В 1551 г. Стоглавый собор кодифицировал православный культ на Руси как культ национальный, опираясь на сложившуюся русскую традицию, а не на греческий авторитет. Связи с греко -православными иерархами в XVI в. от времени до времени поддерживались, но ни о каком подчинении патриарху (пребывавшему в завоеванном турками Константинополе) больше не было и речи.
Представление о России как с единственной в мире стране, сохранившей правую веру, было весьма величественно, но и весьма ответственно. Если истина сосредоточена у нас, а весь окружающий мир духовно «изрушился», то, строя свое государство, русские должны идти каким-то совершенно своеобразным путем, а на чужой опыт опираться лишь в очень ограниченной степени – как на опыт отрицательный. «Тулуповская» редакция «Жития» говорит о том, что «пастырь есмь Христове церкве, и едино есве с тобою, еже должны попечение имЪти о благочестии и о смирении всего православнаго християньства».
Как отмечает архимандрит Макарий, своеобразие идеологической позиции Ивана Грозного в том именно и заключалось, что идея христианского государства, вплоченного вокруг православной церкви – «единственного пастыря», воплощающего правую веру, «изрушившуюся» во всем остальном мире, начисто освобождалась у него от прежних вольнодумных и социально-реформаторских черт и становилась официальной идеологией уже существующего «православного истинного христианского самодержавства». Главной задачей становились поэтому не реформы в государстве, а защита его от всех антигосударственных сил, которые растлевают страну «нестроением и междоусобными браньми». Царь делал отсюда один важный вывод: негодных и «изменных» бояр должны были сменить новые люди.[53,с.21]
Как отмечает Колобков В.А.., церковь строила свою деятельность так, чтобы влиять на все стороны общественной жизни. Духовенство в России не было замкнутым сословием, оно пополнялось за счет наиболее уважаемых и образованных мирян. Монашество представляло все слои народа – от князей до бездомных. Воздействие царской власти на церковь не было односторонним: для церкви царь был только самым высокопоставленным из мирян, для которого требования христианской этики были обязательны в первую очередь.[24, c.154]
В «Житии» всячески восхваляется митрополит Макарий, «святейший митрополит Москвы и всея Руси», глава церкви в первый период царствования Иоанна Грозного. Макарий, по словам автора «Жития»[4, c. 63], соблюдал стадо Христово о еретических мыслей и деяний, давал советы царю, каким образом следует поступит, чтобы «снискать блага». Кроме того, Макарий неустанно молился о государстве и о самом царе.
Смерть Макария была воспринята как общенародное горе. Его оплакивал и государь, и весь народ. Место митрополита занял Афонасий. Однако он оставался митрополитом не долго. Царь был недоволен его деяниями. Несмотря на то, что «Житие Филиппа» использовалось еще в трудах Н.М.Карамзина, полностью оно было издано лишь в 1928 году в Париже Г.П.Федотовым. Такой долгий период забвения не был случайным. «Житие Филиппа» по своему содержанию выходило за рамки произведений житийного жанра. В нем содержалось описание политической борьбы в среде епископата Русской Православной Церкви. Епископы Пимен Новгородский, Пафнутий Суздальский, Филофей Рязанский, духовник царя, Соловецкие монахи и настоятель Паисий обличались, как предатели Филиппа.
Таким образом, в «Краткой» редакции «Жития митрополита Филиппа» выборка глав из Поучения Агапита содержит не только комплекс нравственных требований к властителю, но и политических деклараций: темы границ самовластия, роли церкви в решении государственных проблем и государя в решении церковных, рассуждения о том, что есть закон и в какой мере он ограничивает царя, о месте в государственном устроении советников государя, обличение «лукавых советников», «творящих вся на угождение царю»[4, c. 69], в высшей степени актуальны для произведений XV—XVII вв.
