Однородность предмета правового регулирования общественных отношений в сфере взаимодействия общества и природы требует, прежде всего, разобраться с соотношением экологического и земельного, а также с другими отраслями системы права.
В соотношении экологического и природноресурсового отраслей права можно выднлить два периода. Первый относится к монополии государственной собственности на природные ресурсы, сопровождающейся полным изъятием земли и других ресурсов природы из гражданского оборота. Здесь не было принципиальных особенностей правового регулирования использования и охраны природных объектов. Единство одного собственника предопределяло и единство хозяйственной и экологической сторон в использовании и охране объекта. Второй период связан с ликвидацией государственной монополии на землю, установлением многообразия форм земельной собственности и форм использования природных ресурсов. Происходит раздвоение предмета земельного права на земельно-хозяйственные и земельно-экологические отношения.
Земельное право, а вслед за ним и горное, лесное, водное, все более экономизируются. Они строят свои отношения на многообразии форм собственности на природные ресурсы -- государственной, муниципальной, частной. В отличие от них экологическое право выдвигает свои экологические требования, как указывается в законе, независимо от форм собственности и подчиненности субъектов отношений.
В этих условиях перехода к рыночной экономике земельное право уже не может полностью входить в состав экологического права, ибо там много норм и институтов, которые не имеют прямого отношения к экологии.
Фундаментальные отрасли права являются базой для формирования основных норм и институтов экологического права. В то же время нормы экологического права представляют собой основу для экологизации других отраслей права, так или иначе связанных своими институтами или отдельными нормами со сферой взаимодействия общества и природы.
Институты административного права -- управление, контроль, административное пресечение, административная ответственность -- являются составными частями эколого-правового механизма охраны окружающей природной среды. Экологическое право использует эти институты административного права в охране окружающей среды путем ее экологизации, т.е. внесения в нормы, регулирующие административные отношения, экологических требований по охране природной среды.
Гражданское право по отношению к экологическому выполняет охранительную и компенсационную функции. Поэтому для экологических правоотношений основополагающее значение имеет институт возмещения вреда. По мере совершенствования экологических отношений на базе рыночной экономики серьезную перспективу имеют нормы договорного права, призванные внедрить гражданско-правовой договор как эффективную форму охраны окружающей среды и рационального природопользования.
Вместе с административным и гражданским правом, охранительную функцию по отношению к экологическому праву выполняет уголовное право. Его нормы закрепляют составы экологических преступлений как виды общественно опасных деяний, причиняющих вред окружающей природной среде.
Соотношение экологического права с международным правой базируется на Законе РФ «Об охране окружающей природной среды». Согласно ему сочетание национальных мер охраны окружающей среды с международными являете принципом охраны окружающей природной среды. Устанавливается примат международных норм, принятых с участием России, над внутренним правом.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 230.