Символ веры значит изложенное в кратких, но точных словах учение о том, во что должны веровать христиане
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Билет № 2

· Таинства Русской Православной Церкви.

· Прочитать наизусть Символ Веры. Объяснить смысл и значение одного члена Символа Веры.

· Чтение на церковно-славянском языке. Знание молитв.

 

Билет № 3

· Свойства Божии. Свойства существа Божия как всесовершеннейшего бытия

· Прочитать наизусть Символ Веры. Объяснить смысл и значение одного члена Символа Веры.

· Чтение на церковно-славянском языке. Знание молитв.

 

 

Билет № 4

· Свойства существа Божия как Духа

· Прочитать наизусть Символ Веры. Объяснить смысл и значение одного члена Символа Веры.

· Чтение на церковно-славянском языке. Знание молитв.

 

 

Билет № 5

· Крещение. Миропомазание.

· Прочитать наизусть Символ Веры. Объяснить смысл и значение одного члена Символа Веры.

· Чтение на церковно-славянском языке. Знание молитв.

 

 

Билет № 6

· Евхаристия.

· Прочитать наизусть Символ Веры. Объяснить смысл и значение одного члена Символа Веры.

· Чтение на церковно-славянском языке. Знание молитв.

 

 

Билет № 7

· Покаяние.

· Прочитать наизусть Символ Веры. Объяснить смысл и значение одного члена Символа Веры.

· Чтение на церковно-славянском языке. Знание молитв.

 

 

Билет № 8

· Священство. Церковная иерархия.

· Прочитать наизусть Символ Веры. Объяснить смысл и значение одного члена Символа Веры.

· Чтение на церковно-славянском языке. Знание молитв.

 

Билет № 10

· Монашество.

· Прочитать наизусть Символ Веры. Объяснить смысл и значение одного члена Символа Веры.

· Чтение на церковно-славянском языке. Знание молитв.

 

 

Билет № 11

· Таинство брака.

· Прочитать наизусть Символ Веры. Объяснить смысл и значение одного члена Символа Веры.

· Чтение на церковно-славянском языке. Знание молитв.

 

 

Билет № 12

· Елеосвящение (Соборование).

· Прочитать наизусть Символ Веры. Объяснить смысл и значение одного члена Символа Веры.

· Чтение на церковно-славянском языке. Знание молитв.

 

 

Билет № 13

· Христианские добродетели.

· Прочитать наизусть Символ Веры. Объяснить смысл и значение одного члена Символа Веры.

· Чтение на церковно-славянском языке. Знание молитв.

 

 

Билет № 14

· Вера – основная христианская добродетель.

· Прочитать наизусть Символ Веры. Объяснить смысл и значение одного члена Символа Веры.

· Чтение на церковно-славянском языке. Знание молитв.

 

 

Билет № 15

· Христианская надежда. Молитва.

· Прочитать наизусть Символ Веры. Объяснить смысл и значение одного члена Символа Веры.

· Чтение на церковно-славянском языке. Знание молитв.

 

 

Билет № 16

· Молитва Господня.

· Прочитать наизусть Символ Веры. Объяснить смысл и значение одного члена Символа Веры.

· Чтение на церковно-славянском языке. Знание молитв.

 

 

Билет № 17

· Заповеди блаженства.

· Прочитать наизусть Символ Веры. Объяснить смысл и значение одного члена Символа Веры.

· Чтение на церковно-славянском языке. Знание молитв.

 

 


 

СИМВОЛ ВЕРЫ. Объяснение:

1-ый Вселенский Собор состоялся в 325 году в городе Никея. Присутствовало 318 епископов, среди них был св. Николай, Архиепископ Мир Ликийский. Кроме них было еще много других участников собора - всего около 2000 лиц. 2-ой Вселенский Собор состоялся в 381 году в Константинополе. На нем присутствовало 150 епископов. Символ Веры, самое короткое определение Христианской веры, был утвержден на этих Соборах. Он состоит из 12 членов, которые точно определяют Христианскую веру и которые нельзя было изменять. С того времени Православная Церковь употребляет неизмененный Символ веры. Западная Церковь (Римская и протестантские деноминации) все-таки изменили 8-ой член первоначального Символа веры, внеся в него так называемой «filioque».


Билет № 2

Православные Таинства – священнодействия, явленные в православных церковных обрядах, через которые верующим сообщается невидимая Божественная благодать или спасительная сила Божия.

 

В Православии принято семь Таинств: крещение, миропомазание, евхаристия (причащение), покаяние, таинство священства, таинство брака и елеосвящение. Крещение, покаяние и евхаристия установлены самим Иисусом Христом, о чем сообщается в Новом Завете. О Божественном происхождении других таинств свидетельствует церковное Предание.

 

Таинства это то, что неизменно, онтологически присуще Церкви. В отличие от этого видимые священнодействия (обряды), связанные с исполнением Таинств, формировались постепенно на протяжении истории Церкви. Совершитель Таинств – Бог, совершающий их руками священнослужителей.

 

Таинства составляют Церковь. Только в Таинствах христианская община превосходит чисто человеческие мерки и становится Церковью.

Билет № 3

Свойства Божии

Наиболее общими и основными признака в понятии о Боге являются безграничная полнота бытия (беспредельность, бесконечность) и духовность. Свойства Бога, относящиеся к совершенствам Его бытия вообще, обычно называются онтологическими, или существенными, свойствами Божиими, а свойства Бога как всесовершеннейшего Духа называются духовными.

Билет № 4

Билет № 5

Таинство Крещения

В ряду Таинств Православной Церкви на первом месте стоит Таинство Крещения: оно служит дверью, вводящей в Церковь Христову, и даёт доступ к участию в других Таинствах.

Таинство Крещения — это священнодействие, в котором верующий во Христа через троекратное погружение в воду с призыванием имени Пресвятой Троицы — Отца и Сына и Святого Духа — омывается от грехов и становится членом Церкви Христовой. Благодатью Святого Духа крещаемый возрождается в новую духовную жизнь.

Таинство Крещения установил Сам Господь Иисус Христос. Он освятил Крещение Своим собственным примером, крестившись у Иоанна Предтечи. Потом, по Воскресении Своём, Он дал апостолам повеление: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам».

Крещение необходимо каждому, кто желает быть членом Церкви, то есть благодатного Царства Христова. «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие», — сказал Сам Господь.

В первые времена христианской Церкви Таинство Крещения совершалось в Пасхальную ночь и составляло неотъемлемую часть ежегодного торжественного празднования Пасхи. Пасха — это праздник Воскресения Сына Божия, Который умер на кресте и через три дня воскрес, явив миру Своё воскресшее, нетленное тело как залог будущего воскресения и нетления всего человечества.

И вот в Таинстве Крещения человек символически умирает со Христом и воскресает с Ним. Происходит невидимое преображение его природы. Человек очищается от грехов и получает благодатную силу бороться со злом в себе. Он обретает дар побеждать грех и утверждаться в добре и любви.

Совершается второе, духовное рождение человека — «рождение свыше». Как и рождение, Таинство Крещения может быть совершено только один раз. По слову апостола Павла — «один Господь, одна вера, одно Крещение»…

Из крещальной купели, которая, согласно христианскому учению, является образом гроба Христова, человек выходит возродившимся и обновлённым.

На него надеваются белые одежды, символизирующие собой ту светотканую одежду, в которую были облечены Адам и Ева до грехопадения. Это означает, что крещёный призван к чистой и святой жизни.

Таким образом, Крещение — это Таинство возрождения и восстановления человека, его личная Пасха, переход из старой жизни в новую, вечную, которая воссияла нам из гроба в первый день недели почти две тысячи лет назад.

Для принятия Крещения необходимы вера и покаяние. Вера открывает сердце человека перед Богом и позволяет Ему действовать в человеческой душе, потому что вера предполагает доверие. Вера происходит «от слышания, а слышание от слова Божия». Поэтому человек, желающий принять Крещение, должен быть научен основам христианства. Это обучение называется оглашением, а сам человек — «оглашенным».

Таинству Крещения предшествуют особые молитвы — «чин оглашения». Смысл этих молитв состоит в том, что с данного момента Сам Господь Иисус Христос берёт новообращённого под Свою защиту, даёт ему Своё прибежище — ведь избравший праведный путь нуждается в защите и покровительстве свыше, так как силы зла не дремлют, а человеческие силы слабы.

