Святые отцы Церкви, размышляя о духовных совершенствах Божиих, использовали различные методы, приложимые к познанию Бога, богословию. Так, например, блаж. Августин применял метод психологических аналогий, суть которого заключалась том, что понятие о Боге выводили, исходя из сообразности человека Богу, т.е. пытались открыть в Боге то, что можно найти в человеческой душе, которая, по свидетельству Священного Писания, была сотворена Богом по образу и подобию Божию. Христианская антропология (наука о человеке) утверждает, что духовно-личное бытие тварных разумно—свободных существ, к которым относится и человек, характеризуется такими существенными свойствами, как разум, воля, чувство. По аналогии, учитывая всесовершенство природы Божией, в Боге как существе духовном можно видеть свойства: А) разума Божия, Б) воли Божией, В) чувства, или чувствования, Божия. И Откровение часто изображает Бога как духа именно с этих сторон.
Билет № 5
Таинство Крещения
В ряду Таинств Православной Церкви на первом месте стоит Таинство Крещения: оно служит дверью, вводящей в Церковь Христову, и даёт доступ к участию в других Таинствах.
Таинство Крещения — это священнодействие, в котором верующий во Христа через троекратное погружение в воду с призыванием имени Пресвятой Троицы — Отца и Сына и Святого Духа — омывается от грехов и становится членом Церкви Христовой. Благодатью Святого Духа крещаемый возрождается в новую духовную жизнь.
Таинство Крещения установил Сам Господь Иисус Христос. Он освятил Крещение Своим собственным примером, крестившись у Иоанна Предтечи. Потом, по Воскресении Своём, Он дал апостолам повеление: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам».
Крещение необходимо каждому, кто желает быть членом Церкви, то есть благодатного Царства Христова. «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие», — сказал Сам Господь.
В первые времена христианской Церкви Таинство Крещения совершалось в Пасхальную ночь и составляло неотъемлемую часть ежегодного торжественного празднования Пасхи. Пасха — это праздник Воскресения Сына Божия, Который умер на кресте и через три дня воскрес, явив миру Своё воскресшее, нетленное тело как залог будущего воскресения и нетления всего человечества.
И вот в Таинстве Крещения человек символически умирает со Христом и воскресает с Ним. Происходит невидимое преображение его природы. Человек очищается от грехов и получает благодатную силу бороться со злом в себе. Он обретает дар побеждать грех и утверждаться в добре и любви.
Совершается второе, духовное рождение человека — «рождение свыше». Как и рождение, Таинство Крещения может быть совершено только один раз. По слову апостола Павла — «один Господь, одна вера, одно Крещение»…
Из крещальной купели, которая, согласно христианскому учению, является образом гроба Христова, человек выходит возродившимся и обновлённым.
На него надеваются белые одежды, символизирующие собой ту светотканую одежду, в которую были облечены Адам и Ева до грехопадения. Это означает, что крещёный призван к чистой и святой жизни.
Таким образом, Крещение — это Таинство возрождения и восстановления человека, его личная Пасха, переход из старой жизни в новую, вечную, которая воссияла нам из гроба в первый день недели почти две тысячи лет назад.
Для принятия Крещения необходимы вера и покаяние. Вера открывает сердце человека перед Богом и позволяет Ему действовать в человеческой душе, потому что вера предполагает доверие. Вера происходит «от слышания, а слышание от слова Божия». Поэтому человек, желающий принять Крещение, должен быть научен основам христианства. Это обучение называется оглашением, а сам человек — «оглашенным».
Таинству Крещения предшествуют особые молитвы — «чин оглашения». Смысл этих молитв состоит в том, что с данного момента Сам Господь Иисус Христос берёт новообращённого под Свою защиту, даёт ему Своё прибежище — ведь избравший праведный путь нуждается в защите и покровительстве свыше, так как силы зла не дремлют, а человеческие силы слабы.
Господь ограждает от зла своё чадо, и потому одними из первых в Таинстве Крещения творятся молитвы, заклинающие дьявола. «Убойся, изыди, и отступи от создания сего», — звучит в храме.
