Теория цены товара.
В современной мировой экономической теории наибольшее распространение получила концепция цены А. Маршалла. Он пытался объединить три концепции: предельной полезности, издержек производства, спроса и предложения - в одну теорию цены. Маршалл отрицал существование стоимости, считал, что существует только меновая стоимость, т.е. цена. Цена определяется как определенное количество денежных единиц, получаемое за товар.
Существуют две основные теории цены. По мнению сторонников одной из них, цена выражает стоимость товаров. Сторонники другой считают, что цена товара представляет собой сумму денег, которую покупатель готов заплатить за товар определённой полезности.
Разработка теорий цены относится к ранней стадии развития рыночных отношений. Для этой стадии была характерна затратная (стоимостная) теория цены, яркими представителями которой были Уильям Петти, Адам Смит и Давид Рикардо. По их мнению, стоимость товара определяется количеством труда, необходимого для его производства. Карл Маркс, один из наиболее последовательных сторонников этой теории, развивал концепцию, сущность которой заключается в том, что товар имеет стоимость и цену. Стоимость при этом определяется как воплощение в товаре качественно однородных и усреднённых затрат труда. Причём труд принимается как абстрактная категория. Цена же рассматривается как выражение его стоимости, и может ситуативно изменяться под влиянием случайных рыночных факторов. Таким образом. В этой теории имеет лишь одну объективную основу - стоимость.
Другая концепция объясняет цену товара суммой денежных затрат на его изготовление в совокупности с оценкой полезности таких затрат покупателем. При этом для определения цены товара оценка покупателем его свойств более значима, чем затраты производителя. Стоимость товара в таком случае не объясняет его цены.
Современная экономическая теория пытается синтезировать оба подхода к определению цены, совместив в ней объективность, выражаемую стоимостью, и субъективность, характеризуемую полезностью товара. Хотя при таком подходе остаётся актуальным определение всех затрат на производство, так как рыночные отношения требуют полного возмещения расходов.
Спрос на товар -- понятие рыночное. С ним связаны практически все рыночные категории, регуляторы и механизмы производства. Спрос является важнейшей категорией рыночной экономики, так как именно он в конечном счете определяет цену на различные товары, распределяет сырье и готовую продукцию.
Спрос - это желание и возможность потребителя купить товар или услугу в определенное время и в определенном месте. Следует различать понятия «желание» и «спрос». Не всякое желание иметь товар является спросом. Желание только тогда превращается в спрос, когда подкрепляется финансовыми возможностями покупателя. Иными словами, рынок не реагирует на потребности, не обеспеченные платежеспособностью покупателя.
Закон спроса показывает связь между ценами и количеством товаров и услуг, которые могут быть приобретены по каждой из данных цен. При прочих равных условиях по низкой цене удастся продать больше товаров, чем по высокой. Поэтому между рыночной ценой товара и тем его количеством, которое может быть куплено по этой цене, устанавливается строгое соотношение.
Согласно Закону спроса потребителями, при прочих равных условиях, будет куплено тем большее количество товаров, чем ниже их рыночная цена. Таким образом, сущность закона спроса состоит в обратной зависимости между уровнем цен и количеством покупаемой продукции.
18. Три критерия, которые помогают выбрать метод трансфертного ценообразования.
Взаимозависимые компании при заключении сделок друг с другом устанавливают специфические (необычные) цены и иные условия сделок, на которые никогда не пошли бы независимые участники рынка. Трансфертное ценообразование (ТЦО) это установление цен в сделках между взаимозависимыми компаниями с целью перераспределения дохода (или убытков) внутри группы и минимизации налоговой базы, в том числе с участием подконтрольных участников группы в низконалоговых юрисдикциях. Для налоговых органов важно установить соответствует ли трансфертная цена объективно сформированной рыночной (свободной) цене. Если будет доказано, что трансфертные сделки заключены не на рыночных условиях, последует доначисление налогов исходя из рыночных цен.
Существует 5 основных методов трансфертного ценообразования:
1. Затратное трансфертное ценообразование
2. Рыночное трансфертное ценообразование.
3. Фактическое трансфертное ценообразование.
4. Договорное трансфертное ценообразование.
5. Смешанное трансфертное ценообразование.
Затратное трансфертное ценообразование — цена устанавливается на уровне затрат. Существует- три основных метода определения трансфертной цены по затратам:
- по переменным издержкам на единицу продукции; -по полным издержкам;
- с учетом маржинальных затрат. К достоинствам затратного метода трансфертного ценообразования следует отнести простоту, возможность контроля заинтересованными сторонами внутри ТНК, наличие конкретных исполнителей, механизм сплочения и повышения дисциплины внутри компании (заинтересованность правильном учете); к недостаткам — заинтересованность сторон в завышении затрат, завышенные цены.