Господь ограждает от зла своё чадо, и потому одними из первых в Таинстве Крещения творятся молитвы, заклинающие дьявола. «Убойся, изыди, и отступи от создания сего», — звучит в храме.

Принимающий Таинство трижды произносит отречение от «сатаны, всех дел его, и всех ангелов его, и всего служения его, и всей гордыни его». В этом отречении мы уподобляется Самому Христу, Который после принятия Им крещения от святого Иоанна Предтечи удалился в пустыню, где постился в течение сорока дней и, будучи искушаем сатаной, трижды отказался слушаться его.

После отречения от сатаны оглашенный трижды исповедует свою веру во Христа и читает Символ веры.

Выбор сделан: человек избрал Христа и присягнул Ему на верность. Это решение и эта присяга принимаются раз и навсегда.

Это предполагает, что человек не просто должен веровать в Спасителя как в Бога, но и жить в соответствии с Его заповедями.

Когда крестят младенца, то отречение от дьявола и Символ веры произносят от его лица восприемники — крестный отец или крестная мать. Они поручаются перед Церковью за веру крещаемого. Когда младенец подрастёт, восприемники должны научить его вере и позаботиться о том, чтобы их крестник стал настоящим христианином.

После исповедания веры следует троекратное погружение в воду. По вере человека и благодати Божией происходит чудо: крещаемый получает дар новой жизни и обретает победу над смертью духовной, перед которой физическая смерть незначительна и преходяща.

 

Миропомазание.

В этом Таинстве при помазании освящённым миром во имя Духа Святого человеку подаются благодатные дары, укрепляющие его в жизни духовной.

О благодатных дарах Святого Духа сказал Сам Иисус Христос: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него, ибо ещё не было на них Духа Святого, потому что Иисус ещё не был прославлен» (Ин. 7, 38-39).

На протяжении своей многовековой истории Православная Церковь исповедовала одну простую и непреложную истину: ни один человек не может жить праведно и наследовать вечную блаженную жизнь без помощи Божией.

Сам Господь сказал: «Без Меня не можете творить ничего». Чтобы достичь духовного совершенства, человеку необходимы благодатные дары Святого Духа. Эти дары подаются людям во всех церковных Таинствах. И одним из них является Таинство Миропомазания. Оно совершается вслед за Таинством Крещения — один раз в жизни.

Как и все Таинства Церкви Христовой, Миропомазание имеет Божественное установление. В древней Церкви святые апостолы совершали его через возложение рук. По мере умножения верующих в конце первого века Таинство стало совершаться через помазание святым миром. Святое миро приготавливалось из елея (масла) и благовонных веществ. Освящали его сами апостолы и их преемники — епископы.

Со временем, по мере умножения верующих, с благословения епископов миропомазание стали совершать священники.

По традиции в Русской Православной Церкви святое миро — оливковое масло с примесью разных ароматов — варится на Страстной седмице в особой мироварнице. Она находится в Донском монастыре города Москвы. Освящается миро в Великий Четверг предстоятелем Церкви, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси, и рассылается по епархиям и приходам.

При совершении Миропомазания после чтения особой молитвы у новокрещёного крестообразно помазываются святым миром лоб, глаза, уши, уста, грудь, руки и ноги. При каждом помазании священник произносит тайносовершительные слова: «Печать дара Духа Святаго», а крещёный и восприемники отвечают «Аминь», что означает «Истинно».

Помазывание лба означает освящение ума и мыслей человека; груди — освящение сердца и желаний; глаз, ушей, ноздрей и уст —освящение чувств; рук и ног — освящение дел и всего поведения человека.

Это священнодействие символично сравнивают с запечатыванием сосудов, наполненных драгоценным миром: христианин должен навсегда оставаться вместилищем благодати Божией и жилищем Святого Духа.

Среди неисчислимых даров Духа Святого наивысший — христианская любовь. Посредством Таинства Миропомазания в душе христианина насаждается Божественная любовь, а вместе с ней — «радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание»…

Билет № 6

Евхаристия.

Совершается Таинство Евхаристии, или Причащения, во время Божественной Литургии — главного богослужения Православной Церкви. В этом Таинстве хлеб и вино силой и действием Святого Духа прелагаются, или пресуществляются, в истинное Тело и в истинную Кровь Христову, и верующие причащаются этих Святых Даров. В Таинстве Причащения через неизъяснимое действие Святого Духа мы становимся участниками благодатной жизни в Боге. Для верующего человека в этом Таинстве заключена возможность достичь главной и единственной цели своей жизни — приобщиться Божественной любви, приобщиться Самого Божества. Установил Таинство Сам Господь Иисус Христос во время Тайной Вечери — Своей последней трапезы с учениками накануне страданий и смерти. В сущности, каждая Литургия является ни чем иным, как Тайной Вечерей, на которой все присутствующие находятся за одной трапезой с Богом.

Билет № 7

Покаяние.

Земная проповедь Господа нашего Иисуса Христа начиналась с призыва к покаянию: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17)! Это не случайно. Ведь чтобы принять Царство Небесное, чтобы войти в него и стать его гражданином, нам самим необходимо измениться. Надо, чтобы это блаженное Царство раскрылось в наших сердцах.

В Евангелии мы читаем: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лук. 17:21). К сожалению, сегодня эта религиозная истина многими понимается превратно. От людей можно услышать расхожую фразу: «У меня Бог в душе, поэтому мне не надо ходить в Церковь».

Нежелание современного человека посещать Церковь сродни нежеланию больного идти в лечебницу. Человек не хочет осознавать своей болезни: «Я здоров, зачем мне идти к врачу»? Увы, это не так: есть болезнь, которая лишает нас жизни — благодатной жизни с Богом. И эта болезнь — грех.

В чём заключается опасность такой болезни? Прежде всего — в духовной слепоте. Духовная слепота неминуемо ведёт к падению и духовной смерти, к окаменению души.

Со времени вкушения первыми людьми запретного плода с древа познания добра и зла человек перестал различать добро и зло. Он начал сам для себя определять, что хорошо и что плохо, начал сам искать своё счастье, забыв, что он носитель образа Божия и что источником всех благ является Господь.

Но если человек может забыть о Боге, то Бог никогда не забудет о Своём падшем создании. Господь обращается к людям: «Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух… зачем вам умирать… обратитесь, и живите» (Иез. 18:31-32).

Желая помочь человеку, Господь установил в Своей Церкви особое таинство — Таинство Покаяния, которое заключается в исповедании человеком своих грехов Богу в присутствии священника. Отсюда происходит ещё одно название этого таинства: Таинство исповеди.

Смысл этого Таинства заключается в том, что человек, сверяя свою жизнь с божественными заповедями, начинает видеть свои грехи. Он начинает осознавать, что грехи являются препятствиями на его пути к Богу. В душе человека происходит переоценка ценностей. Осознание болезни становится началом выздоровления.

Но зачем нужно исповедоваться перед священником, если можно принести покаяние Самому Богу? Действительно, приступая к исповеди, мы каемся Богу, а не священнику, который является всего лишь свидетелем нашего покаяния. Но именно священнослужителям, как преемникам апостольского служения, Господь дал на земле власть разрешать (прощать) грехи. «Что вы свяжете на земле, — говорит Спаситель, — то будет связано на небе, и что разрешите на земле, будет разрешено на небе» (Мф. 18,18).

Кроме того, исповедь перед священником позволяет нам пережить очищающий стыд, а это необходимая педагогическая мера. Об этом замечательно рассуждает святитель Иоанн Златоуст: «Грех — это рана, покаяние — лекарство… За грехом следует стыд, спутником покаяния является свобода. Но сатана извратил порядок и соединил свободу со грехом, а стыд с покаянием». Исповедуя свои грехи перед священником, искренне сокрушаясь о них, мы преодолеваем этот извращённый порядок вещей.

Наконец, следует понимать, что исповедь не ограничивается одним лишь исповедованием собственных грехов. Она предполагает и совет со стороны священника. Будучи умудрён знаниями и опытом, он поможет человеку отыскать верный путь для преодоления греха.

Грех — это болезнь, но с Божьей помощью, подаваемой в Таинстве исповеди, человек может исцелиться. «Исцелиться» буквально означает «вновь обрести целостность» — обрести согласие с Богом и самим собой, со своей совестью.

