Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПЕДАГОГИКА
Pedagogy


Язык(и) обучения

РУССКИЙ

Трудоемкость (границы трудоемкости) в зачетных единицах: 2

 

Регистрационный номер рабочей программы:

 

Санкт-Петербург

2018

Раздел 1. Характеристики учебных занятий

 

Цели и задачи учебных занятий

Дисциплина читается в 1 семестре обучающимся по направлениям «Философия», «Конфликтология», «Культурология», бакалавриат. Рег. номера учебных планов: 15/5026/1, 15/5044/1; 15/5041/1.

Аннотация курса:

В содержании курса систематизированы знания по основам педагогики с целью ориентации бакалавров, обучающихся по направлениям «Философия», «Конфликтология», «Культурология», в широком круге общих проблем образования человека в современном обществе. Раскрываются основные тенденции развития современного образования в России и за рубежом; выявляются факторы, влияющие на процесс социализации личности; освещаются проблемы современной теории обучения – дидактики; дается целостное представление о культуре, науке, практике обучения и воспитания человека на протяжении всей жизни; закладываются основы педагогической компетенции выпускника в разных сферах его профессиональной деятельности.

Цель курса: сформировать систему представлений о формах и способах использования педагогического знания в решении жизненных и профессиональных задач.

Задачи курса:

1) Определение роли педагогического знания в развитии общей культуры человека и создание условий для профессионально-личностного роста обучающихся.

2) Формирование установки на постоянный поиск и применение философских, социально-экономических, психолого-педагогических и других знаний в решении педагогических ситуаций. 

В этой связи необходимо:

- раскрыть сущность понятийно-терминологического аппарата педагогики;

- способствовать реализации творческого потенциала обучающихся посредством специально разработанной системы заданий для самостоятельной работы;

- содействовать становлению личностной профессионально-педагогической позиции обучающихся.

Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебных занятий (пререквизиты)

Первичные представления об основах гуманитарных, общественных и естественных наук, приобретенные в ходе получения общего образования и освоения соответствующих дисциплин согласно учебному плану подготовки выпускников.

Перечень активных и интерактивных форм учебных занятий

Мини-конференция – обсуждение проблемных вопросов по тематике изучаемого курса; докладов, подготовленных обучающимися в процессе самостоятельной подготовки. Анализ педагогических ситуаций и кейсов в мини-группах. Разработка сценариев собственного профессионально-личностного развития с обсуждением в группе.

Раздел 2. Организация, структура и содержание учебных занятий

Организация учебных занятий

Основной курс

Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся

период обучения (модуль)

Контактная работа обучающихся с преподавателем

Самостоятельная работа

Объём активных и интерактивных форм учебных занятий

Трудоёмкость

лекции

семинары

консультации

практические занятия

лабораторные работы

контрольные работы

коллоквиумы

текущий контроль промежуточная аттестация итоговая аттестация под руководством преподавателя в присутствии преподавателя сам.раб. в т.ч. с использованием методических материалов текущий контроль (сам.раб.) промежуточная аттестация (сам.раб.) итоговая аттестация (сам.раб.)

ОСНОВНАЯ ТРАЕКТОРИЯ

Очная форма обучения

Семестр 7

28

2

42

2

2

1-80

1-80

1-1

ИТОГО:

28

2

42

2

2

Формы текущего контроля успеваемости, виды промежуточной и итоговой аттестации

Период обучения (модуль)

формы текущего контроля успеваемости

Виды промежуточной аттестации

Виды итоговой аттестации (только для программ итоговой аттестации и дополнительных образовательных программ)

ОСНОВНАЯ ТРАЕКТОРИЯ

Очная форма обучения

Семестр 7

не предусмотрено

зачет

-

2.2. Структура и содержание учебных занятий

       Основной курс     Основная траектория Очная форма обучения

       Период обучения (модуль): Семестр 7

№ п/п

Наименование темы (раздела, части)

Вид учебных занятий

Количество часов

1

Модуль 1. Педагогика как область гуманитарного знания

лекции

6

семинары

0

практические занятия

0

сам.раб. по методическим материалам

10

2

Модуль 2. Человек как предмет воспитания

лекции

6

семинары

0

практические занятия

0

сам.раб. по методическим материалам

10

3

Модуль 3. Образование: сущность, цели, содержание

лекции

8

семинары

0

практические занятия

8

сам.раб. по методическим материалам

12

4

Модуль 4. Профессионально-педагогическая деятельность

лекции

8

семинары

0

практические занятия

8

сам.раб. по методическим материалам

10

Консультация

 

Промежут.аттест. (аудиторная работа)

2

Промежут.аттест. (сам.раб.)

