В Эпоху Античности философами рассматривались социальные проблемы. Платон в своем труде «Государство» провозглашает идеальным иерархическое государственное устройство, где каждый человек играет роль, соответствующую заложенному Богом в его душу Началом. Жизнь индивидуумов, разбитых на касты, подчинена жестким правилам. Труд в таком государстве неизбежен для благосостояния общества. Собственность должна быть общественной, т.к. частная собственность порождает конфликты и противоречия.
Английские социологи Н. Мэннинг и Я. Шау связывают предпосылки социальной политики с развалом Римской империи во второй половине I тысячелетия, который оставил огромное количество бедноты на востоке бывшей империи. И уже тогда бедным оказывалась помощь: благотворительные мероприятия были присущи церкви, монастыри стали центрами социальной помощи.
Накануне второго тысячелетия (X век) идеология социального развития европейских стран формировалась под воздействием двух типов социальной организации – церкви и государства. Постепенно росли власть и влияние церкви. Функции обеспечения образования и воспитания, а также обеспечение крова и питания для бедняков закрепила за собой Монастырская система.
Промышленная революция, которая произошла в XVII веке в Великобритании, привела к оттоку населения с земель на фабрики. Но из-за инфляции заработная плата рабочих не успевала за растущими ценами, что привело к росту недовольства и социальной напряженности. В целях исключения беспорядков государство обратило внимание на социальные проблемы населения и проявило заботу о бедных, и это постепенно становится сферой деятельности государства.
К началу XIX века с формированием индустриального общества происходит рост урбанизации, а, значит, и рост рабочего класса. Под воздействием рабочего движения правительства некоторых государств стали переходить к политике социального маневрирования через принятие законов об условиях труда и быта рабочих, т.е. возникает социальное законодательство. В 1834 году при содействии Эдвина Чадвика был принят закон о бедных. В те годы получили широкое распространение «работные дома». После многих стачек и судебных процессов английский парламент в 1871 г. Согласился узаконить существование профсоюзов. В 1871 году в Германии во время правления канцлера Бисмарка был создан первый закон об ответственности предпринимателей за профессиональный риск, а в 1872 году был создан Союз социальной политики, который занимался исследованием социальных проблем.
В 1890 году в Берлине делегатами 14 стран были выработаны рекомендации, оказавшее большое влияние на национальное трудовое законодательство многих стран. В 1897 году на конгрессе в Цюрихе представителями 16 стран была принята программа, направленная на защиту трудящихся. А на Парижской конференции была создана Международная ассоциация защиты трудящихся в 1900 году.
В 1919 году была создана Международная Организация Труда (МОТ). На первой международной конференции труда в Вашингтоне в 1919 году были приняты 6 конвенций. Первая из них ограничивает рабочее время 8 часами в день и 48 часами в неделю.
После Первой мировой войны деятельность по социальному обеспечению и вопросам образования в Великобритании была приостановлена в связи с послевоенными экономическими проблемами. В послевоенное время накопилось множество проблем в системе социального обеспечения, что привело к зависимости большинства населения от государственной помощи.
Основные принципы, составляющие основу современной социальной политики, определяются в ряде документов, признанных мировым сообществом и Россией, включая Всеобщую декларацию прав человека ООН (1948), конвенции и рекомендации Международной Организации Труда, декларацию и программу действий, принятых на Копенгагенском социальном саммите в 1995 году.
Во второй половине XX века страны Западной Европы в той или иной степени сумели реализовать определенную модель государства всеобщего благосостояния.
Несмотря на различия моделей социальной политики (модели Швеции и Норвегии, Германии и Франции, Англии и США, СССР), выделяются два основных подхода:
1) Государственный патернализм. Данный подход характеризуется следующим: государство принимает на себя полную ответственность за уровень социального обеспечения граждан и их уровень доходов, финансирование из государственных источников всех расходов, связанных с социальной политикой. Достоинство данного подхода заключается в том, что появляется «уверенность в завтрашнем дне» для основной части населения, стабильные цены на товары, исключена безработица. Недостатком является дефицит товаров и услуг. Государство не допускает развития в значительных масштабах экономической деятельности в негосударственном секторе, уровень благосостояния населения зависит от принадлежности к той или иной организации.
2) Либеральный подход к социальной политике. Основным принципом данного подхода является разделение членов общества на экономически сильных и экономически слабых. Обязанностью общества является забота о слабых и создание условий для раскрытия экономического потенциала сильных. Раскрытие способностей всех членов общества является достоинством данного подхода. Недостатком являются различия в социальных выплатах разным группам населения.
Социальная политика реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг. Социальное страхование является важнейшей частью государственной программы социального обеспечения, которое распространяется на лиц, имеющих в течение какого-то времени постоянную работу и потерявших доход в связи с болезнью, безработицей, пенсионным возрастом.
Средствами осуществления социальной политики являются инструменты государства, с помощью которых оно проводит социальную политику. К их числу относятся законы, правовые нормы, учреждения, организации, предприятия, социальные нормативы, социальные выплаты (пенсии, пособия, стипендии и т.д.).
К числу средств реализации социальной политики относятся финансовые средства. Социальная политика финансируется за счет двух основных источников: средств государственного бюджета и средств внебюджетного фондов.
Внебюджетные фонды социального страхования, занятости населения, обязательного медицинского страхования, пенсионный аккумулируют поступающие социальные взносы и затем направляют средства на финансовые выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка и уходу за ним до полутора лет, на погребение, санаторно-курортное обслуживание, страхование по безработице, обязательное медицинское страхование.
6. Система социальной защиты и обеспечения населения в современной России. Характеристика одного из учреждений системы социальной защиты.
Это комплекс гарантированных государством мер по материальному обеспечению граждан, относящихся к социально уязвимым категориям населения, а также оказанию им всесторонней социальной помощи и поддержки в установленном законодательством порядке.
Основной целью социальной защиты является предотвращение перехода потенциальной уязвимости, связанной, например, с возрастными факторами, ограничением трудоспособности, особенностями материально-экономического положения, к полной утрате возможностей нормальной жизнедеятельности и стабильного социального статуса. Социальная защита в современных социально-экономических условиях остается универсальным инструментом, обеспечивающим благополучие широких слоев общества. Результатом эффективной политики социальной защиты является не только поддержание достойного уровня жизни представителей уязвимых категорий населения, но и активизация внутриличностных факторов, способствующих социальной адаптации инвалидов.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 226.