Понятие и предупреждение преступности несовершеннолетних
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В прошлом снижение преступности среди несовершеннолетних официально отмечалось в течение ряда десятилетий. Однако статистические данные показывают, что при наблюдавшемся в отдельные годы снижении общего числа преступлений, совершаемых лицами в возрасте от 14 до 18 лет, коэффициент (уровень) преступности несовершеннолетних в России возрастал практически ежегодно, достигнув к 1993 г. максимальной величины — 2636,6 на 100 тыс. лиц от 14 до 18 лет. Затем коэффициент (уровень) преступности несовершеннолетних несколько снизился, однако устойчиво продолжает оставаться более высоким, чем коэффициент (уровень) преступности в целом.

 

В настоящее время лицами, не достигшими 18 лет, совершается порядка 5–6% всех преступлений; доля несовершеннолетних среди лиц, совершивших преступления, составляет 6–7%. В 2010 г. как совершенные несовершеннолетними или при их соучастии были зарегистрированы 78 548 преступлений. Хотя этот показатель значительно меньше, чем регистрировавшийся пять–семь лет назад, его изменение отражает, скорее, общее сокращение числа регистрируемых преступлений, изменения законодательства (например, декриминализация «простого» хулиганства, вносившего существенный количественный вклад в преступность несовершеннолетних; изменение категоризации преступлений, обусловливающей расширение освобождения от уголовной ответственности, и т. д.) и сокращение доли лиц в возрасте 14–17 лет среди населения (демографическая «яма», связанная со снижением рождаемости в стране в конце 1990-х гг.).

 

Не соответствуют благоприятным количественным изменениям, регистрируемым официальной статистикой преступности несовершеннолетних, и ее качественные характеристики. Доля тяжких и особо тяжких преступлений в структуре преступности несовершеннолетних остается весьма высокой, около 30% (при общем показателе в структуре преступности не более 25–26%). По выборочным данным, на долю несовершеннолетних приходится до 2% от общего числа совершаемых умышленных убийств, до 2,5–3% умышленного причинения тяжкого вреда здоровью.

 

Меры предупреждения преступности несовершеннолетних

Специфика механизма действия детерминант преступности в отношении несовершеннолетних определяет содержание мер профилактики: они должны быть ориентированы на достижение личностных изменений, коррекцию социальной среды (прежде всего — микросреды), включать в качестве обязательного элемента применение мер к лицам, способствующим правонарушающему поведению подростков либо не оказывающим надлежащего позитивного формирующего влияния при наличии соответствующей обязанности.

 

Общесоциальные меры. Первостепенное значение среди них имеют меры, обеспечивающие защиту прав и законных интересов несовершеннолетних в целом. На федеральном уровне к таким относится, например, комплекс мер, предусмотренных целевыми федеральными программами, национальными проектами, ориентированными на меры социальной помощи и поддержки семьи, молодежи, развития образования, здравоохранения.

 

Содержание специально-криминологического предупреждения образуют меры, непосредственно направленные на профилактику преступлений среди подростков. Важнейшим нормативным актом, регулирующим специально-предупредительную деятельность в отношении несовершеннолетних, является Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г.

 

В качестве основных задач профилактической деятельности Закон определяет: обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных поступков (ст. 3). Законодательно определен круг органов и учреждений, являющихся субъектами профилактики, основные направления их деятельности (ст. 11–25).

 

Меры общегосударственного масштаба призваны учитывать особенности социального статуса несовершеннолетних в обществе, способствовать созданию оптимальных условий жизни и воспитания подрастающего поколения, надлежащей организации предупреждения преступности и правонарушений подростков в целом.

 

Меры специально-криминологического характера в настоящее время реализуются в рамках региональных программ борьбы с преступностью, специальных региональных программ по предупреждению правонарушающего поведения несовершеннолетних и молодежи либо в рамках целевых программ по отдельным аспектам профилактической деятельности в регионах.

