По написанию курсовой работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Культуры и искусств»

 

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе

__________________ А.А. Смирнова

«____»_______________201__год

 

Факультет мировой культуры

Кафедра искусствоведения

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

По написанию курсовой работы

 

 

для направления подготовки

50.03.03 «История искусств»

Профиль «Культурное наследие и актуальное искусство»

 

Степень выпускника

Бакалавр

 

 

Санкт-Петербург

2015


Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры от «30» августа 2013 г., протокол № 1.

 

Одобрено на заседании учебно-методического совета СПбГУКИ «21» января 2014 г., протокол № 3.

 

 

Методические рекомендации подготовил:

кандидат искусствоведения, доцент Юлия Ивановна Арутюнян

 

Рецензенты:

доктор искусствоведения, профессор кафедры русского искусства СПбГАИЖСА

Е.А. Боровская

кандидат искусствоведения, доцент, заведующая кафедрой искусствоведения СПбГУКИ,

Г.Н. Габриэль

 

 

Методические рекомендации по написанию курсовой работы составлены в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по циклу «Профессиональный цикл» (Базовая часть) Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 50.03.03. «История искусств», по профилю «Культурное наследие и актуальное искусство».

 

Аннотация содержания:

Методические рекомендации по написанию курсовой работы способствуют самостоятельной и под руководством преподавателя научно-исследовательской работе студента по избранной теме в рамках одного из читаемых курсов. Формулировка темы, работа с библиографией, практические навыки самостоятельного сбора, систематизации, анализа материала и написание курсовой работы формируют необходимые профессиональные качества, позволяя вести научную деятельность с элементами разработки методологии изучения или рецензирования современных художественных процессов. Методические рекомендации поясняют, в чем состоит специфика курсовой работы по предметам, связанным с теорией и историей искусства, каковы принципы выбора и формулировки темы, сбора и систематизации практического материала, формирования библиографии, в пособии указаны требования к оформлению, срокам выполнения и порядке защиты работы, отмечены критерии высокой её оценки. Приложения включают необходимые для утверждения темы документы, требования к оформлению титульного листа, оглавления, рецензии научного руководителя, библиографических описаний в сносках и списке литературы, подписей под иллюстрациями и альбома. Перечень тем по отдельным предметам приведен в конце пособия. Методические рекомендации разработаны с учетом вопросов и проблем, возникающих у студентов разных курсов, способствуют инициативному практическому освоению обучающимся принципов научно-исследовательской работы, отражают современные требования к самостоятельной профессиональной деятельности искусствоведа, ориентированы на интерактивные методики преподавания.




СОДЕРЖАНИЕ

Цели и задачи курсовых работ. 4

Порядок выбора темы работы.. 6

Требования к выполнению работы (структуре, содержанию, объему) 7

Требования к оформлению работы.. 9

Требования к срокам выполнения работы.. 12

Научное руководство выполнением работы.. 12

Порядок прохождения процедуры промежуточной аттестации по итогам выполнения работы 13

Критерии оценки работы.. 13

П риложения. Образцы необходимых документов. 16

Приложение 1. 16

Приложение 2. 17

Приложение 3. 18

Приложение 4. 19

Приложение 5. 22

Приложение 6. 23

Приложение 7. 24


Одной из актуальных проблем современной системы гуманитарного образования можно признать формирование самостоятельно мыслящего, способного к активному научному поиску, профессионально компетентного специалиста. Именно поэтому курсовым работам отводится особое место в учебном процессе на кафедре искусствоведения – они выполняются на II , III и IV курсах, оцениваются руководителем и защищаются как полновесное научное исследование. Количество курсовых работ, выполняемых студентом за весь период обучения, в соответствии с учебным планом по направлению подготовки «История искусства» составляет три.


Порядок выбора темы работы

Тематика курсовых работ должна строго соответствовать профилю дисциплины по основной образовательной программе. Тема выбирается из представленных в Приложении 7 (по соответствующей дисциплине). Студент может самостоятельно разработать тему курсового проекта после обязательного согласования с руководителем.

Тема курсовой работы должна быть сформулирована как научная проблема, рассмотрение которой предполагает применение различных методик, освоение специальной литературы и обобщение собранного материала – не приветствуются как слишком обширные, так и чрезмерно узкие темы (за исключением специальных интересов студента при согласии руководителя). Курсовая работа не может быть обзором одного из периодов истории искусства или творчества мастера – необходимо выявить проблему изучения и четко обозначить ее границы.

Студент по согласованию с научным руководителем обязан выбрать тему работы не позднее шестой недели текущего учебного года. Выбор темы производится с учетом области интересов студента и возможности развития данной темы в его выпускной квалификационной работе. Закрепление темы за студентом оформляется протоколом заседания кафедры.

Выбор одной и той же темы двумя и более студентами не допускается.

Студент имеет право высказать свои пожелания относительно изменения предложенной формулировки темы курсовой работы, но при этом ему следует обязательно обосновать целесообразность изучения такого аспекта.

Курсовая работа может рассматриваться как преддипломный проект, поэтому приветствуется связь изучаемой проблемы с тематикой выпускного квалификационного исследования: один из аспектов поставленной в дипломе проблемы, один из периодов или жанров в художественной деятельности мастера, одно из стилистических направлений рассматриваемой эпохи – могут стать темой курсовой работы.

Необходимо помнить, что исследование должно производить целостное впечатление, иметь четко продуманную структуру, вводную, основную и заключительную части, необходимый научный и справочный аппарат, иллюстративный материал и другие приложения (Например: курсовая работа: «Тема драки в живописи А. ван Остаде», выпускное квалификационное исследование: «Тема драки в живописи Голландии и Фландрии XVII века: проблема семантической интерпретации»; курсовая работа: «Северный модерн в архитектуре Санкт-Петербурга», выпускное квалификационное исследование: «Северный модерн в европейской и русской архитектуре»; курсовая работа: «Образ Святого Георгия в русском искусстве XV – XVII веков», выпускное квалификационное исследование: «Образы Святого Воинства в русской и западноевропейской живописи XV – XVI веков», курсовые работы: «Детский портрет в русском искусстве XVIII века», «Детские образы в западноевропейской живописи XVIII века», выпускное квалификационное исследование: «Детские образы в западноевропейском и русском искусстве XVIII века»).