Со стремлением к предельно лаконичному изложению событий в тексте Повести можно связать выпадение имен «угодников царевых», которые упоминались в других редакциях: среди врагов митрополита названы лишь Пимен Новгородский, Пафнутий Суздальский, соловецкий игумен Паисий, Малюта Скуратов. В Краткой редакции Жития и редакции Милютинской Минеи недругов у Филиппа гораздо больше: Филофей Рязанский, духовник царя благовещенский протопоп Евстафий, архимандрит Феодосии, князь Василий Темкин, Василий Грязной, Алексей (в Житии он назван Александром) Басманов, Стефан Кобылин (впрочем, о нем не сообщается и в списке Милютинской Минеи). Все эти персонажи в тексте Жития раскрывали тему многоликости зла, связи его с разными качествами, которые толкают человека на путь служения злу: трусостью, гордыней, завистью, злобой, слабостью духа, тщеславием. Потому Филипп был противопоставлен не только царю, но и множеству других эпизодических героев. В этой череде противопоставлений раскрывались черты личности самого святого (снисходительность, твердость, прозрение будущего). Как отмечает М.Н. Зуев, Филипп Колычев был предан своими же учениками из Соловецкого монастыря и предан из-за зависти.[16, с.213]
События, развернувшиеся в ходе «Стоглавого» собора позволили выявить тот факт, что и в среде церковной власти не было единогласия. Авторы и «Колычевской», и «Тулуповской» редакций «Жития» указывают на тот факт, что не все были согласны с решением Иоанна разделить государство на опричнину и земство. Другое дело, что не нашлось среди высших церковных сановников открыто выразить свое несогласие. Лишь Филипп не побоялся царского гнева, при этом обвинив Собор, «царьской синклит» в том, что они своим молчаливым согласием вводят в грех великого князя, позволяя ему рушить государство. Таким образом, согласно Святому Писанию, «Грех породил беззакония».[51, с. 84]
На разногласия и отсутствие единства внутри церковной власти, между владыками церквей указывает и тот факт, что на Соловки собирать сведения, порочащие митрополита Филиппа, отправляются в сопровождении «воинских чинов» суздальский владыка Пафнотий и архимандрит Феодосий. Призывая очернить патриарха, они «ласканьми и посулы, иных обещающе розны саны и чести, игумену же – владычество».[4, c. 70] Следовательно, предполагалось, в среде послушников монастыря могли быть клеветники, предатели, польстившиеся на посулы царских посланников. В итоге «хулительная грамота» на митрополита все же была составлена. Лжесвидетельствовать согласился лишь игумен Паисий.
Отчетливо в текстах «Колычевской» и «Тулуповской» редакций «Жития» просматривается отношение народа к церковной власти. В то время, когда царский суд (и, как подразумевалось, суд церковный) обвинил Филиппа в неповиновении, множестве грехов против церкви и государства, лишил сана, народ не отвернулся от бывшего митрополита: «Народи же провожаху его плачюще, видяху своего пастыря и кръпкаго заступника за все православие стражуще...».[6, c. 48] Следовательно, решение суда (как светского, так и церковного), было не авторитетно для народа, не могло повлиять на его мнение, на его отношение к осужденному человеку, в частности, к митрополиту Филиппу.
И это при том, что по определению судебная власть представляет собой один из видов церковной правительственной власти. Поскольку в состав земной воинствующей Церкви входят люди, хотя и призванные к Богоподобию и святости, но немощные и грешные, способные совершать преступления против заповедей Божиих и нарушать церковные установления, в земной Церкви есть место для осуществления ею самою судебной власти над своими чадами.
Таким образом, в эпоху правления Иоанна Грозного, как свидетельствуют тексты «Жития», власть церкви были велика. Однако она все же находилась в подчинении по отношению к светской власти. Хотя и оказывала на нее значительное влияние.
Выводы по третьей главе
Из всего сказанного выше можно сделать вывод, что митрополит Филипп соответствовал своему духовному званию и всячески укреплял роль духовной власти митрополита. Уже по описанию его соловецкой жизни можно сделать вывод, что и монастырь оказался привлечён к противостоянию митрополита и государя, и текст жития это неоднократно подтверждает.
