История возникновения и развития зарубежной социальной педагогики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В истории возникновения и развития зарубежной социальной педагогики можно выделить три этапа:

1) Первый этап - начальный период (с древнейших времен до XVII в.) характеризуется становлением воспитания как социального явления, его преобразованием из стихийного действия в осознанную деятельность. При этом возникают различные теории воспитания.

В эпоху первобытнообщинного строя существовали жреческие школы. В Древнем Китае философ Конфуций (около 551-479 г.г. до н.э.) впервые разработал концепцию идеального человека и воспитания ребенка в семье: почитай родителей, не бросай и будь почтителен, не выражай досады на них.

В V веке до н.э. древнегреческий философ Демокрит (около 460-370 г.г. до н.э.) считал труд основой природосообразного воспитания человека. Сократ (около 469-399 г.г. до н.э.) выдвинул тезис о том, что главной среди жизненных целей должно быть нравственное самосовершенствование. Платон (около 427-347 г.г. до н.э.) выдвинул идею воспитания детей в государственных воспитательных домах и регулирования государством деторождения. Он открыл связи между воспитанием и общественным устройством.

Идеологи раннего христианства Тертуллиан (около 160-222 г.г.) и Августин (около 354-430 г.г.) несколько иначе, чем представители Античной мысли, трактовали сущность человека и его воспитание. Если одной из основных идей Античности являлся постулат «Что полезно для человека, то должно быть сделано», то христианское учение исходило из иного императива «Что справедливо, то должно быть сделано».

Томас Мор (1478-1535 г.г.)  в книге «Утопия» и Томмазо Кампанелла (1568-1639) в книге «Город солнца» выступают с идеями бессословного воспитания, а господствующей ценностью провозглашается жизнь во всем ее многообразии.

Франсуа Рабле (1494-1553) , обличая пороки средневекового обучения и воспитания, одновременно рисовал идеал гуманистического воспитания, в центре которого должно быть духовное и телесное развитие личности.

2) Второй (ранний) период становления социальной педагогики (XVII – XVIII в.в.) характеризуется развитием ведущих идей и научных концепций социальной педагогики, становлением ее как значимого аспекта (области) педагогического знания.

Великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670), автор «Великой дидактики», утверждал, что благополучие общества зависит от количества мудрецов, именно образование обеспечит расцвет общества, даст счастье человеку. Он придерживался принципа природосообразности, т.е. он считал, что необходим учет возраста учащегося и уровня развития. На сегодняшний день данный принцип звучит так: необходим учет возрастных, индивидуальных и половых особенностей, необходимы опора на зону ближайшего развития, учет влияния окружающей среды. Окружающая среда включает не только естественную среду, но и социальную среду.

Педагогическая деятельность английского педагога Джона Локка (1632-1704) падает на вторую половину XVII века. В 1688 году произошла II Буржуазная революция в Англии, и установились 2 законодательные ветви власти. Джон Локк являлся выразителем идей и настроений буржуазии и выступил с «договорной теорией», согласно которой существует 3 права каждого человека: на жизнь, собственность и свободу. Эти 3 права должны охраняться, защищаться и реализовываться. Нужно выбирать власть, которая должна быть гарантом соблюдения их прав. Джон Локк оправдывал буржуазную революцию в Англии, т.е. смену власти. Исходя из этой позиции, он излагал свою педагогическую теорию – теорию воспитания истинного джентльмена.

Жан Жак Руссо (1712-1778) был сторонником теории свободного воспитания. Естественное состояние любого человека – свобода. Каждый человек должен быть свободным. Руссо считал, что в первобытном обществе человек был свободен, т.к. жил результатами своего собственного труда. Объединение людей ведет к потере свободы. Нужно вернуть человека в его естественное состояние. Прогресс науки и техники ведёт к падению нравов. Свою педагогическую позицию Руссо изложил в работе «Эмиль, или о воспитании». Герой его произведения – Эмиль, аристократ, который должен стать свободным. Эту свободу, по мнению Руссо, можно обеспечить, если:

- изолировать ребенка от общества и поместить его в лоно природы,

- следовать законам природы ребенка, которая идеальна,

- не вмешиваться в природу ребенка, не навязывать ребёнку своей воли, взглядов, убеждений,

- не торопить природное развитие, ибо это принесёт только вред,

- ничего не делать с воспитанником, только создавать условия для возникновения у него внутренней потребности что-то сделать: ходить, говорить, читать, писать.

Основой воспитания Руссо считал принцип природосообразности. Он считал, что ребёнок от природы идеален. Ребёнок теряет свободу при появлении на свет.

Ценным во взглядах Руссо было требование уважать личность ребенка.

Великий педагог, социалист-утопист Роберт Оуэн (1771-1858) родился в Англии.

Положения его социальной позиции:

1) Человек - пассивный продукт среды и обстоятельств. Виновата среда, если человек совершает преступление.

2) Чтобы изменить условия жизни, надо изменить человека.