Требования к выполнению работы (структуре, содержанию, объему)

Студент обязан выполнить и оформить работу в соответствии с методическими указаниями кафедр и требованиями, предъявляемыми в «Руководстве по оформлению письменных работ в СПбГУКИ».

 

Структура курсовой работы

1. Титульный лист (см. Приложение 2). Не нумеруется.

2. Оглавление (см. Приложение 3).

3. Введение.

4. Основная часть, разделенная на главы и параграфы. (см. Приложение 3).

5. Заключение.

6. Список используемой литературы (см. Приложение 4).

7. Список иллюстраций (см. Приложение 5).

8. Альбом иллюстраций и другие приложения, пронумерованные по порядку.

 

Курсовая работа открывается Оглавлением, которое должно четко характеризовать как общую структуру текста, так и его содержание. Поэтому:

§ все заголовки располагаются в той же последовательности и даются в той же формулировке, как они приводятся в работе (см. Приложение 2);

§ каждая глава начинается с новой страницы, каждые параграф и подраздел располагаются на той же странице и отделяются тремя междустрочный интервалами.

§ слова «Введение» и «Заключение», номер главы, раздела и параграфа и их заглавия следует выделять жирным шрифтом;

§ главы, параграфы, разделы и приложения нумеруются арабскими цифрами (1, 2, 3…);

§ заглавие каждой главы, параграфа и раздела должно содержать в себе научную проблему;

§ объем раздела не должен быть менее 5 страниц при этом следует стремиться к соблюдению определенного равновесия в распределении материала, объемы глав должны быть приблизительно равными;

§ деление разделов на параграфы должно быть обусловлено структурой материала;

§ в соответствии с заявленной темой в курсовой работе должно быть не более 3 глав, в некоторых случаях основную часть работы можно не делить на разделы;

§ в одной главе должно быть не менее двух разделов, в одном параграфе – не менее двух подразделов;

§ в конце заглавий точка не ставится.

 

Значительное внимание следует уделить Введению. Здесь следует:

§ обосновать выбор темы и четко сформулировать основные направления исследования;

§ выявить цели исследования;

§ обозначить задачи исследования;

§ дать аннотированный критический обзор литературы (степень научной разработанности темы) по теме исследования;

§ выявить предмет и объект исследования;

§ определить актуальность темы исследования;

§ указать методы исследования;

§ описать структуру работы.

Важнейшей составной частью Введения является весомый и подробный критический (аннотированный) обзор литературы по теме исследования. Необходимо внимательно ознакомиться с историей вопроса – т.е. изучить специальную литературу по избранной теме (предпочтение следует отдавать научным трудам, популярные и художественные издания могут фигурировать только как дополнительный материал за исключением некоторых специфических аспектов исследования, например: «Образ Леонардо да Винчи в современной художественной литературе», «Образ Леонардо да Винчи в современном кинематографе»). В обзор можно включить источники (т.е. дневники, записи, публикации художника, эпистолярное наследие, теоретические сочинения, рецептурные трактаты и научные труды, по времени восходящие к исследуемому периоду, критические выступления, статьи современников мастера, мемуарная литература, архивные документы и т.д.).

Требования к срокам выполнения работы

Курсовая работа сдается на бумажном носителе с приложенным CD-ROМ не позже чем за две недели до окончания семестра студентами очной и очно-заочной (вечерней) форм обучения научному руководителю или специалисту по учебно-методической работе кафедры, студенты заочной формы обучения сдают работы для регистрации в деканат до начала промежуточной аттестации (в первый день установочной сессии).

Критерии оценки работы

Оценка по результатам защиты работы выставляется в соответствии с критериями, установленными в методических рекомендациях.

Работа оценивается по четырехбалльной шкале: 5 – «отлично», 4 – «хорошо», 3 – «удовлетворительно», 2 – «неудовлетворительно». Оценка проставляется в ведомость и зачетную книжку студента (за исключением оценки «неудовлетворительно»). Студенту, не представившему курсовую работу в установленный срок, в ведомости выставляется «не аттестован».

Студент, не представивший курсовую работу или получивший неудовлетворительную оценку, считается имеющим академическую задолженность, которая ликвидируется в установленном порядке в соответствии с «Положением о текущем контроле и промежуточной аттестации студентов», утвержденным Ученым советом университета. При этом тема работы не может быть изменена, а также не может быть назначен другой научный руководитель. При несогласии студента с полученной им оценкой проводится повторная процедура защиты работы в присутствии комиссии, назначаемой заведующим кафедрой.

Высокая оценка курсовой работы предполагает соблюдение следующих требований:

§ безусловная самостоятельность в разработке основных вопросов;

§ заинтересованность и инициативность при разработке научно-исследовательской базы работы;

§ стремление самостоятельно структурировать текст, выявить основные акценты, сформулировать основные положения работы;

§ умение обосновать и отстоять свою точку зрения, опираясь на научную аргументацию в ходе защиты курсовой работы;

§ владение приёмами рецензирования печатных изданий в критическом обзоре литературы во введении;

§ владение приёмами правильного библиографического описания;

§ умение правильно построить работу, чётко структурировать текст, выявить необходимые аспекты;

§ знание и умение применять на практике методы работы с источниками и научно-исследовательской литературой;

§ наличие цитат, сносок и продуманное цитирование важнейших научных трудов и источников в работе;

§ активное и самостоятельное использование научной литературы и Интернет-ресурсов при подготовке курсовая работаа с обязательным цитированием;

§ аккуратность, тщательность и методичность при работе с текстом;

§ отсутствие стилистических, грамматических и пунктуационных ошибок;

§ умение правильно использовать научную терминологию;

§ соблюдение основных требований к объёму и структуре курсовой работы;

§ самостоятельный и независимый взгляд на проблемы;

§ правильное оформление работы в соответствие с требованиями данного методического пособия.

 

Отрицательным моментом работы можно признать как ее нерасчлененность, так и чрезмерное дробление (см. Приложение 3). Логика общей структуры работы предполагает выявление определенных акцентов, последовательность в рассмотрении проблемы и продуманную организацию материала в рамках каждого раздела.

