Общая характеристика психофизического развития ребенка первого года жизни
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Большая зависимость развития ребенка первого года жизни (ребенка) от действий взрослого человека, прежде всего родителей, является особенностью этого этапа. Поэтому постоянное взаимодействие и общение с родителями - необходимая потребность ребенка уже в первые дни жизни, источник ее дальнейшего развития. Быстрый темп и неравномерность развития определяют распределение этапа первого года жизни на качественно различные периоды с выделением в каждом периоде умений, которые имеют важное значение для дальнейшего развития ребенка. Эти умения являются ведущими, и именно на них должно быть направлена воспитательная действие взрослых. Для диагностики детей данного возраста подбирается диагностический материал небольшого объема, так диагностирования проводится в форме игры со взрослым по признаку наглядно-действенном мышлении.

В периоде новорожденности (первый месяц жизни) можно выделить характерные основные задачи воспитания: тщательный гигиенический уход, обеспечивающий благополучие и спокойствие ребенка; формирование четкого режима кормления, воспитание положительных и предупреждения негативных привычек (сосание пальцев, колыхание, беспорядочное кормление и др.) .К концу первого месяца формируется суточный ритм с концентрацией сна в ночное время, а бодрости - в дневное. С конца периода новорожденности до 3 месяцев увеличивается продолжительность бодрости, формируется четкое чередование сна и бодрствования, воспитывается позитивное отношение к кормлению, заключение спать, гигиенических процедур. Ведущим в развитии ребенка является формирование зрительных и слуховых ориентировочных и соответствующих эмоционально-положительных реакций. Развивается умение сосредоточивать взгляд на игрушке, висящей, на лице взрослого, предмете, что движется. Ребенок прислушивается к звукам (речи, пения, звучание погремушки), развивается речевой слух ", умение устанавливать связь между зрительными и слуховыми впечатлениями, воспринимать раздражители на расстоянии.

В начале 2-го месяца появляется улыбка при общении со взрослым, начинает формироваться ведущая деятельность - эмоциональное общение со взрослым, что до 6 месяцев перерастает в основную форму - личностное общение. Общение характеризуется неразрывностью их единства, в которой взрослый выступает условием развития младенца, посредником между ребенком и окружающим миром.

На 3-м месяце младенец способно удерживать головку, формируется комплекс оживление: радуясь, ребенок выпрямляет руки, разжимает пальцы, наталкивается при этом на игрушку, воспроизводит звуки (кричит, бормочет).

В возрасте 4-х месяцев продолжает увеличиваться продолжительность бодрости, формируется позитивное отношения к процессам, развивается активность при кормлении. Ведущими в этом возрастном периоде является дальнейшее развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций, на основе которых позже формируется понимание речи, предметная деятельность, сенсорное восприятие и сложное поведение. На 4-м месяце усовершенствуются наблюдательность, слуховая и зрительная сосредоточенность в любом положении (лежа на спине, на животе, на руках у взрослого). Устанавливаются зрительные, слуховые, двигательные, тактильные взаимосвязи: ребенок находит взглядом источник звука (локализует звук в пространстве), продолжает рассматривает предмет, картину, яркое пятно, другого ребенка, привлекшая внимание. Это формирует способность детей наблюдать и общаться друг с другом.

В 4-5 мес. ребенок способен различать интонацию обращенной речи, мелодию (танцевальную, спокойную), голос знакомых и незнакомых взрослых, узнавать мать или другую близкого человека. До 5 мес. ребенок реагирует на новую обстановку: в незнакомых условиях, увидев чужих людей, перестает улыбаться, продолжалось и напряженно их рассматривает, может заплакать. Если с ним строго говорят, она хмурится, сжимает губы, проявляет недовольство. В 6 месяцев ребенок по звучанию узнает свое имя.

Ведущими в возрасте 4-6 месяцев является развитие движений руки: ее основные функции - умение хватать, держать, ощупывать, до 5 мес. - Акт хватания, целенаправленное движение рук, в 6 мес. ребенок сам берет игрушки и манипулирует ими. На основе этих движений формируются игровые действия с предметами; ребенок познает окружающую, приобретает жизненный опыт. Движения руки во многом способствуют формированию умений в процессе кормления и основных движений во втором полугодии.

В этот период ведущим является развитие подготовительных этапов активной речи. В этом возрасте бурно развивается гуление и появляются предпосылки лепет. В 4 мес. ребенок подолжает гулить. До 5 мес. это переходит в певучее гуление, окрашенное разной интонацией. До 5-6 мес. ребенок начинает произносить согласные звуки (губные, небе - [н, б, т, д, н] и др.) и первые слоги - сочетание громкого и губного или небе согласного звука [па, ба, ма] и др., т.е. является лепет. При этом большую роль играет артикуляционный аппарат и слуховое сосредоточение в развитии речевого слуха. Ребенок слышит звуки, произнесенные взрослым, слушает сама себя и начинает произносить звуки и слоги повторно, что способствует произнесения первых слов во втором полугодии жизни.