Можно также прийти к выводу, что дело митрополита Филиппа не сводится к личному противостоянию с ним царя Ивана. Это была одна из последних страниц той длительной борьбы, которую вела сначала великокняжеская, а потом царская власть за включение церкви в государственный аппарат. Неизбежность и закономерность её исхода определялась тем, что русская церковь в XVI веке представляла собой «один из наиболее стойких рудиментов феодальной раздробленности, без трансформации которого не могло быть и речи о полном государственном единстве» (монография А.А. Зимина Смуты 16 века)
Заключение
В работе были поставлены цели: проследить становление царской власти и её укрепление Иваном IV. В процессе исследования пришли к выводам, что возвышение роли Московского князя сложилось задолго до Ивана Грозного, его отец уже именует себя государем Руси, хотя ещё неофициально. Иван IV главной своей задачей видел укрепление позиций своей власти как внутри, так и на мировой арене, поэтому предпринял венчание на царство по Византийскому образцу, что ставило его в один ряд с западными владыками. Итогом этого стало возвышение роли царя внутри страны, теперь он становился равным по чину и происхождению власти митрополита, что при учёте личных амбиций государя, явилось предпосылкой будущего конфликта.
Итогом правления Ивана Грозного стало: объединение земель вокруг Москвы и создание могущественного централизованного государства, что сделало Русь одним из могущественных государств Европы и повысило её статус на мировой арене как легитимной восприемницы византийских императоров, подкреплённой национальной идеей «Москва третий Рим…». В процессе укрепления своей власти Иван IV учреждает опричнину, как систему мер, необходимых для преодоления феодальной раздробленности, борьбы с боярским властолюбием и укрепления единоличной царской власти - это послужило основной причиной конфликта между двумя иерархами.
Вторая цель данной работы – выявить истоки противоречий и причины раздора светской и духовной власти второй половины шестнадцатого века по различным редакциям «Жития» и выделить этапы взаимодействия двух иерархов. Данная цель решена и в результате исследования пришли к выводам:
В Краткой редакции «Жития митрополита Филиппа» нет прямого осуждения царя Ивана в смерти митрополита, образ справедливого государя сохраняется на протяжении всего повествования. Причиной раздора и царского гнева на митрополита, его жестоких и несправедливых поступков, согласно редакции, является не сам царь, а его приближённые, соблазняемые сатанинскими силами. Также данная редакция отмечает, что данный раздор возник из-за нежелания других церковных иерархов обличить царя в его преступных делах и их пособничество и лжесвидетельствование на невинного митрополита. То есть вина частично сводится на церковное окружение митрополита.
Колычевская редакция Жития видит причину раздора в самой личности Ивана Грозного, который видел цель митрополита в безропотном благословении любых царских деяний. Также в данной редакции возвышается роль митрополита и осуждается неудержимый царский гнев, ставший причиной разногласий. Таким образом причина конфликта в самом царе и его политике.
Тулуповская же редакция перекликается с Колычевской в избрании причин конфликта, но более глубоко определяет его истоки, ссылаясь на стечение исторических обстоятельств. Здесь мы видим главной причиной раздора личные качества как царя, который учредил опричнину, так и самого митрополита, который в силу жизненных убеждений борется против «сатанинских козней», то есть установления опричнины. На первый план здесь выходит личность митрополита, который под страхом смерти не побоялся обличить царя в его поступках. Таким образом в данной редакции причина конфликта сводится к личностно – психологическому противостоянию двух иерархов.
Рассматривая взаимоотношения светской и церковной власти в контексте исторического источника «Житие митрополита Филиппа», выделили этапы взаимодействия двух иерархов:
Первый этап - мирного сосуществования, характеризующийся выбором Иваном IV на кафедру Соловецкого игумена и приезд его в Москву (период мирного сосуществования).
Второй этап – начинается с обличительной речи Филиппом царя об учреждении опричнины, данный этап характеризуется зарождением истоков конфликта – обличительная речь.
Третий этап – начинается с момента отказа митрополитом благословить царя, пришедшего в чёрных одеждах и характеризуется нарастанием конфликта. Обличительная речь митрополита на этот раз предопределила его гибель, царь ищет причины свергнуть митрополита.
Четвёртый этап – прямой конфликт и заточение митрополита в Отроч монастырь, характеризующийся последними попытками митрополита вразумить царя, затем смерть митрополита от рук Малюты Скуратова.
