Выпускной квалификационной работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

АННОТАЦИЯ

Постановка задачи и определение цели работы

 

На сегодняшний день информационные технологии развиваются быстрым темпом. Все большее количество людей получают доступ в сеть Интернет. Все больше учреждений используют информационные системы для организации и управления внутренними процессами. Это касается и образовательных структур.

Информационная система – это организационно-упорядоченная взаимосвязанная совокупность средств, и методов ИТ, а также используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели. Такое понимание информационной системы предполагает использование в качестве основного технического средства переработки информации ЭВМ и средств связи, реализующих информационные процессы и выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений задач из любой области.

ИС является средой, составляющими элементами которой являются компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, БД, люди, различного рода технические и программные средства связи и т.д. Хотя сама идея ИС и некоторые принципы их организации возникли задолго до появления компьютеров, однако компьютеризация в десятки и сотни раз повысила эффективность ИС и расширила сферы их применения [8].

Внедрение информационных технологий в образовательный процесс позволяет значительно облегчить организацию множества внутривузовских процессов, сбор информации о студентах, преподавателях и другом персонале, систематизацию и анализ результатов обучения. Также внедрение ИТ позволяет реализовывать многие новые формы, например дистанционное обучение. При этом само понятие дистанционного обучения содержит в себе различные методы, например обучение посредством удаленного тестирования или просмотра потоковых скринкастов.

В связи с этим возникла необходимость создания среды для организации поддержки и управления дистанционным и очным учебным процессом через обучение посредством просмотров видео- и прослушивание аудиокастов. Организовывать весь учебный процесс – это отдельная задача, поэтому за основную задачу была принята разработка веб-приложения для информационного обеспечения обучающихся через просмотры видеокастов. Данная система должна позволять студентам проходить обучение из любой точки мира, где есть доступ в сеть Интернет. Преподаватели и авторы должы иметь возможность загружать видеолекции и назначать группы студентов к их просмотру. Также должен быть реализован модуль, отвечающий за обратную связь обучающихся с преподавателями, чтобы студенты могли задать свои вопросы по видеокастам напрямую преподавателю.

Целью работы является информационное обеспечение очного и дистанционного обучения через просмотры и прослушивание подкастов.



Построение модели системы и разработка технологии реализации

Диаграмма развертывания


Рисунок 6 – Диаграмма развертывания

 

На рисунке 6 представлена диаграмма развертывания. Данная схема является стандартной для большинства сайтов в сети Интернет. Клиентские запросы поступают на 80 порт, который слушает веб-сервер nginx, далее запрос или проксируется на apache, или отрабатывает на nginx. Apache в свою очередь взаимодействует с СУБД и системой кэширования (на диаграмме показан Eaccelerator, но на его месте могут быть Memcached или APC) [15].

 



Диаграмма компонентов

 

Рисунок 7 – Диграмма компонентов

 

Диаграмма компонентов (рисунок 7) хорошо показывает альтернативу связке Apache-MySQL-PHP в лице пакетов Denwer/LAMP. Модули видеокастов, форум и дисциплины вынесены как увеличивающие функционал системы. В то же время система не зависит от них, и сами эти модули самодостаточны. Модуль авторизации вынесен в отдельную часть, поскольку он не реализует дополнительный функционал системы, а является одной из ее частей.

 

4.3 Диаграммы вариантов использования

 

4.3.1 Диаграмма вариантов использования для гостя

Как видно из цели диплома, гости хоть и являются второстепенной целевой аудиторией, но основная цель – студенты университета, соответственно на данный момент функционал доступных извне подкастов не реализован, хотя и может быть реализован по требованию. Соответственно, гостю показывается лишь приветственная страница и форма авторизации (рисунок 8). Загруженные в систему видеокасты гостям на данный момент не показываются.

 

Рисунок 8 – Диаграмма вариантов использования для гостя

 

4.3.2 Диаграмма вариантов использования для автора

Условно можно сделать разделение “преподавателя” на автора и тьютора. Автор создает сам материал подкаста, в то время как тьютор занимается типичной для него функцией – обучает. На практике часто получается, что эти две роли объединены в одну - “тьютор”.

На рисунке 9 показаны варианты использования системы для автора материалов.

 

Рисунок 9 – Диаграмма вариантов использования для автора

 

4.3.3 Диаграмма вариантов использования для преподавателя

Преподаватель в конкретном случае должен обучать студентов и назначать им аудио- и видеокасты к просмотру (рисунок 10).