 

Например, меры, ориентированные на предупреждение правонарушающего поведения несовершеннолетних, предусмотрены целевыми программами «Молодежь Санкт-Петербурга», «Семейная политика. Социальная защита семьи и детства в Санкт-Петербурге». Так, в целевой программе «Развитие правоохранительной деятельности в Санкт-Петербурге» раздел, посвященный профилактике правонарушающего поведения, включает мероприятия, направленные на противодействие распространению наркотиков в молодежной среде, меры по улучшению условий проживания, обучения и развития детей и подростков в медико-социальных центрах для несовершеннолетних с девиантным поведением.

 

Меры индивидуального предупреждения направлены на профилактику правонарушающего поведения конкретного несовершеннолетнего. Соответственно они должны учитывать особенности личности, индивидуальную специфику жизненных обстоятельств.

 

Предупреждение правонарушающего поведения несовершеннолетних осуществляется широким кругом субъектов. По роли, месту профилактического направления в их деятельности выделяют:

 

1) субъектов, выполняющих функции предупреждения правонарушающего поведения несовершеннолетних в качестве одного из направлений более широкой социальной деятельности. К их числу относятся, например, органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания, центры экстренной психологической помощи, службы занятости и др.;

 

2) субъектов, чья деятельность связана с воздействием на преступность, в том числе и преступность несовершеннолетних, включая профилактическое направление. Сюда следует отнести органы суда, прокуратуры, внутренних дел;

 

3) специализированных субъектов, содержание деятельности которых образует именно предупреждение правонарушающего поведения лиц несовершеннолетнего возраста. К ним относятся комиссии по делам несовершеннолетних, центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей, отделы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних органов внутренних дел, специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа, воспитательные колонии для несовершеннолетних.

 

 

11. Понятие личности лица, совершившего преступление(преступника)

 

Личность – целостная совокупность социально значимых черт человека, проявляющихся в социальной деятельности.

 

Успешное предупреждение преступлений возможно лишь в том случае, если внимание будет сконцентрировано на личности преступника, поскольку именно личность — носитель причин их совершения. Можно поэтому сказать, что эта личность — основное и важнейшее звено всего механизма преступного поведения. Те ее особенности, которые порождают такое поведение, должны быть непосредственным объектом предупредительного воздействия. Поэтому проблема личности преступника относится к числу ведущих и вместе с тем наиболее сложных проблем криминологии.

 

Необходимо учитывать, что даже в такой специфической сфере, как преступление, человек действует в качестве общественного существа. Поэтому к нему надо подходить как к носителю различных форм общественной психологии, индивидуально-психологических особенностей, а также приобретенных правовых, нравственных, этических и иных взглядов и ценностей.

 

Личность преступника представляет собой совокупность психологических социально значимых негативных свойств психики человека, развившихся в процессе многообразных и систематических взаимодействий с другими людьми.

 

 

Для определения понятия личности преступника необходимо решить рад специальных вопросов, в частности:

 

охватывает это понятие всех лиц, совершивших преступления, или только часть из них;

какие стороны и особенности личности преступника необходимо изучать.

И с научными, и с практическими целями это понятие должно объединять лиц, виновных в преступном поведении. Как преступность включает такие совсем разные преступления, как изнасилование и мошенничество, так и понятие личности преступника в практическом и научном смысле объединяет лиц, совершивших эти преступления. Иными словами, личность всех совершивших преступления должна быть предметом криминологического познания, что имеет огромное практическое значение в первую очередь для профилактики преступлений.

 

Нельзя не признать, что понятие личности преступника в некоторой мере условное и формальное, поскольку отнесение определенных действий к числу преступных зависит от законодателя. Нельзя не признать также, что у многих лиц, совершивших, например, неосторожные преступления, могут отсутствовать черты, типичные для преступников.

