по отраслям экономики за 2003г
Таблица №11
| Среднесписочная численность работников | Средняя численность внешних совместителей | Средняя численность работавших по договорам гражданско-правового характера | |||
человек | в процентах к итогу | человек | в процентах к итогу | человек | в процентах к итогу | |
Всего в том числе: | 17727 | 100 | 664 | 100 | 788 | 100 |
промышленность | 4444 | 25.1 | 77 | 11.6 | 149 | 18.9 |
сельское хозяйство | 2107 | 11.9 | 76 | 11.4 | 46 | 5.8 |
строительство | 2245 | 12.7 | 83 | 12.5 | 145 | 18.4 |
транспорт | 772 | 4.3 | 10 | 1.5 | 25 | 3.2 |
связь | 124 | 0.7 | 16 | 2.4 | 52 | 6.6 |
торговля и общественное питание | 5915 | 33.4 | 181 | 27.3 | 75 | 9.5 |
заготовки | 188 | 1.1 | - | - | - | - |
оптовая торговля продукцией производственно-технического назначения | 375 | 2.1 | 2 | 0.3 | 4 | 0.5 |
информационно-вычислительное обслуживание | 97 | 0.5 | 7 | 1.1 | - | - |
операции с недвижимым имуществом | 152 | 0.9 | 15 | 2.2 | 22 | 2.8 |
общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка | 144 | 0.8 | 3 | 0.4 | 23 | 2.9 |
геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая службы | 111 | 0.6 | 35 | 5.3 | 116 | 14.7 |
другие виды деятельности сферы материального производства | 459 | 2.6 | 35 | 5.3 | 35 | 4.5 |
жилищно-коммунальное хозяйство | 30 | 0.2 | 6 | 0.9 | 5 | 0.6 |
здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение | 125 | 0.7 | 5 | 0.8 | 16 | 2.0 |
образование | 10 | 0.1 | 60 | 9.0 | - | - |
культура и искусство | 43 | 0.2 | - | - | - | - |
наука, научное обслуживание | 92 | 0.5 | 41 | 6.2 | 49 | 6.2 |
другие виды деятельности сферы нематериального производства | 294 | 1.6 | 12 | 1.8 | 26 | 3.4 |
Объем производственной продукции (работ, услуг) и среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников
На малых предприятиях в 2003г
Таблица №12
| Объем производственной продукции (работ, услуг) | В том числе по основному виду деятельности | Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников, руб. | ||
тыс. руб. | в процентах к итогу | тыс. руб. | в процентах к итогу | ||
Всего в том числе: | 3019051 | 100 | 2600922 | 100 | 3056.1 |
промышленность | 1183732 | 39.2 | 1085287 | 41.7 | 2871.7 |
сельское хозяйство | 68699 | 2.3 | 58556 | 2.3 | 766.8 |
строительство | 617350 | 20.4 | 568749 | 21.9 | 4791.5 |
транспорт | 176502 | 5.9 | 157708 | 6.1 | 3994.5 |
связь | 41080 | 1.4 | 31232 | 1.2 | 6196.2 |
торговля и общественное питание | 565888 | 18.7 | 408042 | 15.7 | 2455.8 |
заготовки | 14276 | 0.5 | 12499 | 0.4 | 2523.0 |
оптовая торговля продукцией производственно-технического назначения | 29900 | 1.0 | 14199 | 0.5 | 2317.1 |
информационно вычислительное обслуживание | 15658 | 0.5 | 15401 | 0.6 | 4177.0 |
операции с недвижимым имуществом | 53697 | 1.8 | 51607 | 2.0 | 6199.6 |
общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка | 30250 | 1.0 | 29558 | 1.1. | 6465.3 |
геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая службы | 24332 | 0.8 | 18216 | 0.7 | 6864.9 |
другие виды деятельности сферы материального производства | 41011 | 1.4 | 41011 | 1.6 | 2822.1 |
жилищно-коммунальное хозяйство | 3576 | 0.1 | 3576 | 0.1 | 3925.0 |
здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение | 69445 | 2.3 | 46883 | 1.8 | 7924.7 |
образование | 4071 | 0.1 | 4071 | 0.2 | 6703.8 |
культура и искусство | 8575 | 0.3 | 8575 | 0.3 | 8401.2 |
наука, научное обслуживание | 28514 | 0.9 | 22373 | 0.9 | 5997.3 |
другие виды деятельности сферы нематериального производства | 42495 | 1.4 | 23379 | 0.9 | 2882.0 |
На начало 2004 года на территории области действуют 2167 малых предприятий, на которых занято 17,3 тысячи человек, в качестве индивидуальных предпринимателей осуществляют свою деятельность 19129 человек.
В целом малым бизнесом занято около 20% от общего числа занятого населения области, в 2003 году произведено продукции и оказано услуг на сумму 2,88 млрд.руб.
Предприятия малого бизнеса осуществляют свою деятельность практически во всех отраслях экономики области, тем не менее доминирующей остается сфера торговли и общественное питание, в которой действует каждое второе малое предприятие, что характерно и в целом для России.