Рыночное трансфертное ценообразование — цены на внутрикорпоративные поставки устанавливаются исходя из рыночных цен. Недостатком данного метода является то, что не все товары, которые поставляются внутри корпорации, представлены на рынке, а также необходимость решения проблемы, рынок какой, страны взять за основу, по какому валютному курсу пересчитывать цены, если подразделения ТНК находятся в разных странах.
Фактическое трансфертное ценообразование — определенная доля прибыли включается на каждом этапе производственного цикла или при распределении продукции между подразделениями. Данный метод обеспечивает рентабельность каждого подразделения ТНК, участвующего в производстве и распределении продукции. Преимущества метода — возможность получения прибыли каждым подразделением и высокая заинтересованность подразделений в достижении конечного результата. Основным недостатком метода является сложность распределения прибыли между подразделениями и определение нормы прибыли для каждого из них.
Договорное трансфертное ценообразование — цены устанавливаются на основании результатов переговоров и консультаций между подразделениями ТНК. Основным недостатком данного метода является то, что договаривающиеся стороны часто имеют противоположные интересы, что может стать причиной конфликтов при формировании трансфертных цен. Эффективность договорного метода ценообразования зависит от корпоративной культуры и наличия информации о конъюнктуре рынка.
Смешанное трансфертное ценообразование — применяется комбинация всех перечисленных выше методов. Например, нижнюю границу цены определяют методом затратного трансфертного ценообразования, а верхнюю — методом рыночного трансфертного ценообразования. После этого выбирают одну из цен в зависимости от целей и задач ТНК. Основным недостатком метода является его трудоемкость. Несмотря на то. что пот метод является наиболее приемлемым, его применяют сравнительно редко.
19. Факторы, которые следует учесть при использовании предыдущих данных для оценивания функции затрат .
Определение того, как меняются расходы в зависимости от выхода продукции или других факторов видов деятельности, является очень важным аспектом, необходимым при принятии решений, планировании и управлении.
Подготовка смет, отчетов о производственных показателях, вычисление нормативных издержек и учет релевантных издержек для ценообразования и других решений во многом зависят от степени достоверности оценок по расходам и разного соотношения переменных -и постоянных издержек при различных объемах производства. К сожалению, расходы прогнозировать нелегко, поскольку они меняются в зависимости от многих обстоятельств. Например, динамика расходов может быть различной и зависеть от степени контролирования за использованием выделенных средств: при жестком контроле данные могут быть одни, а при полном отсутствии такого контроля — совершенно другие. Затраты на труд основных работников, которые часто считаются переменными, могут стать непеременными (т.е. постоянными издержками) в компаниях, которые используют постоянное количество сотрудников и сохраняют их, даже в том случае, когда выход производства снижается. Амортизацию часто относят к постоянным расходам, однако она может стать переменной, если стоимость актива снижается прямо пропорционально его использованию, то есть предприятие использует производственный метод начисления амортизации.
Важность точного оценивания расходов и учета динамики затрат означает, что бухгалтеры должны все активнее пользоваться современными приемами. Внедрение персональных компьютеров и соответствующего программного обеспечения теперь позволяет применять более сложные приемы для оценивания расходов даже в небольших структурах бизнеса. Общие принципы для определения функции затрат Для определения функции затрат используют уравнение регрессии. Уравнение регрессии показывает ожидаемую зависимость между зависимой переменной (в данном случае расходами) и одной или большим числом независимых переменных (т. е. фактором издержек), в основе которых лежат предыдущие наблюдения. Когда уравнение включает только одну независимую переменную, говорят о простой регрессии, и в этом случае можно нанести уравнение регрессии в виде графика как прямую линию регрессии. Когда уравнение включает две и более независимых переменных, речь идет о множественной регрессии.
Если имеется только одна независимая переменная и зависимость линейна, линия регрессии может быть описана в виде уравнения прямой линии: y=a+bx, где: у — общие затраты за отчетный период при уровне активности в х; а — общие постоянные издержки за отчетный период; Ь — средние переменные издержки на единицу вида деятельности; х — объем вида деятельности или фактора издержек за отчетный период. В отношении уравнения регрессии, которое описывает зависимость между зависимой переменной или одной или несколькими независимыми переменными, используется также термин целевая функция.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 381.