по субъектам аудита – внутренний и внешний аудит;
по назначению – обязательный и инициативный аудит;
по объектам аудита – общий, банковский, страховой аудит;
по организационному признаку – первоначальный и согласованный аудит;
по направлению проверки – аудит финансовой отчетности, специальный аудит и аудит на соответствие требованиям
Внутренний аудит - один из способов контроля над эффективностью деятельности звеньев структуры экономического субъекта. Он может быть и независимым, т.е. непосредственно подчиняться не исполнительному органу предприятия, а внешним учредителям.Внутренний аудит не только дает информацию о деятельности самой организации, но и подтверждает правильность и достоверность отчетов менеджеров. Используя информацию внутреннего аудита, руководство предприятия может оперативно и своевременно осуществлять необходимые изменения внутри предприятия. Внутренними аудиторами являются сотрудники, находящиеся в штате предприятия и подчиненные его руководству.Задачи внутреннего аудита определяются руководством
Инициативный (добровольный) аудит проводится по решению экономического субъекта, на основе договора с аудитором (аудиторской фирмой). Характер и масштабы такой проверки определяет клиент.
Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, установленных непосредственно законодательством или по поручению государственных органов. Объем и порядок проведения обязательного аудита регламентируются законодательными нормами.
Первоначальный аудит проводится аудитором (аудиторской фирмой) впервые для данного клиента. Это существенно увеличивает риск и трудоемкость аудита, так как аудиторы не располагают необходимой информацией об особенностях деятельности клиента, его системе внутреннего контроля и др.
Согласованный (повторяющийся) аудит осуществляется аудитором (аудиторской фирмой) повторно или регулярно и основан, поэтому на знании специфики клиента, его положительных и отрицательных сторон в организации бухгалтерского учета, результатах длительного сотрудничества с клиентом (консультирование, помощь в организации системы внутреннего контроля и др.).
Аудит хозяйственной деятельности - систематический анализ хозяйственной деятельности организаций, проводимый для определения целей. Этот вид аудита иногда называют аудитом эффективности работы или административного управления и организации.
Финансовый аудит (аудит финансовой отчетности) предусматривает оценку достоверности финансовой информации. В качестве критериев оценки обычно выступают общепринятые принципы организации бухгалтерского учета. Такой аудит проводится преимущественно независимыми аудиторами, результатом работы которых является заключение относительно финансовых отчетов.
Аудит на соответствие предназначен для выявления того, как соблюдаются предприятием конкретные правила, нормы, законы, инструкции, договорные обязательства, которые оказывают воздействие на результаты операции или отчеты.
Операционный аудит используется для проверки процедур и методов функционирования предприятия, оценки производительности и эффективности.
83. Стандарты аудита.
Аудиторские стандарты - нормативные документы, регламентирующие единые требования к осуществлению аудиторской деятельности.
Существуют международные и национальные стандарты.
Разработкой международных аудиторских стандартов занимается Международный комитет по аудиторской практике Международной федерации бухгалтеров. Им опубликованы Международные аудиторские стандарты (JSA) и Международные руководства по аудиторской практике (GAPS).
Международные аудиторские стандарты носят рекомендательный характер при разработке национальных стандартов, но их требования обязательны при проведении аудита транснациональных компаний.
Международные аудиторские стандарты разделены на десять тематических групп: 1. Вводные замечания; 2. Ответственность; 3. Планирование; 4. внутренний контроль; 5. Аудиторское доказательство; 6. Использование работы других; 7. Выводы и отчеты в аудите; 8. Специализированные области; 9. Сопутствующие услуги; 10. Положение по международной практике аудита.
В РБ они устанавливаются Министерством финансов и называются Правилами аудиторской деятельности.
Правила аудиторской деятельности подразделяются на:
1) республиканские правила аудиторской деятельности;
2) внутренние правила аудиторской деятельности объединения аудиторских организаций (аудиторов);
3) правила аудиторской деятельности аудиторской организации (аудитора).