В промышленности на 01.01.2004 значительная доля малых предприятий осуществляла деятельность в лесной и деревообрабатывающей отрасли (22%), пищевой промышленности (21%), машиностроении и металлообработке (16%).
Среди важнейших видов производимой продукции наибольший удельный вес занимают колбасные изделия, хлеб и хлебобулочные изделия, мясные полуфабрикаты, кондитерская продукция, мебель, деловая древесина и швейные изделия.
Деятельность субъектов малого предпринимательства во многом зависит от действий Федеральных и областных органов законодательной и исполнительной власти, от состояния экономики области и страны в целом, от сложившихся макроэкономических условий. Эти факторы, безусловно, существенным образом влияют и на состояние малого предпринимательства в Читинской области.
Именно поэтому поддержка его со стороны государства должна носить стабильный и комплексный характер, охватывать законодательные, финансовые и организационные меры от федерального и муниципального уровня. Государственные органы должны проводить политику в области развития и поддержки малого предпринимательства, направляя при этом свои усилия на создание и развитие целостной региональной и муниципальной системы. Создание этой системы должно осуществляться по четырем направлениям.
Социальное направление ориентировано на создание новых рабочих мест, насыщение региональных и местных рынков товарами и услугами прежде всего отечественного производства; обеспечение стабильных налоговых поступлений в бюджеты всех уровней; формирование слоя предпринимателей и, тем самым, среднего класса, способствующего устойчивости общества. Это направление включает поддержку:
1. Малого предпринимательства среди молодежи. Привлечение молодежи к развитию производства, оказанию услуг, предоставление посредством малого предпринимательства реальной возможности повышения жизненного уровня, профессионального роста.
2. Женского малого предпринимательства. Вовлечение большого числа женщин в малое предпринимательство, создание новых рабочих мест, предоставление возможности повышения квалификации и переподготовки для этой категории населения.
3. Малых предприятий, использующих труд людей с ограниченными физическими возможностями.
4. Предпринимательства, организуемого лицами из числа военнослужащих.
5. Предпринимательства в сфере общедоступных и особо значимых социальных услуг.
Муниципальное направление предусматривает разработку и реализацию системы поддержки малого предпринимательства и комплекса быстроокупаемых инвестиционных проектов с учетом особенностей муниципальных образований, создание специальных органов в администрациях и инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
Реализация этих программ и проектов должна опираться на принципы адресности и селективности мер государственной поддержки малого бизнеса применительно к различным типам муниципальных образований. Первый тип характеризуется определенным уровнем развития малого предпринимательства, выполнением муниципальных программ и инвестиционных проектов с использованием бюджетных и внебюджетных источников финансирования. Для второго типа муниципальных образований характерна начальная стадия развития малого бизнеса и системы поддержки, незначительные объемы бюджетного и внебюджетного финансирования программ. Третий характеризуется сложными общеэкономическими и социальными условиями, низким уровнем развития малого предпринимательства.
Развитие малого предпринимательства в муниципальных образованиях будет способствовать возрождению традиционных народных промыслов, художественных производств и ремесленничества.
Отраслевое направление развития малого предпринимательства предполагает кардинальное обновление производственно-технологического оборудования, особенно оборудования для производства продуктов питания и переработки сельскохозяйственной продукции; реконструкцию предприятий, прежде всего в легкой и пищевой промышленности. При сохранении низкого уровня инфляции, последовательном проведении структурных экономических преобразований и реформ предприятий будут реализованы предпосылки к росту производственно-инвестиционной активности малых и средних предприятий, перераспределению части капитала из сферы торговли в развитие производственного потенциала.
Для решения названных задач необходимо определить отраслевые приоритеты, позволяющие повысить эффективность реализации мер, обеспечивающих развитие малого предпринимательства.
Приоритетными определены следующие отрасли:
- малое предпринимательство в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
- малое предпринимательство в области экологии, в том числе в сфере сбора и переработки вторичного сырья;
- производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
- освоение ресурсосберегающих и наукоемких технологий;
- малое промышленное производство и стройиндустрия;
- оказание услуг населению.
Функциональное направление предполагает реализацию на областном и муниципальном уровнях комплекса мер по поддержке малого предпринимательства в отношении «стартового» предпринимательства в форме целевого сопровождения начинающих малых предприятий, находящихся в стадии «первичного закрепления» и развертывания хозяйственной деятельности.
Сохраняет большую актуальность проблема приобщения населения к навыкам рыночной деятельности. Повышение уровня квалификации в сфере малого предпринимательства будет осуществляться путем создания соответствующей инфраструктуры в муниципальных образованиях и активизации уже действующих объектов.
Приоритетный комплекс задач связан с созданием и развитием целостной системы финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малых предприятий, включающей создание фондов поддержки малого предпринимательства в муниципальных образованиях Читинской области, развитие финансового лизинга, кредитных потребительских кооперативов, предоставление областных и муниципальных гарантий для быстроокупаемых инвестиционных проектов малых предприятий.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 260.