Тщательный отбор материала и продуманное построение работы позволяют избежать перегруженности текста сугубо практическими данными и фактами (при необходимости их можно вынести в конец работы в виде Приложений). Последовательность изложения и единство работы предполагает взаимосвязь отдельных частей, так что заключение предыдущего параграфа должно подводить к осмыслению последующего материла, позволяя проследить развитие концепции автора.

Особое значение приобретает форма изложения материала – ее продуманность, четкость формулировок, свобода языка, выразительность определений. Текст должен быть внимательно вычитан и аккуратно оформлен. Грамматические и пунктуационные ошибки, стилистические неточности и неоправданные повторы слов могут испортить общее впечатление от работы и стать причиной снижения общей оценки.



Приложение 1

Образец личного заявления студента

Заявление

 

Прошу назначить научным руководителем для выполнения курсовой работы по
дисциплине___________________________________________________________________на тему: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 (ФИО, учёная степень, учёное звание, должность, место работы)

 

 

Дата, подпись научного руководителя ______________________________________________
Дата, подпись студента ______________________________________________

 




Приложение 2

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине_______________________________________________________________

на тему:_________________________________________________________________

 

 

Выполнил студент ____ курса _________________ группы _________________________________________________                  (ФИО)
  _________________________________________________             (подпись, дата)
Направление обучения   50.03.03 «История искусства»
Профиль   Культурное наследие и актуальное искусство
Форма обучения   _________________________________________________
Научный руководитель _________________________________________________ _________________________________________________ (ученая степень, ученое звание, должность, ФИО)
    _________________________________________________ (подпись, дата)

 

 

Санкт-Петербург

20__



Приложение 3

Образец оглавления

 

Оглавление

 

  (№ страницы)
Введение…………………………………………………………………………….  
Глава 1 Название главы……………………………………………………...  
1.1. Название параграфа…………………………………………………………….  
1.2. Название параграфа…………………………………………………………….  
Глава 2 Название главы……………………………………………………....  
2.1. Название параграфа…………………………………………………………….  
2.2. Название параграфа…………………………………………………………….  
Заключение…………………………………………………………………………..  
Список использованной литературы.……………………………………………...  
Список иллюстраций……………………………………………………………….  
Приложения…………………………………………………………………………  

 



Приложение 4

Библиографическое описание

 

Оформление библиографических списков и ссылок к делается по ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание».

Общая схема библиографической записи отдельно изданного документа включает обязательные элементы и предполагает определенные знаки препинания:

§ Заголовок (фамилия, имя, отчество одного автора, как правило, первого, если их не более трёх) После фамилии автора перед инициалами ставится запятая;

§ Заглавие (название книги, указанное на титульном листе)

§ : cведения, относящиеся к заглавию (раскрывают тематику, вид, жанр, назначение документа и т.д. Например, учебное пособие, хрестоматия и т.д.)

§ / сведения об ответственности (содержат информацию об авторах, составителях, редакторах, переводчиках и т.п.; об организациях, от имени которых опубликован документ). Как правило, это - имя автора в той форме, как оно указано на обложке (или авторов – но не более трех человек)

§ . – сведения об издании (содержат данные о повторности издания, его переработке и т.п.)

§ . – Место издания

§ : Издательство или издающая организация (без кавычек и слова «издательство», за исключением тех случаев, когда оно присутствует в названии организации и фигурирует на титульном листе цитируемого труда), дата издания

§ . – Объем (сведения об общем количестве страниц, листов).

Источником сведений для библиографической записи является титульный лист или иные части документа, заменяющие его. Запись составляется под фамилией первого автора, если авторов не более 3-х, и под заглавием, если авторов 4 и более, и авторы указаны не на титульном листе.

При ссылке на электронный ресурс приводятся следующие сведения:

Основное заглавие = Параллельное заглавие : сведения, относящиеся к заглавию / сведения об ответственности. – Сведения об издании / сведения об ответственности, относящиеся к изданию, дополнительные сведения об издании. – Обозначение вида ресурса. – Место издания : имя издателя, дата издания. – Специфическое обозначение материала и количество физических единиц : другие физические характеристики ; размер. – Примечание. – Стандартный номер = Ключевое заглавие : режим доступа.

Способы цитирования и оформление цитат

Одной из важнейших задач выпускной квалификационной работы является демонстрация автором своего знакомства с исследованиями предшественников, то есть с тем, как и насколько разработана данная тема в литературе. Доказать свою осведомленность можно в значительной степени благодаря ссылкам на литературу. Сноски и список используемой литературы – обязательные составляющие выпускной квалификационной работы.

Сноска в тексте ставится после закрытой кавычки, но перед следующим за ней знаком препинания.

1. Прямое цитирование

Вставить в работу кусок чужого текста можно следующим образом: нужно дословно, с сохранением авторских абзацев и знаков препинания переписать нужный фрагмент и заключить его в кавычки. Рядом поставить цифру, которая будет соответствовать номеру сноски. На каждой странице сноски нумеруются заново. Ссылки должны быть автоматическими, формат номера - арабскими цифрами, размер шрифта 10 пт, гарнитура Times New Roman Cyr, их необходимо располагать внизу страницы.

ПРИМЕР:

Жак Ле Гофф пишет: «И я не вижу ничего иного, кроме абрикоса, который христиане, возможно, узнали, благодаря крестовым походам»[1].

Если ссылки на одну и ту же работу следуют одна за другой на одной странице, ставится «Там же. С.» или «Ibid. Р.» (ibidem) для документов на языках, применяющих латинский шрифт. Если сноска переносится на следующую страницу, то вновь дается полная ссылка на упоминаемый труд.

ПРИМЕР:

Ле Гофф отмечает «особую мобильность средневекового человека»[2].

2. Пересказ чужого текста

Возможен и другой вариант ссылки на научный труд – пересказ чужих мыслей своимисловами. Например, автор на протяжении нескольких страниц развивает свою идею, а для Вашей работы нужно только краткое изложение его мыслей, или даже только обозначение (формулировка) затронутой проблемы. Описания исторических событий, подробностей биографии художника или деталей технико-технологического анализа памятника также могут основываться на исследовании, которое было Вами прочитано, усвоено и пересказано своими словами. В таком случае используется оборот «См.» (смотри) со ссылкой на конкретный труд и страницы, где данный вопрос был освещен.