Правила аудиторской организации по своему назначению могут быть объединены в следующие группы:
- правила, содержащие общие положения по аудиту;
- правила, устанавливающие порядок проведения аудита;
- правила, устанавливающие порядок формирования выводов и аудиторского заключения;
- специализированные правила;
- правила, устанавливающие порядок оказания сопутствующих аудиту услуг;
- правила по образованию и подготовке кадров аудиторской организации.
Помимо внутренних правил, аудиторские организации (аудиторы) разрабатывают методики, инструкции, положения, перечень аудиторских процедур, рабочие таблицы и вопросники, макеты и другие документы вспомогательного характера, раскрывающие подходы к проведению аудита.
84. Правовое регулирование аудиторской деятельности в Республике Беларусь.
Законодательство РБ об аудиторской деятельности основывается на Конституции РБ и состоит иззакон12 июля 2013 г. N 56-З «Об аудиторской деятельности», иных законов Республики Беларусь, нормативных правовых актов Президента РБ и иных принятых в соответствии с ними актов законодательства РБ.
Государственное регулирование аудиторской деятельности осуществляется Президентом, Советом Министров, Национальным банком, Министерством финансов.
Президент определяет единую государственную политику и осуществляет иные полномочия в области аудиторской деятельности в соответствии с Конституцией и другими законодательными актами.
Совет Министров Республики Беларусь:
обеспечивает проведение единой государственной политики в области аудиторской деятельности;
устанавливает порядок проведения аттестации на право получения квалификационного аттестата аудитора и порядок подтверждения квалификации аудиторами;
устанавливает перечень грубых нарушений порядка осуществления аудиторской деятельности, являющихся основаниями для аннулирования квалификационного аттестата аудитора;
осуществляет иные полномочия в области аудиторской деятельности в соответствии с Конституцией, законом «Об аудиторской деятельности», иными законами и актами Президента.
Национальный банк:
устанавливает квалификационные требования и требования к деловой репутации, предъявляемые к аудиторам, оказывающим аудиторские услуги в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях (далее - банки), банковских группах, банковских холдингах, а также порядок проведения оценки соответствия таким требованиям;
устанавливает требования, предъявляемые к аудиторским организациям, аудиторам - индивидуальным предпринимателям, осуществляющим аудиторскую деятельность в банках, банковских группах, банковских холдингах, а также порядок проведения оценки соответствия таким требованиям;
принимает нормативные правовые акты в области аудиторской деятельности в банках, банковских группах, банковских холдингах;
определяет состав бухгалтерской (финансовой) отчетности, подлежащей обязательному аудиту в банках, банковских группах, банковских холдингах;
определяет объем сведений, включаемых в аудиторское заключение и иные документы, составляемые по результатам аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности банков и годовой консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности о деятельности банковской группы, банковского холдинга;
определяет порядок представления аудиторского заключения и иных документов, составляемых по результатам аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, Национальному банку, банкам, в которых проводился аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, головным организациям банковской группы, банковского холдинга, а также собственнику их имущества (учредителям, участникам) и совету директоров (наблюдательному совету);
контролирует соблюдение аудиторскими организациями, аудиторами - индивидуальными предпринимателями законодательства об аудиторской деятельности в банках, банковских группах, банковских холдингах;
осуществляет иные полномочия в области аудиторской деятельности в соответствии с законодательными актами.
Национальный банк вправе запрашивать информацию, необходимую для выполнения своих функций в области аудиторской деятельности, у аудиторских организаций и аудиторов - индивидуальных предпринимателей, осуществляющих аудиторскую деятельность в банках, банковских группах, банковских холдингах.
