В Таинстве Священства избранный в епископа, священника или дьякона человек через архиерейское рукоположение получает благодать Святого Духа для священного служения в Церкви Христовой.
Это Таинство совершается только над лицами, избираемыми в священнослужители.
Таинство Священства — установление Божественное. Апостол Павел свидетельствует, что Сам Господь Иисус Христос «поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» — Церкви (Ефес. 4, 11-12).
Прообразом этого священного и возвышенного служения явилось священство ветхозаветное.
Оно было учреждено у горы Синай по повелению Самого Господа.
Ветхозаветный священник осуществлял все видимые функции пастырства: духовное водительство, учительство, священнодействие.
Начало истинного священства положено в Новом Завете Господом нашим Иисусом Христом. В день Пятидесятницы на апостолов снизошёл Дух Святой, и этот залог благодати они передали избранным ими лицам через возложение рук.
Отсюда и посвящение в священный сан называется рукоположением, или по-гречески хиротонией.
По примеру Ветхозаветной Церкви, где были первосвященник, священники и прислуживающие при храме левиты, в новозаветной христианской Церкви святые апостолы установили три степени священства: епископ, священник и дьякон.
И епископы, и священники, и дьяконы называются священнослужителями, потому что через возложение епископских рук получают благодать Святого Духа для священного служения Богу, Церкви Христовой и людям.
Начальный священный чин составляют дьяконы. «Дьякон» означает «служитель». Посвящаемый в дьякона получает благодать служить при совершении Таинств, но сам совершать Таинства не может.
Об избрании и рукоположении первых дьяконов говорится в книге Деяний Апостольских: «их поставили пред апостолами, и сии <апостолы>, помолившись возложили на них руки» (Деян. 6, 6).
Священники, по-гречески иереи, или пресвитеры, составляют второй священный чин. Посвящаемый во священника получает благодать совершать Таинства.
О рукоположении пресвитеров мы читаем в книге Деяний: «рукоположивши же им пресвитеров к каждой церкви, они <апостолы Павел и Варнава> помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» (Деян. 14, 23).
Епископы являются носителями высшей степени благодати священства. Посвящаемый во епископа получает благодать не только совершать Таинства, но и посвящать других для совершения Таинств.
Архиереи разделяются на правящих, возглавляющих поместные Церкви или епархии, и викарных — то есть помогающих правящим архиереям.
Слово «епископ» переводится как «смотритель», «блюститель», поскольку епископам было доверено следить за порядком и благочестием в Церкви после апостолов. Епископы называются ещё архиереями, то есть начальниками иереев (священников).
В Послании к Титу, поставленному апостолом Павлом в епископа, говорится: «для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров» (Тит. 1, 5).
Благодаря Таинству Священства Церковь сохраняет преемственность в благодати с апостольских времён до наших дней. Тот же Дух, что действовал в учениках Христовых, действует и в современных священнослужителях, и дары, сообщённые апостолам, переходят на всех преемников апостолов.
Священнослужитель проповедует Евангелие и совершает Таинства Крещения и Миропомазания, в Таинстве Покаяния от имени Господа Иисуса Христа прощает грехи раскаявшимся грешникам.
Он совершает Таинство Евхаристии и причащает верующих Тела и Крови Христовых, совершает Таинства Брака и Елеосвящения. Ведь через Таинства Церкви Господь продолжает на земле Своё служение — ведёт нас к вечной жизни в Царстве Божием.
Билет № 10
Монашество.
На заре зарождения христианской Церкви почти все верующие вели чистую и святую жизнь. Они удалялись от мира, чтобы полностью посвятить себя подвигам молитвы и воздержания. Такие люди назывались аскетами или подвижниками.
Примеры такого образа жизни есть в истории Ветхого и Нового Заветов. Сам Господь Иисус Христос удалялся в пустыню для поста и молитвы. Первым монахом принято считать святого Пророка и Предтечу Господня Иоанна Крестителя. Иоанн вел в Иудейской пустыне строгую жизнь подвижника: он «имел одежду из верблюжьего волоса, а пищею его были акриды и дикий мед».
Подобно святому Иоанну Крестителю многие христиане, удалившиеся от мира становились отшельниками или пустынниками. Это явление стало быстро распространяться в начале четвертого века.
По воле Императора Константина христианская религия стала господствующей и строгость жизни среди христиан стала ослабевать. Тогда некоторые ревностные христиане стали удаляться, сначала в городские окрестности, а затем в пустыню.