Получается замкнутый, порочный круг. Роберт Оуэн в рабочей слободе Нью-Лэнарке, где он был управляющим бумагопрядильной фабрики, открывает первую больницу, первое дошкольное учреждение, вечернюю школу, школу, клуб. Он сокращает рабочий день, увеличивает заработную плату. Он меняет окружающую среду. Передовые люди того времени стали приезжать, чтобы посмотреть, что сделал молодой управляющий. В слободе прекратились пьянство, проституция. Роберт Оуэн призывает буржуазию сделать то же, что и он. Своей пропагандой он вызвал преследование правительства. Ему пришлось уехать в Южную Америку, где он организовал коммуну. Но она не смогла долго просуществовать, т.к. не мог существовать коммунизм в отдельно взятой стране.

Ценность идей Роберта Оуэна заключалась в следующем:

1) Он впервые в истории педагогической практики открывает дошкольное учреждение, вечернюю школу.

2) Он придавал большое значение трудовому воспитанию. Дети не только учатся, но и работают. Умственное образование было соединено с физическим воспитанием и производительным трудом.

Роберт Оуэн хотел оторвать ребенка от матери, считая, что родители необразованные и не могут воспитать достойно. Приоритет он отдавал общественному воспитанию, а не семейному.

Оуэн опробовал на практике идею социалистического общества. Он организовал в США общину «Новая гармония», устав которой основывался на принципах уравнительного капитализма. Однако предприятие, поглотив его состояние, провалилось. Тем не менее, социалист – утопист верил, что достаточно теоретически или путем наглядного примера продемонстрировать блага новой системы общественной организации, чтобы богатые добровольно отказались от всех богатств, а власть имущие поддержали создание справедливого общества.

Ведущую роль Оуэн отводит среде. Новый человек – это коллективист. Оуэн считает, что воспитывать надо коллективно.

Другие социалисты утописты Анри Сен-Симон (1771-1858), Шарль Фурье (1772-1837) также стремились построить общество социальной справедливости, где не было бы социального неравенства.

3) Третий этап – исходный период развития социальной педагогики как науки (середина XIX – середина XX в.в.). Он связан с влиянием идей швейцарского ученого И.Г. Песталоции, немецких педагогов А. Дистервега, П. Наторпа, К. Магера.

Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) основал на свои средства школу для бедных детей и сирот, был для них не только педагогом, но и отцом. Ради того, чтобы построить новую школу в Штансе для бедных и сирот, он написал книгу «Лингард и Гертруда», в которой изложил мысли о семейном воспитании. Он показал пример хорошей семьи, в которой процветают любовь и уважение между отцом и матерью, между родителями и детьми. Ценным в его методе было сочетание учебных занятий с практической работой. Труд являлся средством развития, средством существования и средством социализации ребенка. Он обосновал идею развивающего обучения. Песталоцци был и теоретиком, и практиком в области социальной педагогики.

Немецкий педагог Адольф Дистервег (1790-1866), настаивая на идее общечеловеческого воспитания, восклицал: «Человек - моё имя, немец – моё прозвище!» Он разработал собственную систему обучения, в основе которой лежала идея развития личности на основе трех принципов: природосообразности, самодеятельности и культуросообразности. Чтобы развить человека, обучение должно быть природосообразным, т.е. соответствовать естественному ходу развития заложенных природой задатков ребенка. Но этого мало, обучение должно быть культуросообразным, т.е. необходим учет условий, уровня развития современной культуры и науки.

С момента возникновения термина «социальная педагогика» обозначились две различные трактовки, определяющие разные подходы в развитии этой отрасли знания.

Согласно первой трактовке (К. Магер, П. Наторп), социальная педагогика имеет нечто общее с социальной стороной воспитания. Речь идет о социальном аспекте воспитания.

Известный немецкий философ П. Наторп развил социальный аспект воспитания в социальной педагогике и рассматривал социальную педагогику как часть общей педагогики, как важнейший инструмент социализации.

Согласно второй трактовке (А. Дистервег), социальная педагогика выступает как помощь в определенных социальных условиях, ситуациях. А. Дистервег предложил словосочетание «социальная педагогика» для обозначения педагогической деятельности с обездоленными и беспризорными детьми по профилактике, как принято говорить сейчас, правонарушений несовершеннолетних.

Последователями А.Дистервега были Герман Ноль (1879-1960), Гертруда Боймер (1873-1954), Клаус Молленгауэр (1881-1958). В 60-ые годы XX века это направление окончательно складывается и обосновывает свои позиции – теоретическое осмысление и обоснование социального воспитания как помощи детям, совершившим правонарушения; внешкольная работа по месту жительства; воспитательная работа в домах ребенка, детских школах, школах-интернатах и других учреждениях.

Следует сказать, что в начале XX века американские педагоги – прогрессивисты, к которым относились Джон Дьюи, его ученик Уильям Килпатрик, Джордж Каунтс, считали школу интегральной частью общества, обществом в миниатюре. Они считали, что она отражает все социальные проблемы. Таким образом, школа должна делать акцент на общественной жизни и должна, сталкиваясь с проблемами общества, принять активное участие в делах общества, в улучшении общества, внести свой вклад в наведении общественного порядка.

На современном этапе развития общественного развития в мире социальные педагоги выполняют следующие функции: воспитательную, информационную, консультативную, поддержки, помощи, организации, защиты и представления интересов клиента.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 190.