ПРИМЕР:

В другой книге Ле Гофф приводит различные точки зрения на средневековый город и горожан[3].

3. Цитирование не по первоисточнику, а по другому документу

Может случиться, что в работе одного автора обнаруживается интересная и важная ссылка на другого автора, однако обращаться к источнику не представляется возможным или необходимым. Например, в книге приводится цитата из непереведенного труда на иностранном языке или автор ссылается на издание, являющееся библиографической редкостью. В таком случае можно процитировать нужный фрагмент не по первоисточнику, а по той книге, в которой была обнаружена цитата. Тогда в начале ссылки приводят слова: «Цит. по: « (цитируется по) и указывается тот источник, который был у вас в руках.

ПРИМЕР:

В книге Умберто Эко «Искусство и красота в средневековой эстетике» найдена цитата из непереведённого на русский язык редкого труда Роберта Гроссетеста. Привести его в своей работе можно следующим образом:

Роберт Гроссетест определяет понятие совершенной вещи следующим образом: «Красота есть согласие предмета с самим собой и гармония всех его отдельных частей между собой, и каждой по отношению к другим и целому, и его самого ко всем им»[4].

Оформление списка использованной литературы и подстраничных ссылок

Книга одного автора:

Стерн, Л. Сентиментальное путешествие / Лоренс Стерн. – СПб.: Лимбус Пресс, 1999. – 414 с.

Книга одного автора из серии:

Степанов, А.В. Искусство эпохи Возрождения: Нидерланды. Германия. Франция. Испания. Англия / А.В. Степанов. – СПб.: Азбука-классика, 2009. – 640 с. (Новая история искусства).

Книга двух авторов:

Бочаров, И.Н. Кипренский / Иван Бочаров, Юлия Глушакова. – М.: Молодая гвардия, 2001. – 390 с.

Сборник одного автора:

Гиляровский, В.А. Москва и Москвичи; Друзья и встречи; Люди театра / В.А. Гиляровский. – М.: ЭКСМО-пресс, 2001. – 638 с.

Многотомное издание в целом:

Гиппиус, З.Н. Сочинения: в 2 т. / Зинаида Гиппиус. – М.: Лаком-книга, 2000.

Один том или одно произведение из многотомного издания:

Гиппиус, З.Н. Сочинения. В 2 т. Т. 2. / Зинаида Гиппиус. – М.: Лаком-книга, 2000. – 425 с.

Гиппиус, З.Н. Чертова кукла / Зинаида Гиппиус. Сочинения. В 2 т. Т 2. – М.: Лаком-книга, 2000. – С. 5-218.

Сборник без автора в целом:

Очерки русской культуры XVIII века / под ред. Б.А. Рыбакова. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 382 с.

Статья из сборника:

Рабинович, М.Г. Город и городской образ жизни / М.Г. Рабинович // Очерки русской культуры XVIII века / под ред. Б.А. Рыбакова. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – С. 252-299.

Статья из периодического издания:

Геташвили, Н. Театр и живопись / Н.А. Геташвили // Русское искусство. – 2006. - № 1. – С. 8-22.

Интервью:

Серебрякова, М.И. Дионисий не отпускает [о фресках Ферапонтова монастыря]: беседа с директором музея Мариной Серебряковой / Записал Юрий Медведев // Век. – 2002. – 14-20 июня (№ 18.) – С. 9.

Электронный ресурс:

Ресурсы локального доступа:

Даль, В.И. Толковый словарь живого русского языка Владимира Даля [Электронный ресурс] : подгот. по 2-му печ. изд. 1880 – 1882 гг. / В.И. Даль.– Электрон. дан. – М. : АСТ [и др.], 1998. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Загл. с экрана.

 

Сидыганов, В.У. Модель Москвы [Электронный ресурс] : электронная карта Москвы и Подмосковья / В.У. Сидыганов, С.Ю. Толмачев, Ю.Э. Цыганков. – Версия 2.0. – Электрон. дан. и прогр. – М. : FORMOZA, 1998. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Загл. с экрана.

 

Библиография по социальным и гуманитарным наукам, 1993 – 1995 [Электронный ресурс] / Ин-т науч. информ. по обществ. наукам (ИНИОН). – Электрон. дан. и прогр. – М.,1995. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Загл. с вкладыша контейнера.

Ресурсы удаленного доступа

Исследовано в России [Электронный ресурс] : многопредмет. науч. журн. / Моск. физ.-тех. ин-т. – Электрон. журнал. – Долгопрудный : МФТИ, 1998. – Режим доступа к журн. : http :// zhurnal . mipt . rssi . ru . – Загл. с экрана.



Приложение 5

Образец оформления альбома иллюстраций и других приложений

В качестве приложений к работе могут выступать как альбом иллюстраций, так и те материалы, которые имеют прямое отношение к основной тематике исследования, если по определенным причинам автор не счел возможным поместить их в основной текст.

Выпускное квалификационное исследование, посвященное изобразительному, декоративно-прикладному искусству, архитектуре, моде и костюму желательно сопровождать иллюстративным рядом, отражающим рассматриваемые в тексте предметы. Количество иллюстраций в зависимости от темы работы может колебаться в пределах от 20 до 30.

Иллюстрации помещаются только в конце работы в отдельном приложении, называемом «АЛЬБОМ ИЛЛЮСТРАЦИЙ», ему в обязательном порядке предшествует «СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ», помещаемый после списка использованной литературы перед приложениями. После упоминания памятника, представленного в альбоме, в скобках приводится порядковый номер соответствующей иллюстрации в списке и альбоме. В соответствии с ГОСТ 7.12—94 «Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила», введенным в действие в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 июля 1995 г слово иллюстрация сокращается до «ил.».

ПРИМЕР:

Особое место в ряду ранних произведений Диего Веласкеса занимает «Завтрак» (ил. 11) из коллекции Государственного Эрмитажа.