Пятый этап – раскаяние царя в содеянном и наказание людей, оклеветавших митрополита.
Третья цель данной работы – на основе текстов редакций «Жития» показать состояние Светской и церковной власти и динамику их взаимодействия времени Ивана Грозного. Данная цель решена и пришли к выводу, что взаимоотношения светской и церковной власти во всех редакция «Жития» рисуются схожими, только причины конфликта разные в зависимости от авторства редакции. Противостояние митрополита Филиппа с Иваном Грозным не сводится к личному противостоянию. Это была одна из последних страниц той длительной борьбы, которую вела сначала великокняжеская, а потом и царская власть за включение церкви в государственный аппарат. Неизбежность и закономерность её исхода определялась тем, что русская церковь в шестнадцатом веке представляла собой преграду, мешавшую созданию абсолютной единоличной власти царя.
Список литературы
1.Акты социально- экономической истории севера России конца 15- 16 веков.//Сост. Либерзон И.З.- Л.:Наука, 1988.-258 с.
2. Законодательные акты русского государства второй половины 16 – первой половины 17 века. Тексты. – Л.: Наука,1986.-180 с.
3.Колычевская редакция «Жития митрополита Филиппа» // Житие митрополита Филиппа тексты.- СПб.: Индрик,2002.- с.27 -54.
4.Краткая редакция «Жития митрополита Филиппа» // Житие митрополита Филиппа тексты.-СПб.: Индрик, 2002.- с. 9-27.
5.. Редакция Милютинской минеи // Житие митрополита Филиппа тексты. -СПб.:Индрик, 2002.- с. 54-75.
6. Тулуповская редакция «Жития митрополита Филиппа // Житие митрополита Филиппа тексты.- СПб.: Наука,2002.- с. 92 -116.
7. Памятники литературы древней Руси. Кн. 5. - СПб.: Наука,1982.-246 с.
8.Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским / Подготовка текста Лурье Я.С. и Рыкова.- Л.: Лит. памятники, 1979.-187 с.
9.Гербенштейн С. Записки о Московии. - СПб.: АСТ,1886.- 280 с.
10.Дмитриева Р.П. Сказание о князьях Владимирских. -М.: Наука,1955.- 145 с.
11.Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России: государство Ивана Грозного. – Л.: Наука, 1989.- 234с.
12.Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История государства Российского: историко-библиографические очерки. Книга первая. IX-XVI вв. – М.: Политиздат, 1991.- 436 с.
13.Вернадский Г.В. Московское царство. Тверь: ЛЕАН, -М.: АГРАФ, 2000.- 324 с.
14. Головин Н. и Вольф Л. Царь Иван Васильевияч Грозный.- СПб.: Товарищество Кушнерева,1904.- 250 с.
15. Зимин А.А. Опричнина. - М.: Территория, 2001.- 145 с.
16. Зуев М.Н. Митрополит Филипп Колычев. – М.: ОНИКС 21 век, 2003.- 309 с.
17.Илловайский Исторические портреты. – СПб.: Паритет, 1984.- 126 с.
18.Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. – М.: Православная энциклопедия, 2002.- 560 с.
19.Кожинов В.В. Обличитель ересей непостыдный. – М.: Лепта, 1999.- 380 с.
20. Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. – М.: Эксмо - пресс, 1971.-540 с.
21. Кобрин В.Б. Иван Грозный. – М.: Моск. Рабочий, 1989.-347 с.
22.Кобрин В.Б. Иван Грозный. – М.: Политиздат, 1987.- 435 с.
23.Кобрин В.Б. Иван Грозный. Избранная Рада или опричнина?// История Отечества: люди, идеи, решения. – М.: Проспект, 2001.- 237 с.
24.Колобков В.А. Митрополит Филипп и становление московского самодержавия. – СПб.: Наука, 2004.-250 с.
25.Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее исторических деятелей. – СПб.: Паритет, 1974. Отд. 1, вып. 2.-682 с.
26.Латышева Г. Г. Жития XVII века // Вопросы историографии и источниковедения: Сб. трудов МГПИ им. В. И. Ленина. - М.: Изд-во МГУ, 1984.-400 с.
