В качестве оснований изменения права природопользования могут быть юридические факты в виде событий (лесной пожар, заболевание или стихийное возгорание леса, эпизоотия и массовая гибель диких животных, вносящие юридически значимые коррективы в существующие права пользования лесом и животным миром) или действий (нарушение плодородного слоя почвы, повреждение или загрязнение лесов, браконьерство и другие нарушения, влекущие изменения содержания соответствующего вида права природопользования).
27. Конкретными основаниями прекращения экологических правоотношений являются:
*минования надобности в осуществлении природопользования;
*истечения сроков природопользования
*добровольного от него отказа;
*необходимость изъятия природных объектов для государственных либо общественных нужд;
*использования указанных ресурсов не по целевому назначению;
*систематического невнесения в установленные сроки платежей за природопользование;
*ликвидации или реорганизации юридического лица, смерти физического лица, выступавших в качестве природопользователей и (или) земельных собственников
*прекращение трудовых отношений, в связи с которыми работнику был предоставлен служебный земельный надел; нерациональное использование природного объекта и т.д.
*аннулирование права на специальное природопользование (лесорубочного билета (ордера) или лесного билета).
Экологическое правоотношение обычно возникает, изменяется и прекращается на основании не одного, а совокупности юридических фактов, образующих фактические составы. При этом для каждого вида природных объектов и комплексов характерны свои фактические составы.
*Так, для получения в пользование или собственность земель это могут быть: заявка, согласование, решение, земельный отвод и выдача государственного акта на право землепользования или собственности.
*При предоставлении в пользование недр необходимы ходатайство, согласование, экспертиза, решение, горный отвод, лицензия или иной документ, удостоверяющий право недропользования.
*Лесопользования осуществляются на основании заявок, лесорубочных билетов (ордеров) и лесных билетов.
*Для осуществления сложных и экологически опасных пользований водами требуются заявки, согласования, экспертизы, разрешения на специальное водопользование, а иногда даже отграничение предоставленных водных объектов в натуре по сухопутным или другим ориентирам.
*В процессе использования атмосферного пространства для полетов или запусков ракет необходимы заявки, специальные разрешения и оконтуривание трасс, линий и коридоров атмосферопользования.
*Использование животного мира должно осуществляться при наличии охотничьих или рыболовных билетов и (или) лицензий на добычу соответствующего дикого животного.
*По заявкам и специальным разрешениям производятся некоторые пользования растительным миром и т.д.
Понятие и виды источников
Источниками экологического права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения.
К источниками экологического права относятся федеральные законы, указы, постановления и распоряжения высших должностных лиц Российской Федерации (Президента РФ, Правительства РФ), нормативные акты федеральных министерств и ведомств (Минприроды, Минздрава, Минпромнауки, Госсанэпиднадзора, Росземкадастра и др.), законы и нормативно-правовые акты субъектов РФ.
Источники экологического права обладают всеми признаками, свойственными источникам права вообще, но при этом имеют свои особенности:
а) в них представлен значительный вес законов по сравнению с другими формами права;
б) они отличны по содержанию так называемых «экологизированных» норм и нормативных актов, иначе говоря, тех актов, которые, регулируя соответствующие отношения, отражают сопутствующие им требования охраны окружающей среды;
в) в числе источников экологического права определенное место занимают между народно-право вые акты, регулирующие внутренние экологические отношения на основе примата международного права.
Система экологического законодательства состоит из двух подсистем: природоохранительного и природоресурсного законодательств.
Подсистему природоохранительного законодательства образуют Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды*, Федеральный закон от 04 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха, а также другие законодательные акты комплексного регулирования.
В подсистему природе ресурсного законодательства входят: Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ, Лесной кодекс РФ от 29 января 1997 г. № 22-ФЗ (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г.), Водный кодекс РФ от 16 ноября 1995 г. № 167-ФЗ (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г.), Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире», а также другие законодательные и нормативные акты, регулирующие использование природных ресурсов.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 286.