Причины, тормозящие развитие малого предпринимательства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Анализируя сложившуюся в стране предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящих поступательное развитие в России малого предпринимательства:

· сложная финансовая и экономическая обстановка, царящая в стране: инфляция, спад производства, разрыв хозяйственных связей, ухудшение платежной дисциплины, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей;

· низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики, хозяйственной культуры как в бизнесе, так и в государственном секторе;

· негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей-продажей;

· неотработанность организационных и правовых основ регулирования развития предпринимательства на региональном уровне;

· слабость действия механизма государственной поддержки малого предпринимательства;

· в результате финансово-экономического кризиса, разразившегося в августе 1998 г., резкое повышение цен на все факторы производства, по существу катастрофическое снижение покупательной способности россиян.

Сложившаяся экономическая ситуация негативно воздействует на малое предпринимательство по всем направлениям. Уровень инфляции и рост цен на все факторы производства ставят многие малые предприятия на грань банкротства. И в их числе, в первую очередь, предприятия, функционирующие в сфере производства отечественных товаров и бытовых услуг для населения, потребляющие сырье, материалы, стоимость которых постоянно растет. Налоговый пресс давит на производственные предприятия в сфере малого бизнеса. Сложившиеся экономические условия подрывают стимулы к предпринимательской деятельности, ослабляют предпринимательский настрой.

Так, обобщая результаты социологических опросов по вопросам развития малого предпринимательства, в аналитическом докладе, подготовленном Российской ассоциацией развития малого предпринимательства на тему «Малый бизнес России. Проблемы и перспективы», сформулированы основные проблемы частного бизнеса в России: налоги; законодательство; инфляция; экономическая ситуация в целом; поставки, дефицит; трудности получения и высокая ставка за кредит; неплатежеспособность партнеров, клиентов; несовершенство банковской системы; политическая ситуация; бюрократия; недостаток производственных площадей, офисов; действия правительства, властей; коррупция, взятки; недостаток материальной базы; финансовая политика государства; действия Центрального банка России; сбыт, поиск клиентов, потребителей; высокие цены на сырье и материалы; монополия государства, госпредприятий; трудности с арендой; разрыв экономических связей; недостаток информации; недостаток культуры, опыта; необязательность партнеров; проблемы собственности; кадровые проблемы; недостаток собственных средств; невыгодность производства; громоздкая отчетность; нет льгот; рэкет; невыгодность инвестиций; конкуренция; несовершенство рынка; недоверие западных партнеров; отрицательное отношение к предпринимателям. Только перечисленные проблемы, с которыми сталкиваются отечественные предприниматели, свидетельствуют, что пока не сформированы условия, необходимые для развития предпринимательства вообще, малого в особенности, учитывая его активную роль в экономике, когда предпринимательство станет ведущим субъектом рыночной экономики, о чем свидетельствует опыт развитых стран.

Проведенные Институтом стратегического анализа и развития предпринимательства опросы руководителей малых предприятий показали, что свыше 80% участников опроса отметили, что они нуждаются в государственной поддержке своей предпринимательской деятельности, а 70% - что им нужны надежные законодательные гарантии. Исследования свидетельствуют, что около 75% малых предприятий постоянно нуждаются в прямой финансовой поддержке со стороны федеральных, региональных и местных органов власти, около 83% - в предоставлении налоговых льгот, 57% обследованных малых предприятий – в получении льготных кредитов для осуществления конкретных проектов.[9]



Инфраструктура поддержки

Малого предпринимательства

В чИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Малое предпринимательство в  Читинской  области  играет  важнейшую роль в формировании рыночной экономики, создании устойчивого слоя частных собственников.

Вместе с тем,  малое  предпринимательство  сталкивается  с  серьезными трудностями, которые препятствуют его дальнейшему росту.

Поддержка малого предпринимательства со стороны государства должна носить стабильный и комплексный характер, охватывать законодательные, финансовые и организационные меры от федерального до муниципального уровня.

Одним из основных направлений для развития малого и среднего бизнеса в Читинской области является создание целостной региональной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

Инфраструктура поддержки малого предпринимательства -  это совокупность государственных, негосударственных общественных, образовательных и коммерческих организаций, осуществляющих  регулирование деятельности предприятий, оказывающих  образовательные, консалтинговые и  другие услуги, необходимые для развития бизнеса и обеспечивающие среду и условия для производства товаров и услуг.

Инфраструктура малого предпринимательства на уровне нашего региона представлена: торгово-промышленная палата Читинской области, фондом поддержки  малого  предпринимательства,  региональным агентством поддержки малого и среднего бизнеса, учебно-деловым центром, маркетинговым центром.

Раскроем  организацию,  инфраструктуру и,   осуществляемые  на региональном уровне, подходы и методы по созданию и   регулированию  законодательной базы поддержки и развития малого бизнеса на примере отдельно взятого субъекта РФ – Читинской области.