Список иллюстраций приводится после списка использованной литературы. В описании произведения искусства в списке упоминаются: инициалы и фамилия автора, название произведения, время создания, материал, место хранения (город, музей, коллекция, частное собрание):

ПРИМЕР:

11. Д. де С. Веласкес. Завтрак. Около 1617 г. Х.,м. 108,5х102. Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж.

В альбоме иллюстраций каждое отдельное изображение должно быть пронумеровано и подписано на той же странице. Подписи следует размещать под иллюстрацией или сбоку от нее в зависимости от формата. Подписи под иллюстрациями имеют более краткий характер: порядковый номер, инициалы и фамилия автора, название произведения, время создания. Даже если по техническим причинам не удается поместить подпись под изображением, порядковый номер иллюстрации должен быть указан в обязательном порядке.

ПРИМЕР:

11. Д. де С. Веласкес. Завтрак. Около 1617 г.

В виде приложений также можно оформлять графики, сводные таблицы, биографии упомянутых в работе художников, сведения о хронологии событий, глоссарии (в случае использования в тексте особой терминологии), списки, данные соцопросов, описания специфики технологических процессов и т.п. При наличии нескольких приложений они нумеруются по порядку арабскими цифрами, располагаются в конце работы после списка использованной литературы и списка иллюстраций. Если в работе только одно приложение, то оно не нумеруется. Каждое приложение печатается с новой страницы, и упоминается в оглавлении. В тексте выпускного квалификационного исследования необходимы ссылки на приложения. Ссылки помещаются в отдельной сноске или в скобках после упоминания приводимых в приложении сведений, единообразно во всей работе.

ПРИМЕР:

На стилистическую близость памятников указывает сходный характер трактовки кауликолей (см. Прил. 1. Глоссарий).


 


Приложение 6

На курсовую работу

 

 

  Студента _______________________ _______________________________         (ФИО)   группа_________курс_________________________ кафедра искусствоведения факультет мировой культуры форма обучения______________________________ специальность 50.03.03 «История искусства» специализация _______________________________ ____________________________________________  
Научный руководитель ____________________________________________ (ФИО ученая степень и (или) ученое звание)
Тема ________________________________________________________________________________________

 

Дата                      подпись                ФИО



Приложение 7

ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ

 

II курс

II курс

III курс

Всеобщая история искусства

1. Роль цвета в египетских рельефах и росписях Древнего и Среднего царства.

2. Особенности композиции ассирийских рельефов I тысячелетия до н.э.

3. Проблемы воплощения образов Осириса и Исиды в искусстве Древнего Египта.

4. Влияние эпоса о Гильгамеше на искусство Ближнего Востока.

5. Тема охоты в искусстве Передней Азии.

6. Тема войны в искусстве древнего Ближнего Востока.

7. Роль ювелирных украшений в костюме Древнего Египта.

8. Образ Геракла в росписях греческих чернофигурных ваз.

9. Тератоморфные персонажи в древнегреческом изобразительном искусстве.

10. Греческие мифы в искусстве императорского Рима.

11. Животные в скульптуре Древней Греции и Рима.

12. Влияние пластических искусств на эволюцию ювелирных украшений Античности.

13. Художественные ткани Античного мира и их роль в формировании эстетики костюма.

14. Специфика иконографической и стилистической эволюции раннехристианских мозаик Рима и Равенны.

15. Особенности иконографии, композиционного решения и пластики рельефов раннехристианских саркофагов.

16. Пластические особенности европейской скульптуры эпохи варварских королевств.

17. Полихромный стиль в европейском искусстве VI-VIII веков.

18. Иконографические и стилистические особенности англо-ирландской книжной миниатюры VII – IX веков

19. Мосарабские традиции в испанской книжной миниатюре X – XII веков.

20. Античная традиция и искусство Каролингской империи.

21. Графический стиль «Утрехтской Псалтири» и его влияние на сложение английской школы книжной миниатюры.

22. Роль монастырской культуры в формировании романского стиля.

23. Проблема региональных школ в книжной миниатюре Оттоновской империи (империи Каролингов или другого периода по выбору студента).

24. Тема Страшного Суда на романских и готических порталах Франции.

25. Тип храма на путях паломников – особенности архитектурного решения и программа декоративного убранства.

26. Тема Страстей Христовых в романской скульптуре Франции.

27. Образы апостолов в романской пластике клуатров Испании и Франции.

28. Образ архангела Михаила в романском искусстве Западной Европы.

29. Тератологические мотивы в романской скульптуре Европы.

30. Место календарных циклов в романской и готической скульптуре.

31. Монументальная живопись Франции романской эпохи: проблема региональных школ.

32. Стилистические и иконографические особенности итальянских бронзовых врат XI – XIV вв.

33. Романская архитектура Италии в контексте формирования региональных школ.

34. Иконографические и художественные особенности романской монументальной живописи Каталонии.

35. Проблема зарождения готики: Аббат Сугерий и аббатство Сен-Дени.

36. Витражный комплекс Сент-Шапель: иконографическое и художественное решение (или другого готического храма по выбору студента).

37. Проблема синтеза искусств в архитектурном и художественном решении собора Парижской Богоматери (или другого готического храма по выбору студента).

38. Проблема планировки фортификационных сооружений Италии и Франции XIII – XIV веков

39. Образ Богоматери в готической скульптуре Франции.

40. Проблема своеобразия региональных школ готической архитектуры одной из европейских стран (Испании, Англии, Германии и др. по выбору студента).

41. Иконографическое, тематическое и художественное своеобразие испанских фронталей.

42. Скульптурное решение леттнеров немецких храмов XIII – XIV веков

43. Притча о мудрых и неразумных девах в немецкой готической скульптуре.

44. Проблема перспективных построений франко-бургундской школы миниатюры.

45. Программа, иконография и скульптурное решение рельефов церковных кафедр Италии XIII - XIV веков

46. Готика в Польше: проблема региональной специфики стиля (Венгрии, Скандинавии или другого региона по выбору студента).

47. Стилистические особенности станковой готической живописи Чехии.

48. Значение рыцарской культуры при формировании стилистики костюма средневековой Европы.

