Условия ДЛЯ  предпринимательской
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Деятельности

   

Для формирования предпринимательства необходимы определенные условия: экономические, социальные, правые и другие.

Экономические условия – это в первую очередь предложения товаров и спрос на них; виды товаров, которые могут приобрести покупатели; объемы денежных средств, которые покупатели могут истратить на эти покупки; избыток или недостаточность рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень заработной платы работников, т.е. на их возможности приобретения товаров.

На экономическую обстановку существенно влияют наличие и доступность денежных ресурсов, уровень доходов на инвестированный капитал, а также величина заемных средств, к которым готовы обратиться предприниматели для финансирования своих деловых операций и которые готовы предоставить им кредитные учреждения.

Всем этим занимается множество разнообразных организаций, составляющих инфраструктуру рынка, с помощью которой предприниматели могут устанавливать деловые взаимоотношения и вести коммерческие операции. Это – банки, занимающиеся оказанием финансовых услуг, поставщики, снабжающие сырьем, материалами, полуфабрикатами, не комплектующими изделиями, топливом, энергией, машинам и оборудованием, инструментами и др.; оптовые и розничные продавцы, предоставляющие услуги по доведению товаров до потребителя; специализированные фирмы и учреждения, оказывающие профессиональные, юридические, бухгалтерские, посреднические услуги; агентства по трудоустройству, помогающие в подборе рабочей силы; учебные заведения, обучающие рабочих и специалистов-служащих; прочие агентства – рекламные, транспортные, страховые и др.; средства связи и передачи информации.[6]

Вплотную к экономическим примыкают социальные условия формирования предпринимательства. Прежде всего это стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде. На разных этапах

эти потребности могут меняться. Существенную роль играют нравственные и религиозные нормы, зависящие от социально-культурной среды. Эти нормы оказывают прямое воздействие на образ жизни потребителей и посредством этого – на его спрос на товары. Социальные условия влияют на отношение отдельного индивидуума к работе, что в свою очередь влияет на его отношение к величине заработной платы, к условиям труда, предлагаемым бизнесом.

От предпринимательской деятельности предприниматель должен получать удовлетворение. Он участвует в решении социальных вопросов трудовой деятельности своих сотрудников: охраны их здоровья, сохранения рабочих мест и др.[1]

Важную роль в формировании предпринимательства играют подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров предпринимателей: организации обучения современным методам ведения предпринимательской деятельности, обучение и переобучение кадров, их стажировка в развитых странах, организация подготовки и переподготовки преподавательских кадров для обучения предпринимателей, создание сети консультативных центров, проводящих профессиональный отбор и ориентацию кадров предпринимательского сектора и др. (таблица №8) .


Таблица:№8

 

Процесс предпринимательства

Определение и оценка возможности и бизнеса   Разработка бизнес-плана   Определение потребности в ресурсах   Управление предприятием

Продолжительность возможности бизнеса

 

Раздел I

Вступление

Описание бизнеса

Содержание плана

 

 

Определение необходимых ресурсов

 

Разработка стиля управления

 

 

Определение имеющихся ресурсов

Рынок для реализации возможностей бизнеса Внедрение системы контроля

Анализ конкуренции

 

Раздел II

Описание предприятия (резюме)

Анализ отрасли

План производства

План маркетинга

Финансовый план

Организационный план

Заключение. Расчет

эффективности

 

Идентифицирование потребности в ресурсах

 

 

 

Разработка организационных процедур

Ценность возможности бизнеса для рынка и предприятия

Определение поставщиков необходимых ресурсов

 

Регулярное проведение SWOT-анализа (сильные стороны, слабые, возможности и угрозы, их оценка)

Риск и прибыль, которые содержат возможность бизнеса

Разработка подхода в отношении к поставщикам

Определение факторов успеха

Согласование возможности с предпринимательскими знаниями, навыками, желаниями



Глава II ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Конституционные основы

 предпринимательства

   

Социально-ориентированное рыночное хозяйство с его экономической свободой, многообразием форм собственности, предпринимательством, социальным партнерством и общественной пользой закрепляется в качестве конституционной основы экономики России.

