Роль среды в социализации личности. Принцип культуросообразности. Средовой подход к развитию личности. Открытые и закрытые школы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Развитие человека во взаимодействии и под влиянием окру­жающей среды в самом общем виде можно определить как про­цесс и результат его социализации, т.е. усвоения и воспроизводства культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвития и самореализации в том обществе, в котором он живет.

Социализация происходит: а) в процессе стихийного взаимодей­ствия человека с обществом и стихийного влияния на него различ­ных, порой разнонаправленных обстоятельств жизни; б) в процессе влияния со стороны государства на обстоятельства жизни тех или иных категорий людей; в) в процессе целенаправленного создания условий для развития человека, т. е. воспитания; г) в процессе саморазвития, самовоспитания человека. Таким образом, можно счи­тать, что развитие - общий процесс становления человека; социали­зация - развитие, обусловленное конкретными социальными усло­виями.

Принцип культуросообразности воспитания, сформулированный в XIX в. немецким педагогом Адольфом Дистервегом, в современной трактовке предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфи­ческими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям.

В соответствии с принципом культуросообразности воспитания перед пелагогом стоит задача приобщения детей, подростков, юношей к различным пластам культуры этноса, общества, мира в целом. Име­ются в виду такие пласты культуры, как бытовая, физическая, сексу­альная, духовная, интеллектуальная, материальная, экономическая, политическая, нравственная (которая определяет отношение челове­ка к самому себе, к людям, к социуму, к природе).

В соответствии с принципом культуросообразности необходимо, чтобы воспитание помогало растущему человеку ориентироваться в тех изменениях, которые происходят в нем самом и в окружающем его мире. Важно, чтобы воспитание помогало ему «вписаться» в изменяющиеся реалии жизни, найти способы самореализации и самоутверждения, адекватные этим реалиям. Не менее важно, что­бы воспитание находило способы минимизации отрицательных по­следствий тех или иных инноваций, могущих затронуть как конкрет­ного человека, так и те или иные категории детей, подростков, юношей.

Реализация принципа культуросообразности воспитания сущест­венно осложняется в связи с тем, что ценности культуры общечело­веческого характера и ценности конкретных социумов различного уровня не только не идентичны, но и в силу различных обстоя­тельств могут довольно существенно различаться. Так, Россия вклю­чает в себя множество этносов и регионов, имеющих значительное культурное своеобразие. В нашей стране весьма существенны раз­личия в культурах сельского и городского населения (не говоря уже о специфической поселковой культуре), а в городе - между различ­ными социально-профессиональными группами. Все это делает весьма актуальным (но и проблематичным) наполнение принципа культуросообразности воспитания конкретным содержанием.

В то же время нахождение баланса ценностей различных куль­тур и субкультур - одно из условий эффективности воспитания.

В.Н. Шульгин (1894-1965) являлся разработчиком и одним из вдохновителей педагогики среды. Он выступал за объединение школы и среды. Школа должна слиться со средой воедино, изучать её, а только после этого влиять и изменять её.

С.В. Алексеев отмечает, что средовый подход позволяет определять влияние факторов среды на функционирование и развитие рассматриваемых системных образований и, наоборот, влияние системных образований на состояние и качество окружающей среды (в образовательном учреждении – среды образовательной). В школе ключевыми объектами («системными образованиями») являются участники образовательного процесса – учащиеся, педагоги.

Средовый подход базируется на понимании феномена образовательной среды - его содержании, структуры, закономерностей формирования и развития. Понятие «образовательная среда» в настоящее время стало ключевым, как в педагогических исследованиях, так и в образовательной практике.

Образовательная среда - целостная качественная характеристика внутренней жизни школы, представляющая собой совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности, причем, возможностей как позитивных, так и негативных.

В современных условиях закрытое образование неэффективно и препятствует общему развитию ребенка. В процессе взаимодействия с социальным окружением ребенок осознает смысл социальных явлений, осваивает социокультурные нормы, ценности, формирует определенные образы поведения.

Чем шире и разнообразнее социальные контакты ребенка, тем может быть успешнее решена задача формирования его самосознания, тем больше представлено условий для его самореализации. Создание таких условий возможно, если образовательное учреждение будет развиваться как открытый социально-воспитательный институт.

Позиции ученых относительно определения основных характеристик открытого образовательного пространства различны.

По мнению В.Д. Семенова, открытое пространство характеризуют гуманные правила и уравновешенный тип общения. Оно представляет наиболее полные возможности для личностного развития каждого субъекта, тогда как закрытое пространство ориентировано на жесткие правила, неконструктивное общение, что препятствует личностному росту.

А. Сайбединов в качестве основной характеристики открытой образовательной среды называет ее творческий характер. По его мнению, закрытость образовательного пространства не позволяет решать задачу развития у ребенка стремления к творчеству. Создание ООП, открытого для межличностного и группового общения, развернутого к социуму на информативном, деятельностном уровнях, может способствовать общему творческому развитию ребенка и обеспечить качественный уровень образования детей с высоким творческим потенциалом.

 

Личность и специфика профессиональной деятельности социального педагога. Требования к социальному педагогу. Педагогическая культура и этика социального педагога.

В России профессия «социальный педагог» официально зарегистрирована в 1991 г. Базовыми характеристиками личности социального педагога являются способности:

1)обеспечивать допустимое и целесообразное посредничество между личностью, семьей, с одной стороны, и обществом, его государственными и ответственными структурами, с другой стороны;

2)играть роль «третьего человека», связующего звена между личностью и микросредой, между детьми и взрослыми, семьёй и обществом;

3)уметь влиять на общение, отношения между людьми, на ситуацию в социуме, стимулировать, побуждать клиента к той или иной деятельности;

4)уметь исполнять роль неформального лидера, помощника, советчика, способствующего проявлению инициативы, активной субъектной позиции клиента;

5)проявлять коммуникабельность, способность сочувствовать, сопереживать клиенту, строить взаимоотношения с ним на основе диалога, на равных.

Актуальными личностными качествами социального педагога являются:

А) гуманистические качества (доброта, альтруизм, чувство собственного достоинства, толерантность и др.);

Б) психологические характеристики (стабильность психического состояния, развитые эмоциональные и волевые характеристики);

В) психоаналитические качества (самоконтроль, самокритичность, самооценка);

Г) психолого-педагогические качества (коммуникабельность, эмпатийность, визуальность, красноречивость и др.).

Знания, которыми должен обладать социальный педагог.

Социальный педагог должен знать:

1)законодательные и нормативно-правовые документы по охране детства, основы, формы и методы социальной педагогики;

2)основные закономерности развития личности детей и подростков; специфику потребностей, интересов, установок, мотивов личности, степень их удовлетворенности;

3)специфику работы в социальной среде;

4)содержание, формы и методы работы с семьей;

5)основные функции социального педагога данного звена;

6)функции и права учреждений, связанных в работе с семьей и подростками;

7)основы трудового законодательства, нормативные документы; правила охраны труда, техники безопасности;

8)методы социально-педагогических и психолого-педагогических исследований социума, семьи, развития личности;

9)способы анализа и программирования своей работы.

Функции социального педагога.

- диагностическая функция;

- образовательно-воспитательная функция;

- организаторская функция;

- организационно-коммуникативная функция;

- прогностическая и экспертная функция;

- охранно-защитная функция;

- социально-компенсаторная функция;

- посредническая функция.

 

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 224.