В научную литературу вошло "Житие Филиппа, митрополита Московского". Время составления этого памятника точно не установлено, все его известные редакции относятся к концу XVI - XVII веку. Предположительно, первый вариант "Жития" был создан вскоре после перенесения мощей митрополита Филиппа в Соловецкий монастырь (1591). В "Житии" описывается, как Иван IV, разозлившись на вельмож, ведущих борьбу между собой, под влиянием злых советников задумал разделить свое государство и для этого созвал Собор. Против воли царя на Соборе выступил митрополит Филипп. Иван IV не послушался митрополита и ввел опричнину. После этого злые советники стали клеветать царю на митрополита. В результате Филипп был выслан из Москвы, а затем и убит Малютой Скуратовым. Исследователи обнаружили в краткой редакции "Житии Филиппа" целый ряд ошибок. Например, Филипп был избран на московскую кафедру уже после учреждения опричнины и не мог протестовать против ее введения, для учреждения опричнины царь Собора не собирал и так далее.[27,с. 123] Записки о Московии Гербенштейна, говорят о том, что Иван Грозный был обличаем Филиппом за опричнину ещё до избрания на кафедру, следовательно опричнина учреждена ранее, чем Филипп возведён в сан митрополита.[9, с. 23]
В «Краткой» редакции прославляется власть великого князя Василия Ивановича. Он предстает миролюбивым, благонравным правителем, смиренным и богобоязненным: «время пресвътлаго господьства великаго княжьства росийскаго вънчаннаго зо христолюбца и миролюбца, благовърнаго, и смиреномудраго // великаго государя Василия Ивановича всея Русии самодержца...», «...благочестивъ и добророденъ, мужествен же, и украшенъ многими добродътельми, и исполненъ ратнаго духа».[4, c.58]
Отец Иоанна Грозного предстает как «кротко-чюдный, в добродетелехь пресвЬтлый великий государь и великий князь Василей Ивановичь всея России».Сам Иоанн Грозный показан автором «Жития» в начале своего правления как «достохвалный князь Иванъ Васильевичь всея России».
«Тулоповская» редакция повествует, что во годы, когда Филипп еще был игуменом Соловецкого монастыря, «благодатию Божиею вЪра християньская зЪло цвЪтуще» «во всякомъ благочинии всюду и распространяшеся свыше прежнего».[6, c.35]Она распространялась и на все дела государя. Только благодаря вере и Господу «благоверный» царь смог покорить всех «супостатов» и язычников. Власть царя заставляла их цепенеть от страха и припадать к его ногам с молениями. В результате правитель Руси «многия царства под свою державу приведе».[3, c.31]
Таким образом, в «Краткой» редакции «Жития» светская власть в лице царя всячески прославляется и восхваляется. Все деяния великого князя – самодержца всея Руси Ивана Васильевича освещены «неизреченною человеколюбною милостию пресветлаго православнаго высокаго скипетра». [3, c.32]
Иван IV оставался вне критики "Жития", замечалось лишь, что царь слушал злых советников. Набор глав из наставления Агапита позволил создателю «Краткой» редакции дать достаточно широкий аспект нравственного содержания понятия «власть».Поучение Агапита было включено создателем «Краткой» редакции Жития в три обращения митрополита Филиппа к государю.
В краткой редакции первое наставление святителя завершает эпизод поставления его на митрополичий престол. В обращении митрополита к царю и его детям цитируемые главы идут одна за другой: 5-я, 8-я, 2-я, 22-я, фрагмент 15-й, 20-я, 28-я. После фрагмента последней из цитируемых глав читается призыв «за православную веpy твердо стояти». Филипп призывает царя благодарить Бога за его дары не благими речами, но добрыми делами; быть открытым к мольбам страждущих, ибо «яковы бо бываемъ клевретомъ нашимъ, такова и о насъ обрящемъ Владыку»; иссушать «беззакония потоки»; прислушиваться к честным советникам, а не к стремящимся угождать властителю; помнить, что лучшее украшение царского венца – доброчестие; быть милосердным к своим подданным и лишь врагам демонстрировать силу власти; запрещать творить зло и чтить делающих добро.[3, c. 15] Филипп в своей речи указывает на то, что правитель, не смотря на высоту земного царства, должен быть кроток и богопослушен.
Вторая речь Филиппа, обращенная к Ивану Грозному, уже «разделившему» государство и явившемуся в Успенский собор вместе с вооруженными опричниками, открывает спор с царем. Митрополит, «видЪ в православии великое возмущение, неудобьносимыя всякия безчестныя скорби и раны»[3, c. 15], призывает государя, получившего власть по закону Бога, и своими подданными править законно; помнить, что лишь тот достоин милости Бога, кто ничего недостойного не делает; что лишь правда – сокровище, приносящее новые блага; осознать, что хотя он и носитель божественной власти, но, как всякий человек, создан из праха; что только тот, кто владеет собственными страстями, — истинный властитель.
