подходы к решению проблем информационной политики.

Отсюда, потребность номер один – в полной, своевременной, достоверной, безопасной и доступной информации и в высокой информационной культуре.

СМИ состоят из огромного числа каналов – отдельных газет, журналов, альманахов книжной продукции, программ радио и телевидения, способных распространяться как по всему миру, так и в небольших регионах (областях, районах, округах). Поэтому переоценить СМИ в жизни каждого человека очень трудно.

Но, в то же время, когда идёт стремительное их развитие, специалисты отмечают падение интереса к книге и снижение её роли в жизни современного общества, вследствие чего происходят изменения читательских интересов и потребностей, изменения материальных ценностей и культурного уровня.

Но в корне будет неверно противопоставлять книгу СМИ. Ведь любое литературное произведение, любая литературно-библиографическая информация (ЛБИ) становится достижением миллионов людей только тогда, когда о них рассказывает СМИ. В связи с этим нужно искать пути взаимодействия и гармоничного объединения СМИ и традиционных книжных коммуникаций. И здесь нельзя не учитывать, что у каждого пишущего и снимающего свой взгляд на литературу, у каждого издания – своя социальная позиция, свои принципиальные подходы к литературе и информации о ней. Ведь каждый человек является и читателем, и зрителем, и слушателем одновременно, и его нельзя рассматривать вне зависимости от СМИ.

Работая в сфере информационно-библиотечных услуг, опираясь на профессиональный личный опыт, автор работы остановил свой выбор на данной теме не случайно. Ведь от решения проблем взаимодействия книг и СМИ, а также от представленной в них качественной ЛБИ зависит эффективность библиотечной работы, от расширения используемых источников информации зависит наиболее полное удовлетворение самых разнообразных потребностей читателя, а также формирование его духовного мира.

Какими путями идёт читатель к своей книге? Как книга находит читателя? Какую роль в этом играют СМИ и ЛБИ? Вот те немногие ключевые вопросы, которые волнуют специалистов, связанных с чтением, и, прежде всего, библиотекарей и библиографов.

Художественная литература, как самый читаемый вид словесного творчества, по-прежнему лидирует в читательских запросах. ЛБИ существует в самых разных формах - специализированных, косвенных. К ней активно обращаются и читатели, и библиотекари.

Цель данной работы – выявить и оценить возможности СМИ в деле создания и распространения ЛБИ, а также охарактеризовать взаимосвязь между СМИ и библиотеками.

Объектом исследования являются СМИ и ЛБИ, присутствующая в них. Следует оговорить то обстоятельство, что в сферу данной работы не входит рассмотрение информационных возможностей системы Интернет, а только периодическая печать, радио, телевидение.

Ввиду многоплановости темы, в работе сосредоточено внимание на исследовании:

- основных проблем, характеризующих деятельность СМИ;

- возможности СМИ и библиотеки ЛБИ.

Поставлены следующие задачи:

- проанализировать особенности СМИ в России;

- дать определение понятия «ЛБИ» и установить в каких формах она присутствует в СМИ;

- дать анализ ЛБИ:

- на телевидении;

- на радио;

- в периодической печати.

- найти грани взаимодействия библиотек и СМИ (на примере «Библиотеки Автограда» г. Тольятти);

- провести анкетирование читателей с целью выяснения их отношения к ЛБИ в средствах массовой информации.

Методом исследования стал анализ:

- научных и публицистических статей о роли информационного пространства в жизни человека;

- учебной литературы о СМИ;

- публикаций по теме;

- годовых отчётов «Библиотеки Автограда» за 3 года;

- спецвыпусков Департамента культуры г. Тольятти;

- периодики за 2001-2002гг.;

- теле- и радиопрограмм.

База проведения: МУК «Библиотека Автограда» г. Тольятти.

В соответствии с выбранными методиками проведения исследований выстраивается структура данной работы.

Во введении автор подчёркивает актуальность темы, её значимость, обосновывает задачи, предмет и практическую значимость исследований.

В первой главе автор рассматривает общие вопросы, посвященные информации в обществе, СМИ и ЛБИ.

Во второй главе автор исследует состояние ЛБИ в СМИ; говорит о книготорговой рекламе, как о специфическом средстве ЛБИ.

В третьей главе автор анализирует деятельность «Библиотеки Автограда» и её влияние через СМИ на формирование читательских интересов и потребностей.