Билет № 8

Билет № 10

Монашество.

На заре зарождения христианской Церкви почти все верующие вели чистую и святую жизнь. Они удалялись от мира, чтобы полностью посвятить себя подвигам молитвы и воздержания. Такие люди назывались аскетами или подвижниками.

Примеры такого образа жизни есть в истории Ветхого и Нового Заветов. Сам Господь Иисус Христос удалялся в пустыню для поста и молитвы. Первым монахом принято считать святого Пророка и Предтечу Господня Иоанна Крестителя. Иоанн вел в Иудейской пустыне строгую жизнь подвижника: он «имел одежду из верблюжьего волоса, а пищею его были акриды и дикий мед».

Подобно святому Иоанну Крестителю многие христиане, удалившиеся от мира становились отшельниками или пустынниками. Это явление стало быстро распространяться в начале четвертого века.

По воле Императора Константина христианская религия стала господствующей и строгость жизни среди христиан стала ослабевать. Тогда некоторые ревностные христиане стали удаляться, сначала в городские окрестности, а затем в пустыню.

Так было положено начало монашеству, или по-русски иночеству – иному, удаленному от соблазнов мира, образу жизни. Иночество или монашество — это великое таинство обручения человеческой души Господу, при ее земной жизни.

Монашеский образ жизни сравнивается с ангельским, выше которого быть не может. Об этом говорят и оптинские старцы: «Монашество есть блаженство, какое только возможно для человека на земле, выше этого блаженства нет ничего».

Личная цель иночества есть приобретение нравственной духовной силы, для спасения души. Молитва за весь мир, лежащий в грехах — вот главное дело монаха. Внутренняя жизнь его души состоит в непрестанном покаянии и молитвенном восхождении к небесам.

Очистив свое сердце, иноки с любовью помогают людям исцелиться от душевных и телесных недугов. Своим трудом, как видимым воплощением деятельной любви, они создают подобие рая на земле.

Всем своим образом жизни монахи стремятся уподобиться Христу. И за это прославленные святые, состоящие в монашеском чине, носят высокое именование "преподобных".

Монах, вступая на путь иноческой жизни отказывается от всех жизненных интересов, дает обет целомудрия или безбрачия, обет нестяжания, т.е. отказаться от своего имущества и полного послушания. Евангельские слова из уст Самого Спасителя открывают сокровенный смысл данных монахом обетов: «...Отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мной». В знак отречения от мира и нового духовного рождения иноку дают новое имя.

Он отказывается от своего имущества и во всем исполняет волю своих духовных руководителей, оставаясь наедине с Богом, ради развития в себе сил духовных.

Жизнь монаха далека от праздности, часто она сопряжена с суровым буднями, постоянный труд, послушания и молитвы редко прерываются на короткий сон и скромную трапезу. История монашества знает, сколь нелегок путь иноческой жизни, и, что лишь некоторые способны достойно пройти его до конца.

Монашество могут принимать не только мужчины, но и женщины. Женские монастыри существовали с древности. В них устанавливались те же правила и обычаи, как и в мужских.

Желающие поступить в монастырь проходят длительное испытание своих намерений и сил, готовясь дать невозвратные обеты Господу.

Монашеская иерархия включает в себя несколько ступеней. Сначала послушник получает благословение на ношения рясы и становится рясофорным монахом. Затем он приносит обеты, проходит монашеский постриг и становится мантийным монахом. Иногда опытные монахи принимают схиму – высшую степень монашества, накладывая на себя более строгие обеты.

Родиной монашества стал покрытый пустынями Египет. А его основателем преподобный Антоний Великий. Его ученики жили порознь в пещерах или хижинах, расположенных вдалеке друг от друга в безлюдной местности, находясь под руководством одного начальника или наставника – аввы (что значит «отец»).

Из Египта иночество скоро распространилось в Азии, Палестине и Сирии, а потом перешло в Европу. На Руси монастыри появились почти одновременно с принятием христианства – в конце десятого века. Монашество здесь настолько распространилось и укрепилось, что стало духовным стержнем и идеалом русской православной культуры. Родоначальниками иночества на Руси были преподобные Антоний и Феодосий – игумены Киево-Печерского монастыря.

Монашеский образ жизни со времени принятия христианства стал для русского народа понятным и дорогим. Множество монастырей за короткое время покрыли русскую землю. Они подобно духовным росткам, выросшими на почве религиозного духа русского народа, являлись светочами христианского просвещения и благочестия.

Главная неоценимая заслуга иноков для общества состоит в непрестанной, творимой молитве о церкви, отечестве, живых и умерших.

Билет № 11

Таинство Брака.

Брак есть таинство, в котором жених и невеста перед священником и Церковью дают обет хранить взаимную верность друг другу. В обряде венчания их супружеский союз благословляется Церковью.

При совершении этого Таинства «испрашивается и подается благодать Божия для взаимной помощи и единодушия, для благословенного рождения и христианского воспитания детей», - пишет священник Серафим Слободской.

Первое своё чудо Иисус Христос совершил на брачном пиру в Канне Гилилейской, превратив воду в вино. Это стало символом того, что плотское начало брака превращается в духовное.

С тех пор совершающие Таинство Брака пьют вино из одной подаваемой им чаши в знак того, что должны жить единодушно, деля вместе радость и горе.

«Я беру тебя, беден ты или богат, здоров или болен, добр или зол», - говорилось в одном из древнейших чинов венчания. В браке каждый из супругов принимает другого таким, каков он есть, и берёт на себя бремя его несовершенств.

В своём избраннике или избраннице мы видим своё природное дополнение — и видим его не так, как другие. Любовь открывает нам глаза души, и этим новым взглядом мы способны прозревать глубины и истинную сущность любимого человека. В свете чистой любви мы видим в нём образ Божий.

Брачный союз, «союз любви, мира, благорасположения и внутреннего единения супругов, мудрый брак», — это остаток рая на земле, подобный тихому острову в море жизненных невзгод.

Господь установил брак ещё до грехопадения первых людей, сказав: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему». «И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привёл её к человеку. И сказал человек: вот, кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа».

«Мужья, — любите своих жен, как Христос возлюбил Церковь и предал себя за неё…»

В христианстве брачный союз уподобляется духовному единению Христа и Церкви. Подобно этому высочайшему союзу, брак мужчины и женщины рассматривается, как единое целое. И жена уже становится частью мужа, а муж частью жены.

«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви…»

«Брак есть ключ, открывающий путь к чистоте и любви…». «Благодаря браку, - мы получим двойную силу к великой радости друзей и горю врагов». Поэтому супруги – муж и жена — обязаны всю жизнь хранить взаимную любовь и уважение, взаимную преданность и верность.

В браке два человека, благодаря тому, что они друг друга полюбили, становятся едиными. Брак – место, где рознь кончается, где начинается осуществление единой жизни. И в этом самое большое чудо человеческих отношений: двое вдруг делаются одной личностью, два лица вдруг, потому что они друг друга полюбили и приняли до конца, совершенно, оказываются чем-то большим, чем двоица, чем просто два человека, - оказываются единством.

«Оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть».

«Что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Только по жестокосердию людей, говорил Христос в беседе с фарисеями, допускается развод.

«Кто разведётся с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведённой прелюбодействует».

Церковь дает разрешение на развод, если один из супругов уже совершил прелюбодеяние. Уже произошло разрушение того нерасторжимого единства мужа и жены, которое и составляет основу брака.

Снисходя к немощи человеческой, Церковь может благословить только три последовательных брака, заключаемых в силу уважительных причин. Повторные браки допускаются Церковью исключительно ради того, чтобы избежать возможных грехопадений безбрачного человека.

Поэтому, чтобы сохранить святость и чистоту христианского брака, от супругов требуется взаимная выдержки, терпение и сострадания, готовность идти на жертвы.

Удивительный пример семейной жизни в Боге и по Богу даёт нам житие святых Петра и Февронии, Муромских чудотворцев. Князь Петр, выполнив данный им обет, женился на простой крестьянской девушке.

Несмотря на требование бояр расстаться с женщиной низкого звания, он её не покинул, а отправился за ней в изгнание. Бог вознаградил верность преданных супругов. Они возвратились на княжение и, завершив счастливую семейную жизнь, умерли в один день.

