Индивидуальная комплексная абилитационная программа развития ребенка на первых 6-9 месяцев жизни
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Требования к условиям воспитания. Ребенок чувствует себя комфортно в воде, охотно купается, подставляет под воду руки. Терпеливо относится к стрижке ногтей, использование носового платка. Испытывает удовольствие после высадки на горшок, подмывания и переодевания в чистую одежду. Преобладает грудное вскармливание, однако дневное питание дополняется другой пищей. С 8 месяцев можно использовать небольшой стол со стульчиком, за который ребенка взрывает взрослый. Кормят ребенка не спеша, приучая к опрятности. Условием хорошего аппетита ребенка является ее удовольствие от процесса еды. Пусть ест вместе с членами семьи и сидит и с ними за столом. Не стесняйтесь ее загрязненного лица и ручек, не заставляйте ее и не сердитесь, если он отказывается есть. Поговорите и с ней о пище, которую предлагаете, поцмокайте губами, показывая, как вам нравится эта еда, съешьте немного с ее тарелочки .Положите ребенку на язык или в угол рта маленький кусочек или несколько капель пищи, положите то же самое себе в рот и покажите, как вы это пробуете на вкус. Иначе говоря, превратите эту процедуру на игру-подражания. Оцените как новая еда понравится вашему ребенку, какое будет у нее выражение лица. Своими "капризами", если они начались, ребенок способен вывести из терпения и заставить почувствовать себя беспомощным любых родителей, поэтому никогда не ссориться с малышом через пищу. Продолжительность воздушных ванн возрастает до 10-15 минут. Закалка осуществляется водой, температура которой составляет плюс 35 ° С.

И. Физическое развитие

1. Возьмите в руки три или четыре маленькие предметы, находящиеся на вашей кухне. Вполне подойдут пластмассовые крышки и для майонезных банок - они достаточно большие, чтобы ребенок не попытался их засунуть в рот. Покажите ребенку, как вы переводите эти крышки с одной руки в другую. Затем поместите эти крышки в руку ребенка и помогите ему переводить их из одной руки в другую или держать их все вместе обеими руками.

2. Дайте в руки ребенку два или три мелкие предметы, такие как пустые катушки от ниток, деревянные шарики, пластмассовые крышки от бутылок. Затем стяните ей еще один маленький интересный предмет и помогите удержать одной рукой то, что у нее уже есть в руках, а другой рукой потянуться за новым предметом.

3. Во время еды предложите ребенку самому принимать пальчиками маленькие кусочки пищи, которые он сможет положить себе в рот. Это могут быть маленькие кусочки сыра, фруктов, вареных (тушеных) овощей или печенья. Если он не обращает на них внимания, укажите на них пальцем. Если малышу трудно брать кусочки пищи пальцами, помогите ему это сделать.

4. Положите в маленькую чашку (лучше - не очень глубокую) кусочки пищи, которую ваш ребенок любит. Управляя ее ручкой, покажите, как получить такой кусочек и положить его в рот. Хвалите малыша, когда он начнет это делать сам.

5. Позвольте ребенку залезть пальцами в кисель и рисовать по бумаге пальцем, используя кисель вместо краски. Покажите сами, как это надо делать.

6. Продолжайте тренировать равновесие, которое поможет ребенку освободить руки для игры. Когда малыш сидит, удерживайте его плечи и медленно раскачивает из стороны в сторону, поощряя желание ребенка выпрямиться и сесть ровно. Усложнить это упражнение можно, предложив малышу держать двумя руками мяч. При этом вам не нужно держать его за плечи: придерживайте его ножки, попеременно сгибая их в коленях - он сам, чуть покачиваясь, будет стремиться удержать равновесие. Не давайте малышу упасть назад.

7. Когда малыш во время купания сидит в ванне, покажите ему, как бить рукой по воде, чтобы получились брызги. Возможно, вам нужно будет взять его ручки в ваши руки и пошлепать его руками по воде. Когда ребенок уже научится брызгаться, "спровоцирует" ее на то, чтобы она брызгалась сильнее, так, чтобы брызги попадали ей в лицо. Смейтесь, хвалите ее, превратите это в игру. Затем она всегда будет стремиться купаться и не будет пугатся мыть голову.