49. Религиозный мистицизм в украшениях готики.

50. Светские и церковные ткани Византии. Эволюция декора и технологий изготовления.

51. Художественный текстиль Индии. Традиции и современность.

52. Влияние религиозных воззрений на декор и цветовую символику китайских тканей.

53. Влияние традиционной японской культуры на художественный текстиль.

54. Японские художественные ткани в костюме театра Ноо и Кабуки.

55. Испано-мавританские и сицилийские ткани.

56. Среднеазиатский художественный текстиль.

57. Художественная практика итальянских боттегов и проблема синтеза искусств в контексте культуры XV в.

58. Роль византийских влияний в итальянском искусстве эпохи Проторенессанса.

59. Специфика образного языка сиенской школы живописи XIII – XIV веков

60. Роль Джотто в формировании «новой манеры» по источникам ХIV - ХVI веков

61. Проблема трансформации образного языка в итальянском искусстве XIV – XV веков.

62. Роль повествовательного начала в итальянском искусстве эпохи Проторенессанса и росписи капеллы дель Арена в Падуе Джотто.

63. Проблема интерпретации античного наследия в итальянском искусстве эпохи Кватроченто.

64. Образ Мадонны в живописи флорентийских мастеров эпохи Кватроченто.

65. Интерпретация образа Давида во флорентийской скульптуре XV века.

66. Роль архитектурных мотивов в итальянской живописи XV века.

67. Конный монумент в итальянском искусстве XV века.

68. Сцена «Благовещения» в итальянском искусстве XV века.

69. Куртуазные черты в живописи Северной Италии в контексте творчества Пизанелло (или другого мастера по выбору студента).

70. Место автопортрета в живописи итальянского Возрождения.

71. Тема «Тайной Вечери» в венецианской живописи XVI века.

72. Концепция портрета в искусстве эпохи маньеризма.

73. Античная мифология в венецианской живописи XVI века.

74. Проблема колорита в живописи позднего Тициана.

75. Теоретическое и художественное наследие живописцев эпохи маньеризма.

76. Образ Богоматери в нидерландской живописи XV века.

77. Иконография, композиция и художественное решение Гентского алтаря братьев Губерта и Яна ван Эйк.

78. Тема «Оплакивания» в нидерландской живописи XV века.

79. Тема «Поклонения волхвов» в творчестве Гуго ван дер Гуса.

80. Своеобразие художественного и образного решения триптихов Иеронима Босха.

81. Формирование жанра портрета в нидерландском искусстве XV века.

82. Пейзаж в творчестве Питера Брейгеля.

83. Концепция пейзажа в живописи «Дунайской школы».

84. Роль полихромии в религиозной скульптуре Северного Возрождения.

85. Тема «Несение Креста» в немецком искусстве ХV-ХVI веков

86. Образ Мадонны в немецкой живописи XV – XVI веков

87. Проблема эволюции немецкой резцовой гравюра ХV – XVI веков

88. Проблемы символики и образного строя цикла «Апокалипсис» Альбрехта Дюрера.

89. Стилистическая эволюция французского карандашного портрета XVI в.

90. Стилистическое своеобразие испанской живописи XV – XVI веков в контексте сложения национальной традиции.

91. Образы апостолов в творчестве Эль Греко.

92. Специфика интерпретации образа в испанском придворном портрете XVI века.

93. Тема «Благовещения» в творчестве Эль Греко: проблема эволюции.

94. Роль византийского наследия и творческий метод Эль Греко.

95. Николя Батай и серия шпалер «Апокалипсис»: влияние миниатюры на изобразительные и композиционные приемы.

96. Брюссельские шпалеры конца XV - начала XVI веков: проблемы техники и декора.

97. Творчество выдающихся художников и декоративно-прикладное искусство эпохи Возрождения (на конкретном примере по выбору студента).

98. Динамика светского испанского костюма эпохи Возрождения.

99. Испано-мавританская керамика XIV – XV веков.

100. Итальянская майолика конца XV – XVI веков: основные художественные центры и их особенности.

101. Творчество Бернара Палисси как пример развития французской керамики XVI века.

102. Фаянсы Сен-Поршера как уникальное явление искусства французского Ренессанса.

103. Ювелирные украшения в портретах эпохи Возрождения.

104. Художественные ткани в костюме Итальянского Возрождения.

105. Художественные ткани в костюме Италии XIII – XVII веков Эпоха Возрождения.

106. Декорации и костюмы итальянской commedia dell’arte.

107. Сцена, костюмы, реквизит и сценическая техника в театре Шекспира.

108. Проблема света в живописи Микеланджело да Караваджо.

109. Феномен Академии художеств и европейский академизм в XVII – XVIII веках (по выбору студента можно конкретизировать время и страну).

110. Женские образы в творчестве Рубенса и Рембрандта.

111. Особенности пластического и образного языка в скульптуре Л. Бернини.

112. Тема Евангельских притч в творчестве Д. Фетти.

113. Тема Таинств Церкви в творчестве Дж.М. Креспи.

114. Пейзаж в творчестве А. Маньяско.

115. Групповой портрет в голландской живописи XVII века.

116. Предметный мир в живописи Вермеера Дельфтского.

117. Тема карточной игры в живописи XVII века.

118. Интерьер в картинах «малых голландцев».

119. Проблема композиции фламандского натюрморта XVII века (или другой региональной школы по выбору студента).

120. Образная концепция портрета в творчестве Диего Веласкеса.

121. Эволюция образа художника в западноевропейском автопортрете XVII века.

122. Интерпретация вакханалии в живописи Н.Пуссена и П.-П.Рубенса.

123. Тема трапезы в живописи XVII века.

124. Влияние стиля барокко на французский костюм XVII века.

125. Стилистическая эволюция мужской моды периода правления Людовика XIV.

126. Стиль ампир в женской моде начала XIX века.

127. Влияние протестантизма на развитие голландского и немецкого костюма XVI-XVII веков.

128. Тема природы в «галантных празднествах» первой половины XVIII века.

129. Тема театра в живописи А.Ватто.

130. Руины в европейской живописи второй половины XVIII века.

131. Клод-Николя Леду: архитектор эпохи Просвещения и Французской революции.