 


Рисунок 10 – Диаграмма вариантов использования для преподавателя

 

4.3.4 Диаграмма вариантов использования для студента

Диаграмма вариантов использования для студента – самая большая из всех, поскольку именно обучающиеся в университете на настоящий момент являются целевой аудиторией данного проекта. Студенты могут просматривать доступные им видеокасты (рисунок 11), просматривать обсуждения, вопросы студентов и ответы преподавателей на эти вопросы в “Обсуждениях”. Студенты могут как просматривать видеокасты, так и слушать аудиокасты загруженные авторами обучающих материалов.

 

 


Рисунок 11 – Диаграмма вариантов использования для студента

 



Выбор технологии реализации

 

После рассмотрения возможных аналогов данного проекта было выявлено, что для отдачи мультимедиа контента (в том числе видео- и аудиоконтента) используются веб-сервера nginx и lighttpd. Серверные скрипты в основном используют возможности php, python и bash. В качестве сервера баз данных используются в большинстве случаев MySQL и PostgreSQL. На рисунке 14 представлена стандартная схема работы большинства динамических сайтов в сети Интернет.

 


Рисунок 14 – Стандартная схема работы динамических сайтов, использующих БД

 

Как видно из рисунка, запрос пользователя поступает на фронтовый веб-сервер, который слушает 80 порт (стандартный HTTP-порт). Далее фронтовый веб-сервер в зависимости от запроса или проксирует его далее на бэкенд (более тяжеловесный сервер, умеющий обрабатывать динамические запросы, например Apache), или же отдает контент, запрошенный пользователем. В случае проксирования запроса на бэкенд мы можем взаимодействовать с БД посредством какого-либо языка программирования [14].

 

Выбор веб-сервера

Данная схема работы сайтов является на данный момент стандартной в сети Интернет. В качестве фронтовых веб-серверов в большинстве случае используются nginx и lighttpd. В качестве бэкенда самым известным веб-сервером является Apache. Также возможен вариант работы нескольких веб-серверов Apache (или вобще – нескольких физических серверов) вместе с балансировщиком нагрузки [12]. Вообще, главная причина использование схемы фронтенд-бэкенд – эффективное использование ресурсов. Если клиентов пускать напрямую к бэкенду (например apache+mod_perl) без фронтенда, то серверов под бэкенды потребуется в несколько раз больше [12].

В nginx рабочие процессы обслуживают одновременно множество соединений, мультиплексируя их вызовами операционной системы select (Windows), epoll (Linux), kqueue (FreeBSD) и eventport (Solaris). Рабочие процессы выполняют цикл обработки событий от дескрипторов. Полученные от клиента данные разбираются с помощью конечного автомата. Разобранный запрос последовательно обрабатывается цепочкой модулей, задаваемой конфигурацией. Ответ клиенту формируется в буферах, которые хранят данные либо в памяти, либо указывают на отрезок файла. Буферы объединяются в цепочки, определяющие последовательность, в которой данные будут переданы клиенту. Если операционная система поддерживает эффективные операции ввода-вывода, такие как writev и sendfile, то nginx применяет их по возможности [10].

Для эффективного управления памятью nginx использует пулы. Пул — это последовательность предварительно выделенных блоков динамической памяти. Длина блока варируется от 1 до 16 килобайт. Изначально под пул выделяется только один блок. Блок разделяется на занятую область и незанятую. Выделение мелких объектов выполняется путем продвижения указателя на незанятую область с учетом выравнивания. Если незанятой области во всех блоках нехватает для выделения нового объекта, то выделяется новый блок. Если размер выделяемого объекта превышает значение константы NGX_MAX_ALLOC_FROM_POOL, либо длину блока, то он полностью выделяется из кучи. Таким образом, мелкие объекты выделяются очень быстро и имеют накладные расходы только на выравнивание [15].

 

Выбор СУБД

Самыми известными СУБД при работе с сайтами являются MySQL, PostgreSQL. Также используются MSSQL, Oracle, Firebird и некоторые другие. Большая популярность MySQL и PostgreSQL по сравнению с проприетарными СУБД обусловлена большим сообществом разработчиков, открытостью продуктов и огромными возможностями по настройке быстродействия баз данных.