8. Дайте ребенку, когда он в ванной, плавающие игрушки. Покажите, как игрушку, например, резиновый м 'мячик, опускать на дно, а мячик сам выскакивает. Ребенок будет развлекаться такой игрой.

II. Эмоционально-социальное развитие

1. Чтобы процесс ухода мамы был менее тревожным и нервным (здесь важны и чувства самой мамы - ей тяжело оставлять ребенка), рассказывать и показывать, что, уйдя, мама вернется, описывать, с кем останется ребенок, она будет делать. Не стоит рассчитывать, что малыш все поймет с "первого объяснения", но повторения таких рассказов снижает тревогу ребенка и помогает ей справляться с собой.

2. Сделайте прощания с человеком уходящего игрой. Попросите каждого, кто идет, прощаться с вами и с ребенком, махая рукой "Пока-пока". Вы в ответ тоже машите своей рукой и рукой ребенка. Затем попросите кого-то из членов семьи махать вам вместе с ребенком рукой, когда вы идете. Махая в ответ ребенку, улыбайтесь и говорите "Пока-пока" веселым и радостным голосом.

3. Можно научить ребенка посылать тому, кто идет, воздушный поцелуй. Это быстро становится любимой игрой ребенка. Воздушные поцелуи могут посылать ребенку все остальные члены семье, сопровождая их смехом и веселыми возгласами. Когда вы идете, прощайтесь таким образом с ребенком.

4. Играя с мамой в прятки, ребенок приучается к тому, что мама исчезает, а затем появляется. Начнем учиться тому, чтобы прятался ребенок. Положите чистое полотенце или пеленку на лицо малыша. Скажите "А где же Коля?", "Нет Коли, куда же Коля пошел?" Потом резко сорвите полотенце и воскликнут радостным голосом: - "Так вот ты где! Я тебя вижу! " Пусть ребенок видит ваше улыбающееся лицо. Играйте в эту игру перед тем, как меняете ребенку штанишки или в умывайте ей лицо. Если она сама убирать полотенце с и своего лица, помогите ему в этом, но когда она откроет свое лицо, сделайте удивленный вид и скажите: - "Откуда ты взялся?" Сначала ребенок будет очень сдержанно ждать того, как вы закроете ей лицо, потом она начнет сама открывать и закрывать лицо и приглашать вас играть.

5. Меняйте декабря - закрывайте собственное лицо. Скажите: "Где же мама?"и затем быстро сорвите пеленку, пока ребенок еще смотрит на вас. Скажите радостным голосом: - "Вот и мама!". Хорошо, если вы сядете ближе к ребенку - так, чтобы она смогла сама срывать пеленку с вашей головы.

6. Постепенно переходите от закрытия лица к настоящим пряток. Прячьтесь за дверь, за спинку кровати, бегите в другую комнату. Главное, что бы вы вскоре появлялись и радостно приветствовали ребенка.

7. Включайте всех членов вашей семьи и друзей, которые приходят к вам, в игру с ребенком в ладошки - детям очень нравится эта игра. Возьмите в руки ручки ребенка и хлопайте в ладоши, сопровождая это песенкой:

 

Ладушки, ладушки,

Где были? У бабушки.

Что ели? Кашицу.

Что пили? Бражку.

Попили, поели

Полетели, полетели

На головку сели.

 

В конце песни разведите ручки ребенка в стороны и опустите их его на голову. Затем приучит ее, чтобы она сама все это делала под вашу песенку, а вы, в свою очередь, сами похлопайте в ладоши. Затем предложите играть так с ней остальных членов семьи.