Взаимно помогая переносить друг другу тяготы земного пути, муж и жена составляют со своими детьми малую Церковь. «Не прилепляйся к супружеству плотскому, но стремись к духовному, — писал Святой Василий Великий, — заботься не на земле оставить детей, но возвести на небо – рождай души и воспитывай детей духовно».

 

Билет № 12

Елеосвящение (Соборование)

В Елеосвящении при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные.

Елеосвящение — одно из семи благодатных Таинств Православной Церкви. Оно преподаётся всем болящим и страждущим людям. Как и прочие церковные Таинства, Елеосвящение было установлено Самим Господом Иисусом Христом. Как мы узнаём из Евангелия от Марка, призвав двенадцать учеников, «начал Христос посылать их по два, дав им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк., 6; 7, 12).

О Таинстве Елеосвящения говорится также в послании святого апостола Иакова: «Болен ли кто из вас? пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-15).

По уставу Церкви Елеосвящение совершается соборно семью священниками, отсюда и второе, весьма распространённое название этого Таинства — Соборование.

Удалено Современное чинопоследование Елеосвящения состоит из семикратного чтения Евангелия, Апостола


и молитв, призывающих Божественную благодать. После каждого чтения священники помазывают соборующимся лицо, грудь и руки.

Елей знаменует в таинстве милость Божию и сострадание, а добавляемое в него в небольшом количестве вино — искупительную Кровь Спасителя. Кроме вина и масла, верующие приносят с собой для совершения Таинства зёрна пшеницы или пшена. Зёрна символизируют начало жизни, а по смерти тела — воскресение.

Соборование совершается над людьми, страдающими не только от телесных, но и от душевных недугов, находящимися в скорби и унынии. Духовное значение Таинства Елеосвящения состоит в исцелении от болезней и прощении грехов. «Таинство Соборования многих безнадёжно больных воздвигало от одра; кроме того, оно очищает забытые и недоуменные грехи…» — говорил преподобный Амвросий Оптинский (Преподобный Амвросий Оптинский. Советы супругам и родителям. В болезни. Соборование необходимо).

По учению Церкви, причина всех болезней коренится в общей повреждённости и греховности человеческой природы. После грехопадения люди утратили бессмертие. По словам святителя Григория Богослова, человек «облёкся в кожаные ризы — тяжёлую плоть…» (Григорий Богослов. Творения в 2-х томах. Т. 2, стр. 34). Грех, как некий дьявольский яд, вошёл в его естество, осквернил и отравил его. Человек стал подвержен болезням и смерти.

Спаситель, обращаясь к исцеленному Им человеку, прямо указал на источник его болезни: «вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже». (Иоан.5:14).

Но иногда Бог посылает болезни для испытания и совершенствования веры человека. Такими были болезни ветхозаветного Иова Многострадального и евангельского слепца, о котором Сам Господь говорил: «не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нём явились дела Божии» (Ин., 9, 3).

Каждый, кто приступает к Соборованию, должен принять одну важную истину: подлинное исцеление человека состоит не во временном восстановлении его физического здоровья, а в изменении его восприятия болезни, страданий и самой смерти... Цель таинства — в изменении самого понимания страданий и болезни, в приятии их как дара страданий Христовых, претворённых Им в победу.

В Таинстве Елеосвящения больному подаётся благодатное утешение, а болезнь человека становится спасительным и целительным средством от духовной смерти.

Если мы со смирением принимаем ниспосланную Богом болезнь и безропотно переживаем её, мы приобщается страданиям Христовым и, подобно Спасителю, духовно воскресаем для новой жизни.

 


Билет № 13

Христианские добродетели.

Источник любой добродетели – Бог. Во Христе все добродетели существуют в высшей и совершенной степени;
кроме того, они неделимы и составляют единое целое. Ибо мы – Его творе­ние, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог пред­назначил нам исполнять. (Еф.2:10)
«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5:22-23).

