Школа как динамическая социальная и педагогическая система
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Первостепенную роль в социальном воспитании и социализации играет школа. Ребенок приходит в нее семилетним и покидает ее уже во многом сформиро­вавшейся личностью в 17—18 лет. Здесь он не только учится, он проживает в школе тот период, в котором интенсивно происходит становление его личности.

В новых условиях социально-формирующая, воспи­тывающая миссия школы значительно усиливается. В ситуации кризиса дет­ства, социальной неустроенности значительной части населения, семейного неблагополучия, усилившейся агрессивности социальной среды системе образования, наряду с традиционной функцией обучения и воспита­ния, пришлось актуализировать, расширить и углубить и многие другие функции. Среди них прежде всего:

а) социально-адаптивная и социально-стабилизирующая, обеспечивающая включение школьника в реальные социальные отношения, поддерживающая, социальную мобильность личности, открывающая жизненные перспективы для каждого выпускника, смягчающая социальную напряженность и социальные конфликты;

б) социально-преобразующая, обеспечивающая подготовку людей к сознательной жизни в условиях формирующегося демократического общества, рыночных отношений, быстро изменяющихся жизненных ситуаций;

в) социально-защитная, связанная с заботой о детях, которым семья и общество не смогли создать нормальных условий для жизни и развития;

г) здоровьесберегающая и реабилитационная, связанная с катастрофическим падением здоровья детей и преодолением пагубной традиции, когда цена образования оказывается слишком высокой, ибо образование приобретается за счет утраты здоровья;

д) культуропреемственная и культуротворческая, проистекающая из современного понимания образования как приобщения к культуре в широком смысле слова, ибо средства массовой информации, учреждения культуры, микросреда не в состоянии пока обеспечить этот процесс, а зачастую оказывает явно негативное, разрушающее влияние на личность.

Современная ситуация решительно требует усиления воспитательных, личностно-образующих функций шко­лы как основного образовательного учреждения, тре­бует, чтобы школа была не просто учебной, а социально и личностно-развивающей, воспитательной си­стемой. Это нисколько не противоречит определению школы как системы образовательной, если трактовать образование так, как оно раскрывается в законе Рос­сийской Федерации «Об образовании», где поясняет­ся, что образование — это воспитание и обучение. Верно трактуемое понятие «образование», таким образом, со­впадает с широким смыслом понятия «воспитание», охватывающего и учебную, и внеучебную жизнь и дея­тельность школьника.

Итак, современная школа должна быть образователь­но-воспитательной системой, создающей условия для социального становления человека, его включения в систему общественных отношений, его разностороннего развития как свободной, творческой личности.

Важно учесть, что общая ориентация осуществляе­мого в школе образования не может быть только лич­ностной или только социальной. Оба эти направления должны гармонично сочетаться в социально-личност-но ориентированном обучении и воспитании.

При каких же условиях школа может реализовать эту направленность? Может ли сегодня школа выполнить эту роль?

1. Школа (точнее все ее работники, родительский и ученический актив, попечители и т.д.) должна быть воспитательным учреждением, призванным создавать и совершенствовать себя как воспитательную систему, в которую в качестве важнейшего звена входит учебный процесс.

2. Для реализации задач гармонического воспита­ния с достаточной эффективностью ее социальной со­ставляющей школа должна быть открытой в социум, иметь прочные связи с другими социальными инсти­тутами (семьей, учреждениями дошкольного, допол­нительного и профессионального образования, учреж­дениями здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, правоохранительными органами, различными производственными и общественными объединениями и др.), способствовать выявлению и использованию их воспитательного и социализирую­щего потенциала.

3. В школе и в микрорайоне должна быть создана раз­вивающая среда, обеспечивающая включение школь­ника в доступные возрасту виды жизнедеятельности и отношения, имеющие реальное социальное наполне­ние или имитирующие это содержание.

4. В реализацию целей социального воспитания дол­жен быть включен весь педагогический коллектив и все его союзники (родители, попечители, различные орга­низации и т.д.), а не только социальные педагоги, пси­хологи и заместитель директора по воспитательной ра­боте.

5. В школе должны развиваться ученическая само­деятельность, общественные органы соуправления и са­моуправления, детские и юношеские общественные организации, должны иметься возможности для про­явления инициативы, реального выбора вариантов обу­чения и жизнедеятельности школьников.

На практике успешно реализован целый ряд соци­ально ориентированных моделей общеобразовательной школы, в которых социальная направленность не ос­лабляет, а усиливает возможность личностной самореализации и индивидуального развития учащихся.

41. Цель и задачи планирования в условиях школы, принципы планирования в условиях школы.

42. Виды планирования в школе: характеристика планов.