Общественно, что предоставление гражданам области юридического права создавать малые предприятия и располагать определенными льготами, защита соответствующих прав собственности являются необходимыми, но далеко недостаточными условиями для широкого развертывания предпринимательства, особенно направленного на производство продукции и оказание услуг. Желаемого результата не удается достичь без развитой сети инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Любой начинающий предприниматель после регистрации своего предприятия должен иметь возможность получить кредит (для приобретения оборудования, сырья и материалов) и застраховать его, получить информацию о потенциальных партнерах и рынках сбыта изделий, повысить свою квалификацию, обучить рабочих новым профессиям, организовать реализацию своих изделий в стане и за рубежом. Сегодня почти каждый пункт перечисленных насущных потребностей представляется для но-воиспеченного делового человека неосуществимым. Решению этих проблем и должна способствовать развитая инфраструктура государственной поддержки предпринимательства.

Действующая система государственной поддержки предпринимательства на областном уровне включает Комитет экономики Администрации области и Фонд поддержки малого предпринимательства Читинской области. Созданы: Читинское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса;

Учебно-деловой центр, которые оказывают информационные, консультативные и образовательные услуги, а так же осуществляют разработку и экспертизу бизнес-планов, предпринимательских проектов, поиск источников финансирования.

Фонд поддержки малого предпринимательства Читинской области образован в соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 12.05.95г. №88-Ф3 и Постановлением Главы Администрации Читинской области №556 от 10.06.97г. Зарегистрирован 21 августа 1997 года.

Фонд является некоммерческой организацией, созданной в целях обеспечения реализации государственной политики в сфере развития поддержки малого бизнеса в Читинской области. Учредителями Фонда являются: Администрация Читинской области в лице Комитета по управлению имуществом Читинской области и Федеральный Фонд поддержки малого предпринимательства.

Основным направлением в деятельности Фонда является содействие в формировании рыночных отношений – на основе государственной поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов для реализации целевых программ, проектов и мероприятий в области малого бизнеса.

Для достижения этой цели (в соответствии с Федеральным законом №88-Ф3) Фонд имеет право:

- осуществлять финансирование мероприятий региональной программы поддержки малого предпринимательства, отраслевых программ и проектов в области и развития малого бизнеса;

- выполнять функции залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам малых предприятий; принимать долевое участие в создании и деятельности хозяйствующих субъектов, обеспечивающих развитие инфраструктуры рынка, специализированных консультационных организаций и информационных систем поддержки малого предпринимательства; выступать заказчиком региональной программы государственной поддержки малого предпринимательства.[7]

Фонд имеет право предоставлять субъектам малого предпринимательства льготные кредиты, беспроцентные ссуды, краткосрочные займы, а также финансовую помощь на безвозмездной основе, без приобретения лицензии на банковскую деятельность.

Высшим органом управления Фонда является Общее собрание Учредителей Фонда, исполнительным органом – исполнительная дирекция Фонда во главе с Генеральным директором.

Контроль за деятельностью Фонда осуществляет Попечительский Совет, состав которого утвержден Постановлением Главы Администрации Читинской области №783 от 01.09.97 года.[7]

Третейский суд создан на постоянной основе для разрешения хозяйственных споров между юридическими лицами различных организационно-правовых форм и индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица. Третейское разбирательство спора призвано обеспечить:

- защиту охраняемых законом прав и интересов организаций и Граждан предпринимателей;

- быстроту и экономичность процедуры разрешения спора;

- сохранение и дальнейшее упрочнение деловых и партнерских отношений спорящих сторон, не смотря на имеющиеся между ними разногласия.

Целью создания Третейского суда является продвижение рыночных реформ и правовая защита предпринимательства, создание благоприятных правовых и экономических условий для интенсивного развития предпринимательства, преодоление административных барьеров при создании и функционировании малых предприятий.

Фондом сформирована определенная инфраструктура поддержки предпринимательства. При участии Администрации области и Российского Агентства поддержки и развития малого и среднего бизнеса, Фондом поддержки предпринимательства Читинской области в соответствии с Постановлением Главы администрации от 20.11.97 года №984 было учреждено ЗАО «Читинское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса». На финансирование агентства были выделены средства при паритетном участии Федерального бюджета и Фонда поддержки предпринимательства Читинской области. Одним из направлений деятельности агентства является оказание консалтинговых услуг предпринимателям (бухгалтерский учет, аудит, налогообложение, разработка бизнес-плана). В перспективе на базе агентства планируется создание лизинговой компании с формированием банка данных отечественных и зарубежных производителей оборудования, необходимого предпринимательству Читинской области, в соответствии с региональной программой поддержки предпринимательства. Необходимость создания в нашем регионе лизинговой компании очевидна, учитывая недостаток собственных оборотных средств товаропроизводителей-субъектов малого, среднего бизнеса.[10]

Образовательную деятельность по программе бизнес-образование осуществляет Учебно-деловой центр Морозовского проекта, созданный при Читинском институте Иркутской государственной экономической академии. В 1997 году им был получен гранд Фонда «Евразия» на обучение населения основам предпринимательского дела. Обучение прошли 75 слушателей, которым было выдано удостоверение «менеджер малого бизнеса». Обучение проводится по таким дисциплинам, как основы законодательства, налогообложения, бухгалтерский учет и отчетность, основы менеджмента, маркетинг, составление бизнес-планов и т.д. Обучение призвано повысить образовательный уровень как будущих предпринимателей, так и людей уже занимающихся бизнесом. Ведь не для кого не секрет, что осведомленность многих предпринимателей в данных вопросах оставляет желать лучшего. А это как раз и является одной из причин медленного развития предпринимательства.

