Данный вид преступлений главным образом связан с посягательствами на права личности, ее неприкосновенность. Характерной чертой насильственной преступности является физическое насилие или угроза его применения над личностью, нарушение прав человека на жизнь, здоровье, другие интересы, охраняемые законом.
Для предупреждения преступлений, связанных с насилием над личностью, как и для предупреждения преступности вообще, требуется проведение неотложных мер по социально-экономическим и политическим преобразованиям в стране.
Нужно возродить такие понятия, как патриотизм, дружба народов, интернационализм, совесть, честь и достоинство, скромность, уважение к женщине, осуждение распущенности и пресечение вседозволенности (не путать с понятием демократии); пропагандировать здоровый образ жизни, уважение к труду и отрицательное отношение к паразитическому существованию. Поднять вопрос о борьбе с пьянством и наркоманией. Прекратить теле-, радиопередачи, пропагандирующие жестокость, насилие, наживу, отрицательно влияющие на поведение и формирование жизненных воззрений молодежи.
Следует повысить активность органов внутренних дел по выявлению и разобщению преступных групп, особенно среди подростков, занимающихся преступной деятельностью, связанной с преступлениями против личности, по недопущению вовлечения несовершеннолетних в преступные организованные структуры, пресечению фактов незаконного ношения холодного и огнестрельного оружия.
Профилактическую работу по предупреждению насильственных преступлений, хулиганства необходимо проводить комплексно на:
1) общем;
2) групповом;
3) индивидуальном уровнях.
В этой работе должны быть задействованы все правоохранительные органы, а в органах внутренних дел – включая участкового инспектора милиции.
Требуется усовершенствование уголовно-правового законодательства в плане дифференциации воздействия на исправление лиц, совершающих умышленные убийства, причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилования, разбойные нападения, грабежи и хулиганство. При нынешней обстановке, когда получают распространение заказные умышленные убийства, процветает жестокость и создается угроза государственной стабильности со стороны организованной преступности, отмену смертной казни за совершение отдельных особо тяжких преступлений надо признать преждевременной.
Профилактику насильственной преступности, хулиганства надо считать первоочередной задачей в работе всех правоохранительных органов и за ее результаты соответствующим образом спрашивать. Много говорится на всех уровнях о необходимости укрепления кадров правоохранительных органов, в первую очередь органов внутренних дел, прокуратуры и суда, но мало что в этом плане делается. До тех пор пока эти органы не будут укомплектованы знающими свое дело, работоспособными и честными высококвалифицированными работниками, правопорядка в стране не будет. Обстановка требует также, чтобы за законностью в стране, в том числе и за законностью в деятельности органов внутренних дел и суда, был восстановлен высший прокурорский надзор.
51. Рецидивная преступность - понятие и предупреждение.
Рецидивная преступность – часть общей совокупности повторных преступлений, составляет одну из разновидностей преступности как социального явления в обществе.
Особенности рецидивной преступности обусловливаются спецификой личности преступника, а также своеобразием противоречия личности рецидивиста обществу и его правовым установкам.
Рецидивная преступность – сложнейшая и болезненная из социальных проблем.
Проблема рецидивной преступности сложна в смысле социально-психологического и индивидуально-психологического аспектов. Преступники-рецидивисты во многих случаях незаурядные личности с сильным характером, обладающие организаторскими способностями, притягивающие своими качествами к себе других людей. Однако психологическая атмосфера, складывающаяся вокруг рецидивиста, характерна тем, что личность его сеет вокруг себя страх, который буквально подавляет и полностью лишает человеческого достоинства людей, слабых характером. Мир рецидива жесток, моральные ценности в нем перевернуты, цена жизни ничтожна. Поэтому преступления, в которых участвует и которыми руководит рецидивист, часто жестоки, характеризуются смелостью замысла и исполнения, осмотрительностью и предусмотрительностью. После этого, как правило, либо наступает затишье, либо преступник попадает в сферу деятельности правоохранительных органов за мелкие преступления.
Кроме обычных мер предупреждения преступного рецидива, с учетом специфичности этого вида преступления, принимаются и специфические меры профилактики, которые тесно увязываются с причинами и условиями, способствующими совершению повторных преступлений. Они направлены на устранение и локализацию в первую очередь социальных факторов и явлений, служащих базой возникновения рецидива преступлений, недопущение повторных преступлений со стороны одних и тех же лиц.