Функционирование рыночной экономики осуществляется в рамках определенного правового пространства, где нормы права создают поле экономической свободы, конкуренции, инициативной хозяйственной деятельности и т.д., а вместе с тем юридически опосредуют все многообразие форм – производственного, коммерческого и финансового предпринимательства. Институт предпринимательства закреплен законодательно в качестве абсолютного частного права лица. Для развития единого рынка предусматривается, что продукция, товары, услуги, финансовые средства обращаются на территории свободно, без установления каких-либо препятствий, пошлин и сборов, независимо от существенных границ между субъектами Федерации, за исключением тех случае, когда это предусмотрено законом в интересах общественной безопасности, защиты людей, охраны культурных ценностей и природы. Несмотря на принятия множества законов, при вступлении России в рынок не сложилась эффективная правовая система, которая обеспечивала бы разумное сочетание свободы предпринимательства конкуренции с ограничением неблагоприятных тенденций в развитии бизнеса. Во многом именно вследствие несовершенства законодательной базы сохраняются такие негативные явления, как фискальный характер налогообложения, монополизм, уклонение от уплаты налогов, криминализация предпринимательской деятельности. Законодательство рыночной экономики в силу затянувшегося поиска новых подходов, его недостаточной проработанности, сложности и противоречивости общественно-политической обстановки не отличалось стабильностью, единством и последовательностью, а тем самым оно не стало прочной основой развития предпринимательства, не говоря уже об утрате управляемости народным хозяйством в целом.

С принятием Конституции Российской Федерации 1993 года были заложены конституционные основы предпринимательства, как и всей рыночной экономики. Непосредственное отношение к регулированию рынка имеет более 20 статей Конституции – о единстве экономического и правового пространства России, об установлении правовых основ единого пространства России, об установлении правовых основ единого рынка, о многообразии форм собственности, в том числе частной собственности на землю, о свободе передвижения, выборе места жительства, выезде и возвращении в Россию, о свободе предпринимательства, обязанности платить налоги, о соответствии национального законодательства общепринятым принципам и нормам международного права. Конституционные нормы – это нормы высшей юридической силы, а вместе с тем и нормы прямого, непосредственного действия, и следовательно, в случае, если нормы закона, указ, иного правового акта противоречат Конституции, подлежат применению нормы Конституции РФ.

Формирование правовой основы гражданского общества осуществляется по всем направлениям, поскольку право представляет собой единую нормативно-правовую систему общества. Важнейшей отраслью в этой системе является гражданское право, которое в качестве права рыночной экономики переводит на юридический язык институты рынка - экономической свободы, собственности и автономию личности. Повышение эффективности законодательства в достижении рациональности, а ныне и стабильности экономики – одно из главных направлений совершенствования механизма нормативно-правового регулирования.

Исключительно важным для развития экономики является принятие в 1994-1995 гг. частей 1 и 2 Гражданского кодекса РФ. Значение Кодекса заключается прежде всего в том, что это – политически нейтральный, как и сам рынок, нормативный документ, воплотивший в себе достижения многовековой правовой культуры по регулированию отношений рынка. Далее, это федеральный закон, закрепляющий единство правового пространства на территории РФ. Наконец, ГК – это сердцевина гражданского законодательства, а следовательно, нормы ГК носят абсолютный характер, в том числе при коллизии гражданско-правовых норм.

Исходя из конституционных основ российского общества Гражданский кодекс РФ 1994г. закрепляет принципы гражданского регулирования, которые складываются из семи начал: равенства участников гражданского оборота, неприкосновенность собственности, свободы договора, недоступности произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, беспрепятственного осуществления гражданских прав, их восстановления и судебной защиты права. Ограничения гражданских прав могут быть установлены лишь на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья и прав других лиц, а также обеспечения обороны и безопасности страны.