Виды планов работы школы и основные требования к ним Подготовка планов работы школы основывается на соблюде­нии ряда требований, обеспечивающих реальность, непрерыв­ность, конкретность их выполнения. Прежде всего это соблюде­ние требований целевой направленности. Целенаправленность в данном случае понимается как определенная целевая установка, как учет прошлого опыта работы школы, развивающий и углуб­ляющий основные направления работы педагогического и учени­ческого коллективов. Это постановка частных целей в деятель­ности учителей, классных руководителей, общественных органи­заций. Одно из требований —перспективность планирования, когда цели деятельности педагогами и учащимися принимаются, во-первых, как эмоционально окрашенные цели, близкие, понят­ные, желанные, и, во-вторых, как стратегия, намечаемая на дли­тельный срок, но тем не менее реально осознаваемая. В числе требований, предъявляемых к планированию, необходимо выде­лить и такое, как комплексность. Данное требование означает, что в ходе разработки плана предлагается использование разно­образных средств, форм, методов, видов деятельности в их един­стве и взаимосвязи. Соблюдение требования объективности ос­новывается на знании объективных условий деятельности шко­лы, ее материальных, экономических условий, местонахождения, окружающей природной и социальной среды, возможностей пе­дагогического и ученического коллективов. В практике работы школ разрабатываются три основных вида планов: перспективный, годовой и текущий. Перспективный план разрабатывается, как правило, на пять лет на основе глубокого анализа работы школы за последние годы. Структура перспективного плана работы школы может иметь следующий вид: 1. Задачи школы на планируемый срок. 2. Перспективы развития контингента учащихся по годам, воз­можное количество классов. 3. Перспективы обновления учебно-воспитательного процес­са, внедрение педагогических инноваций. 4. Потребность школы в педагогических кадрах. 5. Повышение квалификации педагогических кадров (ИУУ, курсы, семинары, тренинги, курсы на хозрасчетной основе и т.д.). 6. Развитие материально-технической базы и учебно-методи­ческое оснащение школы (строительные работы, приобретение средств ЭВТ и информатики, пополнение фондов библиотеки, наглядных пособий, обновление оборудования и оформление кабинетов и др.). 7. Социальная защита педагогов и учащихся, улучшение их быта, условий труда и отдыха. Годовой план охватывает весь учебный год, включая летние каникулы. Подготовка плана работы школы осуществляется в течение текущего учебного года и проходит в несколько этапов. На первом этапе (первая учебная четверть) директор школы, его заместители и руководители школьных служб изучают новые нор­мативные, инструктивные документы, теоретические и методи­ческие материалы по вопросам развития и образования в целом и планирования в частности. На втором этапе (вторая учебная четверть) под руководством директора школы создается инициативная группа по разработке и корректировке структуры проек­та плана, определяются источники и формы сбора необходимой информации. На третьем этапе (третья учебная четверть) анали­зируется получаемая информация, заслушиваются отчеты о работе членов комиссии и руководителей подразделений школы, выяв­ляются причины возникающих трудностей и пути их устранения в перспективе. На четвертом этапе (конец четвертой четверти) подготавливается и обсуждается проект плана. На первом засе­дании совета школы в новом учебном году план работы школы утверждается.

Текущий план составляется на учебную четверть, он является конкретизацией общешкольного годового плана. Таким образом, наличие основных видов планов позволяет координировать дея­тельность педагогического, ученического и родительского коллек­тивов. Эти планы являются стратегическими по отношению к планам работы учителей и классных руководителей.

Реализация функции планирования в едином управленческом цикле повышает эффективность деятельности школы.

43. Школьный коллектив как объект и субъект управления.

Педагогический коллектив выступает одним из объектов управления. В структуре педагогического коллектива выделяют два аспекта - деловой (социально-экономический) и социально-педагогический. Деловой (социально-экономический) срез коллектива основан на производственных отношениях, должностной иерархии, обслуживает производственную функцию и находит свое выражение в формальной организационной структуре. Организационная структура отражает взаимодействия, возникающие в ходе выполнения своих должностных обязанностей как в вертикальном срезе между руководителем и подчиненными, которые носят управленческий характер, так и в горизонтальном между сотрудниками, которые в основном носят профессионально-педагогический характер. В управлении производственным коллективом важно создание рациональной структуры организационных отношений, уравновешивающей права и обязанности сотрудников.

Социально-психологическая структура складывается из связей, имеющих психологическую природу, определяются симпатиями и антипатиями людей, личностным авторитетом. Структура социально-психологических характеристик коллектива отражает такие качества как:

* 1) ценностно-ориентационная зрелость (ориентированность на достижение; ориентированность на развитие; ориентированность на саморазвитие);

* 2) организованность (ответственность; сработанность; включенность в управление);

* 3) сплоченность (единство ориентаций; совместимость; потенциальная стабильность).

В управлении коллективом необходимо помнить о том, что это динамическая, развивающая система. Педагогический коллектив не может быть сформирован раз и навсегда, ибо это не статическое, а процессуальное явление, которое все время надо поддерживать и развивать.

Ученые выделяют уровни развития коллектива. Первый уровень - стабилизация, характеризующаяся наличием ясных установок и высокой мотивации членов коллектива, хорошей коммуникацией, четким определением необходимого места каждого из них, быстротой принятия решений. Второй уровень - функционирование, характеризующееся четким регулированием вопросов компенсации и ответственности, надежностью коммуникационных связей, ростом в координируемом и контролируемом направлениях, сложившимися на деловой основе отношениями между членами коллектива. Третий уровень - развитие, характеризующееся осознанием всеми членами коллектива сопричастности к происходящим переменам, ощущением, что они сидят в «одной лодке», каждый учиться ценить работу другого, рост становиться не стихийным, а осознанным.

Алгоритм взаимодействия руководителя с коллективом имеет следующий вид:

* 1. Ясное представление целей предстоящей работы: чего необходимо достичь.

* 2. Определение задач каждого сотрудника по реализации цели: посредством каких операций цель можно достичь.

* 3. Подготовка всего необходимого для предстоящей работы: при помощи чего можно достичь.

* 4. Установление норм выполнения для достижения результатов.

* 5. Распределение власти, ответственности, времени выполнения.

* 6. Инструментирование исполнителей как средство создания организационных систем.

Педагогическая система является самостоятельной развивающейся и управляемой целостностью, состоящей из ряда компонентов. Управление педагогической системой, с одной стороны, сохраняет ее целостность, с другой - позволяет изменять, влиять на действие отдельных ее компонентов.

Образовательный процесс как совокупность ряда целенаправленных процессов должен реально, а не формально способствовать высокому качеству образования и воспитания учащихся, их всестороннему, гармоничному и свободному развитию.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 366.