Современное эко состояние РФ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Примерный перечень вопросов и практических заданий к зачету:

1. Современное экологическое состояние РФ.

2. Причины возникновения экологических проблем глобального масштаба.

3. Пути разрешения экологических проблем на международном уровне.

4. Факторы, обуславливающие экологическое состояние РФ.

5. Пути разрешения экологических проблем в РФ.

6. Приоритетные направления деятельности государства в экологической сфере.

7. Экологическая доктрина РФ от 31.08.02 №1225-р., как документ, определяющий цели, задачи, принципы и основные направления государственной политики в области экологии.

8. Понятие экологического права, как отрасли права.

9. Понятие экологического права, как научной отрасли права.

10. Понятие экологического права, как учебной дисциплины.

11. Соотношения экологического права с другими отраслями права.

12. Предмет и методы экологического права.

13. Императивный метод правового регулирования экологического права.

14. Диспозитивный метод правового регулирования экологического права.

15. Принципы экологического права.

16. Общая часть экологического права: понятие, содержание, правовое регулирование.

17. Особенная часть экологического права: понятие, содержание, правовое регулирование.

18. Специальная часть экологического права: понятие, содержание, правовое регулирование.

19. Понятие экологических правоотношений: их виды, правовое регулирование.

20. Понятие и виды экологических правоотношений, их правовое регулирование.

21. Элементы экологических правоотношений (субъекты, объекты) и их правовой режим.

22. Объекты экологических правоотношений.

23. Субъекты экологических правоотношений.

24. Эколого-правовые нормы.

25. Основания возникновения экологических правоотношений.

26. Основания изменения экологических правоотношений.

27. Основание прекращения экологических правоотношений.

28. Понятие и виды источников экологического права.

29. Конституция РФ как главный источник экологического права.

30. Предметы совместного ведения РФ и её субъектов в области экологического права.

31. ФЗ от 24.06.98 г. «Об отходах производства и их потребления», ФЗ от 20.11.99 г. № 198 «Об участках недр, право пользования, которыми может быть представлено на условиях раздела продукции»

32. Федеральное экологическое законодательство.

33. Региональное экологическое законодательство.

34. Современные концепции взаимодействия общества и природы.

35. Роль общественных объединений в деле решения экологических проблем РФ.

36. Источники экологического права: понятие, особенности, классификация.

37. Общая характеристика федерального закона №7 «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г.

38. Общая характеристика системы органов государственной власти РФ в области природопользования и охраны окружающей среды.

39. Полномочия министерства природных ресурсов.

40. Полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области охраны окружающей среды.

41. Природные объекты, как объекты экологического права: понятие, правовые признаки.

42. Право природопользования: понятие, принципы, правовое регулирование.

43. Виды ответственности за совершение правонарушений и преступлений в сфере экологии: понятие, цели, значение.

44. Государственный кадастр природных ресурсов. Проблемы загрязнения окружающей природной среды.

45. Правовые основы информационного обеспечения природопользования и охраны окружающей природной среды.

46. Лицензирование природопользования: правовое регулирование, понятие, виды.

47. Природопользование как подотрасль экологического права: понятие, виды, правовое регулирование.

48. Экологические требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

49. Экологический механизм охраны окружающей среды.

50. Государственное регулирование охраны окружающей природной среды.

51. Экологическое страхование: понятие, правовое регулирование.

52. Правовая оценка воздействия на окружающую среду.

53. Порядок проведения и правовое регулирование государственной экологической экспертизы: понятие, цели, значение.

54. Экологический мониторинг: понятие, цели, виды, правовое регулирование.

55. Эколого-правовая ответственность: понятие, виды, общая характеристика.

56. Административная ответственность за совершение экологических правонарушений: понятие, виды, цели, значение.

57. Экологические преступления и ответственность за их совершение. Правовое регулирование, понятие, признаки, виды.