8. Просите у всех ваших знакомых, которые приходят к вам в гости или встречают вас и с ребенком на улице, подходя к малышу, делать ему смешные гримасы и издавать смешные звуки. При приучении ребенка контакт с чужими людьми сначала держите ее на руках. Испугавшись незнакомого человека, ребенок сначала прижмется к вам и сбоку взирать на гримасу незнакомца. Однако очень быстро интерес и удовольствие пересилят страх - и ребенок начнет смеяться и, почти наверняка, подражать гримаса.

9. Если ваши знакомые - разного возраста и разнообразные по внешнему виду, у ребенка выработается убеждение: все люди веселые, доброжелательные и любят корчи ты лицо. Возможно, она и сама начнет делать гримасы незнакомым людям в трамвае и т.п., вызывая их на контакт. Не пугайтесь и не стесняйтесь этого, просто быстро переключайте ее внимание на себя, на подражания вашей мимике, жестам а потому действиям. Подражание взрослым - главный способ обучения у маленького ребенка, поэтому укрепление склонности к подражанию очень полезно для ее развития. А страх относительно чужих людей исчезнет, если ребенок будет видеть, что чужие люди - друзья и что общаться с ними интересно.

10. Малышу приятно постоянно видеть знакомое лицо; возможно, это его успокаивает и внушает чувство защищенности. Простой способ обеспечить ребенку такую возможность заключается в том, чтобы дать ей металлическое зеркало. Вы можете укрепить такое зеркало на стене у пола, там, где она часто играет. Поместите ребенка с игрушкой у зеркала и привлечет ее внимание к отражению.

11. Можете расположиться рядом с ребенком так, чтобы она видела в зеркале и себя и вас. Рассмешит малыша, скорчивши смешные гримасы - он увидит, какой он замечательный, веселый и счастливый ребенок.

III. Познавательное развитие

1. Возьмите маленькую прочную (пластмассовую) банку или бутылку, насыпьте туда немного риса или гороха и крепко ее закройте. Дайте ее ребенку. Возможно, она будет сама трясти эти предметы. Если она этого не сделает, потрясите их ее рукой. Сделайте это несколько раз, пока она не начнет трясти сам а.

2. Когда ребенок держит в руке такой предмет, как, например, ложку, деревянный кубик, резиновую игрушку, собирают эти предметы рукой так, чтобы ударить предметом по столу или другой твердой поверхности. Надо в дарить так, чтобы ребенок услышала звук от удара и почувствовала вибрацию, это позволит ей узнать, какие звуки издают при ударе различные предметы.

3. Дайте ребенку пару предметов, где один предмет надо трясти, чтобы получить звуки, а другой надо для этого сжимать (резиновая игрушка). Покажите, что с каждым предметом нужно сделать, предложите ребенку сделать то же самое. Помогите ему освоить "схему действий", соответствующую предмету. Затем дайте по несколько предметов из того или иного класса и посмотрите, как она с ними будет справляться.

4. Не мешайте вашему ребенку бросать игрушки на пол и смотреть, как они падают. Когда она сидит на своем высоком детском стулья, дайте ей в руки мячик. Упустив его, малыш и с интересом увидит: мячик прыгает. Дайте ему также некоторое предмет, который сильно зазвучит, ударившись об пол. Это может быть крышка от кастрюли или металлический кружку. В качестве предмета, который не издает звука при падении и остается там, куда упал, можно использовать пеленку, маленькую подушку, то и с детской одежды. Некоторые предметы можно привязать за веревочку к кушетке и показать малышу, как за веревочку подтягивать брошенный на пол предмет. Малыш будет сам бросать и сам поднимать игрушки.

5. Когда малыш уже научился держать по одному предмету в каждой руке, дайте ему ложки, маленькие крышки от кастрюлек, деревянные игрушки и др. и Подвигайте его руками так, чтобы постучать этими предметами друг о друга. Заранее подберите такие предметы, чтобы звук от удара выходил достаточно громким и приятным.