 

Наличие отличительных черт личности преступника не следует понимать так, что они присущи всем без исключения лицам, совершившим преступления. Однако основная масса преступников отличается определенными особенностями.

 

Именно данный факт позволяет говорить о личности преступника как об отдельном, самостоятельном социальном и психологическом типе. Его специфика определяет особенности духовного мира преступников, их реакций на воздействия социальной среды.

 

В целом личность преступника можно охарактеризовать как некую модель, социальный и психологический портрет, обладающий специфическими чертами. Преступникам присущи

 

антиобщественные взгляды,

отрицательное отношение к нравственным ценностям,

выбор общественно опасного пути для удовлетворения своих потребностей или

непроявление необходимой активности в предотвращении отрицательного результата.

Это определение охватывает и тех, кто совершил преступление умышленно, и тех, кто виновен в преступной неосторожности.

 

 

14. Соотношение общих причин преступности и причин конкретных преступлений.

 

Условия и причины преступности и отдельных преступлений не тождественны. Они взаимно связаны друг с другом. Если бы не было причин, порождающих преступ­ность как социальное явление, то не было бы и причин отдельных преступлений.

 

 

 У чело­века, материально обеспеченного, имеющего законные возможности удовлетворить свои потребности, воспитанного в духе честности и порядочности, реже возникнет умысел на завладение чужим имуществом.

В то же время, причины преступности как социального явления и причины отдель­ных преступлений - это не одно и то же. Как преступность не есть простая совокупность преступлений, так и причины преступности не есть арифметическое слагаемое отдельных преступлений.

 

Установлено, что причины преступности как социального явления определенным образом переходят в причины конкретного преступления. Общие причины, вызывающие преступность, создают лишь возможность индивидуального преступного поведения. На уровне определенных социальных слоев и групп они создают условия для деформаций нравственного воспитания групп и лиц и тем самым позволяют сделать шаг по пути реа­лизации возможности совершения отдельным лицом преступления и превращении ее в действительность, т. е. в конкретное преступное деяние. Этот процесс проходит не автома­тически. В противном случае было бы невозможно объяснить, почему не все люди, живу­щие в условиях действия одних и тех же общих причин преступности, совершают престу­пления. Все зависит от конкретных жизненных условий, в которых находится конкретный человек: образ жизни, микросреда, жизненная ситуация.

 

Исходя из этого принято считать, что причиной конкретного преступления следует считать совокупность взаимосвязанных объективных обстоятельств, породивших у лица решимость совершить преступление (при совершении умышленного преступления), или такие пороки нравственного воспитания, которые позволили ему совершить противоправ­ное деяние, причинившее ущерб обществу по неосторожности.

 

 

 

Ближайшей (непосредст­венной) причиной совершения преступления следует признать антиобщественные (анти­социальные) свойства личности, создавшие условия для возникновения в его сознании криминогенной мотивации.

В литературе отмечается такая классификация причин индивидуального преступ­ного поведения. Все многообразие причин и условий, порождающих индивидуальное пре­ступное поведение или способствующих его осуществлению, можно разделить на:

 

а) условия неблагоприятного нравственного формирования личности, которые приводят к возникновению в его сознании потребностей, интересов, ценност­ных ориентаций, создающих основу антиобщественной установки;

 

б) условия, способствующие реальному проявлению антиобщественной установ­ки (конкретная жизненная ситуация).

 

Совокупность этих условий можно назвать причиной конкретного преступления. Кроме того, криминогенное значение имеют внешние условия, облегчившие преступнику совершение преступления (отсутствие охраны магазина при хищениях, острая нехватка жилой площади при взяточничестве и др.).

 

К этому можно добавить, что важными объективными причинами, порождающими преступное поведение отдельных лиц, являются существовавшее у нас многие годы отчу­ждение, т.е., отстранение граждан от различного рода ценностей (от собственности, управления государством и обществом, руководства предприятиями и др.), а также анти­общественный образ жизни, отрицательное влияние микросреды, недостатки нравствен­ного воспитания, неблагоприятная ситуация и др.