Министерство финансов:
реализует единую государственную политику в области аудиторской деятельности;
разрабатывает и принимает национальные правила аудиторской деятельности, а также принимает другие нормативные правовые акты и устанавливает формы документов в области аудиторской деятельности (за исключением аудиторской деятельности в банках, банковских группах, банковских холдингах);
проводит аттестацию на право получения квалификационного аттестата аудитора и подтверждение квалификации аудиторами;
ведет учет аудиторских организаций, аудиторов - индивидуальных предпринимателей, аудиторов;
контролирует соблюдение аудиторскими организациями, аудиторами - индивидуальными предпринимателями, аудиторами законодательства об аудиторской деятельности (за исключением законодательства об аудиторской деятельности в банках, банковских группах, банковских холдингах);
обобщает информацию и проводит анализ осуществления аудиторской деятельности аудиторскими организациями, аудиторами - индивидуальными предпринимателями;
представляет в пределах своих полномочий в международных организациях, занимающихся вопросами аудиторской деятельности;
осуществляет иные полномочия в области аудиторской деятельности в соответствии с законодательством.
Министерство финансов вправе запрашивать информацию, необходимую для выполнения своих функций в области аудиторской деятельности, у аудиторских организаций, аудиторов - индивидуальных предпринимателей, осуществляющих аудиторскую деятельность.
85. Квалификационные требования, предъявляемые к аудитору и аудиторской организации.
Аудитор оказывает аудиторские услуги в качестве работника аудиторской организации (работника аудитора - индивидуального предпринимателя) или в качестве аудитора - индивидуального предпринимателя.
Аудитор, поставленный на учет в организациях здравоохранения в связи с психическим расстройством (заболеванием), синдромом зависимости от алкоголя (алкоголизмом), наркотических средств или психотропных веществ (наркоманией), токсикоманических средств (токсикоманией) либо имеющий непогашенную или неснятую судимость за совершение преступлений против интересов службы, собственности и порядка осуществления экономической деятельности, а также за совершение иных преступлений, связанных с использованием служебных полномочий, не имеет права оказывать аудиторские услуги.
Аудитор имеет право осуществлять аудиторскую деятельность в качестве аудитора - индивидуального предпринимателя, если он не менее двух лет оказывал аудиторские услуги в качестве работника аудиторской организации (работника аудитора - индивидуального предпринимателя).
Аудиторская организация - коммерческая организация, осуществляющая аудиторскую деятельность.
В штате аудиторской организации должно состоять не менее пяти аудиторов, для которых эта организация является основным местом работы.
Руководителем аудиторской организации может быть назначен аудитор, который не менее двух лет оказывал аудиторские услуги в качестве работника аудиторской организации (работника аудитора - индивидуального предпринимателя) и (или) в качестве аудитора - индивидуального предпринимателя.
Дополнительными требованиями к аудиторской организации, проводящей обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной в соответствии с МСФО, являются:
- наличие на сайте аудиторской организации в глобальной компьютерной сети Интернет информации о ее деятельности согласно требованиям к такой информации, установленным Министерством финансов Республики Беларусь;
- наличие в штате аудиторской организации не менее двух аудиторов, имеющих специальную подготовку в области МСФО.
Аттестация на право получения квалификационного аттестата аудитора - проверка знаний физических лиц, претендующих на получение квалификационного аттестата аудитора, которая проводится в форме квалификационных экзаменов.
Требованиями к физическому лицу, претендующему на получение квалификационного аттестата аудитора, являются:
наличие высшего экономического и (или) юридического образования. Физическое лицо, получившее соответствующее образование за рубежом, допускается к прохождению аттестации на право получения квалификационного аттестата аудитора при наличии выданного Министерством образования Республики Беларусь свидетельства о признании документа об образовании, выданного в иностранном государстве, и установлении его эквивалентности (соответствия) документу об образовании Республики Беларусь;
наличие стажа работы по специальности, соответствующей экономическому и (или) юридическому образованию, не менее трех лет;
отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение преступлений против интересов службы, собственности и порядка осуществления экономической деятельности, а также за совершение иных преступлений, связанных с использованием служебных полномочий;
отсутствие нахождения на учете в организациях здравоохранения в связи с психическим расстройством (заболеванием), синдромом зависимости от алкоголя (алкоголизмом), наркотических средств или психотропных веществ (наркоманией), токсикоманических средств (токсикоманией).