Добродетель Определение Свящ. Писание Условия стяжания Примеры Плоды Прочее: степени, связь, образы
Вера Добровольное согласие человеческой воли на принятие Богооткровенной Истины, доверие к Богу как Любящему Отцу и Его Всеблагому Промыслу. Мф.16:24Мф.21:21-22Откр.3:20 Безусловное доверие Богу. Следование Христовым Заповедям.   Праотец Авраам Апостол Андрей Первозванный Благоразумный разбойник Первомученик, архидиакон Стефан Все поступки совершаются в согласии с волей Божией и являются исполнением её. Стяжевается упование на всеблагой и премудрый Промысл Божий в любых обстоятельствах. Верующий православный христианин является членом Церкви и ведёт активную духовную жизнь. Вера взращивается участием в Таинствах (Исповеди и Причастия), изучением Священного Писания, Житий святых и личным общением с подвижниками благочестия.
Воздержание Удержание желаний, не согласующихся с волей Божией. Греческое слово «воздержание» означает: держать под контролем, владеть собой. Часто оно переводится словом «самообладание» и подразумевает «сдерживать пыл, влечение, желания». 1Кор.6:121Кор.9:25Лк.1:14-16Мф.11:11Гал.5.24 Объектом воздержания могут быть: 1) порочные страсти и греховные влечения человеческой природы и 2) ее естественные нужды и необходимые потребности. С 1-м требуется беспощадная борьба, а 2-е должно подчинить духу и удерживать в разумных пределах. Праведный Иоанн Кронштадтский Преподобный Герасим Иорданский Тело должно покориться душе, а душа — духу. Подвиг воздержания простирается вообще на все, что препятствует богоугодной жизни. С этой точки зрения воздержание (принимаемое в широком смысле), как добродетель, является родоначальной, основной по отношению к другим добродетелям.
Жертвенность Добродетель, заключающаяся в желании и готовности жертвовать собой, своим временем, силами, средствами ради исполнения заповедей любви к Богу и ближнему, самоотречение. Мф. 25:40-451Кор. 10:241Кор. 13:3 Христианская жертвенность основывается не просто на чувстве долга, но на любви. Тем не менее, святые отцы учат, что даже понуждение себя к исполнению заповедей без сочувствия сердца все равно полезно для нас. Потому что душа обретает навык делать добро, а со временем может откликнуться и сердце. Праведная Марфа Праведный Иоанн Кронштадтский Любовь как главное сокровище сердца. Высшими формами жертвенности являются мученичество и смерть во имя Бога.
Кротость (простота, незлобие)   Добродетель кротости заключается в совершенном безгневии и неподвижном устроении души, пребывающей одинаковой при бесчестиях и похвалах. Мф.5:5Мф.11:29Иак.3:17Флп.4:5Пс.24:9 Послушание. Испрашивание помощи у Бога. Самоукорение. Преподобный Павел Препростый Святитель Спиридон Тримифунтский Терпение, безгневие, Возможность при оскорблениях от ближнего без смущения и искренно о нем молиться. Терпение оскорблений и гонений. Кроткие силой воли своей, своим терпением укрощают гнев, успокаивают раздраженного и всегда остаются в пределах самообладания.
Любовь (Венец добродетелей) совокупность совершенств, по происхождению есть дар Духа Святого, по своей сущности – обо́жение человека, по форме – жертвенное служение предмету любви – Богу и Его творению. Гал.5:22-23 1 Ин.4:7-16, 20–21 1 Ин.5:3Лк.10:27Ин.14:23,15:9-17, 6:24 «Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь иметь ее, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь».Преподобный Амвросий Оптинский. Апостол Иоанн Богослов Преподобный Силуан Афонский Праведный Алексий Мечев Жертвенное служение Богу и людям. Зрение в ближних образа Божия. (Отсутствие страха). Плод любой добродетели – умножение любви. Христианская любовь – деятельная и жертвенная.
Милосердие и Милостыня Сострадательное отношение к ближним, способность откликаться на их нужды. Деятельное проявление милосердия. Мф.5:7Мф.6:3 Мф. 19:21 Мф.25:31-40Мф. 26:9 Мк. 14:5 Лк.6:36Лк.10:30-37 Лк. 14:13 Лк. 16:20 Лк. 19:8 Ин. 13:29 Деян. 4:34 2 Кор.9:6Пс.40:2. Св. Иоанн Златоуст: «Начни отдавать неимущим, что тебе не нужно, что у тебя валяется; потом будешь в состоянии давать и больше и даже с лишением себя; и, наконец, уже готов будешь отдавать и все, что можешь». Праведный Филарет Милостивый Святитель Николай Чудотворец Святитель Иоанн Милостивый Милосердие – лекарство от эгоизма. Оно облагораживает душу, умиротворяет совесть, дает внутренний покой и радость, укрепляет веру. Милостыня – царица добродетелей, весьма скоро возводящая людей в Небесные своды, наилучшая защитница, учил свт. Иоанн Златоуст. Оказание милости при жизни станет заступничеством в день Страшного суда.
Молитва Обращение человека к Богу, Богородице, Ангелам или святым угодникам Божиим.   Мф.6:6Мф.1:35Мф.7:7Мф.15:8Мф.26:39Лк.6:12Деян.13:2-3 Внимание, неспешность, памятование о Боге, пост, уединение, сосредоточенность, тишина. Молитву можно сделать потребностью только через молитвенный труд. Преподобная Мария Египетская Святитель Григорий Палама Праведный Иоанн Кронштадский Преподобный Серафим Вырицкий (Матерь добродетелей). Непрестанная память о Боге, сердечная теплота, любовь к Богу и ближним. Молитва – барометр духовной жизни. Три степени молитвы: устная, умная, умно-сердечная. Молитва является зеркалом духовного возрастания.
Надежда Надежда – уверенность в добром исходе нашей жизни, укорененной в вере в Бога, убеждение, что несмотря на всю тьму и весь грех, свет любвеобильного прощения Божия нисходит на нас и изменяет нас. Главным предметом христианской надежды является вечное спасение. Пс. 32:20-22. Рим.8:24-25Лк.12:22-32   Упование на Промысл Божий в любых обстоятельствах. Мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София Святая царица-страстотерпица Александра Она ободряет дух в искушениях, воодушевляет на подвиги. Надеждой гордый может быть смирен, нечистый – очищен, слабый – укреплен, грешный – исправлен. Надежда имеет своим основанием веру. Познается надежда только в приключившейся скорби. Случившаяся неожиданность, внезапная потеря, болезнь близкого человека открывают христианину глаза – на кого в действительности он надеялся.
Нестяжание Удовлетворение себя (одним) только необходимым. Пс.61:11Мф.6:25-26, 31-33 Мф. 19:23Лк.12:33-34Ин.15:5 Любление евангельской нищеты. Преподобный Нил Сорский Блаженная Ксения Петербургская Новосвященномученик Фаддей Тверской Милосердие к нищим, презрение к роскоши, готовность отдать последнее. Исторгается из сердца страсть к наживе.  
Покаяние Фундаментальная перемена в жизни: от произвольно-греховной, самолюбивой и самодостаточной к житию по заповедям Божиим, в любви и стремлении к Богу. Мф.3:2Мф.4:17Мк.6:12. Деян.2:38, 2:21 Совершение в течение всей (человеческой) жизни, (никогда не бывает излишним) Авва Сисой Великий Апостол Петр Царь и пророк Давид   Видение своей греховности; появление желания служить Богу и ближним; нрав становится непритворным и нелицемерным; искренность исповедания грехов; видение даже тонких греховных помыслов. Переход на качественно иной образ мыслей. Вектор жизни изменяет направление от собственного «я» к Богу.
Послушание Послушание – это особое отношение пастыря и пасомого, которое строится на глубоком доверии, взаимном уважении, творчестве, смирении, молитве, стремлении искать и находить правду Божию. В более широком смысле – согласование своей воли с волей Божией. Лк.16; Ефес.4:11-12Быт.22:1-18Мф.26:39Ин.6:38Фил.2:6-8Деян.4:19 Отсечение своей воли (имеется в виду воля греховная и гордость). Для него необходимы: смирение, вера, надежда, любовь, чистота намерений, жертвенность, рассудительность. Духовный руководитель может указать на какие-то ориентиры, но проходить путь от ориентира до ориентира человек должен сам. Исаак при жертвоприношении Авраама Преподобный Симеон Псково-Печерский Преподобный Акакий Синайский   Приходит внешний порядок жизни. Смирение рождает послушание, а послушание рождает смирение. Церковь созидает Божию благодать, которая дается только смиренным и послушным. Настоящее послушание должно быть сознательным и творческим, потому что это есть не желание угодить и формально исполнять чьи-то предписания, а быть активным, решительным и инициативным, понимать, что нужно для пользы дела. Образом послушания указывают ртуть, т.к. она спускается ниже всякой жидкости и не смешивается с нечистотою.
Правда Правда – стремление к справедливости. Она отражена в Божиих заповедях. Исполнять заповеди Божии, возлюбить ближнего своего – тоже, что и творить правду.   Притч. 21:3Пс. 4:6 Пс. 10:7 Пс. 30:24Пс. 131:9 Мф. 5:6 Мф. 5:10Еф. 4:25   Для развития этого чувства необходимо: — чаще прислушиваться к голосу совести; — исполнять заведи Бога. Святитель Николай Чудотворец Праведный Иоанн Кронштадтский Преподобный Серафим Саровский Преподобный Максим Исповедник Плод правды — совершенство добродетели; из него вырастает древо жизни (свт. Иоанн Златоуст). Вставший на путь правды, прилепится к свободе во всяком деле (прп. Исаак Сирин). Признаком совершения всякой правды является радость (прп. Феодор Студит). Человеческая правда, по аналогии с Божественной, в высшем своём проявлении должна соизмеряться с такими добродетелями как мудрость и милосердие.
Рассуждение Благодатный дар духовного зрения и различения воли Божией. 2Пет.1:5Пс.78:16Притч.2:3-5 1. Самоконтроль. Внутреннее внимание. 2. Избегание крайностей. 3. Сообразование собственной аскезы и духовной пользы окружающих. 4. Чтение святых отцов и Житий святых. 5. Развитие навыков рассуждения. Рассуждение невозможно для новоначальных. Поэтому неопытным необходимо недоверие к себе и послушание духовному руководителю. Святитель Иоанн Златоуст Преподобный Амвросий Оптинский Святитель Феофан Затворник Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк     Просвещенный ум. Способность принимать правильное решение в любых обстоятельствах и подавать душеполезный совет ближнему. Когда человек стяжает добродетель рассуждения, тогда он будет защищен от осуждения других.   Рассуждение – Дар Божий, а не просто интеллектуальная развитость. Без рассуждения ни одна добродетель не имеет настоящей цены в очах Божиих. Будет ли то молитва, или пост, или милостыня — без рассуждения все это может обратиться даже во вред.   Образом добродетели рассуждения в церковной письменности являются руль и соль.
Ревность Сердечная сила души, выражающаяся в пламенном стремлении к добру и ненависти ко злу, христианская решимость к бесповоротному оставлению греха и исполнению Божией воли. Исх.30:3-5Пс.36:8Пс.68:10Рим.10:2 Необходимо преобразить противоестественную ревность о временном и преходящем, изначально присущей человеку, – ревностью к познанию Бога и соединению с Ним. Пророк Иеремия, Праведный Иоанн Кронштадтский, Преподобный Иосиф Волоцкий Новосвященномученик Иоанн Рижский Отвага, усердие, душевная сила и телесная старательность. С ослаблением ревности приходит теплохладность. Ревность в духовной жизни не должна исключать такую добродетель, как рассуждение. Ревность без рассуждения в патристике именуется ревностью не по разуму, неразумной ревностью (Рим. 10:2).  
Святость(обожение) Высшая степень приобщения подвижника к божественной благодати, причастность к Богу. Лев.11:441Пет.1:15Мф.5:48 Святые отличаются от обычных людей той решительностью и решимостью, с которой они меняют жизнь после обращения к Богу. Преподобный Серафим Саровский Святитель Иоанн Шанхайский О святости свидетельствуют не подвиги, а богоподобные качества. Три степени: освящение, просвещение, усовершение.
Скромность Добродетель проявляемая в нежелании выказывать свои достоинства и заслуги. Рим. 12:3   1. Смиренное отношение человека к себе, как к творению Божьему. 2. Сокрушение о грехах. 3. Телесные труды. Скромность и смирение явственно рождается в душе от исполнения заповедей. Преподобный Сергий Радонежский Преподобный Александр Свирский Скромный никогда в жизни не проигрывает; его таланты и достоинства не унижаются его скромностью, наоборот, еще больше вырастают, писал архиепископ Иоанн Шаховской. Скромных все любят; тщеславные всех отталкивают. Скромность не означает слабости, но, напротив, она подчёркивает силу и доблесть духа.
Смирение и смиренно-мудрие Смирение – почитание себя грешником, не сделавшим ничего доброго перед Богом, уничижение духа, трезвое видение своих грехов. Смиренномудрие– одна из граней смирения, правильный образ мыслей человека о самом себе и окружающем его мире. Исх.66:2Мф.26:63Мф.11:29 Ин.13:14-15. Преподобный Сергий Радонежский Андрей, Христа ради юродивый Преподобный Агафон Египетский   Чем более приближаются подвижники к Богу, тем более грешными себя видят. Есть два смирения: считать себя ниже всех и приписывать Богу свои подвиги (это совершенное смирение святых). Признак глубочайшего смирения, когда человек ради уничижения, в некоторых случаях принимает на себя такие вины, каких в нем нет. Цель христианской жизни – обо́жение, а кто больше познает Бога, тот более и смиряется. Только этой добродетели не могут подражать бесы. Люди делятся на праведников, которые считают себя грешниками, и грешников, которые считают себя праведниками. О необходимости смирения говорит первая Заповедь блаженств. Если любовь является вершиной дома добродетелей, то фундаментом ему служит смирение. Благоразумные строители начинают возведение дома с основания, а не с крыши. Что соль для всякой пищи, то смирение для всякой добродетели; оно может сокрушить крепость многих грехов. Для духовного дома христианина кирпичами являются добродетели, а известью служит смирение.
Страх Божий Благоговениеперед Богом, боязнь оскорбить Бога греховным помыслом или поступком, утратить ощущение благодатного Божественного присутствия. Пс. 33:23 Пс. 110:10 Притч. 1:7 Притч. 8:13 Иер. 32:40 Лк. 17:10   Никто не может стяжать страха Божия, доколе не освободится от всех забот житейских; когда ум будет беспопечителен, тогда движет его страх Божий и влечет к любви, учил прп. Серафим Саровский. Праотец Авраам Пророк Моисей Благоразумный разбойник Отречение от суеты мира во имя любви к Богу ведет к стяжанию новоначального страха Божия, а в свою очередь страх Божий начинает вести человека к любви совершенной, к тем семи дарам Святого Духа, о которых сообщает Писание. Страх Божий – основа прочих добродетелей. Страх Божий следует отличать от панического страха перед Богом.
Терпение Стойкое перенесение скорбей с благодарением Богу.   Сир. 2:14Пс.39:2Мф.24:13Лк.21:19Иак.1:3-4Евр.10:36 2 Сол.3:5. Терпение есть готовность к скорби и ежедневное ожидание ее. В терпении нужно упражняться прежде необходимости, чтобы, когда она настанет, быть во всеоружии. (Нужно считать любое бесчестие посланным от Бога для упражнения в его преодолении.) Праведный Лот Праведный Иов Многострадальный Богоотцы Иоаким и Анна Великомученик Евстафий Благоверная княгиня Анна Кашинская. Терпеливому чужда обида. Терпеливый стяжевает всегдашнее спокойствие и сохраняет душевный мир в любых обстоятельствах. Терпение вырабатывается несением скорбей. Терпение даётся Богом по мере смирения. Высшей степенью является перенесение обид с радостью, даже имея возможность отразить их.
Трезвение С одной стороны, трезвение есть внимание к спасению души среди скорбей и искушений преходящего мира, противостоящее рассеянности и лености. С другой стороны, трезвение – это правильная (здравая) оценка своих сил и своего духовного состояния, основанная на познании своей немощи и уповании на Божественную благодать. 1 Петр.5:8 Пс. 79:12 1Кор. 14:16Мф.24:45-51Мф.26:41   Хранение ума от помыслов и сердечное безмолвие. Ежедневное испытание ума и сердца. Святитель Игнатий Брянчанинов Преподобный Пахомий Великий   Исправляя сердце, исправляем внутреннее зрение своей души. Приобретается свобода от искушений, свобода от самообмана, видение своих грехов и упование на Бога, сдержанность в радости и сохранение благоразумия в скорбях. Духовная бдительность помогает очищению ума и сердца и стяжанию прочих добродетелей.
Трудолюбие Любовь к богоугодному труду, желание старательно и добросовестно трудиться. Притч.11:15Притч.12:14Притч. 14:23Притч. 16:26Притч. 24:27Притч. 28:19Екк.1:3 Екк. 3:9 Екк. 6:7Екк. 10:15Сир. 7:15Прем. 3:151Кор. 4:122Фес. 3:102Тим. 2:6 1. Избегание праздности. 2. Понуждение себя к труду.   Апостол Павел Преподобный Арсений Трудолюбивый Преподобный Серафим Саровский   «Возлюби труд: он, в соединении с постом, молитвой и бдением, освободит тебя от всех скверн. Телесный труд доставляет сердцу чистоту; чистота сердца служит причиной того, что душа приносит плод», учил прп. Антоний Великий. Святитель Феофан Затворникписал, что нужно каждое дело воспринимать, как данное Богом, тогда уйдут суетливость, многозаботливость и нерадение о делах домашних и общественных.
Целомудрие Совершенное подчинение тела душе, чистота души и тела. «По своему этимологическому составу греческое слово «целомудрие» указывает на здравость, неповрежденность, единство и вообще нормальное состояние внутренней духовной жизни христианина, цельность и крепость личности, свежесть духовных сил, духовную устроенность внутреннего человека» (свящ. Павел Флоренский) Числ.6:82Кор.6:61Тим.4:12, 5:21Кор.3:17Тит.2:5-6. 1Фес.4:7Пс.138:14Притч.6:25 Начало целомудрия – ум, не колеблющийся от блудных помыслов и мечтаний. Уклонение от сладострастных бесед, скверных слов, хранение чувств, особенно зрения, слуха и осязания. Телесные труды. Пост, молитва. Избегать всего, что может положить и малейшее пятно на чистоту души. Целомудрие есть воздержание и преодоление (всяких) похотей борьбою. Равноапостольная Фекла Мученица Евфрасия Мученица Пелагея дева Мученицы Домнина, Виринея и Проскудия Мученица Фомаида Благоверная княгиня Иулиания Вяземская Телесная и духовная чистота.   По определению святого Григория Нисского, «целомудрие вместе с мудростью и благоразумием есть благоустроенное распоряжение всеми душевными движениями, гармоническое действие всех душевных сил».