Закладывая правовой фундамент рыночной экономики, Гражданский кодекс не только уравнивает граждан, юридических лиц государство в их гражданско-правовом статусе, но и закрепляет право граждан и их объединений на занятие предпринимательством в качестве их абсолютного частного права; гарантирует каждому субъекту права подлинные имущественные и личные права, не подверженные вторжению в эту сферу государства; предоставляет право обладания любым имуществом без ограничения его состава, количества и стоимости, а ограничения в отношении отдельных объектов могут быть лишь по соображениям общественной пользы и безопасности; наконец, предусматривает защиту среди других личных благ деловой репутации и предпринимательской тайны.

Гражданский кодекс РФ дает понятие предпринимательства как самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке.

Новый ГК закрепляет исторически сложившиеся, начиная с Древнего Рима, а затем – в их классическом виде при капитализме – предписания о недопустимости злоупотребления правом. Таким образом, возможность свободно распоряжаться своими правами определенные законом границы, переход за которые запрещен. Это не только действия лица исключительно с намерением причинить вред другому лицу, но и иные без злонамеренности действия (сброс ядовитых отходов производства, нарушение правил конкуренции и др.), ущемляющие интересы других лиц. Интеграция нравственно-правовых норм, при которой нравственные воззрения непосредственно воплощаются в формах позитивного права, приобретает исключительно важное значение как для развития предпринимательства, так и для становления цивилизованного рынка России.[8]

Экономика рыночного типа – экономика свободного предпринимательства, в связи с чем законоположениями закрепляется необходимая, достаточно благоприятная предпринимательская среда, условия для развития предпринимательства во всех его формах: производственного, коммерческого либо финансового. Закрепляя экономико-правовые основы предпринимательства, законоположения определяют статус хозяйствующих субъектов. Этот статус включает свободу выбора предпринимательской деятельности, право самостоятельно осуществлять производство и реализовать продукцию, получать и распределять прибыль, участвовать во внешнеэкономической деятельности, а вместе с этим предусматривает широкий комплекс гарантий, в том числе недопустимость вмешательства государственных органов и их должностных лиц в деятельность предпринимателей. Формируя механизм реализации потребностей, интересов в сфере предпринимательства, законы определяют пределы дозволенного, желаемого и запретного поведения в процессе хозяйствования. Экономическая свобода вместе с новой концепцией законности и хозяйственной деятельности, в основу которой положена идея правомерности всего, что прямо не запрещено законом, создает широкое, легальное поле самостоятельности, инициативной хозяйственной деятельности в сфере предпринимательства.

Наряду с гражданским правом в условиях рыночной экономики сложились в качестве самостоятельных банковское страховое и корпоративное право, а вместе с тем заложены основы акционерного, вексельного и других отраслей законодательства.[4]

Законодательство в сфере

Предпринимательства

Одним из условий развития в стране предпринимательской деятельности является формирование эффективной системы государственных гарантий. Эти гарантии предусмотрены действующим законодательством, но не реализуются на практике.

Так, ст.20 Закона РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» дееспособным гражданам (их объединения) гарантирует право заниматься предпринимательской деятельностью, создавать свои предприятия и приобретать необходимое для их деятельности имущество. В ней указывается, что нельзя отказать в регистрации предприятия по мотивам нецелесообразности. К сожалению, местные органы государственной власти нередко усложняют порядок регистрации предприятий, что тормозит развитие предпринимательства.

В законе также говорится о защите прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности, в том числе из иностранных государств, о недопустимости дискриминации предприятий со стороны государства, его органов и должностных лиц, о защите имущества предпринимателей от незаконного изъятия.

Кроме того, закон предусматривает систему мер против монополизации рынка и недобросовестной конкуренции.

Наконец, он предоставляет всем субъектам предпринимательской деятельности право равного доступа к материальным, финансовым, трудовым, информационным и природным ресурсам.