Лица, не прошедшие аттестацию на право получения квалификационного аттестата аудитора, допускаются к ее повторному прохождению по истечении шести месяцев со дня принятия Министерством финансов Республики Беларусь решения об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора.
Аудитор обязан начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитора, не реже одного раза в два года подтверждать свою квалификацию.
86. Этические нормы аудиторской деятельности.
Воздействие в какой бы то ни было форме на аудиторскую организацию, аудитора - индивидуального предпринимателя, а также на их работников в целях воспрепятствования осуществлению независимой аудиторской деятельности запрещается.
Аудиторские услуги не могут оказываться:
аудитором - индивидуальным предпринимателем в случае, если он либо его работники являются собственником имущества (учредителями, участниками) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и (или) ведение бухгалтерского и (или) иного учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) налоговых деклараций (расчетов) аудируемых лиц (в том числе их филиалов, представительств и иных обособленных подразделений);
аудитором - индивидуальным предпринимателем в случае, если он либо его работники состоят в браке, близком родстве или свойстве с собственником имущества (учредителями, участниками) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и (или) ведение бухгалтерского и (или) иного учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) налоговых деклараций (расчетов) аудируемых лиц (в том числе их филиалов, представительств и иных обособленных подразделений);
аудиторской организацией, руководители, аудиторы и иные должностные лица которой являются собственником имущества (учредителями, участниками) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и (или) ведение бухгалтерского и (или) иного учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) налоговых деклараций (расчетов) аудируемых лиц (в том числе их филиалов, представительств и иных обособленных подразделений);
аудиторской организацией, руководители, аудиторы и иные должностные лица которой состоят в браке, близком родстве или свойстве с собственником имущества (учредителями, участниками) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и (или) ведение бухгалтерского и (или) иного учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) налоговых деклараций (расчетов) аудируемых лиц (в том числе их филиалов, представительств и иных обособленных подразделений);
аудиторской организацией в отношении аудируемого лица (в том числе его филиалов, представительств и иных обособленных подразделений, а также дочерних и зависимых хозяйственных обществ), являющегося собственником ее имущества (учредителем, участником);
аудиторской организацией в отношении аудируемых лиц (в том числе их филиалов, представительств и иных обособленных подразделений, а также дочерних и зависимых хозяйственных обществ), для которых эта аудиторская организация является собственником имущества (учредителем, участником);
аудиторской организацией в отношении аудируемых лиц, имеющих общего (общих) с этой аудиторской организацией собственника имущества (учредителей, участников);
аудиторской организацией, аудитором - индивидуальным предпринимателем в отношении аудируемых лиц, являющихся страховыми организациями, с которыми этими аудиторской организацией, аудитором - индивидуальным предпринимателем заключены договоры страхования ответственности за нарушение договора оказания аудиторских услуг и (или) ответственности за причинение вреда имуществу других лиц в результате осуществления аудиторской деятельности;
аудиторской организацией, аудитором - индивидуальным предпринимателем, оказавшими аудируемому лицу услуги по ведению, восстановлению бухгалтерского и (или) иного учета, составлению бухгалтерской (финансовой) и (или) иной отчетности, за период ведения, восстановления бухгалтерского и (или) иного учета, составления бухгалтерской (финансовой) и (или) иной отчетности.
Стоимость аудиторских услуг и порядок их оплаты определяются договором оказания аудиторских услуг и не могут зависеть от содержания выводов, которые могут быть сделаны в результате оказания аудиторских услуг.
87. Принципы аудита.
При проведении аудита аудиторские организации (аудиторы) обязаны соблюдать принципы профессиональной этики, которые включают в себя:профессиональную компетентность;независимость;конфиденциальность;честность и объективность;профессиональное поведение;добросовестность.