 

№ п/п Наименование темы (раздела, части) Содержание раздела
  Модуль 1. Педагогика как область гуманитарного знания Тема 1. Истоки происхождения педагогики и этапы ее развития. Педагогическая практика. Тема 2. Педагогика как наука и искусство. Место педагогики в системе наук о человеке. Объект и предмет педагогики. Базовые категории педагогики. О соотношении теории и практики. Тема 3. Общекультурное значение педагогики.
  Модуль 2. Человек как предмет воспитания Тема 4. Воспитание как общественное явление. Исторические стили и традиции воспитания. Тема 5. Цели воспитания. Концепции и модели воспитания. Диалектика воспитательного процесса. Понятие метода воспитания. Средства и формы воспитательного процесса. Тема 6. Социализация личности и воспитание. Семья как важнейший институт воспитания и социализации.
  Модуль 3 . Образование: сущность, цели, содержание Тема 7. Образование как система, процесс и результат развития человека. Цели, содержание образования и образовательные стандарты. Система образования. Исторические типы образования. Принципы государственной политики в области образования в России. Система образования в зарубежных странах Тема 8. Дидактика как педагогическая теория обучения. Общее понятие о дидактике. Связь дидактики с другими науками. Задачи и функции дидактики, ее понятийный аппарат. Основные дидактические концепции. Становление современной дидактической системы. Тема 9. Методы и средства обучения. Содержание образования. Закономерности образовательного процесса. Образовательные технологии Тема 10. Организационные формы обучения. Особенности подготовки, организации и проведения отдельных организационных форм обучения. Педагогический контроль и оценка. Анализ форм и методов оценки образовательной деятельности обучающихся.  
  Модуль 4. Профессионально-педагогическая деятельность Тема 11. Сущность, структура и специфика педагогической деятельности. Содержание педагогической деятельности. Инновационная деятельность и творчество педагога.  Тема 12. Стили педагогической деятельности (эмоционально-импровизационный, эмоционально-методический и т.д.); влияние стиля деятельности педагога на организацию образовательного процесса и его результативность. Тема 13. Педагогическое общение. Трудности взаимодействия субъектов образовательных учреждений. Тема 14.  Педагогическая мастерская. Описание педагогических ситуаций. Алгоритм анализа. Выбор способов решения педагогических задач.

Методическое обеспечение

3.1.1 Методические указания по освоению дисциплины

Для повышения познавательной активности студентов рекомендуется включать в лекции элементы проблемного изложения, побуждающие студентов к углубленному самостоятельному изучению поставленных в лекции научных вопросов. Преподавателю необходимо ориентировать студентов на то, что владение основами будущей профессиональной деятельности является необходимым условием их успешности как специалистов. На первом занятии преподаватель обязан довести до студентов требования к промежуточной аттестации, порядок работы в аудитории и нацелить на проведение самостоятельной работы с учетом количества часов, отведенных на нее учебным планом.

В подборе материала к занятиям следует руководствоваться данной рабочей программой, обращая внимание на вопросы, указанные в обязательных требованиях к содержанию курса Государственного образовательного стандарта. Учет посещаемости на лекционных занятиях является желательным.

3.1.2 Методическое обеспечение самостоятельной работы

Изучение учебного предмета осуществляется в процессе работы на лекциях и систематической самостоятельной работы с учебной и научной литературой. Приступая к изучению учебной дисциплины, студенту полезно ознакомиться с тематическим планом и содержанием данной программы, перечнем литературы для самостоятельного изучения. 