 


 


 





Билет № 14

Билет № 15

О молитве

Есть свидетельство слова Божия о том, что молитва является средством для приобретения спасительной надежды. Сам Господь Иисус Христос с молитвой соединяет надежду получить желаемое: еже аще что (если чего) просите от Отца во имя Мое, то сотворю, да прославится Отец в Сыне (Ин. 14, 13).

Молитва есть возношение ума и сердца к Богу, являемое благоговейным словом человека к Богу.

Христианин, вознеся ум и сердце к Богу, должен делать следующее. Во-первых, прославлять Его за Его Божественные совершенства, во-вторых, благодарить Его за Его благодеяния, в-третьих, просить Его о своих нуждах. Поэтому существуют три главных рода молитвословий: славословие, благодарение, прошение.

Можно молиться без слов — умом и сердцем. Пример тому — пророк Моисей, молившийся так перед переходом через Чермное (Красное) море (Исх. 14,13).

Такая молитва имеет особое название. Ее называют духовной, или умной и сердечной, — одним словом, внутренней молитвой, тогда как, наоборот, молитва, произносимая словами и сопровождаемая другими знаками благоговения, называется устной, или наружной.

Может быть и наружная молитва, без внутренней, когда кто-либо произносит слова молитвы без внимания и усердия.

Но одной наружной молитвы для получения благодати не только недостаточно, наоборот, одна наружная молитва, без внутренней, прогневляет Бога. Сам Бог проявляет негодование на такую молитву: приближаются Мне людие сии усты своими, и устнами чтут Мя, сердце же их далече отстоит от Мене: всуе (тщетно) же чтут Мя (Мф. 15, 8-9).

