В результате выделения из состава союзной республики. С
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

этой точки зрения показательна история образования Молдавии. Сессия ЦИК Украинской ССР 12 октября 1924 года приняла постановление об образовании Молдавской АССР в составе Украинской ССР, а IX съезд Советов Украинской ССР утвердил Конституцию Молдавской АССР.

4. В результате разделения (национально-государственного размежевания). В 20-е годы в Средней Азии и в Казахстане сложилась исключительно ситуация.

Туркестанская АССР, Хорезм и Бухара (вначале народные, а затем советские республики) по своему составу были полиэтничными. На территории Туркестанской АССР жили узбеки, казахи, киргизы, русские, таджики, туркмены, каракалпаки; Бухары - узбеки, таджики, туркмены, русские; Хорезма - узбеки, туркмены, каракалпаки, казахи. При этом если в Туркестанской АССР большинство населения составляли узбеки (41%) и казахи (20%), то в Бухаре большая часть населения приходилась на узбеков (47%) и таджиков (40%), а в Хорезме - на узбеков (65%) и туркмен (27%). Весьма влиятельным было движение панисламистов и пантюркистов. Велась активная агитация и пропаганда за создание «Великого Узбекистана». В этих условиях было исключительно важно проявить максимум мудрости в решении проблемы государственно-территориальной организации этого региона.

Характеризуя позицию В,И. Ленина в вопросе о национально-государственном устройстве населения Средней Азии и Казахстана, нередко пишут, что он якобы уже в 1920 году выступал за национальное размежевание. Между тем, такое суждение является, по меньшей мере, упрощенной интерпретацией ленинской мысли, которая достаточно глубока и содержательна. Поручая в 1920 году составить этнографическую карту Туркестана с подразделением на Узбекистан, Туркмению и Киргизию, В.И. Ленин ориентировал «детально выяснить условия слияния или разделения этих трех частей», а в проекте постановления Политбюро ЦК РКП (б) по вопросу о задачах РКП (б) в Туркестане прямо писал: «деление республики на три части не предрешать». Следовательно, В.И. Ленин, говоря о национально-государственном устройстве Средней Азии и Казахстана, однозначного решения не предлагал, а лишь ориентировал на то, чтобы при проведении тех или иных территориальных и других преобразований по возможности полнее были учтены все факторы, существенные для естественного развития региона.

Важную роль в решении вопросов национально-территориального устройства в Средней Азии и Казахстана сыграла 2-я сессия ВЦИК одиннадцатого созыва (октябрь 1924 года), принявшая решение «О

XI

реорганизации Автономной Туркестанской Социалистической Республики», которое было утверждено XII съездом Советов РСФСР. Этим решением народам Средней Азии предоставлялось право выйти из состава РСФСР и образовать по своему желанию независимые или автономные республики.

В результате реализации этого решения 27 октября 1924 года возникли новые независимые республики: Туркменская ССР с преобладанием в составе ее населения туркмен, проживавших на территории Закаспийской области Туркестана, в западных областях Бухары и южных районах Хорезма; Узбекская ССР - из остальной территории Туркестана, Бухары и Хорезма с преобладанием узбекского населения.

Завершилось объединение казахских земель: Сырдарьинская и Семиреченские области, заселенные казахами, вошли в бывшую Киргизскую АССР, столица республики была перенесена из Оренбурга в Кзыл-Орду, а в апреле 1925 года было восстановлено исторически правильное наименование казахского народа - казахи (кайсахи). Республика стала именоваться Казахской АССР.

Образовались и новые автономные единицы: Таджикская АССР была образована в составе Узбекской ССР, а в составе Таджикской АССР была образована Горно-Бадахшанская автономная область; Каракалпакская автономная область в составе Казахской АССР; Кара-Киргизская автономная область в составе РСФСР.

Постановлением ВЦИК от 7 июля 1924 года Горская АССР была упразднена. На ее основе были образованы две автономные области -Северо-Осетинская и Ингушская, а также Сунженский автономный округ. Владикавказ выделялся в самостоятельную административную единицу, непосредственно подчиненную ВЦИК.

5. В результате включения суверенного народно-демократического государства в состав Союза ССР. В таком порядке сложилась, например, автономия тувинцев.

В 1921 году Тува была провозглашена независимой Народной Республикой. Территория ее равнялась 170,5 тыс. кв. км. Население составляло 27 тыс. человек: тувинцы, русские.

Под влиянием внутренних и внешних обстоятельств Малый Хурал трудящихся Народной Республики обратился к Президиуму Верховного Совета СССР с прошением о принятии Тувинской Народной Республики в состав СССР. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 октября 1944 года Тувинская Народная Республика была включена в состав СССР на правах автономной области РСФСР.