58. Земельное законодательство РФ, общая характеристика. Правовой режим и охрана земель: понятие, цели, виды, значение.

59. Эколого-правовая защита атмосферного воздуха. Охрана озонового слоя Земли.

60. Правовой режим особо охраняемых природных территорий федерального значения: понятие, цели, значение.

61. Правовой режим особо охраняемых природных территорий регионального значения: понятие, цели, значение.

62. Правовой режим лечебно-оздоровительных местностей и курортов: понятие, цели, значение.

63. Правовой режим государственных природных заповедников: понятие, цели, значение.

64. Правовой режим национальных парков: понятие, цели, значение.

65. Понятие, состав и особенности режима зон чрезвычайной ситуации: понятие, цели, значение.

66. Охрана окружающей среды в городах и других населенных пунктах: понятие, цели, значение.

67. Международно-правовое регулирование понятия окружающей среды: принципы, общая характеристика.

68. ФЗ № 7 от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды», как источник экологического права- основные понятия, цели, значение.

69. Понятие и общая характеристика природных объектов и природных ресурсов, как объектов экологического права- их виды, значение, правовое регулирование.

70. Виды природопользования- понятие, правовое регулирование.

71. Право собственности на природные ресурсы: виды, цели, значение, правовое регулирование.

72. Периодизация правового регулирования экологических правоотношений.

73. Перспективы развития экологического законодательства.

74. Концессия: понятие, правовое регулирование, значение.

75. Сервитут в отношении природных объектов: понятие, виды, цели, значение, правовое регулирование.

76. Экологические права граждан: понятие, цели, значение, правовое регулирование.

77. Экологические обязанности граждан: понятие, цели, значение, правовое регулирование.

78. Права экологических объединений: понятие, цели, значение, правовое регулирование.

79. Обязанности экологических объединений: понятие, цели, значение, правовое регулирование.

80. Полномочия РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды: понятие, цели, значение, правовое регулирование.

81. Полномочия субъектов РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды: понятие, значение, правовое регулирование.

82. Водное законодательство РФ, общая характеристика. Правовой режим и охрана водных объектов: понятие, виды, цели, значение.

83. Лесное законодательство РВ, общая характеристика. Правовой режим и охрана лесов: понятие, виды, цели, значение.

84. Законодательство об охране животного мира в РФ, общая характеристика. Правовой режим и охрана животных и растений в РФ. Красная Книга: понятие, значение.

85. Правовой режим недропользования в РФ: понятие, цели, значение.

86. Законодательство об охране атмосферного воздуха в РФ, общая характеристика. Правовой режим и охрана атмосферного воздуха: понятие, цели, значение.

87. Государственный земельный надзор в РФ, общая характеристика, понятие, виды, цели, значение

Субьекты

В экологические правоотношения в соответствии с законодательством может вступать достаточно широкий круг субъектов, которых можно классифицировать на публичные и частные.

К публичным субъектам относятся:

Российская Федерация;

субъекты РФ;

муниципальные образования;

высшие органы государственной власти РФ (Президент РФ, Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Правительство РФ);

специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды и природопользования;

представительные и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ и создаваемые ими специальные органы, осуществляющие управление в сфере природопользования и охраны окружающей среды;

органы местного самоуправления и создаваемые ими специальные органы, осуществляющие управление в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

В число частных субъектов входят:

граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории РФ, в том числе осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

общественные экологические объединения и иные некоммерческие организации, в том числе российские отделения международных неправительственных экологических организаций;

российские и иностранные юридические лица, юридические лица со смешанным капиталом.

При этом правоотношения между частными субъектами, как правило, носят гражданско-правовой характер, в то время как правоотношения между публичными и частными субъектами по большей части подразумевают императивность.

 

Эколого-правовые нормы

К эколого-правовым нормам относятся правила и предписания, содержащиеся в законах и подзаконных правовых актах, имеющих отношение к регулированию общественных отношений в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Эколого-правовые нормы можно подразделить на нормы-дефиниции, нормы-декларации, нормы-принципы и нормы-регуляторы.