Наряду с преобразованием форм и отношений собственности как основополагающих, глубинных начал формирования рынка осуществляется система мер по демонополизации экономики, развитию конкуренции, созданию должной среды и условий предпринимательства. Это прежде всего меры по развитию рыночной инфраструктуры, по финансово-кредитной поддержке предпринимательства, осуществлению программ развития малого и среднего бизнеса. Антимонопольная направленность законодательства проходит через все законы рыночной экономики, но главным, стержневым является Федеральный закон от 25 мая 1995г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» с последующими его изменениями, вызванными потребностями совершенствования антимонопольного законодательства.

Конституционно запрещена экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, при этом в гражданском законодательстве раскрывается характер и содержание недобросовестной конкуренции в сфере предпринимательства. Закон закрепляет равные и справедливые условия предпринимательства для участников гражданского оборота. Государство не вправе предоставлять кому-либо исключительные или преимущественные права для занятия любой экономической деятельностью.

Экономическая свобода несовместима как с анархией, так с монополизмом. Запрещается злоупотреблять господствующим положением на рынке, заключать соглашения, направленные на раздел рынков, установление монопольных цен, дискриминацию конкуренции. Законоположениями предусмотрено принудительное разделение крупных предприятий-монополистов, если их доминирующее положение на рынке существенно ограничивает конкуренцию. Далее, к предприятиям-монополистам могут быть применены меры государственного регулирования цен, установления предельного уровня рентабельности и т.д. Государственная промышленная политика предполагает сохранение в процессе демонополизации единых производственно-технических комплексов, что требует вместе с глубоким экономическим обоснованием учета всего разнообразия факторов демонополизации.

На первом этапе реформ, как в силу нечеткости общественных преобразований, так и вследствие поспешности самих реформ, переход к рынку не был обеспечен необходимым законоположениями, чем был нарушен принцип законодательного, притом опережающего обеспечения тех или иных преобразований. Законы о регулировании рынка ценных бумаг, об акционерных обществах, об инвестициях и т.д. были приняты в условиях, когда шли интенсивные процессы приватизации, акционирования, формирования финансовых структур, а тем самым развитие предпринимательства не получало должного, эффективного нормативно-правового регулирования. Законоположения не только закрепляют экономические, социальные и другие потребности и реалии жизни в качестве правовых, нормативно установленных предписаний государства, но и формируют механизм их реализации, обеспечивая тем самым возрастание организующей роли права.

Нормативно-правовая система в условиях рынка все больше ориентируется на стимулирование хозяйственной и социальной деятельности, а тем самым – и на развитие саморегуляции, о чем свидетельствуют законы о поддержке среднего и малого бизнеса, крестьянских (фермерских) хозяйств и т.д. Наряду с разработкой федеральной и региональных программ государственной поддержки малого предпринимательства законоположениями закреплены правовые основы и меры по дальнейшему его развитию. Это – утверждение малых предприятий и предпринимателей как полноправных субъектов рыночной системы хозяйствования, обеспечение доступа к финансовым, кредитным и материальным ресурсам в объемах и на условиях, необходимых для развития малого предпринимательства, производственно-технологическая поддержка малого бизнеса, развитие сети субъектов предпринимательства, отвечающих интересам формирования рациональной структуры экономики России и ее регионов. Наряду с этим определены приоритеты развития предпринимательства в сфере производства и переработки сельхозпродукции, изготовления товаров народного потребления и лекарств, строительство и осуществление инновационной деятельности с предоставлением налоговых и иных льгот в этих отраслях предпринимательства.

Законодательство выходит на новые рубежи – от запретительных к нормам регулятивного характера с тем, чтобы обеспечить экономическую свободу, известный баланс интересов различных субъектов права. И в этом отношении заслуживает внимания законодательство, закрепляющее интеграцию интересов граждан, организаций и общества в целом. Закон предписывает возместить собственнику в полном объеме ущерб, причиненный кем-либо вследствие злоупотребления своим положением, использования недобросовестных методов предпринимательства и совершения иных действий, ущемляющих права и охраняемые законом интересы других лиц. Деятельность предпринимателя, нарушающего правила предпринимательской деятельности, в результате которой причинен вред правам и интересам граждан и государству либо создана угроза причинения такого вреда, может быть приостановлена до устранения допущенных нарушений. Вместе с законными интересами предпринимателей охраняются интересы других лиц, устои нравственности и правопорядка.