Практическая значимость: результаты могут быть использованы в работе библиотек для уяснения возможностей использования СМИ для рекламы книг и привлечения читателей.

Основные положения дипломной работы были освещены в докладе на 3-ей студенческой конференции «Мир культуры – мир библиотек» в январе 2003г.

 



Заключение

В сложное и непростое время мы с вами живём. Долгие годы мы вполне обоснованно гордились огромными сдвигами в области развития культуры. Вместе с тем за победными рапортами мы немало упустили и даже потеряли из-за административно-командных методов руководства духовной сферой, остаточного принципа руководства культурой. В результате культурная жизнь усреднялась и обеднялась, теряла связи с духовным наследием прошлого и общемировыми традициями, резко снизились культурные запросы населения.

В этих условиях главная задача состоит в том, чтобы создать все условия для подъёма культурной сферы, для всемерной активизации интеллектуального и духовного потенциала. Никакая демократизация и никакие экономические преобразования в обществе не приведут нас к успеху без прогресса в области культуры.

Важная роль в этом принадлежит СМИ, без которых трудно рассчитывать на эффективность современной культурной политики.

Изучив материалы различных исследований по вопросу влияния СМИ на формирование культурной и духовной среды, автор дипломной работы пришёл к выводу, что:

- у СМИ большие возможности в области предоставления ЛБИ читателям;

- опыт «Библиотеки Автограда» г. Тольятти убедительно свидетельствует о положительных тенденциях использования СМИ в различных формах информационно-библиотечной работы;

- использование СМИ в библиотеке предполагает наличие материально-технической базы, а также творческих контактов с сотрудниками СМИ;

- позитивное отношение читателей к СМИ, как источнику информации подтверждается данными опроса, и это мнение следует учитывать при планировании дальнейшего развития библиотечных форм и методов работы;

- восприятие и интерпретация важнейших явлений и событий, происходящих в стране и в мире, в том числе и в области культуры, осуществляется через и с помощью СМИ;

- чем выше будет уровень российских СМИ, тем качественнее будет российское общество;

- на людях, работающих в системе массовых коммуникаций, лежит огромная ответственность за те информационные потоки, которые воздействуют на человека и общество в целом;

- при взаимодействии и партнёрстве библиотек, учреждений культуры и СМИ города, будут созданы условия по формированию творческого потенциала и тенденций развития процессов в сфере культуры;

- чем больше будет СМИ, профессионально поддерживающих культуру, выполняющих культурно-просветительскую миссию, тем качественнее станет культурная и духовная среда общества.

 



Список использованной литературы

1. Алёшина, И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров: Учебник/ И.В. Алёшина.-М.: ЭКСМО, 2002.-480с.

2. Андрунас, Е.И. Информационная элита: корпорации и рынок новостей/ Е.И. Андрунас.-М., 1999.-102с.

3. Бавин, С.П. Ещё раз о рекомендательной библиографии/ С.П. Бавин// Мир библиогр.-2001.-№2.-С.39-40.

4. Бавин, С.П. Популярная литературная библиография и информационная культура личности. Моногр./ С.П. Бавин.-М.: РГБ; 1996.-92с.

5. Бавин, С.П. Литературная библиография (день нынешний и день грядущий)/ С.П. Бавин.// Сов. библиотековедение.-1991.-№3.-С.48-53.

6. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: т. 5./ В.Г. Белинский.-М., 1954.-380с.

7. Бореев, В.Ю. Культура и массовые коммуникации/ В.Ю. Бореев.-М., 1984.-115с.

8. Борецкий, Т.Г. Телевизионная журналистика/ Т.Г. Борецкий.-М., 1994.-198с.

9. Булюкина, Н.В. «Библиотека Автограда» в современной системе информации/ Н.В. Булюкина// Менеджер-Тольятти.-2001.-№3.-С.83-85.

10. Ванеев, А.И. К дискуссии о руководстве чтением/ А.И. Ванеев//Науч. и техн. б-ки.-1992.-№6.-С.24-29.

11. Вестник Департамента культуры г. Тольятти: Спецвыпуск.-1999.-№1.-56с.

12. Вестник Департамента культуры г. Тольятти: Спецвыпуск.-2002.-№1.-56с.