6. Покажите ребенку некоторые новые для нее действия с предметами, такие как стук молоточком, качание мячика, катание санок, подтягивание больших игрушек .Помогите ребенку имитировать эти действия. Поиграйте с ней так, чтобы по очереди воспроизводить эти действия. Например, качать друг к другу мячики. Давайте ребенку разные предметы с и сложной поверхностью: с дырками, выступлениями. Покажите ей, как вы их ощупывает. Можете также взять ручку ребенка и поводить ею по этим предметам. Дайте ребенку такие игрушки, у которых есть небольшие подвижные части, ручки, которые нужно возвращать, или кнопки, которые можно нажимать. Существенно, чтобы эти действия вызвали эффект, например, приводили к воспалению лампочки или появления звука. Покажите ей, что надо делать, а уж дальше она настойчиво будет тренироваться самостоятельно.

7. Не волнуйтесь, что эти "шумные игры" научат малыша быть шумным дебоширом - все описанные действия естественные для этого возраста и служат ступенькой к освоению других, более "взрослых" и менее "вредных для домашнего порядка"

8. Когда ваш ребенок играть в песке, на ее глазах спрячьте маленькую яркую игрушку в песок. Пусть она отроет ее.

9. Позволяйте ребенку искать предметы, спрятанные в карманах вашей юбки или брюк. Прячьте туда завернутые в бумагу кусочки ее любимой еды (пряник или конфетку), яркую интересную игрушку, ключи, которыми она может играть. Сначала прячьте предмет только частично, затем засовывайте его глубоко в карман.

10. Возьмите миску и насыпьте туда вермишель или горох. Положите в середину миски яркую игрушку и слегка закопайте ее в вермишель или горох. Предложите ребенку достать эту игрушку. При этом она наверняка россыпь л е горох или вермишель по столу. Помогите ему собрать их со стола и положить в миску.

11. Соберите побольше крышек из пластмассы для майонезных банок. Сложите их в миску, а потом рассыпьте по столу на глазах у ребенка. Начните собирать и пригласите ребенка помочь.

IV. Развитие речи

1. Прежде чем взять малыша на руки, протяните к нему руки и подождите некоторое время - посмотрите, как он будет реагировать. Он может слегка совать руками или головой, а может и вообще не "отзываться". Возьмите его ручки и осторожно их поднимите. После этого возьмите ребенка на руки. Работать так каждый раз, когда вы ее берете. Всегда выдерживайте некоторую паузу после того, как вы протянули руки к ребенку - давайте ему возможность ответить. Поцелуйте ее и обнимите, если она к вам потянется.

2. Пи во время обеда старайтесь вызвать у ребенка желание показать жестами, что она хочет есть. Посмотрите, потянется ребенок до еды.

3. Внимательно присматривайтесь к поведению ребенка и старайтесь понять, что она хочет вам сообщить. Удовлетворив угадано вами желания, вы тем самым подтверждаете: вы поняли ее - и подкрепляет ее желание использовать жесты и издавать звуки.

4. Когда вы вместе с ребенком играете с игрушками, сопровождайте ваши действия звуками: ударяя по мячику, произносите в такт "Бум-бум ...", катая игрушечную машинку и говорите" Трр "и т.п.

5. Игрушечные животные пригодятся вам для демонстрации звуков, которые они выдают. Пусть игрушечная собачка "нападает" на ребенка и щекочет ее, говорите при этом: - "ав-ав-ав". Покажите, как "говорит" курочка, гусь, кошка, коза, корова. Давайте игрушку в руки ребенку и спрашивайте, как она говорит.

6. Показывайте ребенку указательным пальцем на мячик и говорите: "Вот мячик". Сделав так несколько раз, спросите ребенка: "Где мячик?", Сопровождая эти слова движениями головы и глаз, показывают: вы что-то ищете. Сделайте то же самое по отношению к игрушечного зверя, с которым любит играться ваш ребенок.

7. Пока ваш ребенок маленький, не избегайте непринятой среди взрослых людей привычки указывать пальцем. Показывайте пальцем на собак, кошек, на машины, трамваи, интересные игрушки и т.д.