Если сравнивать конкретно MySQL и PostgreSQL, то можно выявить следующие преимущества MySQL:

- соответствие стандартам SQL – начиная с пятой версии MySQL большое внимание разработчиками удалялось соответствию стандартам SQL. В MySQL запросы максимально соответствют стандартам SQL'99;

- большее количество платформ – MySQL изначально разрабатывался как кроссплатформенная СУБД. В Windows MySQL работает как служба, в *nix – как демон. PostgreSQL изначально разрабатывался как СУБД, работающая в *nix-системах;

- скорость работы на простых запросах – огромное преимущество MySQL заключается именно в скорости работы простых запросов. Благодаря тому, что в MySQL используются различные типы таблицам, а типом таблиц по умолчанию является MyISAM, реализуется огромная скорость при работе с простыми запросами. В то же время, тип тпблиц InnoDB позволяет осуществлять транзакции, следить за целостностью данных, но в данной случае уже не будет выигрыша в скорости запросов;

- стабильность работы – исторически сложилось, что MySQL довольно стабильная СУБД. PostgreSQL – более молодая, в то время как из-за более раннего начала разработки у MySQL сложилось большее сообщество разработчиков;

- безопасность, связанная со стабильностью – сообщество разработчиков MySQL за все эти годы нашли и устранили огромное количество уязвимостей, что позволяет считать MySQL одной из самых защищенных СУБД;

- работа с большими объектами – в MySQL реализована поддержка бинарных объектов практически неограниченных размеров в полях типа BLOB, что отсутствует у PostgreSQL;

- возможности для легкого изменения таблиц – в MySQL реализованы возможности легкого изменения таблиц, что отсутствует в PostgreSQL.

В то же время у PostgreSQL есть свои преимущества:

- стабильность – несмотря на то, что сообщество разработчиков MySQL больше, сама PostgreSQL изначально проектировалась как более стабильная СУБД. Плюс в этом свою роль сыграло то, что MySQL долго избавлялся от наследия своих третьей и четвертой сравнительно нестабильных версий;

- скорость работы (процедуры) – PostgreSQL выигрывает в производительности на сложных запросах, логически построенных процедурах;

- целостность данных – PostgreSQL позволяет оперировать с данными, не перекладывая логику на ЯП. При разработке кода программисту не придется думать о целостности данных в БД;

- специальные вещи (триггеры, процедуры, функции...) - многие вещи, которые реализуются в MySQL только в последних релизах.

Как можно увидеть, главным преимуществом MySQL являются скорость работы на простых запросах (логика БД довольно простая и не требует процедур для реализации). Это преимуществом было выбрано в качестве основного при выборе СУБД.

В то же время было необходимо выбрать тип таблиц MySQL. Исторически сложилось, что типом таблиц по умолчанию в MySQL является MyISAM. Вторым по популярности типом таблиц является InnoDB. В настоящее время разрабатывается альтернатива InnoDB – Falcon, однако использование его на production-серверах не рекомендуется. В то же время существуют и другие типы таблиц, например:

- HEAP (все хранится в памяти)

- MERGE (совокупность таблиц MyISAM)

- Maria (обновленный MyISAM с возможностями транзакций)

При анализе преимущества и недостатков стандартного типа таблиц MySQL были выявлены следующие его преимущества:

- полнотекстовый поиск

- преимущество в скорости на простых выборках

- работа “из коробки”

Анализ преимуществ InnoDB выявил следующие пункты:

- поддержка транзакций

- целостность/внешние ключи

- преимущество в скорости на сложных выборках

- более полное соответствие стандартам

Как можно увидеть, InnoDB позволяет переложить логику на СУБД, в то время как стандартный тип таблиц позволяет использовать преимущество простых выборок (а их будет гораздо больше чем сложных). Также в MyISAM реализована возможность полнотекстового поиска (хотя она довольно требовательна к наличию индексов). И что немаловажно – возможность работы с типом “из коробки” [13]. Трудно сказать, преимущество это или недостаток, однако при развертывании каких-либо систем преимущество отдается проверенным продуктам. Настройка движка InnoDB до сих пор является довольно объемной темой, проработка которой не относится к написанию дипломной работы. Поэтому было отдано предпочтение типу таблиц MyISAM [11].

 

Интерфейс суперпользователя

 

Суперпользователь в системе – выделенная пользовательская единица. Поскольку в данном проекте используется CMF OpenHazel, то суперпользователь обладает всеми правами, которые заложены в CMF, а именно: может просматривать, изменять и удалять страницы сайта, изменять настройки страниц, модулей, а также настройки доступа к ним, редактировать список возможных модулей, добавлять/изменять/удалять пользователей и пользовательские группы на сайте, просматривать ошибки, появившиеся в процессе функционирования сайта, редактировать шаблоны, каскадные таблицы стилей, а также клиентские джаваскрипты. Также суперпользователь может работать с анонсами на сайте (например, с меню) и управлять содержанием динамических страниц (например, видеокастов).

 

Рисунок 18 – Список страниц на сайте

 

Как можно увидеть на рисунке, страницы на сайте выводятся в виде дерева, отсортированного по позициям. У каждой страницы есть общая настройка (значок "шестеренка"), а также настройка прав доступа к ней (значок "ключ"). Любую страницу можно сделать неактивной (значок "флаг"), а таке сдвинуть вверх или вниз в дереве.