Так было положено начало монашеству, или по-русски иночеству – иному, удаленному от соблазнов мира, образу жизни. Иночество или монашество — это великое таинство обручения человеческой души Господу, при ее земной жизни.
Монашеский образ жизни сравнивается с ангельским, выше которого быть не может. Об этом говорят и оптинские старцы: «Монашество есть блаженство, какое только возможно для человека на земле, выше этого блаженства нет ничего».
Личная цель иночества есть приобретение нравственной духовной силы, для спасения души. Молитва за весь мир, лежащий в грехах — вот главное дело монаха. Внутренняя жизнь его души состоит в непрестанном покаянии и молитвенном восхождении к небесам.
Очистив свое сердце, иноки с любовью помогают людям исцелиться от душевных и телесных недугов. Своим трудом, как видимым воплощением деятельной любви, они создают подобие рая на земле.
Всем своим образом жизни монахи стремятся уподобиться Христу. И за это прославленные святые, состоящие в монашеском чине, носят высокое именование "преподобных".
Монах, вступая на путь иноческой жизни отказывается от всех жизненных интересов, дает обет целомудрия или безбрачия, обет нестяжания, т.е. отказаться от своего имущества и полного послушания. Евангельские слова из уст Самого Спасителя открывают сокровенный смысл данных монахом обетов: «...Отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мной». В знак отречения от мира и нового духовного рождения иноку дают новое имя.
Он отказывается от своего имущества и во всем исполняет волю своих духовных руководителей, оставаясь наедине с Богом, ради развития в себе сил духовных.
Жизнь монаха далека от праздности, часто она сопряжена с суровым буднями, постоянный труд, послушания и молитвы редко прерываются на короткий сон и скромную трапезу. История монашества знает, сколь нелегок путь иноческой жизни, и, что лишь некоторые способны достойно пройти его до конца.
Монашество могут принимать не только мужчины, но и женщины. Женские монастыри существовали с древности. В них устанавливались те же правила и обычаи, как и в мужских.
Желающие поступить в монастырь проходят длительное испытание своих намерений и сил, готовясь дать невозвратные обеты Господу.
Монашеская иерархия включает в себя несколько ступеней. Сначала послушник получает благословение на ношения рясы и становится рясофорным монахом. Затем он приносит обеты, проходит монашеский постриг и становится мантийным монахом. Иногда опытные монахи принимают схиму – высшую степень монашества, накладывая на себя более строгие обеты.
Родиной монашества стал покрытый пустынями Египет. А его основателем преподобный Антоний Великий. Его ученики жили порознь в пещерах или хижинах, расположенных вдалеке друг от друга в безлюдной местности, находясь под руководством одного начальника или наставника – аввы (что значит «отец»).
Из Египта иночество скоро распространилось в Азии, Палестине и Сирии, а потом перешло в Европу. На Руси монастыри появились почти одновременно с принятием христианства – в конце десятого века. Монашество здесь настолько распространилось и укрепилось, что стало духовным стержнем и идеалом русской православной культуры. Родоначальниками иночества на Руси были преподобные Антоний и Феодосий – игумены Киево-Печерского монастыря.
Монашеский образ жизни со времени принятия христианства стал для русского народа понятным и дорогим. Множество монастырей за короткое время покрыли русскую землю. Они подобно духовным росткам, выросшими на почве религиозного духа русского народа, являлись светочами христианского просвещения и благочестия.
Главная неоценимая заслуга иноков для общества состоит в непрестанной, творимой молитве о церкви, отечестве, живых и умерших.
Билет № 11
Таинство Брака.
Брак есть таинство, в котором жених и невеста перед священником и Церковью дают обет хранить взаимную верность друг другу. В обряде венчания их супружеский союз благословляется Церковью.
При совершении этого Таинства «испрашивается и подается благодать Божия для взаимной помощи и единодушия, для благословенного рождения и христианского воспитания детей», - пишет священник Серафим Слободской.
Первое своё чудо Иисус Христос совершил на брачном пиру в Канне Гилилейской, превратив воду в вино. Это стало символом того, что плотское начало брака превращается в духовное.
С тех пор совершающие Таинство Брака пьют вино из одной подаваемой им чаши в знак того, что должны жить единодушно, деля вместе радость и горе.
«Я беру тебя, беден ты или богат, здоров или болен, добр или зол», - говорилось в одном из древнейших чинов венчания. В браке каждый из супругов принимает другого таким, каков он есть, и берёт на себя бремя его несовершенств.