 

 

15. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью.

 

Сотрудничество государств при расследовании по уголовным делам осуществляется через центральные органы юстиции государства. Договаривающиеся Стороны оказывают друг другу правовую помощь путем выполнения процессуальных и иных действий, предусмотренных законодательством запрашиваемой Договаривающейся Стороной, в частности: составления и пересылки документов, проведения обысков, изъятия, пересылки и выдачи вещественных доказательств, проведения экспертизы, допроса сторон, обвиняемых, свидетелей, экспертов, возбуждения уголовного преследования, розыска и выдачи лиц, совершивших преступления, признания и исполнения судебных решений по гражданским делам, приговоров в части гражданского иска, исполнительных надписей, а также путем вручения документов.

 

В поручении об оказании правовой помощи должны быть указаны:

 

а)  наименование запрашиваемого учреждения;

 

б)  наименование запрашивающего учреждения;

 

в)  наименование дела, по которому запрашивается правовая помощь;

 

г)   имена и фамилии сторон, свидетелей, подозреваемых, подсудимых, осужденных или потерпевших, их местожительство и местопребывание, гражданство, занятие, а по уголовным делам также место и дата рождения и, по возможности, фамилии и имена родителей; для юридических лиц - их наименование и местонахождение;

 

д)  при наличии представителей лиц, указанных в подпункте «г», их имена, фамилии и адреса;

 

е)   содержание поручения, а также другие сведения, необходимые для его исполнения;

 

ж) по уголовным делам также описание и квалификация совершенного деяния и данные о размере ущерба, если он был причинен в результате деяния.

 

При исполнении поручения об оказании правовой помощи запрашиваемое учреждение применяет законодательство своей страны. По просьбе запрашивающего учреждения оно может применить и процессуальные нормы запрашивающей Договаривающейся Стороны, если только они не противоречат законодательству запрашиваемой Договаривающейся Стороны.

 

Если запрашиваемое учреждение не компетентно исполнить поручение, оно пересылает его компетентному учреждению и уведомляет об этом запрашивающее учреждение.

 

По просьбе запрашивающего учреждения запрашиваемое учреждение своевременно сообщает ему и заинтересованным сторонам о времени и месте исполнения поручения, с тем, чтобы они могли присутствовать при исполнении поручения в соответствии с законодательством запрашиваемой Стороны.

 

После выполнения поручения запрашиваемое учреждение возвращает документы запрашивающему учреждению; в том случае, если правовая помощь не могла быть оказана, оно одновременно уведомляет об обстоятельствах, которые препятствуют исполнению поручения, и возвращает документы запрашивающему учреждению.

 

Выдача лиц совершивших преступление для привлечения к ответственности и для отбывания наказания в государстве своей гражданской принадлежности

 

Выдача преступников - по общему правилу, это передача физического лица, совершившего уголовное преступление, одним государством (запрашиваемым), на территории которого он находится, другому государству (запрашивающему), на территории которого было совершено преступление или гражданином которого является преступник, в целях привлечения его к уголовной ответственности или для приведения в исполнение вступившего в силу приговора в отношении данного лица.

 

Правовыми основаниями экстрадиции являются двусторонние соглашения о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам. Условиями выдачи лиц, совершивших преступление в Российской Федерации, являются:

 

- наличие соглашения о выдаче;

 

- совершение выдаваемым лицом преступления, за которое может быть назначено наказание не менее 1 года лишения свободы;

 

- если совершенное деяние в выдаваемом государстве признается преступлением.

 

В практике сотрудничества государств в области выдачи преступников выделяются различные способы закрепления условий выдачи:

 

- закрепляется перечень преступлений, за совершение которых предполагается выдача преступника;

 

-  в зависимости от тяжести совершенного преступления;

 

- смешанный способ (предусматривающий два выше указанных способа).

 

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 248.