Профессиональная компетентность заключается в том, что аудитор обязан обладать необходимой профессиональной квалификацией, позволяющей ему обеспечивать качественное проведение аудита. Аудитор не должен оказывать аудируемым лицам каких-либо услуг, если он не обладает достаточной квалификацией в данной области или не уверен в правильности своих рекомендаций. Работая с аудируемым лицом, аудитор обязан использовать все свои знания и опыт и быть в курсе последних изменений законодательства в области бухгалтерского учета, налогообложения и других вопросов, касающихся деятельности аудируемого лица.
Независимость заключается в том, что никакие государственные органы, заказчики аудита и любая третья сторона не вправе вмешиваться в профессиональную деятельность аудиторской организации (аудитора) при проведении ими аудита, а также в отсутствии у аудиторской организации (аудитора) финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтересованности, которая может повлиять на объективность профессионального суждения.
Конфиденциальность заключается в обеспечении аудиторской организацией (аудитором) сохранности документов, получаемых или составляемых в ходе аудита, в отказе от передачи их третьим лицам без согласия аудируемого лица и неразглашении содержащихся в них сведений, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством РБ или оговоренных договором. Соблюдение принципа конфиденциальности обязательно.
Честность и объективность заключаются в соблюдении аудитором общих норм морали, а также в применении непредвзятости и беспристрастности при составлении аудиторского заключения.
Профессиональное поведение заключается в соблюдении приоритета общественных интересов, а также в том, что аудитор не должен совершать действия, дискредитирующие его профессию.
Добросовестность заключается в обязательности оказания аудитором профессиональных услуг с должной тщательностью, внимательностью, оперативностью и надлежащим использованием своих способностей. Принцип добросовестности подразумевает усердное и ответственное отношение аудитора к своей работе, но не должен трактоваться как гарантия безошибочности в аудиторской деятельности.
88. Планирование аудиторской проверки.
Планирование аудита - разработка общей стратегии и составление детального плана применительно к ожидаемому характеру, срокам и объему аудиторских процедур.
Процесс планирования включает в себя: предварительное планирование; разработку общей стратегии аудита; составление плана аудита; внесение изменений в план в ходе аудита; осуществление руководства и контроля; документирование действий, связанных с составлением и изменениями стратегии и плана аудита.
Общая стратегия аудита - документально оформленные основные решения аудиторской организации по предполагаемому объему аудита, временным рамкам его проведения и основным направлениям работы.
Разработка общей стратегии аудита на основе результатов предварительного планирования включает:
- установление характеристик аудиторского задания, влияющих на его объем;
- определение итоговых и промежуточных документов по результатам аудита и сроков их предоставления;
- рассмотрение важных факторов, которые оказывают влияние на ход аудита, а именно:
· установленный уровень (уровни) существенности;
· участки бухгалтерского учета и отчетности, наиболее подверженные риску существенных искажений;
· предварительная оценка эффективности системы внутреннего контроля аудируемого лица;
· специфические особенности деятельности аудируемого лица и его бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Документально оформленная общая стратегия аудита отражает лишь общий объем, сроки и порядок проведения аудита. На ее основе разрабатывается план аудита, который должен подробно раскрывать:
1. характер, сроки и объем запланированных процедур оценки рисков;
2. объем запланированных аудиторских процедур проверки по существу по каждому существенному классу операций, сальдо счетов и раскрытию информации в отчетности.
План аудита - документ, составляемый аудиторской организацией и содержащий описание характера, сроков и объемов аудиторских процедур.
Планирование аудита должно проводиться аудиторской организацией (аудитором) в соответствии с общими принципами проведения аудита и принципами планирования, такими, как:
принцип комплектности предполагает обеспечение взаимоувязки и согласованности всех этапов планирования;
принцип непрерывности аудита выражается в установлении сопряженных заданий группе аудиторов и увязке этапов планирования по срокам и по структурным подразделениям заказчика;
принцип оптимальности предполагает возможность выбора оптимального вариант общего плана и программы аудита на основании критериев, определенных аудиторской организацией (аудитором).
Для эффективного планирования аудита аудиторская организация (аудитор) должна согласовать с заказчиком основные организационные вопросы, связанные с проведением аудита, до заключения договора о проведении аудита.
89. Виды аудиторских доказательств.