Самостоятельная работа студентов без участия преподавателя представляет собой самостоятельное изучение студентами литературы, рекомендованной преподавателем при изучении каждого модуля и темы. Рекомендуя литературу для самостоятельной работы, преподаватель должен максимально использовать возможности, предлагаемые библиотекой университета.  

По окончании курса студенты получают зачет. Успешная сдача зачета предполагает выполнение заданий для самостоятельной работы. Для успешной сдачи экзамена студенты очной формы обучения должны посетить не менее 75% аудиторных занятий. В случае пропуска занятий по уважительной причине студент может их отработать, выполнив письменные самостоятельные работы по темам, в том числе, в виде презентации. Темы для выполнения письменных заданий определяются преподавателем.

Вопросы и задания для самостоятельной работы(3 задания по выбору обучающегося)

1. 1) На основе самостоятельно прочитанной литературы подготовьте материал для дайджеста «По страницам педагогической периодики» по актуальным проблемам образования (отечественный и зарубежный опыт) (1 – 2 проблемы по выбору студента).

2. 2) Составьте иллюстрированный глоссарий (не менее 10 терминов) по теории обучения.

3. 3) Проследите динамику взглядов в обществе на портрет выпускника высшего учебного заведения. С какими тенденциями в социальной жизни связаны такие изменения?

4. 4) Подготовьте фрагмент занятия (урока) по предполагаемой дисциплине в традиционной/инновационной форме.

5. 5) Составьте тест по педагогике в формате документа Word/в форме документов Google или в любой тестовой оболочке.

Дополнительные вопросы и задания для самостоятельной работы (1 задание по выбору обучающегося)

1) Выберите одно из иностранных государств, узнайте с помощью литературных и интернет-источников, как в нем организована система образования. Обратите внимание, в частности, на такие моменты, как длительность обязательного школьного образования, его преобладающая модель, содержание и методы, процент людей, получающих высшее образование, его специфика с точки зрения содержания и организации учебного процесса. Узнайте характеристику этого государства с точки зрения преобладающих сфер и общего состояния экономики, уровня развития культуры, политической системы, отношения к религии и традициям, демографической ситуации. Сопоставьте развитие образования с общей характеристикой страны. Напишите эссе, в котором изложите свое виденье того, почему в данном обществе, с учетом его реалий, система образования организована именно таким образом, и какие проблемы окажутся характерны для субъектов образования.

2) Выберите двух авторов, занимавшихся проблемами развивающего образования. Составьте и заполните таблицу, содержащую сравнительную характеристику их взглядов по данному вопросу. Отразите такие аспекты, как цель развивающего образования, преобладающие методы, принципы отбора содержания, критерии результативности и т.д.

3) Выполните коллаж-презентацию на тему «Мой творческий потенциал» или «Личностный смысл получаемого мной образования».

6.

ГЛОССАРИЙ

В глоссарии даны определения основных понятий дисциплины «Педагогика». Знание этих определений является необходимым условием успешной сдачи зачета.

Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Образование понимается как:

- ценность человека на пути развития и взросления, а также и развивающегося общества;

- процесс обучения и воспитания человека;

- результат обучения и воспитания;

- система, в рамках которой осуществляется процесс обучения, воспитания и развития человека.

Обучение – процесс взаимодействия педагога и обучающихся, в ходе которого обеспечивается их развитие и освоение им способов конкретных видов деятельности.

Педагогическое общение – это профессиональное общение педагога с обучающимися на занятиях и вне их (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и обучающимися внутри коллектива.

Социализация процесс интеграции личности в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение ее социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ей успешно функционировать в обществе.

Кадровое обеспечение

Образование и (или) квалификация преподавателей и иных лиц, допущенных к проведению учебных занятий

К проведению занятий должны допускаться преподаватели, имеющие базовое образование или ученую степень (или ученое звание), соответствующее профилю преподаваемой дисциплины.

Информационное обеспечение

Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПЕДАГОГИКА
Pedagogy


Язык(и) обучения

РУССКИЙ

Трудоемкость (границы трудоемкости) в зачетных единицах: 2

 

Регистрационный номер рабочей программы:

 

Санкт-Петербург

2018

Дата: 2019-04-23, просмотров: 73.