132. «Визионерская архитектура» Франции XVIII в.: Леду, Булле, Леке.

133. Архитектура французских отелей эпохи рококо.

134. Творчество Дж. Б. Пиранези и его роль в утверждении европейского неоклассицизма.

135. Эволюция стеклоделия в Венеции: византийские влияния, формообразование, способы декорирования (XV – XVII веков).

136. Значение творчества Корнелиса Флориса и Ханса Вредемана де Фриса в развитии форм и декора нидерландской мебели XVI века.

137. Шпалеры Фландрии и Франции XVI века: эволюция типов композиции.

138. Значение творчества Бенвенуто Челлини в формировании стиля французского Ренессанса школы Фонтенбло.

139. Итальянские шелковые ткани XV – XVI веков: развитие приемов декорирования.

140. Художественные ткани в костюме Франции XVII – XVIII веков - барокко и рококо.

141. Градостроительные преобразования Парижа XVII – начала XIX веков

142. Отто Вагнер как зодчий и теоретик архитектуры.

143. Архитектура английского неопалладианства: проблема прототипов и интерпретации.

144. Английские парковые ансамбли XVIII века: к проблеме взаимодействия архитектуры и природы.

145. Архитектурная теория французского классицизма: основные концепции.

146. Культовые постройки Фр. Борромини: к проблеме формы и пространства в архитектуре римского барокко.

147. Храмы Б. Неймана: стилистические и пространственные аспекты.

148. Архитектура немецких резиденций эпохи барокко.

149. И.Б. Фишер фон Эрлах как архитектор и историк.

150. Культовое зодчество Австрии эпохи барокко: формально-стилистческие и композиционные аспекты.

151. Эволюция детского портрета XVIII – XIX веков в Западной Европе.

152. Ювелирные украшения в костюме Франции барокко и рококо.

153. Влияние художников-орнаменталистов на эволюцию стиля французских шелковых тканей XVII - XVIII веков.

154. Французская вышивка эпохи барокко и рококо.

155. Эволюция декора и технологий в западноевропейской набойке XIII – XX веков

156. Мебель Франции XVII века: творчество А.Ш. Булля и Ж. Каффиери. Эволюция конструкций, форм, декора.

157. Давид Ренген – выдающийся мастер художественной мебели французского классицизма.

158. Английская мебель Томаса Чиппендейла в контексте эволюции стиля.

159. Западноевропейский фаянс XVII – XVIII веков: Делфт, французский и английский фаянс (сравнительный анализ).

160. Творчество Джозайи Веджвуда и Томаса Бентли как пример европейского классицизма в искусстве второй половины XVIII века.

161. Техника и приемы декорирования западноевропейских набивных тканей XVII века.

162. Мейсенская фарфоровая мануфактура: эволюция стиля.

163. История Венской и Берлинской фарфоровых мануфактур XVIII века.

164. Проблемы атрибуции изделий ведущих фарфоровых мануфактур Западной Европы XVIII века. Повторения серий и подделки XIX – XX веков

165. Французская фарфоровая пластика XVIII - первой половины XIX веков

166. Английское стекло XVII – XVIII веков: к вопросу развития декорирования.

167. Богемское и силезское стекло XVII века: развитие технологий, форм и декора.

168. Кружева в Западнй Европе XVII – XVIII веков: техника, развитие орнамента, художественные центры.

169. Стиль «Ботаника» в европейском фарфоре середины XVIII – начала XIX веков.

170. Стиль «Шинуазри» в западноевропейском декоративно-прикладном искусстве.

171. Тема востока в живописи французских романтиков.

172. Градостроительные преобразования Парижа XIX века: формирование образа современного города.

173. Реконструкция Рингштрассе в Вене и проблема городского ансамбля XIX века.

174. Образ наполеоновского солдата во французской живописи конца XVIII – начала ХIХ веков

175. Архитектурная и градостроительная теория модернизма на примере наследия Ле Корбюзье.

176. Высотное строительство в исторических европейских городах: постановка проблемы городского силуэта.

177. Архитектурно-градостроительное развитие Лондона в XX веке и проблема исторической среды.

178. Образ Парижа в живописи импрессионистов.

179. Стилистические особенности эволюции формы и декора веера в XIX веке.

180. Значение Ч. Ворта для развития модной индустрии.

181. Проблема влияния стиля модерн на женские аксессуары начала ХХ века.

182. Влияние стиля модерн на костюм конца XIX века.

183. Движение «Искусства и ремесла». Художественный текстиль Уильяма Морриса.

184. Значение аксессуаров в костюме денди: исторический аспект.

185. «Стекло Эмиля Галле» в контексте формирования стиля.

186. Отражение идей эпохи историзма в европейских ювелирных украшениях.

187. Эстетика историзма в европейском художественном текстиле.

188. Эволюция стиля в тканях эпохи Модерна.

189. Художественный текстиль эпохи Арт-Деко.

190. Кубизм в творчестве Ж. Брака: проблема соотношения теории и художественной практики.

191. Отверженный человек в творчестве П.Пикассо 1900-1910-х годов.

192. ДАДА и зарождение европейского акционизма.

193. «Новая вещественность» в Германии: между экспрессионизмом и неоклассикой.

194. Послевоенная абстракция в Европе и творчество Ив Кляйна.

195. Фотореализм и творчество Хельнвайна.

196. Тема города в живописи итальянских футуристов.

197. Утопии в кино, изобразительном искусстве, архитектуре 1920 – 1940-х годов.

198. От скульптуры к объекту: проблемы развития европейского модернизма 1920 – 1930-х годов.

199. Художественный текстиль эпохи конструктивизма (школа Баухауза).

200. Влияние стиля ар-деко на моду 1920 – 1930-х годов.

201. Ювелирные украшения в европейском костюме эпохи Модерна.

202. Основные тенденции в развитии современного зарубежного ювелирного искусства.

203. Основные тенденции в развитии современного художественного текстиля.

204. Западноевропейская вышивка – основные направления, техники, материалы.

205. Западноевропейское кружево – основные центры изготовления, техники, материалы.

206. Прет-а-порте и мода 1970-х: от ансамбля к комплекту.