В своём избраннике или избраннице мы видим своё природное дополнение — и видим его не так, как другие. Любовь открывает нам глаза души, и этим новым взглядом мы способны прозревать глубины и истинную сущность любимого человека. В свете чистой любви мы видим в нём образ Божий.
Брачный союз, «союз любви, мира, благорасположения и внутреннего единения супругов, мудрый брак», — это остаток рая на земле, подобный тихому острову в море жизненных невзгод.
Господь установил брак ещё до грехопадения первых людей, сказав: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему». «И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привёл её к человеку. И сказал человек: вот, кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа».
«Мужья, — любите своих жен, как Христос возлюбил Церковь и предал себя за неё…»
В христианстве брачный союз уподобляется духовному единению Христа и Церкви. Подобно этому высочайшему союзу, брак мужчины и женщины рассматривается, как единое целое. И жена уже становится частью мужа, а муж частью жены.
«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви…»
«Брак есть ключ, открывающий путь к чистоте и любви…». «Благодаря браку, - мы получим двойную силу к великой радости друзей и горю врагов». Поэтому супруги – муж и жена — обязаны всю жизнь хранить взаимную любовь и уважение, взаимную преданность и верность.
В браке два человека, благодаря тому, что они друг друга полюбили, становятся едиными. Брак – место, где рознь кончается, где начинается осуществление единой жизни. И в этом самое большое чудо человеческих отношений: двое вдруг делаются одной личностью, два лица вдруг, потому что они друг друга полюбили и приняли до конца, совершенно, оказываются чем-то большим, чем двоица, чем просто два человека, - оказываются единством.
«Оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть».
«Что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Только по жестокосердию людей, говорил Христос в беседе с фарисеями, допускается развод.
«Кто разведётся с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведённой прелюбодействует».
Церковь дает разрешение на развод, если один из супругов уже совершил прелюбодеяние. Уже произошло разрушение того нерасторжимого единства мужа и жены, которое и составляет основу брака.
Снисходя к немощи человеческой, Церковь может благословить только три последовательных брака, заключаемых в силу уважительных причин. Повторные браки допускаются Церковью исключительно ради того, чтобы избежать возможных грехопадений безбрачного человека.
Поэтому, чтобы сохранить святость и чистоту христианского брака, от супругов требуется взаимная выдержки, терпение и сострадания, готовность идти на жертвы.
Удивительный пример семейной жизни в Боге и по Богу даёт нам житие святых Петра и Февронии, Муромских чудотворцев. Князь Петр, выполнив данный им обет, женился на простой крестьянской девушке.
Несмотря на требование бояр расстаться с женщиной низкого звания, он её не покинул, а отправился за ней в изгнание. Бог вознаградил верность преданных супругов. Они возвратились на княжение и, завершив счастливую семейную жизнь, умерли в один день.
Взаимно помогая переносить друг другу тяготы земного пути, муж и жена составляют со своими детьми малую Церковь. «Не прилепляйся к супружеству плотскому, но стремись к духовному, — писал Святой Василий Великий, — заботься не на земле оставить детей, но возвести на небо – рождай души и воспитывай детей духовно».
Билет № 12
Елеосвящение (Соборование)
В Елеосвящении при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные.
Елеосвящение — одно из семи благодатных Таинств Православной Церкви. Оно преподаётся всем болящим и страждущим людям. Как и прочие церковные Таинства, Елеосвящение было установлено Самим Господом Иисусом Христом. Как мы узнаём из Евангелия от Марка, призвав двенадцать учеников, «начал Христос посылать их по два, дав им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк., 6; 7, 12).
О Таинстве Елеосвящения говорится также в послании святого апостола Иакова: «Болен ли кто из вас? пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-15).
По уставу Церкви Елеосвящение совершается соборно семью священниками, отсюда и второе, весьма распространённое название этого Таинства — Соборование.
Удалено Современное чинопоследование Елеосвящения состоит из семикратного чтения Евангелия, Апостола
и молитв, призывающих Божественную благодать. После каждого чтения священники помазывают соборующимся лицо, грудь и руки.
Елей знаменует в таинстве милость Божию и сострадание, а добавляемое в него в небольшом количестве вино — искупительную Кровь Спасителя. Кроме вина и масла, верующие приносят с собой для совершения Таинства зёрна пшеницы или пшена. Зёрна символизируют начало жизни, а по смерти тела — воскресение.