Кроме того, если страница является динамической (например, страница "Новости", внутри которой находятся новости за определенный период времени), то слева от значка "ключ" есть соответствующий значок "модуль", символизирующий, что управление это страницей таит в себе гораздо больше возможностей, чем просто редактирование текста и SEO-аттрибутов этой страницы. При нажатии на значок "модуль", суперпользователь переходит к управлению соответствующим модулем.

 

Рисунок 19 – Изменение страницы сайта

 

Изменение страницы предполагает в себе изменение ее URL-адреса, названия, статического содержимого, а также SEO-аттрибутов. Для редактирования статического содержимого страницы используется WYSIWYG-редактор FCKEditor 2.6.5


Рисунок 20 – Удаление страницы сайта

 

Удаление страницы с сайта – секундная операция, поэтому пользователю при клике на значок "удалить" выводится сообщение с предложением подтвердить удаление страницы.

 

Рисунок 21 – Изменение настроек страницы

 

Все настройки по умолчанию хранятся в файлах, в БД же мы храним лишь те настройки, которые отличаются от дефолтовых. При редактировании настроек динамической страницы суперпользователю выводятся настройки конкретного модуля, к которому привязана эта страница, для этой страницы. Настройки могут быть различными, но как правило – это количество выводимых сообщений, видеокастов и прочие численные значения. Настройки задаются в виде public-свойства в основном классе модуля. Также, существует возможность задавать настройки в виде xml-файла, созданного по соответствующей DTD.

 

Рисунок 22 – Настройка доступа к странице

 

Настройки доступа определяются на этапе разработки проекта. В CMF OpenHazel реализован подход по примеру *nix-систем, когда пользователь может состоять во многих группах, а в группе модет состоять неограниченное количество пользователей. Это позволяет расширить рамки, с которых мы смотрим на права доступа, и задавать права доступа не конкретным пользователям, а сразу пользовательским группам. Притом, пользователи могут находиться во многих группах сразу, что позволит, например преподавателям смотреть видеокасты, доступные студентам. В данном примере показано, что добавлять и изменять видеокасты смогут лишь те пользователи, которые находятся в группе "тьюторы", а удалять видеокасты смогут лишь пользователи, находящиеся в группе "администраторы". Впрочем это не помешает пользователю, находящемуся сразу в этих группах, управлять видеокастами в полном объеме.


Рисунок 23 – Список доступных модулей

 

Список доступных модулей сайта – список возможных модулей, которые мы можем привязать к статическим страницам, чтобы они стали динамическими. Модули подразделяются на внутренние и внешние. Основное отличие – внешний модуль может быть привязан к конкретной странице, в то время как внутренний служит только для организации доступа к определенным данным, хранящимся, например в БД.

 

Рисунок 24 – Список пользователей

 

Список пользователей показывается в стандартном виде вместе с группами, в которых состоит пользователь. Также показывается дата регистрации пользователя и дата его последнего посещения. Управление пользователями осуществляется аналогично управлению страницами (используются те же флажки) на основе прав доступа. По умолчанию редактировать, добавлять, просматривать и удалять пользователей может только суперпользователь.

 

Рисунок 25 – Список пользовательских групп

 

Просмотр, изменение и удаление пользовательских групп осуществляется аналогично списку пользователей. Также для конкретной группы можно добавить соответствующие пункты верхнего меню, что позволит выдавать для каждой группы соовтетствующий список страниц в меню.

 

Рисунок 26 – Просмотр ошибок на сайте

 

Суперпользователь сможет также просматривать ошибки, произошедшие на сайте. В лог ошибок записывается вся нужная информация – IP адрес пользователя, сама ошибка, тип запроса, реферер, полный backtrace ошибки и браузер пользователя.

 

Рисунок 27 – Окно редактирования шаблона на сайте

 

Суперпользователь может редактировать шаблоны на сайте, клиентские джаваскрипты и каскадные таблицы стилей напрямую из окна браузера. Таким образом, ему не придется запускать FTP-клиент для редактирования этой информации.

 

Рисунок 28 – Просмотр доступных анонсов

Суперпользователь также может управлять списком анонсов на сайте. Анонсы – кусочки действий модулей сайта, которые способны выполняться отдельно от динамической страницы (например, последние добавленные видеокасты, которые мы хотим выводить на главной странице сайта). Каждый модуль имеет класс типа {%modulename%}Module_Announce, который содержит методы анонсов. Анонс может быть привязан к какой-либо странице, и выводится на какой-либо конкретной странице. Все эти привязки – необязательны.