Очень важную роль в профилактике повторных преступлений должны выполнять исправительно-трудовые учреждения по коррекции осужденных, по устранению у них криминогенных личностных свойств и наклонностей, приобщению этой категории лиц к общественно полезному труду, по недопущению свободного общения опасных и особо опасных рецидивистов с лицами, совершившими преступления впервые или нетяжкие преступления.
Речь идет о дифференцированном подходе к избранию, мер исправления осужденных, а после их освобождения – о средствах и способах адаптации лиц освобожденных из мест лишения свободы. Надо исключить возможность преступного влияния рецидивистов на других законопослушных граждан. В этом плане должен быть усилен контроль за поведением лиц, находящихся под гласным административным надзором органов милиции.
Вопросы профилактики преступности и предотвращения рецидива преступлений являются самыми сложными.
Криминология может лишь предложить какие-то общие направления и способы проведения профилактики рецидивной преступности. Сама работа по предупреждению рецидива преступности лежит на правоохранительных органах и других структурах власти.
52. Корыстная преступность - понятие и предупреждение.
Корыстная и корыстно-насильственная преступность – наиболее распространенные криминальные проявления в мире, имеющие наибольшие количественные показатели по сравнению с другими видами преступлений.
В качестве критерия для классификации мер борьбы с корыстной преступностью также используется принадлежность таких мер к той или иной социальной сфере. На основе данного критерия выделяются меры:
1) экономические. В рамках этой группы выделяются общие меры борьбы с корыстной преступностью:
а) преодоление экономического кризиса; б снижение уровня реальной инфляции и т. д.; специальные меры:
а) ресурсное обеспечение подразделений правоохранительных органов по борьбе с преступлениями в сфере экономики;
б) создание экономической основы государственных внебюджетных фондов, предусматривающих обособленное финансирование программ компенсации ущерба жертвам преступлений в сфере экономики;
2) политические:
а) общие:
– обеспечение стабильности ограниченного государственного управления имуществом и экономической деятельностью;
– поддержание устойчивого равновесия государственных и частных интересов в экономике;
– ограничение коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления, ведающих государственным регулированием экономикой;
б) специальные:
– разработка государственной стратегии борьбы с корыстной преступностью;
– определение целей и задач борьбы с преступностью в сфере экономики в программных документах политических партий и движений;
– обеспечение государственной поддержки негосударственных институтов борьбы с преступностью в сфере экономики и отдельных ее видов;
3) правовые:
а) общие:
– устранение противоречий в правовом регулировании собственности, экономической деятельности и службы в коммерческих и иных организациях;
– восполнение пробелов в правовом регулировании отдельных видов экономических отношений (например, отношений собственности на землю);
б) специальные:
– внесение изменений и дополнений в уголовное законодательство в части, относящейся к усовершенствованию норм об ответственности за преступления против собственности в сфере экономической деятельности;
– устранение терминологической несогласованности гражданского, административного, таможенного, налогового, валютного и уголовного законодательства;
4) психологические:
а) общие:
– воспитание уважения к законодательным установлениям в сфере экономики;
– формирование идеалов честного предпринимательства и т. д.;
б) специальные:
– информирование населения о состоянии правового регулирования ответственности за корыстные преступления;
– воспитание солидарности населения с уголовно-правовыми запретами в отношении общественно опасного экономического поведения и т. д.;
5) организационные;
6) технические.
В планировании борьбы с преступностью применяются и иные подходы к классификации таких мер, как, например, особенности видового объекта посягательства и т. д.
54. понятие и предупреждение экологической преступности.
Экологическая преступность порождается как общими так и специфическими причинами.
К общим причинам относятся:
· неблагоприятная социально – экономическая ситуация в стране;
· неэффективность или отсутствие технических средств охраны и очистки окружающей среды;
· низкая экологическая культура населения, а также эффективность экологического воспитания и просвещения граждан;
· недостаточное финансирование, техническое оснащение, кадровое и иное обеспечение природоохранных служб
· несовершенство федерального и регионального законодательства об охране окружающей среды. Региональное законодательство в отдельных случаях противоречит федеральному, в результате чего экологические преступники могут безнаказанно причинять ущерб природе.
Качественный анализ экологических преступлений позволяет выделить специфические причины данного вида преступности, которые зависят от субъекта, типа и характера экологического преступления.
