Подготовка к работе:
- проверить наличие и исправность деталей керосинореза внешним осмотром;
- проверить соосность расположения наружного и внутреннего мундштуков;
- проверить исправность вентиля для подачи и регулировки керосина, вентиля подогревающего кислорода, вентиля режущего кислорода путём их открывания и закрывания. Они должны вращаться свободно, без заметных усилий;
- установить рабочее давление кислорода в зависимости от номера внутреннего мундштука;
- проверить герметичность соединений редуктора с баллоном, шлангов с редуктором, с резаком и герметичность вентилей резака с помощью мыльного раствора;
- открыть вентиль подогревающего кислорода и убедиться, что кислород выходит через зазор между внутренним и наружным мундштуками и через подогревающее сопло;
- открыть вентиль режущего кислорода, проверить выход кислорода через центральное отверстие внутреннего мундштука;
- закрыть вентиль подогревающего кислорода, затем вентиль режущего кислорода.
Подготовка бачка для жидкого горючего:
- переместить бачёк на рабочее место;
- присоединить бачёк к керосинорезу с помощью рукава для жидкого горючего;
- проверить герметичность сварных и резьбовых соединений бачка с помощью мыльного раствора. Наличие пузырьков воздуха не допускается;
- перед заливкой горючего в бачок необходимо убедиться в чистоте бачка, годности манометра и ручного воздушного насоса;
- залить керосин в корпус бачка на ¾ полезного объёма через воронку с войлоком.
Во время работы:
- установить бачёк для жидкого горючего таким образом, чтобы он находился не менее 5 м от баллонов с кислородом и от источников открытого огня и не менее 5 м от места резки, при этом бачёк не должен быть установлен в проходах, проездах;
- создать с помощью ручного воздушного насоса давление в бачке от 0,25 до 0,30 МПа (от 2,5 до 3,0 кгс/см2), открыть запорный вентиль;
- при подаче жидкого горючего в рукав, не заполненный горючим, необходимо открыть вентиль подачи жидкого горючего на резаке до тех пор, пока через сопло мундштука не пойдет горючее;
- установить на кислородном редукторе давление кислорода от 0,5 до
0,7 МПа (от 5,0 до 7,0 кгс/см2) для толщины разрезаемого металла от 20 до
50 мм;
- зажечь пламя керосинореза в следующей последовательности:
- открыть на ¼ оборота маховичок регулирования паровой фазы жидкого горючего;
- открыть на ½ – ¾ оборота вентиль кислорода подогревающего пламени;
- открыть вентиль подачи жидкого горючего;
- зажечь смесь кислорода с горючим, выходящую из мундштука (основное подогревающее пламя) и из подогревающего сопла;
- довести степень подогрева трубки подачи жидкого горючего до состояния, когда в пламени мундштука отсутствует проскок жидкой фазы;
- отрегулировать подогревающее пламя при помощи вентиля горючей жидкости, вентиля подогревающего кислорода и маховичка так, чтобы ядро пламени стало бело-голубым (соответствует небольшому избытку жидкого горючего);
- открыть и закрыть вентиль режущего кислорода. Убедиться, что струя проходит по центру пламени и не оказывает заметного влияния на форму основного подогревающего пламени;
- поменять положение резака в пространстве с целью проверки устойчивости пламени;
- вентиль режущего кислорода открывать только в процессе резки после подогрева разрезаемой заготовки до температуры воспламенения металла и закрыть немедленно после отрыва от разрезаемой заготовки.
- при появлении непрерывных хлопков или обратных ударов немедленно закрыть вентиль режущего кислорода, вентиль подачи горючей жидкости и вентиль кислорода подогревающего пламени;
- при возникновении хлопков при разжигании, а также с целью охлаждения запрещается помещать керосинорез в воду;
- асбестовую оплетку заменять через каждые 70 часов работы резака, а при отсутствии регламентированных часов работы один раз в месяц согласно паспорту на керосинорез.
- при замене асбестовой оплетки испаритель и головку очистить бензином от продуктов коксования.
- для равномерного износа следует один раз в неделю поворачивать испаритель на 90° относительно подогревающего сопла.
После окончания работы необходимо:
- закрыть вентиль режущего кислорода;
- закрыть вентиль подачи и регулировки горючей жидкости;
- закрыть вентиль подачи и регулировки кислорода;
- снять давление в бачке, открыв спускной вентиль;
- керосин из рукавов слить в бачёк;
- резак уложить или подвесить головкой вниз (для недопущения попадания жидкого горючего в кислородную линию);
- бачёк отсоединить и убрать в отведенное место хранения. При непрерывной работе между сменами допускается бачёк не отсоединять от линии подачи жидкого горючего.