 

Рисунок 29 – Управление динамической страницей-модулем (пример)

 

На данном рисунке показано управление динамической страницей-модулем на примере сайта spbpresent.ru, работающего на CMF OpenHazel. Управление происходит в интуитивно-понятном режиме, внешне похожем на управление страниц, представленном на рисунке 18.

Следует отметить, что данная панель администрирования доступна только для суперпользователя, другие же группы пользователей могут управлять сайтом напрямую с его страниц.


5.2 Интерфейс администратора

 

Все пользователи, входящие в пользовательскую группу "администратор" по сути должны обладать правами тьютора для управления подкастами а также для назначения прав доступа к ним. Единственное отличие – администратор может удалять и модерировать сообщения в "Обсуждениях" (рисунок 30). Тьютор же может только отвечать на сообщения обучающихся и создавать отдельные, новые темы.

 

Рисунок 30 – Внешний вид "Обсуждений" для администратора

 

5.3 Интерфейс тьютора

 

Тьютор может управлять загруженными в систему подкастами (рисунок 31) за исключением их удаления. Также тьютор может назначать уровень доступа, иначе говоря – модет назначать группы студентов к просмотру данного видеокаста. Также тьютор может менять существующие правила доступа, добавив или удалив определенные группы из списка тех, кому доступен подкаст.

Также тьютор может отвечать на вопросы студентов в "Обсуждениях", причем его ответы автоматически будут выделаться среди вопросов студентов для акцентирования внимания студентов на ответах тьютора. Тьютор может одобрять вопросы студентов, разрешая их к просмотру (функция премодерации), отвечать на вопросы и удалять неадекватные вопросы и вопросы не по делу.

 

Рисунок 31 – Добавление подкаста

 

5.4 Интерфейс студента

 

Интерфейс студента максимально упрощен, чтобы не возникало лишних вопросов при работе с системой [2]. Студенту доступны лишь подкасты, которые преподаватель разрешил к просмотру для его группы (рисунок 32), а также возможность осбудить материал и задать преподавателю вопросы в разделе "Обсуждения" (рисунок 33).


 

Рисунок 32 – Список доступных студенту подкастов

 

Рисунок 33 – Обсуждение подкаста с преподавателем


6 Возможности суперпользователя, администратора, преподавателя и студента

 

Суперпользователь – существующая по умолчанию пользовательская группа в CMF OpenHazel, которая подразумевает, что пользователи, входящие в эту группу, имеют абсолютные права в системе. Они могут просматривать, изменять, добавлять и удалять страницы на сайте, изменять настройки доступа к страницам, изменять настройки отображения страниц на сайте, работать с модулями сайта, просматривать ошибки и многие другие действия.

Касательно дипломной работы – суперпользователь может задать у студентов количество отображения подкастов на страницу. Также именно суперпользователь производит первоначальную настройку системы, где указывает, что все загружаемые видео- и аудиоподкасты должны быть видимы пользовательским группам "тьютор" и "администратор".

Также суперпользователь задает, сообщения каких пользовательских групп отображаются в "Обсуждениях" как ответы преподавателей.

Студенты максимально удалены от процессов настройки системы. Вообще настройка системы максимально скрыта от посторонних глаз. Студенты лишь видят доступные им видео- и аудиокасты, могут задавать вопросы преподавателям в "обсуждениях", просматривать ответы других студентов.

Преподаватели в системе обладают дополнительными возможностями по сравнению со студентами. Преподаватели могут загружать подкасты в систему и назначать студенческие группы к просмотру этих видеокастов.Также преподаватели могут просматривать вопросы студентов, одобрять стоящие вопросы (и отвечать на них), отклонять вопросы, заданные не по существу. Также преподаватели могут создавать новые темы в обсуждениях, не относящиеся к определенным видеокастам.

Администраторы системы обладают дополнительной возможностью удалять подкасты, ответы студентов и преподавателей в обсуждениях. Также администраторы имеют возможность полноценной модерации обсуждений и видеокастов.

 

 








Таблица 1– Затраты на расходные материалы

№ п/п Наименование материалов Единицы измерения Кол- во Цена единицы (руб.) Сумма (руб.) Итого материальных затрат (руб.)
1 Бумага офисная формата А4 упаковка (500 листов) 1 128 128 128
2 Картридж для принтера штука 1 1240 1240 1240
3 Папка-скоросшиватель штука 1 48 48 48
4 Ручки шариковые штука 5 15 75 75

Итого

1491

Затраты на расходные материалы составили одну тысячу четыреста девяносто один рубль.

 

10.2 Оценка затрат на специальное оборудование

 

Поскольку покупка специального оборудования для разработки проекта не производилась, то в данной статье можно рассчитывать только амортизационные отчисления для существующего оборудования.