Соборование совершается над людьми, страдающими не только от телесных, но и от душевных недугов, находящимися в скорби и унынии. Духовное значение Таинства Елеосвящения состоит в исцелении от болезней и прощении грехов. «Таинство Соборования многих безнадёжно больных воздвигало от одра; кроме того, оно очищает забытые и недоуменные грехи…» — говорил преподобный Амвросий Оптинский (Преподобный Амвросий Оптинский. Советы супругам и родителям. В болезни. Соборование необходимо).
По учению Церкви, причина всех болезней коренится в общей повреждённости и греховности человеческой природы. После грехопадения люди утратили бессмертие. По словам святителя Григория Богослова, человек «облёкся в кожаные ризы — тяжёлую плоть…» (Григорий Богослов. Творения в 2-х томах. Т. 2, стр. 34). Грех, как некий дьявольский яд, вошёл в его естество, осквернил и отравил его. Человек стал подвержен болезням и смерти.
Спаситель, обращаясь к исцеленному Им человеку, прямо указал на источник его болезни: «вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже». (Иоан.5:14).
Но иногда Бог посылает болезни для испытания и совершенствования веры человека. Такими были болезни ветхозаветного Иова Многострадального и евангельского слепца, о котором Сам Господь говорил: «не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нём явились дела Божии» (Ин., 9, 3).
Каждый, кто приступает к Соборованию, должен принять одну важную истину: подлинное исцеление человека состоит не во временном восстановлении его физического здоровья, а в изменении его восприятия болезни, страданий и самой смерти... Цель таинства — в изменении самого понимания страданий и болезни, в приятии их как дара страданий Христовых, претворённых Им в победу.
В Таинстве Елеосвящения больному подаётся благодатное утешение, а болезнь человека становится спасительным и целительным средством от духовной смерти.
Если мы со смирением принимаем ниспосланную Богом болезнь и безропотно переживаем её, мы приобщается страданиям Христовым и, подобно Спасителю, духовно воскресаем для новой жизни.
Билет № 13
Христианские добродетели.
Источник любой добродетели – Бог. Во Христе все добродетели существуют в высшей и совершенной степени;
кроме того, они неделимы и составляют единое целое. Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять. (Еф.2:10)
«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5:22-23).
Добродетель | Определение | Свящ. Писание | Условия стяжания | Примеры | Плоды | Прочее: степени, связь, образы |
Вера | Добровольное согласие человеческой воли на принятие Богооткровенной Истины, доверие к Богу как Любящему Отцу и Его Всеблагому Промыслу. | Мф.16:24Мф.21:21-22Откр.3:20 | Безусловное доверие Богу. Следование Христовым Заповедям. | Праотец Авраам Апостол Андрей Первозванный Благоразумный разбойник Первомученик, архидиакон Стефан | Все поступки совершаются в согласии с волей Божией и являются исполнением её. Стяжевается упование на всеблагой и премудрый Промысл Божий в любых обстоятельствах. | Верующий православный христианин является членом Церкви и ведёт активную духовную жизнь. Вера взращивается участием в Таинствах (Исповеди и Причастия), изучением Священного Писания, Житий святых и личным общением с подвижниками благочестия. |
Воздержание | Удержание желаний, не согласующихся с волей Божией. Греческое слово «воздержание» означает: держать под контролем, владеть собой. Часто оно переводится словом «самообладание» и подразумевает «сдерживать пыл, влечение, желания». | 1Кор.6:121Кор.9:25Лк.1:14-16Мф.11:11Гал.5.24 | Объектом воздержания могут быть: 1) порочные страсти и греховные влечения человеческой природы и 2) ее естественные нужды и необходимые потребности. С 1-м требуется беспощадная борьба, а 2-е должно подчинить духу и удерживать в разумных пределах. | Праведный Иоанн Кронштадтский Преподобный Герасим Иорданский | Тело должно покориться душе, а душа — духу. | Подвиг воздержания простирается вообще на все, что препятствует богоугодной жизни. С этой точки зрения воздержание (принимаемое в широком смысле), как добродетель, является родоначальной, основной по отношению к другим добродетелям. |