Отдельные граждане, как правило, совершают следующие преступления:
1) умышленно:
· незаконная охота (ст. 258 УК РФ)
· незаконная порубка деревьев и кустарников (ст. 260 УК РФ)
· незаконная добыча водных животных и растений (ст. 256 УК РФ)
2) по неосторожности – уничтожение или повреждение лесов (ч.1 ст. 261 УК РФ)
Причинами умышленных экологических преступлений, совершаемых российскими гражданами являются:
· недостатки в планировании, обеспечении и осуществлении различных промыслов;
· отсутствие достаточного развития правомерных средств удовлетворения потребностей;
· традиции природопользования (занятие охотой, рыбной ловлей, вырубкой леса);
· недостаток материальных средств;
· неэффективное действие законодательства, которое регламентирует уголовную и административную ответственность за экологические преступления;
· низкий уровень экологического правового сознания и др.
В отношении иностранных граждан, совершающих на территории России указанные преступления, основными факторами следует признать:
· просчеты государственных должностных лиц в организации перемещения частных лиц через границу;
· недостатки охраны государственной границы;
· коррумпированность ряда российских должностных лиц, которые дают разрешение на деятельность, наносящую ущерб экологии;
Для руководителей производственных, транспортных, сельскохозяйственных и добывающих предприятий характерны следующие виды экологических преступлений:
· нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК РФ)
· загрязнение вод (ст. 250 УКРФ)
· загрязнение атмосферы (ст. 251 УК РФ)
· загрязнение морской среды (ст. 252 УК РФ)
· порча земли (ст. 254 УК РФ)
· нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 257 УК РФ)
Основными (специфическими) причинами этих преступлений являются:
· низкая технологическая культура: относительная и абсолютная (относительный аспект заключается в том, что технологический уровень России значительно отстаёт от развитых промышленных стран, абсолютный – в том, что отдельные виды производства невозможно сделать экологически чистыми, от них можно либо отказаться, либо вывезти их в отсталые страны);
· недостатки материальных средств у отечественных производителей для обеспечения экологической безопасности производственной деятельности, сельского хозяйства, транспорта, добывающей промышленности;
· нежелание производителей повышать себестоимость продукции за счет установки на производстве экологического оборудования.
Должностные экологические преступления отличаются, как правило, высокой общественной опасностью, нередко причиняют огромный экологический вред.
Экологические преступления как уже было упомянуто, могут совершаться как умышленно, так и по неосторожности. Для лиц, совершающих правонарушение умышленно, характерны: эгоизм, пренебрежительное отношение к общественным интересам, игнорирование экологического законодательства, низкий уровень профессиональной подготовки, жестокость и др.
Должностные экологические преступления по неосторожности совершаются, как правило, лицами, которым свойственны легкомыслие, чувство вседозволенности, бесконтрольности, некомпетентность и др.
Наряду с характеристикой причин экологических преступлений, совершаемых должностными лицами и лицами, не занимающими должностного положения, целесообразно выделить причины сугубо ситуативных экологических преступлений, совершаемых на уровне индивидуального противоправного поведения.
Имеется в виду вандализм с хулиганской мотивацией.
Например, уничтожение лесных массивов. Прежде всего это лесные пожары, возникающие вследствие разведения костров, как правило, лицами, находящимися в нетрезвом состоянии. Для этих и подобных правонарушений характерна высокая латентность. В то же время ущерб от этих преступлений весьма велик.
Анализ ситуативно – личностных факторов указанной категории правонарушений показывает что для данной категории лиц присущ: правовой и экологический нигилизм, вседозволенность, раскрепощенность, безнаказанность и т.д.
Для борьбы с экологической преступностью выделяют 2 группы мер её предупреждения: общие и специальные.
Осуществление общих мер предупреждения этого вида преступлений связано с результатами действий социальных процессов в сфере взаимодействия общества и природы. Именно на макроуровне формируется долгосрочное антикриминогенное воздействие, способное формировать правомерное экологическое сознание и поведение, законность и правопорядок в сфере экологии.
Субъектами предупреждения всех уровней являются государство, ведомства, предприятия, общественные организации и формирования, отдельные граждане.
К общим мерам предупреждения экологических преступлений относятся меры социально- экономического характера, в частности:
· совершенствование промышленного производства и прежде всего горнодобывающих, металлургических, энергетических и иных отраслей производства, интенсивно воздействующих на окружающую среду;
· совершенствование сельскохозяйственного производства, развитие оптимальных технологий, направленных на бережливое отношение к земле, сохранению среды обитания диких животных;
· интенсивное развитие и эксплуатация современных видов транспорта на основе ресурсосбережения, уменьшения вредного воздействия на атмосферу, почву, воду.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 230.