Перечень практических умений по изучаемой теме
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

– Сделать сообщение (доклад) по теме занятия.

– Дать этическую, деонтологическую и технологическую оценку состояния медицины в СССР

Рекомендации по выполнению НИРС.

1. Медицинские общества и ассоциации.

2. Медицинские кодексы и декларации.

3. Красный крест.

4. Лауреаты Нобелевской премии (медики и физиологи: Я. Флеминг, И. Павлов, И. Мечников, В. Рентген, Р. Кох и др.)

5. Великие открытия в медицине.

6. Рекомендованная литература по теме занятия.

 

Занятие №14

« Советская медицина в годы ВОВ (1941 - 1945 гг.) ».

 

Тема « Советская медицина в годы ВОВ (1941 - 1945 гг.) ».

2. Формы работы:

– Подготовка к практическим занятиям.

– Подготовка материалов по НИРС.

3. Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия

1. Дайте краткую характеристику Великой Отечественной войны.

2. Расскажите о хирургической помощи на фронтах и в тылу.

3. Подготовка медицинских кадров в годы войны.

4. Расскажите о достижениях отечесьвенной медицины в военные годы.

5. Основание Академии медицинских наук СССР.

Знать:

– Основные этапы и общие закономерности становления и развития врачевания и медицины в изучаемый период времени.

– Отличительные черты развития врачевания и медицины в изучаемый период.

– Открытия в области медицины произошедшие в изучаемый период.

Уметь:

– Пользоваться учебной, научной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности.

– Анализировать исторический материал и ориентироваться в историческом процессе развития врачевания и медицины.

– Понимать логику и закономерности развития медицины в изучаемый период времени.

Навыки:

– Ведения научной дискуссии по вопросам изучаемого материала.

– Сравнительного анализа прогресса врачевания в зависимости от особенностей исторической эпохи и развития общественно-экономической формации.

– Изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий и «круглых столов».

4. Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы.


01. Медицинским обеспечением Красной Армии во время Великой Отечественной войны руководил

1) Ю.Ю. Джанелидзе

2) Н.Н. Бурденко

3) М.С. Вовси

4) Е.И. Смирнов

02. Почётные звания «Мать-героиня»,орден «Материнская слава» и «Медаль материнства» были учреждены

1) в 1940г.

2) в 1942г.

3) в 1944 г.

4) в 1948 г

03. В наше стране пенициллин был получен под руководством

1) Ю. Ю. Джанелидзе

2) М. С. Вовси

3) З. В. Ермольевой

4) В. И. Покровского

04. .Назовите имя первого президента АМН СССР:

1) Блохин Николай Николаевич

2) Бакулев Александр Николаевич

3) Покровский Валентин Иванович

4) Бурденко Николай Нилович

05. В.Ф. Войно-Ясенецкий в Красноярском медицинском институте в годы ВОВ читал курс лекций по

1) военно-полевой хирургии

2) детской хирургии

3) травматологии

4) общей хирургии

06. В годы Великой Отечественной войны эффективные способы лечения вяло заживающих ран были разработаны:

1) В.П.Филатовым, А.А. Богомольцем

2) Н.Н. Бурденко, В.П. Филатовым

3) З.В. Ермольевой, П.К.Анохиным

4) Б.П. Бабакиным, Л.А.Орбели

07. Назовите период, в который проходила Вторая мировая война:

1) 1940 - 1946 гг.

2) 1939 – 1945 гг.

3) 1941 – 1945 гг.

4) 1938 – 1946 гг.

08. В период Великой отечественной войны в советских войсках эпидемий

1) не было

2) были постоянно

3) были в начале войны

4) были в конце войны

09. Главный хирург ВМФ в годы Великой Отечественной войны

1) М.С.Вовси

2) А.Л. Мясников

3) Е.И.Смирнов

4) Ю.Ю. Джанелидзе

10. Термин «антибиотик» был введён:

1) Э.Б.Чейном в 1940 гг.

2) З.А.Ваксманом в 1942 гг.

3) З.В. Ермольевой в 1942 гг.

4) А. Флешингом в 1928 гг.

11. Процент раненых советских солдат возвращенных в строй во время Великой отечественной войны:

1) 52%

2) 62%

3) 72%

4) 92%

12. Главный терапевт Красной Армии в годы ВОВ, в 1953 г. был арестован по, так называемому, «делу врачей»:

1) А.Л. Мясников

2) С.М. Вовси

3) Н.Н. Бурденко

4) В.А. Обух


 

вопрос 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12                
ответ 4 3 3 4 1 1 2 1 4 2 3 2                

 

5. Самоконтроль по ситуационным задачам.