Требования безопасности при работе с горелками и резаками
При работе с горелками (резаками) запрещается:
- оставлять горелку (резак) с открытыми вентилями или зажженным пламенем;
- работать с неисправной аппаратурой;
- использовать ацетилен от передвижного генератора при давлении газа ниже указанного на генераторе;
- работать от сети горючего газа без газоразборного поста;
- гасить пламя горелки (резака) механическими предметами путем перекрытия выходных каналов мундштуков;
- работать при отсутствии средств пожаротушения на рабочем месте;
- работать с горелками (резаками) вблизи токоведущих устройств, если место работы не огорожено металлическим щитом.
При работе с керосинорезами запрещается:
- подходить с зажженным резаком к бачку для подкачки воздуха;
- допускать снижение давления кислорода на входе в резак ниже давления горючего газа в бачке;
- производить работы в пропитанной горючей жидкостью одежде;
- отворачивать гайку насоса до полного выпуска воздуха из бачка;
- гасить загоревшееся горючее (бензин, керосин и их смеси) водой;
- выполнять работы в закрытых сосудах, резервуарах, колодцах и труднодоступных местах;
- эксплуатировать керосинорезы без защитного устройства, предохраняющего кислородный рукав от проникновения в него обратного удара;
- применять рукава для жидкого горючего длиной более 10 м;
- внутренний диаметр должен быть 6 мм;
- наливать горючее в бачок после его отстаивания или фильтрования более чем 3/4 его емкости. Заправка бачка производится на открытом воздухе или в помещениях, оборудованных средствами пожаротушения.
Герметичность разъемных и неразъемных соединений бачка для жидкого горючего должна проверяться мыльной эмульсией перед началом работы под рабочим давлением.
Обратный удар
Обратным ударом называется воспламенение горючей смеси в каналах горелки или резака и распространение пламени навстречу потоку горючей смеси.
Обратный удар характеризуется резким хлопком и гашением пламени. Горящая смесь газов устремляется по ацетиленовому каналу горелки или резака в шланг, а при отсутствии предохранительного клапана - в ацетиленовый баллон (или баллон с газом-заменителем ацетилена), что может привести к взрыву ацетиленового баллона и вызвать серьезные разрушения и травмы.
Сгорание ацетилено - кислородной смеси происходит с определенной скоростью. Горючая смесь вытекает из отверстия мундштука горелки или резака также с определенной скоростью, которая всегда должна быть больше скорости сгорания. Если скорость истечения горючей смеси станет меньше скорости ее сгорания, то пламя проникает в канал мундштука и воспламенит смесь в каналах горелки или резака, произойдет хлопок и возникнет обратный удар пламени. Обратный удар может произойти от перегрева и засорения канала мундштука горелки, при которых скорость истечения горючей смеси резко снижается и делается меньше скорости воспламенения.
Для защиты кислородного рукава от разрыва и загорания при обратном ударе во время работы с использованием жидкого горючего (обратный удар в кислородный рукав возможен при его смачивании жидким горючим) применяется обратный клапан, который присоединяется к кислородному штуцеру керосинореза.
Обратный защитный клапан
Обратный защитный клапан (ОЗК) предназначен для защиты газовых линий от проникновения в них обратных ударов пламени, возникающих при эксплуатации газопламенной аппаратуры.
ОЗК встраивается в газовую линию между отдельным баллоном и газовым резаком (горелкой). В зависимости от варианта исполнения ОЗК устанавливается либо непосредственно на входной штуцер резака (горелки), либо встраивается в разрыв рукава на расстоянии не более 300 мм от входа в аппаратуру.
ОЗК изготавливаются в соответствии с ТУ 3645-004-13151350 для газов:
- ОЗК-15/10K, ОЗК 30/10К - для кислорода;
- ОЗК -5/ЗП - для пропан – бутана;
- ОЗК - 3/1,5А - для ацетилена.
Первая цифра в маркировке - максимальный расход газа при максимальном давлении на входе в ОЗК (м3/ч), не более; вторая - максимальное давление на входе в ОЗК, МПа (кгс/см2), не более.
1 – штуцер, 2- корпус, 3 – пламегасящий элемент, 4 – обратный клапан, 5 – ниппель, 6 - гайка
Рисунок 7 – Устройство ОЗК
Газ из линии под рабочим давлением подается в ОЗК и, перемещая обратный клапан, поступает во внутреннюю полость пламегасящего элемента. Далее через поры пламегасящего элемента газ поступает в ниппель.
При возникновении обратного удара пламени взрывная волна, попадая в ОЗК, задерживается в полости между корпусом и пламегасящим элементом. Размер пор пламегасящего элемента подобран таким образом, что при прохождении пламени через пористую стенку во внутреннюю полость элемента обеспечивается гашение. При этом давление газа во внутренней полости пламегасящего элемента повышается, что приводит к закрытию обратного клапана и прекращению поступления в ОЗК газа.
После гашения пламени и снижения давления продуктов горения в ОЗК поступающий из линии газ преодолевает сопротивление пружины, открывает обратный клапан и удаляет из внутренней полости ОЗК продукты горения. При этом работоспособность ОЗК восстанавливается.