В последние годы в нормотворчестве, в том числе и в экологической сфере, сложилась позитивная в целом тенденция, выражающаяся в нормативном закреплении определений ключевых понятий. Так, согласно ст. I Закона об охране окружающей среды под благоприятной окружающей средой понимается окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов. Аналогичный подход законодателя прослеживается в ст. 1 Закона о животном мире, в ст. 1 Федерального закона от 19.07.1998 № 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" и в ряде других законов. Это способствует единообразному пониманию различными субъектами одних и тех же явлений, процессов, событий и позволяет правильно формировать практику правоприменения.

Нормы-декларации имеют характер лозунгов и по большей части не могут быть подкреплены твердыми гарантиями со стороны публичной власти либо влекут за собой ответственность за их невыполнение. Например, ст. 42 Конституции декларирует, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, однако реально обеспечить это право государство пока не в состоянии в силу многочисленных причин объективного и субъективного характера. В свою очередь декларативной выглядит и ст. 58 Конституции, закрепившая обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, поскольку из смыслового содержания этой нормы неясно, каким образом должна осуществляться такая охрана и, самое главное, нет указания на ответственность за невыполнение такой обязанности.

Нормы-принципы - это закрепленные в законодательных актах ключевые положения, которыми призваны руководствоваться в процессе своей деятельности участники (субъекты) соответствующих правоотношений. К примеру, в ст. 3 Закона об охране атмосферного воздуха закреплены принципы недопущения необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды и обязательности государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него.

Наконец, нормы-регуляторы непосредственно определяют рамки поведения тех или иных субъектов экологических правоотношений. Неисполнение или ненадлежащее исполнение содержащихся в них предписаний может повлечь за собой определенные негативные последствия как для частных, так и для публичных субъектов. Так, необоснованная волокита специально уполномоченного государственного органа в области охраны и использования водных объектов с принятием решения о предоставлении в пользование водного объекта может быть оспорена в судебном порядке, результатом чего будет судебное решение, обязывающее соответствующий орган принять решение.

Эколого-правовые нормы содержатся в источниках экологического права, которым посвящена тема

 

Понятие и виды источников

Источниками экологического права признаются нормативно-право­вые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие эколо­гические отношения.

К источниками экологического права относятся федеральные законы, указы, постановления и распоряжения высших должностных лиц Рос­сийской Федерации (Президента РФ, Правительства РФ), норматив­ные акты федеральных министерств и ведомств (Минприроды, Минздра­ва, Минпромнауки, Госсанэпиднадзора, Росземкадастра и др.), законы и нормативно-правовые акты субъектов РФ.

Источники экологического права обладают всеми признаками, свойственными источникам права вообще, но при этом имеют свои особенности:

а) в них представлен значительный вес законов по сравнению с дру­гими формами права;

б) они отличны по содержанию так называемых «экологизирован­ных» норм и нормативных актов, иначе говоря, тех актов, кото­рые, регулируя соответствующие отношения, отражают сопут­ствующие им требования охраны окружающей среды;

в) в числе источников экологического права определенное место за­нимают между народно-право вые акты, регулирующие внутрен­ние экологические отношения на основе примата международно­го права.

Система экологического законодательства состоит из двух подсистем: природоохранительного и природоресурсного законодательств.

Подсистему природоохранительного законодательства образуют Фе­деральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды*, Федеральный закон от 04 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране ат­мосферного воздуха, а также другие законодательные акты комплекс­ного регулирования.

В подсистему природе ресурсного законодательства входят: Земель­ный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ, Лесной кодекс РФ от 29 января 1997 г. № 22-ФЗ (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г.), Водный кодекс РФ от 16 ноября 1995 г. № 167-ФЗ (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г.), Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире», а также другие законо­дательные и нормативные акты, регулирующие использование природ­ных ресурсов.