8. Давая ребенку в руки игрушку, говорите "на" ( "на кошку", "на мишки", "на мячик"), а принимая игрушку у нее из рук, говорите "дай".

9. Обращаясь к домашним с просьбой взять что-то у ребенка, дать ей то, называйте их "папа, бабушка, тетя". Ребенок таким образом получать представление об отношениях взрослых. Говорите ребенку: "Вот папа", "Иди к папе", "Дай папе" и т.п. Для того чтобы проверить, что ребенок уже понимает эти слова, спрашивайте ее время от времени: "Где папа?" Если она смотрит на того, кто ей названий, хвалите ребенка, целуйте ее, улыбайтесь.

10. Систематически играйтесь с ребенком, повторяя то, что она произносит, и вызывайте его на повторение того, что произносите вы. Используйте только те составы, которые ребенок уже может произносить. Если ребенок говорит "ба", повторите сначала "ба", а потом скажите "ма" и выжидательно посмотрите на ребенка. Если она скажет то же, что и вы, похвалите ее, улыбнитесь и еще "поговорите"!

11. Если ребенок уже начала гулиты, то есть говорить "ба-ба-ба", "ма-ма-ма" - поговорите с ней на ее языке .Когда она скажет "ба-ба-ба", спросите ее "ба-ба-ба?", Или скажите то же самое так, как бы вы с ней соглашались, либо были в восторге, или, наоборот, очень огорчились. Посмотрите, она тоже менять интонацию лепет. Можете использовать в этой игре куклу или мишку. Представьте, что, говоря "ба-ба-ба", вы обсуждаете, какая это хорошая кукла, надо взять ее с собой гулять. Такими играми "в разговор" вы поможете вашему ребенку овладеть интонациями родной речи.

12. Движение в такт музыке доставляет наслаждение не только взрослому, но и маленькому. Посадите ребенка перед собой на диван и наклоняйте его то вправо, то влево в такт песенке, которую вы поете. Посадите малыша себе на плечи или возьмите его на руки и вместе танцуйте под музыку. Используйте различную музыку, особенно такую, где подчеркнутый ритм. Двигайте малыша так, чтобы эти движения подчеркивали музыкальный ритм. Это занятие может быть очень важно для малыша, который имеет проблемы с равновесием. Можно также посадить малыша на большой мяч или на свое колено и, придерживая его за бедра, раскачивать. Отличные тренировки равновесия!

V. Экологическое развитие

1. Подносите ребенка в отдельных животных и растений и спрашивайте: "Где собачка?", "Где цветочек?" и т.д. (ребенок будет поворачивать голову и находить нужный объект).

2. Предложите ребенку положить в миску или взять с него плоды разного размера (яблоки, груши, картофель, лук).

3. Предложите ребенку найти в корзине яблочко. Не останавливайте, когда ребенок начнет тянуть в рот найденный плод, стучать им и бросать на пол.

4. Играйте с ребенком игрушечными животными: жалейте их, укладывайте спать, кормите и поощряйте к звукоподражания ( "гав-гав", "ко-ко", "мяу-мяу" и т.д.).

VI. Художественно-эстетическое развитие

1. Предложите ребенку поиграть различными народными игрушками: погремушками, фуркальцямы, мельницы и др. Ребенок будет активно реагировать на звуки, цвет и т.п.

2. Познакомьте ребенка с различными музыкальными инструментами и покажите, которые они эхом звуки.

3. Включайте ребенку для прослушивания спокойную, ритмичную, мелодичную музыку, ласковую колыбельную.

4.Играйте с ребенком в народные пантомимические игры "Гули-гули", "Коза рогатая", "Кую-кую сапожок", "Где ты?", "Ку-ку", "Зайчик-зайчик".

5. Давайте ребенку играть пакетами, шелестят, листочком бумаги.

6. Собирайте вместе с малышом пирамидку, вкладывайте большие предметы в маленькие, вкладывайте кубики в коробочку.

7. Предложите ребенку играть с игрушками яркого цвета (красные, синие, желтые, зеленые).

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 282.