Аудиторские доказательства – это информация, имеющаяся в распоряжении аудитора и позволяющая ему сделать выводы, выразить профессиональное суждение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Для обоснованного выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудитор должен получить достаточные аудиторские доказательства на основе независимых процедур, таких как:
- детальная документальная проверка правильности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам;
- анализ отчетности и состояния системы внутреннего контроля.
Аудиторские доказательства отражают содержание части информации, имеющейся на предприятии. Аудиторские доказательства могут быть внутренними, внешними и смешанными.
Внутренние аудиторские доказательства – информация, полученная от субъекта в письменном или устном виде.
Внешние аудиторские доказательства – информация, полученная от третьей стороны в письменном виде.
Смешанные аудиторские доказательства – информация, полученная от субъекта в письменном или устном виде и подтвержденная третьей стороной в письменном виде.
Аудиторские доказательства должны быть получены по каждому разделу бухгалтерской отчетности. Аудиторские доказательства относительно одного утверждения не восполнит недостаток доказательств относительно другого утверждения.
Источниками получения аудиторских доказательств являются:
· первичные документы субъекта;
· регистры бухгалтерского учета субъекта;
· бухгалтерская (финансовая) отчетность субъекта;
· результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности субъекта;
· сопоставление различных документов субъекта, а также документов субъекта с документами третьих лиц;
· результаты инвентаризации имуществасубъекта.
Аудиторское доказательство более убедительно, если разноплановые доказательства, полученные от различных источников, не противоречат друг другу. Если аудиторские доказательства, полученные из одного источника, непоследовательны и не соответствуют полученным доказательствам из другого источника, то может возникнуть необходимость выполнить дополнительные процедуры проверки для устранения такой непоследовательности.
Когда аудитор обоснованно сомневается по какому-либо существенному утверждению одного из разделов бухгалтерской (финансовой) отчетности, он должен попытаться получить достаточные сведения (аудиторские доказательства) для устранения такого сомнения. Если достаточную и достоверную информацию получить не удается, то аудитор должен составить отрицательное заключение или отказаться от составления заключения.
90. Подготовка аудиторского заключения.
Аудиторское заключение– официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленный по результатам аудита и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или аудитора – индивидуального предпринимателя о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого лица и соответствии совершенных им финансовых (хозяйственных) операций законодательству.
Форма, структура и порядок предоставления аудиторского заключения определены в правиле аудиторской деятельности «Аудиторское заключение по бухгалтерской отчетности».
Аудиторское заключение должно содержать: общие сведения об аудируемом лице и аудиторской организации; вводную часть; часть, описывающую объем аудита; итоговую часть с выражением аудиторского мнения; подписи сторон.
В части, описывающей объем аудита дается ссылка на нормативные правовые акты, в соответствии с которыми проводился аудит; указывается на способ проведения аудита и его содержание; дается оценка принципов и методов бухгалтерского учета и порядка подготовки бухгалтерской отчетности аудируемого лица и другая, необходимая информация, предусмотренная Правилом.
В итоговой части, содержащей аудиторское мнение, должно быть указано на соответствие порядка ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности аудируемого лица основным принципам и методам, установленным законодательством, а также на достоверность отражения в бухгалтерской отчетности финансового положения и результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица за проверенный период, если аудиторской организацией не получены достаточные и убедительные доказательства обратного.
Аудиторское заключение должно иметь дату его подписания, после которой в него могут быть внесены изменения, не оговоренные с аудируемым лицом.
По результатам проведенного аудита бухгалтерской отчетности организации аудитор должен выразить мнение о достоверности этой отчетности в форме: безусловно положительного, условно положительного, отрицательного аудиторского заключения, либо отказаться в аудиторском заключении от выражения своего мнения.
Аудиторская организация не должна выражать безусловно положительное аудиторское мнение, если существует хотя бы одно обстоятельство, которое в соответствии с суждением аудиторской организации оказывает или может оказать существенное влияние на достоверность отчетности.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 281.