Таким образом, в «краткой» редакции «Жития митрополита Филиппа» выборка глав из Поучения Агапита содержит не только комплекс нравственных требований к властителю, но и политических деклараций: темы границ самовластия, роли церкви в решении государственных проблем и государя в решении церковных, рассуждения о том, что есть закон и в какой мере он ограничивает царя, о месте в государственном устроении советников государя, обличение «лукавых советников», «творящих вся на угождение царю», в высшей степени актуальны для произведений XV—XVII вв.
Славя царя, автор «Краткой» редакции жития, говорит о том, что вокруг трона собирались завистники, клеветники, управляемые сатаной. Они возводили наветы на царя, друг на друга, пытаясь внести раздор: «вознесоша злыми своими гнусными умышлении другъ на друга, акы змии». [3, c. 14]Именно эти такие люди, их злые советы стали причиной ярости и гнева государя на окружающих его бояр. «И ради таковых злыхъ соблазновъ сотворяеть совътъ и собираеть весь освященный соборъ во царствующий градъ Москву».[3, c. 20] На соборе Иоанн объявил о том, чтобы разделить государство. Таким образом, мы видим, что, согласно данным «Жития», светская власть во всем зависела от мнения церкви. Без согласия высших церковных чинов царь не мог предпринимать важные шаги, в том числе, и произвести разделение государства на земство и опричнину. Но при этом согласие, скорее всего, было формальным. Епископы, боясь государева гнева, безропотно соглашались с его решениями. Однако, как свидетельствует «Житие», светская власть имела и церковную оппозицию. В ее роли выступает митрополит Филипп со своими соратниками.
Среди тех, кто молча соглашался с властными решениями царя, были несогласные, но они из страха предпочитали молчать, идя против своей совести и убеждений: «вси же страха ради глаголати не смъяху».[3, c.18]
Как отмечает Н. Головин, на примере того, как велось следствие по делу митрополита Филиппа, мы можем увидеть каков был суд при Иоанне Грозном. На основе клеветнических доносов митрополит был осужден. Следовательно, если царю было нужно, чтобы тот или иной человек был признан виновным, то следствие и суд обеспечивали виновность любыми средствами.[14, с 123] Кроме светского (царского) суда был и суд церковный. В Кремле собирались епископы под председательством царя и предъявляли обвинение. При этом обвиняемый мог обратиться к государю с речью.
Восхваление власти Иоанна Грозного имеет место и в «Колычевской» редакции «Жития». Но если в «Краткой» редакции в большей степени уделяется внимание именно нравственному облику царя, то в «Колычевской» царь оценивается именно как умелый правитель: «... благочестиваго же царя и великаго князя Иванна Васильевича всея Росии преславный державьст-вом нЬколико время зЪло цвътущи християньская вера во всяком благочестии и всюду распространяшеся свыше прежняго, занеже покори Богъ тогда благородному государю нашему сопостаты: иноязычницы // от страха оцепенная, цари их и князи с молениемъ об припадоша, и многи царства приведе государь наш подъ свою державную десницу».[3, c. 20] Как видим, дается высокая оценка Иоанну, как мудрому государю, во время правления которого «расцветает» христианская вера, который соблюдает благочестие во всех делах. При этом его страшатся все враги и с молением припадают царства, вошедшие под правление великого князя.
Автор «Краткой» редакции «Жития» приводит слова Писания: «Сердце царево – в руцЪ Божий» и делает следующее замечание: «акоже Богом подвизаем благоразумный совЪт государь-царь и великий князь украшает и дЪлесы совершает». Таким образом, автор говорит о непререкаемом уважении к власти вообще: если она находится под Божьим покровительством, Богом ведома, то ее авторитет не может подвергаться какому-либо сомнению. При этом власть царя, согласно тексту «Краткой» редакции, не имеет границ. Царская любовь охватывает всех и всюду: «Царь издалеча любовными крылы досязает...».[3, c.21]
Текст «Жития» позволяет нам судить об отношениях, бывших между властью светской (властью царя) и церковью. В частности, уважение, почитание государем церковной власти проявляется в момент встречи Иоанном Филиппа, прибывшего в Москву из Соловецкого монастыря: «Государь же повелъ его своим царским велможам встретите с великою честию, якоже лЪпо. Егдаже блаженный Фи-липъ предста пред царя, государь-царь прият его с великою честию».[3, c.22]
На основании текста «Краткой» редакции «Жития» мы может говорить о значимости церковных поучений для государя: «Благочестивый же государь-царь прия от светителя таковое благоутЬшителное поучение с правостию душевною и во всем повинуется ему».[3, c.19]Причиной такой значимости слов митрополита является, скорее всего, то, что власть церкви приравнивалась к власти Бога: «в та времена бысть убо во царствующем граде Москве и во всех местех благочестие велие, и славяще Вседержителя Бога и пречистую Богородицу».[3, c.20] Таким образом, устами митрополита с царем говорил Бог. И в этом случае не могло быть и речи о том, чтобы не следовать поучениями патриарха.