Жертвенность | Добродетель, заключающаяся в желании и готовности жертвовать собой, своим временем, силами, средствами ради исполнения заповедей любви к Богу и ближнему, самоотречение. | Мф. 25:40-451Кор. 10:241Кор. 13:3 | Христианская жертвенность основывается не просто на чувстве долга, но на любви. Тем не менее, святые отцы учат, что даже понуждение себя к исполнению заповедей без сочувствия сердца все равно полезно для нас. Потому что душа обретает навык делать добро, а со временем может откликнуться и сердце. | Праведная Марфа Праведный Иоанн Кронштадтский | Любовь как главное сокровище сердца. | Высшими формами жертвенности являются мученичество и смерть во имя Бога. |
Кротость (простота, незлобие) | Добродетель кротости заключается в совершенном безгневии и неподвижном устроении души, пребывающей одинаковой при бесчестиях и похвалах. | Мф.5:5Мф.11:29Иак.3:17Флп.4:5Пс.24:9 | Послушание. Испрашивание помощи у Бога. Самоукорение. | Преподобный Павел Препростый Святитель Спиридон Тримифунтский | Терпение, безгневие, Возможность при оскорблениях от ближнего без смущения и искренно о нем молиться. | Терпение оскорблений и гонений. Кроткие силой воли своей, своим терпением укрощают гнев, успокаивают раздраженного и всегда остаются в пределах самообладания. |
Любовь | (Венец добродетелей) совокупность совершенств, по происхождению есть дар Духа Святого, по своей сущности – обо́жение человека, по форме – жертвенное служение предмету любви – Богу и Его творению. | Гал.5:22-23 1 Ин.4:7-16, 20–21 1 Ин.5:3Лк.10:27Ин.14:23,15:9-17, 6:24 | «Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь иметь ее, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь».Преподобный Амвросий Оптинский. | Апостол Иоанн Богослов Преподобный Силуан Афонский Праведный Алексий Мечев | Жертвенное служение Богу и людям. Зрение в ближних образа Божия. (Отсутствие страха). Плод любой добродетели – умножение любви. | Христианская любовь – деятельная и жертвенная. |
Милосердие и Милостыня | Сострадательное отношение к ближним, способность откликаться на их нужды. Деятельное проявление милосердия. | Мф.5:7Мф.6:3 Мф. 19:21 Мф.25:31-40Мф. 26:9 Мк. 14:5 Лк.6:36Лк.10:30-37 Лк. 14:13 Лк. 16:20 Лк. 19:8 Ин. 13:29 Деян. 4:34 2 Кор.9:6Пс.40:2. | Св. Иоанн Златоуст: «Начни отдавать неимущим, что тебе не нужно, что у тебя валяется; потом будешь в состоянии давать и больше и даже с лишением себя; и, наконец, уже готов будешь отдавать и все, что можешь». | Праведный Филарет Милостивый Святитель Николай Чудотворец Святитель Иоанн Милостивый | Милосердие – лекарство от эгоизма. Оно облагораживает душу, умиротворяет совесть, дает внутренний покой и радость, укрепляет веру. Милостыня – царица добродетелей, весьма скоро возводящая людей в Небесные своды, наилучшая защитница, учил свт. Иоанн Златоуст. | Оказание милости при жизни станет заступничеством в день Страшного суда. |
Молитва | Обращение человека к Богу, Богородице, Ангелам или святым угодникам Божиим. | Мф.6:6Мф.1:35Мф.7:7Мф.15:8Мф.26:39Лк.6:12Деян.13:2-3 | Внимание, неспешность, памятование о Боге, пост, уединение, сосредоточенность, тишина. Молитву можно сделать потребностью только через молитвенный труд. | Преподобная Мария Египетская Святитель Григорий Палама Праведный Иоанн Кронштадский Преподобный Серафим Вырицкий | (Матерь добродетелей). Непрестанная память о Боге, сердечная теплота, любовь к Богу и ближним. | Молитва – барометр духовной жизни. Три степени молитвы: устная, умная, умно-сердечная. Молитва является зеркалом духовного возрастания. |
Надежда | Надежда – уверенность в добром исходе нашей жизни, укорененной в вере в Бога, убеждение, что несмотря на всю тьму и весь грех, свет любвеобильного прощения Божия нисходит на нас и изменяет нас. Главным предметом христианской надежды является вечное спасение. | Пс. 32:20-22. Рим.8:24-25Лк.12:22-32 | Упование на Промысл Божий в любых обстоятельствах. | Мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София Святая царица-страстотерпица Александра | Она ободряет дух в искушениях, воодушевляет на подвиги. Надеждой гордый может быть смирен, нечистый – очищен, слабый – укреплен, грешный – исправлен. | Надежда имеет своим основанием веру. Познается надежда только в приключившейся скорби. Случившаяся неожиданность, внезапная потеря, болезнь близкого человека открывают христианину глаза – на кого в действительности он надеялся. |