 

Федеральное экологическое законодательство

Особенностью федерального экологического законодательства является то, что в его составе имеется достаточно большое количество собственно законов, которых в настоящее время по разным оценкам действует около пятидесяти.

При этом следует отметить, что большинство законодательных актов являются регулятивными, т.е. создают правовые основы реализации того или иного процесса в экологической сфере. К их числу можно отнести, например, федеральные законы от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и о гидрометеорологической службе. Однако для полноценного применения таких законодательных актов требуется в большинстве случаев принятие подзаконных актов на уровне Правительства РФ, реже - федеральных органов исполнительной власти, а также органов государственной власти субъектов РФ и даже муниципальных органов. Так, Законом об отходах производства и потребления прямо предусмотрено принятие восьми постановлений Правительства РФ, предметно регламентирующих отдельные процедуры, а Законом о гидрометеорологической службе - семи.

Постановления Правительства РФ составляют сегодня самую многочисленную группу правовых актов на федеральном уровне, их насчитывается несколько сотен. Однако все эти постановления носят зависимый характер, поскольку их издание прямо предусмотрено тем или иным законом.

Следует отметить ненормативные законодательные акты, которые касаются конкретного вопроса, например Федеральный закон от 20.11.1999 № 198-ФЗ "Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции". Всего по состоянию на 1 августа 2006 г. вступило в силу 17 аналогичных законодательных актов. К этой же группе можно отнести и федеральные законы, ратифицирующие акты международного права, в частности, Федеральным законом от 04.11.1994 № 34-ФЗ ратифицирована Рамочная конвенция ООН об изменении климата.

На этом фоне выделяются правовые акты Президента РФ, которые в экологическом законодательстве крайне малочисленны и носят самостоятельный характер в силу особого статуса главы государства. В качестве примера можно назвать указы Президента РФ от 04.02.1994 № 236 "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" и от 01.04.1996 № 440 "О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию".

Что касается правовых актов федеральных органов исполнительной власти, то особое внимание следует уделять лишь тем из них, чье применение затрагивает права и законные интересы физических и юридических лиц, а значит, в силу Указа Президента РФ от 23.05.1996 № 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ и опубликованию в РГ. Издание таких правовых актов предусматривается либо непосредственно в законах, либо в принятых в их развитие постановлениях Правительства РФ. Примерами являются приказы Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372 "Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации" и Минсельхоза России от 26.06.2000 № 569 "Об утверждении Положения о порядке выдачи долгосрочных лицензий".

 

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования

Федеральное агентство водных ресурсов

Федеральное агентство лесного хозяйства

Федеральное агентство по недропользованию

Министерство сельского хозяйства РФ

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору

Федеральное агентство по рыболовству

Министерство экономического развития РФ

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом

Концессия

Концессия - передача объектов государственной собственности, как правило во временное владение или пользование, производимая по договору концессии, с целью улучшения эффективной эксплуатации объекта, а также прав на создание новых объектов за счет средств концессионера с предоставлением (либо без такового) последнему права владения, использования и распоряжения ими с обязательным финансированием за счет средств концессионера и последующей передачей государству.

Концессиям присущи следующие характерные черты:

- предметом концессионной деятельности считается - государственная или муниципальная собственность или виды деятельности, составляющие государственную монополию и публичные службы;

- одним из субъектов является государство, в лице различных органов власти;

- возмездность и возвратность предмета концессии - роялти;

- ограниченность действия концессионного срока;

- особый субъектный состав;

- заключение определенного соглашения в отношении имущества, ограниченного его оборотоспособностью, находится или в собственности публичного образования;

- особой правовой целью является обеспечение должного управления имуществом публичного образования в общественных интересах;

- получение прибыли концессионером не за счет контрагента по обозначенному договору, а за счет конечных потребителей товаров, работ или услуг, производимых, выполняемых или осуществляемых с использованием определенного объекта концессионного соглашения;

- осуществление инвестиций в объект концессионного соглашения осуществляется преимущественно концессионером.