Стоимость амортизационных отчислений рассчитывалась по формуле

 

,    (2)

 

где НА - годовая норма амортизационных отчислений;

tn - время использования оборудования для исследования работы, число лет.

 

Результаты расчета затрат на специальное оборудование приведены в таблице 2.

Таблица 2 – Оценка затрат на специальное оборудование

№ п/п Номенклатура специального оборудования Единицы измерения Кол- во ед. Цена ед. (руб.) Время исполь- зования   Годовая норма амортиза-ционных отчисле-ний Итого стоимость спец. обору-дования (руб.)
1 Компьютер штука 1 18000 0,3 0,2 1080
2 Принтер Canon i-SENSYS LBP-3010B Black штука 1 5300 0,1 0,2 106

Итого

1186

 


Затраты на специальное оборудование составили одну тысячу сто восемьдесят шесть рублей.

 

Таблица 3 – Затраты на заработную плату сотрудников

№ п/п Сотрудник Среднечасовая заработная плата (руб./час) Продолжитель-ность работы (час.) Итого заработная плата (руб.)
1 Руководитель 300 160 48000
2 Студент 120 640 76800

Итого

124800

 

Дополнительная заработная плата была рассчитана по формуле

 

, (5)

 

где d – норматив затрат на дополнительную зарплату от основной, d = 15 %.

Затраты на дополнительную заработную плату составили восемнадцать тысяч семьсот двадцать рублей.

 

Единый социальный налог

 

В статью «Единый социальный налог» входят отчисления от основной и дополнительной заработной платы. Отчисления осуществляются по установленной норме, которая составляет 26 % от суммы основной и дополнительной заработной платы. Затраты на единый социальный налог были определены по формуле:

 

,  (6)

где r - общий процент отчислений.

Затраты на единый социальный налог составили тридцать семь тысяч триста пятнадцать рублей.

 

Оценка прочих расходов

 

К статье «Прочие затраты» относятся затраты на апробацию практикума, аренда жилого помещения, затраты на освещение и отопление. Эти затраты Сп были определены на основе статистической информации и составили 7 процентов от суммарной величины предыдущих статей, что равно двенадцать тысяч девятьсот три рубля шестьдесят шесть копеек.

 

Таблица 4 – Общая Сметная Стоимость проекта

№ п/п Статья расходов Условное обозначение Затраты по статье (руб.)
1 Затраты на расходные материалы 1491
2 Затраты на специальное оборудование 1186
3 Затраты на электроэнергию 826
4 Затраты на основную заработную плату сотрудников 124800
5 Затраты на дополнительную заработную плату сотрудников 18720
6 Единый социальный налог 37315
7 Прочие затраты Сп 12903,66

Итого

197241,66

 

Таким образом, общая сметная стоимость проекта составила сто девяносто семь тысяч двести сорок один рубль шестьдесят шесть копеек.

 


Пожарная безопасность

 

Пожарной профилактикой называют комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности людей, на предотвращение пожара, ограничения его распространения, а также на создание условий для успешного тушения пожара.

Пожаром называют неконтролируемое горение во времени и пространстве, наносящее материальный ущерб и создающее угрозу жизни и здоровью людей. Опасными факторами пожара являются:

- открытый огонь и искры;

- повышенная температура воздуха и окружающих предметов;

- токсичные продукты горения;

- дым;

- пониженная концентрация кислорода в воздухе;

- обрушение и повреждение зданий, сооружений, установок.

В современных ЭВМ очень высокая плотность размещения элементов электронных схем. В непосредственной близости друг от друга располагаются соединительные провода, коммутационные кабели. При протекании по ним электрического тока выделяется значительное количество теплоты, что может привести к повышению температуры отдельных узлов до 80-100 °С. При этом возможно оплавление изоляции соединительных проводов, их оголение и, как следствие, короткое замыкание, которое сопровождается искрением, ведет к недопустимым перегрузкам элементов электронных схем. Последние, перегреваясь, сгорают с разбрызгиванием искр.

Эффективным средством защиты от токов перегрузки и короткого замыкания является использование плавких предохранителей или автоматов защиты. Необходимо соблюдать требования пожарной безопасности, которые предусматриваются в ГОСТ 12.1.004-76 ССБТ «Пожарная безопасность. Общие требования.»:

- Пожарная безопасность должна обеспечиваться системами предотвращения пожара и защиты от пожара. Система предотвращения пожара складывается из мероприятий, регламентированных правилами эксплуатации технических средств, средств освещения, кондиционирования и вентиляции в помещениях. Система защиты от пожара складывается из мероприятий, в состав которых входят применение специальных средств коллективной и индивидуальной защиты людей в случае возникновения пожара, обеспечение надежного действия пожарной сигнализации и других средств извещения о пожаре и организация пожарной охраны объекта.