Так же большое место в деятельности центра занимает составление и экспертиза бизнес-планов предпринимательских проектов. Это тоже немаловажно для предпринимательства, так как бизнес-планы необходимы как для получения кредитов, так и для оценки предпринимательской идеи и установление перспектив развития самим предпринимателем. Хотя в настоящее время начинающие бизнесмены разрабатывают бизнес-планы только для получения кредитов.

При участии Фонда поддержки предпринимательства Читинской области и Администраций муниципальных образований, созданы два филиала:

- в городе Чите в соответствии с Постановлением Мэра города Читы от 03.08.98 года №2022;

- в городе Краснокаменске в соответствии с Постановлением Главы города Краснокаменска и Краснокаменского района от 05.08.98 года №771.

Основной деятельностью филиалов является реализация на муниципальном уровне комплекса мер по поддержке малого предпринимательства, определение структуры отраслевых приоритетов для выделения в соответствии с ними финансовых ресурсов под конкретные предпринимательские проекты.

Огромную роль для малого предпринимательства играет и информационная поддержка. Своевременно полученная информация помогает адекватно оценить экономическую реальность, свести риск своей деятельности к минимуму. На сегодняшний момент этот элемент инфраструктуры государственной поддержки предпринимательства очень неразвит. Освещение вопросов развития и государственной поддержки предпринимательства в области осуществляет еженедельная газета «Азия экспресс», которая получила в начале 1998 года гранд Фонда «Евразия» на выпуск тематического приложения к еженедельнику – «Малый бизнес Забайкалья». В рамках данного гранда был образован консультационный Совет, в состав которого вошли представители – комитета экономики, Фонда поддержки предпринимательства Читинской области, газеты «Азия экспресс», а также предприниматели. Основная цель создания данного Совета - придать такому важному сегменту экономики, каким является малый бизнес, широкое общественное звучание, выявить новые идеи, таланты и дать первый толчок предпринимателям для открытия своего дела.

Одним из направлений деятельности Фонда является создание общественных объединений на территории области. Примером является организация «Союза промышленников и предпринимателей Читинской области». Цель данного Союза – развитие предпринимательства на территории области, организация взаимодействия между областными структурами и субъектами предпринимательства, защита прав его представителей в органах власти, содействие предпринимателям в установлении деловых контактов. В соответствии с Постановлением Главы №553 от 01.07.98 года Фонд является техническим оператором при организации расчетов предприятий, организаций и организаций всех форм собственности в особом порядке при исполнении областного и местных бюджетов.[7]

С целью практической реализации межрегионального сотрудничества в области поддержки малого предпринимательства, было заключено соглашение о сотрудничестве между Комитетом экономики Администрации Читинской области, Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства Правительства Москвы, Московским Фондом поддержки малого предпринимательства и Фондом поддержки малого предпринимательства в Читинской области. В рамках данного соглашения создан на территории Читинской области Межрегиональный маркетинговый центр «Чита-Москва». Цель данного центра заключается в разработке методических стандартов маркетинговых исследований рынка Читинской области, создание инфраструктуры деловых контактов между московскими и забайкальскими предпринимателями.[10]

В соответствии с Федеральным законом от 12.05.1995 №88-Ф3 « О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» и Законом Читинской области от 26.05.1999 №171-ЗЧО « О государственной поддержке малого предпринимательства в Читинской области», а также на основе анализа современного состояния малого бизнеса области разработана областная целевая программа «Государственная поддержка малого предпринимательства в Читинской области (2005-2007 годы)», которая направлена на реализацию единой политики органов исполнительной власти в области поддержки малого предпринимательства.

Цели и задачи программы находятся в тесной связи с Концепцией государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства, одобренной на заседании Госсовета Российской Федерации, и Программой социально-экономического развития Читинской области на 2003-2005 годы.

Предлагаемый в новой программе комплекс мер базируется на результатах выполнения предыдущих программ поддержки малого предпринимательства в Читинской области, реализация которых позволила создать целостную систему поддержки малого предпринимательства.

За последние годы намеченные основные направления его поддержки, сложившиеся методы и формы взаимодействия власти и бизнеса дают положительные результаты. Основные показатели развития малого бизнеса представлены (в таблицах №11, №12).

Дата: 2019-05-29, просмотров: 205.