ринятие в 2005 году ФЗ «О концессионных соглашениях» № 115-ФЗФедеральный закон от 12.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» // «Собрание законодательства РФ», 25.07.2005, № 30 (ч.2), ст. 3126. (далее - Закон о концессионных соглашениях) закрепило в федеральном законодательстве РФ одну из самых распространенных в мировой практике форм государственно-частного партнерства - концессию. В 1995 ФЗ «О разделе продукции»

Федеральный законодатель, стремясь отразить теоретические представления о концессионном соглашении как о правовой форме государственно-частного партнерства, определил цели принятия закона как:

1) привлечение инвестиций в экономику РФ;

2) обеспечение эффективного использования публичной собственности на условиях партнерства государственного и частного секторов экономики в форме концессии;

3) повышения качества товаров, работ и услуг, предоставляемых потребителю.

Экологические права граждан


Экологические права граждан - это совокупность закреплённых в международных актах, Конституции РФ, специальном экологическом и смежном с ним законодательством прав индивида, реализуемых в процессе взаимодействия с окружающей средой и обеспечивающих удовлетворение его основных потребностей в этой сфере.

Экологические права граждан :

1) Право на благоприятную окружающую среду

2) Право на достоверную информацию о ее состоянии

3) Право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением

4) Право на природопользование

Также прямое отношение к данной разновидности прав имеет право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, и на охрану здоровья и медицинскую помощь (статьи 37, 41 Конституции РФ).

В связи с низкой эффективностью природоохранной деятельности государства и сложной экологической обстановкой законодательное, особенно конституционное, закрепление экологических прав имеет для каждого адресата огромное значение.

Имеющая высшую юридическую силу и прямое действие Конституция Российской Федерации, создает основы всех отраслей российского законодательства, в том числе, об охране окружающей среды и экологической безопасности. Конституция РФ содержит экологические предписания и принципы, которые должны применяться на всей территории страны, а все принимаемые в Российской Федерации правовые акты не должны им противоречить.

Статья 42 Конституции РФ гласит: "Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением".

Статья 11 ФЗ "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 закрепляет право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде

Для реализации права на благоприятную окружающую среду граждане могут:

- создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

- направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;

- принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;

- выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;

- оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

- обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

- предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

- осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

При этом граждане обязаны:

- сохранять природу и окружающую среду;

- бережно относиться к природе и природным богатствам;

- соблюдать иные требования законодательства.

ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г.  направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, и закрепляет права граждан на:

- благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека;

- получение в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах и учреждениях государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг;

- осуществление общественного контроля за выполнением санитарных правил;

- также граждане могут вносить в органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации предложения об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

- граждане имеют право на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их здоровью или имуществу вследствие нарушения другими гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, а также при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст.8).

Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан регламентируют право граждан Российской Федерации на охрану здоровья (ст.17). Это право обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.

Статья 19 вышеупомянутого закона устанавливает право граждан на информацию о факторах, влияющих на здоровье. Граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, рациональных нормах питания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах. Эта информация предоставляется местной администрацией через средства массовой информации или непосредственно гражданам по их запросам в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

ФЗ от 21 декабря 1994 г. № 68 -ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определяет право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, т.е. права на экологическую безопасность. Это право также связано с правом на благоприятную окружающую среду, поскольку часто чрезвычайные ситуации, вызванные авариями и катастрофами, влекут за собой негативные экологические последствия.

В ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" закреплено право на защиту исконной среды обитания коренных малочисленных народов, которое также является разновидностью экологической правоспособности.

Конечно, нельзя отрицать того, что действующее законодательство не содержит целостной и эффективной системы правовых норм, обеспечивающих экологическую безопасность населения и предотвращающей катастрофическое ухудшение здоровья граждан.

2. Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды

Помимо закрепления данного права Конституцией РФ, как одного из основополагающих прав человека, основным нормативно правовым актом, регламентирующим данные правоотношения, является ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" . Согласно же Закону РФ "О государственной тайне" , сведения о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране не могут быть засекречены и стать объектом государственной тайны (ст. 7). Гарантии данного права можно найти, обратившись к законам "Об охране окружающей среды", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "Об экологической экспертизе" и др.


Примерный перечень вопросов и практических заданий к зачету:

1. Современное экологическое состояние РФ.

2. Причины возникновения экологических проблем глобального масштаба.

3. Пути разрешения экологических проблем на международном уровне.

4. Факторы, обуславливающие экологическое состояние РФ.

5. Пути разрешения экологических проблем в РФ.

6. Приоритетные направления деятельности государства в экологической сфере.

7. Экологическая доктрина РФ от 31.08.02 №1225-р., как документ, определяющий цели, задачи, принципы и основные направления государственной политики в области экологии.

8. Понятие экологического права, как отрасли права.

9. Понятие экологического права, как научной отрасли права.

10. Понятие экологического права, как учебной дисциплины.

11. Соотношения экологического права с другими отраслями права.

12. Предмет и методы экологического права.

13. Императивный метод правового регулирования экологического права.

14. Диспозитивный метод правового регулирования экологического права.

15. Принципы экологического права.

16. Общая часть экологического права: понятие, содержание, правовое регулирование.

17. Особенная часть экологического права: понятие, содержание, правовое регулирование.

18. Специальная часть экологического права: понятие, содержание, правовое регулирование.

19. Понятие экологических правоотношений: их виды, правовое регулирование.

20. Понятие и виды экологических правоотношений, их правовое регулирование.

21. Элементы экологических правоотношений (субъекты, объекты) и их правовой режим.

22. Объекты экологических правоотношений.

23. Субъекты экологических правоотношений.

24. Эколого-правовые нормы.

25. Основания возникновения экологических правоотношений.

26. Основания изменения экологических правоотношений.

27. Основание прекращения экологических правоотношений.

28. Понятие и виды источников экологического права.

29. Конституция РФ как главный источник экологического права.

30. Предметы совместного ведения РФ и её субъектов в области экологического права.

31. ФЗ от 24.06.98 г. «Об отходах производства и их потребления», ФЗ от 20.11.99 г. № 198 «Об участках недр, право пользования, которыми может быть представлено на условиях раздела продукции»

32. Федеральное экологическое законодательство.

33. Региональное экологическое законодательство.

34. Современные концепции взаимодействия общества и природы.

35. Роль общественных объединений в деле решения экологических проблем РФ.

36. Источники экологического права: понятие, особенности, классификация.

37. Общая характеристика федерального закона №7 «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г.

38. Общая характеристика системы органов государственной власти РФ в области природопользования и охраны окружающей среды.

39. Полномочия министерства природных ресурсов.

40. Полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области охраны окружающей среды.

41. Природные объекты, как объекты экологического права: понятие, правовые признаки.

42. Право природопользования: понятие, принципы, правовое регулирование.

43. Виды ответственности за совершение правонарушений и преступлений в сфере экологии: понятие, цели, значение.

44. Государственный кадастр природных ресурсов. Проблемы загрязнения окружающей природной среды.

45. Правовые основы информационного обеспечения природопользования и охраны окружающей природной среды.

46. Лицензирование природопользования: правовое регулирование, понятие, виды.

47. Природопользование как подотрасль экологического права: понятие, виды, правовое регулирование.

48. Экологические требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

49. Экологический механизм охраны окружающей среды.

50. Государственное регулирование охраны окружающей природной среды.

51. Экологическое страхование: понятие, правовое регулирование.

52. Правовая оценка воздействия на окружающую среду.

