Тема 7. СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цели проведения семинарского занятия: овладение обучающимися теоретическими знаниями, связанными с особенностями установления признаков субъективной стороны преступления, форм и видов вины, их уголовно-правовом значении.

Семинарское занятие – 2 часа

Практическое занятие – 2 часа

 

План

1. Понятие, признаки и значение субъективной стороны преступления.

2. Вина как основной признак субъективной стороны преступления: сущность, содержание и формы.

3. Умысел и его виды.

4. Неосторожность и ее виды.

Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса обучающемуся следует обратить внимание на соотношение понятий «субъективная сторона преступления» и «субъективная сторона состава преступления», уяснить признаки субъективной стороны, специфику их установления и уголовно-правовое значение.

При подготовке второго вопроса следует уяснить определение вины как обязательного признака субъективной стороны, знать критерии деления вины на формы и виды, уголовно-правовое значение вины и ее форм.

При подготовке третьего вопроса особое внимание обучающийся должен уделить законодательному определению прямого и косвенного умысла, их интеллектуальных и волевых признаков, отличию данных видов умысла друг от друга, изучить другие виды умысла, выделяемые в теории и судебной практики: заранее обдуманный и внезапно возникший, в том числе аффектированный, конкретизированный и неконкретизированный и др.

При подготовке четвертого вопроса подробно следует остановиться на законодательной регламентации неосторожности и ее видов: легкомыслия и небрежности, уяснить их интеллектуальные и волевые признаки, отличие легкомыслия от косвенного умысла и от небрежности, отличие небрежности от легкомыслия и невиновного причинения вреда.

При изучении вопросов характеристики субъекта преступления и субъективной стороны преступления необходимо проанализировать положения Постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации: «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» от 1 февраля 2011 г. № 1 (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 № 3, от 02.04.2013 № 6, от 29.11.2016 № 56); «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)» от 27 января 1999 г. № 1 (с изм., внесен. пост. Пленума от 6 февраля 2007 г. № 7, от 3 апреля 2008 г. № 4, от 3 декабря 2009 г. № 27 и от 3 марта 2015 г. № 9); «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» от 09.12.2008 № 25 (ред. от 24.05.2016 № 22); «О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы» от 3 апреля 2008 г. № 3 (с изм. и дополн., внесенными Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 23 декабря 2010 г. № 31); «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» от 09.07.2013 г. № 24 (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 03.12.2013 № 33); «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» от 16.10.2009 № 19.

Темы рефератов

1. Влияние вины на квалификацию преступления.

2. Особенности уголовной ответственности за неосторожные преступления.

3. Ответственность за преступление, совершенное с двумя формами вины.

4. Невиновное причинение вреда.

5. Понятие и виды юридической ошибки и ее влияние на вину, уголовную ответственность и квалификацию преступлений.

6. Понятие и виды фактической ошибки и ее влияние на вину, уголовную ответственность и квалификацию преступлений.

 

Цель практического занятия: Овладение обучающимися практическими навыками, связанными с особенностями установления признаков субъективной стороны преступления.

 

Место проведения практического занятия: учебная аудитория.

В ходе практического занятия обучаемые изучают Уголовный кодекс РФ, монографическую и периодическую литературу, а также постановления Пленумов Верховного Суда РФ по рассматриваемой теме.

План

1. Факультативные признаки субъективной стороны преступления.

2. Мотив и цель как факультативные признаки субъективной стороны преступления.

3. Эмоциональное состояние (аффект) как признак субъективной стороны преступления.

4. Невиновное причинение вреда.

5. Решение задач.

 

Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса необходимо уяснить содержание факультативных признаков субъективной стороны преступления и их уголовно-правовое значение для квалификации деяния.

При подготовке второго вопроса обучающимся следует дать определение мотива преступления, его виды, уяснить, что представляет собой цель преступления.

При подготовке третьего вопроса необходимо уяснить, что такое эмоциональное состояние как аффект, понимать и уметь раскрыть их уголовно-правовое значение и влияние на квалификацию преступления и назначение наказания.

При подготовке четвертого вопроса следует рассмотреть понятие и содержание невиновного причинения вреда.

Решить задачи по теме.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 208.