Принимающий Таинство трижды произносит отречение от «сатаны, всех дел его, и всех ангелов его, и всего служения его, и всей гордыни его». В этом отречении мы уподобляется Самому Христу, Который после принятия Им крещения от святого Иоанна Предтечи удалился в пустыню, где постился в течение сорока дней и, будучи искушаем сатаной, трижды отказался слушаться его.
После отречения от сатаны оглашенный трижды исповедует свою веру во Христа и читает Символ веры.
Выбор сделан: человек избрал Христа и присягнул Ему на верность. Это решение и эта присяга принимаются раз и навсегда.
Это предполагает, что человек не просто должен веровать в Спасителя как в Бога, но и жить в соответствии с Его заповедями.
Когда крестят младенца, то отречение от дьявола и Символ веры произносят от его лица восприемники — крестный отец или крестная мать. Они поручаются перед Церковью за веру крещаемого. Когда младенец подрастёт, восприемники должны научить его вере и позаботиться о том, чтобы их крестник стал настоящим христианином.
После исповедания веры следует троекратное погружение в воду. По вере человека и благодати Божией происходит чудо: крещаемый получает дар новой жизни и обретает победу над смертью духовной, перед которой физическая смерть незначительна и преходяща.
Миропомазание.
В этом Таинстве при помазании освящённым миром во имя Духа Святого человеку подаются благодатные дары, укрепляющие его в жизни духовной.
О благодатных дарах Святого Духа сказал Сам Иисус Христос: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него, ибо ещё не было на них Духа Святого, потому что Иисус ещё не был прославлен» (Ин. 7, 38-39).
На протяжении своей многовековой истории Православная Церковь исповедовала одну простую и непреложную истину: ни один человек не может жить праведно и наследовать вечную блаженную жизнь без помощи Божией.
Сам Господь сказал: «Без Меня не можете творить ничего». Чтобы достичь духовного совершенства, человеку необходимы благодатные дары Святого Духа. Эти дары подаются людям во всех церковных Таинствах. И одним из них является Таинство Миропомазания. Оно совершается вслед за Таинством Крещения — один раз в жизни.
Как и все Таинства Церкви Христовой, Миропомазание имеет Божественное установление. В древней Церкви святые апостолы совершали его через возложение рук. По мере умножения верующих в конце первого века Таинство стало совершаться через помазание святым миром. Святое миро приготавливалось из елея (масла) и благовонных веществ. Освящали его сами апостолы и их преемники — епископы.
Со временем, по мере умножения верующих, с благословения епископов миропомазание стали совершать священники.
По традиции в Русской Православной Церкви святое миро — оливковое масло с примесью разных ароматов — варится на Страстной седмице в особой мироварнице. Она находится в Донском монастыре города Москвы. Освящается миро в Великий Четверг предстоятелем Церкви, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси, и рассылается по епархиям и приходам.
При совершении Миропомазания после чтения особой молитвы у новокрещёного крестообразно помазываются святым миром лоб, глаза, уши, уста, грудь, руки и ноги. При каждом помазании священник произносит тайносовершительные слова: «Печать дара Духа Святаго», а крещёный и восприемники отвечают «Аминь», что означает «Истинно».
Помазывание лба означает освящение ума и мыслей человека; груди — освящение сердца и желаний; глаз, ушей, ноздрей и уст —освящение чувств; рук и ног — освящение дел и всего поведения человека.
Это священнодействие символично сравнивают с запечатыванием сосудов, наполненных драгоценным миром: христианин должен навсегда оставаться вместилищем благодати Божией и жилищем Святого Духа.
Среди неисчислимых даров Духа Святого наивысший — христианская любовь. Посредством Таинства Миропомазания в душе христианина насаждается Божественная любовь, а вместе с ней — «радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание»…
Билет № 6
Евхаристия.