13. Виноградова, Л.А. История книжной торговли/ Л.А. Виноградова, А.А. Говоров.-М.: Книга, 1982.-290с.

14. Давыдова, М.И. Принципы классификации литературной рекомендательной библиографической информации/ М.И. Давыдова// Сов. библиогр.-1982.-№2.-С.12-22.

15. Давыдова, М.И. Литературная библиография: объект, специфика, функции/ М.И. Давыдова// Мир библиогр.-2001.-№3.-С.32-38.

16. Давыдова, М.И. В мире художественной литературы/ М.И. Давыдова// Мир библиогр.-2001.-№4.-С.71-74.

17. Добрынина, М. В защиту рекомендательной библиографии/ М. Добрынина// Сов. библиогр.-1990.-№8.-С.21-23.

18. Есин, Б.И. Идеологическая направленность в современных СМИ и русская традиция/ Б.И. Есин// Вестник Московского универс-та: социология, политология.-1999.-№3.-С.3-6.

19. Еськова, Т.И. Литературный марафон/ Т.И. Еськова// Мир библиогр.-2000.-№5.-С.52-55.

20. Засурский, Я.Н. Массовая коммуникация в современном мире/ Я.Н. Засурский// Вестник Московского универс-та: социология, политология.-1999.-№3.-С.7-9.

21. Засурский, И.И. Взаимоотношения СМИ и общества в России 1990-х годов/ И.И. Засурский// Вестник Московского универс-та: журналистика.-2001.-№1.-С.25-28.

22. Засурский, Я.Н. Российские медиа в ХХ в./ Я.Н. Засурский// Вестник Московского универс-та: журналистика.-2001.-№3.-С.3-6.

23. «Звезда»: Лит.-худож. журн.-М., 2001.-№№1-12; 2002.№№1-11.

24. «Знамя»: Лит.-худож. журн.-М., 2001.-№№1-12; 2002.№№1-11.

25. Зоркая, Н. Чтение 90-х: другой читатель/ Н. Зоркая// Кн. обоз-ние.-1999.-№11.-С.20.

26. «Иностранная литература»: Лит. журн.-М., 2001.-№№1-12; 2002.-№№1-10.

27. Итоги маркетингового исследования местных СМИ среди тольяттинцев// Центр социальных технологий.-2001.-№8.-С.2-3.

28. Итоговый годовой обзор результатов анализа материалов местных газет// Центр социальных технологий.-2001.-№12.-С.4-5.

29. Кизилов, Н. В пространстве культуры// Б-ка.-2002.-№6.-с.82-83.

30. «Книжное обозрение»: газ.-М., 2001; 2002.

31. Лауфер, Ю.М. Характерные черты литературно-библиографической информации/ Ю.М. Лауфер// Современные проблемы библиографии и библиографоведения: Межвуз. сб. науч. тр.-М., 1985.-С.44-56.

32. Лауфер, Ю.М. Теория и методика советской литературной библиографии: Историографический очерк/ Ю.М. Лауфер.-М.: Книга, 1978.-280с.

33. «Литературная газета»: Газ.-М., 2001; 2002.

34. Ляшенко, Б.Б. Радио без тайн/ Б.Б. Ляшенко.-М.: Искусство, 1999.-222с.: ил.

35. Маршак, С.Я. Воспитание словом: статьи, заметки, воспоминания/ С.Я. Маршак.-М., 1975.-99с.

36. «Москва»: Журн. русск. культуры.-М., 2001.-№№1-12; 2002.-№№1-12.

37. Нардестренг, К. Роль СМИ в обществе: уроки России/ К. Нардестренг// Вест. Московс. ун-та: Журналистика.-2001.-№3.-С.4-6.

38. «Новый мир»: Журн. худ. лит. и обществ.-полит. мысли.-М., 2001.-№№1-12; 2002.-№№1-12.

39. Обризан, А.И. Для читающей России/ А.И. Обризан// Библиогр.-2001.-№1.-С.28-33.

40. «Октябрь»: Лит.-худож. журн.-М., 2001.-№№1-12; 2002.-№№1-11.

41. Полищук, Ю. Характер информационных потребностей читателей сегодня/ Ю. Полищук// Науч.-техн. б-ки.-1999.-№8.-С.46-81.

