Региональное экологическое законодательство
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Поскольку ст. 72 Конституции относит вопросы правового регулирования в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности1 к совместному ведению России и ее субъектов, регионы также издают (принимают) законодательные и подзаконные правовые акты в рассматриваемой сфере.

В последние годы этот процесс заметно активизировался, что обусловлено как повышением правовой грамотности региональных органов власти, так и осознанием необходимости обеспечить право проживающих на соответствующей территории граждан на благоприятную окружающую среду и сохранение природы.

Речь идет о нормотворчестве, имеющем целью:

более предметное раскрытие правовых институтов, узко изложенных на федеральном уровне и не учитывающих специфику охраны окружающей среды и природопользования конкретного региона;

дополнение содержания правового института в случае, прямо допускаемом федеральным законодательством. Так, ст. 2 Закона об особо охраняемых природных территориях, перечисляя виды особо охраняемых природных территорий, уполномочивает субъектов РФ на создание иных видов таких объектов охраны окружающей среды.

Часть 5 ст. 76 Конституции устанавливает, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения России и ее субъектов. В то же время необходимо учитывать, что отдельные группы общественных отношений не всегда своевременно находят правовую регламентацию на федеральном уровне либо же федеральные органы не считают необходимым принимать (издавать) правовые акты по вопросам, не имеющим актуальности в масштабах страны. В подобных случаях регионы ликвидируют правовой вакуум путем принятия собственных законов и подзаконных актов, которые имеют прямое действие до тех пор, пока на федеральном уровне не появится соответствующий правовой регулятор, по-иному излагающий содержание конкретного поведения участников экологических правоотношений.

 

Совместные концепции взаимодействия общества и природы

Современные экологические концепции взаимодействия общества и природы отражают соответствующие развитие производительных сил и опыт, накопленный в результате изучения влияния научно-технического прогресса на состояние окружающей среды:

1) Концепция пределов роста (нулевого роста):

ü экологическую гармонию можно сохранить или восстановить путем определения соответствующих пределов перспективного развития экономики, научно-технического прогресса, а также управления демографической ситуацией;

некоторые варианты концепции – возвращение к нулевому развитию: стабилизация численности населения, прекращение промышленного роста (только возмещать износ фондов в промышленности), инвестирование и развитие только сферы услуг и сельского хозяйства для увеличения производства продовольствия; искусственное свертывание науки и техники до такого предела, при котором хозяйственная и демографическая нагрузки в обществе не будут превосходить ресурсные возможности природной среды.

2) Концепция органического роста («органического развития»):

Основные предложения

ü Страны классифицируются на богатые и бедные, а гармония во взаимодействии общества и природы может быть обеспечена за счет перераспределения средств между бедными и богатыми государствами – наиболее крепкие в экономическом отношении государства должны оказывать материальную, финансовую и иную помощь развивающимся странам.

ü Органическое развитие на базе динамического равновесия за счет замедления экономического роста в развитых странах.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 244.