Совершается Таинство Евхаристии, или Причащения, во время Божественной Литургии — главного богослужения Православной Церкви. В этом Таинстве хлеб и вино силой и действием Святого Духа прелагаются, или пресуществляются, в истинное Тело и в истинную Кровь Христову, и верующие причащаются этих Святых Даров. В Таинстве Причащения через неизъяснимое действие Святого Духа мы становимся участниками благодатной жизни в Боге. Для верующего человека в этом Таинстве заключена возможность достичь главной и единственной цели своей жизни — приобщиться Божественной любви, приобщиться Самого Божества. Установил Таинство Сам Господь Иисус Христос во время Тайной Вечери — Своей последней трапезы с учениками накануне страданий и смерти. В сущности, каждая Литургия является ни чем иным, как Тайной Вечерей, на которой все присутствующие находятся за одной трапезой с Богом.
Билет № 7
Покаяние.
Земная проповедь Господа нашего Иисуса Христа начиналась с призыва к покаянию: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17)! Это не случайно. Ведь чтобы принять Царство Небесное, чтобы войти в него и стать его гражданином, нам самим необходимо измениться. Надо, чтобы это блаженное Царство раскрылось в наших сердцах.
В Евангелии мы читаем: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лук. 17:21). К сожалению, сегодня эта религиозная истина многими понимается превратно. От людей можно услышать расхожую фразу: «У меня Бог в душе, поэтому мне не надо ходить в Церковь».
Нежелание современного человека посещать Церковь сродни нежеланию больного идти в лечебницу. Человек не хочет осознавать своей болезни: «Я здоров, зачем мне идти к врачу»? Увы, это не так: есть болезнь, которая лишает нас жизни — благодатной жизни с Богом. И эта болезнь — грех.
В чём заключается опасность такой болезни? Прежде всего — в духовной слепоте. Духовная слепота неминуемо ведёт к падению и духовной смерти, к окаменению души.
Со времени вкушения первыми людьми запретного плода с древа познания добра и зла человек перестал различать добро и зло. Он начал сам для себя определять, что хорошо и что плохо, начал сам искать своё счастье, забыв, что он носитель образа Божия и что источником всех благ является Господь.
Но если человек может забыть о Боге, то Бог никогда не забудет о Своём падшем создании. Господь обращается к людям: «Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух… зачем вам умирать… обратитесь, и живите» (Иез. 18:31-32).
Желая помочь человеку, Господь установил в Своей Церкви особое таинство — Таинство Покаяния, которое заключается в исповедании человеком своих грехов Богу в присутствии священника. Отсюда происходит ещё одно название этого таинства: Таинство исповеди.
Смысл этого Таинства заключается в том, что человек, сверяя свою жизнь с божественными заповедями, начинает видеть свои грехи. Он начинает осознавать, что грехи являются препятствиями на его пути к Богу. В душе человека происходит переоценка ценностей. Осознание болезни становится началом выздоровления.
Но зачем нужно исповедоваться перед священником, если можно принести покаяние Самому Богу? Действительно, приступая к исповеди, мы каемся Богу, а не священнику, который является всего лишь свидетелем нашего покаяния. Но именно священнослужителям, как преемникам апостольского служения, Господь дал на земле власть разрешать (прощать) грехи. «Что вы свяжете на земле, — говорит Спаситель, — то будет связано на небе, и что разрешите на земле, будет разрешено на небе» (Мф. 18,18).
Кроме того, исповедь перед священником позволяет нам пережить очищающий стыд, а это необходимая педагогическая мера. Об этом замечательно рассуждает святитель Иоанн Златоуст: «Грех — это рана, покаяние — лекарство… За грехом следует стыд, спутником покаяния является свобода. Но сатана извратил порядок и соединил свободу со грехом, а стыд с покаянием». Исповедуя свои грехи перед священником, искренне сокрушаясь о них, мы преодолеваем этот извращённый порядок вещей.
Наконец, следует понимать, что исповедь не ограничивается одним лишь исповедованием собственных грехов. Она предполагает и совет со стороны священника. Будучи умудрён знаниями и опытом, он поможет человеку отыскать верный путь для преодоления греха.
Грех — это болезнь, но с Божьей помощью, подаваемой в Таинстве исповеди, человек может исцелиться. «Исцелиться» буквально означает «вновь обрести целостность» — обрести согласие с Богом и самим собой, со своей совестью.
Билет № 8
Дата: 2019-05-29, просмотров: 181.