- Помещения ВЦ должны соответствовать требованиям СН 512-78 «Инструкция по проектированию зданий и помещений для ВЦ» и СНиП 2-2-80 «Противопожарные нормы проектирования зданий и сооружений». Все помещения ВЦ проектируются или сооружаются из кирпича, железобетона, металла, стекла и др. несгораемых материалов, и отделяются от других помещений несгораемыми стенами. Стальные несущие конструкции над помещениями ВЦ защищаются огнестойкой защитной краской. Перекрытия имеют изоляцию.

- В соответствии с СНиП 2-90-81 «Проектирование зданий промышленных предприятий» для помещений ВЦ устанавливается категория пожарной безопасности «В» (для твердых сгораемых веществ и материалов). Стены ВЦ должны быть несгораемыми с пределом огнестойкости не менее 0.75. Для технологических полов устанавливаются трудносгораемые плиты. Подпольное помещение должно разделяться несгораемыми переборками на отсеки с площадью не более 250 квадратных метров. При прокладке кабелей электрических линий используются плиты из минеральной ваты.

- Согласно ГОСТ 12.4.009-75 «Первичные средства тушения пожара» в ВЦ должны быть: гидрант (пожарный ствол), огнетушитель, сухой песок в железном ящике и асбестовые одеяла. По приведенному ГОСТу пожарный кран располагается на высоте 1.35 метров от пола в доступном и удобном месте и оснащается рукавами диаметром 50 мм и длиной 10-20 метров. В машинном зале применение воды для тушения пожара возможно только в случае отключения энергоустановок от электросети. В ВЦ применяют такие виды огнетушителей как ОЦ-5 – газовый углекислотный, для подачи двуокиси углерода в виде газа или снега при тушении твердых веществ и электроустановок, находящихся под напряжением и ОП-1, ОПС-5, ОПС-10 – порошковые, для тушения порошками типа ПСБ и ПС-1 устройств, содержащих редкоземельные и щелочные металлы.

- Для указания местонахождения пожарной техники и огнетушащих средств применяются указательные знаки по ГОСТ 12.4.026-76 «Знаки указательные». Знаки размещаются на высоте 2-2.5 метров. У места расположения гидрантов устанавливается цветной указатель в виде букв «ПГ». Огнетушители размещаются на высоте не более 1.5 метров от пола в тумбе с такой конструкцией, чтобы можно было определить тип огнетушителя.



Заключение

 

В рамках работы над дипломным проектом была разработана система для информационного обеспечения дистанционного и очного обучения через просмотр видеокастов. В разработанной системе предусмотрено разделение пользователей на группы с разным уровнем доступа к элементам системы. Реализованные в разработанной среде возможности позволяют: регистрировать пользователей в системе, размещать новые и изменять имеющиеся видеокасты в системе, назначать уровень доступа к конкретным материалам, обсуждать имеющиеся в системе видеокасты, а также отлельные вопросы, касающиеся учебного процесса. Также в системе реализован дополнительный функционал: прослушивание аудиокастов.

При разработке сетевой среды использовались следующие инструменты: веб-сервер nginx-0.7.64 в качестве фронтового веб-сервера, Apache 2.2.14 в качестве бэкенда, язык серверных сценариев PHP 5.2.11, СУБД MySQL 5.1.41.

Разработанная система позволяет эффективно управлять дистанционным учебным процессом, обеспечивать очный учебный процесс, а также способствует популяризации университета. Реализация видео- и скринкастов способствует лучшему усвоению нового материала у студентов, воздействует на слуховую и зрительную память, что гораздо эффективней простых текстовых материалов. Также реализована поддержка обратной связи со студентами. В разработанной системе студенту предоставляются лишь те подкасты, которые преподаватель считает нужными к просмотру, интерфейс лишен ненужных, отвлекающих элементов, что способствует более полному усвоению материала без отвлечения на второстепенные дела.

В качестве планов на будущее нужно рассматривать интеграцию с существующей информационной системой СПбГУ ИТМО, возможное добавление платежного функционала в данную систему. Также стоит решить вопрос с хранением видеокастов и, что самое главное, начинать предоставлять доступ к определенным загруженным видеокастам студентам других ВУЗов. Реализация перечисленных нововведений позволит улучшит работу с системой и увеличит информационно-содержательную ценность ресурса.