53. Порядок проведения и правовое регулирование государственной экологической экспертизы: понятие, цели, значение.

54. Экологический мониторинг: понятие, цели, виды, правовое регулирование.

55. Эколого-правовая ответственность: понятие, виды, общая характеристика.

56. Административная ответственность за совершение экологических правонарушений: понятие, виды, цели, значение.

57. Экологические преступления и ответственность за их совершение. Правовое регулирование, понятие, признаки, виды.

58. Земельное законодательство РФ, общая характеристика. Правовой режим и охрана земель: понятие, цели, виды, значение.

59. Эколого-правовая защита атмосферного воздуха. Охрана озонового слоя Земли.

60. Правовой режим особо охраняемых природных территорий федерального значения: понятие, цели, значение.

61. Правовой режим особо охраняемых природных территорий регионального значения: понятие, цели, значение.

62. Правовой режим лечебно-оздоровительных местностей и курортов: понятие, цели, значение.

63. Правовой режим государственных природных заповедников: понятие, цели, значение.

64. Правовой режим национальных парков: понятие, цели, значение.

65. Понятие, состав и особенности режима зон чрезвычайной ситуации: понятие, цели, значение.

66. Охрана окружающей среды в городах и других населенных пунктах: понятие, цели, значение.

67. Международно-правовое регулирование понятия окружающей среды: принципы, общая характеристика.

68. ФЗ № 7 от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды», как источник экологического права- основные понятия, цели, значение.

69. Понятие и общая характеристика природных объектов и природных ресурсов, как объектов экологического права- их виды, значение, правовое регулирование.

70. Виды природопользования- понятие, правовое регулирование.

71. Право собственности на природные ресурсы: виды, цели, значение, правовое регулирование.

72. Периодизация правового регулирования экологических правоотношений.

73. Перспективы развития экологического законодательства.

74. Концессия: понятие, правовое регулирование, значение.

75. Сервитут в отношении природных объектов: понятие, виды, цели, значение, правовое регулирование.

76. Экологические права граждан: понятие, цели, значение, правовое регулирование.

77. Экологические обязанности граждан: понятие, цели, значение, правовое регулирование.

78. Права экологических объединений: понятие, цели, значение, правовое регулирование.

79. Обязанности экологических объединений: понятие, цели, значение, правовое регулирование.

80. Полномочия РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды: понятие, цели, значение, правовое регулирование.

81. Полномочия субъектов РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды: понятие, значение, правовое регулирование.

82. Водное законодательство РФ, общая характеристика. Правовой режим и охрана водных объектов: понятие, виды, цели, значение.

83. Лесное законодательство РВ, общая характеристика. Правовой режим и охрана лесов: понятие, виды, цели, значение.

84. Законодательство об охране животного мира в РФ, общая характеристика. Правовой режим и охрана животных и растений в РФ. Красная Книга: понятие, значение.

85. Правовой режим недропользования в РФ: понятие, цели, значение.

86. Законодательство об охране атмосферного воздуха в РФ, общая характеристика. Правовой режим и охрана атмосферного воздуха: понятие, цели, значение.

87. Государственный земельный надзор в РФ, общая характеристика, понятие, виды, цели, значение

Современное эко состояние РФ.

Экология России характеризуется большим количеством различных экологических проблем. Многие из них достались России в наследство от Советского Союза, где хозяйствование зачастую приводило к загрязнению окружающей среды, особенно в тяжелой промышленности и добыче полезных ископаемых. В то время часто власти считали озабоченность экологическими проблемами несущественной и ненужной. В результате, по некоторым оценкам, около 40 % территории России к концу 1990-х гг. испытывали на себе серьезные экологические проблемы, такие, как обезлесение,радиоактивное загрязнение, загрязнение воздуха и воды. По официальным данным, на 15 % территории Российской Федерации, где проживает примерно 60 % населения, качество окружающей среды является неудовлетворительным.