Спустя 17 лет Тувинская автономная область была преобразована в Тувинскую АССР (Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 9 .октября 1961 года, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 октября 1961 года).

XII

6. В результате преобразования союзной республики в автономную. С этой точки зрения любопытна, например, история Нахичеванской АССР.

К середине 1920 года советская власть установилась почти во всем Азербайджане, однако Нахичеванский уезд и прилегающие к нему районы оставались еще небольшевистскими. Видя, что собственными силами невозможно освободиться от господства «мусаватско-дашнакских националистов, опиравшихся на иностранных интервентов» (по советской терминологии тех времен), большевики Нахичевани обратились за помощью к РСФСР и Азербайджанской ССР. Во второй половине 1920 года Первый Кавказский полк XI Красной Армии совместно с вооруженными отрядами крестьян начал очищать Нахичевань от своих политических противников. Нахичевань стала 28 июня советской, в этот же день был образован Нахичеванский ревком, позднее он был преобразован в Нахкрайревком, который объявил Нахичевань Советской Социалистической Республикой, находящейся в тесном военно-экономическом союзе с Азербайджанской ССР и через нее с РСФСР.

Состоявшийся 25 января 1922 года Первый Всенахичеванский съезд Советов, заслушав и одобрив отчет Нахкрайревкома, решил упразднить его. Высшим органом государственной власти в Нахичевани стал Съезд Советов республики, собиравшийся не реже одного раза в год, а в период между съездами Советов - избираемый им НахЦИК, который имел свой Президиум в составе 7 человек и 4 кандидатов в члены. Органом, осуществляющим общее управление делами республики, был СНК, образуемый НахЦИК. Отдельными отраслями государственной власти и управления ведали наркоматы. Органами государственной власти и управления в уездах и участках были соответствующие Съезды Советов и их исполкомы, а в сельских - сельские Советы.

Как в самой Нахичевани, так и за ее пределами было достаточно сильно движение за то, чтобы Нахичевань была автономной единицей Азербайджанской ССР. Так, по результатам опроса, проведенного в начале 1921 года представителями РСФСР, Армянской ССР и Азербайджанской ССР, свыше 90% населения высказалось за то, чтобы Нахичевань была автономной республикой в пределах Азербайджанской ССР. Такой статус Нахичевани был признан как Московским договором, заключенным 16 марта 1921 года между РСФСР и Турцией, так и Карским договором, подписанным с участием РСФСР 13 октября 1921 года между Армянской, Азербайджанской, Грузинской советскими республиками, с одной стороны, и Турцией с другой.

В ноябре 1922 года политбюро РКП (б) приняло решение об образовании Нахичеванской АССР в составе Азербайджанской ССР. Руководствуясь этим решением, 1-ый Закавказский съезд Советов 13 декабря 1922 года постановил: «Нахичеванскую республику считать

XIII

неотъемлемой и составной частью Азербайджана, на правах автономной единицы».

Вопрос о создании Нахичеванской автономии в январе 1923 года обсуждался также Закавказским краевым комитетом РКП (б), который своими постановлениями предложил ЦК АКП (б) превратить Нахичевань в автономную область.

Резолюция III Нахичеванского съезда Советов, проходившего в феврале 1923 года, гласила: 1) Признать Нахичеванскую ССР неотъемлемой частью Азербайджанской ССР; 2) Распустить Нахичеванский ЦИК, СНК и все наркоматы; 3) Избрать для управления края именуемый в будущем «Нахичеванский краевой исполнительный комитет» из 17 человек и 7 кандидатов; 4) Войти всему Нахичеванскому краю, всем своим аппаратом, в состав Азербайджанской ССР на правах автономного края.

На III сессии Аз.ЦИК второго созыва 16 июня 1923 года Нахичеванская ССР была реорганизована в Нахичеванский край в составе советского Азербайджана и произведена соответствующая реорганизация органов государственной власти и управления Нахичевани; НахЦИК был преобразован в Нахкрайисполком, народные комиссариаты в соответствующие отделы крайисполкома.

31 декабря 1923 года Аз.ЦИК принял постановление о преобразовании Нахичеванского автономного края в Нахичеванскую АССР в составе Азербайджанской ССР.

С этой точки зрения показательна и история Карело-Финской республики. Восьмого июня 1920 года возникла Карельская трудовая коммуна, которая 25 июля 1923 года была преобразована в Карельскую АССР в составе РСФСР. 31 марта 1940 года образуется Карело-Финская ССР, в состав которой вошла вся территория Карельская АССР и наибольшая часть территории, отошедшей от Финляндии к СССР по мирному договору от 12 марта 1940 года. Законом, принятым Верховным Советом СССР 16 июля 1956 года, Карело-Финская ССР была реорганизована в Карельскую АССР и включена в состав РСФСР.

XIV

Приложение 3

Дата: 2019-05-29, просмотров: 159.