Нестяжание | Удовлетворение себя (одним) только необходимым. | Пс.61:11Мф.6:25-26, 31-33 Мф. 19:23Лк.12:33-34Ин.15:5 | Любление евангельской нищеты. | Преподобный Нил Сорский Блаженная Ксения Петербургская Новосвященномученик Фаддей Тверской | Милосердие к нищим, презрение к роскоши, готовность отдать последнее. | Исторгается из сердца страсть к наживе. |
Покаяние | Фундаментальная перемена в жизни: от произвольно-греховной, самолюбивой и самодостаточной к житию по заповедям Божиим, в любви и стремлении к Богу. | Мф.3:2Мф.4:17Мк.6:12. Деян.2:38, 2:21 | Совершение в течение всей (человеческой) жизни, (никогда не бывает излишним) | Авва Сисой Великий Апостол Петр Царь и пророк Давид | Видение своей греховности; появление желания служить Богу и ближним; нрав становится непритворным и нелицемерным; искренность исповедания грехов; видение даже тонких греховных помыслов. Переход на качественно иной образ мыслей. | Вектор жизни изменяет направление от собственного «я» к Богу. |
Послушание | Послушание – это особое отношение пастыря и пасомого, которое строится на глубоком доверии, взаимном уважении, творчестве, смирении, молитве, стремлении искать и находить правду Божию. В более широком смысле – согласование своей воли с волей Божией. | Лк.16; Ефес.4:11-12Быт.22:1-18Мф.26:39Ин.6:38Фил.2:6-8Деян.4:19 | Отсечение своей воли (имеется в виду воля греховная и гордость). Для него необходимы: смирение, вера, надежда, любовь, чистота намерений, жертвенность, рассудительность. Духовный руководитель может указать на какие-то ориентиры, но проходить путь от ориентира до ориентира человек должен сам. | Исаак при жертвоприношении Авраама Преподобный Симеон Псково-Печерский Преподобный Акакий Синайский | Приходит внешний порядок жизни. Смирение рождает послушание, а послушание рождает смирение. | Церковь созидает Божию благодать, которая дается только смиренным и послушным. Настоящее послушание должно быть сознательным и творческим, потому что это есть не желание угодить и формально исполнять чьи-то предписания, а быть активным, решительным и инициативным, понимать, что нужно для пользы дела. Образом послушания указывают ртуть, т.к. она спускается ниже всякой жидкости и не смешивается с нечистотою. |
Правда | Правда – стремление к справедливости. Она отражена в Божиих заповедях. Исполнять заповеди Божии, возлюбить ближнего своего – тоже, что и творить правду. | Притч. 21:3Пс. 4:6 Пс. 10:7 Пс. 30:24Пс. 131:9 Мф. 5:6 Мф. 5:10Еф. 4:25 | Для развития этого чувства необходимо: — чаще прислушиваться к голосу совести; — исполнять заведи Бога. | Святитель Николай Чудотворец Праведный Иоанн Кронштадтский Преподобный Серафим Саровский Преподобный Максим Исповедник | Плод правды — совершенство добродетели; из него вырастает древо жизни (свт. Иоанн Златоуст). Вставший на путь правды, прилепится к свободе во всяком деле (прп. Исаак Сирин). Признаком совершения всякой правды является радость (прп. Феодор Студит). | Человеческая правда, по аналогии с Божественной, в высшем своём проявлении должна соизмеряться с такими добродетелями как мудрость и милосердие. |
Рассуждение | Благодатный дар духовного зрения и различения воли Божией. | 2Пет.1:5Пс.78:16Притч.2:3-5 | 1. Самоконтроль. Внутреннее внимание. 2. Избегание крайностей. 3. Сообразование собственной аскезы и духовной пользы окружающих. 4. Чтение святых отцов и Житий святых. 5. Развитие навыков рассуждения. Рассуждение невозможно для новоначальных. Поэтому неопытным необходимо недоверие к себе и послушание духовному руководителю. | Святитель Иоанн Златоуст Преподобный Амвросий Оптинский Святитель Феофан Затворник Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк | Просвещенный ум. Способность принимать правильное решение в любых обстоятельствах и подавать душеполезный совет ближнему. Когда человек стяжает добродетель рассуждения, тогда он будет защищен от осуждения других. | Рассуждение – Дар Божий, а не просто интеллектуальная развитость. Без рассуждения ни одна добродетель не имеет настоящей цены в очах Божиих. Будет ли то молитва, или пост, или милостыня — без рассуждения все это может обратиться даже во вред. Образом добродетели рассуждения в церковной письменности являются руль и соль. |