Восхваляя и преклоняясь перед справедливой властью Иоанна, автор «Жития» во всех дурных начинаниях государя обвиняет не его самого, а темные, сатанинские силы: «Исконному злодею, началопагубному пресиятому змию, лукавому хищнику, древнему завистнику, прелестному шепотнику, сатане проклятому, еще ему мало себе съ своими угодники бесы тмооб-разными своей им погибели, но и еще льстя льстит вселенную хотя злым зле погубити».[3,c.22]Именно эти силы толкают царя на злодеяния: его собственной вины, соответственно, нет и быть не может. По словам автора «Краткой» редакции жития, злые силы, вселившись в бояр, в приближенных царя, заставляли их: «...и самого благочестиваго, и милостиваго, и кроткаго, и всещедраго державнаго государя-царя и великаго князя Иванна Васильевича всея Русии возмутиша на гневъ и ярость сами на ся воздвигоша и человЪконенавистиемъ подстрекашеся».
Очевидным, таким образом, становится тот факт, что во всех редакциях «Жития Филиппа, митрополита Московского» оправдываются все неблаговидные действия царя. Обвиняются лишь его приближенные. Но их вина оправдывается подстрекательствами нечистой силы.
«Краткая» редакция уделяет достаточно много внимания поведению Филиппа во время «Стоглавого» собора. Именно этот сюжет повествования открывает нам тот факт, что светская власть времен Иоанна Грозного не имела открытой оппозиции в лице власти церковной. Однако были недовольные решениями царя, которые не решались высказать вслух свое мнение. Таким образом, подвижничество Филиппа проявилось в том, что он не побоялся выступить против решения великого князя разделить государство. В результате царский гнев обрушился на одного митрополита. Но даже в этом автор не смеет напрямую обвинять царя. По его словам, царь находится в тяжких раздумьях, а «советкинцы, злобе же пособницы не престающе всякъ ковъ воздвизающе на святителя...»[3, c.22]
И даже в том момент, когда Иоанн начинает преследование митрополита Филиппа, автор указывает, что это происходит «по извещению лживых свидетелей». С частности, царь «повелъ с Филиппа-митрополита сняти святителский санъ» лишь после обвинительной речи «велможь своих – Алексия Данилова сына Басманова со инами многими воины».[3, c.23]Можно сделать вывод, что данная редакция написана автором, который положительно оценивал деятельность Грозного, или же написал её по заказу.
И если официально церковный суд был равноправен с судом светским, то на деле светский суд над уже бывшим митрополитом Филиппом вынес единоличное решение – сослать в Отрочий монастырь. Ни в одной из редакций «Жития» мы не находим упоминания о том, что над митрополитом совершался церковный суд. Речь идет только о присутствии некоторых представителей церковной власти на суде, проводимом под председательством самого Иоанна Грозного. Такое же мнение разделяет Г.Г. Латышева, она отмечаем, что митрополит был осуждён не судом, а коалицией, собранной для этого Иваном Грозным и осудившей митрополита из – за боязни царского гнева.[26, с.18]
Несмотря на несправедливые действия царя, творимые над митрополитом Филиппом, он все же оправдывается автором. В частности тем, что в итоге Иоанн наказывает тех, кто предавал митрополита, лжесвидетельствовал на него: «А иже неправедно воставших на святаго и оклеветающих открышася пред царем и пред всем православиемъ, еже на святаго зло советовали и укоризны творили, и повелъ их государь разослати в заточение по разным местам. От нихже овии же на пути скорою смертию скончашася, овии же возбеснЪша, овии же – во многих лЬтех богопустными язвами, и злосмрадие и гной изхождаше от них. И збысться на них пророческое слово: «Оружие их внидет в сердца их»». Таким образом, восстанавливается справедливость. И восстанавливает ее именно государь. В итоге власть великого князя снова может закрепить за собой эпитеты «наидобрейшая» и «наисправедливейшая».[4, c.69]
Подводя итоги характеристики светской власти на Краткой редакций текста «Жития Филиппа, митрополита Московского», мы можем заключить следующее:
- в данной редакции жития нет прямого осуждения царя Иоанна, его образ справедливого государя сохраняется на протяжении всего повествования;
- причиной царского гнева, его жестоких и зачастую несправедливых поступков, согласно «Житию», является не сам царь, а его приближенные, соблазняемые сатанинскими силами;
- несмотря на имеющиеся недовольства светской властью, ее решениями в церковной среде, открытой оппозиции не было;
- любые оппозиционные выступления против власти жестко пресекались, что мы и видим на примере митрополита Филиппа;
- светский суд, не смотря на официальное равноправие с церковным, имел большую сласть и, по сути, его решения не могли быть опровергнуты церковным судом;
- не все решения светского суда, не все действия власти принимались народом. Так, вердикт суда, вынесенных Филиппу, для народа был неавторитетен, так как была очевидна его несправедливость.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 176.