Итак, доречевой период, которым считается возраст от 0 до 8 месяцев жизни ребенка, является основным в формировании психофизиологических основ речи и характеризуется возникновением крика и лепет, обеспечивающих подготовку для речевого восприятия и воспроизведения речи.

До 6 мес. ребенок лежит на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук, переворачивается со спины на живот и обратно, подползает, крепко упирается ножками при поддержке. К концу первого полугодия ребенок может играть самостоятельно, активно и длительно. б

В возрасте 7-9 мес. длительность бодрости увеличивается до 2-2,5 ч. Ребёнок переходит на режим с тремя периодами дневного сна. По мере развития усложняется его поведение в режимных процессах. Она пьет из чашки, которую держит взрослый, а в 9 мес. придерживает ее руками, держит в руке корочку хлеба. Ведущими в этом возрасте является развитие движений, и прежде всего, овладение ползанием. До 7 мес. ребенок хорошо ползает. Это меняет ее поведение, она становится более активной и самостоятельной, начинает ориентироваться в окружающем. Ползание положительно влияет на физическое развитие; у ребенка укрепляются мышцы ног, рук, спины, брюшного пресса, шеи, формируется правильная осанка.

До 8мес. ребенок приобретает вертикального положения, умеет садиться, ложиться, вставать, сидеть, стоять, переступать, держась за барьер. В период 7-9 мес. он начинает понимать речь взрослого. Это меняет его поведение, характер деятельности, движений, влияет на активное вещание. До 7 мес. ребенок по просьбе взрослого ищет взглядом предмет, находящийся в постоянном месте. С 8 мес. она находит названые взрослым предметы, начинает выполнять на его простые действия (без показа) - "Ладушки-ладушки", "пока-пока". До 9 мес. она понимает названия нескольких предметов, находит их в любом месте, используя указательный жест, знает свое имя, по просьбе дает игрушку, которая находится у нее в руках. Ребенок понимает слова-названия режимных процессов, выполняет по просьбе взрослого движения и действия ("садись", "пей", "дай ручку"). Вещание взрослого начинает регулировать действия ребенка. В этом возрасте развивается способность подражать речи и действия с предметами.

В возрасте 10-12 мес. ребенок активен в процессах и начинает проявлять самостоятельность в кормлении. Развиваются движения. Она еще ползает, но часто встает, много ходит, поднимается, до 12 мес. ходить не держась, продолжалось, в разных направлениях.

Много нового приобретает ребенок с развитием понимания речи. До 10 мес. он по просьбе взрослого находит и приносит знаком в игрушку, если она в поле ее зрения, до 11 мес. находит названную игрушку среди многих других, а к 12 мес. по просьбе взрослого находит несколько однородных предметов, если они внешне немного различаются (разные куклы, мячи разных размеров и цветов и др.). К концу года некоторые слова в речи взрослого начинают приобретать для ребенка обобщенный характер. Ребенок понимает слово "нет", если оно произносится в соответствии с ситуацией. Становится возможным влиять через вещание на его поведение. Увеличивается число понятных слов, обозначающих названия игрушек, одежды, мебели, действий, движений, имена взрослых и детей, части тела и др. Ребенок может выполнять простые поручения, адекватно реагировать на слова "можно", "хорошо", "плохо".

В период 10-12 мес. формируется активное вещание, ребенок овладевает первыми словами. В основе их произнесения лежит понимание речи, способность лепетать и подражать. До года ребенок произносит около 10 простых слов, которыми она начинает обозначать определенные понятия. Ребенок много лепечет, сопровождая лепетом свои действия, движения. Отдельные слова и звуки, подков укрепленные мимикой, начинают служить средством общения со взрослыми и детьми. Под влиянием понимания речи усложняются действия с предметами. В 10-12 мес. ребенок учится выполнять действия за показом и словом взрослого. Они становятся более разнообразными и носят целенаправленный характер. Координируются движения рук. Ребенок выполняет действия, имеющие целью достижение результата: закрыть, открыть, вложить, вынуть, снять, надеть. Она накладывает кирпичик на кирпичик, снимает и надевает кольца, качает по желобку шара. Увеличивается число действий, выполняемых с одним предметом; ребенок учится переносить действия, освоены с одним предметом, на другие. Увеличивается число игрушек, используемых ребенком. Его действия становятся устойчивыми: она стремится достижения цели, радуется полученному результату. Наблюдается подражания взрослому в действиях и с сюжетными играми с игрушками. Он по просьбе взрослого воспроизводит то, чему его научи ли: катает машину, кормит куклу и др. Появляются предпосылки игры. Это период развития предметной деятельности на основе подражания и воспроизведения.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 275.