Ревность | Сердечная сила души, выражающаяся в пламенном стремлении к добру и ненависти ко злу, христианская решимость к бесповоротному оставлению греха и исполнению Божией воли. | Исх.30:3-5Пс.36:8Пс.68:10Рим.10:2 | Необходимо преобразить противоестественную ревность о временном и преходящем, изначально присущей человеку, – ревностью к познанию Бога и соединению с Ним. | Пророк Иеремия, Праведный Иоанн Кронштадтский, Преподобный Иосиф Волоцкий Новосвященномученик Иоанн Рижский | Отвага, усердие, душевная сила и телесная старательность. С ослаблением ревности приходит теплохладность. | Ревность в духовной жизни не должна исключать такую добродетель, как рассуждение. Ревность без рассуждения в патристике именуется ревностью не по разуму, неразумной ревностью (Рим. 10:2). |
Святость(обожение) | Высшая степень приобщения подвижника к божественной благодати, причастность к Богу. | Лев.11:441Пет.1:15Мф.5:48 | Святые отличаются от обычных людей той решительностью и решимостью, с которой они меняют жизнь после обращения к Богу. | Преподобный Серафим Саровский Святитель Иоанн Шанхайский | О святости свидетельствуют не подвиги, а богоподобные качества. | Три степени: освящение, просвещение, усовершение. |
Скромность | Добродетель проявляемая в нежелании выказывать свои достоинства и заслуги. | Рим. 12:3 | 1. Смиренное отношение человека к себе, как к творению Божьему. 2. Сокрушение о грехах. 3. Телесные труды. Скромность и смирение явственно рождается в душе от исполнения заповедей. | Преподобный Сергий Радонежский Преподобный Александр Свирский | Скромный никогда в жизни не проигрывает; его таланты и достоинства не унижаются его скромностью, наоборот, еще больше вырастают, писал архиепископ Иоанн Шаховской. Скромных все любят; тщеславные всех отталкивают. | Скромность не означает слабости, но, напротив, она подчёркивает силу и доблесть духа. |
Смирение и смиренно-мудрие | Смирение – почитание себя грешником, не сделавшим ничего доброго перед Богом, уничижение духа, трезвое видение своих грехов. Смиренномудрие– одна из граней смирения, правильный образ мыслей человека о самом себе и окружающем его мире. | Исх.66:2Мф.26:63Мф.11:29 Ин.13:14-15. | Преподобный Сергий Радонежский Андрей, Христа ради юродивый Преподобный Агафон Египетский | Чем более приближаются подвижники к Богу, тем более грешными себя видят. Есть два смирения: считать себя ниже всех и приписывать Богу свои подвиги (это совершенное смирение святых). Признак глубочайшего смирения, когда человек ради уничижения, в некоторых случаях принимает на себя такие вины, каких в нем нет. | Цель христианской жизни – обо́жение, а кто больше познает Бога, тот более и смиряется. Только этой добродетели не могут подражать бесы. Люди делятся на праведников, которые считают себя грешниками, и грешников, которые считают себя праведниками. О необходимости смирения говорит первая Заповедь блаженств. | Если любовь является вершиной дома добродетелей, то фундаментом ему служит смирение. Благоразумные строители начинают возведение дома с основания, а не с крыши. Что соль для всякой пищи, то смирение для всякой добродетели; оно может сокрушить крепость многих грехов. Для духовного дома христианина кирпичами являются добродетели, а известью служит смирение. |