Но недостаточно и одной внутренней молитвы, без наружной.. как (недостаточно) человеку одной души без тела поскольку Бог благоволил составить человека из души и тела. Имея душу и тело, мы должны прославлять Бога в телесех наших и в душах наших, яже суть Божия, так как естественно, чтобы от избытка сердца уста говорили. Господь наш Иисус Христос был духовен в высочайшей степени; но и Он духовную молитву Свою являл и словами, и благоговейными движениями тела: иногда, например, возведением очей на небо, а иногда преклонением колен и лица на землю (1 Кор. 6, 20. Мф. 12,34; 26, 39. Ин. 17, 1. Лк. 22, 41).

 

Билет № 1 6

 

О Молитве Господней

Есть такая молитва, которая может быть общей христианской молитвой и образцом для всех молитв. Это — Молитва Господня.

Молитва Господня — такая молитва, которой Господь наш Иисус Христос научил апостолов и которую они передали всем верующим.

Она читается так: Отче наш, Иже еси на Небесех! [1] Да святится имя Твое, [2] да приидет Царствие Твое, [3] да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли. [4] Хлеб наш насущный даждь нам днесь; [5] и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; [6] и не введи нас во искушение, [7] но избави нас от лукавого, Яко Твое есть Царство, и сила, и слава во веки. Аминь (Мф. 6, 9-13).

Чтобы удобнее рассматривать Молитву Господню, ее можно разделить на призывание, семь прошений и славословие.

 

О призывании

Мы осмеливаемся называть Бога Отцом по вере в Иисуса Христа и по благодати возрождения. Елицы (тем, которые) прияша Его, даде им область (власть) Чадом Божиим быти, верующим во имя Его: иже не от крове, ни от похоти плотския (не от хотения плоти), ни от похоти мужеския, но от Бога родишася (Ин. 1,12-13).

Говорить Отче наш нужно всегда, хотя бы и молился кто-либо один.

Это потому, что по христианскому братолюбию следует призывать Бога и просить у Него благ не только для себя, но и для всех.

В призывании следует говорить Иже еси на Небесех для того, чтобы, начиная молитву, оставить все земное и тленное и вознести ум и сердце к Небесному, Вечному и Божественному.


О первом прошении

Имя Божие свято и, без сомнения, свято само в себе. Свято имя Его (Лк. 1, 49).

Оно может еще святиться в людях, то есть вечная святость Его в них может являться.

Происходит это следующим образом. Во-первых, когда мы, имея в мыслях и в сердце имя Божие, так живем, как требует Его святость, и такой жизнью прославляем Бога; во-вторых, когда, видя нашу добрую жизнь, и другие прославляют Бога. Тако да просветится(так да светит) свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, Иже на Небесех (Мф. 5, 16).

 


О втором прошении

Во втором прошении Молитвы Господней говорится о Царствии Божием, то есть о Царстве благодатном, которое, по Апостолу, есть правда, и мир, и радость о Дусе Святе (Рим. 14, 17).

Это Царство для некоторых не пришло еще во всей силе, а для некоторых и совсем не пришло, поскольку еще царствует грех в мертвеннем теле их, во еже послушати его (чтобы повиноваться ему) в похотех его (Рим 6, 12).

Оно приходит сокровенно и внутренно. Не приидет Царствие Божие с соблюдением (приметным образом). Се бо Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 20-21).

Христианин может просить под именем Царства Божия Царства славы, то есть совершенного блаженства верующих. Желание имый (имею) разрешитися и со Христом быти (Флп. 1, 23).


О третьем прошении

Прошение да будет воля Твоя означает, что через это прошение следует просить Бога, дабы все, что мы делаем и что с нами случается, происходило не так, как мы желаем, но как угодно Богу.

Этого нужно просить потому, что мы часто погрешаем в наших желаниях, а Бог непогрешительно и более чем мы сами желает нам всякого блага и всегда готов его даровать, если тому не препятствуют наше своеволие и упрямство. Могущему же паче вся творити по преизбыточествию, ихже просим (сделать несравненно больше всего, чего мы просим) или разумеем, по силе, действуемой в нас, Тому слава в Церкви (Еф. 3, 20-21).

Мы просим исполнения воли Божией на земли именно так, яко на Небеси, потому что на Небесах святые Ангелы и люди блаженные — все, без исключения, всегда и во всем исполняют волю Божию.

 


О четвертом прошении

Хлеб насущный — это хлеб, необходимый для того, чтобы существовать, или жить.

Приносить Богу прошение о хлебе насущном нужно с такими мыслями, Согласно наставлению Господа нашего Иисуса Христа, нужно просить не более как насущного хлеба, то есть необходимого пропитания и также необходимого для жизни одеяния и жилища; а что сверх этого и не является необходимостью, а служит для удовольствия, то предать это воле Божией и, если дано будет, благодарить Бога; если не будет дано — не заботиться об этом.

Повелевается просить насущного хлеба только днесь, то есть на нынешний день, для того, чтобы мы не заботились о будущем чрезмерно, а надеялись в этом на Бога. Не пецытеся убо на утрей (не заботьтесь о завтрашнем дне), утрений бо собою печется: довлеет дневи злоба его (довольно для каждого дня своей заботы). (Мф. 6, 34.) Весть бо Отец ваш Небесный, яко требуете сих всех (что вы имеете нужду во всем этом). (Мф. 6, 32)

Под именем «насущный хлеб» можно просить чего-либо и для души. Поскольку человек состоит из телесного и душевного существа, а существо души значительно важнее тела, то можно и нужно просить и для души насущного хлеба, без которого внутренний человек умирает от голода (свт. Кирилл Иерусалимский. Поучение тайноводственное, 4, 15; Православное исповедание, ч. 2, вопрос 19).

Насущный хлеб для души — это слово Божие и Тело и Кровь Христовы. Не о хлебе единем жив будет человек, но о всяцем глаголе (всяким словом), исходящем изо уст Божиих (Мф. 4, 4). Плоть бо Моя истинно есть брашно (пища), и Кровь Моя истинно есть пиво(питие). (Ик 6, 55.)


О пятом прошении

В Молитве Господней под словами «долги наши» следует понимать грехи наши. Грехи называются долгами, потому что мы все получили от Бога и должны все отдать Богу, то есть все подчинить Его воле и закону; если же не исполняем этого, то и остаемся должниками перед Его правосудием.

Должники наши — это люди, которые не отдали нам того, что должны были отдать по Закону Божию, как, например, проявили не любовь, а вражду.

При правосудии Божием мы можем надеяться на прощение долгов наших — через ходатайство Господа Иисуса Христа. Един бо есть Бог, и Един Ходатай Бога и человеков, Человек Христос Иисус, давый Себе избавление за всех (продавший Себя для искупления всех). (1 Тим. 2, 5-6.)

Если мы просим у Бога прощения грехов наших, а сами других не прощаем, то не получим и мы прощения. Аще бо отпущаете (если вы будете прощать) человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный, аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших (Мф. 6, 14-15).

Бог не прощает нас, если и мы не прощаем других, потому что мы через это оказываемся злыми и тем удаляем от себя благость и милосердие Божии.

Слова Молитвы Господней «и мы оставляем должником нашим» требуют непременно, чтобы молящийся не имел никакой вражды и гнева, но имел со всеми мир и любовь. Аще убо (если) принесеши дар твой ко олтарю, и ту помянеши (вспомнишь), яко брат твой имать нечто на тя (имеет что-нибудь против тебя), остави ту дар твой пред олтарем, и шед, прежде смирися (примирись) с братом твоим, и тогда пришед, принеси дар твой (Мф. 5, 23-24).

Если того, кто имеет что-то против меня, нельзя найти вскоре или если он окажется нерасположенным к примирению, то в таком случае достаточно примириться с ним в сердце, перед очами Всевидящего Бога, Аще возможно, еже от вас (с вашей стороны), со всеми человеки мир имейте (Рим. 12, 18).


О шестом прошении

В Молитве Господней под наименованием «искушение» следует понимать такое стечение обстоятельств, при котором есть близкая опасность потерять веру или впасть в тяжкий грех.

Такие искушения приходят от плоти нашей, от мира, или от других людей, и от диавола.

Словами молитвы «не введи нас во искушение» мы просим, во-первых, о том, чтобы Бог не допустил нас до искушения; во-вторых, о том, чтобы Он, если нужно нам быть испытанными и очищенными посредством искушения, не предал нас искушению совершенно и не допустил нашего падения.


О седьмом прошении

Словами молитвы «избави нас от лукаваго» мы просим избавления от всякого зла, какое может нас постичь в мире, который со времени первого греха весь во зле лежит (1 Ин. 5, 19), особенно же от зла греха и от лукавых внушений и наветов духа злобы — диавола.