27.Лобакова И.А, «Житие митрополита Филиппа» в редакции Милютинской минеи.М.: Дмитрий Буланин,2006 г.- 125 с.
28.Лобакова И. А. Два вида Колычевской редакции «Жития Митрополита Филиппа»// ТОДРЛ. – СПб.: РОСТ, 2003. Т. 53..- 320 с.
29. Лобакова И.А. Житие митрополита Филиппа: исследования и тексты.- СПб.: Дмитрий Буланин, 2006.- 306 С.
30.Ляшенко Л. Грозный царь. – М.: Молодая гвардия, 2004.- 245 с.
31.Манягин В. Без вины виноватый. – М.: Молодая гвардия, 2006. -230 с.
32.Новикова О. Л. О второй редакции так называемого Соловецкого летописца//Книжные центры Древней Руси. Соловецкий монастырь. - М.: Сатись, 2001.-234 с.
33.Платонов С.Ф. Иван Грозный. – М.: СТСЛ, 2003.- 240 с.
34.Сапожникова О.С. Записка об обретении и перенесении мощей митрополита Филиппа (Колычева)//Книжные центры Древней Руси. Соловецкий монастырь. – М.: ИОМП, 2001.-68 с.
35.Святой Филипп, митрополит Московский. – М.,1885.- 136 с.
36.Скрынников Р. Г. Царство террора. - СПб.: Наука, 1992.- 289 с.
37.Скрынников Р.Г. Иван Грозный. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.- 350 с.
38.Скрынников Р.Г. Лихолетье: Москва в XVI–XVII веках. – М.: Моск. Рабочий, 1989.- 245 с.
39.Скрынников Р.Г. Филипп Колычев //Скрынников Р. Г. Святители и власть. – Л.: Знание, 1990.- 350 с.
40.Смолич И.К. Русское монашество 988 – 1917. Жизнь и учение старцев. Приложение к истории русской церкви.- М.: Городец,1999.- 289 с.
41.Соловьёв С.М. Сочинения. Кн.4. История России с древнейших времён. Т.7.- СПб.: Наука,1989.
42.Толстой М. В. История русской Церкви. Издание Валаамского монастыря, 1991.- 213 с.
43.Толстой М.В. Книга, глаголемая Описания о Российских святых, где и в котором граде или области или монастыре и пустыне поживе и чудеса сотвори, всякого чина святых. - М.: Типография Сытина, 1887.- 260 с.
44.Федотов Г.П. Святой Филипп митрополит Московский.- Париж.,1928.-420 с.
45.Федотов Г.П. Святой Филипп митрополит Московский.- М.: СТСЛ,2000. -325 с.
46.Флоровский Г. Пути русского богословия. – М.: Сатись,1993.- 108 с.
47.Фроянов И.Я. О возникновении русского абсолютизма// Начала Русской истории. Избранное. - М.: Издательский дом «Парад», 2001.- 180 с.
48.Флоря Б.Н. Иван Грозный. - М.: Молодая гвардия, 2002.- 234 с.
49.Филюшкин А. Избранная Рада – исторический миф?.- М.: Родина, 1995.- 187 с.
50.Шмидт С.О. Россия Ивана Грозного. – М.: Слово, 1999.- 211 с.
51.Шмидт С.О. Становление российского самодержавия. – М.: Знание, 1973.- 245 с.
52.Каштанов С.М. К изучению опричнины Ивана Грозного // история СССР.- 1963.- №2.- с.24-48.
53.Макарий (Веретенников) Иерархи XVI века // Альфа и Омега.- 2006.-№4.- с.17-22.
54.Макарий (Веретенников) Митрополит Макарий и его святые современники // Альфа и Омега.- 1997.- № 3.- с. 44-52.
55.Нефёдов С. Реформы Ивана III и Ивана IV: османское влияние // Вопросы истории. – 2002. - №11.-с. 50 – 59.
56.Осипов А.И. Церковь в годы опричнины // Встреча.-2001.-№ 2.-с. 19 – 23.
57.Первушин Н.В. Святой Филипп митрополит Московский: священство и царство // Вестник РХД.-1979.- № 130.- с.42- 54.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 184.