Страх Божий | Благоговениеперед Богом, боязнь оскорбить Бога греховным помыслом или поступком, утратить ощущение благодатного Божественного присутствия. | Пс. 33:23 Пс. 110:10 Притч. 1:7 Притч. 8:13 Иер. 32:40 Лк. 17:10 | Никто не может стяжать страха Божия, доколе не освободится от всех забот житейских; когда ум будет беспопечителен, тогда движет его страх Божий и влечет к любви, учил прп. Серафим Саровский. | Праотец Авраам Пророк Моисей Благоразумный разбойник | Отречение от суеты мира во имя любви к Богу ведет к стяжанию новоначального страха Божия, а в свою очередь страх Божий начинает вести человека к любви совершенной, к тем семи дарам Святого Духа, о которых сообщает Писание. | Страх Божий – основа прочих добродетелей. Страх Божий следует отличать от панического страха перед Богом. |
Терпение | Стойкое перенесение скорбей с благодарением Богу. | Сир. 2:14Пс.39:2Мф.24:13Лк.21:19Иак.1:3-4Евр.10:36 2 Сол.3:5. | Терпение есть готовность к скорби и ежедневное ожидание ее. В терпении нужно упражняться прежде необходимости, чтобы, когда она настанет, быть во всеоружии. (Нужно считать любое бесчестие посланным от Бога для упражнения в его преодолении.) | Праведный Лот Праведный Иов Многострадальный Богоотцы Иоаким и Анна Великомученик Евстафий Благоверная княгиня Анна Кашинская. | Терпеливому чужда обида. Терпеливый стяжевает всегдашнее спокойствие и сохраняет душевный мир в любых обстоятельствах. | Терпение вырабатывается несением скорбей. Терпение даётся Богом по мере смирения. Высшей степенью является перенесение обид с радостью, даже имея возможность отразить их. |
Трезвение | С одной стороны, трезвение есть внимание к спасению души среди скорбей и искушений преходящего мира, противостоящее рассеянности и лености. С другой стороны, трезвение – это правильная (здравая) оценка своих сил и своего духовного состояния, основанная на познании своей немощи и уповании на Божественную благодать. | 1 Петр.5:8 Пс. 79:12 1Кор. 14:16Мф.24:45-51Мф.26:41 | Хранение ума от помыслов и сердечное безмолвие. Ежедневное испытание ума и сердца. | Святитель Игнатий Брянчанинов Преподобный Пахомий Великий | Исправляя сердце, исправляем внутреннее зрение своей души. Приобретается свобода от искушений, свобода от самообмана, видение своих грехов и упование на Бога, сдержанность в радости и сохранение благоразумия в скорбях. | Духовная бдительность помогает очищению ума и сердца и стяжанию прочих добродетелей. |
Трудолюбие | Любовь к богоугодному труду, желание старательно и добросовестно трудиться. | Притч.11:15Притч.12:14Притч. 14:23Притч. 16:26Притч. 24:27Притч. 28:19Екк.1:3 Екк. 3:9 Екк. 6:7Екк. 10:15Сир. 7:15Прем. 3:151Кор. 4:122Фес. 3:102Тим. 2:6 | 1. Избегание праздности. 2. Понуждение себя к труду. | Апостол Павел Преподобный Арсений Трудолюбивый Преподобный Серафим Саровский | «Возлюби труд: он, в соединении с постом, молитвой и бдением, освободит тебя от всех скверн. Телесный труд доставляет сердцу чистоту; чистота сердца служит причиной того, что душа приносит плод», учил прп. Антоний Великий. | Святитель Феофан Затворникписал, что нужно каждое дело воспринимать, как данное Богом, тогда уйдут суетливость, многозаботливость и нерадение о делах домашних и общественных. |
Целомудрие | Совершенное подчинение тела душе, чистота души и тела. «По своему этимологическому составу греческое слово «целомудрие» указывает на здравость, неповрежденность, единство и вообще нормальное состояние внутренней духовной жизни христианина, цельность и крепость личности, свежесть духовных сил, духовную устроенность внутреннего человека» (свящ. Павел Флоренский) | Числ.6:82Кор.6:61Тим.4:12, 5:21Кор.3:17Тит.2:5-6. 1Фес.4:7Пс.138:14Притч.6:25 | Начало целомудрия – ум, не колеблющийся от блудных помыслов и мечтаний. Уклонение от сладострастных бесед, скверных слов, хранение чувств, особенно зрения, слуха и осязания. Телесные труды. Пост, молитва. Избегать всего, что может положить и малейшее пятно на чистоту души. Целомудрие есть воздержание и преодоление (всяких) похотей борьбою. | Равноапостольная Фекла Мученица Евфрасия Мученица Пелагея дева Мученицы Домнина, Виринея и Проскудия Мученица Фомаида Благоверная княгиня Иулиания Вяземская | Телесная и духовная чистота. | По определению святого Григория Нисского, «целомудрие вместе с мудростью и благоразумием есть благоустроенное распоряжение всеми душевными движениями, гармоническое действие всех душевных сил». |
Билет № 14
Дата: 2019-05-29, просмотров: 197.