207. Стиль милитари в костюме ХХ века.

208. Феномен японской моды.

209. Экологическое направление моды XXI века.

210. Этническое направление как тренд моды в XXI веке (или другого периода по выбору студента).

211. Футуризм как тенденция моды в XXI веке.

212. Исторические стили в моде конца ХХ – начала XXI веков.

213. Кинематограф и историзм в костюме 1930-х годов.

214. Футуризм в киноискусстве 1930-х годов.

215. Искусство и идеология в кинематографе 1930 – 1940-х годов.

216. Голливуд в контексте развития кинематографа первой половины ХХ века.

217. Искусство и повседневность в киноискусстве 1950-х годов.

218. Фильм притча как феномен киноискусства.

219. Движение «Флуксус» и становление американского видеоарта.

220. Человек в пространстве метафизической живописи Де Кирико.

221. Автопортреты Фриды Калло. Психоаналитический аспект.

222. Арт-хауз в современном европейском киноискусстве.

223. «Флаги» Д. Джонса: между картиной и объектом. На пути к поп-арту.

224. Д. Споэрри. Предметный мир «Новой реальности».

225. Э. Чилида. Скульптура 1970-х: пространственный контекст.

226. Эксперименты с кино и видео в 1970 – 1990-е годы.

227. Ж. Тингли и Ники де Се Фаль. Скульптурные проекты 1970-х годов.

228. Р. Гобер: новая антропология в искусстве 1990-х годов.

229. Отражение идеологии киберпанка в современном киноискусстве.

230. Киноискусство и эксперименты с техникой в культуре модернизма.

231. Феномен видеоклипа в контексте медиакультуры.

232. Документальное кино в пространстве современной культуры.

233. Особенности развития национальных школ кино (на примере по выбору).

234. Постмодернизм в современном киноискусстве (на примере творчества режиссера по выбору).

235. Влияние новых технологий на развитие кинематографа конца ХХ – начала XXI веков.

236. Особенности творчества кинорежиссера (по выбору студента).

237. Метафизика восприятия «окультуренной природы» и язык изобразительного искусства в фильмах современных режиссеров восточного региона (на примере по выбору студента).

238. Проблема категорий времени и пространства в кино и изобразительном искусстве (на конкретном примере по выбору студента).

239. Постмодернизм в искусстве и проблема «цитирования классики» (на конкретном примере по выбору студента).

 

IV курс

IV курс

Культуры и искусств»

 

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе

__________________ А.А. Смирнова

«____»_______________201__год

 

Факультет мировой культуры

Кафедра искусствоведения

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по написанию курсовой работы

 

 

для направления подготовки

50.03.03 «История искусств»

Профиль «Культурное наследие и актуальное искусство»

 

Степень выпускника

Бакалавр

 

 

Санкт-Петербург

2015


Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры от «30» августа 2013 г., протокол № 1.

 

Одобрено на заседании учебно-методического совета СПбГУКИ «21» января 2014 г., протокол № 3.

 

 

Методические рекомендации подготовил:

кандидат искусствоведения, доцент Юлия Ивановна Арутюнян

 

Рецензенты:

доктор искусствоведения, профессор кафедры русского искусства СПбГАИЖСА

Е.А. Боровская

кандидат искусствоведения, доцент, заведующая кафедрой искусствоведения СПбГУКИ,

Г.Н. Габриэль

 

 

Методические рекомендации по написанию курсовой работы составлены в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по циклу «Профессиональный цикл» (Базовая часть) Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 50.03.03. «История искусств», по профилю «Культурное наследие и актуальное искусство».

 

Аннотация содержания:

Методические рекомендации по написанию курсовой работы способствуют самостоятельной и под руководством преподавателя научно-исследовательской работе студента по избранной теме в рамках одного из читаемых курсов. Формулировка темы, работа с библиографией, практические навыки самостоятельного сбора, систематизации, анализа материала и написание курсовой работы формируют необходимые профессиональные качества, позволяя вести научную деятельность с элементами разработки методологии изучения или рецензирования современных художественных процессов. Методические рекомендации поясняют, в чем состоит специфика курсовой работы по предметам, связанным с теорией и историей искусства, каковы принципы выбора и формулировки темы, сбора и систематизации практического материала, формирования библиографии, в пособии указаны требования к оформлению, срокам выполнения и порядке защиты работы, отмечены критерии высокой её оценки. Приложения включают необходимые для утверждения темы документы, требования к оформлению титульного листа, оглавления, рецензии научного руководителя, библиографических описаний в сносках и списке литературы, подписей под иллюстрациями и альбома. Перечень тем по отдельным предметам приведен в конце пособия. Методические рекомендации разработаны с учетом вопросов и проблем, возникающих у студентов разных курсов, способствуют инициативному практическому освоению обучающимся принципов научно-исследовательской работы, отражают современные требования к самостоятельной профессиональной деятельности искусствоведа, ориентированы на интерактивные методики преподавания.




СОДЕРЖАНИЕ

Цели и задачи курсовых работ. 4

Порядок выбора темы работы.. 6

Требования к выполнению работы (структуре, содержанию, объему) 7

Требования к оформлению работы.. 9

Требования к срокам выполнения работы.. 12

Научное руководство выполнением работы.. 12

Порядок прохождения процедуры промежуточной аттестации по итогам выполнения работы 13

Критерии оценки работы.. 13

П риложения. Образцы необходимых документов. 16

Приложение 1. 16

Приложение 2. 17

Приложение 3. 18

Приложение 4. 19

Приложение 5. 22

Приложение 6. 23

Приложение 7. 24


Одной из актуальных проблем современной системы гуманитарного образования можно признать формирование самостоятельно мыслящего, способного к активному научному поиску, профессионально компетентного специалиста. Именно поэтому курсовым работам отводится особое место в учебном процессе на кафедре искусствоведения – они выполняются на II , III и IV курсах, оцениваются руководителем и защищаются как полновесное научное исследование. Количество курсовых работ, выполняемых студентом за весь период обучения, в соответствии с учебным планом по направлению подготовки «История искусства» составляет три.


Дата: 2019-05-29, просмотров: 213.