О славословии

К Молитве Господней присоединено славословие, во первых, для того, чтобы мы, прося себе у Отца Небесного милостей, в то же время воздавали Ему справедливое почитание; во-вторых, для того, чтобы мыслью о Его Вечном Царстве, силе и славе все более и более утверждались в надежде, что Он дарует нам просимое, потому что это в его власти и относится к его славе.

Слово «аминь» означает «истинно», или «да будет».

Это слово присоединяется к славословию потому, что этим показывается то, что молитва приносится с верой и без всякого сомнения, как учит Апостол Иаков (Иак. 1,6).

 





Билет № 1 7

Учение о блаженстве

Чтобы утвердиться в надежде спасения и блаженства, к молитве следует присоединятъ собственный подвиг для достижения блаженства. О6 этом говорит Сам Господь: «Что же Мя зовете: Господи, Господи, и не творити, яже глаголю? (Лк. 6, 46). Не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в Царствие Небесное, но творяй волю Отца Моего, Иже есть на Небесех» (Мф. 7, 21).

Руководством в этом подвиге может быть учение Господа нашего Иисуса Христа, сокращенно предложенное в его изречениях о блаженстве.

Таких изречений девять: 1. Блажени нищии духом, яко тех есмь Царствие Небесное. 2. Блажени плачущии, яко тии утешатся. 3. Блажени кротцыи, яко тии наследят землю. 4. Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся. 5. Блажени милостивии, яко тии помиловани будут. 6. Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят. 7. Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся. 8. Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царствие Небесное. 9. Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех (Мф. 5, 3-12).

Обо всех этих изречениях, для правильного их понимания, следует заметить, что Господь предложил в них учение о достижении блаженства так, как именно говорит Евангелие: отверз уста Своя, учаше. Но будучи кротким и смиренным сердцем, Он предложил учение Свое, не повелевая, а ублажая тех, кто свободно примет и будет исполнять его. Поэтому в каждом изречении о блаженстве рассматривать следует, во-первых, учение, или заповедь, во-вторых, ублажение, или обещание награды.

 

О пятой заповеди блаженства

Пятая заповедь Господня для блаженства — желающие блаженства должны быть милостивы.

Исполнять эту заповедь следует посредством дел милости — телесных и духовных, ибо, как говорит святитель Иоанн Златоуст, различен милования образ и широка заповедь сия. (Толкование на Евангелие от Матфея, беседа 15.)

Телесные дела милости таковы: 1. Алчущего напитать. 2. Жаждущего напоить. 3. Одеть нагого или имеющего недостаток в необходимой одежде. 4. Посетить находящегося в темнице (в заключении). 5. Посетить больного, послужить ему и помочь его выздоровлению или христианскому приготовлению к смерти. 6. Принять в дом странника и предоставить ему отдых. 7. Погребать умерших в убожестве (в бедности, в нищете).

Духовные дела милости суть следующие. 1. Увещанием обратить грешника от заблуждения пути его (от ложного пути его). (Иак. 5, 20.) 2. Неведущего научить истине и добру. 3. Подать ближнему добрый и благовременный совет в затруднении или в случае незамечаемой им опасности. 4. Молиться о нем Богу. 5. Утешить печального. 6. Не воздавать за зло, которое сделали нам другие. 7. От всего сердца прощать обиды.

Заповеди милости не противоречит, если по правосудию наказывают виновного, если делают это по долгу и с добрым намерением, то есть чтобы исправить его или чтобы оградить невиновных от его преступлений.

Господь обещает милостивым, что они помиловани будут.

Здесь подразумевается помилование от вечного осуждения за грехи на Суде Божием.

 

Билет № 2

· Таинства Русской Православной Церкви.

· Прочитать наизусть Символ Веры. Объяснить смысл и значение одного члена Символа Веры.

· Чтение на церковно-славянском языке. Знание молитв.

 

Билет № 3

· Свойства Божии. Свойства существа Божия как всесовершеннейшего бытия

· Прочитать наизусть Символ Веры. Объяснить смысл и значение одного члена Символа Веры.

· Чтение на церковно-славянском языке. Знание молитв.

 

 

Билет № 4

· Свойства существа Божия как Духа

· Прочитать наизусть Символ Веры. Объяснить смысл и значение одного члена Символа Веры.

· Чтение на церковно-славянском языке. Знание молитв.

 

 

Билет № 5

· Крещение. Миропомазание.

· Прочитать наизусть Символ Веры. Объяснить смысл и значение одного члена Символа Веры.

· Чтение на церковно-славянском языке. Знание молитв.

 

 

Билет № 6

· Евхаристия.

· Прочитать наизусть Символ Веры. Объяснить смысл и значение одного члена Символа Веры.

· Чтение на церковно-славянском языке. Знание молитв.

 

 

Билет № 7

· Покаяние.

· Прочитать наизусть Символ Веры. Объяснить смысл и значение одного члена Символа Веры.

· Чтение на церковно-славянском языке. Знание молитв.

 

 

Билет № 8

· Священство. Церковная иерархия.

· Прочитать наизусть Символ Веры. Объяснить смысл и значение одного члена Символа Веры.

· Чтение на церковно-славянском языке. Знание молитв.

 

Билет № 10

· Монашество.

· Прочитать наизусть Символ Веры. Объяснить смысл и значение одного члена Символа Веры.

· Чтение на церковно-славянском языке. Знание молитв.

 

 

Билет № 11

· Таинство брака.

· Прочитать наизусть Символ Веры. Объяснить смысл и значение одного члена Символа Веры.

· Чтение на церковно-славянском языке. Знание молитв.

 

 

Билет № 12

· Елеосвящение (Соборование).

· Прочитать наизусть Символ Веры. Объяснить смысл и значение одного члена Символа Веры.

· Чтение на церковно-славянском языке. Знание молитв.

 

 

Билет № 13

· Христианские добродетели.

· Прочитать наизусть Символ Веры. Объяснить смысл и значение одного члена Символа Веры.

· Чтение на церковно-славянском языке. Знание молитв.

 

 

Билет № 14

· Вера – основная христианская добродетель.

· Прочитать наизусть Символ Веры. Объяснить смысл и значение одного члена Символа Веры.

· Чтение на церковно-славянском языке. Знание молитв.

 

 

Билет № 15

· Христианская надежда. Молитва.

· Прочитать наизусть Символ Веры. Объяснить смысл и значение одного члена Символа Веры.

· Чтение на церковно-славянском языке. Знание молитв.

 

 

Билет № 16

· Молитва Господня.

· Прочитать наизусть Символ Веры. Объяснить смысл и значение одного члена Символа Веры.

· Чтение на церковно-славянском языке. Знание молитв.

 

 

Билет № 17

· Заповеди блаженства.

· Прочитать наизусть Символ Веры. Объяснить смысл и значение одного члена Символа Веры.

· Чтение на церковно-славянском языке. Знание молитв.

 

 


 

СИМВОЛ ВЕРЫ. Объяснение:

1-ый Вселенский Собор состоялся в 325 году в городе Никея. Присутствовало 318 епископов, среди них был св. Николай, Архиепископ Мир Ликийский. Кроме них было еще много других участников собора - всего около 2000 лиц. 2-ой Вселенский Собор состоялся в 381 году в Константинополе. На нем присутствовало 150 епископов. Символ Веры, самое короткое определение Христианской веры, был утвержден на этих Соборах. Он состоит из 12 членов, которые точно определяют Христианскую веру и которые нельзя было изменять. С того времени Православная Церковь употребляет неизмененный Символ веры. Западная Церковь (Римская и протестантские деноминации) все-таки изменили 8-ой член первоначального Символа веры, внеся в него так называемой «filioque».


Символ веры значит изложенное в кратких, но точных словах учение о том, во что должны веровать христиане

1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

 

2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

 

3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

 

4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна.

 

5. И воскресшаго в третий день по писанием.

 

6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

 

7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже царствию не будет конца.

 

8. И в Духа Святаго, Господа животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

 

9. Во едину, святую, соборную и Апостольскую Церковь.

 

10. Исповедую едино крещение, во оставление грехов.

 

11. Чаю (ожидаю) воскресения мертвых,

 

12. И жизни будущаго века. Аминь.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 157.