- Перед началом работы и после обратного удара необходимо:
- тщательно осмотреть ОЗК. При обнаружении на нем сажи или механических повреждений замените его;
- проверить подвижность и работоспособность клапана. Проверку производите кратковременным нажатием стержня на торец клапана со стороны входного отверстия;
- проверить работоспособность обратного клапана путем присоединения источника газопитания (азота, воздуха, не содержащего масел) при давлении
0,1 - 0,2 кгс/см3 к выходному отверстию ОЗК с последующим погружением в воду. Утечка газа через входное отверстие не допускается. Допускается применять для проверки рабочий газ;
- проверить отсутствие на присоединительных поверхностях грязи и масел;
- проверить правильность подключения ОЗК: направление стрелки на этикетке корпуса должно совпадать с направлением течения газа в линии;
- запрещается работать с неисправным ОЗК;
- ремонт и устранение неисправностей ОЗК производит специализированная лаборатория.
Рукава для подачи газов и жидких горючих
Рукава служат для подвода газа к горелке или резаку.
Рукава изготавливают из вулканизированной резины с тканевыми прокладками. Кислородные рукава имеют внутренний и наружный слой из вулканизированной резины и несколько слоев из льняной или хлопчатобумажной ткани.
В зависимости от назначения резиновые рукава для газовой сварки и резки металлов подразделяют на следующие классы:
- I – для подачи горючих газов под давлением не более 0,62 МПа
(6,3 кгс/см2) (ацетилена, пропан-бутана) – красного цвета, обозначаются одиночной группой рифов или рисок;
- II – для подачи жидкого горючего под давлением не более 0,62 МПа
(6,3 кгс/см2) (бензина, керосина и их смесей) – желтого цвета, обозначаются двумя группами рифов или рисок;
- III – для подачи кислорода под давлением не более 2 МПа (20 кгс/см2),
4 МПа (40 кгс/см2) – синего цвета, обозначаются тремя группами рифов или рисок.
Допускается черный цвет наружной поверхности рукава, при этом обозначение класса наносится в виде двух цветных полос.
Внутренний диаметр рукавов равен 6,3; 8,0; 9,0; 10,0; 12,0; 12,5; 16,0 мм.
В зависимости от назначения наружный слой рукава окрашен в следующие цвета:
- красный - рукава I класса для ацетилена, городского газа, пропан - бутана;
- желтый - рукава II класса для жидкого топлива;
- синий - рукава III класса для кислорода.
Длина рукавов для газов не должна превышать 30 м. При монтажных работах допускается применение рукавов длиной до 40 м. Минимальная длина рукавов – 12 м.
При эксплуатации аппаратуры, работающей на жидком горючем длина рукава должна быть не более 10 м, а внутренний диаметр 6 мм.
Рукава предназначаются для работы при температуре от плюс 50 °С до минус 35 °С. Для более низкой температуры изготовляют рукава из морозостойкой резины, выдерживающей температуру до минус 65 °С.
Требования техники безопасности при эксплуатации рукавов
Перед началом работы необходимо проверить герметичность соединений рукавов с ниппелем горелки или резака, предохранительного клапана ОЗК, бачка керосинореза и редукторов путем нанесения мыльного раствора на места соединений.
Во время работы необходимо оберегать рукава от соприкосновения с токоведущими проводами, нагретыми предметами, масляными и жировыми материалами, от попадания на них брызг расплавленного металла и искр. Не допускать перекручивания, сплющивания рукавов и переезд их транспортом.
Хранить рукава рекомендуется в аккуратно свернутом виде, подвешенными на специальные вешалки в отведенных для этой цели местах.
Перед началом смены и после каждого обратного удара необходимо проверять техническое состояние рукавов, продувать их сжатым воздухом.
Новые рукава перед применением необходимо продуть:
- для горючих газов - инертным газом;
- для кислорода - кислородом, азотом или воздухом, не содержащим следов масел.
Рукава, находящиеся в эксплуатации, должны периодически подвергаться наружному осмотру и испытанию на герметичность.
По внешнему виду поверхность наружного резинового слоя рукавов должна быть гладкой без пузырей, трещин, оголенных участков оплетки и других дефектов влияющих на эксплуатационные качества рукавов.
Испытание герметичности проводится пневматическим давлением, с последующим погружением в сосуд с чистой водой. Время испытания не менее 10 минут. Образование пузырей не допустимо.
При обнаружении дефекта рукава в период испытания испорченные места следует вырезать, а отдельные куски соединить двусторонними ниппелями и закрепить специальными хомутами. Для кислородных рукавов применяют латунные, а ацетиленовых - стальные ниппеля.
При этом на рукаве допускается не более двух ремонтных стыков, а длина соединяемых участков рукава должна быть не менее 3 метров.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 409.