Задача №1

Один из медиков – Героев Советского Союза профессор П.М. Буйко (1895-1943) организовал лечение раненых партизан на оккупированной территории. Фашисты в октябре 1943 г. схватили врача и после пыток бросили в сарай, где находилось около 140 заложников из села Ярошевка. Колхозники ночью предлагали П.М. Буйко побег, но он отказался, понимая какие это может вызвать последствия для всего села. «Я знаю, что меня убьют. Но если я убегу – уничтожат вас всех. Лучше погибну один».

1. Дайте оценку поступку П.М. Буйко.

2. Сколько всего отечественных медицинских работников были удостоены во время Великой Отечественной войны звания Героя Советского Союза?

Задача №2

Советский историк медицины Б.Д. Петров приводит случай, имевший место в Ленинграде во время блокады: «В акушерскую клинику I Ленинградского медицинского института попала авиационная бомба весом в тонну. Она пробила этажи и не взорвалась. Директор обратился к студентам: «Надо быстро вынести матерей и детей». Все бросились это делать, но двое студентов отказались. Директор тотчас исключил их из института…»

1. Как вы считаете, оправданы ли были действия директора?

2. Как решался вопрос дефицита медицинских кадров в начале войны?

Задача №3

Известный французский писатель и летчик, павший в бою с фашистами Антуан де Сент-Экзюпери (1900-1944) писал: «Я верю также, что настанет день, когда больной неизвестно чем человек отдастся в руки физиков. Не спрашивая его ни о чем, эти физики возьмут у него кровь, выведут какие-то постоянные и перемножат их одна на другую. Затем, сверившись с таблицей логарифмов, они вылечат его одной единственной пилюлей. И все же пока что, если я заболею, то обращусь к какому-нибудь старому сельскому врачу. Он взглянет на меня уголком глаза, пощупает мне живот, приложит к лопаткам старый носовой платок и сквозь него выслушает меня. Он кашлянет, раскурит свою трубку, потрет подбородок – и улыбнется мне, чтобы лучше утолить мою боль».

1. О какой дилемме идет речь в этом отрывке?

2. Какое достижение отечественных ученых в годы Великой Отечественной войны способствовало значительному улучшению результатов лечения раненных?

Задача №4

В 1936 году, принимая орден Ленина, академик Н.Н Бурденко сказал: "Я провел всю свою жизнь среди бойцов. Несмотря на свою гражданскую одежду, я в душе боец. Я кровно связан с Армией, я отдаю все силы Армии и горжусь своей принадлежностью к ней. Мы, врачи, можем сохранить жизнь 97 процентам раненых. Мы надеемся, что смерть от раны явится исключением и останется смерть от несчастных случаев, и это то, о чем я мечтаю".

1. Какую   должность занимал Н.Н. Бурденко во время    Великой Отечественной войны?

2. Сколько процентов раненых удавалось возвращать    в   строй отечественным военным врачам?

Задача №5

С первых дней Великой Отечественной войны, находящийся в ссылке, В.Ф. Войно-Ясенецкий буквально «бомбардирует» начальство всех рангов с требованием предоставить ему возможность лечить раненых. По воспоминаниям И.М.Назарова, бывшего начальника Енисейского пароходства, он отправил Калинину телеграмму следующего содержания: «Я епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий, отбываю ссылку в поселке Большая Мурта Красноярского края. Являюсь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта и тыла, где мне будет доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку. Епископ Лука».

1. Что вы знаете о деятельности В.Ф. Войно-Ясенецкого Красноярском крае в годы ВОВ?

2. За какой труд В.Ф. Войно-Ясенецкий был удостоен Сталинской премии, несмотря на то, что был репрессирован?

Эталон ответа к задаче №1

1. В поступке Героя Советского Союза врача П.М. Буйко отразился высочайший уровень морального сознания человека, стремящегося сохранить жизни людей, даже ценой своей смерти.

2. Звания Героя Советского Союза были удостоены 47 военных медиков.

Эталон ответа к задаче №2

1. Поступок директора института оправдан с моральной точки зрения, ибо не может получиться хорошего врача из человека, который не готов прийти на помощь людям.

2. Были проведены досрочные выпуски двух последних курсов высших медицинских учебных заведений, организована ускоренная подготовка фельдшеров.

Эталон ответа к задаче №3

1. Сент-Экзюпери в приведенном отрывке говорит о дилемме науки и гуманизма, которая стала особенно острой в ХХ веке, когда многие достижения науки стали обращаться против человека.

2. Получение пенициллина под руководством З.В. Ермольевой в 1942 г.

 Эталон ответа к задаче № 4

1. Николай Нилович Бурденко в годы ВОВ был Главным хирургом Красной Армии.

2. В строй удалось возвратить 72.3% раненых.

Эталон ответа к задаче №5

1. 30 сентября 1941 года ссыльный профессор В.Ф. Войно-Ясенецкий переводится в Красноярск для работы консультантом в многочисленных госпиталях, имевших более 10000 коек.

2. «Очерки гнойной хирургии».

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 291.