Законоположения через систему гражданско-правовых сделок - биржевых, посредничества, лизинга, факторинга и т.д. – существенно расширяют инструментарий договорного права, укрепляют устойчивость, надежность и авторитет договорно-хозяйственных отношений, а вместе с закреплением самостоятельности и ответственность контрагентов за результаты хозяйствования. Участники гражданских правоотношений предполагаются добросовестными исполнителями прав и обязанностей, а следовательно, кредитор обязан доказать факт ненадлежащего исполнения должником обязательств, наличия убытков и причинную связь между ущербом и фактором правонарушения. Когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществились ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается. Закреплена наряду с этим презумпция вины нарушителя гражданско-правовых обязательств, в связи с чем кредитор (потерпевший) не обязан доказывать вину правонарушителя.

Механизм обеспечения реализации закона представляет собою комплекс социально-экономических, организационно-управленческих, юридических, а в известной мере и идеологических, социально-психологических средств, направленных на эффективное, реальное действие закона. Здесь выделяется прежде всего материально-техническое обеспечение предпринимательства (приобретение земельных участков, предоставление кредитов и т.д.), что не исключает подчас и отсутствия всех необходимых ресурсов для законодательных новаций, а тем самым не создаются и условия для реализации предоставленных прав. Серьезным препятствием для предпринимательства в этой области остаются бюрократизм и коррупция в аппаратах администрации. Эффективность и реальность законов значительно возрастает посредством формирования юридического механизма реализации закона (издание законов прямого регулирующего действия, определение порядка, условий и гарантий осуществления прав и обязанностей, создание системы социально-правового контроля).[6]

Предпринимательство, как и государственное его регулирование, включает в качестве важнейшей, неотъемлемой части налогообложения. Законодательство о налогах закрепляет принципы налогообложения, систему налогов и порядок их взимания, взаимоотношения предпринимателей - налогоплательщиков с налоговой службой. Основополагающим является Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998г., но действует целый ряд законов РФ – «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991г., «О государственной налоговой службе», Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 29 декабря 1995г., «О федеральных органах налоговой полиции» от 24 июня 1993г.

Законодательство Российской Федерации содействует освоению новых отношений рынка и в области труда, исходя из конституционного закрепления отношений социального партнерства, свободы труда, социальной защиты населения. Эта область законодательства включает: систему норм, направленных на достижение высокопроизводительного, эффективного труда; расширение договорных начал в регулировании трудовых отношений; обеспечение социальной защиты граждан в условиях рынка; согласование противоречивых интересов работодателей и наемных работников. Наряду с Законом РФ от 25 сентября 1992г., значительно обновившим КЗоТ РСФСР 1971г, важнейшим является пакет законов – о занятости населения 1996г, о коллективных договорах и соглашениях 1992г., об охране труда 1993г., о порядке разрешения коллективных трудовых споров и целый ряд других.

Совершенствование правовой системы РФ настоятельно требует дальнейшего обновления трудового законодательства, соответствующего перспективам развития гражданского общества, реалиям рыночной экономики, основополагающим принципам международного права (декларациям, решениям и конвенциям ООН и МОТ). Главным является принятие нового трудового кодекса РФ. С разработкой концепции такого обновления, закрепляющей качественно новый уровень признания, соблюдения и защиты прав человека, будет доминировать и механизм социально- правового регулирования, обеспечивающий как свободу, интересы и потребности предпринимательства, так и систему государственно-правовых гарантий граждан в сфере труда.

Конституционной основой Российского государства является сохранение его целостности, в связи с чем закрепляется единство экономического пространства на всей территории России. Установление правовых основ единого рынка Конституция РФ относит к ведению Федерации. Характерным является и развитие законотворческой деятельности субъектов Федерации в сферах как исключительной компетенции, так и их совместного ведения с Федерацией.[7]

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 187.