АННОТАЦИЯ

выпускной квалификационной работы

(Фамилия Имя Отчество студента)

на тему «Разработка веб-приложения для информационного обеспечения учебного процесса (видеокасты)»

Пояснительная записка содержит 67 стр., 33 илл., 4 табл., 1 прил., 7 источников

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: веб-приложение, информационное обеспечение, дистанционное образование, подкасты.

Данная работа посвящена разработке веб-приложения для информационного обеспечения учебного процесса через просмотр видеокастов

Целью работы было создание функционирующего веб-приложения с загруженными видеокастами.

В результате работы было разработано веб-приложение, созданы пользовательские группы, созданы пользователи и загружены видео- и аудиокасты.

Была проведена апробация разработанного веб-приложения. Сделаны выводы о возможности использования данной системы в учебном процессе.

 


Определения, обозначения и сокращения

 

ИТ – Информационные технологии

БД – База (или базы) данных

CMF (Content Management Framework) – каркасная система для управления содержимым, инструментарий для создания систем управления содержимым (CMS)

CMS (Content Management System) – компьютерная программа или система, используемая для обеспечения и организации совместного процесса создания, редактирования и управления текстовых и мультимедиа документов (содержимое или контента)

ACL (Access Control List) – определяет, кто или что может получать доступ к конкретному объекту, и какие именно операции разрешено или запрещено этому субъекту проводить над объектом

СУБД (Система управления БД) – специализированная программа (чаще комплекс программ), предназначенная для организации и ведения базы данных

API (Application Programming Interface) – набор готовых классов, функций, структур и констант, предоставляемых приложением (библиотекой, сервисом) для её использования во внешних программных продуктах

WYSIWYG – способ редактирования, при котором редактируемый материал в процессе редактирования выглядит в точности так же, как и конечный результат

 


Введение

 

Подкастинг (процесс создания и распространения звуковых или видеопередач во Всемирной сети) официально появился в России в 2005 году вместе с открытием первого сайта, посвященного подкастингу (http://russianpodcasting.ru/). Изначально этот жанр подразумевал только аудиозаписи в RSS-потоке, подкасты напоминали "звуковые живые журналы". Но со временем термин "подкаст" расширился и обрел три представления: аудиокаст, видеокаст и скринкаст, притом скринкастинг можно считать частью видеоподкастинга, поскольку информация передается посредством видео- и аудиопотока, с той лишь разницей, что изображение записано не на видеокамеру, а напрямую с экрана компьютера.

В образование подкастинг пришел не сразу. В сети Интернет начали появляться видеозаписи выступлений известных лекторов европейских и американских университетов. Некоторые университеты начали выкладывать циклы таких видеолекций в открытый доступ, где каждый пользователь сети Интернет при наличии соответствующей скорости доступа и знания английского языка мог обучаться дистанционно у лучших лекторов мира. Параллельно с этим развивался жанр скринкастинга, где пользователи сети Интернет записывали для других пользователей пособия на различные темы, например "Основы использования почтового клиента Mozilla Thunderbird" и пр. Все эти вещи не могли не пригодиться как в дистанционном, так и очном образовательном процессе, и в настоящее время видеокасты приобретают все большую популярность.

Все эти процессы можно проследить, если посмотреть на ведущие университеты мира. Многие из них имеют или собственные площадки для размещения видео- и аудиолекций, другие же пользуются возможностями всемирно известных видеохостингов, например YouTube.EDU, Vimeo и другими. Несомненно, одной из главных проблем при работе такого раздела выступает установка прав доступа, поскольку многие материалы курсов и методики являются уникальными. Также довольно большой проблемой является категоризация курсов, которая на видеохостингах организована только в виде меток и плейлистов. Взаимодействие с видеохостингами возможно только через предоставленное ими API (если оно существует), что само по себе накладывает ограничения на авторов курсов.

Именно из-за этих причин многие университеты мира используют собственные площадки для видеокурсов. В то же время многие университеты используют площадки видеохостингов для хранения и конвертации в популярные форматы своих курсов. Среди самых известных видео- и аудиолекций – материалы Массачусетского технологического института, Гарварда, Стэнфорда, Кэмбриджа, Беркли, Йельского университета, Оксфорда.

Среди российских университетов данное направление в образовании только начинает развиваться. Возможностями технологической площадки YouTube.EDU пользуются Северо-Западный Технический Университет, МГУ им. Ломоносова и МГИМО. В остальных институтах данное направление или имеет зачаточный вид (например, в Московском Физико-Техническом Институте) или вообще отсутствует. В то же время наличие данного раздела только популяризировало бы университет как место для получения высшего профессионального образования, особенно в связи с изменениями в российском высшем образовании (смена ориентации системы высшего профессионального образования на компетентностный подход в образовании) и Болонским процессом.

 





Дата: 2019-05-29, просмотров: 263.