Проблема браконьерства.Такие животные, как белый медведь, амурский тигр, кавказский леопард, снежный барс и некоторые другие находятся практически на грани вымирания. Их уничтожение во многом связано с нелегальным импортом убитых животных за границу для дальнейшей их реализации в виде лекарств, украшений или одежды.

Вырубка лесов.На северо-западе страны (Архангельская область, Карелия) и на Дальнем Востоке (Забайкальский край, Амурская область, Хабаровский край,Приморский край) очень распространены нелегальные рубки для дальнейшего экспорта сырой древесины в страны Скандинавии и Германию в первом случае и в Китай во втором. По оценкам Всемирного фонда дикой природы, Россия ежегодно теряет около 1 миллиарда долларов из-за нелегального экспорта древесины. 16 миллионов гектаров леса ежегодно уничтожаются в результате вырубок, пожаров и загрязнения окружающей среды. Неэффективные рубки приводят к тому, что 40 % срубленных деревьев не используются в дальнейшем.

Энергетика. Неэффективное, а порой и расточительное потребление и использование электроэнергии в России вкупе с использованием топливных полезных ископаемых для ее производства также приводит к многочисленным экологическим проблемам. 68 % российской электроэнергии производится путем сжигания топливных полезных ископаемых. Министерство топливных ресурсов России признает, что обновление топливно-энергетического комплекса страны позволило бы сократить выбросы углекислого газа на 25 % при условии экономии около 1 миллиарда долларов ежегодно

Загрязнение воды и воздуха. Загрязнение водного бассейна в стране приняло очень большие масштабы. По некоторым оценкам, 75 % поверхностных вод и 50 % всех вод страны сейчас загрязнены. Это вызвало серьезные проблемы со здоровьем у многих жителей как российских городов, так и деревень. Российский воздух считался самым загрязненным во времена РСФСР. Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и Волгоград, а также многие другие промышленные центры страны концентрируют в себе загрязнения. Крупнейшим источником загрязнения атмосферного воздуха является Заполярный филиал ОАО ГМК «Норильский никель», на который приходится около 10 % всех выбросов от стационарных источников. В 119 городах России (58 % городов) степень загрязнения воздуха оценивается как очень высокая и высокая и только в 17 % городов — как низкая. В городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха проживает 55,1 млн человек, что составляет 53 % городского населения России. В связи с увеличением количества автомобилей в России с начала 1990-х гг, транспортный фактор загрязнения атмосферы стал преобладать над промышленные. Загрязнение воздуха, по оценкам, провоцирует 10 % детских болезней, 41 % респираторных и 16 % эндокринных заболеваний.

Радиация. После аварии на Чернобыльской АЭС на территории Российской Федерации в 14 областях (Брянская, Белгородская, Воронежская, Калужская, Курская, Липецкая, Орловская, Рязанская, Тульская, Пензенская, Тамбовская, Смоленская, Ульяновская, Тюменская) и в Мордовской республике образовались зоны загрязнения площадью 55.1 тыс.кв.м. Катастрофическая экологическая обстановка сложилась в Уральском регионе. В России широко используется ядерная энергия, на атомных электростанциях постоянно работает 31 ядерный реактор. Помимо этого, в составе военно-морского флота России находится 48 кораблей с атомной силовой установкой. Многие АЭС, такие как, например, Кольская АЭС, выработали свой срок службы, и риск возникновения на них аварийных ситуаций очень велик.

Бытовые отходы.граждане России считают, что бытовые отходы являются главной экологической проблемой страны. Ежегодно в России образуется несколько десятков миллионов тонн бытовых отходов. В 2011 году образовалось 52,9 млн тонн, что составило примерно 400 кг на человека. Методы управления отходами, применяемые в настоящее время в России, неэффективны и негативно влияют на окружающую среду. В странахЕС в среднем утилизируется до 60 % бытовых отходов, в то время как в России — только 2-3 %.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 267.