42. Поэтика телевизионного театра/ Под ред. Ю. Богомолова.-М.: Искусство, 1989.-239с.

43. Программа развития культуры г. Тольятти на 2002-2004 гг.// Вест. Департамента культуры г. Тольятти.-1999.-№12.-С.3-18.

44. Радиоискусство: теория и практика.-М.: Искусство, 1991.-198с.

45. Резников, Г.Р. Литературный экран: заметки режиссёра/ Г.В. Резников.-М.: Искусство, 1989.-128с.

46. Ромат, Е.В. Реклама: Учеб./ Е.В. Ромат.- СПб: Питер, 2001.-496с.

47. Сабашникова, Е.С. О литературе с экрана ТВ/ Е.С. Сабашникова.-М.: Знамя, 1990.-94с.

48. Саппак, В.М. Телевидение и мы: четыре беседы/ В.М. Саппак; Предисл. П.Л. Кравченко.-М.: Искусство, 1998.-167с.

49. Сафиуллина, В.А. Ценностные библиографические ориентации читателей/ В.А. Сафиуллина// Библиогр.-1994.-№1.-С.3-10.

50. Сеулова, Э.П. Кто покупает книги в России: покупательский спрос на книги различных слоёв населения/ Э.П. Сеулова// Кн. дело.-1997.-№2-3.-С.65-72.

51. Сляднева, Н.А. Библиографическая эвристика художественной литературы и литературоведения: Учеб. пособие/ Н.А. Сляднева.-М.: МГИК, 1997.-96с.

52. Телевидение и литература/ Сост. Е.В. Гальперина.-М.: Искусство, 1985.-216с.

53. Трубников, С.А. Литературная библиография как средство эстетического развития читателя/ С.А. Трубников.-М.: Книга, 1970.-238с.

54. Трубников, С.А. Библиография художественной литературы и литературоведения: Учеб./ С.А. Трубников, Н.А. Сляднева, А.А. Туровская; под ред. С.А. Трубникова.-М.: Книга, 1985.-335с.

55. Урусова, Л.Н. Литературная рекомендательная библиография и популярное литературоведение/ Л.Н. Урусова// Мир библиогр.-2000.-№5.-С.23-27.

56. Фирсов, В.В. Чтение в новой реальности на исходе эпохи/ В.В. Фирсов// Звезда.-1997.-№10.-С.236-238.

57. Шишкин, И.С. У истоков теории литературной библиографии/ И.С. Шишкин// Сов. библиогр.-1985.-№1.-С.50-58.



Список сокращений

БИ – библиографическая информация;

ИЛ – «Иностранная литература»;

ЛБИ – литературно-библиографическая информация;

МУК – муниципальное учреждение культуры;

ТВ – телевидение;

 



Приложение

 

Дорогие читатели!

Просим Вас ответить на наши вопросы, заполнив эту анкету. Ваши ответы помогут нам в более полном представлении Вам литературно- библиографической информации (ЛБИ); информации о новинках литературных произведений в периодике, на радио и телевидении; о новых книгах; т.е. в более качественном удовлетворении Ваших читательских потребностей. Результаты анкеты будут нужны при подготовке литературных обзоров, разработке и оформлении выставок.

1. Немного о себе:

Ф.И.О. (заполняется по желанию)____________________________

Пол_______________________________________________

Возраст____________________________________________

2. Образование______________________________________

3. Профессия________________________________________

Рабочие____________________________________________

ИТР________________________________________________

Студенты___________________________________________

4. Знаете ли Вы, что такое литературно-библиографическая информация да, это____________________________________________

нет______________________________________________________

5. Где, по Вашему мнению, она представлена лучше всего; Ваше отношение к этому:

периодика (газеты, журналы)_________________________________

радио___________________________________________________

телевидение_______________________________________________

6. Помогает ли Вам ЛБИ в выборе новинок художественной литературы или «толстого» журнала; литературных теле- и радиопрограмм:

__________________________________________________________

7. Ваши пожелания библиотеке в плане работы предоставления ЛБИ:

________________________________________________________

Спасибо за ответ.

С уважением, коллектив библиотеки-филиала №3.

Министерство Культуры Российской Федерации

Самарская государственная академия культуры и искусств

Факультет информационных и культурных связей

Кафедра библиографии

 

Дипломная работа.

Литературно-библиографическая информация в СМИ

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 156.